Так должно понимать слово «дондеже» , и в повествовании об Иосифе. Были еретики, которые хотели дать превратный смысл сему слову. Но Святая Церковь отвергла и отвергает их бессмысленное мнение. И можно ли, чтобы после такого таинственно-Божественного рождения и явления в мир Самого Бога, и после стольких чудес, виденных Иосифом при рождении Спасителя, сей праведный муж возымел какие-либо человеческие мысли, несообразные с чистотою Пренепорочной Девы? Напротив, он, как благоговейный раб, созерцал в Деве Марии Госпожу свою и служил Ей со страхом и трепетом, как Матери своего Бога. Вот и еще нечто о значении слова «дондеже» . Св. Феофилакт говорит: «Часто в Св. Писании употребляется это слово для означения непрекращающагося действия. Так, например, в повествовании о потопе сказано: «Ворон не возвратился в Ковчег, пока (дондеже) не обсохла земля,» – но ворон и во осушении земли не возвратился. Христос также говорить о Себе: «Се Аз с вами есмь до скончания века» . Как будто по окончании века Он с нами и не будет! Напротив, Он останется с нами и в бесконечные веки. Посему и здесь сказанное – «дондеже роди», надобно разуметь так, что ни прежде, ни после рождения Спасителя Дева Мария не была женою человека, подобно, как и сказанное о Христе, должно понимать так, что Господь пребудет с нами и в веке сем и по скончании века». Ангел, явившийся Иосифу в первый раз в сновидении, назвал Марию его женою, говоря: «Не бойся принять Марию, жену твою», – так как Иосиф был тогда полон страха и сомнения, и потому должно было обручальному союзу Его с Марией придать вид брака. Но впоследствии, в Вифлееме и Египте, тот же Ангел, являясь тому же Иосифу, не имевшему более сомнений касательно целомудрия Мария и Божественности Младенца, уже не называет Ее женою его, но только Матерью рожденного, как написано в Евангелии: «...по отшествии волхвов, се Ангел Господень является во сне Иосифу и говорит: «Встань, возьми Младенца и Матерь Его (а не жену твою), и беги в Египет " ». Также и в Египте тот же Ангел говорит: «Встань, возьми Младенца и Матерь Его и иди в землю Израилеву».

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhizn-p...

Оптинские старожилы из братий рассказывают, что однажды посетил Оптину Пустынь, проездом в столицу, один Преосвященный. Осмотрев монастырь, он пошел в Скит, любовался его уединенным местоположением и устройством и потом спросил сопровождавшего его О. Настоятеля: «Кем это все устроено?» О. Моисей сказал несколько уклончивых слов в роде того, что это устроивалось постепенно на здешнем месте. Преосвященный отвечал: «Я и сам вижу, что Скит устроен на здешнем месте, но желаю знать, кто именно построил Скит? – Настоятель с братию, – сказал О. Моисей. – Говорят, что Вы все это устроили, – продолжал Преосвященный. – Да, и я при этом находился», – ответил О. Моисей. После этих слов у посетителя отпала охота еще его распрашивать. Иногда О. Архимандрит сам посмеивался над собою, говоря: «Вот в Евангелии о мудром строителе сказано: кто от вас хотяй столп создати, не прежде ли разчтет аще имат еже есть на ( Лк. 14:25 ), а я – немудрый строитель. Начал, например, строить здание для новой трапезы и думал, что выстрою на пять тысяч, а оно стало в пятнадцать тысяч». Правда, что постройки не дешево ему обходились, но это происходило и от того, что О. Архимандрит не строго наблюдал за рабочими и их делом, а доверял им более на совесть. Не все знавшие это, братии смотрели спокойно на такой порядок или, как выражались некоторые, беспорядок в хозяйстве. Настоятель Мещовского монастыря О. Игумен Никодим, взятый из числа братий Оптиной Пустыни, как мы выше сказали, приехал раз из Мещовска в Оптину Пустынь, и в разговоре с О. Архимандритом, заметил ему, что рабочие много берут с него денег, а работают лениво. – «Да, вот уж и нам многие делают пожертвования, – возразил Старец, – для того, чтобы мы за них молились, а как мы молимся, вполне ли усердно? Как же мы будем строго взыскивать с других – мирских людей». Тот же Игумен Никодим, как сам после рассказывал, пошел в небольшой садик, бывший при кельи О. Архимандрита Моисея , и видит крестьянского мальчика, сидящего на дорожке. «Ты что здесь делаешь»? – спросил он его. – Кротов ловлю. – Что же ты и жалованье получаешь? – Получаю». Прохожу дальше, другой мальчик сидит около яблони. «А ты что делаешь? – Ворон отпугиваю, чтобы яблоков не портили. – И жалованье получаешь? – Как же получаю». Вот пустяки-то, подумал О. Никодим, на что Архимандрит деньги тратит. Входить он с этою мыслью в келью О. Архимандрита и говорит ему: «Ходил я, Батюшка, у Вас по саду, да признаться и подивился, сколько там мальчиков у Вас и все на жалование. Один кротов ловить.... – Да! – прервал его Старец, – Какой это вредный зверек, у лучших растений подкапывает иногда корни, они и сохнуть, я уж нанял мальчика их ловить – А другой мальчик, как я видел, ворон пугает. – Да! вот и эта птица, как она вредна, самое лучшее яблоко испортит, да испортит. Должен я был нанять мальчика, чтобы их отгонять. Да и ребята-то бедные, сироты». Игумен замолчал, уразумев, что дело не столько в кротах и в воронах, сколько в бедности мальчиков – сирот.

