Поэтому и в Службе иконе «Достойно есть», келья «Достойно» называется и кельею – κελλον, κελλ и: μονδριον. 11 Во второй день Пасхи во всех обителях Афонских совершаются крестные ходы, Монастырь Кутлумуш отстоит от Кареи только на четверть часа хода и крестный ход с иконою «Достойно есть» проходит непременно мимо его. 12 Из μαρτωλν Σωτηρα. См. также Сказание о Иверской иконе Божией Матери. Москва. 1843 г. Προσκυνητριον το γου ρους. Венеция. 1745, стр. 45 и 46. Иверская святая и чудотворная икона Богоматери на Афоне и списки её в России. Д. Б. Архим. Сергия. Москва. 1879. 13 Имя этого настоятеля было Павел (см. Православ. Обозр. 1868, Ноябрь, в заметках стр. 124). Новое слово об Афоноиверской иконе Богоматери. Еп. Порфирия «Чтения Общ. люб. дух, просвещ.» 1879, ч. Ι. стр. 382. 14 День чудесного явления и изнесения с моря иконы Богоматери преп. Гавриилом показывается не одинаково: В книжке «Изображение икон Пресвятой Богородицы, в Прав. церкви прославляемых» Москва, 1848, стр. 33, в «Сборнике изображений явленных и чудотворных икон Пресв. Богородицы», Москва. 1866, стр. 60, и в «Месяцеслове» (1806 г.) – Явление её показывается в 31-й д. Марта. А по книге «Дни богослужения Правосл. Кафолической Восточной церкви «Дебольского – 27 Апреля (см. Кн. 1-й стр. 189, изд. 6-е. 1866). См. также «Иверская св. и чудотворная икона Богоматери». Архим. Сергия (Москва, 1879, прим. ΙV, стр. 77). Тоже и относительно года: В «Энциклопедическом словаре» се чудесное событие показано совершившимся в 831 г. (см. том IX, ч. I. Спб. 1854 г., под словами: Иверская икона Божией Матери). Еп. Порфирий относит явление Иверской иконы к 830 г. (см. Чтен. Общ. люб. дух. просвещ. 1879, ч. II, стр. 382). Архим. Сергий в своем почтенном труде «Иверская св. и чудо творная икона Богоматери» (Москва, 1879) находит более вероятия, что св. сия икона явилась при Иоанне Ивере, или сыне ero Евфимии, около времени воссоздания или основания Иверской обители, в конце X или в начала XI вева (см. стр. 60–64). Впрочем, в новой своей статье «Иверская икона Божией Матери на Афоне» (Чт. Общ. любит. духов, просвещ. 1880, ч. Ι, стр. 647–658) он, согласно новооткрытых сказаний об этой св. иконе грузинских рукописей, передает не сколько иначе подробности её явления. Желательно и для нас исполнение мысли, высказанной почтенным автором в конце его статьи: «Мы думаем», говорить он, «что дальнейшее исследование древних грузинских памятников письменности еще более прольет света на историю этой иконы».

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/vyshnij-...

