В советское время в здании храма располагалась спортивная школа. В 2007 году здание храма было передано Русской Православной Церкви, первым настоятелем храма стал отец Антоний (Додунов). В 2008 году был образован Введенский мужской монастырь, во главе с иеромонахом Севастианом (Марковым), радевшем о восстановлении этой церкви. В 2013 году Введенский монастырь снова преобразован в приходской храм, настоятелем которого стал протоиерей Александр Столяров. Введенская церковь примечательна и тем, что это последний храм, где служил святой Вязниковской земли священномученик отец Константин Твердислов. Иподиакон Алексий Алексеев, «Введенский храм», Маяк, Вязники. 2013 г. Введенская церковь расположена на уступе горы в южной стороне Вязников между городом и Ярополченскою слободою; до 1764 г. при этой церкви был женский монастырь. Время основания Введенского женского монастыря с точностью неизвестно, но принимая во внимание, что в патриарших окладных книгах церковь появляется в первый раз под 1635 г., можно предположить, что он основан незадолго до этого времени. При патриархе Иоасафе в монастыре была построена теплая деревянная церковь во имя св. Иоанна Предтечи, а в 1648 г. холодная двухэтажная церковь в честь Введения во храм Пресвятой Богородицы с приделом внизу во имя св. прор. Илии. В 1681 г. по указу царя Федора Алексеевича приказано было выдать из таможенных и кабацких сборов на постройку каменной церкви в Введенском монастыре 70 руб. 12 алтын. Когда кончилась эта постройка, сведений не сохранилось, но есть основание полагать, что она тянулась до начала XVIII ст. Основание это заключается в том, что в делах патриаршего казенного приказа сохранилась отметка, по которой в 1703 г. выдан антиминс в новопостроенную церковь Введения Пресвятой Богородицы и св. Иоанна Предтечи, а это и могла быть строившаяся с 1681 г. каменная церковь. До постройки каменных церквей в конце XVII ст. в монастыре была соборная деревянная церковь в честь Введения во храм Пресвятой Богородицы об одном шатре, крест и глава опаяны белым немецким железом, над трапезою колокольня восьмиугольная, глава обита чешуею деревянною, крест опаян белым железом, на колокольне 5 колоколов… Церковь деревянная теплая во имя Иоанна Предтечи с трапезою об одной главе, глава обита чешуею деревянною, крыта тесом… В монастыре 63 кельи деревянных, в них игуменья, казначея, 138 рядовых стариц, 14 вдов, 22 девицы, 7 вдов и 8 девиц вкладчиц. Ограда вокруг монастыря деревянная, на ней башен и пушек и воинского снаряду нет. В ограде – св. ворота и калитка, на них подволока косящатая; глава обита чешуею деревянною, крыта тесом. Двое ворот водяные. В монастыре 2 колодца.

http://sobory.ru/article/?object=03741

что де боровичи монастырских служек и крестьян по дорогам и во всех монастырских угодьях и в лесах беспрестанно бьют и всякое озорничество чинят " . Ситуация разрешилась только в 1764 году, когда Екатерина II подписала указ о секуляризации монастырских земель. Архитектурный ансамбль монастыря сложился в XVII веке. Он большей частью сохранился. Богатые вклады в монастырь делали князья Волконские, Оболенские-Лыковы, Репнины, Щербатовы, представители этих родов захоронены на монастырской территории. В 1599 году здесь был похоронен окольничий Андрей Клешнин; в 1591 году он вместе с Василием Шуйским расследовал в Угличе загадочную смерть царевича Дмитрия, подписался в том, что царевич сам себя зарезал, а после восшествия на трон Годунова ушёл в сей монастырь и дал обет молчания. Вход в монастырь расположен в южной стене, самой старой: слева от ворот мощная Поварская башня, справа Георгиевская, Круглая и Оружейная - их относят к XVI веку. Остальные укрепления построены в первой трети XVII века, толщина стен в среднем составляет 4 метра. Прежде вход в монастырь осуществлялся через Георгиевскую башню. Нынешние ворота упоминаются с 1701 года как Проломные или Водяные, устроенные для ввоза воды. В 1864 году они были значительно переделаны. В центре монастырского двора, чуть вправо от входа стоит старейшая постройка - Трапезная с церковью Рождества Христова, построенная в 1511 году. В 1690 году к Трапезной пристроили барочную колокольню. За ней находится Собор Рождества Богородицы 1589 года постройки с сохранившимися фресками XVII века. В дальнем правом углу - Ильинская церковь 1670 года. Рядом с собором стоит 2-этажное здание 1930-х гг. - наследие советской эпохи, когда в монастыре располагались Индустриально-ремесленная школа, Техникум аэрофотосъёмки и картографии им. М. И. Калинина, Школа комбайнёров и пр. С 15 октября 1941 года по 4 января 1942 года Боровск был оккупирован немецко-фашистскими войсками. Пафнутьев монастырь в октябре 1941 года был превращён немцами в концлагерь, где томились тысячи советских людей.

