III. Бог молитвами преподобномученицы Пелагии да избавит нас от греха неуважения наших духовных пастырей, оскорблять которых то же, что оскорблять Самого Иисуса Христа, пославшего их для служения Своей Святой Церкви. (Прот. Г. Дьяченко) Пятый день Св. великомученица Ирина (Уроки из ее жизни: а) родители должны избирать для детей благочестивого наставника; б) должно веровать в Промысл Божий и в) участвовать в распространении христианской веры) I. Cb. Ирина, в язычестве Пенелопа, ныне воспоминаемая в церковных песнопениях и чтениях, была крещена в ранней молодости учеником св. апостола Павла апостолом Тимофеем (+ 93 г.). Об обстоятельствах ее обращения в веру Христову, из повествования о ее жизни св. Димитрия Ростовского, известно следующее. Воспитанная в загородном дворце, вдали от развлечений городской жизни, под руководством почтенной наставницы и старца Апелиана, о котором отец Ирины, язычник, не знал, что он исповедует христианскую веру, Пенелопа возросла во всех добродетелях, свойственных христианам, и таким образом почва души ее была совершенно подготовлена для воспринятия «семени благого». Пришла пора, и свет Христов просиял в душе, воспитавшейся под влиянием христианским. Внешним поводом к тому послужило такое знаменательное, случившееся по устроению Божию событие: однажды в ту комнату, где находилась Пенелопа с своей наставницей, влетел голубь и опустил на стол масличную ветку… Вслед за этим влетел орел, из клюва которого упал пред Пенелопой венок из цветов; наконец, в другое окно влетел ворон и выпустил из клюва своего небольшую змею. Удивлялись такому необычному явлению Пенелопа и ее наставница, и когда пришел к ним Апелиан, то они рассказали ему о случившемся. Старец по некотором размышлении сказал, обращаясь к Пенелопе: «Голубь означает кротость твою и чистоту; масличный сучок выражает благодать Божию, которая сообщится тебе святым крещением… Царственная птица, орел, знаменует, что ты будешь царствовать над страстями своими и возвысишься над всем земным стремлением твоим к Богу; венец из цветов означает воздаяние, которым увенчает Господь твои подвиги… Ворон же со змеей изображает злую силу, врага, который будет стараться отвратить тебя от добра, уязвляя и искушая скорбями и гонениями… Но ты мужайся! Знай, что Господь подкрепит тебя, и ты устоишь непоколебимо в скорбях за Христа, Царя небесного…»

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=522...

А хозяин?! Где хозяин?! По кустам крадётся вор. С сельских слышится окраин Громкий смех и разговор. Там живёт в угаре пьяном Флота русского матрос, И его корабль бурьяном Весь до донышка зарос. Без него я не осилю Сдвинуть в воду с вражьих глаз Деревянную Россию – Перевёрнутый баркас. 2005 «Угас во мраке русский свет…» Алексею Артемьеву Угас во мраке русский свет, Исчез в клубах небесной пыли… Ушёл великий человек… Тогда мы поздно завопили. Рождённый Матушкой Москво й, Ещё посконной и исконной, Горел ты свечкой восковой Перед работою иконной. В неё вложил души пожар Ты, наречённый Алексеем. Тот благодать себе пожал, Кто покаяние посеял. Посереди твоих икон От кончика хвоста до носа Талантом пригвождён дракон, Как копиём Победоносца. Гори, художник, - не дымись, Чтобы тебя не угасили! Всю жизнь одну стяжал ты мысль О вечной святости России. Ты был той мыслью обуян. С тобой творили заедино И песни вещие Боян, И «Слово о полку…» Ходына. Декабрь 2019 Павел Иванович Чичиков Павел Иванович Чичиков Смотрит в дорожную тьму: Множество маленьких личиков Видится робко ему. Схожи с папашей младенчики: Щёчки, животик тугой… А на ухабах бубенчики Громко поют над дугой. Кучер протяжною вицею Мерина бьёт по спине – Тройка огромною птицею Грозно летит по стране. Мчится куда-то без отдыха, - Все ей дороги узки, - Толщи небесного воздуха Мордами рвёт на куски. Серая, узкая, низкая Сельская отчая глушь. Вся ты, как сказка ревизская, Бедная матушка-Русь. Март-апрель 2008 Ворон День и ночь размышляя о пище, Как голодный крестьянский живот, На заброшенном сельском кладбище Вечный ворон угрюмо живёт. Над крестами, как чёрная книга, Он витает, огромен и стар, Вспоминая монгольское иго, Косоглазые орды татар. Знал он ляха, ливонца, француза И других иноземных гостей В час, когда наедался от пуза Сладким мясом с дворянских костей. Но, одумавшись лет через тыщу, Чтоб грехи отпустил ему Бог, Перешёл он на постную пищу Поминальных кладбищенских крох. Но деревня разъехалась в город, За деревней смоталось село.