Указавши на внутреннюю ценность этого нового приобретения для русской исторической науки, было бы несправедливо умолчать о его внешности, вполне соответствующей характеру юбилейного издания. „Утверженная грамота об избрании на Московское государство Михаила Федоровича Романова“ в новом издании Общества Истории и Древностей Российских представляет альбом громадного формата (390×287 сантим.), на 15 отдельных листах бумаги этого размера, заготовленной на Угличской писчебумажной фабрике специально для этого издания по образцу бумаги XVII в. Шесть первых листов заняты титулом, предисловием и печатным текстом „грамоты“ с подписями и с разночтениями под строкой, остальные – фототипическими таблицами, о которых сказано выше. Печатный текст „грамоты“ издан в две колонны изящным шрифтом в стиле начала XVIII в., причём всё, в подлиннике писанное золотом, выделено киноварью. Весь альбом заключён в плотную бумажную обложку жёлтого цвета с заглавием, оттиснутым также в две краски. По техническим достоинствам исполнения он смело может быть отнесён к чи- —178— слу лучших работ, вышедших из образцовой Московской Синодальной Типографии. Насколько нам известно, настоящее издание Общества Истории и Древностей Российских не предназначается для продажи или будет выпущено лишь в самом ограниченном количестве экземпляров. В последнем случае мы, без сомнения, окажем услугу любителям и ценителям подобных научно-художественных изданий настоящей заметкой, давая возможность вовремя озаботиться приобретением замечательнейшей новинки, весьма скоро имеющей стать большой библиографической редкостью. И. Громогласов Савва (Тихомиров), архиеп. Тверской и Кашинский. [Хроника моей жизни:] Автобиографические записки Высокопреосвященного Саввы, архиепископа Тверского [и Кашинского († 13 октября 1896 г.): Т. 6 (1879–1883 гг.) Год: 1879]//Богословский вестник 1904. Т. 2. 5. С. 1–48 (3-я пагин.). (Продолжение.) —1— 1879 г. 1879 г. Восьмого числа июня в 8 часов 30 м. вечера 1879 г. прибыл я в новый престольный град мой – Тверь.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Как видно из записки вице-адмирала Крейца (Ворон. акты, кн. 2, стр. 13–15) в ночь, под первый день Пасхи, на кораблях палили из пушек и освещали корабли фонарями. Накануне праздника, Государем был издан указ о торжественной встрече на кораблях светлого праздника. Именно: до полночи корабли украшались флагами и вымпелами, и везде по ним были поставлены фонари. По освещении же кораблей в полночь перед благовестом в Соборе к заутрени, за час начиналась пальба из пушек, сначала с корабля Его Царского Величества. А вице-адмирал Крейц должен был накрепко надсматривать за стрельбой с царского корабля и не стрелял бы сам (и другим не дозволял) до тех пор, покамест из Его Царского Величества корабля из нижней и верхней палубы выстрелят кругом, и после гораздо бы поноровя стрелял бы, и считал бы всякий выстрел от 56 до 60 выстрелов. После выстрелов из государева корабля производилась стрельба попеременно на всех кораблях и судах, стоявших вниз по реке. Выстрелы подразделялись на три приема: в 1-й производилась редкая стрельба с дворца и царского корабля (Эт-Эзер), во второй, который был спустя четверть часа после 1-го, стрельба производилась и на всех других кораблях поочередно с небольшими промежутками, в 3-й (вероятно пред самим благовестом к заутрени) выстрелили залпом из всех пушек. Стрельбой с царского корабля заправлял Александр Данилович Меншиков. Утреню на Пасху, Государь изволил слушать в церкви Успения Пресвятой Богородицы (Ворон. акты 2, кн 1., стр. 4). Как бы в награду за богатые пожертвования из бедной Епархии, Государь, время от времени, жертвовал Святителю разные угодья, целые вотчины и нередко без прошения со стороны Преосвященного. Так, кроме Боршевского Троицкого монастыря с угодьями (1682 г.), данного на содержание Архиерейского дома, впоследствии, были пожертвованы Святителю Карочунский монастырь, Елецкие две мельницы и другие угодья вниз по Дону до пределов Белгородской митрополии 17 (т. е., до Дивногородского монастыря), впоследствии, отписаны были некоторые угодья и от Белградской митрополии (например, Острогожская мельница), a 29 апреля 1699 года, Государь дал грамоту, в которой изъяснял, что, так как «Белгородская и Рязанская Епархии не скудны, а Воронежская недостаточна, а притом, некоторые города поудалели, то приписать еще к Воронежской Епархии от Рязанской, города Усмань, да Острожки, Белоколоцк и Демшинск, а от Белгородской город Острогожск с уездами» (Опис.

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Sambi...

