— Ну вот и становой наш едет. И все смеялись на игуменское замечание. Иногда мой ворон и проказничал на свой воровской вороний лад: одно время он повадился летать к одному лебедянскому мяснику и портил у него вывешенные для просушки кожи. С мясником мы сошлись полюбовно, и он обещал мне не делать вреда моему другу, если я буду платить за убытки. В другой раз он залетел в окно к молодому лебедянскому квартальному и стащил у него с окна деловые бумаги, которые он только что принес от городничего. Квартальный этот незадолго до того женился, и, конечно, его больше тянуло к жене, чем к служебным обязанностям. Придя от городничего, он положил на окне бумаги, перевязанные красной ленточкой, а сам пошел в соседнюю комнату к жене пить чай. Все это видел с крыши соседнего дома мой ворон, и, когда квартальный ушел, он слетел со своего наблюдательного поста и, схватив на лету за красную ленточку бумаги, полетел с ними в монастырь, где и запрятал их в порожнюю разбитую бочку. Эту сцену заметили соседи квартального, подняли крик, на который прибежал квартальный и послал в погоню за вороном верховых пожарных. Сколько тут было суматохи, сколько всякого гвалту!… В монастыре всем было известно место, куда мой ворон складывал все, что ему удавалось стащить, и бумаги были найдены в целости в разбитой бочке. Для меня мой ворон был большим утешением, даже привязанностью; и пернатый мой друг тоже платил мне, как умел, своей птичьей любовью. Помянув, таким образом, добрым словом моего верного друга, я обращусь теперь вновь к прерванному повествованию. Так вот, когда на другое утро после истории с воровством восковых свечей сидел я на своем крылечке и кормил ворона, пришел ко мне молодой еврей, торговавший вином за монастырской оградой в одной из ближних посадских улиц. Снявши вежливо шляпу, он поклонился мне и сказал: — Какое прекрасное место, отец Феодосий, вы выбрали себе!… Мне очень бы желательно было со вами поближе познакомиться. Вы не смотрите на то, что я — еврей: у нас Бог Отец один, и я хорошо понимаю и вашу религию, и все, что касается до монашеской жизни.

http://azbyka.ru/fiction/polnoe-sobranie...

449 Получил образование в Воронежской семинарии и в Харьковском Коллегиуме (1766–1779). 1779 г. определен учителем семинарии; 1780 – священник и соборный ключарь; 1786 г. – кафедральный протоиерей. Под его руководством в семинарии началось изучение нотного церковного пения и был образован церковный хор. 14 апреля 1787 г. Патрицкий определен в настоятели Толшевского м-ря, « с возложением на него, как на бывшего протоиерея, набедренника». См. архив Толшев. м-ря, т. XV, 14. Ср. П. Никольского – «История Ворон. д. семинарии», ч. , стр. 132. 452 Иером. Иосиф – из военных, 1788 г. пострижен в монашество в Задонском монастыре и вскоре после того определен казначеем Архиерейского Дома В 1791 г. – посвящен в иеродиакона и иеромонаха. 453 «Дома нашего казначеи иеромонах Иосиф от казначейской должности уволен. Во уважение трудов его и попечений о доме нашем поручаем ему в смотрение Преображенский Толшевский монастырь, в котором быть ему строителем». Архив Толшевского монастыря, т. XVII, 53. 454 Список настоятелей монастыря со времени его возстиновления в 1741 г.: иеромонах потом игумен Игнатий (1741–1744 г.г.), Иоаким (под 1747 г.), Симеон (под 1755 г.), Герасим († 1757 г.), Иероним (1761 г.), Протасий (1763–5 г.), Софроний (под 1771 г.), Савватий (под 1774 г.), строители Иоанникий (под 1775 г.), Иоасаф (1776 г.), Феодосий (1776 г.), Иерофей (1778–1784 г.г.), Тимофей (1784–1787 г.г), игумен Иов (1788–1794 г г.), строитель Порфирий (1794–1808 г.г.), Иоасаф (1808–1811 гг.), Самуил (1811–1814 г.г.), Павел (1814–1820 г.г.), Анастасий (1820–1822 г.г.), Платон (1822 г.), Моисей (1822–1824 г.г.), Афанасий (1824–1828 г.г.). 457 В 1749 г. было 169 д., м. п. Няколаев Историч. свед. о Ворон. д. семин Ворон. Е. Вед. 1868 г., стр. 182. 458 См. Хворостань. Очерк из истории колонизации Кран. Свящ. I. Ферронского, Ворон. Старина В. VII. Читать далее Источник: Воронеж. Типо-Литография Т-ва «И. Кравцов и Ко», Больш. Дворян., д. д-ра Столль. 1909. Вам может быть интересно: Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Nikolski...