http://azbyka.ru/otechnik/Yuvenalij_Polo...

показан в числе благочестивых княж. Литовского и приписанных к Духову Вилен. м-рю); VI, 1726 г., 10 (значился приписным к Духову Вилен. м-рю, но его хотел взять к себе еписк. Витебский); “Архив юго-зап. России”, ч. I, т. IV, 403, CLXXXII (грам. короля Августа 1720 г., подтвержд. права православн. м-рей). 42. Благовещенский – Митрофанов , мужской, 1-го класса, в губерн. гор. Воронеже, в юго-зап. части, на конце Ново-Московской улицы. Основан в 1836 г. при кафедральном Благовещенском соборе, в котором открыто почивают в серебряной раке мощи святителя архиеп. Воронежского Митрофана, в схиме Макария, скончавшегося в 1703 году 23 ноября и погребенного в присутствии Импер. Петра 4 декабря. Открытие нетленных мощей последовало 6 августа 1832 г.; 25 июня 1833 г. они торжественно перенесены из Архангельского собора в Благовещенский, а 23 ноября того же года совершено переложение мощей в новую серебряную раку, сооруженную городским обществом. Память святителя чтится церковью 23 ноября. В 1867 г. в м-ре жил на покое архиеп. Воронеж. Иосиф. “Истор. свед. о жизни св. Митрофана, первого Воронеж. еписк.”, Спб., 1842 г.; Л. Ефремов, “Уроки из жизни св. и чудотв. Митрофана, еп. Воронеж. или поучительная для нас жизнь его”, Ворон., 1873 г.; Преосв. Игнатия, “Поучения при св. мощах св. чудотв. Митрофана Воронеж.”, Спб., 1848 г.; “Полн. собр. Закон.”, 1836 г., XI, 9182; Ратшин, 87; Болховитинов, “Ист. геогр. опис. Воронеж. губ.”, 63 (описание собора), 191 (житие св. Митрофана); “Воен. стат. обозр. Ворон. губ.”, 61; Михалевич, “Воронеж. губ.”, 281; “Свед. о существ. в Росс. лавр. и мон.”, 147; “Памят. кн. Воронеж. губ. на 1856 г.”, Отд. III, 41, 81; на 1887 г., 310; “Словарь ист. о свят.”, 182; “Истор. свед. о жизни Митрофана, первого Воронеж. епископа”, Москва, 1832 г.; “Сказанве о обретении и открытии честных мощей Митрофана, напечат. по определ. св. Синода”, Спб., 1832 г.; “Извл. из отч. Об. Пр.”, 1843 г., 98 (пожертв. земли с домом); 1845 г., 93 (покупка 3 домов); 1857 г., 106 (пожертв. 2 дерев. дома); 1860 г., 12 (покупка дома); “Воронеж. губ. вед.”, 1848 г., 21 (св. Митрофан, еп. Воронеж.); 1850 г., 46 (Челобитная его, в которой он жалуется на распоряж. Коротояк. и Олшан. воевод в неправильной нарезке межев. границ в домовой его Баршевской Богатской вотчине); Толстой, “Книга глагол. опис. о Росс. свят.”, 275, 476; Второв, “Воронеж. акты”, II, прилож. объясн. плана гор. Воронежа, стр. V; Москвитянин, 1842 г., IX. 154 (письмо около 1700 г. святит. Митрофана Воронеж. к архим. Александру Никол. – Шартомин. м-ря); 1843 г., I, 240 (грам. и благослов. 1693 г. Митрофана игумену Ионе Макарьев. – Желтовод. м-ря, о сыне святителя Иване); 1844 г., I, 250 (письмо 1692 г. свят. Митрофана к стольнику Петру Алексеевичу о своей домовой вотчине, что на р. Лиме); Григорович, ‘Обзор учрежд. православ. м-рей, 1764–1869 г.”, 41.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/o...