– Если не веришь нам, то иди с нами, мы покажем тебе место, где покоится старец. И пошли с ним в гробницу, где был погребен преподобный Герасим. Гробница находилась около самой церкви. Став над гробницей, отец Савватий сказал льву: – Вот здесь погребен наш старец. И, преклонив колена, стал плакать. Услышав это и увидев, что Савватий плачет, лев ударялся головой о землю и страшно ревел. Сильно рыкнув, он умер над гробницей старца . Не мог ничего выразить лев словами, но все-таки, волею Божиею, прославил старца и при его жизни, и после смерти, показав нам, как послушны были звери Адаму до его грехопадения и изгнания из Рая» с. 82–83]. Известны случаи, когда животные принимали участие в обнаружении тел Святых, содействуя их христианскому честному погребению. Преподобномученик Лукиан (15 октября) «Мученик явился одному из своих учеников, по имени Гликерий, повелевая ему идти на морской берег, взяв, погребсти тело его. Гликерий пошел с другими христианами на берег искать тело Святого; и вот они увидали в море дельфинов , несших на себе нетленное тело мученика; подплывя к берегу, они положили его на сухом месте. Тогда верующие с радостию взяли тело святого мученика и похоронили с честью» с. 376]. Мученик Авксентий (13 декабря) «Мученику Авксентию отсекли голову, причем от места казни отогнаны были все, кого подозревали в принадлежности к христианам. Святое тело его ночью было тайно взято пресвитерами Аравракинскими. Но они не могли найти его головы и стали плакать и молиться Богу, чтобы Он указал им голову святого мученика. И, по устроению Божию, на одном дубе закаркал ворон ; пресвитеры пошли на его голос и нашли главу Святого, лежащею на развесистых ветвях того дерева, где сидел ворон. Взяв ее, пресвитеры приложили ее к телу и снесли на чистое и чтимое место и там погребли» с. 369]. Свидетельство об одном отшельнике «Однажды ночью он является во сне настоящему отцу нашему, благостному и досточтимому пастырю, авве Юлиану. – Возьми несколько человек братии, сказал явившийся, и ступай – принеси меня сюда из того места, где я лежу, на горе, под названием «Олень».

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

Так и ев. Матфей, говоря, что пресвятая Мария оставалась неискусомужною до рождения Сына, хочет устранить лишь сомнение касательно этого определенного периода, не касаясь последующего и предполагая возможность самому читателю знать на основании дальнейшего евангельского повествования, что у нее не было больше детей. Выражение это вообще не раз встречается в Библии в этом именно ограниченном смысле. Так, в повествовании о потопе говорится, что ворон, выпущенный Ноем из Ковчега, «изшед не возвратися, дондеже изсяче вода от земли» ( Быт.8:7 ). Это, конечно, не значит, что ворон возвратился после того, как осушилась земля. Слово «первенец» также служило не раз поводом к усилиям подорвать учение Церкви. «Если первый, – рассуждал Лукиан (Daemonax, 29), – значит не один; если один, то не первенец». Но по всему видно, что евангелисты употребляли этот термин применительно к закону и давали этот титул Иисусу, как посвященному по праву первородства Богу. Первородный сын часто мог быть единственным, и закон требовал посвящения Богу каждого первенца, разверзающего всякие ложесна ( Исх.13:2 ), без отношения к тому, последуют ли за ним и другие дети, или он останется единственным сыном у родителей. Так что пресвятая Мария, как невеста Духа Святого, сохранила свое девство и после Рождества Христова. См. Le-Camus, La Vie de J. Christ, I т., стр. 166, 4–е изд. 35 Ев. Лука, определяя это время точными историческими данными, говорит: «В те дни вышло от кесаря Августа повеление сделать перепись по всей земле. Эта перепись была первая в правление Квириния Сирией». Лк.2:1–2 . Подробнее об этом предмете см. в конце книги, в особом приложении: «Квириниева перепись в год Рождества Христова». 36 Впрочем, такой способ переписи практиковался иногда и самими римлянами, когда особенно требовалось определить права тех или других личностей, разнообразившиеся в зависимости от того или другого происхождения их. 39 В апокрифических Евангелиях подробно изображается эта убогая обстановка, на которую в ев.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/biblej...