http://ruskline.ru/analitika/2021/07/01/...

акты, кн. 1, стр. 44–45). 11 Действительно, картина, которая представилась Петру по приезде его в Воронеж, была в его вкусе. Река была покрыта множеством судов больших и малых, построенных в отсутствии царя; не менее 20 кораблей датского, голландского и венецианского размеров готовы были на поход. На луговой стороне Воронежа, против города, сооружено было адмиралтейство с царскими хоромами и обширными магазинами, которые наполнены были корабельными припасами, военными снарядами и орудиями. Английские корабельные мастера и голландские моряки, капитаны, штурманы, матросы, нанятые в Лондоне и Амстердаме, к великому удовольствию Петра были уже в Воронеже. В это же время прибыли к Петру в Воронеж, возвратившиеся из-за границы лучшие из Русских учеников морского дела, – Скляев и Верещагин, прибытия которых Государь ожидал с нетерпением (письмо его к Ромодановскому). Но, при всем том, печальные Московские события наводили Петра на мрачные подозрения и сомнения, как видно из его письма к Виниусу… 12 Во время пребывания своего в Воронеже, Петр имел неудовольствие видеть, что и здесь, как в Москве, в его отсутствие за границей, злонамеренно распускали слухи о смерти Царя. Стрелец Афанасий Нефедов рассказывал дворовому человеку боярина Прозоровского, что «у них стрельцов есть (из Москвы) ведомости (известия), что Великого Государя Царя и Великого Князя Петра Алексеевича не стало» (Ворон. акты, кн. 2, ст. 19). И стрельцы, выведенные из Москвы в 1699 году в Азов для его сбережения и постройки, недовольны были своими тяжкими работами под надзором полковников Немцев и между стрельцами, по распросным речам Андрея Сосновского, был такой совет: «что они, стрельцы, боярина и воеводу Азовского А. П. Прозоровского с товарищи посадят на колья, а нежели, что от них боярина и воеводы с товарищи терпеть; а полковников, которые добры к ним, тех оставят, а которые не добры, тех побьют и пойдут к Москве и пришед к Москве, побьют бояр за стрельцов, которых четыре полка побиты»… (Ворон., кн. 2, стр.

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Sambi...

