В лице Иисуса он находит не просто Человека, Который готов ему помочь. По словам Григория Богослова , «вчера на одре лежал ты расслабленным и неподвижным и не имел человека, который опустил бы тебя в купальню, когда возмутится вода: сегодня нашел ты человека и Бога одновременно, лучше же сказать, нашел Богочеловека». В лице Иисуса Сам Бог приходит к расслабленному на помощь – приходит по Своей инициативе, без просьбы с его стороны. Иисус недолго слушает объяснения парализованного. Он произносит формулу, похожую на ту, которую адресовал расслабленному в Капернауме (только там было «иди в дом свой», а здесь просто «ходи»). Эффект от этих слов тот же самый – немедленное исцеление: расслабленный поднимается, берет постель и начинает ходить, в одночасье обретая те способности организма, которые были утрачены им много лет назад. Отметим, что Иисус не прибегает к помощи воды: «Его животворное слово не действует через воду, но становится ее альтернативой». Этим исцеление расслабленного при купальне Вифезда отличается от исцеления слепого, которого Иисус отправит умыться в купальне Силоам ( Ин. 9:7 ). 2. Исцеленный перед иудеями 10 Посему Иудеи говорили исцеленному: сегодня суббота; не должно тебе брать постели. 11 Он отвечал им: Кто меня исцелил, Тот мне сказал: возьми постель твою и ходи. 12 Его спросили: кто Тот Человек, Который сказал тебе: возьми постель твою и ходи? 13 Исцеленный же не знал, кто Он, ибо Иисус скрылся в народе, бывшем на том месте. 14 Потом Иисус встретил его в храме и сказал ему: вот, ты выздоровел; не греши больше, чтобы не случилось с тобою чего хуже. 15 Человек сей пошел и объявил Иудеям, что исцеливший его есть Иисус. 16 И стали Иудеи гнать Иисуса и искали убить Его за то, что Он делал такие дела в субботу. 17 Иисус же говорил им: Отец Мой доныне делает, и Я делаю. 18 И еще более искали убить Его Иудеи за то, что Он не только нарушал субботу, но и Отцем Своим называл Бога, делая Себя равным Богу. Продолжение истории расслабленного связано с темой нарушения субботы, которая неоднократно возникает на страницах всех четырех Евангелий. Поскольку исцеление произошло в субботу, иудеи сказали исцеленному: «Сегодня суббота; не должно тебе брать постели». Он ответил: «Кто меня исцелил, Тот мне сказал: возьми постель твою и ходи». Его спросили: «Кто Тот Человек?» Исцеленный же не знал, «ибо Иисус скрылся в народе, бывшем на том месте. Потом Иисус встретил его в храме и сказал ему: вот, ты выздоровел; не греши больше, чтобы не случилось с тобою чего хуже. Человек сей пошел и объявил Иудеям, что исцеливший его есть Иисус. И стали Иудеи гнать Иисуса и искали убить Его за то, что Он делал такие дела в субботу» ( Ин. 5:9–17 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

