Кириллов. Кирилло-Белозерский монастырь. Церковь Спаса Преображения. Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты Добавить статью Водяные ворота с надвратной церковью Преображения Кирилло-Белозерского монастыря Почти в середине стены, обращенной к Сиверскому озеру, находятся Водяные ворота с надвратной церковью Преображения, входившие в систему монастырской ограды Старого города. Обе постройки относятся к XVI веку. Но ворота возникли ранее храма, возведение которого датируется 1595 годом. Они имеют форму двух обычных проездных арок с палатами хозяйственного назначения по сторонам: с востока - кладовой, с запада - калачной и просвирной. Их декоративная обработка со стороны двора в виде килевидных архивольтов и прямоугольных, иногда с острым верхом ниш очень близка к убранству Святых ворот. Церковь Преображения над Водяными воротами строили, видимо, местные мастера под наблюдением старца Леонида Ширшова, по образцу ранее возведенного надвратного храма Иоанна Лествичника, Она по форме аналогична своему прототипу, только несколько грубее, приземистее. Это - невысокий куб с пониженными прямоугольными пристройками с двух сторон: алтарем и папертью с первоначально открытыми арками (арочные проемы еще в XVII веке превращены в окна). Сходство довершают членения северного и южного фасадов пилястрами на три прясла, остроугольные нишки и три яруса сплошь украшенных традиционным декором кокошников, из которых сейчас под четырехскатной крышей XVIII века виден только нижний. Однако венчающая часть имела иную форму. Вместо типичных для храмов Кириллова двух глав здесь с самого начала было трехглавие: большая - в центре и две малых - над восточными углами постройки. Появление малых глав было вызвано наличием у Преображенской церкви двух приделов - Ирины и Николая, расположенных по сторонам главного престола в алтаре (один из них был посвящен царице, сестре Бориса Годунова). Само трехглавие было сильно сдвинуто с центра куба к востоку, что сразу вносило в композицию здания оттенок свободной живописности, усиленной необычным покрытием алтаря тремя двускатными кровлями, выходившими шипцами на восточную сторону. К сожалению, уничтожение еще в XVIII веке прежних глав и кровель во многом лишило архитектуру церкви былой привлекательности и красочности форм.

http://sobory.ru/article/?object=05135

На каменной колокольне, над окнами, крышка тесовая, и в окнах деревянные связи и четыре пола и лестницы и две двери все погорели ж, вверху той колокольни каменной свод, от падения большего колокола проломился, и та колокольня во многих местах расселась, которую, по видимости, за тою ветхостию надлежит, разобрав, всю снова сделать. От оного ж пожара колоколов растопилось и разбилось и собрано имеется множественное число колоколенной меди больших и малых штук, точно сколько всего весом, по неимению весов невешено, а при той описи оного Ризположенского девичьего монастыря игуменья Евфросиния и казначея монахиня Александра объявили, в то де пожарное время колоколов растопилось и разбилось пять, весом 1 – в пятьдесят пуд, «2» – в двенадцать пуд, «3» – в четыре пуда с половиной, «4«– в полтора пуда, «5» – в полпуда, оную медь надлежит употребить в колоколенное ж дело. В том же монастыре у железных ворот кладовый анбар, рубленный из брёвен в лапу, в длину семь сажень, в ширину четырёх сажень, в него ворота на лапах и на подставах железных, крыт был в два тёса, весь погорел же, вместо которого для всякой монастырской надобности надлежит таковой же построить. По правую сторону святых ворот да на угольной башне на каменной келье крышка деревянная сгорела, которая ныне в один тёс покрыта, от означенной наугольной да средней, что с воротами башни через двадцать четыре, а от той башни до круглой башни двадцать четыре ж, а от круглой башни до Троицких ворот одиннадцать, итого пятьдесят девять сажень на каменной ограде крышка всяж погорела. От тех Троицких ворот до огорода Суждальского купца Григория Изюмова, до бывших водяных ворот шестьдесят пять сажень, итого сто десять трех аршинных сажень бревенчатые в столбах заборов все и водяные деревянные ворота и с столбами, от тех водяных ворот на ветхой каменной ограде крышки длины тридцать пять сажень погорело без остатку ж. Вместо означенных на ограде каменной через пятьдесят девять сажень кровлю надлежит новую покрыть и через сто десять сажень новые в столбах бревенчатые забороны и водяные деревянные ворота сделать.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Georgi...