«Но разве мог я один потреблять святые Дары, когда многие священники, монахи и монахини, долгие годы находясь в заключении, были лишены этого утешения? – рассказывал впоследствии батюшка. – Я сказал некоторым священникам, что получил святые Дары. Верующие с большой осторожностью оповестили «своих», чтобы те в назначенный день в определенном месте незаметно для конвоя готовы были принять святое причастие. Мы сделали из полотенец епитрахили, нарисовав на них карандашом кресты. Прочитав молитвы, благословили и надели на себя, спрятав под верхнюю одежду. Священники укрылись в кустарнике. Монахи и монахини по одному, по одной подбегали к нам, мы быстро накрывали их епитрахилями-полотенцами, прощая и отпуская грехи. Так в одно утро по дороге на работу причастилось сразу сто человек. Как они радовались и благодарили Бога за Его великую милость!» Батюшка вспоминал: «Это было на Пасху. Я был такой слабый и голодный – ветром качало. А солнышко светит, птички поют, снег уже начал таять. Я иду по зоне вдоль колючей проволоки, есть нестерпимо хочется, а за проволокой повара носят из кухни в столовую для охранников на головах противни с пирогами. Над ними вороны летают. Я взмолился: „Ворон, ворон, ты питал пророка Илию в пустыне, принеси и мне кусочек пирога“. Вдруг слышу над головой: „Кар-р-р!“ – и к ногам упал пирог, – это ворон стащил его с противня у повара. Я поднял пирог со снега, со слезами возблагодарил Бога и утолил голод». Весной 1943 года, по окончании срока заключения, отца Кукшу освободили, и он отправился в ссылку, в деревню близ города Кунгура. Взяв благословение у епископа в Соликамске, он часто совершал богослужения в соседнем селе. Как к светильнику, в ночи зажженному, стекались к нему люди. Так в труде, в терпении, в деннонощной молитве старец подвизался до своего освобождения. В 1947 году окончилось время ссылки и преподобный Кукша вернулся в Киево-Печерскую лавру, где был с великой радостью принят братией. Нес он послушание свечника в Ближних пещерах. На преподобного Кукшу, искусного и опытного в духовной жизни, запечатлевшего верность Христу различными испытаниями, предочищенного несением скорбей, лишений и гонений, Господь возлагает подвиг служения страждущему человечеству путем духовного окормления людей – старчество.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Через некоторое время тот же самый караван возвращался обратно. С высокого берега лев увидел своего осла и радостно бросился к нему. Купец, испугавшись льва, убежал, оставив свой караван. А лев взял губами уздечку — так он делал и прежде — и привёл осла в обитель. Лев подвел осла к старцу. Герасим погладил льва и, улыбнувшись, сказал: — Я напрасно бранил тебя. Ты честный зверь, и я даю тебе имя — Иордан. Еще долго жил в монастыре лев Иордан. Когда преподобный Герасим совсем состарился и умер, лев затосковал, перестал есть. Потом он лёг на могилу старца, зарычал так, что задрожал воздух, и умер. С тех давних пор преподобного Герасима Иорданского на иконах часто изображают со львом. Мудрый ворон и преданные львы А святому Антонию, жившему в IV веке, львы помогли, как верные друзья. Однажды ночью Господь открыл ему, что на другом конце пустыни Египетской живёт отшельник, которого он должен повидать. И девяностолетний старец отправился в путь. Труден путь по пустыне: солнце палит, воды нет, только ветер гонит раскаленный песок. Перед старцем бежала гиена, указывая ему путь. Она привела его к пещере, вход в которую скрывала пальма. Антоний вошёл в пещеру и в полумраке едва разглядел молящегося человека. Это был преподобный Павел Фивейский. Старцы обнялись. Тут случилось удивительное — к их ногам опустился ворон с хлебом в клюве. — Это Господь устроил нам трапезу, — сказал святой Павел. — Каждый день я получаю от него по половине хлеба, а сегодня, ради твоего посещения, он прислал нам целый. После трапезы Павел сказал другу, что скоро умрёт и что Антоний послан Богом похоронить его. Заплакал Антоний, вышел из пещеры, стал молиться, чтобы не забирал Господь к себе его друга. И было ему дивное видение: необычайно яркий свет, ангелы поют, лики пророков, апостолов и… преподобный Павел среди них. Святой Антоний вернулся в пещеру — и увидел, что преподобный Павел уже почил… Всю ночь плакал и молился Антоний над телом друга. Настало утро — надо копать могилу. А лопаты нет, каменистая земля иссушена зноем.

http://azbyka.ru/fiction/chudesnaya-druz...

