А Христос, видя все это, решил от этого ужаса человека спасти. Он пришел на землю и ученикам Своим показал, что заботится о них и, что бы они ни делали, Он всегда стоит на берегу. И когда они подплыли к берегу, то увидели, что костер разложен и рыбка лежит уже поджаренная. А Он говорит: «Придите, обедайте». Господь все для этого уже приготовил, потому что они были Его учениками, Он их любил, Он Сам заботился о них. Он же сказал: «Не заботьтесь, что вам есть и что пить»? Сказал, и они Ему поверили. Раз поверили – «придите, обедайте». Не поверили? Ну что же, сидите голодные. Вот Илья пророк поверил, и ворон ему хлеб приносил, а все остальные с голоду умирали. Откуда этот ворон взялся? Да Бог его знает. Как ворона можно убедить в том, чтобы каждый день хлеб носить? Но вот носил же, это же факт! Попечение Божие о нас раскрывается и в самых обыденных вещах. Нам только нужно все время проявлять веру Ему, веру каждому Его слову, веру в Его любовь, веру в Его заботу о нас. И от этого рождается желание как-то Богу послужить. Человек уже не стремится к славе, он даже старается бежать от нее, потому что все похвалы людские обычно обременительны, тяжелы и только мешают, как какие-то помехи, видеть в нашем бытии движение промысла Божия. И человек стремится жить вот этим ожиданием Господнего попечения, все время об этом помнить, все время ходить перед Богом, держать память о Боге. А для этого святые отцы нам заповедали все время стараться какую-то краткую молитву иметь в уме, чтобы все время обращаться к Богу. В древности многие преподобные какое-то слово из псалма говорили или молитву мытаря: «Боже, милостив буди ми, грешному». Но большинство склонялось к тому, что лучше Иисусовой молитвы нет ничего: «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя, грешного». Потому что в этой молитве все Евангелие заключено. Но эта молитва очень трудная и насыщенная, не все могут умом и сердцем ее объять. Тогда можно просто: «Господи, помилуй». Мы в обычной жизни часто произносим имя Божие, но всуе, а Господь это еще через пророка Моисея, за полторы тысячи лет до Христа, запретил. Потому что когда всуе, это значит без почтения и благоговения. Поэтому если ты говоришь: «Господи», – то надо ставить себя в этот момент перед Богом, и всегда если уж обращаешься к Богу, то со страхом, с трепетом, с благоговением, с величайшим почтением, со смирением, с чувством глубокого недостоинства. А если не можешь поставить себя так перед Богом, то тогда всуе говорить не надо. Поэтому в утренних молитвах написано: прежде чем молиться, постой, помолчи, подумай, к Кому сейчас ты будешь обращаться, перед Кем ты стоишь.

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Smirn...

Пятый день. Св. великомученица Ирина. (Уроки из ее жизни: а) родители должны избирать для детей благочестивого наставника; б) должно веровать в промысл Божий и в) участвовать в распространении христ. веры). I. Св. Ирина, в язычестве Пенелопа, ныне воспоминаемая в церковных песнопениях и чтениях, была крещена в ранней молодости учеником св. апостола Павла – апостолом Тимофеем († 93 г.). Об обстоятельствах ее обращения в веру Христову, из повествования об ее жизни св. Димитрия Ростовского , известно следующее. Воспитанная в загородном дворце, вдали от развлечений городской жизни, под руководством почтенной наставницы и старца Апелиана, о котором отец Ирины, язычник, не знал, что он исповедует христианскую веру, Пенелопа возросла во всех добродетелях, свойственных истинным христианам, и таким образом почва души ее была совершенно подготовлена для воспринятия «семени благаго». Пришла пора, и свет Христов просиял в душе, воспитавшейся под влиянием христианским. Внешним поводом к тому послужило такое знаменательное, случившееся по устроению Божию, событие: однажды, в ту комнату, где находилась Пенелопа с своею наставницею, влетел голубь и опустил на стол масличную ветку... Вслед за этим влетел орел, из клюва которого упал перед Пенелопою венок из цветов наконец в другое окно влетел ворон и выпустил из клюва своего небольшую змею. Удивлялись такому необычайному явлению Пенелопа и ее наставница, и когда пришел к ним Апелиан, то они рассказали ему о случившемся. Старец, по некотором размышлении, сказал, обращаясь к Пенелопе: «голубь означает кротость твою и чистоту; масляничный сучок выражает благодать Божию, которая сообщится тебе святым крещением... Царственная птица – орел знаменует, что ты будешь царствовать над страстями своими и возвысишься над всем земным стремлением твоим к Богу; венец из цветов означает воздаяние, которым увенчает Господь твои подвиги... Ворон же со змеею изображает злую силу, врага, который будет стараться отвратить тебя от добра, уязвляя и искушая скорбями и гонениями... Но ты мужайся! Знай, что Господь подкрепит тебя и ты устоишь непоколебимо в скорбях за Христа, Царя Небеснаго...».