Все поименованные храмы ныне закрыты, а названия улиц заменены другими: Киевская была переименована в улицу Коммунаров, теперь она называется проспект Ленина; Посольская улица называется Советской; Завальская - Пионерской. " По берегу реки Упы и до Красного моста опять шла дубовая стена с башнями, двумя воротами (Ивановскими и Мясными) и пятью " пролазами " для пешеходов " . Эта крепость была вооружена немецкими и московскими пищалями и пушками. В 1514 году, по приказанию великого князя Василия III , внутри деревянной крепости заложен каменный город - нынешний Кремль Тулы. Он строился по подобию Московского Кремля и был закончен в 1521 году. Кремль выдержал страшную осаду крымских татар, напавших под предводительством хана Девлет-Гирея в 1552 году. В Предтечевом монастыре у храма в честь Усекновения главы Иоанна Крестителя, воздвигнутом туляками в благодарность Господу за спасение и победу, были погребены все павшие в жестокой и славной битве 21-22 июня 1552 года. Каменный кремль, построенный в 1521 году, сохранился в таком же виде до нашего времени. Он имеет в длину 490 сажен, толщину стен - 4 аршина, высоту - от 5 до 6 сажен. Ворота его имели следующие названия: посредине к р. Упе (на кривой мост) - Водяные, от них направо, в кремлёвском саду, к архиерейскому дому - Глухая башня, под ней погреб; далее - ивановские ворота, Никитская угольная башня, под ней хранился порох и тут же пытали разбойников; потом - Одоевские ворота, выходящие на Киевскую улицу, угольная Спасская башня, против церкви Воздвижения (теперь этот храм не существует), на ней висел вестовой колокол; потом - Пятницкие ворота, обращённые к гостиному ряду и Пятницкой церкви, у этих ворот за железными дверями хранились воинские орудия и съестные припасы на случай осады… Последняя круглая башня стояла против Казанского собора (теперь не существующего). Ворота и башня были возобновлены в 1684 и 1821 годах " . В настоящее время ведутся работы по реставрации стен и башен Тульского Кремля и расположенного внутри Кремля бывшего кафедрального Успенского собора, как архитектурных и исторических памятников.

http://drevo-info.ru/articles/3526.html

Осада сказалась на этих самых стенах: в 1621-1646 г.г. их перестраивали, значительно укрупнив и упрочив - в расчёте на новые покушения. Тогда же возводят Богородицкую, Глухую, Угличскую, Михайловскую каменные башни, Водяные ворота. К завершению XVII в. общая длина монастырских стен составляет 820 метров при высоте в 10,5 метра и толщине до 3 метров! Кроме того, стены хорошо вооружены: 15 крупными и 17 малыми пищалями, 97 карабинами, 14 бочками с порохом. В эту пору монастырь - один из крупнейших землевладельцев Ярославля. По дороге в Углич вырастают его слободы - Богоявленская, Спасская и прочие, общим числом более 300 дворов. В 1747 г. в нём в числе первых в государстве открывается славяно-латинская семинария. По прошествии только 30 лет в ней обучаются уже 300 воспитанников. Сегодня это корпус естественно-географического факультета ЯГПУ. В конце XVIII в. монастырь преобразуют в Ярославский архиерейский дом, что немедленно отзывается новым строительством и расширением: монастырь прирастает Семинарским корпусом, Церковью ярославских чудотворцев Фёдора (Чёрного), Константина и Давида, Смоленской часовней, ризницей. При советской власти монастырь как явление уникальное по разным мерилам сносить даже не планировали, напротив. Первая реставрация памятника проходит в 1918-1923 г.г., вторая - в 1957-1958 г.г. Сегодня монастырский комплекс включает Собор Спаса Преображения; церкви - Воскресения Христова, Печёрской иконы Богородицы, ярославских чудотворцев Фёдора, Давида, Константина; корпуса - Келейный постройки XVII в., постройки XVII-XIX в.в. Семинарский и хозяйственные; монастырскую звонницу; Святые и Водяные ворота; Трапезную; часовню Трофима; башни - Богородскую, Угличскую, Михайловскую, Юго-западную; покои настоятелей и другие строения. Памятник-стела «Клятва князя Пожарского» Этот оригинальный монумент имеет вид зиждущейся на ступенчатом подножии из беломраморных плит увенчанной Святым Крестом гранитной арочной стелы. Он был воздвигнут в 2010 году на территории, занимаемой историко-архитектурным музеем-заповедником, в ознаменование тысячелетнего юбилея города. Памятник получил наименование «Клятва князя Пожарского», по аналогии с названием заложенного в его основу одноименного мозаичного панно работы Народного художника Российской Федерации В.И. Нестеренко. Выше панно, под сводом арки, на позолоченном медальоне изображен герб Ярославля. Увенчана стела крестом.

