А когда другой брат огорчился, Господь утешил его, уврачевав духовно: " Сын мой! ты всегда со мною, и все мое твое, а о том надобно было радоваться и веселиться, что брат твой... был мертв и ожил, пропадал и нашелся " (Лк 15, 31-32). И ты, брат, сподобившись милости, не презирай ее, но подражай покаявшемуся и вернувшемуся сыну. Припади к отцу твоему со смирением, исповедай ему свое прегрешение ради истины и говори без притворства: " Отче! я согрешил против неба и пред тобою и уже недостоин называться сыном твоим, прими меня в число наемников твоих " (Лк 15,18-19). С этим умилением и болью припади к нему и, получив прощение, береги себя впредь, со страхом и смиренномудрием работай Господу все дни жизни твоей, памятуя о полученных тобой благодеяниях. Не так, чтобы некоторое время проявлять смирение и покорность, а потом весьма скоро нагло и бесстыдно лениво ходить на богослужения и на всенощные бдения. Нельзя сегодня благодарить за трапезу, а завтра поносить повара и трапезария. Вспомни слова Пророка: " Я ем пепел, как хлеб " (Пс 101, 10). Вспомни об уксусе и желчи, которые вкушал ради нас Владыка. И с благодарностью ешь все, что дают. Говоря кратко, нельзя сначала смириться, проявить воздержание, благоговение и всякую другую добродетель, а потом предаться невоздержанию и безразличию ко всему, потому что в таком случае ты можешь навлечь на себя страшный гнев за то, что, получив прощение, презрел своего благодетеля. Тогда ты будешь отсечен, как загнившая, неизлечимо больная часть тела, и впредь не получишь возможности для покаяния и исправления. Об этом нас предупреждал Господь: " Вот, ты выздоровел; не греши больше, чтобы не случилось с тобой чего хуже " (Ин 5,14). Со страхом Божиим постоянно работай ради своего спасения, чтобы восстать после прежнего поражения и удостоиться радости от Господа твоего вместе со всеми благоугодившими Ему. 9. Если брат, не выдержав брань, уйдет из монастыря, а ты отправишься на его поиски, то, найдя его, мирно поговори с ним, чтобы не прибавить к его страданиям новую боль. " Наблюдай каждый за собою, чтобы не быть искушенным " (Гал 6,1).

http://predanie.ru/book/67875-evergetin/

Кроме того, имеет место и магия. Хотим мы об этом говорить или нет, она есть, и ее присутствие ощущается все сильней. Священное Писание и жития святых, например св. Киприана, говорят нам об этом, а также указывают нам на единственную спасительную защиту - это покаянное возвращение под крыло Церкви. В книге, которую издал наш монастырь, есть несколько свидетельств о страданиях от магии. - Большинство приходящих приходят и просят «однократной» помощи или больше таких, кто много раз или часто прибегают к святыне? - К сожалению, все же больше тех, которые приходят один раз и больше не возвращаются. Иногда даже будучи не крещенными, они ищут помощи и в других местах, идут искать помощи у какого-нибудь «биоэнегретика» - « на всякий случай». Не имеют в себе веры, и думают, что им необходимо еще что-то, чего нет в Церкви. По неизглаголанной милости Божией часто и они получают исцеление, но редко после этого перерождаются для жизни во Христе и возвращаются к старому образу жизни, так что к ним рано или поздно возвращаются и старые болезни. Когда Господь исцелил расслабленного при купальне Вифезда, то сказал ему: «Вот, ты выздоровел; не греши больше, чтобы не случилось с тобою чего хуже».(Ин. 5.14). Есть и такие, которые постоянно приходят в храм, но не потому, что хотят жить литургической жизнью, а для того чтобы защититься от магии. Тот в ком действительно рождается вера, тот пробуждается для истин Евангелия, тот и приходит на богослужения и принимает Святые Тайны, и читает Священное Писание, и слушает своего пастыря, и творит дела милосердия. И все, что с ним случается, болезнь или выздоровление, беды и радости, принимает со смирением пред Богом, уподобляясь праведному Иову. -В Евангелии мы читаем, что из десяти исцеленных прокаженных только один вернулся поблагодарить Христа за исцеление. Как обстоит дело с исцелениями у чудотворной Лепавинской иконы? - И сегодня, как и тогда, Господь вопрошает: «Где же девять?» Только и всякий из нас должен спросить сам себя, нерестанно ли он благодарит Господа за милости, которые Он нам посылает ежедневно, благодарит ли Он Бога от всей души и всего сердца за Его бесчисленные дары.

http://pravoslavie.ru/orthodoxchurches/p...