Мне кажется, это очень хороший путь. Ведь мы часто просим у Бога не знамо чего. Здоровья ради здоровья или жизни ради ее хронологического биологического продолжения. Но нам следует просить ее ради того, чтобы не грешить больше. Помните, как сказал Спаситель исцеленному расслабленному: «Вот, ты выздоровел; не греши больше, чтобы не случилось с тобой чего хуже» (Ин. 5:14). То есть Господь будто бы говорит выздоровевшему: «Вот Я восстановил в тебе твой утраченный потенциал. Пользуйся им разумно. В первую очередь – не греши. То есть исполняй заповеди и старайся построить свою жизнь так, чтобы она вела ко Мне». Точно то же и с воинами. Каждый из нас, живущих на земле людей, должен качественно менять себя и свою жизнь, чтобы приблизиться к Богу и отыскать путь в Царствие Небесное. У болящих и воинов – эта проблема встает с особенной остротой. И если человек будет иметь решимость поменять свою жизнь, искреннюю веру, то он обязательно станет тем «живущим под покровом Всевышнего» и Господь исполнит его и долготою дней, и явит Ему спасение Свое. скрыть способы оплаты Комментарии Ольга 3 апреля 2022, 19:58 Спасибо большое за понятное объяснение, я многое переосмыслила, благодарю Р. Б Зоя 19 октября 2021, 10:49 Много раз спасал мне жизнь Алексей 24 апреля 2021, 02:02 Храни Вас Господь! Наталия 30 декабря 2019, 10:26 Спасибо, Вам Отец Андрей за подробное и дрступное разъяснение! Спаси Господи! Татьяна Кунина 20 ноября 2017, 07:11 Только вчера говорила о том, что до сих пор не знаю наизусть псалом 90, хотя читаю наизусть утренние молитвы и другие " И да воскреснет Бог...... " . Все понимаю, в чем причина знаю и много раз сама себе обещала выучить, а в очередной раз это было вчера. В который раз убеждаюсь, что Господь всегда рядом и видит каждого из нас, посылает нам пути ко спасению. Спасибо, от.Андрей за подробное толкование псалма и за то, что показали его неразрывную связь с псалтырью. Спаси Вас Господи. АлександрГ. 6 ноября 2017, 21:48 О бесе полуденном очень хорошо рассказал митрополит Антоний Сурожский в своей книге " Человек перед Богом " , называя его бесом ослепления, насылающим на людей ослепление ума.

http://pravoslavie.ru/107786.html

Я задрожал и в страхе ответил, что хочу исцелиться от страдания, избавиться от мучающего меня беса. Святой ответил строго: «Разве ты не знал, что ничто из сделанного тобой не скрыто от очей Бога? Ты понимаешь, за что терпишь такие муки? Потому что ты презрел Бога, Которому эти святыни были пожертвованы. Как благодать Церковных святынь непосредственно приходит к Богу, и Он свыше теми способами, которые знает только Он, подаёт жертвователям этих святынь воздаяние, так и совершившие зло против этих святынь погрешают против самого Бога, и их настигает заслуженное возмездие. В древние времена, – продолжал святой, – Анания с женой, утаив часть своего имущества, познали великое возмездие – оба умерли. Может ли быть прощён тот, кто не пощадил приношений Богу. Но если ты дашь обещание, что не будешь посягать на священные предметы и не будешь тешить себя принятием лукавых помыслов, Бог услышит твои просьбы и исцелит тебя. Он человеколюбив и не желает смерти грешника, как учат божественные глаголы, но ждёт, чтобы ты обратился и был жив. Тебя постигла неизбывная мука потому, что ты покусился на священные предметы. Ты не только перестал быть верным Богу, но и перешёл к коварству и воровству. Ты поистине жнешь, где не сеял, и собираешь, где не рассыпал ( Мф. 25:24 ). Отсюда и соблазн плоти, и невоздержанность, и тот страшный бесовский водоворот, в который тебя затянуло». Когда я услышал эти слова, то дал обет впредь быть осторожным. Святой заклял мерзкого беса, протянул руку и силой сорвал с меня куколь. Куколь сразу изменил свой вид: в руке святого трепыхался маленький эфиоп, моргавший огненными глазками. Прямо под ногами святого разверзлась глубокая пропасть, он разжал пальцы и бросил эфиопа в эту пропасть. Затем он обратился ко мне со словами, которые Христос сказал расслабленному: «Вот, ты выздоровел; не греши больше, чтобы не случилось с тобою чего хуже» ( Ин. 5:14 ). Я получил избавление от страдания и, воздав Господу горячую благодарность, с тех пор навсегда избавился от всякого зла. Об этом мне рассказал сам Павел (так сообщает записавший его рассказ Кирилл), и я передал его слова как достояние всем верующим. Б. Из аввы Кассиана

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/blagol...