http://sobory.ru/article/?object=00216

Пред валами находились глубокие и широкие рвы, а сама осыпь окружена была деревянной стеной, всего на протяжении 511 ¼ сажен, и имела вооружения. Относительно последних имеются сведения еще от 1609 года – о существовании разнокалиберных старинных орудий с снарядами для стрельбы, и определенное упоминание в сметных книгах 1686 года, когда состояло наряда: медного: 7 пищалей, к ним 113 ядер, по 4 и 2 гривенки ядро; железного: 2 пищали кованых, 17 пищалей волконей (малокалиберных), 33 ствола затинных , итого 59 пищалей; к ним ядер 535, зелья (пороха) по 4–3 гривны ядро ручного и пушечного 12 пудов 31 гривенка. Еще ранее кремлевские валы, сверх тех старинных снарядов, снабжены были чугунными большими пушками, пожалованными царем Алексеем Михайловичем, быть может одновременно с 10 пушками (в 1645 году) для Богоявленского монастыря в Костроме. Известно, что с пожара 1654 года пушки кремлевские оставались без станков и ржавели под Успенским собором, но для них сохранялся порох и свинец. В деревянных кремлевских стенах Старого города находились ворота: а) Спасские большие, чрез кои был главный въезд в кремль; они устроены были подле осыпи или вала к северу, вероятно пред деревянным Спасским, ныне закрытым каменным мостом, сооруженным длиной в 15 1/2 сажен на клетках над широким рвом; б) Ильинские или водяные ворота к реке Волге, и в) ворота от тайника против соборного храма. Над воротами и в других разных местах кремля возвышались деревянные башни, всего 14. Улиц в Старом городе было три: большая по направлению к водяным воротам волжским; от Спасских ворот улица подле осыпи или северного вала и переулок на большую улицу к водяным воротам. Особенное, как бы священное значение Старому городу уже издревле придавал соборный холодный храм в честь Успения Божией Матери, первоначальное построение которого по древнему преданию приписывается костромскому князю Василию Ярославичу ( 1277 год) по прозванию Квашня (брату святого Александра Невского), удостоившемуся на Запрудне явления так называемой Феодоровской иконы Богоматери.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Bazhenov/...

После посещения Петром I монастыря по случаю благополучного выздоровления его сына Алексея и во исполнение данного императором обета им была построена однопрестольная каменная церковь во имя Алексея человека Божия. 12 сентября 1709 г. Преосвященный Каллист, епископ Тверской и Кашинский, освятил эту церковь. В том же 1709 году царским иждивением была построена зимняя, каменная, одноглавая, однопрестольная церковь во имя преподобных Антония и Феодосия Печерских чудотворцев. Под церковью была устроена квасоварня, кладовая, хлебный амбар и подвал. Одиноко стоящая каменная колокольня между собором и Алексеевской церковью была построена в 1709 году. В одну линию по южной стороне монастыря, вдоль р. Тьмаки, на запад от церкви преп. Антония и Феодосия располагался каменный двухэтажный корпус братских покоев. За ними – трапезная на втором этаже, а внизу – кухня. На восток в одной связи с этой же церковью в каменном двухэтажном здании размещались ризница и настоятельские покои. В них находились портреты Тверских архипастырей и настоятелей Желтикова монастыря и две большие написанные на дереве иконы. В нижнем этаже – братские келии. Внутри монастыря около соборного храма располагалось небольшое кладбище, а на севере обители фруктовый сад. Особой уникальной ценностью Желтикова монастыря была находившаяся в соборе рака с обретенными в 1483 году мощами святителя Арсения Чудотворца. Территория монастыря с трех сторон, кроме южной, была ограждена высокой каменной с крытой галереей по верху оградой. На северном и западном углах ограды были полукруглые башни. Входов в монастырь было два. Через главные Святые ворота с востока и Водяные ворота, выходящие к р. Тьмаке. Украшением Святых ворот были порталы и над перекрытием их два предстоящих ангела с крестом между ними. В 1914 году Святые ворота были перестроены. За монастырской оградой находились гостиный двор, шесть дачных домов, скотный двор, бани, погреба, сараи для сена и дров, мельничная изба, дома для рабочих сторожа. В 1902 году на средства монастыря был сооружен мост через Тьмаку.