Что хуже Манассии? Что, с другой стороны, блаженнее Соломона? И, однако, первый смог умилостивить Бога, а последний, предавшись сну, пал. Потому и Исав не получил прощения, что не раскаялся как следовало: его слезы были слезами не покаяния, а обиды и гнева. Покаялся и Иуда (но не по-надлежащему), потому что удавился. Если же хочешь видеть истинное покаяние, посмотри на покаяние Петра после отречения. Так как он, вероятно, высоко думал о себе, сознавая, что любит Христа больше других, то, выйдя вон, плакал горько; а кроме того, подвергал себя после этого бесчисленным опасностям. Покаялся и блаженный Давид, говоря: " каждую ночь омываю ложе мое, слезами моими омочаю постель мою " (Пс. 6:7), и давно совершенный грех, после стольких лет, после стольких поколений, оплакивал как бы только что случившийся. Кающийся должен не гневаться и не сердиться, а сокрушаться как виновный, как не имеющий дерзновения, как осужденный, который должен получить спасение по одной только милости, как человек, оказавшийся неблагодарным к благодетелю, отверженный и достойный бесчисленных наказаний. Итак, пусть ни проводящий жизнь на сцене не отчаивается, ни служащий в церкви не полагается на себя, так как последнему говорит Бог: " кто думает, что он стоит, берегись, чтобы не упасть " (1 Кор. 10:12), а первому: " разве, упав, не встают? " (Иер. 8:4). Один должен хранить то, что имеет, другой стать тем, что он не есть; один должен беречь здоровье, другой освободиться от недуга, потому что он страдает им. Одному, следовательно, Он говорит: " вот, ты выздоровел; не греши больше, чтобы не случилось с тобою чего хуже " (Ин. 5:14), а другому: " хочешь ли быть здоров? " восстав, " возьми постель твою " и иди в дом твой (ст. 6, 8). Хотя бы ты тридцать восемь лет страдал недугом, как тот расслабленный, но если захочешь стать здравым, - никто не воспрепятствует; только пожелай восстать, только вступи на путь, ведущий сюда, и скоро достигнешь успеха; не заключай лишь дверей, не заграждай входа. Кратко настоящее время, невелик труд; но если бы даже он был и велик, то и в таком случае не следовало бы падать духом.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=682...

Господь сказал бывшему расслабленному: «Вот, ты выздоровел; не греши больше, что бы не случилось с тобою чего хуже». Если человек, пребывающий в таком здоровом духовном состоянии, будет грешить, то с ним случится еще худшее, чем то, что было до исцеления. Человек, познавший благодать и имеющий ее, но пренебрегающий ею, не прибегая помощи благодати во время искушения, испытания, скорби, потеряет ее, и с ним будет нечто гораздо худшее, чем было до того, как он покаялся, до его духовного исцеления. Из жизни угодников Божиих мы знаем такие случаи. Например, преподобный Иаков Отшельник, имевший дар чудотворения, впал в блуд и убийство, потому что посчитал, что уже не способен падать. Можно привести много других примеров. Иаков Отшельник согрешил делом, а один другой подвижник, имевший великую благодать, потерял ее, сказав слова осуждения. Он подвизался в одной местности, а потом переселился в другую. Однажды, по прошествии долгого времени, к нему пришел монах из той местности, где он жил раньше. Подвижник стал расспрашивать его, как живут братья, известные ему, и, узнав об одном из них, что тот оставил монашество и женился, сказал пришедшему: «Худо он сделал». За эти слова Божественная благодать оставила его, и он потом десятки лет проводил в подвиге, чтобы вернуть ее. Вот и другой случай: два родных брата подвизались в пустыне. Один из них наблюдал за другим из окна своей кельи и увидел, что тот, как будто заметив что-то вдали от кельи, вдруг перепугался, перекрестился, быстро забежал в свою келью, закрылся. Первый брат решил посмотреть, что же его напугало, и обнаружил кучу золота «Зачем он убежал, — подумал брат, — нехорошо он поступил, ведь можно было взять это золото и на него построить монастырь, много добра сделать, раздать милостыню». Он взял золото, и тогда благодать Божия его оставила, и ему было откровение: «За то, что ты осудил своего брата, ты более в земной жизни не увидишь его, и тебе понадобится много лет, чтобы вернуть прежнюю благодать. А брат твой как нестяжательный монах поступил совершенно правильно». И подвижник этот многие годы жестоко подвизался, чтобы вернуть себе благодать, которую он потерял за осуждение родного брата. Вот как бывает с людьми уже духовными, если они впадают в такие грехи, как гордость и презрение ближних. Иногда делом, иногда мыслью, но они обязательно падают.