Но мог ли тот умолчать? Слава о подвижнике стала быстро расти. Скорбящие и обремененные пошли к святому человеку. Преподобный принимал их, молился о них, плакал вместе с ними, всей душой отдаваясь страждущему русскому народу. Были дни, когда преподобному не было возможности ни есть, ни отдохнуть немного. Он прямо падал от изнеможения и лежал долго как мертвый. Но сила Господня вновь подкрепляла его. Однажды чудный муж явился ему в видении и сказал: «Крепись, отче, жатвы много, а делателей мало». Потом к нему собралась братия и был сооружен монастырь. Но преподобный тяготился общей жизнью. Он часто уходил в лес и там проводил целые дни и ночи в молитве и богомыслии. Так святые подвижники бежали от мира, а мир бежал к ним… (Память 25 апреля) ПРЕПОДОБНЫЙ ГЕРАСИМ БОЛДИНСКИЙ Преподобный Герасим 13 лет прожил в Горицком монастыре. Тяготясь славой, он ушел из монастыря и поселился в дикой местности, в Дорогобужской области на Смоленщине. Там были одни звери и укрывались разбойники. Эти разбойники часто били преподобного. Они гнали его из этого глухого места, боясь, что народ будет ходить к святому Герасиму и им тогда здесь не жить. Предание говорит, что потом ворон охранял келью преподобного, и кто пытался обидеть святого, того ворон прогонял, налетал на обидчика и клевал его в глаза. Позднее преподобный Герасим перешел на Болдину гору. Здесь он также много терпел от злых людей. Местные жители били Герасима не один раз. Они хотели его связанного бросить в озеро, но передумали и отвезли преподобного к дорогобужскому начальству, которое посадило его в темницу. Но из Москвы приехал посол и, узнав преподобного, велел освободить его. Избавившись от тюрьмы, преподобный вновь ушел в уединение. К нему собрались любители подвига, и они устроили монастырь. Преподобный Герасим Болдинский достиг глубокой старости и мирно скончался о Господе. Его жизнь была сплошным молитвенным подвигом и постоянным терпением. Болдинский монастырь теперь не существует, но память о преподобном Герасиме хранится в народных сердцах.

http://azbyka.ru/otechnik/Pantelejmon_Ag...

За бичеванине мученицы бичуются мучители При бичевании св. мученицы Татианы, ангелы взаимно бичевали мучителей и убивали их до смерти. 13. Преподобный Иаков Нескромность дев наказывается проклятием Однажды, идя мимо одного ручья, в котором, с открытыми главами, нескромно мыли ноги свои девицы, препод. Иаков проклял источник, который тотчас высох – и дев, которые тотчас поседели. Смерть истинная в награду за вымышленную На пути нищие просили у препод. Иакова милостыню для погребения мнимо мертвого собрата их, на которого они ему, как на мертвеца, указали; преп. Иаков подал просимую милостыню и помолился об упокоении души его. Притворившийся мертвым действительно умер. 14. Преподобные отцы, в Раифе и Синае избиенные Святой по желанию может быть видим или не видим Старец Иосиф Аналитин, бывший в Раифе, шесть лет стоял при келлии, но никто из братий его не видел; потом стал видим и умер. 15. Преподобный Павел Фивейский Ворон хлеб носил Преподобному Павлу Фивейскому 60 лет ворон носил ежедневно по полхлеба; а при посещении его св. Антонием принес целый хлеб. Могилу для погребения вырыли звери Для погребения препод. Павла Фивейского пришли два льва и вырыли когтями могилу, а св. Антоний похоронил его. Преподобный Иоанн Кущник Любовь к Богу должно предпочитать любви к родителям Препод. Иоанн Кущник, боримый и искушаемый диаволом, возжигавшим в сердце его любовь к родителям, не увлекся этим чувством, но пребыл неведомо до смерти в куще около дома их, и умер в нищете и величайшем самоотвержении. 16. Поклонение веригам св. Апостола Петра Вещи святых святы и чудодейственны Как полотенца св. апостола Павла, проникнутые его потом, врачевали больных и прогоняли силу вражию, так узы св. апостола Петра, вошедшие в тело его, были благодатнотворны. 17. Преподобный Антоний Великий Различные искушения диавола чем могут быть побеждены Диавол искушал великого Антония высокоумием, сребролюбием, златолюбием, чревоугодием, отчаянием, лжемудрованием, – но он все искушения его препобедил крестным знамением, чистотою жизни, непорочною верою в Бога, бдением, молитвами, постом, кротостью, нищетою, смирением, любовью, и незлобием ( 2Кор. 2:11 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Bandak...