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Родился в Египте, в городе Фиваиде, около 228 года. Родители воспитали его в христианской вере. После их кончины он претерпел много скорби от корыстолюбивого родственника, который, желая присвоить наследственное имущество Павла, вознамерился предать его на мучения при гонителе христиан императоре Декии (249 – 251). Узнав об этом, Павел покинул отчий дом и удалился вглубь пустыни, где долгие годы подвизался в совершенном одиночестве, пребывая в непрестанной молитве. Питался он плодами финиковой пальмы и хлебом, который ему приносил прилетавший ворон. Господь открыл местопребывание Своего угодника преподобному Антонию Великому (†356; память 17 января), также подвизавшемуся в Фиваидской пустыне. У преподобного Антония возник помысл, что нет в Фиваидской пустыне другого человека, который больше чем он подвизался бы в трудах и молитвах к Богу. Тогда он услышал глас: «Антоний, есть раб Божий, который совершеннее тебя и прежде тебя поселился здесь в пустыне. Иди в глубину ее и найдешь его» Господь вразумил святого, открыв ему существование в пустыне еще другого великого подвижника – преподобного Павла Фивейского. Преподобный Антоний немедленно отправился в путь. Совершив трудное путешествие по знойной пустыне, он, при помощи Божией, достиг пещеры, где жил преподобный Павел. Встретившись, оба старца назвали друг друга по имени, облобызались и долго беседовали. Прилетевший ворон принес им обоим хлеб, преломив который, они насытились. Преподобный Павел рассказал о своей жизни в пустыне; он открыл своему собеседнику, что настало время его кончины, и завещал похоронить его. Преподобный Антоний спешно отправился обратно, взял в своей келлии мантию для погребения святого Павла и, нисколько не отдохнув, повторил тот же путь. Подходя к пещере святого Павла, он увидел, как святая душа его с сонмом ангелов возносится на Небо. Преподобный Павел скончался во время коленопреклоненной молитвы с простертыми к небу руками в 341 году, в возрасте 113 лет, проведя в пустыне 91 год в полном уединении.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

  Как-то батюшка тяжело заболел. Его положили в больницу, он был близок к смерти. Но Господь явно хранил угодника Своего и воздвиг от одра смертного. “Не умру, но жив буду и повем дела Господня” (Пс. 117, 17), — преисполнялось благодарением сердце исповедника Христова.   Батюшка вспоминал: “Это было на Пасху. Я был такой слабый и голодный, — ветром качало. А солнышко светит, птички поют, снег уже начал таять. Я иду по зоне вдоль колючей проволоки, есть нестерпимо хочется, а за проволокой повара носят из кухни в столовую для охранников на головах противни с пирогами. Над ними вороны летают. Я взмолился: “Ворон, ворон, ты питал пророка Илию в пустыне, принеси и мне кусочек пирога”. Вдруг слышу над головой: “Кар-р-р!”,— и к ногам упал пирог, — это ворон стащил его с противня у повара. Я поднял пирог со снега, со слезами возблагодарил Бога и утолил голод”.   Весной 1943 года, по окончании срока заключения, на праздник святого великомученника Георгия Победоносца о. Кукшу освободили, и он отправился в ссылку в Соликамскую область, в деревню близ г. Кунгура. Взяв благословение у епископа в г. Соликамске, он часто совершал богослужения в соседнем селе. Как к светильнику, в ночи зажженному, стекались к нему люди.   Так в труде, в терпении, в деннонощной молитве старец подвизался до своего освобождения. В 1947 году окончилось время ссылки. Завершился восьмилетний исповеднический подвиг. За все это время ничто не отлучило старца от “любве Божия” (Рим. 8, 39), и он, как доблестный воин Христов, увенчанный исповедническим венцом, вышел победителем в сей страшной брани.   В 1947 году о. Кукша вернулся в Киево-Печерскую лавру и был с великой радостью принят братией. Нес он послушание свечника в Ближних Пещерах.   На о. Кукшу, искусного и опытного в духовной жизни, эапечатлевшего верность Христу различными испытаниями, предочищенного несением скорбей, лишений н гонений, Господь возлагает подвиг служения страждущему человечеству путем духовного окормления людей — старчество. Безбожие, маловерие, нужда, горе, греховное пленение приводили к преподобному людей в те минуты, когда испытания достигали наибольшей остроты и становились невыносимыми, когда иссякала надежда. И старец оказывался тем несокрушимым камнем истинной веры, непоколебимого упования на Бога, о который бессильно разбивались пенящиеся волны многовидного зла. Через старца, испытанного в горниле всевозможных искушений, люди начинали трудный, узкий, но истинный путь спасения. Ведает только Господь, скольким он помогал и скольких обнимал всепрощающей и всепокрывающей любовью, которая так привлекала людей, стремящихся к нему со всех концов страны. Как за полвека до этого в Иерусалиме паломники окружили Косьму и старались с его головы и одежды взять чудесно излившийся из лампады елей, чтобы помазаться им, так и к отцу Кукше в страждущей земле нашей шла нескончаемая вереница людей, ждущих Божией помощи и благодати, изливавшихся через молитвы, духовные советы и наставления святого подвижника.