Однажды не стало воды, и св. Епифаний одним словом претворил вино, бывшее в кувшине, в воду, а потом опять вода стала вином. Мщение святого Однажды Сарацины напали в пустыни на св. Епифания; один из них – слепой на один глаз – хотел мечем ударить святого, но вдруг око его отверзлось. Святые отвергали поносное для них Св. Епифаний, разгневавшись на одного волхва за то, что тот назвал и его волхвом, сделал его немым. Святые не нуждаются в страже Царь персидский хотел дать стражу св. Епифанию, для препровождения его до границ; но св. Епифаний сказал: я имею Бога, меня хранящего и воинов Его святых ангелов». Звери стыдятся слов святого В огород св. Епифания ходили звери и портили зелень; но он пристыдил их словами, и они перестали к нему ходить и вредить. Грех своеволия наказывается Бес в виде св. Епифания встретил одного инока своевольно вышедшего из монастыря; инок, думая, что это есть сам св. Епифаний, поклонился бесу и сам стал бесноватым. Тела наши воскреснут Некий постник Иеракс учил, что тело наше не воскреснет, а иное дастся нам по воскресении, теперешнее же разрушится; а также учил, что дети не будут совершенны в тот век. Св. Епифаний учил противное иметь о сем мнение, и учение его было истинно. Прекословие наказывается Иларион предсказал св. Епифанию, что он будет архиепископом; тот и слушать не хотел об этом; Иларион сказал ему: «не прекословь словам моим, чтобы тебя не постигло морское бедствие». Действительно, корабль с плывущим Епифанием от бури разбился и плывущие едва спаслись на берег. Назначения Божия не избегнешь В городе Саламине на острове Кипрском искали человека для избрания в архиепископа, и по откровению, указано было на св. Епифания, который, по кораблекрушении, пошел на рынок, где покупал кисти виноградные, не думая об избрании; но духовенство с епископом города Саламина нашли его и избрали, – и возвели на степень архиепископа. Осмеяние поучающего наказывается Однажды св. Епифаний собрал клириков и поучал их слову Божию. В это время прилетел к окну воронь и стал каркать, а Керин диакон в насмешку над поучением святительским сказал: «кто из вас разумеет, что говорит этот ворон», – но все молчали, слушая учение пастыря. Три раза повторил это Керин. Потом дерзнул обратиться к самому св. Епифанию с словом: «если ты мудрец, то скажи, что ворон говорит своим словом; если скажешь, то овладеешь всем моим имением». Святый отвечал: «знаю, что говорит ворон; – а он говорит то, что ты не будешь отселе диаконствовать.» Ужас напал на Керина, – он заболел и к утру умер. Присутствие согрешившего препятствует наитию на святейшие дары Духа Святого

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Bandak...

Во-первых, артист-дьячок еще за полгода до поступления в монастырь, когда при прощании с помещиком открылся ему в первый раз, что намерен уйти жить в монастырь, уже и тогда знал, что говорил. Именно потому, что уже сообщил о намерении своем отцу Иоанну, игумену монастыря, который его очень любил, то есть более любил его пение, потому что был чрезвычайный любитель музыки и Софрону изо всех сил покровительствовал; даже сам, кажется, и переманивал его жить в монастыре. Дьячок поколебался на предложение помещика ехать за границу и вот почему прождал еще с полгода; но когда кончилось его терпение, ушел в монастырь. Устроить же это было очень легко: отец Иоанн состоял в теснейшей дружбе с епархиальным начальником , а когда два такие лица согласились, то и предлогов не надо. Но наверно был отыскан и предлог, по которому дьячок был, так сказать, «откомандирован» в монастырь. Обет же, данный дьячком, «посвятить себя Господу» (на что вы так особенно сердитесь) был совершенно свободный, внутренний, неофициальный, дело его совести, дан самому себе. Мало того, в рассказе г-на Недолина есть совершенно ясное указание на то, что дьячок только проживал в монастыре, а отнюдь не был пострижен в монахи, как вы с такою бесцеремонностию присочинили, батюшка. Именно: воротившийся помещик всё еще уговаривает Софрона выйти из монастыря и отправиться за границу, и дьячок в первый день переговоров даже колеблется. Ну могло ли бы это быть, если б Софрон был уже пострижен? Не маскируйте, наконец, и того, что ведь это был артист неслыханный, по крайней мере одаренный неслыханно, и таким он заявляется в повести с самого начала. А если так, то понятно и такое пристрастие к нему отца Иоанна, страстного любителя музыки… «Но ведь это не объяснено в повести!» — воскликнете вы в чрезвычайном гневе. Нет, отчасти объяснено; очень о многом можно догадаться из рассказа, хотя он быстр и краток. Но, положим, и не всё объяснено, — зачем объяснять? Было бы только вероятно; а уничтожьте подтасовку пострижения в монахи, и всё станет вероятно. Да, рассказ г-на Недолина несколько сжат, но знаете, батюшка, вы вот человек не литературный, что и доказали, а между тем я вам прямо скажу, что ужасно много современных повестей и романов выиграли бы, если б их сократить. Ну что толку, что автор тянет вас в продолжение тридцати листов и вдруг на тридцатом листе ни с того ни с сего бросает свой рассказ в Петербурге или в Москве, а сам тащит вас куда-нибудь в Молдо-Валахию, единственно с тою целью, чтоб рассказать вам о том, как стая ворон и сов слетела с какой-то молдо-валахской крыши, и, рассказав, вдруг опять бросает и ворон и Молдо-Валахию, как будто их не бывало вовсе, и уже ни разу более не возвращается к ним в остальном рассказе ; так что читатель остается, наконец, в совершенном недоумении. Из-за денег пишут, чтобы только больше страниц написать! Г-н Недолин написал иначе и хорошо, может быть, сделал