«И вняли все ея глаголам, что в недрах Лик земных сокрыт, спешит Архиерей с собором найти бесценный Маргарит...» Несмотря на то, что Казанская икона Божией Матери являлась (и остаётся по сей день) одной из наиболее высокочтимых в русском православии святынь, празднование юбилея её явления (обретения) носило исключительно внутриепархиальный характер и, к сожалению, не привлекло к себе внимания столичного священноначалия и светских властей. Инициатором проведения этого торжества выступил архиепископ Казанский и Свияжский Антоний (Я./И./Г. Амфитеатров) (1815 - 1879), с. 402] занимавший местную кафедру с 1866 по 1879 гг. и особо заботившийся о развитии миссионерской деятельности. В 3 от 1 февраля 1879 г. «Известий по Казанской Епархии» было опубликовано распоряжение епархиального начальства «О предполагаемом праздновании трёхсотлетнего юбилея, от обретения в г. Казани чудотворной иконы Божией Матери, именуемой казанскою». «Икона сия, - указывалось в нём, в частности, - хранимая и чтимая с подобающим ей благоговением в здешней женской обители и ознаменовавшая себя бесчисленными проявлениями чрез неё чудодейственной силы и неисчерпаемой милости Пресвятой Девы Богоматери ко всему роду христианскому и ко всем православным христианам, благоговейно чтущим Её и прибегающим к Ней с усердными молитвами, не только составляет драгоценнейшую святыню в нашем граде и в здешней стране, но и в целом русском царстве повсюду чтится преимущественно, как известно, пред всеми многочисленными иконами Богоматери, так что в редком городе нет списков с сей св[ятой] иконы, особенно чтимых и ознаменованных даже чудотворениями, а также в весьма многих обителях и даже селениях есть таковые иконы, равно и Божиих храмов с празднованием Божией Матери и иконы Её, именуемой казанскою, находится бесчисленное множество на Руси православной». с. 64] К 300-летнему юбилею явления (обретения) Казанской иконы Божией Матери известный миссионер, духовный писатель и учёный, заведующий кафедрой древнееврейского языка и библейской археологии Казанской духовной академии (КДА) священник Е.А. Малов (1835 - 1918) подготовил и издал в типографии Императорского Казанского университета книгу «Казанский Богородицкий девичь монастырь. История и современное его состояние», печатание которой было дозволено Казанским Комитетом духовной цензуры 26 июня 1879 г. (цензор - профессор КДА В.В. Миротворцев). с. (2)]

http://ruskline.ru/analitika/2019/06/19/...