http://isihazm.ru/?id=384&sid=0&iid=1275

Евфросиния не ходила на сестринскую трапезу, а с монастырской кухни брала лишь хлеб да квас; изредка пила чай. Спала полулежа на голом полу и лишь 2 часа в сутки. Одевалась во власяницу – рубашку из толстого сукна, поверх которой надевала ветхий капот, а в зимнее время – мужской тулуп. В праздничные дни Евфросиния надевала кафтан из домотканого сукна. С её разрешения был нарисован её портрет в таком костюме. На теле под одеждой она носила тяжелые вериги – железную цепь с большим медным крестом. Волосы её были коротко острижены; иногда она обматывала голову тряпицей или надевала шапочку. Старица всегда ходила босой, даже зимой. Летом топила печь, а зимой в её хижине стоял холод. Любя животных, в своей избушке Евфросиния держала двух кошек, трех собак, кур и индеек. Спала на полу вместе с собаками. На вопрос, зачем она это делает, старица отвечала: «Я хуже собак». Со своими питомцами она разговаривала, как с людьми. Прилетал к ней и ворон, которого матушка кормила. Однажды у нее в келлии случился пожар: кто-то в открытое окно бросил горящий пук соломы. Старица, тушившая пожар, получила сильные ожоги и после этого 6 недель лежала, не получая помощи от людей. И только ее верный друг-ворон приносил ей в клюве ягоды и кусочки хлеба. Так как блаженная никогда не убиралась, то в избушке стояло зловоние. Когда московская игуменья ее спросила: «Матушка, зачем вы держите животных? Такой ужасный воздух!» – она засмеялась и ответила: «Это мне заменяет духи, которых так много я употребляла при дворе». Однажды блаженная сидела на лавке возле монастырской ограды. Проходившие мимо молодые парни стали бросать в нее камни и палки. Она встала, подошла к ним со словами: «Нуте, бейте, плюйте в меня!» Те отвернулись и отошли. Избушка блаженной Евфросинии, построенная ей Алексеем Цемшем Во время Отечественной войны 1812 года, когда армия Наполеона подошла к Москве и французские войска остановились близ Владычного монастыря, французские офицеры, увидев странно одетую женщину, стали издеваться над ней и неожиданно в ответ на оскорбления услышали отповедь на чистейшем французском языке. Изумленные, они извинились и ушли.

http://ruskline.ru/analitika/2024/01/03/...

