Итак, следует бережно охранять свое доброе дело, дабы оно не вызвало ни человеческих похвал, ни человеческой зависти. Но тот, кто намеренно вызовет похвалы и зависть людей, одним своим добрым делом сотворит два злых: похвала повредит лично ему, а зависть - другим. Потом Иисус встретил его в храме и сказал ему: вот, ты выздоровел; не греши больше, чтобы не случилось с тобою чего хуже. Исцелив его тело, Господь ныне завершает Свое дело и в духовном отношении, объявляя, что причина его страшной болезни есть грех, и предупреждая его: не греши больше, чтобы не случилось с тобою чего хуже. Мы не знаем, какой грех совершил этот человек; но сие и не нужно знать, ибо известно, что всякий грех означает оскорбление Бога и богоотступничество и что всякий нераскаянный грех рано или поздно принесет неизбежные страдания и муки. Не греши больше, чтобы не случилось с тобою чего хуже; то есть: ныне Бог тебя помиловал и простил тебе грех; поэтому более не искушай Бога, ибо вместо милости ты можешь навлечь на себя меч правды Божией. Если ты мог оправдываться в бывшем ранее грехе недостаточным познанием Бога и Его могущества, то после того, что на тебе было явлено, ты ничем не сможешь оправдаться. Вот дивное и страшное предупреждение и всем нам: однажды почувствовав на себе милость Божию, не будем больше грешить, чтобы не случилось с нами чего хуже, хуже того, от чего мы милостиво избавлены. Человек сей пошел и объявил Иудеям, что исцеливший его есть Иисус. Он объявил это добросовестно и благонамеренно. Его спросили об Иисусе, и он думал, что следует ответить. В то же время он осознавал свой долг пред своим Благодетелем и думал, что надо объявить Его имя всем и каждому, а особенно тем, кто о Нем спрашивает. Пролежав тридцать восемь лет, не думая ни о чем, кроме своих страданий, он, бедный, не мог даже представить себе, какое злое сердце у тех людей, что расспрашивают его об Иисусе. Как ему могло прийти в голову, что они расспрашивают о Господе не для того, чтобы прославить Его как Чудотворца, но для того, чтобы убить Его как нарушителя субботы? Обратите внимание: он пошел и объявил иудеям, что исцеливший его есть Иисус; не сказавший ему взять постель свою в субботу, но именно исцеливший его.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=717...

И вдруг все изменилось! Подходит к нему Иисус и говорит: “Встань, возьми постель твою и ходи…” И он пошел. Что же случилось? Что произошло? А произошло то, что была устранена причина его болезни. Христос открывает эту причину, когда встречает этого человека в храме и говорит ему: “Вот ты выздоровел, не греши больше, чтобы не случилось с тобой чего хуже.” Вот в чем причина: в грехе. Грех – причина всякого зла, всех наших страданий, всех наших болезней… Да, грех, только грех. И только один Христос может его уничтожить, может простить. Но это при одном условии: не греши больше. Мы пережили Страстные дни, мы пережили самую смерть Христову, смерть Агнца Божьего, вземлющего грех мира. Значит и наш грех, Он, Единый Безгрешный, стал жертвою за нас перед Отцом нашим Небесным. И теперь мы идем в Пасхальной радости Воскресшего Христа. Так неделя за неделей. Но все же мы спотыкаемся, падаем, грешим… Но не будем унывать, а к Нему обратимся. Ведь Купальня у Овечьих Ворот была только тенью того, что свершил и совершает Христос. Он Один есть источник исцеления и прощения. Он Один, как Бог, может прощать грехи. Обратимся же к Нему, и Он скажет нам те же слова, которые сказал расслабленному: “Встань, возьми постель свою и ходи.” И мы встанем, и опять пойдем во свете Его Воскресения. Только будем же и мы помнить Его слова расслабленному: “не греши больше.” И не будем грешить, потому что Христос Воскрес! 5я Неделя Пасхи, о Самарянке “Иисус, утрудившись от пути, сел у колодца. Было около шестого часа. Приходит женщина из Самарии почерпнуть воду. Иисус говорит ей: “Дай мне пить.” А у самарянки начинаются всякие недоумения и сомнения чисто земного порядка: как Он, Иудей, просит пить у нее, Самарянки? Ведь иудеи с самарянами не сообщаются. И еще Он говорит, что если бы она знала, кто Он,-то она сама попросила бы у Него пить, и Он дал бы ей воду Живую. Как Он может дать ей пить? Ведь у Него и почерпнуть нечем, а колодец глубокий. Ведь по-житейски это невозможно. Да и что это за “Живая вода”? Христос говорит о вещах небесных, духовных, а она все понимает по-земному, по-житейскому.

