Господь Сам стал для расслабленного Симоном из Кирены. Он просто, так просто, как может только Бог, сказал: «Встань, возьми постель твою и ходи», — и больной тотчас выздоровел. И осталась бы эта история одним из бесчисленных свидетельств о чудесах Бога на земле, если бы не человеческое, слишком человеческое продолжение. Христос исцелил расслабленного в субботу. А евреи чтили закон и даже Богу не могли позволить его нарушить. Они стали искать Того, Кто посмел исцелить в субботу, ведь этот исцеленный не запомнил своего Врача. Но Господь Сам подошел к нему в храме и сказал: «Вот, ты выздоровел; не греши больше, чтобы не случилось с тобой чего хуже» (Ин 5:14). Много столетий до этого, когда не было ни купальни, ни Иерусалима, и некому было чтить субботу, уже звучали похожие слова: если не делаешь доброго, то у дверей грех лежит; он влечет тебя к себе, но ты господствуй над ним (Быт 4:7). Так Господь увещевал Каина, но Каин остался глух, и земля снова была проклята за то, что отверзла уста свои принять кровь брата (Быт 4:11). Евангелие от Иоанна приводит множество свидетельств личного и очень деликатного обращения Христа к собеседникам. Он говорит Нафанаилу нечто таинственное, что понимает лишь сам Апостол: когда ты был под смоковницею, Я видел тебя (Ин 1:48), и мы никогда не узнаем, что же Спаситель имел в виду. Необычайно глубоки и как-то по-особому бережны беседы Христа с Никодимом и самарянкой . И здесь мы видим, что Господь очень осторожно уговаривает расслабленного не грешить. И что же сделал этот человек? Тут же донес на Христа иудеям. Предал своего Благодетеля. Церковная история сообщает, что этот самый исцеленный позже был в числе тех, кто истязал Христа перед Распятием. Не греши больше, чтобы не случилось с тобой чего хуже (Ин 5:14). А что может быть хуже, чем пролежать в болезни целую жизнь — 38 лет? Он страдал почти четыре десятилетия, но вот уже более двух тысячелетий поминается его неблагодарность. Неблагодарность как болезнь души хуже всякой телесной болезни, потому что страдающий телом всё же остается человеком, но у кого нет сердца человека — благодарного сердца, — тот может ли оставаться человеком?

http://pravmir.ru/v-nedelyu-o-rasslablen...

Вопрос 1: Если мы хотим быть людьми чистыми, то зачем нам церемониться с «грязными»? Фото: Ulf Bodin      Иисус Христос — единственный представитель человечества, не имевший в себе даже тени какого-либо греха. Ведь грех — это нарушение Божьей воли. А Богочеловек Иисус полностью подчинил Свою человеческую волю — воле божественной. В Нем не было ни единой мысли, ни единого чувства, слова или действия, нарушавшего волю пославшего Его Отца. И потому абсолютно все люди в сравнении с Иисусом из Назарета являются грешниками, независимо от глубины своего падения или высоты своей праведности. Людям свойственно сравнивать друг друга, выявлять — кто лучше, кто хуже, меряться достижениями, выстраивать различные шкалы ценностей, на которых праведники — где-то на недосягаемом верху, в сияющих эмпиреях, а грешники — в грязи и мраке самых нижних слоев. Но для безгрешного Иисуса Христа любая такая шкала снизу доверху будет заполнена одними лишь отпавшими от Бога, страдающими от этого отпадения, несчастными, потерявшимися детьми. Среди которых острее всего нуждаются в помощи как раз самые «плохие» по нашим человеческим меркам. Одна из самых запоминающихся категорий грешников, упоминаемых в Евангелии, — безнадежно больные люди. При чтении эпизодов, где говорится о них, мы обычно проникаемся к ним состраданием и не воспринимаем их как грешников. Однако евангельский текст прямо свидетельствует, что причиной болезни стала их грешная жизнь. Что же делает Иисус, когда видит перед собой такого, искалеченного собственными грехами бедолагу? Гневно хмурит брови? Читает ему нотации о здоровом образе жизни и необходимости следовать заповедям? Призывает соотечественников посмотреть на наглядный пример — до чего грех может довести нормального законопослушного иудея? Нет. Без всяких нравоучений Он исцеляет несчастного и тут же уходит. Лишь при следующей встрече, наедине Иисус говорит исцеленному: — Вот, ты выздоровел; не греши больше, чтобы не случилось с тобою чего хуже (Ин 5:14). То же самое происходит и при общении Иисуса с блудницами-проститутками, с мытарями — вороватыми налоговыми инспекторами на службе у оккупантов-римлян, с другими отбросами иудейского общества, обозначенными в Евангелии общим словом — «грешники». Этих отверженных своим народом людей Иисус не ругает, не осуждает, но ест и пьет с ними за одним столом, общается с ними, принимает от них знаки уважения. Для благочестивых фарисеев кажется немыслимым такое поведение чтимого народом Учителя. Но для воплотившегося Бога их показное благочестие — лишь побелка на камнях, закрывающих вход в погребальную пещеру, наполненную мертвыми костями. Все люди без исключения поражены грехом, всех пришел спасти Иисус. И тот, кто прикрыл свои язвы красивыми одеждами, в Его очах ничем не лучше того, чьи язвы были выставлены на всеобщее позорище.