Архиепископ Геннадий, сообщив о ереси в Москву 34 , в том же 1487 г. написал послание епископу Сарскому и Подонскому владыке Прохору (1471–1492), в котором призывал его: «Споборствуяй по Христе Бозе и Пречистые Его Матере честнаго Ея образа в помощь христоименитому православному христианину на еже хулою возносящихся на Господа нашего Иисуса Христа и обезчестивших образ Пречистыя Владычица нашея Богородица новгородскых еретиков жидовская мудръствующих» 35 . Новгородский архипастырь энергично принялся за борьбу с еретиками, выступая тем самым за чистоту Православия. Как повествует Степенная книга: «Он же Христовою силою вооружися на сих богопротивное коварство, и прехитро уловляя злодейное их пронырьство, яко мрежею, богомудростными глаголы, яко хищьныя волки и яко лукавыя лисицы; и вси тогда еретицы в сети безумия своего увязнуша, и ни един же не избысть» 36 . Сознавая губительность промедления в борьбе с ересью новгородский владыка писал в январе 1488 г. Суздальскому епископу Нифонту (1484–1508) о еретических надруганиях: «Ино познают: еретикам ослаба пришла, уже ныне наругаютца христьянству – вяжут кресты на вороны и на вороны. Многие ведели: ворон деи летает, а кресть на нем вязан деревян, а ворона деи летает, а на ней крест медян. Ино таково наругание: ворон и ворона садятца на стерве и на калу, а крестом по тому волочат! А зде се обретох икону у Спаса на Ильине улици – Преображение з деянием, ино в празницех Обрезание написано – стоит Василией Кесарийский, да у Спаса руку да ногу отрезал, а на подписи написано: Обрезание Господа нашего Иисуса Христа 37 И ныне таково есть бесчинство чинитца над Церковъю Божиею и над кресты и над иконам и над христианьством» 38 . На основании документов, присланных из Новгорода, в Москве при митрополите Геронтии состоялся в 1488 г. церковный Собор, на котором были осуждены четверо еретиков 39 . И князь, и митрополит, извещая затем архиепископа Геннадия о соборных постановлениях, препроводили к нему этих еретиков. Митрополит Геронтий писал об этом: «И ты, сыну, у собя, в своем сборе, тех обличив да понакажи духовне, по правилм святых Апостол и святых Отец, как достойно по Божественому Писанию, чтобы они покаалися и в разум истинны пришли: и толко покаются, да будут достойни милости; а не покаются, и ты их пошли к наместником великого князя, и они их тамо велят казнити градскою казнию, по великого князя наказу, как писано в царскых правилех» 40 .

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Verete...

Изографы не внесли ничего радикального в стиль иконописи - такой стиль был давно найден. В том и состояла сложность их задачи, что надлежало ответить еретикам, оставаясь в рамках канона, на незамутненном языке православной иконы. И эту задачу они успешно решили.   . Флоровский Георгий, прот. Пути русского богословия. Париж, 1937. С. 14. . Восточные отцы и учители Церкви V века. М., 2000. С. 350. . " Сознавая губительность промедления в борьбе с ересью новгородский владыка писал в январе 1488 г. Суздальскому епископу Нифонту (1484-1508) о еретических надруганиях: " Ино познают: еретикам ослаба пришла, уже ныне наругаютца христьянству - вяжут кресты на вороны и на вороны. Многие ведели: ворон деи летает, а кресть на нем вязан деревян, а ворона деи летает, а на ней крест медян. Ино таково наругание: ворон и ворона садятца на стерве и на калу, а крестом по тому волочат! А зде се обретох икону у Спаса на Ильине улици - Преображение з деянием, ино в празницех Обрезание написано - стоит Василией Кесарийский, да у Спаса руку да ногу отрезал, а на подписи написано: Обрезание Господа нашего Иисуса Христа И ныне таково есть бесчинство чинитца над Церковъю Божиею и над кресты и над иконам и над христианьством " . См.: Архимандрит Макарий (Веретенников). Новгородский святитель Геннадий и его просветительские труды//" Исторический вестник " , 2000. Цит. по: http://www.sedmitza.ru/index.html?did=1740 . Успенский Л.А. Богословие иконы православной Церкви. Париж, 1989. С. 214. . Византийцы эти аллегоричные фигуры писали в предыдущие столетия, но на Руси сочли нужным их изобразить лишь в последней четверти XV века, что, конечно же, имело причину. . Предполагаемый заказчик Антипа Кузьмин гипотетично обозначен черной надписью, первоначальная же красная - фактически оказалась утраченной ко времени поновления; кстати, из известного новгородского рода бояр Кузьминых-Караваевых до XVI века нет никого с именем " Антипа " (см. генеалогические таблицы и списки новгородской знати, составленные В.Л. Яниным в его кн.: Новгородская феодальная вотчина. Историко-генеалогическое исследование. М.: Наука, 1981). Вывод акад. В.Л. Янина, относящийся к " Молящимся новгородцам " , остается актуальным: " сумма надписей на иконе кажется сборником загадок, до сегодняшнего дня не решенных " . Более вероятным заказчиком представляется нам тысяцкий Павел Лукинич Телятев - участник встречи вел. кн. Ивана III в 1475 г. Телятев умер до 1478 г., значит, заказывать икону он мог. Впрочем, если данный памятник принадлежит более позднему времени, то, возможно, боярин Павел тут особо поминался; для чего не обязательно было его личной персоной помещать в нижний регистр, где уже находились изображения поминавшихся: это неординарный случай для Руси; традиционно человека поминали образом его небесного покровителя. Поскольку наша икона - своеобразный синодик, постольку здесь могли сойтись вместе оба способа поминовений.