Если же здесь так бывает, то тем более в душевных болезнях все должно быть сообразно усматриваемо и совершаемо. И препятствующий этому есть некий губитель и общий враг человеческого рода, так что его можно считать сотрудником человекоубийцы искони. «Но наше дело, – говоришь ты,не таково, а спрошу вот что: если Господь не осмеливался за покаяние отпускать нарушения правды и точного исполнения добродетели, прежде нежели Сам понес все праведное наказание, следовавшее по мере и весу правды, то кто будет так дерзок и высокомерен, чтобы позволить себе освобождать от покаяния отрицающих страдания за нас Спасителя нашего Христа, прежде нежели они перенесут все наказание по неизменной строгости правды?» Увы, какое дерзкое и безрассудное суждение! Когда Христос стал проповедовать покаяние? Когда Он сказал расслабленному: «дерзай, чадо! прощаются тебе грехи твои» ( Мф.9:2 )? Когда блуднице, оросившей слезами Божественные ноги, даровано такое же прощение, удивившее Симона, у которого в доме был Он ( Лк.7:44 )? Когда страдавшему болезнью тридцать восемь лет сказано: «вот, ты выздоровел; не греши больше, чтобы не случилось с тобою чего хуже», так как болезнь произошла от греха ( Ин.5:14 )? И прочие дела Божественной силы, которые неблаговременно перечислять подробно, до страдания ли Его были совершены или после страдания? Если всем очевидно и известно, что прежде страдания, равно как и ученикам Своим, посылая их, Он дал власть «врачевать всякую болезнь и всякую немощь» ( Мф.10:1 ), которая была употребляема при покаянии и сокрушении просящих, то как дерзок язык, говорящий, что Христос не осмеливался на это прежде, нежели Сам понес все праведное наказание, следовавшее по мере и весу правды. Таким образом ты осуждаешь распоряжения принимающих покаяние, без предварительного наказания по всей строгости правды, как дерзких и высокомерных? Не очевидно ли, что это – осуждение фарисейского ума и приговор новатианского безчеловечия? Смотри же, муж, как бы тебе, поднявшись на высоту, не низвергнуться в пропасть, и, выйдя из своих пределов, не потерять самому принадлежащего тебе достоинства.

http://azbyka.ru/otechnik/Feodor_Studit/...

Исцелив больного, Иисус Христос скрылся по причине толпы народа, отчасти для того, чтобы избежать похвалы со стороны благомыслящих, отчасти же для того, чтобы ослабить зависть неразумных. Часто одно только появление ненавистного человека может возбудить сильную ярость. Ин.5:14 .  Потом Иисус встретил его в храме и сказал ему: вот, ты выздоровел; не греши больше, чтобы не случилось с тобою чего хуже. Потом [же] обрете его Иисус в церкви и рече ему: се, здрав еси; ктому не согрешай, да не горше ти что будет. Когда уже ослабела молва о чуде и гнев иудеев, Иисус Христос встречает исцеленного, желая исцелить и его душу. Находит его не среди праздности и покоя, а в храме, где он, вероятно, молился и воздавал Богу благодарность, и увещевает больше не грешить, показывая, что он болен чрез грехи; затем угрожает еще худшим наказанием, если он согрешит, научая этим, что согрешающие вторично после наказания за грехи, как бесчувственные и пренебрегающие им, будут наказаны еще сильнее в настоящей жизни или в будущей, или в той и другой. Если здесь наказание за грехи продолжалось тридцать восемь лет, то что может сказать кто-либо о будущем наказании? Без сомнения, оно бесконечно и вечно. Конечно, не все болезни происходят от грехов, и не все грешники болеют. Упоминаемый у Матфея расслабленный болел за грехи, как и пояснено нам; поэтому Иисус Христос сказал ему: «отпущаются ти греси» ( Мф.9:2 ). В лице их Иисус Христос увещевает всех, еще не болевших, убояться болезни и исправиться, а уже болевших – убояться еще худшей болезни и быть осторожными на будущее время. И всякий из нас, если уже болен, пусть скажет самому себе: «се, здрав еси: ктому не согрешай, да не горше ти что будет»; если же еще не болен, пусть поет себе апостольское изречение: «благость Божия на покаяние тя ведет»; «по жестокости же твоей и непокаянному сердцу, собираеши себе гнев» ( Рим.2:4–5 ). Не только укреплением тела представил расслабленному Иисус Христос доказательство Своего Божества, но и словами: «ктому не согрешай», так как этим показал, что Он знает все, даже тайное.

http://azbyka.ru/otechnik/Evfimij_Zigabe...