Священник : Священное Писание, в самом деле, говорит: И не знал Ее, доколе 63 Она родила Сына Своего первенца, и он нарек Ему имя: Иисус ( Мф.1:25 ). Но слово «доколе» в Писании часто указывает на неизменное состояние в вечности. Так, Господь говорит: се, Я с вами во все дни до скончания века ( Мф.28:20 ), или, что то же, доколе окончатся времена. Но означает ли это, что Он отлучится от нас по окончании времен? Никак, ибо и апостол Павел свидетельствует: и так после всеобщего воскресения всегда с Господом будем ( 1Фес.4:17 ). И в другом месте читаем: сказал Господь Господу моему: седи одесную Меня, доколе положу врагов Твоих в подножие ног Твоих ( Пс.109:1 ). Означает ли это, что Господь наш Иисус Христос после покорения врагов Его не будет находиться одесную Отца и с Ним царствовать, если известно, что Царству Его не будет конца ( Лк.1:33 )? A если сказано, что Ной выпустил ворона из ковчега, чтобы увидеть, спала ли вода, и ворон, улетев, более не вернулся, доколе не осушилась земля от воды (см.: Быт.8:7 ), означает ли это, что потом он вернулся в ковчег? Еще говорится в Божественном Писании, что у Мелхолы, дочери Сауловой (жены Давида), больше не было детей до дня смерти ее ( 2Цар.6:23 ). Но следует ли отсюда, что она рожала детей, после того как умерла? Итак, вникни в эти свидетельства Писания, выбранные из множества подобных, и уразумей, что слово «доколе» в них указывает на вечность. И подобно тому как Спаситель вовеки пребудет с апостолами и всеми хранящими заповеди Его, как вовеки пребудет Он одесную Отца, как ворон не вернулся вовеки в Ноев ковчег, как Мелхола, дочь Саулова, вовеки не рожала детей после дня смерти своей, так и праведный Иосиф вовеки не знал Ту, Которая была Девой до рождества, осталась Девой в рождестве и доныне пребывает Приснодевой, Богородицей и Матерью Света, Царицей ангелов и человеков. Скажу еще, что слово «доколе» никак не полагает границ девственному состоянию Богородицы Марии, но, напротив, подчеркивает, что Господь Иисус Христос родился от Девы без мужа. Есть другие переводы указанного места у евангелиста Матфея ( Мф.1:25 ) где смысл этот выражен еще прямее, например: родила Сына Своего первенца без того, чтобы познал Ее Иосиф.

http://azbyka.ru/otechnik/Kleopa_Ilie/pu...