http://bible.predanie.ru/evangelyskoe-ch...

Господь сказал бывшему расслабленному: «Вот, ты выздоровел; не греши больше, чтс бы не случилось с тобою чего хуже». Если человек, пребывающий в таком здоровом ном состоянии, будет грешить, то с ним случится еще худшее, чем то, что было до исцеления. Человек, познавший благодать и имеющий ее, но пренебрегающий ею, не прибегая помощи благодати во время искушения, испытания, скорби, потеряет ее, и с ним буде нечто гораздо худшее, чем было до того, как он покаялся, до его духовного исцеления. И жизни угодников Божиих мы знаем такие случаи. Например, преподобный Иаков Отшельник, имевший дар чудотворения, впал в блуд и убийство, потому что посчитал, что уже не способен падать. Можно привести много других примеров. Иаков Отшельник согреши, делом, а один другой подвижник, имевший великую благодать, потерял ее, сказав слов» осуждения. Он подвизался в одной местности, а потом переселился в другую. Однажды по прошествии долгого времени, к нему пришел монах из той местности, где он жил раньше. Подвижник стал расспрашивать его, как живут братья, известные ему, и, узнав об од ном из них, что тот оставил монашество и женился, сказал пришедшему: «Худо он сделал» За эти слова Божественная благодать оставила его, и он потом десятки лет проводил подвиге, чтобы вернуть ее. Вот и другой случай: два родных брата подвизались в пустыне Один из них наблюдал за другим из окна своей кельи и увидел, что тот, как будто заметишь что-то вдали от кельи, вдруг перепугался, перекрестился, быстро забежал в свою келью закрылся. Первый брат решил посмотреть, что же его напугало, и обнаружил кучу золота «Зачем он убежал, — подумал брат, — нехорошо он поступил, ведь можно было взять это золото и на него построить монастырь, много добра сделать, раздать милостыню». Он взял золото, и тогда благодать Божия его оставила, и ему было откровение: «За то, что ты осудил своего брата, ты более в земной жизни не увидишь его, и тебе понадобится много лет. чтобы вернуть прежнюю благодать. А брат твой как нестяжательный монах поступил совершенно правильно». И подвижник этот многие годы жестоко подвизался, чтобы вернуть себе благодать, которую он потерял за осуждение родного брата. Вот как бывает с людьми уже духовными, если они впадают в такие грехи, как гордость и презрение ближних. Иногда делом, иногда мыслью, но они обязательно падают.

http://azbyka.ru/propovedi/evangelskie-p...