На дворе у ней были лошадь, корова, а у дверей была привязана огромная собака. От чрезвычайно удушливого воздуха, никто не мог уснуть. Около их села матушка и шепотом читала молитвы. Вдруг в стекло рамы кто-то постучал. Матушка встала подошла к окну и отворила дверцу окна, говоря: «что, нагулялся?». В это время влетел большой ворон и закаркал; матушка принесла горшок каши и рассыпала на коленях. Когда он перестал клевать, то она набрала каши в рот и ворон стал хватать изо рта до тех пор, пока не насытился, потом вспорхнул и вылетел вон. А старица опять стала продолжать чтение молитвы. В полночь пропел петух свою песню, старица перекрестилась со словами: «Во Имя Отца и Сына и Святаго Духа...» встала, подошла к столу, оправила лампаду и уже молилась стоя на коленях до рассвета, затем подняла богомолок, подала им умыться и отпустила их с миром и благословением. Ворон, питаемый матушкой, в годину ее искушений послужил и ей: однажды в келье у нее случился пожар, кто то в отверстие окна, через которое впускала она ворона, бросил пук соломы с огнем и келья загорелась. Старица, тушивши у себя пожар, вся обожглась, так что шесть недель лежала без движения и без всякого призрения; один ворон не оставлял ее, он приносил ей пищу и питие и влагал ей в уста. Об этом происшествии матушка сама рассказывала многим любившим ее, на любовь коих и она отвечала тем же, называя их или сынком, или дочкой. Жители города Серпухова долго помнили матушку,– как она жила около монастыря и с удивлением рассказывали многим про нее, что в день Крещения Господня по погружении креста в воду, какой бы ни был мороз, она в своем сером крестьянском капотике всем телом опускалась в прорубь (Иордань), а выйдя из воды, переваливаясь с ноги на ногу, пойдет, бывало, к своему месту в мерзлом капотике. Умерщвляя свою плоть, она, как агнец непорочный, смиренно переносила искушения и гонения, и смирением своим достигла высокого духовного совершенства; нищетою приобрела богатые дарования и была, по Апостолу, всем вся, да спасутся все.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Тот, Кто посылает скорби, силен и дать от них избавление. Оно приходит, как правило, постепенно, подобно тому как приходит рассвет. Хотя Бог может дать его в одно мгновение. Он постепенно дает избавление, чтобы мы ценили каждый Божий день как дар, как возможность принять нам участие, пусть самое малое ? и оно драгоценно, ? в том, что совершает для нас Господь. И чтобы мы при этом никогда не теряли надежды, что наступит день Господень, как полнота победы Божией, которая нам принадлежит. Мы видим, как Ной выпускает через окно ковчега ворона и голубя, чтобы удостовериться, что потоп прекратился. Он не мог предвидеть наступление потопа, ему было дано знать об этом по откровению Божию. Но он должен был употребить обыкновенные средства, чтобы увидеть, сошла ли вода с лица земли. Это образ всей нашей духовной жизни ? и благодать Божия, и наше участие, причем самое будничное, простое, прозаичное. Мы не можем все время ждать от Бога откровений и чудес. Мудрость и трезвенность духовной жизни заключается в том, чтобы мы не пренебрегали нашими естественными дарованиями ? прежде всего совестью и разумом. Однако и совесть, и разум раскрываются в полноте только тогда, когда они устремляются к благодати Божией. Остановимся более подробно на этой тайне, и увидим, как все в Писании исполнено глубочайшего смысла. Выпущенный Ноем ворон, сказано, «отлетал и прилетал». Покружив в окрестностях, садился на ковчег, но этого было недостаточно для Ноя. Ной выпустил голубя, и он в первый раз возвратился ни с чем, а во второй ? со свежим масличным листом в клюве, сорванном с первых деревьев, появившихся над водой. В книге Бытия сказано, что второй раз Ной выпустил голубя через семь дней. В третий раз ? еще через семь дней. И вероятно, в первый раз он выпустил его через семь дней после того, как вылетел ворон. Святые отцы говорят, что это свидетельствует о почитании Ноем в ковчеге дня, посвященного Господу, и о вере его в наступление дня Господня. День Господень, мы знаем, в Священном Писании ? это день Страшного Суда и день всеобщего воскресения. И каждый воскресный день называется в Священном Писании днем Господним. Голубь ? образ благодатной души, которая, не находя ни места покоя, ни мира, ни удовлетворения ни в чем, что есть на земле, возвращается ко Христу и к Церкви Его как к своему ковчегу. Ворон, говорят святые отцы, образ жизни по плоти ? те, кто сообразуется с миром сим и питается только земной пищей. Это тоже необходимо, но это не может удовлетворить человека Божия. И подобно тому как Ной простер руку свою и взял голубя к себе в ковчег, Христос бережно хранит и принимает с любовью тех, кто летит к Нему, ища небесного покоя. Масличную ветвь ? символ мира ? приносит не ворон, хищная птица, но кроткий и смиренный голубь. Голубиная кротость, говорят святые отцы, возводит душу к небесному покою и к истинной радости. И мы понимаем радость Ноя, как будто Ной, подобно Аврааму, увидел день Христов и возрадовался, учась у Того, Кто кроток и смирен сердцем.