Наше путешествие начинается с Египта, плодородной житницы Рима и Византии. Характерно, что именно в его суровых пустынях зарождается особый вид христианского подвижничества – монашество. Отвергая порочное бытие разлагавшейся поздней Римской империи, христиане уходили в пустыни, ища единения с Богом. И жемчужиной в венце египетских обителей доныне сияет монастырь Святой Екатерины на Синае, возведенный на месте явления святому пророку Моисею Господа Бога в Неопалимой Купине. Глава 1. Пустынное жительство: отшельники и монахи. Синайский монастырь Святой Екатерины: жемчужина Православия Жития святых содержат обширный и уникальный материал о жизни и подвигах древних пустынников. Не пересказывая ни одно из них, постараемся сделать обзор пустынного подвижничества. Не случайно родиной монашества стал Египет: его безжизненные пустыни предоставляли желающим все возможности для аскетического подвига. В лике прославленных Богом святых изрядное место занимают отшельники – пустынники и монахи, ревнители благочестия, проводившие жизнь в посте, молитве и добрых делах посреди условий, мало подходящих для человеческого существования: в пустынях и скалах, в окружении диких зверей, где с великим трудом добывается кусок хлеба и глоток воды Самым первым повел жизнь в пустыне преподобный Павел Фивейский († 314), имея перед собой образ пророка Илии, который еще до Рождества Христова годами пребывал в пустынях и горах, скрываясь от гонения нечестивого царя Ахава. Павел, уйдя в пустыню, вел отшельнический образ жизни, не видя лица человеческого, и только перед своей кончиной встретился с преподобным Антонием Великим , который похоронил его и открыл миру его подвиг. Преподобный Павел стал образцом крайнего отшельничества. Возникает при этом вопрос: как жили такие отшельники, как осуществлялось их единение с Церковью ? Жития святых отвечают на этот вопрос следующим образом: их причащали Ангелы, а пропитание доставляла сама скудная природа, а также звери и птицы; тому же Павлу, например, ворон приносил каждый день по половине хлебца, и Промышление Господне было столь велико, что, когда к нему пришел в гости святой Антоний, ворон принес им на двоих целый хлебец.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   Из воспоминаний старца Кукши: “Мне очень хотелось принять схиму, но по молодости лет (40 с небольшим) мне отказывали в моем желании. И вот однажды ночью я переоблачал мощи в Дальних Пещерах. Дойдя до святых мощей схимника Силуана, я переодел их, взял на свои руки и, стоя на коленях перед его ракой, стал усердно ему молиться, чтобы угодник Божий помог мне сподобиться пострижения в схиму”. И так, стоя на коленях и держа на руках святые мощи, он под утро заснул.    Мечта о. Ксенофонта сбылась через несколько лет: 8 апреля 1931 года смертельно больной подвижник был пострижен в схиму. При постриге получил имя Кукша, в честь священномученика Кукши, мощи которого находятся в Ближних Пещерах. После пострига о. Кукша стал быстро поправляться и вскоре выздоровел.    3 апреля 1934 года отец Кукша был рукоположен в сан иеродиакона, а через месяц- в сан иеромонаха. После закрытия Киево-Печерской лавры иеромонах Кукша служил до 1938 года в Киеве, в церкви на Воскресенской Слободке. Надо было иметь великое мужество, чтобы служить священником в то время. В 1938 году подвижник был осуждён, отбывал пятилетний срок в лагерях г. Вильма Молотовской области, затем три года провёл в ссылке. В лагерях осуждённые были вынуждены работать по 14 часов в сутки, получая очень скудную пищу “выполнять норму” на изнурительных лесоповалочных работах. Шестидесятилетний иеромонах терпеливо и благодушно переносил лагерную жизнь, старался духовно поддерживать окружающих его людей.    Старец вспоминал: “Это было на Пасху. Я был такой слабый и голодный, — ветром качало. А солнышко светит, птички поют, снег уже начал таять. Я иду по зоне вдоль колючей проволоки, есть нестерпимо хочется, а за проволокой повара носят из кухни в столовую для охранников на головах противни с пирогами. Над ними вороны летают. Я взмолился: “Ворон, ворон, ты питал пророка Илию в пустыне, принеси и мне кусочек пирога”. Вдруг слышу над головой: “Кар-р-р!”,— и к ногам упал пирог, — это ворон стащил его с противня у повара. Я поднял пирог со снега, со слезами возблагодарил Бога и утолил голод”.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/4...