http://sobory.ru/article/?object=00363

«И всего в Суздале в острожной осыпи, и за острожной осыпью, на посаде и в слободах, опричь Спасского Ефимьева монастыря и опричь Покровского девичьего монастыря и опричь тех монастырей слобод, пять монастырей да монастырь пуст, двадцать одна церковь , тридцать три двора духовных людей, четырнадцать дворов архиепископских детей Боярских, да архиепископских дворовых всяких чинов людей и бобылей сорок один двор, а людей в них тож, посадских лучших людей один двор (Лихониных), а людей в них четыре человека, середних десять дворов, а людей в них пятнадцать человек, молодчих пятьдесят три двора, а людей в них шестьдесят восемь человек, нетяглых бобылей сто семь дворов, а людей в них тож, шестьдесят восемь дворов посадских пустых, двадцать три двора церковных бобылей, семь дворов пушкарских, а людей в них тож, четыре двора площадных и губных дьяков, три двора рассыльщиков, семь дворов каменщиков, двенадцать дворов нищих, двадцать дворов вдовьих, изба губная, таможенная, двор гостин, двор кабацких откупщиков, три двора сторожей и две богадельни. И всего посадских людей добрых, и средних, и тяглых, и бобыльских, опричь беломестцев и опричь бобылей, которые ходят по миру, двести семь дворов, и людей в них двести пятьдесят пять человек». «В Суздале, на посаде, пятнадцать кузниц, да восемь анбаров солодяных, да один мыльный». «В Суздале на посаде Спасский Евфимьев монастырь; на монастыре соборная церковь Преображения Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, да в приделе Чудотворца Николая, да другой придел Преподобного Евфимия Суздальского, да другая церковь Похвалы Пресвятой Богородицы; церкви каменные, трапеза каменная ж, а в ней престол Успения Пресвятой Богородицы, да в приделе мученика Диомида; колокольница каменная ж, а на колокольнице церковь Рождества Иоанна Предтечи; ворота каменные святые, на воротах церковь Благовещения Пресвятой Богородицы, да придел Иоанна Списателя Лествицы; на монастыре двадцать келий, а в них Архимандрит Порфирий, да келарь старец Иосиф Трусов, да семьдесят пять братьев; на монастыре келья больничная, а в ней пятнадцать братьев; около монастыря острог деревянной, на остроге двое ворот, одни против святых ворот, другие водяные к реке Каменке; в остроге же двор житный, двор конюшенный, да за острогом у водяных ворот на берегу реки Каменки монастырская пивоварня».

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Georgi...