http://moral.ru/friday_gl-3-week/

Составлено по описанию Ворон. Епархии Митр. Евгения, статье г. Германова (в записках географического Сборника) по воронежским актам, старинным бумагам и другим источникам Местность, на которой ныне Воронежская Губерния, в древности известна была под названием поля (Нестор, Летоп. стр. 48 и 59; Татищев, Ист. Рос. ч. 2. стр. 76, Русский Временник, ч. 1. 42 стр.), потому что она была не населена. На сих полях кочевали, переходя с одного места на другое, козары (хазары), печенеги и половцы (Нестор, Лет. 10 и 145. Евгений, Опис. Ворон. Еп. 5 стр.). Козары, или Хазары память о своих кочевьях в нынешней Воронежской губернии оставили под названием поля (Хазарскаго, выше Воронежа), городища (где Воронежский Акатов монастырь и др. Печенеги появились в пределах нынешней Воронежской губернии еще в X веке. В 968 году великий князь Святослав прогнал их в поле (т. е. местность, где Воронежская губерния). Болтин в своей Истории (Примечания на Историю Древ. и Новой Истории Леклерка, т. I. стр. 38), говорит, что кочевья печенегов были по рекам Дону, Донцу и Днепру. В XII веке (1117г.) половцы напали на печенегов в верховьях Дона и разбили их. (Татищев, Ист. Рос. т. II. стр. 218). О половцах сохранилось больше сведений, чем о хазарах и печенегах. Преподобный Нестор первое нападение их на Россию полагает в 1061 году. С этого времени и до разорения России татарами, половцы почти постоянно нападали на Россию с южной и восточной сторон (по ту и другую сторону р. Днепр). С половцами русские князья не раз вели войну. Так в 1116 году великий князь Ярополк Владимирович «ходи на Половецкую землю к Дону и ту взя полон мног и городы три Половецкия: Балин, Чевилюев и Сугров». (Нестор, Летоп. 1116 г.). В 1120 г. тот же Великий князь ходил " на половцы за Дон и, не обретя их, возвратился». Новгород-Северский князь Игорь ходил «на половцев за Дон и до Лукоморья». (Нестор, Лет. 277 стр.). В 1199 г. Великий князь Владимирский Всеволод ходил на половцев с сыном своим Константином; половцы же слыша поход его, бежали и с вежами прочь. Князь же великий, ходил по становищам их, «иде прочь возле Дона». (Нестор, стр. 243). Татищев в своей Российской Истории (т. 3-й, 231 стр.) описывает победу над половцами Рязанского князя на реке; Большой Ворон (по догадкам Митрополита Евгения, на нынешней реке Воронеж Опис. Ворон. Еп. стр. 8). Из вышеприведенных свидетельств видно, что местом кочевья половцев была река Дон, а эта река протекает через всю Воронежскую губернию.