http://pravoslavie.ru/106387.html

В этом прошении мы молимся об избавления нас от бедствий и страданий физических, от бедствий духовных и от дьявола. Лукавым в Св. Писании называется: а) зло, которого сами причиной: «праведность возвышает народ; а беззаконие – бесчестие народов» ( Притч.14:34 ). – «Потом Иисус встретил его в храме и сказал ему: вот, ты выздоровел; не греши больше, чтобы не случилось с тобою чего хуже» ( Ин.5:14 ). – «Он по делам человека поступает с ним и по путям мужа воздает ему» ( Иов.34:11 ). – «Душа согрешающая, она умрет; сын не понесет вины отца, и отец не понесет вины сына, правда праведного при нем и остается, и беззаконие беззаконного при нем и остается» ( Иез.18:20 ). б) испытания и страдания: «Он (Иов) сказал ей (жене своей): ты говоришь как одна из безумных: неужели доброе мы будем принимать от Бога, а злого не будем принимать? Во всем этом не согрешил Иов устами своими» ( Иов.2:10 ). – «И забыли утешение, которое предлагается вам, как сынам: сын мой! не пренебрегай наказания Господня, и не унывай, когда Он обличает тебя. Ибо Господь, кого любит, того наказывает; бьет же всякого сына, которого принимает» ( Евр.12:5–6 ; Притч.3:11–12 ). – «Все, желающие жить благочестиво во Христе Иисусе, будут гонимы» ( 2Тим.3:12 ). – «И кто не берет креста своего и следует за Мною; тот недостоин Меня» ( Мф.10:38 ). – «Тогда Иисус сказал ученикам Своим: если кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною» ( Мф.16:24 ). – «Блаженны вы, когда будут поносить вас и гнать и всячески неправедно злословить за Меня. Радуйтесь и веселитесь, ибо велика ваша награда на небесах: так гнали и пророков бывших прежде вас». ( Мф.5:11–12 ). в) грех: «Кто делает грех, тот от дьявола, потому что сначала дьявол согрешил. Для сего то и явился Сын Божий, чтобы разрушить дела дьявола» ( 1Ин.3:8 ). г) дьявол: «Вот, диавол будет ввергать из среды вас в темницу, чтобы искусить вас, и будете иметь скорбь дней десять. Будь верен до смерти; и дам тебе венец жизни» ( Откр.2:10 ). – «Восстал сатана на Израиля, и возбудил Давида сделать счисление израильтян» ( 1Пар.21:1 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Христос исцелил расслабленного в субботу. А евреи чтили закон, и даже Богу не могли позволить его нарушить. Они стали искать Того, Кто посмел исцелить в субботу, ведь этот исцелённый не запомнил своего Врача. Но Господь Сам подошёл к нему в храме и сказал: вот, ты выздоровел; не греши больше, чтобы не случилось с тобой чего хуже (Ин 5:14). Много столетий до этого, когда не было ни купальни, ни Иерусалима и некому было чтить субботу, уже звучали похожие слова: если не делаешь доброго, то у дверей грех лежит; он влечет тебя к себе, но ты господствуй над ним (Быт 4:7). Так Господь увещевал Каина, но Каин остался глух, и земля снова была проклята за то, что отверзла уста свои принять кровь брата (Быт 4:11). Евангелие от Иоанна приводит множество свидетельств личного и очень деликатного обращения Христа к собеседникам. Он говорит Нафанаилу нечто таинственное, что понимает лишь сам Апостол: когда ты был под смоковницею, Я видел тебя (Ин 1:48), и мы никогда не узнаем, что же Спаситель имел в виду. Необычайно глубоки и как-то по-особому бережны беседы Христа с Никодимом и самарянкой. И здесь мы видим, что Господь очень осторожно уговаривает расслабленного не грешить. И что же сделал этот человек? Тут же донес на Христа иудеям. Предал своего Благодетеля. Церковная история сообщает, что этот самый исцелённый позже был в числе тех, кто истязал Христа перед Распятием. Не греши больше, чтобы не случилось с тобой чего хуже (Ин 5:14). А что может быть хуже, чем пролежать в болезни целую жизнь — 38 лет? Он страдал почти четыре десятилетия, но вот уже более двух тысячелетий поминается его неблагодарность. Неблагодарность как болезнь души хуже всякой телесной болезни, потому что страдающий телом всё же остается человеком, но у кого нет сердца человека — благодарного сердца, — тот может ли оставаться человеком? “Человека не имам!”, — жаловался расслабленный. “Человека не имам!”, — часто вопием и мы. Нет рядом Симона Киринейского, который помог бы нести мой крест! И как, скажите, после всего этого любить людей? Ведь рядом — никого! Ищу человека, а его нет. Не вижу никого. А если никого не вижу, кого любить? Где же мой ближний? Кто мой ближний? Вспомним, что Спаситель уже отвечал на этот вопрос. Наш Бог-Человеколюбец, Который видит людей и любит их, очень осторожно показал вопрошавшим, что изъян в самом вопросе — не: кто мой ближний? а: кому я ближний? А значит, не: где мой Симон Киринейский? а: кому я — Симон Киринейский?