Сына некоего Гратина, по имени Сенопинсис, в момент, когда он мыл в бане женщину, стал (по причине развращенности характера) сильно мучить демон. Гратин же послал письмо к проконсулу, в котором выражал просьбу – просить Андрея прийти к нему. Причем и сам он, пораженный лихорадкой, сильно болел, а жена его пухла от водянки. И вот, по горячей просьбе проконсула, Андрей сел на повозку и прибыл в этот город. Когда он входил в дом Гратина, злой дух растревожил юношу, и пришел тот и бросился в ноги апостолу. Он же, подбадривая его, громким голосом сказал так: «Изыди, враг рода человеческого, из раба Божия», и тут же, громко вопя, злой дух покинул юношу. Подойдя же к ложу отца, Андрей сказал: «Несправедливо ты поступил с больной, когда, оставив свое ложе, совокупился с развратницей. Восстань же во имя Господа Иисуса Христа и пребывай во здравии, но больше не греши, дабы не навлечь на себя более тяжкую болезнь» ( Ин 5:14 ), и он тут же выздоровел. Женщине же он сказал: «Обмануло тебя, женщина, вожделение очей ( 1Ин 11:16 ); ты, оставив супруга, прелюбодействовала с другим». И еще сказал он: «Господи Иисусе Христе, прошу благое милосердие твое, услышь раба своего и сделай так, что если эта женщина вернется на поприще вожделения, где она до того пребывала, то она никогда не излечится. Воистину, если Ты, Господи, в чьих силах предвещать будущее, знаешь, что она сможет удержаться от этого гнусного дела, то прикажи, чтобы она излечилась». И только он это сказал, как жидкость вся прорвалась и вытекла вся через нижние части тела, и они с мужем выздоровели. Блаженный же апостол разломил хлеб и дал ей. Она поблагодарила его, приняла хлеб и поверила в Господа со всеми своими домочадцами; и потом ни она, ни муж ее более не совершали тех злодеяний, которые они делали прежде. Позже Гратин послал святому апостолу со своими рабами богатые дары. Сам же он с женою своей бросился к ногам его и стал просить, чтобы принял апостол дары их. Но отвечал им он: «О возлюбленнейшие! Не мне это должно принести, а скоре вам следует выдать их нуждающимся». И не принял он ничего из того, что принесли ему в дар. Глава 6

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Tursk...