В той стране, где жил Исаак, в те давние времена у всех была одна и та же земля; все одинаково трудились в ее возделывании и посеве, каждый обрабатывал свою ниву, как следовало: у всех было одно и то же состояние погоды, одни и те же дожди и росы, то же солнце, посылающее свои лучи одинаково на добрых и злых; однако же только одни Исааковы нивы принесли сторичный плод, а все прочие, хотя были и смежные с нивами Исаака, дали очень скудный урожай. Отчего это? Оттого, что возделывавшие их не удостоились благословения Божия, которого удостоился Исаак, – вот и стали их нивы бесплодны, а его плодоносны, потому что Бог благословил его. Но почему же его Бог благословил земными плодами за труды его, а тех нет? Да потому, что он был праведный, а они грешники; он Богу угождал, а они Бога прогневляли; он был верным рабом Господа, а они были рабами бесов, ибо были идолопоклонники. Он был любим Богом за добродетельную жизнь свою, а они были мерзки перед очами Божьими за их беззаконные и скверные дела; вот почему Бог того благословил, как достойного, а этих отвергнул, как недостойных, и у того нивы приносят обильный урожай, а у этих остаются бесплодными. Внимайте сему, земледельцы христианские! Если вы желаете иметь благословение Божие на трудах ваших, переносимых вами в поте лица вашего, то будьте праведны и богоугодны, как был праведен и богоугоден Исаак, и Бог благословит вас изобильным плодоношением нив ваших, как и его благословил!» (Из твор. св. Димитрия Ростовского .) 4. Примеры чудесного подаяния людям необходимого для них пропитания I. Св. Павел Фивейский около девяносто лет жил в пустыне, куда по повелению Божию ежедневно ворон приносил хлеб. Когда по устроению Божию навестил его св. Антоний Великий , то, после братского лобызания, Павел спросил Антония: «В каком положении ныне род человеческий? Какое правление в мире? Остаются ли еще идолопоклонники?» Прекращение гонения и торжество христианства в Римской Империи было для него радостной новостью, а появление арианства – горькой. Пока старцы беседовали, спустился между ними ворон и положил хлеб. «Щедр и милостив Господь, – воскликнул Павел, – вот сколько лет каждый день я получаю от Него полхлеба, а ныне ради твоего пришествия Он послал целый хлеб» (Чет.-Мин.).

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Этот самый Иван Иваныч и попал к тому в лапы. А тот бумагу себе у них выправил на проповедь. А те и рады: рас-ка-чивай! Выгоняй «опиум» из народа, Свет-то Разума! В скотов обратим, запрягем и поедем. С «опиумом»-то народ — без страха, а без него — сразу покорятся! Раз понятия Правды нет, тогда все примется, хлеба бы только не лишали! А если еще и селедку дают, — чего! А Ворон-то и рад. Он и плут, и сумасшедший дурак, у него одно засело — под себя покорить… В нем, может, помещик-самодур отозвался, прадедушка какой-нибудь… Я, простите, Ломброзо читал — и думаю, что… наследственность очень содействует революции! Говорите — Бакунин? Я вам пятерых здешних насчитаю. Вы Аршина-то прощупайте. Бездна падения! Родови-тый, и какие родственники в историю вошли! Так вот. Ворон-то для них — ору-дие!.. Накануне Крещения достал я иеромонаха одного, привезли втайне из Симферополя, рыбаки сложились на подводу. С трудом и вина достали для совершения таинства Св. Евхаристии. У Токмакова запечатано для комиссаров, в наздраве не дали доктора, из страха: такие-то трусы интеллигенты, предались. А надо все же чистого, вина-то. Да и неверы. А добрые доктора — в чеке сидят. Отслужили обедню. И к самому концу, как с крестным ходом на Иордань идти, на море, смотрю — какой-то мальчишка листочки рассовывает. И мне в руку, на амвон сунул! Напечатано на машинке: «Я, учитель Иван Иваныч Малов, отвергаю Церковь и Крещение и принимаю новое, огнем и духом, сегодня, в 12 часов дня, на море, всенародно, со своей семьей». И тут я возмутился духом и возревновал! Говорю о. иеромонаху: «Нарушим все каноны, предадим анафеме сейчас же, извергнем из лона сами, дабы соблазн парализовать, в назидание пасомым, хоть и собора нет, и время неположенное!» Но иеромонах поколебался: надо увещевать! А какое там увещевать, раз сейчас тот его в свое непотребство совратит?! И как подвели-то для соблазна! Учитель, со всеми ребятишками, и как раз в самое торжество, когда Животворящий Крест будем всенародно погружать! А в народе смущение, все на меня глядят: что же я не ревную?! Скорбью одолеваем, возмутился! Кадила не удержу. А самолично анафемствовать не могу! Поглядел я на образ Чудотворца Николая. А Он, без свечей и без лампады, строгий! И передалось словно от Него: «Следуй, дьякон, Свету Разума!» И тут-то со мной и вышло… И до сего часу в смятении, не согрешил ли… А в сердце своем решил… А вот, слушайте…