http://sobory.ru/article/?object=04673

В основании звонницы XVI в. мощная стена, которая завершается двумя арками звона. В 1808 и 1824 г.г. ее надстраивали А. Мизеров и губернский архитектор П.Я. Паньков, после чего она приобрела современный вид. Святые ворота - самая древняя крепостная башня Спасо-Преображенского монастыря. От XVI в. в ней сохранился нижний ярус с двумя арками проезда. Своды основного проезда расписаны на темы Апокалипсиса в 1563-1564 г.г. живописцами Спасо-Преображенского собора. Перестраивались ворота в XVII, XVIII, XIX в.в., в результате чего здание получило дополнительные объемы - дозорную четырехгранную башню, надвратную церковь, большое домообразное крыльцо. Для всех построек XVI в. характерны лаконичная конструкция, четкие объемы, скупой, но выразительный декор и высокое качество исполнения. Все они возведены при участии московских мастеров в русле общерусской или московской традиции. Оборонительные сооружения монастыря на протяжении его истории перестраивались несколько раз. Первые каменные стены и башни возвели в 50-е г.г. XVI столетия. После военных событий начала XVII в. возникла необходимость в строительстве новых крепостных стен, что и было сделано в первой половине XVII в. Фрагменты этих оборонительных сооружений сохранились до сих пор: это Водяные ворота, Богородицкая(1623) и Угличская (1635) крепостные башни и прясло стены между ними. Преобразование Спасо-Преображенского монастыря в Архиерейский дом повлекло за собой многочисленные переделки монастырских зданий. Древние памятники расширяли, надстраивали, пристраивали к ним новые объемы, приспосабливая их для новых нужд. Строились и новые сооружения. Так, в 1820-х г.г. была разобрана сопредельная Спасо-Преображенскому собору Входоиерусалимская церковь XVII в. и на ее месте в 1827-1831 г.г. возведена огромная церковь Ярославских Чудотворцев (проект П.Я. Панькова), которая закрыла южный фасад собора. Кроме того, все основные постройки монастыря соединили между собой двухъярусным крытым переходом. Многочисленные перестройки, продолжавшиеся в течение всего XIX в., до неузнаваемости изменили фасады древних памятников.

http://sobory.ru/article/?object=00216

Вся небольшая территория Ферапонтова монастыря делится на две части: переднюю (парадную), обрамленную фасадами сохранившихся каменных построек, и заднюю, где имелись небольшой огород, широкий луг и кладбище. Последнее занимает всю восточную часть монастыря, начинаясь от алтарей церкви Благовещения, собора и церкви Мартиниана. Насколько древними являются захоронения на кладбище, показывает найденная в 1983 году у трапезной церкви Мартиниана известняковая могильная плита XV-XVI веков над могилой Ивши Ободаева, князя Ивана Ивановича Жирового-Засекина Ярославского. Кирпичная ограда, окружающая монастырь, подобно другим его постройкам, также имеет свою историю. Будучи первоначально деревянной, она неоднократно перестраивалась то после пожара, то из-за ветхости. В середине XVIII века на ее углах появляются " три башни шатровые " . Далее в документе сообщается, что " в тои ограде двои ворота проезжие, над одним сушило, где кладется во время монастырского лова сухая рыба " . Одни ворота ( " водяные " ) находились в северо-западном углу, а вторые - на восточной стороне стены. Опись 1775 года уточняет, что ограда была четырехугольной " с чуланами о две стены " , башни на углах - шестигранные, " покрыты шатрами " , ворота - " большие створные " , а длина всей ограды " по наружной стороне двести тритцать сажен, поперек - шестьдесят две сажени " . В 1841-1859 годах крестьяне Ферапонтовской волости соорудили взамен деревянной ограды кирпичную с двумя баш- нями на восточных углах и проезжими воротами с северо-западной стороны. Общая длина новой ограды составила 194 погонных сажени, что несколько уменьшило территорию монастыря, прежде всего с южной стороны. Кирпич на строительство ограды получили путем разборки некоторых древних построек, в частности, одноэтажной пристройки к Казенной палате. Однако просуществовала новая ограда сравнительно недолго. Из-за неглубоко заложенного на глинистых грунтах фундамента уже к концу XIX века она во многих местах дала трещины и развалилась, сохранилась лишь ее южная часть. В 1910-х годах ее заменяют деревянной, а в 1922 году устраивают из штакетника на каменных столбах. В 1981-1985 годах на  фундаменте восстанавливается ограда середины XIX века.