Что касается до девятой пятницы или первого пятка Петрова поста, то в этот день совершается один из самых древних новг. крестных ходов в Хутынский монастырь. Крестный ход сей существует со времени пр. Варлаама и установлен в воспоминание одного чудесного события» бывшего во дни святой жизни преподобного. Именно, однажды он предсказал бывшему в его время новгородскому архиепископу, что будет к нему в первый пяток Петрова поста по зимнему пути на санях. Святитель 1099 сначала не верил сему. Потом, когда в ночь, накануне указанного преподобным дня, выпал глубокий снег и сделался жестокий мороз; то опасался вредных последствий от сего необычайного, по времени года, явления. Преподобный Варлаам, исполнив свое обещание, приехал к святителю на санях и успокоил его, сказав, что снег и мороз были особенною милостию Божиею, ибо они истребили множество червей, точивших корни посеянного хлеба, а растаявший снег своею влагою оплодотворит землю. В воспоминание этого чудесного события и установлен крестный ход 1100 . В настоящее время он совершается из Софийского собора пред литургиею обыкновенным порядком. Но в XVII веке ход этот разделялся на две части. Из них одна часть шла накануне праздника, а другая в самый праздник водяным путем. Именно, в 2½ часа по рассвете, святитель отправлялся с крестным ходом из Софийского собора в Владычние водяные ворота и входил в насады 1101 . Во время водяного пути по Волхову был совершаем молебен, на котором пели 1-ю статью животворящему кресту и Иоанну Богослову, а евангелие читал святитель; 2-я статья была за всяко прошение и пророку Илии; 3-я Успению и св. Николаю; 4-я Рождеству Богородицы и Антонию Римлянину. А на статьях евангелия читали настоятели монастырей по чину. После 4-х статей протопоп начинал читать житие пр. Варлаама, а чтецы продолжали оное. На берегу у Хутынского монастыря встречал святителя, сопровождавшего крестный ход, настоятель монастыря также с крестами. По приходе в монастырь, святитель благословлял неслужащих с ним петь молебен за алтарем Спасо-Преображенского собора. На этом молебне пели 1-ю статью за всяко прошение и пророку Илии, 2-ю Введению пресвятой Богородицы и св. Григорию Армении Великой, 3-ю Успению пресвятой Богородицы и св. Никите, 4-ю Знамению Божией Матери и святителю Иоанну, 5-ю Одигитрии Божией Матери и Антонию Великому , 6-ю статью Преображению Господню и пр. Варлааму. Между тем, святитель не останавливался, а шел за монастырскими крестами прямо в церковь , где пет был молебен Преображению Господню и пр. Варлааму. Во время этого молебна сам читал евангелие, совершал водоосвящение и потом служил литургию 1102 . В продолжении литургии, градское духовенство, с благословения святителя, переносило кресты в насад и после стола возвращалось с крестами в город. Святителю же, настоятелям монастырей и всему Софийскому собору был стол в монастыре после литургии. За столом, по тогдашнему обычаю, были предлагаемы хлеб Богородичный 1103 и чаши о Государевом многолетном здравии 1104 .

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Miroly...

В 1836 году, в день памяти первосвятителя Московского Петра, день моих именин, отец игумен постриг меня в рясофор. В том же, 1836, году поступил к нам в число братства афонский иеромонах Серафим. Он был астраханский уроженец, лет 65, среднего роста и весьма благообразной наружности; имел наперсный крест; рясу всегда носил мухояровую, а при служении под ризу надевал аналав. По понедельникам молочного не употреблял. Келья, отведенная ему, находилась там, где ныне водяная башня, тогда еще не существовавшая; тогда были на том месте водяные ворота, а над ними вверху кельи. Отец Серафим жительствовал у нас около двух лет. Когда покойный владыка, временно пребывавший в Санкт-Петербурге, возвращался в Москву, он многократно докучал владыке своими сплетнями и доносами на всю братию и игумена. В жизни нельзя упрекнуть отца Серафима: он был весьма воздержен, но характер имел сварливый, раздражительный и неуживчивый, чем и вооружил против себя всю братию, и, окончательно лишившись доверия владыки, был уволен из Угрешского монастыря вследствие того, что однажды, во время служения, раздражившись на пономаря, он оставил служение литургии и разоблачился. Он поступил в Данилов монастырь, где также не ужившись, оставил Московскую епархию. В 1837 году, по распоряжению начальства, к нам прислан был униатский ксендз Осип Васильевич Семашко, для увещания его в православии. Он был лет 50, среднего роста, приятной наружности и весьма обходительный и вежливый, но упорный в своих убеждениях; он оставался непреклонным и, несмотря на все увещания в монастыре, в консистории и лично у самого владыки, успеха не было. Как человек, глубоко проникнутый духом фанатизма, свойственным латинству, и как человек знатного рода и имевший связи и большие средства, которые он употреблял во зло, вооружая свою паству (в Волынской губернии), против правительства, был сослан в Соловецкий монастырь на заточение, и что с ним после того сталось, мне неизвестно. В начале марта 1838 года мои родители приезжали навестить меня и провели в монастыре две недели. Это было последнее мое свидание с батюшкой; ему был 77-й год, и в мае 17 числа того же года он скончался.

http://azbyka.ru/otechnik/Pimen_Blagovo/...