http://pravoslavie.ru/211.html

2) Павел Лебедев (см. в списке ректоров, 9). 3) Иосиф Баженов (ворон. сем.), старший кандидат, потом магистр спб. акад. 1853 г., определен сначала помощником ректора пск. сем.; в 1856 г. принял монашество и в ноябре следующего года перемещен в спб. семинарию преподавателем библиографии по расколу и греч. яз. в высш. отд. (1858 г.); исправлял должность помощника инспектора, а в окт. 1859 г. утвержден инспектором. С 1860 г. преподавал нравственное богосл. и гомилетику; в июне того же года возведен в сан архимандрита. В 1862 г. назначен ректором костр. сем., а в 1868 г. перемещен в вятскую). Затем был настоятелем Доброго монастыря (калуж. еп.) С 1875 по 1880 г. состоял членом спб. духовно-цензурного комитета. Ныне настоятель моск. Заиконоспасского монастыря. 4) Феодосий Макаревский (черниг. сем.), магистр киев. ак. 1849 г. Из профессоров смол. дух. сем. был ректором вязем. дух. училища, в сане протоиерея. В 1861 г. пострижен в монаш. и назначен инспектором смол. сем. откуда переведен в мае 1862 г. в спб. В сент. 1863 г. ректор ворон. сем., в 1867 г. еп. острогожский, а с 1871 г. –екатеринославский. 5) Палладий Раев (см. в списке ректоров, 8). 6) Корнилий Орлинков (моск. сем.), магистр моск. ак. 1858 г. Из инспекторов костр. семинарии, в сан архимандрита, переведен в спб. в марте 1865 г., но в след. году перемещен ректором костр. сем. Затем, вследствие болезни глаз, оставил дух. учебную службу, (в 1874 г.) Ныне настоятель новгор. Антониева монастыря. 7) Игнатий Климент. Зинченко (полт. сем.), магистр киев. ак. 1857 г.; был профессором екатериносл. потом полт. сем. В ноябре 1863 г. перемещен в спб. на логику и психологию. В 1865 г. по прошению уволен был из дух. звания, для поступления в одну из гимназий царства Польского, но вследствие несостоявшегося назначения, снова, по прошению, принят в дух. звание н оставлен при прежней должности. В 1866 г. с разрешения акад. правления, приглашен в члены семин. правления, в мае того же года назначен помощником библиотекаря, а в сент. исправляющим должность инспектора. С февр. 1867 г. инспектор. В нач. 1870 г. назначен членом-ревизором Дух. учебного комитета. Экономы