Хотя мы сказали, что искушение бывает двояким, т.е. в счастье и несчастье, однако нужно знать, что все люди искушаются по трем причинам: по большей части для испытания, иногда для исправления, нередко для наказания за грехи. Для испытания искушаемы были блаженный Авраам, Иов и многие святые, переносившие, как известно, бесчисленные скорби. Сюда же относится то, что во Второзаконии Моисей говорит народу: «и помни весь путь, которым вел тебя Господь, Бог твой, по пустыне, вот уже сорок, лет, чтобы смирить тебя, чтобы испытать тебя и узнать, что в сердце твоем, будешь ли хранить заповеди Его, или нет» ( Втор 8, 2 ); и то, что говорится в псалме: «Я услышал тебя, при водах Меривы испытал тебя» ( Пс 80, 8 ); и к Иову: «ты хочешь ниспровергнуть суд Мой, обвинить Меня, чтобы оправдать себя?» ( Иов 40, 3 ). Для очищения Господь искушает праведников Своих за некоторые малые и легкие грехи и для уничтожения высокого их мнения о чистоте своей, дабы, очистив их от всякой скверны помыслов, говоря словами пророка: «как в щелочи очищу с тебя примесь» ( Ис 1, 25 ), представить их в день будущего испытания подобными чистому золоту, не имеющими в себе ничего, что служило бы пищею искушающему судному огню и требовало бы мучительного очищения его. В этом смысле сказано: «много скорбей у праведного» ( Пс 33, 20 ); также: «не пренебрегай наказания Господня, и не унывай, когда Он обличает тебя. Ибо Господь, кого любит, того наказывает; бьет же всякого сына, которого принимает. Если вы терпите наказание, то Бог поступает с вами, как с сынами. Ибо есть ли какой сын, которого бы не наказывал отец? Если же остаетесь без наказания, которое всем обще, то вы незаконные дети, а не сыны» ( Евр 12, 5–8 ); и в Апокалипсисе говорится: «кого Я люблю, тех обличаю и наказываю» ( Апок 3, 19 ). К таковым, под образом Иерусалима, пророк Иеремия от лица Божия простирает следующее слово: «Я совершенно истреблю все народы, среди которых рассеял тебя, а тебя не истреблю; Я буду наказывать тебя в мере» ( Иер 30, 11 ). Об этом спасительном очищении молится Давид: «искуси меня, Господи, и испытай меня» ( Пс 25, 2 ). Понимая пользу этого искушения, пророк Иеремия также взывает: «наказывай меня, Господи, но по правде, не во гневе» ( Иер 10, 24 ); и пророк Исайя говорит: «славлю тебя, Господи; Ты гневался на меня, но отвратил гнев Твой и утешил меня» ( Ис 12, 1 ). В-третьих, человек подвергается ударам искушения в наказание за грехи; таким поражением Господь угрожает народу израильскому: «и пошлю на них зубы зверей и яд ползающих по земле» ( Втор 32, 24 ); также: «вотще поражал Я детей ваших: они не приняли вразумления» ( Иер 2, 30 ). Также в псалмах говорится: «много скорбей нечестивому» ( Пс 31, 10 ), и в Евангелии: «вот ты выздоровел; не греши больше, чтобы не случилось с тобой чего хуже» ( Ин 5, 14 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kassian_...

Болезнь имеет три причины: 1 . Наказание за грехи. «Потом Иисус встретил его в храме и сказал ему: вот, ты выздоровел; не греши больше, чтобы не случилось с тобою чего хуже» ( Ин. 5, 14 ). 2 . Свидетельство могущества Господа. «Ученики Его спросили у Него: Равви! кто согрешил, он или родители его, что родился слепым? Иисус отвечал: не согрешил ни он, ни родители его, но [это для] [того], чтобы на нем явились дела Божии» ( Ин. 9, 2–3 ); «Господь сказал: кто дал уста человеку? кто делает немым, или глухим, или зрячим, или слепым? не Я ли Господь?» ( Исх. 4, 11 ). 3 . Спасение человека. Об этом рассказывает Книга Иова многострадального. Бог учит человека как тренер: не жестоко, так как кратковременно и для нашего блага и спасения. Подчинение жены мужу – следствие первородного греха. «Жене сказал: умножая умножу скорбь твою в беременности твоей; в болезни будешь рождать детей; и к мужу твоему влечение твое, и он будет господствовать над тобою» ( Быт. 3, 16 ). То, что труд не приносит человеку радости, – следствие первородного греха. «В поте лица твоего будешь есть хлеб, доколе не возвратишься в землю, из которой ты взят, ибо прах ты и в прах возвратишься» ( Быт. 3, 19 ). Почти все формы общественных связей – следствие первородного греха. Могла ли быть борьба за существование в раю? Нет. Богатство и бедность могли быть в раю? Нет. Разделение на классы, на родовитых – неродовитых, аристократию – плебеев, образованных – необразованных. Все эти понятия в раю невозможны. Все научены Богом, поэтому образования нет, все имеют перед своими очами прародителя Адама, поэтому разницы в происхождении нет. Нет болезни, потому что нет наказаний. Нет труда. Вся наша система общественных взаимоотношений восходит к грехопадению. Какие язычники погибнут, а какие – спасутся? Об этом подробно говорится в первых трех главах послания апостола Павла к Римлянам ( Рим 1, 16 – 3, 26 ). Этот текст очень большой, но он ключевой в вопросе о том, кто спасется, а кто погибнет: «Ибо я не стыжусь благовествования Христова, потому что [оно] есть сила Божия ко спасению всякому верующему, во-первых, Иудею, [потом] и Еллину» ( Рим. 1, 16 ). Спасение – всякому поверившему: во-первых, иудею, потому что иудеям было обещано спасение (через закон), а под еллином подразумеваются не греки, а все язычники. «Ибо открывается гнев Божий с неба на всякое нечестие и неправду человеков, подавляющих истину неправдою» ( Рим. 1, 18 ). Апостол Павел начинает свою проповедь не со слов о Боге или великой любви. Он не говорит, что мы должны проповедовать высокую терпимость Господа, он говорит, что открывается гнев Божий. Для апостола Павла не существует людей, которые не знают истину. Грешник – это тот человек, который задавил в себе Истину.