Остальные перекрытия плоские с открытыми в интерьер бревенчатыми балками. Водяные ворота с башней-часовней, 1786-1787 гг. Интересный пример редкого в области типа сооружений посл. четв. 18 в. Прямоугольный двухъярусный башнеобразный объем с крупным арочным проездом в нижнем уровне и часовней в верхнем завершен четырехскатной выпуклой барочной кровлей со шпилем. Стены башни отмечены огибающими угловыми лопатками и узким междуэтажным пояском. Почти всю плоскость восточного (внешнего) фасада занимает широкий, слабо выступающий ризалит, украшенный междуэтажным поясом из двух полочек с рядом мелких нишек между ними. Верхний ярус западного фасада расчленен лопатками на три части, в которых помещены дверной (в центре) и оконные арочные проемы. К двери ведет крыльцо с лестницей 20 в. Проезд ворот перекрыт коробовым сводом, часовня – сомкнутым. Ограда с угловыми башнями, 1786-1787 гг. Стены и малые угловые башни образуют прямоугольное в плане ограждение монастыря. Толщина стен – 2,5 кирпича, высота до 3 м. Первоначальные завершения утрачены. Юго-восточная башня искажена пристройкой к ее западной стене. Редкое сохранившееся в области сооружение данного типа посл. трети 18 в. Малые угловые башни однотипны по архитектуре, но различны по размерам. Юго-западная и юго-восточная выстроены в линию со стенами, выдаются лишь их угловые лопатки. Северо-восточная более крупная и значительно выступает за ограду. Все элементы ограды объединены одинаковым цоколем; его уровень отмечает ряд поребрика между горизонталями выступающих полуваликов. В верхней части стен с большими интервалами расположены вертикальные ступенчатые амбразуры. Подобные проемы-щели размещены по одному в каждом прясле башен. Дом священника, 1-я треть 19 в. Интересный пример крупного каменного жилого дома для духовенства 1-й трети 19 в., дошедший до нашего времени с большими искажениями фасадного убранства. В 20 в. проемы растесаны, оконные наличники утрачены. Прямоугольный двухэтажный объем завершен высокой крутой вальмовой кровлей с мезонином, обращенным на главный южный фасад к центру территории монастыря.

http://sobory.ru/article/?object=03144

Господь остановился, посмотрел на предметы, которым особенно удивлялись ученики; казалось, Сам разделяя их мнение о чрезвычайной прочности, богатстве и величии храма (Мк. 13, 2); но в ту же минуту, вопреки их ожиданию, еще сильнее и яснее подтвердил прежнюю угрозу: « аминь, аминь глаголю вам, не имать остатися здесь камень на камени, иже не разорится!..» Решительность и сила, с какими произнесены были эти слова, отзывались непреложным приговором вечных судеб. Ученики не смели более нарушать безмолвия Учителя, Который Своими беседами и действиями заставил размышлять целый Иерусалим и Сам не менее других погружен был в размышление. Молча прошли водяные ворота, молча перешли поток Кедрский, молча взошли на одну из вершин Елеона, которая была прямо против храма (Мк. 13, 3). Тем сильнее работало воображение учеников! Самая страшная сторона в ожидании народном, которой доселе они или не верили, или верили, но по-своему, с ограничениями, слабо, — представлялась теперь во всей своей ужасной действительности! «Если храм подвергнется такому разрушению, то что останется целым? Значит, все должно испытать величайшую перемену, быть разрушено до основания». Мрачность подобных мыслей озарялась одной надеждой, — что во времена Мессии все потери будут вознаграждены стократ, явится Иерусалим новый, храм великолепнейший, Богослужение чище и святее. При такой надежде даже можно было желать, чтобы неизбежное зло совершилось как можно скорее, чтобы скорее явилось и ожидаемое добро. «Пока не будет разрушен этот злополучный храм, Учителю нельзя взойти на престол Израильский. Когда же это будет?» Таким вопросом, естественно, оканчивались все предположения и догадки. Любопытство, тем живейшее, чем казалось оно законнее, овладело особенно Петром, Иаковом, Андреем и Иоанном, которые, привыкнув издавна быть свидетелями самых сокровенных деяний Учителя, более других переживали, если не понимали в Его беседе что-нибудь. Когда Учитель, взойдя на гору, сел отдохнуть на любимом месте Своем, эти четыре ученика, пользуясь отдалением прочих, отдыхавших по разным пригоркам, завели с Ним разговор о беседе Его и тотчас перевели речь на храм, который был прямо напротив них и представлялся отсюда во всем величии и красоте.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=856...