Но что я говорю о домашних бедствиях, если и самое тело наше, которое всего ближе и любезнее нам, – если и оно порою враждует против нас, когда мы согрешаем, отмщая нам горячками и другими болезнями и страданиями, – если и раболепствующее тело наказывает владычествующую душу, когда она согрешает, не потому, чтобы оно хотело этого, но потому, что делать так заповедано ему? Об этом свиде­тельствует Христос, который сказал исцеленному расслаблен­ному: «вот, ты выздоровел; не греши больше, чтобы не случилось с тобою чего хуже» ( Ин.5:14 ). Итак, узнав, братия, что войны от домашних, родных и рабов, и болезни телесные большею частью бывают за грехи, будем истреблять источник зол – грех . Когда не текут потоки страстей, тогда реки вод Божиих веселят душу. Давид взял замужнюю жену, как чужое царство (ведь для всякого мужа единодушная жена есть царство, и не столько царь любит порфиру и диадему, сколько муж любит жену), – за то сын собственной жены его восстал на него, как тиран, намереваясь отнять царство у отца. Он взял насилием, и сам подвергся насилию; согрешил тайно, и обличен явно; ранил себя втайне, и при всех испытал на себе руку врача, по слову Божию: «ты сделал тайно, а Я сделаю это пред всем Израилем и пред солнцем» ( 2Цар.12:12 ). Впрочем, злоба Авессалома не достигла цели, и справедливо, – дабы отцеубийцы не приняли поступка его за правило отцеубийства; но, послужив как исполнитель наказания, он был сам убит как осужденный. Как на зрелищах дикие звери на одних нападают, а другими сами убиваются, – так Авессалом, напавши на Давида, был убит Иоавом ( 2Цар.18:14 ), и на высоком дереве повис тот, который превозносился пред отцом; удержан был расте­нием тот, который восстал против корня; в ветвях запу­талась ветвь, которая отломилась от отеческого расположения; удержан был за голову тот, который домогался овладеть го­ловою родителя; висел как плод от растения тот, который хотел истребить виновника естества своего; поражен был в сердце и убит в то самое место, где замышлял убийство.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust...

Господь Сам стал для расслабленного Симоном из Кирены. Он просто, так просто, как может только Бог, сказал: “встань, возьми постель твою и ходи”, — и больной тотчас выздоровел. И осталась бы эта история одним из бесчисленных свидетельств о чудесах Бога на земле, если бы не человеческое, слишком человеческое продолжение. Христос исцелил расслабленного в субботу. А евреи чтили закон, и даже Богу не могли позволить его нарушить. Они стали искать Того, Кто посмел исцелить в субботу, ведь этот исцелённый не запомнил своего Врача. Но Господь Сам подошёл к нему в храме и сказал: вот, ты выздоровел; не греши больше, чтобы не случилось с тобой чего хуже (Ин 5:14). Много столетий до этого, когда не было ни купальни, ни Иерусалима и некому было чтить субботу, уже звучали похожие слова: если не делаешь доброго, то у дверей грех лежит; он влечет тебя к себе, но ты господствуй над ним (Быт 4:7). Так Господь увещевал Каина, но Каин остался глух, и земля снова была проклята за то, что отверзла уста свои принять кровь брата (Быт 4:11). Евангелие от Иоанна приводит множество свидетельств личного и очень деликатного обращения Христа к собеседникам. Он говорит Нафанаилу нечто таинственное, что понимает лишь сам Апостол: когда ты был под смоковницею, Я видел тебя (Ин 1:48), и мы никогда не узнаем, что же Спаситель имел в виду. Необычайно глубоки и как-то по-особому бережны беседы Христа с Никодимом и самарянкой. И здесь мы видим, что Господь очень осторожно уговаривает расслабленного не грешить. И что же сделал этот человек? Тут же донес на Христа иудеям. Предал своего Благодетеля. Церковная история сообщает, что этот самый исцелённый позже был в числе тех, кто истязал Христа перед Распятием. Не греши больше, чтобы не случилось с тобой чего хуже (Ин 5:14). А что может быть хуже, чем пролежать в болезни целую жизнь — 38 лет? Он страдал почти четыре десятилетия, но вот уже более двух тысячелетий поминается его неблагодарность. Неблагодарность как болезнь души хуже всякой телесной болезни, потому что страдающий телом всё же остается человеком, но у кого нет сердца человека — благодарного сердца, — тот может ли оставаться человеком?

http://pravmir.ru/propovedi-igumen-savva...