http://azbyka.ru/otechnik/Daniil_Sysoev/...

Зачем же ты смотришь на священника как на предвестника смерти? Неужели покаяние и приобщение Святых Таин имеют губительную силу умерщвлять? Грех об этом и подумать! Болезнями часто Бог наказывает человека за грехи, а покаяние нередко возвращает здравие человеку . Манассии – царю Израильскому – Бог обещал чрез пророка здравие, если Манассия раскается в своих грехах; раскаялся Манассия в своих грехах и исцелился. Сам Спаситель, исцеляя больных, прежде всего отпускал им грехи как причины болезни. Так, Он, исцеляя больного, расслабленного жилами, прежде всего отпустил ему грехи, потом уже исцелил; сначала сказал: «Чадо! прощаются тебе грехи твои» потом «Встань, возьми постель твою, и иди в дом твой»; тоже сказал другому, 38-летнему недужному, исцелив его от недуга расслабления: «Вот, ты выздоровел; не греши больше, чтобы не случилось с тобою чего хуже». Если раскаяние во грехах бывает причиною не болезни и смерти, а жизни и здоровья, то тем паче приобщение Святых Таин. Не сам ли ты читаешь за священником: «Да не в суд или осуждение будет мне причащение Святых Твоих Таин, Господи, но во исцеление души и тела? " Нет, православные христиане, не опасайтесь во время своей болезни приглашать священника для исповеди и приобщения Святых Тела и Крови Христовых; чрез это видимо иногда обнаруживалась чудодейственная сила Божия, исцеляющая больных. Для примера расскажем вам, что пишется в житии св. Алипия («Четьи-Минеи», житие св. Алипия, авг. 17). «Был некто в Киеве человек богатый, который страдал самою тяжкою болезнию – проказою. Долго лечившись у врачей, он не получил никакой пользы Тогда один из друзей его посоветовал ему идти в Киево-Печерский монастырь и просить преподобных отцов печерских Антония и Феодосия, чтоб их молитвами подал Бог ему здравие. Больной, вынужденный усиленными просьбами своего друга, хотя и пошел в обитель Печерскую, но не вполне верил в силу молитв преп. Антония и Феодосия. Как скоро он представлен был игумену обители печерской, игумен велел напоить его и умыть ему лицо и голову водою из колодезя преп.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Какой поток? Слушай, что говорит Бог чрез Исаию: «вот, Я направляю к нему мир как реку, и богатство народов – как разливающийся поток для наслаждения вашего» ( Ис. 66:12 ). Река – для верующих, поток – для противящихся. И вышла как поток для противящихся. И сделалась потоком потопляющим та вода. Смотри, как объясняется дар. Какое имеет действие эта вода? Пророк говорит: «когда я пришел назад, и вот, на берегах потока много было дерев по ту и другую сторону. И сказал мне: эта вода течет в восточную сторону земли, сойдет на равнину и войдет в море; и воды его сделаются здоровыми» ( Иез.47:7–8 ). Почему – вода исцеляющая? Потому что она приносит здоровье. «Вот, ты выздоровел; не греши больше, чтобы не случилось с тобою чего хуже» ( Ин.5:14 ). «И всякое живущее существо, пресмыкающееся там, где войдут две струи, будет живо; и рыбы будет весьма много, потому что войдет туда эта вода, и воды в море сделаются здоровыми, и, куда войдет этот поток, все будет живо там» ( Иез.47:9 ). Какие рыбы? Многие народы. «Идите за Мною, и Я сделаю вас ловцами человеков» ( Мф.4:19 ). «Как в большом море, рыбы будет весьма много» ( Иез.47:10 ). Это значит пришествие Христа соберет все народы вселенной, подобно рыбам в великом море. Сколько имел мир, столько получила Церковь . «Будут расти всякие дерева» (опять возвращаюсь к словам пророка) «по берегам его, с той и другой стороны», и оживотворит воды и сделает здоровыми. «И плоды на них не будут истощаться» ( Иез.47:12 ). Когда проповедуется Христос, вно­сится светильник. Обыкновенно и пророки возжигают светильник Хри­сту, как говорит, например Давид: «приготовил Я светильник помазанному Моему " ( Пс.131:17 ). Чувственный светильник отвлек наше внимание. Но ты обрати светильник на то, о чем сейчас говорится: «на берегах потока много было дерев по ту и другую сторону, и плоды на них не будут истощаться» ( Иез.47:7, 12 ). Не старых деревьев был плод, а новых. Новые, говорит, деревья, новые плоды. «Совлекшись ветхого человека с делами его и облекшись в нового» ( Кол.3:9–10 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust...