http://azbyka.ru/propovedi/edinoe-na-pot...

Слова «пусть первым бросит в нее камень» могут быть скрытой аллюзией на роль свидетелей, как она описана в законе Моисеевом: при приведении в исполнение смертного приговора через побиение камнями они должны первыми бросить камни, и лишь вслед за свидетелями это может сделать народ ( Втор. 17:7 ). Обращенные к женщине слова «иди и впредь не греши» имеют вербальное сходстство с тем, что Иисус сказал исцеленному от расслабления: «Вот, ты выздоровел, не греши больше, чтобы не случилось с тобою чего хуже» ( Ин. 5:14 ). Однако контекст двух высказываний разный. В первом случае мы не знаем, о каком грехе идет речь: слова Иисуса содержат намек на него как причину болезни, от которой человек только что исцелился, и одновременно предупреждение о последствиях, которые может иметь для него повторение этого греха. Во втором случае мы знаем, о каком грехе идет речь; знает об этом и собеседница Иисуса. Говоря «и Я не осуждаю тебя», Иисус показывает, что суд Божий не имеет ничего общего с тем линчеванием, которому женщина чуть было не подверглась. Одновременно словами «иди и впредь не греши» Иисус – в предельно деликатной форме – напоминает ей о пагубности греха, ставшего причиной того, что она только что пережила. Вырывая женщину из рук мужчин, готовых забросать ее камнями, Иисус не только спасает ее жизнь, восстанавливает ее честь и достоинство: Он дарует ей прощение греха. Безграничная душевная щедрость Иисуса – Бога и человека в одном лице – в полной мере проявляется в этом поступке, на который не был способен ни один из окружавших Его людей. Рассказ полностью соответствует тому общему представлению об Иисусе как основателе новой религии в противовес старой, утратившей легитимность, которое просматривается в Евангелии от Иоанна на всем его протяжении. Контрастные понятия закона с одной стороны и благодати и истины с другой, противопоставленные друг другу уже в прологе ( Ин. 1:17 ), ярко иллюстрируются этим рассказом. Книжники и фарисеи, окружившие несчастную жертву и готовые побить ее камнями, олицетворяют ригоризм и жестокость старой, уходящей религии. Новое религиозное сознание, рождающееся в учении и деяниях Иисуса, представляет ему полную противоположность.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