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Sambi...

323 Архив В. Д. Конс. Дела Донц, м–ря, хран. в Архиве Церковного Ист. археологич. Комитета. 1750, 50. 335 И. Дубасов. Очерки Тамб. края, в. , стр. 50. См. Лебедянский Св.-Троицкий монастырь. Тамбов 1895 г., стр. 47. 348 Табель, сочиненная из имеющихся в Св. Синоде ведомостей и представленная Обер-Прокурором кн. Козловским 1 янв. 1762 г. Императору Петру III. См. А. Завьялова, вопрос о церковных имуществах при Имп. Екатерине II. СПБ. 1900, стр. 346–347. 349 См. там же. Почти такие же цифры указаны в Ведомости о монастырях Воронеж. Епархии за 1739–1740 г. См. Ворон. Стар. Вып. VII, стр. 48–55. 352 Напр., в Елецком м-ре игумен Евфимий из игуменов Устьмедвед. м-ря (1744 г.), Донецкий Корнилий из Дивногорского м-ря, Лысогорский Венедикт из строителей Белоколоцкого м-ря. 355 Архив. Дивногор. м-ря. Приходо-расх. книги 1743–1744 г. и прошение братии о поставлении приемника Лазарю. 361 В библиотеке Ворон. Дух. Семинарии в настоящее время хранится несколько книг из библиотеки Елисеевых. Среди них обращает на себя внимание рукописный Синодик этого семейства (извлечения из него напечатаны архим. Димитрием Самбикиным в Ворон. Епарх. Вед.). Кроме членов семейства, здесь помещаются все Воронежские епископы до конца V в. и множество других лиц. Здесь же находится и своего рода дневник, отмечающий некоторые события из жизни г. Воронежа во вторую половину V в. 363 Архив Ворон. Дух. Консист., дела Толшев. м-ря 1757 г., 56, ср. Архив. Толшев м-ря, т. V, 85. 368 Настоятели монастырей по рчереди вызывались в Воронеж для участия в торжественных службах, особенно в царские дни. 369 Выше приведены только те обвинения, которые не опровергнуты, а подтверждены «оправданием» Михаила. 373 Игумен Михаил был уволен в братство Задонского, а потом Елецкого м-р; с 1763 г. снова перепросился в Толшев. м-рь и занимал здесь должность казначея. В 1765 г. назначен настоятелем Романовской Успенской Поройской пустыни. 374 Архив Толшев м-ря. Т. V, 28. Этот старинный титул не был ли переходной стадией к позднейшему обычаю назначать в Толши не самостоятельных игуменов, а только наместников- из экономов Архиер. Дома.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Nikolski...

И стал декламировать по памяти: Ворон к ворону летит, Ворон ворону кричит: — Ворон! Где б нам отобедать? Как бы нам о том проведать? Ворон ворону в ответ: — Знаю, будет нам обед; В чистом поле под ракитой Богатырь лежит убитый. Кем убит и отчего, Знает сокол лишь его, Да кобылка вороная, Да хозяйка молодая… Ольга улыбнулась, ничего не сказав в ответ. — Правда, помню еще одну вариацию на эту же тему, но не помню откуда: В чистом поле под ракитой, Где клубится по ночам туман Эх, там лежит, в земле зарытый, Там схоронен красный партизан. Партизан отважный, непокорный, Он изъездил тысячи дорог, Эх, да себя от мести черной, От злодейской пули не сберег… — Ого, какие познания народного творчества! — удивилась Ольга. — Но нет, это все не то. Как говорится, не та песня, не на ту тему и не про тех героев. А такие строчки вам знакомы: Редеет ночного тумана покров, Утихла долина убийства и славы. Кто сей на долине убийства и славы Лежит, окруженный телами врагов? Уста уж не кличут бестрепетных братий, Уж кровь запеклася в отверстиях лат, А длань еще держит кровавый булат… Отец Игорь в ответ лишь пожал плечами, ожидая дальнейшего рассказа своей гостьи. — «Долина убийства и славы» — это, между прочим, то самое место, где мы сейчас находимся. Или примерно то. Как утверждают историки, много веков тому назад здесь происходили страшные кровавые битвы русских ратей с монголо-татарскими полчищами. Трупами убитых с обеих сторон здешние поля были устланы, усеяны. Не зря эта деревенька, где испокон веков жили люди, получила такое непривычное для живых название: Погост. А поле, что сразу за ним, знаете, как называется? Тоже непривычно: Убитое. — Интересный экскурс в историю, — задумчиво сказал отец Игорь, понимая, что все это — лишь присказка. А весь рассказ еще впереди. — Есть одна легенда, быль, — продолжила Ольга. — Даже две, но обе похожи своим главным героем. По одной из них, когда орда иноверцев окружила здешний монастырь, то поставила перед монахами условие: либо отрекаетесь от Христа и принимаете нашего бога, или… И тогда из ворот обители вышел монах-богатырь: высокого роста, могучий, словно с древней былины. По преданию, то был известный в здешних краях разбойник, главарь шайки, которая грабила всех, кто им попадался. Но что-то надломилось в душе этого свирепого человека, он раскаялся и ушел в монастырь.