http://pravmir.ru/propovedi-igumen-savva...

Господи Боже наш, великий в совете и дивный в делах... принимающий слезы всех, находящихся в трудных обстоятельствах, ибо ради этого Ты пришел в образе раба, не пугая нас призраком, но даруя истинное здоровье телу и говоря: «Вот, ты выздоровел, не греши больше». Также Ты исцелил очи (слепого) при помощи брения и, повелев ему умыться, Своим словом вселил в него свет. Ты смущаешь волны противоборствующих страстей, иссушаешь соленое море жизни сей и укрощаешь несущие тяжесть волны страстей. Ты Сам, Царь Человеколюбивый, даровавший нам облечься в одежду светлую, как снег, от воды и Духа, через вкушение от этой воды и окропление ею пошли нам Твое благословение, омывающее скверну страстей... Далее в молитве поминаются Богородица и некоторые святые, после чего следуют прошения о духовных и светских властях, о «ненавидящих и любящих нас», о находящихся в плену и в скорбях. Характерной особенностью молитвы является отсутствие в ней специального прошения об освящении воды. Освящение происходит, таким образом, не через призывание Святого Духа, а через соприкосновение воды с Древом Честного Креста. По окончании этой молитвы и по произнесении священником «Мир всем» читается краткая молитва из чина великого водоосвящения («Приклони, Господи, ухо Твое»), после которой священник трижды погружает в воду крест с пением тропаря «Спаси, Господи, люди Твоя», а затем окропляет святой водой храм и всех предстоящих. Чин завершается пением тропарей Богородице и святым бессребреникам, краткой ектенией, возгласом «Услыши ны, Боже» и молитвой «Владыко многомилостиве», входящей в чин литии на всенощном бдении и в некоторые другие богослужебные чины. В данном случае эта молитва с поминовением святых заменяет собой отпуст. В современной практике Русской Православной Церкви малое водоосвящение совершается в праздник Происхождения Древ (1 августа), на праздник в честь иконы Божией Матери «Живоносный Источник» (в пятницу Светлой седмицы), на преполовение Пятидесятницы. Как правило, малое водоосвящение совершается также на престольный праздник храма. По просьбе верующих малое освящение воды нередко совершается и в другие дни, в том числе и на дому.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