«Все мне позволительно, но ничто не должно обладать мною», — пишет ап. Павел  (1 Кор. 6, 12). Глава 46 Дни болезни и немощи тела Вот, ты выздоровел; не греши больше, чтобы не случилось с тобой чего хуже. Ин. 5, 14 Я благодушествую в немощах… когда я немощен, тогда силен. 2 Кор. 12, 10 В течение жизни многие дни человек проводит в болезнях или немощи тела. Как говорит пророк Давид: «Дней лет наших — семьдесят лет, а при большей крепости — восемьдесят лет; и самая лучшая пора их — труд и болезнь…»  (Пс. 89, 10). Болезни и немощи не чужды и христианину вместе со всем человеческим родом. По существу, несчастье для человечества составляет не болезнь, а причина ее — болезнь души: страсти и грех, которые и лежат в основе болезни тела. Как пишет о. Иоанн С: «Все наши болезни суть наказание Божие за грехи; они очищают, примиряют нас с Богом и вводят снова в любовь Его». Поэтому болезнь есть как бы напоминание нам от Господа о нашей более страшной беде — поражении грехом нашей души. Отсюда — для излечения болезни нужно прежде всего покаяние. Господь, прежде чем исцелить расслабленного, простил его грехи  (Мк. 2, 3-12). А когда Он исцелил у Овчей купели болевшего 38 лет, то сказал ему: «Вот, ты выздоровел; не греши больше, чтобы не случилось с тобою чего хуже» (Ин. 5, 14). Отсюда можно думать, что исцеление болезней по молитвам Церкви или праведника ведет к прощению грехов и как результат этого следует выздоровление (мнение о. Александра Ельчанинова). Однако болезнь и немощь — удел не только больших грешников. Более того — слабое, болезненное состояние тела типично для носителей высокого духа. Господь сказал ап. Павлу: «Сила Моя совершается в немощи», и ап. Павел говорит о себе: «Я благодушествую в немощах, в обидах, в нуждах, в гонениях, в притеснениях за Христа, ибо когда я немощен, тогда силен»  (2Кор. 12, 9-10). Святые отцы считают вообще упитанность тела и избыток в нем физической силы препятствием к духовной жизни, на этом строится необходимость суровых аскетических подвигов для тех, кто хочет жить жизнью духа и имеет слишком здоровое тело.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=736...

Он ведь мог пойти куда угодно – например, домой, к родственникам, или развлекаться… Как один человек сказал мне: «Я так долго болею! Сто лет не был на футболе. Вот бы поправиться и пойти на футбол!» Он не сказал: «Вот бы мне пойти в церковь!» А расслабленный, исцелившись, отправился в Храм, чтобы поблагодарить Бога. Богу очень нужна наша благодарность – Ему хочется этого, Ему нравится слушать, как мы благодарим Его. И придя в Храм, ты Его там находишь. Итак, «Иисус встретил его в храме и сказал ему: вот, ты выздоровел; не греши больше, чтобы не случилось с тобою чего хуже» (Ин.5:14). Думай над тем, как живешь Фото: tatmitropolia.ru Греховность свойственна всем нам, каждой душе. И совсем не всегда она проявляется в каких-то поступках. Бывают и дурные мысли, греховные желания и фантазии, эгоизм, ненависть, зависть… Все это наносит вред нашему телу – и губит его, как губит и душу. Потому Господь и сказал расслабленному: «Не греши больше, чтобы не случилось с тобою чего хуже». Секрет здоровья – в чистой, святой жизни. Например, если человек завидует, или ревнует, или ненавидит, – это разъедает его изнутри, разъедает душу, а затем и внутренности, и он начинает болеть – как душой, так и телом. Иными словами, многие болезни начинаются с греха. Я читал, что, к примеру, тревожность и внутреннее напряжение часто являются причиной повышенного давления, а также могут вызывать некоторые виды рака . « Но разве это – грех?» – спросишь ты. Да. «Почему грех? Я делаю столько дел, я не могу не волноваться!» Да, но это говорит о неверии. Если человек постоянно внутренне напряжен – значит, у него нет доверия к Богу. В этом его грех. И вот, получается, ты выталкиваешь Бога из своей жизни, говоришь, что хочешь свободы – свободы от Него, Того, на Кого можно опереться. Ты говоришь, что не веришь в Бога – и тем самым признаешь, что у тебя нет никого, кому можно довериться, рассказать о трудностях; никого, Кто обнимет, приласкает тебя – потому что в таком случае люди тоже не могут тебя утешить по-настоящему, им ты тоже не доверяешь.

http://pravmir.ru/arhimandrit-andrey-kon...