http://sobory.ru/article/?object=00501

появилась ещё более грандиозная, богато декорированная, четырёхъярусная колокольня, сооружённая по проекту астраханского епархиального архитектора С.И. Карягина. Стилизованная в духе классических и древнерусских архитектурных традиций, последняя кремлёвская колокольня очень впечатляет своим декоративным убранством и является неотъемлемой частью архитектурного ансамбля города. Она намного выше предшествующих ей колоколен и такая тяжёлая, что сразу же дала просадку грунта. В 1910 г. фабрика часов Ф. Винтера (Санкт-Петербург) уведомила городскую управу о своей готовности соорудить башенные электрические часы. В 1912 г. на колокольне появились часы с электромотором, с четырьмя стеклянными циферблатами, с механизмами и плоским колоколом для боя, выпущенные на фабрике Ф. Винтера. В настоящее время куранты два раза в день, в 12 и 18 часов, играют мелодию «Славься» М.И. Глинки. Кроме того, отбивают каждую четверть часа и каждый час. В 1930-е гг. всё собрание колоколов было конфисковано как цветной металл в пользу государства. Был отправлен в переплавку и украшавший колокольню крест. В 1990 г. на колокольню Успенского кафедрального собора водрузили с помощью вертолёта 7-метровый крест, а в 1992 г. соборная Пречистенская колокольня была возвращена Астраханской епархии. Современное расположение историко-архитектурных строений на территории культурно-исторического памятника федерального значения «Астраханский кремль»: Стены и башни Астраханского Кремля. 1582-1589 гг. Соборная колокольня с Пречистенскими воротами. 1908-1912 гг. Архитектор С.И. Карягин. Архиерейская башня, перестроена в 1813 г. при разборке стен Житного двора. Житная башня, 1582-1589 гг. Крымская башня, 1582-1589 гг. Башня «Красные Ворота». В настоящее время в башне действует выставка «Кремль — образец крепости 16 в. Лабиринт, смотровая площадка», восстановлена в 1962 г. Ворота Водяные, восстановлены в 1977 г. Никольская надвратная церковь (Никольские ворота), 1729-1738 гг. Артиллерийская (Пыточная) башня и Артиллерийский (Зелейный) Двор.

http://sobory.ru/article/?object=17019

А 4-ю статию чтут в Тайницких воротах Похвале да Петру чюдотворцу, и оттуда пойдут мимо житниц в Боровитцкие ворота, а преж сего до Московского разорения ходили подле город да входили в Водяные ворота в двои, что на Москву реку от конюшен, а статии в них нет. И против Каменного мосту чтут 5-ю статию Благовещению да Николе чюдотворцу, да пойдут в Житной ряд да мимо Пушечной двор, и 6-ю статию чтут за всяко прошение да всем святым против Никол-ских ворот, против Китая города. И оттуду пойдут возле город и войдут в Ильинские ворота, а певчие дияки, идучи, поют согласие первое „Яко щедр Господь», да потом „Блажени не-порочнии» с припелы со стихи. И сице во весь год в ходех всегда бывает. Да потом идут на лобное место. И пришед на лобное место, и бывает туто октения и осенения; и пойдут в собор, и певчие, идучи, поют за „Достойно есть» „Чю-же есть». И бывает октения и конечный отпуст со крестом молебну, а потом патриарх отпускает образы, и бывает звон средней» 876 . Московские крестные ходы отличались от новгородских тем, что на них, кроме канонов, пелись «Блажени непороч-нии» «с припелы со стихи». Появление последних в данном случае может быть объяснимо практическим соображением заполнения времени. Многочисленная по составу клириков, хоругвеносцев, процессия «исхождения» шла настолько медленно, что во время ее передвижения вокруг Кремля успевали пропеть 12 канонов. Продолжительный путь возвращения крестного хода из Китая-города на лобное место требовал также дополнения его песнопениями. Этой цели послужили Непорочны, первые стихи которых «Блажени непорочнии в путь, ходящии в законе Господни» со стороны их содержания ассоциировались молящимися с совершавшимся «исхождением». Такое дополнительное значение Непорочных подтверждается и тем, что они заняли в чине исхождения место после канонов, евангельских чтений и чина водоосвящения. Многообразие порядков отправления утренней литии в Русской Церкви увеличивается еще благодаря частным особенностям отправления ее в отдельных монастырях.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Uspens...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010