После пожара генеральный план застройки Костромы был утвержден правительством в 1781 г. По этому плану все частное строительство на месте бывшего кремля запрещалось. В 1814 г. были сняты с крепостных валов последние пушки, а в 1817 г. по распоряжению губернатора были срыты и сами крепостные валы вокруг бывшего кремля. За 8 веков Кострома накопила много замечательных боевых и трудовых традиций. Эти традиции надо глубоко и всесторонне изучать. В. Соболев " Костромской кремль " Любопытно восстановить облик города Костромы в это далёкое время царствования Михаила Феодоровича, так как лишь с этого времени, благодаря данным, заключающимся в писцовых книгах города Костромы, представляется возможным говорить об устройстве хотя не самого древнего, но восходящего несомненно ещё к XIV веку Костромского кремля. В писцовых книгах 1628–1630 г.г. кремль Костромской известен под названием «старый город», каковое название присвоено ему, конечно, в то время, когда посадскими жителями построен был «новый город» на случай осадного положения. Находился кремль на возвышенности левого берега реки Волги против древнего Городища, с трёх сторон он имел насыпь и был окружен высокими земляными валами, перед которыми находились глубокие рвы. Насыпь окружена была деревянною стеною на протяжении более версты. В стене находились двое ворот: Спасские большие, через которые был главный въезд в Кремль, были устроены подле насыпи или вала к северу, и Водяные ворота – к реке Волге. Улиц здесь было три: большая к Водяным воротам, улица от Спасских ворот и переулок на большую улицу. Конечно, при теперешнем состоянии кремля затруднительно установить топографическую картину внутреннего расположения в нём сооружений. Однако существование здесь тех или иных зданий усматривается из тех же писцовых книг. Особенное, как бы священное значение Костромскому кремлю, издревле придавал соборный холодный храм в честь Успения Божией Матери, первоначальное построение которого приписывается князю костромскому Василию Ярославовичу по прозванию Квашня. Ныне соборный храм представляется в ином виде, так как он совершенно изменил свой облик после перестройки его, вызванной пожаром 1773 года. При Успенском соборе существовала другая церковь – тёплая, деревянная, во имя Похвалы Пресвятой Богородицы, довольно ограниченная в своём объеме и скромная по украшениям, как можно судить по описанию её. Место, где находилась эта церковь, не указывается даже преданием. Затем при Успенском соборе находилась ещё колокольня, по преданию, шатровая, по описи о «три жильях»: она стояла к юго-восточной стороне храма, который был отделён от неё одною галереею в 6 четвертей аршина. В пожаре 1773 года колокольня рушилась, причём расплавились как древние, упомянутые в писцовых книгах семь колоколов, из которых «большой благовестный в двести пудов – дань государя и великаго князя Михаила Феодоровича всея Руси», так и позднейшие колокола, из коих большой был в тысячу пудов.