25 Итак, если ты хочешь, чтобы проявилось Божие милосердие к тебе, и Бог простил тебе твои грехи, сам с сердечным сокрушением поведай Ему их. Не жди, что исповедающий тебя священник возьмёт на себя роль вопрошающего или следователя. Самоукорение Нераскаянным грешникам «особенно свойственно искать предлогов и бесстыдствовать», – говорит свт. Иоанн Златоуст . 26 И поясняет примером: «Посмотри: Давид, согрешив, не оправдывается, но говорит: согрешил я пред Господом ( 2Цар.12:13 ). Хотя он мог бы сказать: для чего эта женщина обнажалась, для чего мылась пред моими глазами? Но он знал, что это был бы неосновательный предлог, и потому осудил себя и получил прощение от Господа. И ты, возлюбленный, скажи Господу прямо: «согрешил " ». Сколько времени должна занимать исповедь? Итак, ты решился исповедовать с раскаянием свои собственные грехи. Сколько времени тебе может потребоваться на такую настоящую исповедь? Смотри – за одну минуту ты можешь произнести до 150 слов. А тебе надо сказать о двух-трёх грехах. Сколько слов тебе нужно, чтобы их исповедать? Не хватит ли тебе десяти-двадцати слов? Хорошо, пусть будет тридцать, сорок, можешь добавить немного «соуса», будет пятьдесят. Пусть их будет, наконец, сто или сто пятьдесят, неужели для двух-трёх грехов тебе этого не хватит? Да, настоящая исповедь, сопровождающаяся покаянием, длится одну минуту! «Многословие говорит о нищете», – гласит народная пословица. Оно свидетельствует о том, что в тебе нет покаяния, и, следовательно, ты не исповедуешься с должной искренностью. Это, конечно, не означает, что, придя на исповедь, ты должен говорить одну минуту, выслушивать разрешительную молитву и сразу уходить. Одно – исповедание грехов и другое – духовная беседа и духовное руководство со стороны священника. Хорошо, если священник имеет возможность с тобой побеседовать и дать совет, если ты, конечно, расположен к нему прислушаться… После исповеди «Вот, ты выздоровел; не греши больше», – сказал Христос расслабленному ( Ин.5:14 ). То же самое Он сказал и женщине, пойманной в прелюбодеянии: «иди и впредь не греши » ( Ин.8:11 ).

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/tai...

Каин не покаялся и сразу Бог обличил его, карая не преступление, а безстыдство. А Давид воззвал: «согрешил я пред Господом», на что прор. Нафан ответил: «... Господь снял с тебя грех твой» ( 2Цap. XII, 13 ). Этого отказа от повторения греха требовал и Спаситель: «вот, ты выздоровел; не греши больше, чтобы не случилось с тобою чего хуже» ( Uoah. V, 14 ). Тоже: «и Я не осуждаю тебя. Иди, и впредь не греши» ( Uoah. VIII, 11 ). «В Писании ничего не сказано без святой цели» (Еп. Игнатий Брянч., Аскет, опыты). Учители Церкви и подвижники также определяют покаяние: – «Совершенное покаяние состоит в том, чтобы не делать больше тех грехов в коих каемся» ( Иоанн Кассиан , Добротолюбие). Иначе: в покаянии – после раскаяния нужен нравственный подвиг (Лук, XIX, 8). 300. В чем благотворная сила Таинства Покаяния? Обильно изливается на нас Божия благодать при покаянии: – «искра, упавшая в море: порок по отношении к человеколюбию Божию» (Иоан. Златоуст, Беседы о покаянии, от 6-й до 9-й). Сами мы становимся при покаянии причастниками великих благ : " И дам вам сердце новое и дух новый дам« (Иезек. XXXVI, 26). «Не должна ли душа наша обратиться в огонь духовный и излиться в слезах чистосердечного раскаяния» (Св. Иоанн Крон. Моя ж. во Христе, т. 2-й, стр. 12). «Нигде человек не бывает так прекрасен, так мил Богу, как тогда, когда убивает пред Ним и пред тобою (духовником) свою гордыню. Лучшим, чем в эти минуты ты его уже не встретишь» (Блаж. М. Антоний, Испов.). 301. Говорит ли Св. Писание о благом последствии и о духовной силе Покаяния? Закхей только восхотел своего исправления и уже был наречен сыном Авраама ( Лyk. XIX, 9 ). Покаявшийся в последнюю минуту жизни распятый разбойник, введен в рай первым ( Лyk. XXIII, 40–43 ). А пророку Исаии Бог говорил: «Если будут грехи ваши, как багряное, – как снег убелю» ( Uc. I, 18 ). Покаяние приближает нас к Царству Небесному, ибо Господь рядом ставить их с начала Своей проповеди : " и говоря, что исполнилось время и приблизилось Царство Божие: покайтесь и веруйте в Евангелие» ( Mpk. I, 15 ).