http://azbyka.ru/fiction/svet-razuma/

Правитель г. Магедона Лициний дал дочери, отличавшейся необыкновенной красотой, имя Пенелопа. Он построил для нее украшенную золотом башню, где она должна была жить до брачного возраста. Почтенный старец, по имени Ампелиан (или Апеллиан), тайный христианин, обучал девицу наукам. Когда Пенелопе исполнилось 12 лет и отец собрался отдать ее замуж, ей было явлено знамение. В окно, обращенное на восток, влетел голубь, принесший ей оливковую ветвь, затем орел с венком из цветов, а после них в др. окно - ворон, державший в клюве змею. Ампелиан, обладавший даром прозорливости, растолковал это знамение. Голубь символизировал добрый нрав, кротость, смирение и девическое целомудрие, а принесенная им ветвь оливы - Божию благодать, к-рую Пенелопа получит через св. крещение. Орел предвещал победу над страстями и невидимыми врагами, а венок - награду за подвиги в Царствии Небесном. Ворон со змеей означал врага-диавола и предстоящие мучения. Ампелиан предсказал, что Пенелопа станет невестой великого Царя, владыки неба и земли, и претерпит мн. страдания за Его имя. Когда Лициний начал вести разговоры о предстоящем замужестве, Пенелопа обратилась к языческим идолам с вопросом, нужно ли ей вступать в брак. Не получив знамения от идолов, девушка обратилась с молитвой ко Христу, и во сне ей явился ангел, к-рый нарек ее невестой Христовой и возвестил, что она примет Крещение с именем Ирина от ученика ап. Павла Тимофея (в тексте он именуется пресвитером). Ночью ангел отверз стену башни, пресв. Тимофей вошел в царские палаты, крестил девушку и наставил ее в христ. вере. Когда Лициний призвал И., она исповедала себя христианкой. Видя непреклонность дочери, он пришел в ярость и велел бросить девицу под копыта диким коням. Но один из коней кинулся на Лициния, откусил ему правую руку и затоптал его до смерти. Остальные кони не коснулись И. Она воскресила молитвой мертвого отца и исцелила его руку. После этого Лициний, его супруга, их домочадцы и еще 3 тыс. чел. уверовали во Христа. Лициний оставил управление областью и уединился в построенной для дочери башне, чтобы проводить время в богомыслии. И. осталась в городе и наставляла жителей в христ. вере, многих обращая ко Христу.

http://pravenc.ru/text/673929.html

Вот описание липы, сделанное А. Н. Муравьевым в 1854 году: «Нельзя было без умиления смотреть на эту необычайную пустынную келлию чудного отшельника, в которой не более четырех аршин в окружности, а в высоту уцелело от нее только аршин с четвертью: такими тесными дверьми подвизался он взойти в Царство Небесное, взирая на птиц небесных, в обществе коих обитал, и надеясь, подобно им, получить себе пищу от Небесного Отца» (Муравьев. С. 484). Лесные обитатели становились подчас единственными собеседниками и помощниками преподобных. Так, у Герасима Болдинского был любимый ворон, который охранял кошницу и келью Герасима и громким карканьем всегда предупреждал преподобного, если ктото приближался к его келье. Однажды некий человек, по прозвищу Куча, бродил в лесу неподалеку от хижины святого. Внезапно он увидел леопарда, выходившего из чащи. Куча мгновенно взобрался на дерево и стал наблюдать за происходящим. Леопард подошел к кузовцу святого, который был полон хлеба, и, встав на задние лапы, пытался достать его. Ворон, заметив леопарда, стал стремительно летать вокруг зверя, бить его крыльями, когтить голову и в конце концов заставил его уйти ни с чем. Водил дружбу с «птицами небесными» и преподобный Пафнутий Боровский. Монастырь его стоял в чаще леса, где водилось огромное множество воронов, «черноперых и многоязычных». Преподобный запретил своим инокам трогать птенцов руками или тем более причинять им какойлибо вред. Однажды тем лесом проезжал сын воеводы Боровского. Привыкшие к полной безопасности вороны сидели на ветках по обе стороны от дороги и каркали на все лады. Юноша решил позабавиться и, обернувшись, выстрелил из лука. Увидев, что стрела попала в цель, он очень обрадовался, но когда захотел повернуть голову в нормальное положение, то не смог. Сразу забыв про веселье, он пришел в ужас. Так и ехал он до монастыря с повернутой на сторону головой. Преподобный Пафнутий, увидев знатного гостя в таком виде, повелел ударить в било. Братия поспешили из своих келий, удивляясь, что их зовут в столь необычное время. Показав на юношу, игумен сказал им: «Отомстил Господь за кровь ворона», и повелел служить молебен об исцелении наказанного. После молебна он осенил юношу крестом со словами: «Повернись вперед силою Животворящего Креста!» – и голова приняла свое естественное положение (Житие преподобного Пафнутия Боровского. С. 126).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010