http://azbyka.ru/fiction/otshelnik-gorsh...

То есть эпикурейское. Затейные прошения — то есть сделанные с умыслом, с недобросовестным намерением. Затейные прошения — то есть сделанные с умыслом, с недобросовестным намерением. Рус. старина. 1879. С. 373. См. также: Курмачёва М. Д. Крепостная интеллигенция России. Вторая половина XVIII — начало XIX века. М., 1983. Рус. старина. 1879. С. 373. См. также: Курмачёва М. Д. Крепостная интеллигенция России. Вторая половина XVIII — начало XIX века. М., 1983. То есть стоила. То есть стоила. Четверть — мера сыпучих тел, приравнивавшаяся к 8 пудам (четверикам). Четверть — мера сыпучих тел, приравнивавшаяся к 8 пудам (четверикам). Рус. старина. 1879. С. 373. См. также: Курмачёва М. Д. Крепостная интеллигенция России. Вторая половина XVIII — начало XIX века. М., 1983. Применительно к вешам и строениям XVII столетия мемуарист использует датировку «от сотворения мира». Применительно к вешам и строениям XVII столетия мемуарист использует датировку «от сотворения мира». То есть 1668 г. То есть 1668 г. Рус. старина. 1879. С. 373. См. также: Курмачёва М. Д. Крепостная интеллигенция России. Вторая половина XVIII — начало XIX века. М., 1983. Рус. старина. 1879. С. 373. См. также: Курмачёва М. Д. Крепостная интеллигенция России. Вторая половина XVIII — начало XIX века. М., 1983. Рус. старина. 1879. С. 373. См. также: Курмачёва М. Д. Крепостная интеллигенция России. Вторая половина XVIII — начало XIX века. М., 1983. То есть 1604 г. То есть 1604 г. Рус. старина. 1879. С. 373. См. также: Курмачёва М. Д. Крепостная интеллигенция России. Вторая половина XVIII — начало XIX века. М., 1983. Рус. старина. 1879. С. 373. См. также: Курмачёва М. Д. Крепостная интеллигенция России. Вторая половина XVIII — начало XIX века. М., 1983. Рус. старина. 1879. С. 373. См. также: Курмачёва М. Д. Крепостная интеллигенция России. Вторая половина XVIII — начало XIX века. М., 1983. Святогорская икона Пресвятой Богородицы (явленная в 1569 г.) находилась в Святогорском Успенском монастыре Опоченского уезда Псковской епархии. См.: Иоанн, игумен. Описание Святогорского Успенского монастыря Псковской епархии. Псков, 1899.

http://azbyka.ru/fiction/vospominanija-r...