Ясно для нас также, что фарисеи и книжники не оставляли без внимания каждый шаг, каждое слово и действие Иисуса Христа. Везде они искали повода, чтобы обвинить Господа, привлечь к суду и ответственности. Своими чудесами Христос мешал их амбициям, умалял их главенство, ведь вожди иудейские не могли совершать того, что творил на земле Сын Божий. Вот и теперь, хотя они досконально знали, Кто исцелил расслабленного, однако призвали излеченного человека к ответу, обвинив в нарушении субботнего дня: не должно тебе брать постели. Им так хотелось обрести послушного, запуганного совершенным грехом свидетеля перед синедрионом. И потому вожди иудейские спрашивали, как бы выказывая перед обществом свое недоумение: …кто Тот Человек, Который сказал тебе: возьми постель твою и ходи? Не знали? Конечно, знали! Тем не менее, факт исцеления для них ничего не значил! Они требовали одного — соблюдения буквы закона, как положено и предписано. Словно чудеса исцеления совершались постоянно, каждодневно и ежечасно. В сердцах их злоба и ненависть на Господа перебивала все мысли, чувства и помышления. Исцеленный же уклонился от ответа, мотивируя тем, что он Целителя своего не знает. Возлюбленные о Господе братья и сестры! Когда Господь исцелил несчастного расслабленного телесно, Он понял, что тот нуждается не в меньшей степени еще и в другом, более важном, более серьезном исцелении — в исцелении духовном. Потому что, поднявшись с одра своего, встав на окрепшие ноги, он продолжал оставаться в параличе собственной погрязшей в грехах души. Господь, восстановив телесного, земного человека, быстро удаляется от него, чтобы не слышать слов восхищения и благодарности. Спаситель знает, что не за такое исцеление следует благодарить, а за исцеление духовной расслабленности. Неслучайно Господь обретает этого человека в храме и говорит ему: …вот, ты выздоровел; не греши больше, чтобы не случилось с тобой чего хуже. Как же поступает исцеленный расслабленный? Евангелист Иоанн свидетельствует: Человек сей пошел и объявил Иудеям, что исцеливший его есть Иисус.

http://azbyka.ru/propovedi/sijanie-paskh...

  Церковь молится — мы слышим в храмах постоянно это прошение — «о здравии и спасении», не отделяя одно от другого. Увы, многие молящиеся отделяют. И в этом, наверное, коренная причина всех наших бед. Разве не говорит Господь каждому исцеленному: «Вот, ты выздоровел; не греши больше, чтобы не случилось с тобою чего хуже»? В то же время больные обращаются за помощью не только в Церковь, но и к врачам. Л.И. Рогова, г. Псков С точки зрения медицины, мы говорим об исцелении, когда констатируем, что жалобы, симптомы, разного рода отклонения исчезли. Больного ничего не беспокоит, врач не находит признаков болезни. Но исцеление не всегда возможно. Следует даже сказать, оно бывает только время от времени. Медицина может только подлатать. Речь идет прежде всего о выяснении состояния здоровья, о диагностике, и только потом — о помощи. Более о поиске приемлемого компромисса, нежели о полном исцелении. Это «исцелить» означает одновременно намного меньшее и намного большее, чем просто исцеление. Больные не всегда ищут исцеления именно в таком смысле. По мере того как болезнь становится все более серьезной, сознательно или бессознательно больной ищет скорее приспособления к новым условиям, восстановления равновесия, нарушенного недугом, внутреннего единства с самим собой. Он ищет скорее спасения, чем исцеления. Исцеление и спасение могут не совпадать. Исцеление не гарантирует спасения. Быть спасенным не означает физического, психического или социального благополучия. Можно быть спасенным, несмотря на физические, психические или социальные страдания. Спасение означает, что человек признает страдания и поражения как часть жизни. Спасение превосходит благополучие или физические, психические и социальные страдания. Это духовное благополучие. Внешние обстоятельства могут способствовать спасению, но зависит оно от самой личности человека, от его восприятия болезни и здоровья, которые открывают или не открывают ему новую реальность. Об этой новой реальности и молится Церковь, произнося прошение «о здравии и спасении».