http://sobory.ru/article/?object=35077

Вот тут, на Ярославовом дворище, собиралось вече. Эна, высится вечевая башня. Замолк вечевой колокол... Не позовет уж никого никогда его протяжный звон...— А то еще близ Новгорода, — делился с Ильмариненом Митрофан, — есть городище. Там княжий двор, где живали новгородские князья.— Далеко от города? — любопытствовал Ильмаринен.— В двух верстах.— Поглядеть бы!— Пойдем.И они побывали на былом княжьем дворе, что раскинулся живописно на вершине зеленого холма. Оттуда весь Новгород был виден как на ладони со всеми башнями, кремлем, святой Софиею и неугомонным седым Волховом. Именитый город! Эва, Плотницкий, а эна — Словенский конец. И все девять башен грозного детинца (кремля). Будто муравейник, кишит гостиный двор с рядами: кожевенными, сурОвскими, хлебными, щепными.— Отчего княжой двор не в самом Новгороде? — спросил Ильмаринен Митрофана.Тот отвечал:— Таков обычай. Князья новгородские не имели права жить в самом городе.— Отчего так?— Чтоб не перечить вольнице.Осмотрев место новгородского веча, Ярославово дворище и посетив городище, Митрофан с Ильмариненом побывали у вечерен, а на следующий день отправились на Красное поле в скудельничий монастырь. День спустя довелось им идти с крестным ходом в Хутынь.Едва только начало рассветать, едва только солнце зарумянило зеленые верхушки окрестных лесов и поплыло по кровлям новгородским, вышел крестный ход из Софийского собора и направился к Владычным водяным воротам. В утреннем воздухе сквозь холодок полилось церковное пение. Колокольный звон висел над детинцем. Владыка Макарий прошел в водяные ворота и вышел к волховскому берегу. На реке выстроились насады (лодки наподобие нынешних паромов). Богоносы, владыка и духовенство вошли в насады, в одном из коих нашлось место и Митрофану с Ильмариненом. Поплыли. Начался молебен. Оба волховские берега были запружены народом, благочестивым, богомольным, возносящим со духовенством молебную песнь Богу.В половине третьего пополуночи выходил крестный ход из Святой Софии. И по мере того как плыли 10 верст до Хутыни, утро занималось, занималось, из румяного делалось золотым.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1215...

По 2 рубля десяток, итого Брёвен же длиной 10 аршин в отрубе 5 вершков шириной пятьдесят По 4 рубля десяток, итого Столбов длиною пяти аршин, толщиной в отрубе в десять вершков три По 35 копеек каждый, итого На ворота тёса трёх аршинных 10 тесниц 1 рубль Двадцать рублей Слег длиной восемь аршин в отрубе в три вершка, двадцать По 1 рублю десяток, итого Тёса кровельного 250 тесниц По 10 рублей сотня, итого 25р. Гвоздей однотёсных 1500 По 1 рублю 50 коп. тысяча, итого Двотёсных 1500 По 2 руб. 50 коп. тысяча На каменную ограду от наугольной башни до Троицких ворот через 59 трёх аршинных сажени на покрышку На брусья и связи и решетины сто брёвен, длиною в семь аршин, толщиною в отрубе в пять вершков Двадцать рублей Пятнадцать рублей Тёса длиной 6 аршин, ширины в отрубе в шесть и семь вершков, триста пятьдесят тесниц По 10 рублей сотня, итого Гвоздей однотёсных, четыре тысячи По 1 рублю 50 коп. тысяча, итого На состроение заборов через 110 сажень Столбов длиной по пяти аршин, толщиной в отрубе в 10 вершков пятьдесят два По 3 рубля 50 коп. десяток, итого Тридцать рублей. И с воротами Брёвен длиной по 6 аршин, толщиной в отрубе в четыре вершка, 750 По 12 рублей сотня, итого На водяные ворота три столба длиной по пяти аршин толщиной в отрубе в 10 вершков На три полотна досок трёх аршинных пятнадцать 1 рубль пятьдесят копеек На пялца брёвен длиною шести аршин, толщиной в отрубе в 4 вершка, десять 1 рубль 20 копеек Итого за материал За работу К той описи Ризположенского девичьего монастыря игуменья Евфросиния Иванова при той описи смете и оценке была, в том вместо её оного ж монастыря священник Прокопий Гаврилов по её прошению руку приложил. Того ж монастыря священник Ксенофонт Иванов при той описи смете и оценке был, в том руку приложил. Того ж Ризположенского монастыря диакон Алексей Иванов и казначея монахиня Александра при той описи смете и оценке были, в том и руки приложили. Церкви вход во Иерусалим священник Василии Иванов и диакон Иван Никитин при той описи были, в том руки приложили.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Georgi...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010