В 1876 г. миссия оказалась в критическом положении: в связи с национально-освободительным восстанием в Болгарии против турецкого ига и последующей русско-тур. войной 1877-1878 гг. благотворительность в России была сосредоточена на нуждах балканских славян. Число обучавшихся в школах миссии пришлось сократить. От полного закрытия школы спасали миссионеры, к-рые тратили на содержание миссии большую часть своего жалованья, а также Православное миссионерское об-во, приславшее в 1877 г. 17 тыс. р. К 1877 г. в Японии было 2400 правосл. христиан, к сер. 1878 г.- уже 4115, несмотря на трудности поставления новых священников: в 1877 г. кандидаты отправились на рукоположение во Владивосток, прибыли осенью, но еп. Павел (Попов) умер 21 мая, а его преемник еще не был назначен. Рукоположение 5 япон. священников состоялось лишь в июле 1878 г. во Владивостоке, его совершил специально прибывший туда Мартиниан (Муратовский), еп. Камчатский, Курильский и Благовещенский. Эти обстоятельства побудили Н. хлопотать о создании епископской кафедры в Японии (при этом он не одобрял выбор буд. епископа из местных миссионеров). К нач. 1879 г. финансовое положение миссии ухудшилось. Н. обращался в Синод в дек. 1878 и июне 1879 г. и в Православное миссионерское об-во в дек. 1878 и янв. 1879 г., однако добился лишь обещания Синода выделять по 6695 р. в год (включая содержание епископа), хотя средств требовалось намного больше. Н. принял решение ехать в Россию, чтобы лично ходатайствовать перед Синодом и начать сбор средств для возведения собора в Токио. Построенная в 1874-1875 гг. домовая церковь семинарии и катехизаторского уч-ща, располагавшаяся на 2-м этаже здания миссии, не вмещала верующих, каждую службу неск. человек падали в обморок от духоты. В кон. июля 1879 г. Н. отправился в США и благодаря амер. трансконтинентальной железной дороге уже 12 сент. 1879 г. прибыл в С.-Петербург, затем посетил Москву и Киев. Он заручился поддержкой не только российского епископата, членов Православного миссионерского об-ва и настоятелей богатых монастырей ( Александро-Невская лавра , Киево-Печерская лавра , московский в честь Богоявления мужской монастырь и др.), но и ряда крупных чиновников (К. П. Победоносцев , Ф. Р. Остен-Сакен, Т. И. Филиппов и др.), вслед. чего решение о финансировании миссии было утверждено Государственным советом. Также постоянно поддерживал Н. митр. Исидор (Никольский).

http://pravenc.ru/text/2565636.html

Из печати в этот период вышли 6-й (1870 г.), 7-й (1874 г.) и 8-й тома (1877 г.). Эти тома заключают в себе описание важнейшего периода русской церковной истории — от митрополита святого Ионы до патриарха Иова, «или период разделения ее [Русской Церкви] на две митрополии». 9 книга, посвященная Западно-русской, или Литовской митрополии увидела свет в 1879 г. В конце марта 1879 г. преосвященный Макарий был вызван в Москву на отпевание в Бозе почившего митрополита Московского и Коломенского Иннокентия, просветителя Сибири и Дальнего Востока. А 8 апреля того же года вышел Высочайший указ: «Архиепископ Литовский Макарий Всемилостивейше назначен митрополитом Московским и Коломенским, Свято-Троицкой Сергиевой лавры священноархимандритом и членом Святейшего Синода». Вот что писал об этом событии ректор Московской Духовной Академии С. К. Смирнов в письме к профессору А. А. Лебедеву от 25 апреля 1879 г.: «Москва имеет нового митрополита и благодарит Бога и Государя за назначение такого великого, ученейшего святителя» . VIII. Митрополит Московский и Коломенский (1879–1882 гг.) 7 мая 1879 г. в древнюю столицу России прибыл новый архипастырь — высокопреосвященный Макарий, митрополит Московский и Коломенский. В кафедральном Чудове монастыре было собрано духовенство, и новый митрополит обещал своей пастве быть справдливым, строгим и милостивым. Трехлетнее управление епархией показало тождество слов и дел нового архипастыря. А пришлось новому Московскому митрополиту очень трудно, ибо положение дел в Московской епархии было непростым: митрополит Макарий столкнулся с нестроениями в богослужении и духовном образовании, в проповеднической деятельности и в управлении отдельными приходами. Сурово наказывая виновных в нерадивости, владыка вновь обрушил на себя столь сильный град незаслуженных упреков, что последние годы его жизни современники нередко уподобляли мученичеству. Н. С. Лесков писал об этом периоде: «И сейчас бессильная злоба низких людей не устает работать в том недостойном направлении — что и понятно: такое умное и характерное лицо, как митрополит Макарий, не может всем одинаково нравиться...» .

http://sedmitza.ru/lib/text/435720/

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010