http://moral.ru/ответы-на-вопросы-читате...

Однако возможно ли это в современной жизни, а не только в евангельской истории? Возможно ли, перенося тяжкие испытания, мучительные страдания на протяжении многих лет, оставаться искренне верующим и смиренным человеком? Нынешнее время с его чрезвычайно умножающимися и помолодевшими заболеваниями особенно остро ставит подобный вопрос. И на него мы без колебаний можем ответить: да, возможно. И речь не идет исключительно о священнослужителях или монахах, обязанных являть собой пример терпеливого несения своего креста. Даже среди простых мирян встречаются сегодня удивительные люди, сумевшие сохранить жизнерадостность и незлобие, проведя жизнь в горниле страданий. По милости Божией мне доводилось встречать таких людей. И один из них – он и сейчас жив – пребывает в таком же расслаблении, как и герой евангельского повествования, не 38 лет, а с 4 годиков, когда с ним случился инсульт, и до сего дня (а сегодня ему уже за 80). И от этого дедушки никто никогда не слышал слов злобы или ропота. Он будто искрится радостью, и на его всегда приветливом лице неизменная улыбка. Даже сейчас, когда немногочисленные близкие избавились от него, передав в дом престарелых. И, когда я спрашивал его, как он отнесся к такому решению родственников, он отвечал: «Мне, конечно, немного обидно, но что же поделаешь». И ни тени озлобленности или осуждения! Господь еще дает нам в пример таких евангельских расслабленных, пусть их и немного, надо только суметь их увидеть. Грех, нанося рану душе, уже по причине взаимосвязи души и тела поражает и тело человека Однако вернемся к евангельскому повествованию. Второй очень важный урок Евангелие преподает нам в конце рассказа. Встретив исцеленного больного после в храме, Господь сказал ему: вот, ты выздоровел; не греши больше, чтобы не случилось с тобою чего хуже . Здесь – указывание на непосредственную связь между грехами и физическими болезнями человека. Святитель Феофан Затворник , рассуждая об этих словах Господа, объясняет, что грех, нанося рану душе, уже по причине взаимосвязи души и тела поражает и тело человека.

http://pravoslavie.ru/103220.html

Иисус говорит ему: встань, возьми постель твою, и ходи. И он тотчас же выздоровел, взял постель свою, и пошел (ст. 8–9). Судите же, братия, по этому евангельскому примеру, кто из людей, обремененных теми или другими страданиями, бедствиями в жизни, бывает достоин или недостоин особого милосердия Божия, подаяния особой, чудесной помощи Божией в своих житейских страданиях и бедствиях? С своей стороны напомним лишь слова Господа: в терпении вашем стяжите души ваша ( Лк. 21:21 ); претерпевый до конца, той спасется ( Мф. 24:13 ). Какое же действие, какое впечатление, – посмотрим, наконец, – произвело совершившееся чудесное событие на узнавших о нем? И с этой стороны евангельское повествование представляет нечто глубокопоучительное для нас. О самом исцеленном говорится в Евангелии, что Господь Иисус встретил его потом в храме, куда тотчас же, вероятно, поспешил он, чтобы возблагодарить Бога за полученное исцеление, – и что, встретив его здесь, Господь сказал ему: вот, ты выздоровел; не греши больше, чтобы не случилось с тобою чего хуже (ст. 14). Казалось бы, что иное нужно было сделать и всем, кто были свидетелями или узнали от других о случившемся чрезвычайном событии, как не возблагодарить также Бога, яко посети и сотвори избавление людем своим и воздвиже рог спасения в дому Давида, отрока своею ( Лк. 1:63–69 ). Может быть, – нельзя отрицать этого, – и в настоящем случае, как при других чудесах Господа, многие из народа, пораженные величием события, с удивлением говорили также: николиже явися тако во Израили и прославляли Бога, давшего власть такую человекам ( Мф. 9:8, 33 ). Но так ли отнеслись к великому делу милосердия Божия тогдашние строгие законники – книжники и фарисеи, и вообще старейшины Иудейские, имевшие, как известно, сильное влияние на народ? Напротив, с негодованием и злобою напали они сначала на исцеленного, а потом, узнав от него, что исцеливший его есть Иисус, и на Самого Божественного Чудотворца, так что искали даже убить Его (ст. 16). За что же такая злоба и негодование? За то, что обоими, – исцеленным чрез ношение постели своей, а Иисусом чрез самое исцеление нарушен был, якобы, покой субботнего дня (ст.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Rozhde...