Господи Боже наш, великий в совете и дивный в делах... принимающий слезы всех, находящихся в трудных обстоятельствах, ибо ради этого Ты пришел в образе раба, не пугая нас призраком, но даруя истинное здоровье телу и говоря: «Вот, ты выздоровел, не греши больше». Также Ты исцелил очи (слепого) при помощи брения и, повелев ему умыться, Своим словом вселил в него свет. Ты смущаешь волны противоборствующих страстей, иссушаешь соленое море жизни сей и укрощаешь несущие тяжесть волны страстей. Ты Сам, Царь Человеколюбивый, даровавший нам облечься в одежду светлую, как снег, от воды и Духа, через вкушение от этой воды и окропление ею пошли нам Твое благословение, омывающее скверну страстей... Далее в молитве поминаются Богородица и некоторые святые, после чего следуют прошения о духовных и светских властях, о «ненавидящих и любящих нас», о находящихся в плену и в скорбях. Характерной особенностью молитвы является отсутствие в ней специального прошения об освящении воды. Освящение происходит, таким образом, не через призывание Святого Духа, а через соприкосновение воды с Древом Честного Креста. По окончании этой молитвы и по произнесении священником «Мир всем» читается краткая молитва из чина великого водоосвящения («Приклони, Господи, ухо Твое»), после которой священник трижды погружает в воду крест с пением тропаря «Спаси, Господи, люди Твоя», а затем окропляет святой водой храм и всех предстоящих. Чин завершается пением тропарей Богородице и святым бессребреникам, краткой ектенией, возгласом «Услыши ны, Боже» и молитвой «Владыко многомилостиве», входящей в чин литии на всенощном бдении и в некоторые другие богослужебные чины. В данном случае эта молитва с поминовением святых заменяет собой отпуст. В современной практике Русской Православной Церкви малое водоосвящение совершается в праздник Происхождения Древ (1 августа), на праздник в честь иконы Божией Матери «Живоносный Источник» (в пятницу Светлой седмицы), на преполовение Пятидесятницы. Как правило, малое водоосвящение совершается также на престольный праздник храма. По просьбе верующих малое освящение воды нередко совершается и в другие дни, в том числе и на дому.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

Это уже не только описание, но, отчасти, и характеристика расслабленного (и друзей, конечно). А если мы вспомним Евангелие от Иоанна про другого расслабленного (Ин.5:1-18), который тридцать восемь лет лежал у купели, и «не имел человека», который бы помог ему, станет понятно, что у него друзей не было и это тоже его как-то характеризует. Так, сопоставляя отрывки из Марка и Иоанна, мы увидим, как смысл каждого из них удивительным образом расширяется: у одного расслабленного было четыре верных друга, которые так ему преданы, что не отступают до тех пор, пока не принесут к ногам Спасителя — большего они сделать не могли. А у другого за тридцать восемь лет не нашлось ни одного человека, пожалевшего его. И мы начинаем понимать, что, наверное, тот, кого не бросили в болезни друзья, как это часто случается, когда человек оказывается в несчастье, обладал неким внутренним сокровищем, которое притягивало к нему людей и они с радостью были готовы служить ему. Видимо, этот расслабленный так переживал свою болезнь, что она дала ему возможность в конце концов приблизиться к Богу. А про расслабленного из Евангелия от Иоанна есть предание, которое может объяснить, почему он «человека не имел». Христос исцеляет его и говорит: «вот, ты выздоровел; не греши больше, чтобы не случилось с тобою чего худшего» (Ин.5:14-16). А он, исцеленный, тут же предает Христа фарисеям. По церковному преданию, отраженному в Синаксаре, этот человек, которого звали Иаар, был тем самым слугой, который ударил Христа на допросе у первосвященника со словами: «Так Ты отвечаешь первосвященнику?» (Ин.18:22). Но смысл рассказа о расслабленном у Матфея становится еще многомерней, если рассматривать его в контексте рассказов и о других исцелениях у всех евангелистов. Невероятность этого отрывка видна именно тогда, когда мы видим его в контексте всего Евангелия: везде, прежде чем совершить чудо, Господь испытывает веру человека, как с Хананеянкой (Лк.5:1-11), или отцом бесноватого юноши (Мк.9:14-31). Мы видим, что чудо совершается не только Богом, оно совершается при участии человека, который должен как-то повернуться ко Христу, раскрыться перед ним, чтобы сила Божия проявилась в действии.

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010