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=687...

Герасим Иорданский (4 марта): «Однажды к святому Герасиму пришел хромающий лев и показал лапу с занозой. Святой вынул занозу, и лев остался жить у него. Его послушанием было охранять ослика, который приносил воду. Однажды лев заснул, и ослика украли. Святой Герасим думал, что ослика съел сам лев. Он наказал льва тем, что приказал ему носить воду вместо ослика. Лев долго исполнял приказанное, но однажды шел мимо караван, и лев узнал своего ослика. Обрадовавшись, он привел его к святому Герасиму. Когда святой умер, то печальный лев не хотел удаляться от его могилы и сам скончался на этой могиле». Священномученики Херсонские, Василий и еже с ним (7 марта) : «Много дней тела мученика Василия и его друзей лежали непохороненными, но невредимыми: волк их охранял от собак, а орел от небесных птиц». Мученик Никон (23 марта) : «Привязали Никона к хвостам разъяренных лошадей, чтобы те разорвали его. Но он перекрестил лошадей, и их гнев сменился на кротость. Мучитель в гневе приказал перерезать лошадям жилы на ногах. Лошади заговорили и сказали, что их убивают Никона ради и во славу Божью. Когда же мучитель поехал в город Панторму, в пути его растерзали собственные лошади». Василий Новый (26 марта) : «Мучители хотели его утопить в море. Но появились два дельфина и вынесли его невредимым на берег». Великомученица Ирина (5 мая) : «Святая Ирина сидела в своих покоях. Вдруг сквозь окно влетел голубь и бросил на стол оливковую ветвь. Немного спустя появился орел с венком из разных цветов. И наконец, ворон с маленькой змеей, которую он тоже опустил на стол. Домашний учитель Ирины, тайный христианин, так растолковал знамения: голубь означает кротость твою и доброту, масличная ветвь Божью благодать, которую ты получишь в святом крещении, орел означает царя — ты будешь царствовать над страстями своими. А венец — это венец вечной славы, который получишь от Христа-Царя. Ворон означает дьявола и предвещает тебе лютое, как змий, гонение. Когда Ирину отдали на пытки, ее отец, император, приказал бросить святую под ноги разъяренным лошадям. Но одна из лошадей набросилась на императора, оторвав зубами его правую руку и затоптав его копытами. Потом тихо вернулась на свое место, и лошади стали кроткими, как ягнята, Лошадь еще сказала человеческим голосом: «Блаженна ты, Ирина, голубка Христова, поправшая змея» ».

http://sueverie.net/ob-otnoshenii-k-zhiv...