52.           Следы северо-русского боевого эпоса в южнорусской народной литературе//ТКДА. 1878. 5. 53.           " О древнерусских исторических повестях и сказаниях И. П. Хрущева. " (критико-библиографическая заметка)//ТКДА. 1878. 54.           Драматические сочинения Георгия Конисского//Древняя и новая Россия. 1878. 11. 55.           Муравьевская коллекция в Церковно-археологическом музее при Киевской духовной академии//ТКДА. 1878. 7. 56.           Речь, говоренная протопопа Леванды с сыном, здешнему (киевскому) митрополиту Самуилу. 1769 г., апреля, в день Пасхи//КЕВ. 1878. 10. 57.           Книгохранилище Чудова монастыря//Памятники древней письменности. СПб., 1879. Вып. IV. 58.           Сплецкий архиепископ Марк Антоний d Dominus (Господничич) и его значение в южнорусской полемической литературе XVII века//ТКДА. 1879. 2, 3. 59.           Киевская искусственная литература XVIII века преимущественно драматическая//ТКДА. 1879. 4, 6, 10; 1880 6, 8. 60.           Странники, их псальмы и канты//РДСП. 1879. 30, 31, 33. 61.           Проповедническая деятельность в Киевской епархии за последние 19 лет//КЕВ. 1879. 62.           Иноепархиальные известия//КЕВ. 1879 — 1880 и «Известия и заметки». Там же. 1884—1886. 63.           Библиотека А. Н. Муравьева в Киевской духовной академии//КЕВ. 1879. 26. 64.           Южнорусская литература XVIII века, преимущественно драматическая//Русский вестник. 1879. 5—7. 65.           " Историческая хрестоматия " М. Поторжинского (библиографическая заметка)//Исторический вестник. 1880. 3. 66.           Историческая библиотека Тверской епархии (библиографическая заметка)//Исторический вестник. 1880. 3. 67.           Киевское общество Нестора Летописца (библиографическая заметка)//Исторический вестник. 1880. 3-4. 68.           " Месяцеслов святынь " , архимандрита Димитрия Самбикина (библиографическая заметка)//Исторический вестник. 1880. 4. 69.           Отчет Одесского общества истории и древностей//Исторический вестник. 1880. 5. 70.           Очерки из истории украинской литературы XIX в.//Исторический вестник.

http://bogoslov.ru/person/401224

О, девственное супружество, мало где виденное или слышанное! Да дивится этому мир, полный нечистых похотей! Да стыдятся люди, служащие плотским страстям и наслаждениям, слыша о таком супружестве этой благочестивой царской четы, которое уподобилось ангельской чистоте! Заботами святой царицы, кроме вышеупомянутого собора в Ефесе, созван был собор святых отцов в Халкидоне против нечестивого Диоскора и архимандрита Евтихия 21 ]. Она всеми силами отстаивала православие, так что некоторые писатели ей именно приписывают защиту веры на обоих этих соборах. Такая ревность Пульхерии по благочестии и ее великая мудрость происходили оттого, что Дух Святой обитал в ее душе и чистом сердце, как в Своем святом храме, и наполнял ее Своими великими дарами. Прожив 54 года и раздав все свое имение церквам, монастырям и нищим, святая Пульхерия преставилась к Господу, Которому послужила всем своим сердцем 22 ]. Ее молитвами, Господи, не лиши и нас Царствия Твоего небесного. Аминь. Епископ Монемвасийский 2 ] Павел поведал следующее сказание. Когда я был мирянином, то был послан на Восток для собирания царской дани. По пути я увидал пустынный монастырь и пожелал войти в него. Навстречу мне вышел из монастыря игумен с братиею, и мы после взаимных приветствий присели на монастырском дворе, где был разбит фруктовый сад. И вот, мы видим, что к деревьям прилетают птицы, отламывают ветки с плодами и быстро улетают. Я спросил игумена: — Отчего птицы не едят здесь же, на месте, плодов, а уносят их вместе с ветками? Игумен отвечал: — Вот уже одиннадцатый год, как эти птицы делают так. Тогда я, как бы по откровению от Бога, высказал, что где-нибудь в близлежащих горах находятся подвижники или подвижницы Божии, и им-то, по повелению Господа, птицы носят эти плоды. В то время, как я говорил это прилетел ворон и отломил ветку с плодом. Тогда я предложил игумену пойти за птицею, и мы последовали за вороном, который летел пред нами с плодом: но вот ворон взлетел на холм и опустился, положив ветку на землю. Когда мы стали подниматься на холм, то ворон вновь взял ветку и полетел в глубокое, как пропасть, ущелье, откуда вслед затем и вылетел, но уже без ветки. Тогда и мы подошли к тому ущелью и бросили туда камень. Вдруг до нас донесся оттуда голос:

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=519...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010