Хотя бы ты подавал милостыни, хотя бы вел трезвую жизнь, хотя бы постился, но ты преступнее всех, если завидуешь брату своему. Это очевидно из следующего: у коринфян некто впал в любодеяние, но, будучи обличен, скоро исправился; Каин позавидовал Авелю и не исправился, но даже, когда Бог непрестанно напоминал ему о его болезни, он еще более мучился завистью, раздражался и устремлялся на убийство. Так нет ничего упорнее этой страсти, и не легко она уступает врачеванию, если мы не будем внимательны. Потому исторгнем ее из себя с корнем, представляя себе то, что как мы оскорбляем Бога, завидуя чужому добру, так благоугождаем Ему, сорадуясь другим, и себя делаем участниками благ, уготованных людям добродетельным. Потому и Павел увещевает радоваться с радующимися и плакать с плачущими, чтобы от того и другого получить нам великую пользу (Рим. 12:15). Итак, помня, что, хотя бы мы сами и не трудились, а только сочувствовали трудящемуся, мы можем разделять с ним венцы его, оставим всякую зависть и насадим в душах наших любовь, чтобы, сорадуясь благополучию братьев наших, мы могли сподобиться благ настоящих и будущих, благодатью и человеколюбием Господа нашего Иисуса Христа, через Которого и с Которым Отцу, со Святым Духом, слава ныне и присно, и во веки веков. Аминь. БЕСЕДА 38 «Потом Иисус встретил его в храме и сказал ему: вот, ты выздоровел; не греши больше, чтобы не случилось с тобою чего хуже » (Ин. 5:14).   1. Бог наказывает тело за грехи души. — Большая часть болезней происходит от греха. — 2 и 3. Признание расслабленного. — Иисус Христос сравнивает себя с Богом Отцом и объявляет Себя равным Ему. — 4. Совершенное равенство и совершенное единство Отца и Сына. — Против честолюбия и страсти превозноситься над другими. — Нужно избегать тщеславия и производимых им зол и искать славы, исходящей от Бога. — Различие славы человеческой от славы Божией.   1. Тяжкое зло — грех, зло и пагуба для души; а слишком усиливаясь, это зло часто касается и тела. Мы остаемся бесчувственными, когда в нас сильно страждет душа, а когда тело получает хотя малое повреждение, то употребляем все усилия, чтобы излечить его от недуга, потому что чувствуем боль.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=682...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010