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

Второй год служения Христова. § 25. Исцеление расслабленного у овчей купели. (Ин. 5, 1–16). (32 г. по Р. X. начало апреля). На вторую Пасху после Своего крещения, Господь Иисус Христос опять отправился в Иерусалим и продолжал здесь, как и в других местах Своего пребывания, учить народ и благодетельствовать несчастных. В Иерусалиме, близь храма, у овечьих ворот 39 находился особенный дом, в роде богадельни, называвшийся по-еврейски Вифезда (т. е. дом милосердия). При нем находилась целебная купальня, а вокруг неё пять крытых ходов (или галерей), в которых размещалось множество больных, расслабленных, слепых, хромых. Все они ожидали случая выкупаться в целительных водах купальни, чтобы исцелиться от своих болезней, потому что каждый год ангел Господень сходил в купальню и возмущал воду, и кто первый успевал войти в воду тотчас по её возмущении, тотчас исцелялся, какою бы ни страдал болезнью. Тут находился расслабленный, который болел уже тридцать восемь лет. Господь подошел к нему и спросил „хочешь ли быть здоров?» Больной ответил Ему: „так, Господи, но не имею человека, который бы опустил меня в купальню, когда возмутится вода; а когда я прихожу, другой уже сходить прежде меня“. Господь сказал ему: „встань, возьми постель твою и ходи“. И он тотчас выздоровел, взял постель свою и пошел. Было это в день субботний. Некоторые из иудеев, видя, что бывший больной несет постель, сказали ему: «сегодня суббота: не должно тебе брать постели». Он ответил им: «Кто меня исцелил, Тот мне сказал: «возьми постель свою и ходи». «Кто тот человек?» спросили его. Исцеленный не знал своего Благодетеля, потому что Господь, даровав ему милость, скрылся в народе. Через несколько времени Иисус встретил его во храме и сказал ему: «вот ты выздоровел: не греши больше, чтобы не сделалось с тобою хуже». Тогда бывший больной объявил иудеям, что исцелил его Иисус, но иудеи, вместо того, чтобы уверовать в божественного Чудотворца, стали гнать Иисуса Христа и хотели даже убить Его за то, что Он благотворил, в субботу.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Smirnov/s...