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

всей распашной земли получим очень низкую арендную плату, около 10 к. или около 1 р. на наши деньги за десятину. Ясно, что при невозможности извлекать из полевого хозяйства достаточную выгоду, монастырь ценил свою «добрую землю» очень низко». При более правильной постановке сельского хозяйства, могли бы получиться и другие результаты. За то же время, когда бедные монастыри почти не могли извлечь пользы из своих земельных владений, Боршевская и Карачунская вотчины Архиерейского Дома давали последнему следующее количество хлеба. Боршевская: ржи – 8 четв., ржаной муки – 233 четв. 2 чк., ситной муки – 50 четв. 4 чк., решетной муки – 3 четв., ржаных сухарей – 6 четв., ситных сухарей – 8 четв. и чк., решетных сухарей – 2 четв., ячменю – 96 четв., ячного солоду – 8 четв., овса – 19 четв. 4 чк., овсяной муки – 16 четв., гречных круп – 11 четв., гречной муки – 4 четв., хмелю – 50 четв., всего 604 четв. 3 чк. Карачунская: ржи–170 четв. 4 чк., ржаных сухарей – 6 четв., пшена–8 четв., овса – 332 четв. чк., ячменю 36 четв., ржаных сухарей 6 четв., всего 565 четв. и чк. 243 . Но ни один еще монастырь не получал таких хлебных доходов. Все они ценили, поэтому гораздо более другие источники содержания, дававшие доход и при небольшом количестве рабочих рук. Мельницы, торжки, перевозы – вот что давало чистый доход бедным придонским монастырям. Но на эти доходные статьи в конце XVII и начале XVIII в. была наложена тяжелая рука царя Преобразователя. 189 Следом этого потрясения у Петра осталось на всю жизнь подергивание лицевых мускулов и трясение головы. 191 За время появления св. Митрофана в той части его епархии, которая определена ему в 1682 г., было построено 50 новых церквей, что составило 20 % общего количества церквей в указанной местности. 192 Эти драгоценные сведения установлены благодаря изданию Н. И. Поликарповым Приходо-расходных книг архиер. Дома при св. Митрофане в Трудах Ворон. Архивн. Комиссии за 1902 г., вып. , стр. 1–74. 199 Вейнберг. Ворон. акты. Т. И., 1887, 165, стр. 315–316; Н. Поликарпов, Милосердый святитель, стр. 10–11. 200 Труды В. Аррх. Комм. В , стр.134. Иногда отправляя в уезды посланцев по епарх. Делам, святитель и им «поручал» раздавать деньги нищей братии (Там же, стр. 135). 216 А. М. Ю. Грам. Колл. Экономия, и 1589/61 ср. Архив Спасо-Преоб. Толшев. Монастыря. Т. , 9–11.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Nikolski...

Через многие жития проходит тема медведя и ворона. К пустынной келье преподобного Сергия не раз приходил голодный медведь. Однажды, сжалившись над ним, Преподобный вынес ему хлеба. С тех пор зверь полюбил доброго к нему пустынника и часто ждал его у дверей кельи. Так было и с преподобным Серафимом. Приходившие к нему часто встречали батюшку, который кормил медведя сухариками. Если недобрый человек подходил к кузовку, подвешенному преподобным Герасимом Болдинским на дороге, то ворон его клевал. Преподобный Пафнутий Боровский любил черноперых воронов, гнездившихся в множестве в монастырском лесу, и заповедал не убивать этих птиц. Ворон питал преподобных Афанасия и Кирилла Вытегорских. К преподобному Никодиму Кожеезерскому так привыкли олени, что стадами ходили вокруг него и кормились. Змеи и гады, по молитвам угодников Божиих, оставляют места жительства святых, и укрываются в иных дебрях (пре­подобный Павел и Феодор Борисоглебские, Антоний Сийский). Но недолго остается пустынник в своем уединении. Весть о нем доходит до сел или города, и однажды приходит новый богомолец, тоже ищущий уединения и спасения от мира. Новоначальный инок строит себе келью, а со временем собираются другие и скит становится пустынью. Братия строят деревянную церковь, и основатель такой колонии, которого считают настоятелем, идет к архиерею просить благословения для новооснованного монастыря и освятить церковь. Князья удельные дают возникшему монастырю те луга и леса, на которых он находится. Личность основателя привлекает посетителей, являются богатые и дают вклады, записывают за монастырем села, князья освобождают эти села от пошлин, дают монастырю льготы для тех людей, которые будут селиться на монастырских землях. Но это потом, а пока монастырь состоит из нескольких деревянных келий, стоящих вокруг церкви. Рядом с церковью трапезная. Между кельями огороды, которые обеспечивают братию необходимой пищей. Место, где стоит монастырь, расчищается от леса руками братии. Сам подвижник, ставший строгим игуменом, во всем подает пример братии: исполняет самые трудные работы — тешет камни, рубит лес, мелет жерновом рожь, носит воду, трудится с другими над рытьем пруда или колодца. Если местность, где стоит монастырь, болотистая, то он прокладывает канал для осушения болот (например, преподобные Ефрем Перекомский, Леонид Устьнедумский). Он заботится и о возведении монастырских построек, о монастырском хозяйстве, ходит на мельницу, судит монастырских крестьян.

http://pravmir.ru/traditsionnoe-prirodop...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010