В лице Иисуса он находит не просто Человека, Который готов ему помочь. По словам Григория Богослова , «вчера на одре лежал ты расслабленным и неподвижным и не имел человека, который опустил бы тебя в купальню, когда возмутится вода: сегодня нашел ты человека и Бога одновременно, лучше же сказать, нашел Богочеловека». В лице Иисуса Сам Бог приходит к расслабленному на помощь – приходит по Своей инициативе, без просьбы с его стороны. Иисус недолго слушает объяснения парализованного. Он произносит формулу, похожую на ту, которую адресовал расслабленному в Капернауме (только там было «иди в дом свой», а здесь просто «ходи»). Эффект от этих слов тот же самый – немедленное исцеление: расслабленный поднимается, берет постель и начинает ходить, в одночасье обретая те способности организма, которые были утрачены им много лет назад. Отметим, что Иисус не прибегает к помощи воды: «Его животворное слово не действует через воду, но становится ее альтернативой». Этим исцеление расслабленного при купальне Вифезда отличается от исцеления слепого, которого Иисус отправит умыться в купальне Силоам ( Ин. 9:7 ). 2. Исцеленный перед иудеями 10 Посему Иудеи говорили исцеленному: сегодня суббота; не должно тебе брать постели. 11 Он отвечал им: Кто меня исцелил, Тот мне сказал: возьми постель твою и ходи. 12 Его спросили: кто Тот Человек, Который сказал тебе: возьми постель твою и ходи? 13 Исцеленный же не знал, кто Он, ибо Иисус скрылся в народе, бывшем на том месте. 14 Потом Иисус встретил его в храме и сказал ему: вот, ты выздоровел; не греши больше, чтобы не случилось с тобою чего хуже. 15 Человек сей пошел и объявил Иудеям, что исцеливший его есть Иисус. 16 И стали Иудеи гнать Иисуса и искали убить Его за то, что Он делал такие дела в субботу. 17 Иисус же говорил им: Отец Мой доныне делает, и Я делаю. 18 И еще более искали убить Его Иудеи за то, что Он не только нарушал субботу, но и Отцем Своим называл Бога, делая Себя равным Богу. Продолжение истории расслабленного связано с темой нарушения субботы, которая неоднократно возникает на страницах всех четырех Евангелий. Поскольку исцеление произошло в субботу, иудеи сказали исцеленному: «Сегодня суббота; не должно тебе брать постели». Он ответил: «Кто меня исцелил, Тот мне сказал: возьми постель твою и ходи». Его спросили: «Кто Тот Человек?» Исцеленный же не знал, «ибо Иисус скрылся в народе, бывшем на том месте. Потом Иисус встретил его в храме и сказал ему: вот, ты выздоровел; не греши больше, чтобы не случилось с тобою чего хуже. Человек сей пошел и объявил Иудеям, что исцеливший его есть Иисус. И стали Иудеи гнать Иисуса и искали убить Его за то, что Он делал такие дела в субботу» ( Ин. 5:9–17 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010