Когда ей исполнилось шесть лет, отец построил для нее за городом роскошный дворец, в котором Пенелопа жила вместе с тринадцатью отроковицами и воспитательницей Карией. По распоряжению Ликиния к Пенелопе ежедневно приходил старец Апелиан, который обучал ее различным наукам. Апелиан был тайным христианином и, кроме наук, научил Пенелопу христианским добродетелям. Когда Пенелопе исполнилось 12 лет, родители решили выдать ее замуж. Тогда же Пенелопе было такое знамение: три птицы одна за одной прилетели в ее комнату, и каждая оставила на столе свою ношу – голубь оставил масличную ветвь, орел – венок из разных цветов, ворон – небольшую змею. Недоумение Пенелопы разрешил ее прозорливый учитель Апелиан, который разъяснил значение этого знамения: голубь означал ее добродетели, ради которых она получит благодать Божию в святом Крещении, – масличную ветвь; орел знаменует высоту духа и победу над невидимыми врагами, за что Господь увенчает ее венком славы в Своем Царстве; ворон же со змеей предвещал ей скорби и гонения за Христа, Который хочет обручить ее Себе. Когда отец предложил Пенелопе выбрать себе жениха, она просила семь дней на размышление. За это время она приняла святое Крещение с именем Ирина от апостола Тимофея, ученика святого апостола Павла. Затем святая Ирина открыто исповедала себя христианкой. Разгневанный Ликиний приказал бросить ее под копыта диких лошадей, однако они не причинили ей вреда. Напротив, один конь затоптал Ликиния, но по молитве святой Ирины он был воскрешен. Благодаря столь явному чуду Ликиний и все его вельможи уверовали во Христа и приняли святое Крещение. Ликиний оставил управление городом и вместе с супругой удалился во дворец своей дочери, чтобы в уединении служить Истинному Богу. Святая Ирина осталась в Мигдонии и поселилась в доме Апелиана, где проводила дни в молитве, чтении Священного Писания и строгом посте. Только вечером святая Ирина вкушала немного хлеба и выпивала чашку воды. Спала подвижница очень мало, причем не на ложе, а на сырой земле.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Преподобный Герасим, в миру Григорий, родился в Переславле Залесском, поступил на тринадцатом году в Горицкий монастырь к преподобному Даниилу. Герасим был «кожешвец» (сапожник) и по воле старца усердно служил своим ремеслом бедной братии божедомья; на время оставлял он старца, чтобы слушать наставления других подвижников, и по их совету, возвратясь к Даниилу, принял пострижение от рук его. Здесь прожил он двадцать шесть лет, усердно помогая старцу в построении храмов и келлий и подвизаясь в строгом посте и молитве. Потом он поселился в уединении в пустыне Болдиной, в таком диком месте, что, кроме змей и диких зверей, там никого не было; только по временам укрывались там разбойники, промышлявшие на соседней большой дороге. Злодеи не раз били его, чтобы прогнать из их дебрей, но пустынник молился и терпел. Для пропитания своего он повесил кузовок на дереве у дороги; проходящие клали туда куски хлеба, но и эти куски иногда отбирали другие бедняки, за что преподобный только благодарил Бога. Впоследствии явился у него сторож его кусочков – ворон. Если недобрый человек подходил к кузовку, ворон поднимал крик и, летая, бил крыльями по лицу нежеланного посетителя, а хищным зверям даже выклевывал глаза и обращал их в бегство. По особенному видению он перешел потом на Болдину гору; оттуда хотели прогнать его поселяне, били палками, хотели убить, но, боясь ответственности пред начальством, наклеветали на него наместнику Дорогобужа и подкупили сего наместника прогнать старца. Наместник хотел уже посадить Герасима в тюрьму, как бродягу, но в это время к наместнику вошел посланный от царя из Москвы, который лично знал Герасима, когда старец вместе с Даниилом бывал у царя. Он с глубоким уважением принял благословение у Герасима, и наместник испугался, просил прощения у старца и даже пожертвовал ему на устройство обители. Скоро собрались к Герасиму братия. «В пустыни сей, зовомой Болдино, – говорит он в завещании братии, – в ней же разбойницы живяху, в Дорогобужском уезде, в лето от Рождества Христова 1528 года, Божиим изволением и помощию, создах обитель сию, общежительный монастырь». Кроме этой обители, преподобный Герасим основал еще в Вязьме в 1553 году монастырь во имя Иоанна Предтечи и поставил в ней игуменом одного из учеников своих – Симеона. В то время жители Вязьмы много терпели от дурных людей; преподобный смело являлся в разбойничьи шайки и убеждал их не обижать жителей. Не раз его самого били и прогоняли, но он опять продолжал свои увещания. В Брынском лесу на реке Жиздре он основал третью обитель Введения во храм Богоматери. За девять лет до кончины устроил еще четвертый монастырь близ Дорогобужа во имя Рождества Богородицы. В Болдиной обители под конец жизни преподобного было до ста сорока братий. Преставился 1 мая 1554 года на шестьдесят пятом году жизни. Ученики его основали еще несколько монастырей в той же стране.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010