16. «Итак, как будет Богом (подобным Богу) тот, кто ещё не сделался человеком? Как будет совершенным только недавно сотворённый? Как будет бессмертным, кто в смертной природе своей непослушен Творцу? Ибо надлежит тебе прежде соблюсти чин человека, а потом приобщаться славе Божией. Не ты творишь Бога, но тебя творит Бог. Посему, если ты творение Божие, то жди руки твоего Художника, всё делающего в надлежащее время – в надлежащее именно относительно тебя, предмета Его творения, время. Предоставь же Ему твоё сердце, мягкое и покорное, и соблюдай образ, который дал тебе Художник, имея в себе влажность, дабы огрубевши тебе не утратить следов перстов Его. Соблюдая свой состав, ты достигнешь совершенства, ибо художество Божие скроет твою глину. Рука Его соделает из тебя прекрасное существо; она обложит тебя изнутри и снаружи чистым золотом и серебром и так украсит себя, что Сам «Царь возжелает красоты твоей » (Пс. 44, 12). Если же ты, скоро загрубев, отвергнешь Его искусство и окажешься неблагодарным к Нему за то, что ты создан человеком, то чрез свою неблагодарность ты лишишься и Его искусства, и жизни твоей. Ибо творить свойственно благости Божией, а быть творением есть свойство человеческой природы. Посему, если ты отдашь Ему твоё, то есть веру в Него и послушание Ему, то примешь Его искусство и станешь совершенным делом Божиим. Если же ты не будешь веровать в Него и убежишь от руки Его, то причина несовершенства будет в тебе, неповиновавшемся, а не в Том, Кто призвал тебя» . 17. Теперь выпишем несколько мест, как нельзя лучше иллюстрирующих то, о чём мы говорили в нашем трактате, из творений святого учителя Церкви и мученика Киприана. «Наши тела, – пишет он , – суть храмы Божии, которые никем не должны быть растлеваемы и оскверняемы. Сих-то храмов строители и настоятели – мы; послужим же Тому, Кому уже мы принадлежим. Прославим и будем носить Господа в чистом и нескверном теле, соблюдая всевозможную осторожность. Искупленные Кровию Христовою, подчинимся воле Искупителя своего во всех действиях нашего служения Ему; постараемся о том, чтобы ничего скверного и нечистого не было вносимо нами в храм Его, дабы Он, оскорбившись нашим поведением, не оставил жилища, в котором теперь обитает. Вот слова Господа, исцеляющего и поучающего, одновременно врачующего и наставляющего: се, ты выздоровел; не греши больше, чтобы не случилось с тобою чего хуже (Ин. 5, 14). Даровав здравие, Он предлагает затем и образ жизни и закон непорочности, воспрещая на будущее время жизнь беспорядочную и распутную» . «Неприлично христианину гоняться за славою и почестями плотскими, а надлежит внимать слову Божию и в нём искать благ, во веки пребывающих. Или, если уже и гордиться плотию своею, то разве тогда только, когда она бывает мучима за исповедание имени Христова» .

http://bogoslov.ru/article/5340652

«Исцеленный же не знал, кто Он, ибо Иисус скрылся в народе, бывшем на том месте. Потом Иисус встретил его в храме и сказал ему: вот, ты выздоровел; не греши больше, чтобы не случилось с тобою чего хуже» (ст. 13–14). Мы видим, что человек этот был искренним, имел добрые намерения, потому что после исцеления Спаситель нашел его в храме. Он не пошел домой, не стал как-то по-человечески радоваться своему выздоровлению, а нашел для себя естественным прийти в храм и там молиться и благодарить Бога. Своим здоровьем он воспользовался прежде всего для молитвы. Итак, этот человек сначала проявил твердость и послушание Господу, когда не послушался фарисеев и не оставил своей постели, а затем пошел в храм и там возблагодарил Бога. После этого уже стало уместно его вразумить и показать ему истинную причину его болезни, которая заключалась в его прошлых грехах, неизвестных нам, но известных ему самому и Всеведущему Господу. Спаситель напоминает ему: «Вот, ты выздоровел», — то есть эта болезнь была, видимо, наказанием за какие-то тяжкие грехи. «Чтобы не случилось с тобой чего хуже» — так бывает в духовной жизни: исцеленный Господом от многолетнего расслабления человек не должен больше грешить. Пока люди находятся вне Церкви и совершенно чужды ей, они пребывают в тяжелом духовном расслаблении, не имея ни сил, ни возможностей справиться со своими пороками. Если совесть еще живет и говорит в них, то они только печалятся, что никто не может им помочь, и вновь и вновь впадают в отчаяние, потому что грешат даже поневоле, не имея сил справиться со своими страстями. Господь призывает нас в Церковь, дарует нам Свою благодать через Таинства, исцеляет нас, мы становимся здоровыми и, по словам Спасителя, не должны больше грешить, а должны понуждать себя к борьбе с грехом, чтобы не случилось с нами «чего хуже». Мы духовно здоровы тогда, когда в нас живет благодать. Когда же благодать за наши грехи нас оставляет, в нас вновь начинают действовать пороки. И в какой степени оставляет благодать, в такой оживают и пороки. Если же совсем оставит благодать, то мы вновь впадем в прежнюю греховную жизнь и, может быть, о чем не хочется и говорить, в самые страшные, смертные грехи. Вот каким образом с нами может случиться нечто еще более худшее.

http://azbyka.ru/propovedi/evangelskie-p...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010