Только тогда из дворца можно было увидеть сцену жертвоприношения на алтаре святилища. Небоскреб в Иерусалиме раннего римского времени — очевидный абсурд. Следовательно, храм располагался значительно ниже, и это также льет воду на мельницу " южной " его локализации. Наконец, каналы, снабжавшие Иерусалим водой, начинались в районе гор Хеврона, проходили через Пруды Соломона у Вифлеема в Иерусалим. Нижний канал шел на Храмовую гору через Еврейский квартал и современный мост Уилсона. По сведениям источников, древний водопровод снабжал водой mikveh — бассейн для ритуальных омовений первосвященников, который располагался выше Водяных Ворот. Помимо этого, водой из того же водопровода смывали кровь с алтаря храма. Отдельные участки этого акведука сохранились до наших дней. Они позволяют судить, что акведук оказался бы на 20 метров ниже Храма, если бы тот располагался на месте мечети Скалы. Обслуживать Водяные Ворота и Алтарь храма он никак не смог бы. Другое дело, если бы храм стоял на 20 метров ниже, т.е. южнее мечети… Важным аргументом для локализации храма являются результаты предварительного радарного зондирования, проведенного Тувией Сагивом. Они позволяют предполагать наличие сводов и других структур, которые, если придерживаться традиционной локализации храма, должны были быть значительно южнее. Северный же участок на Храмовой горе, просвеченный радаром, дал неутешительную картину — везде была скала. Кроме того, совсем недавно Сагиву пришла в голову еще одна интересная мысль — провести термальное сканирование стен и платформы Храмовой Горы. Дело в том, что этот участок обладает любопытной особенностью. В течение дня солнце нагревает Храмовую гору равномерно, что позволяет выявить подпочвенные аномалии при ночном охлаждении. Инфракрасное сканирование обнаружило древнюю пятиугольную постройку под мечетью Купола Скалы. Что это за здание, пока неизвестно. Наконец, стоит принять во внимание еще одно обстоятельство. После подавления в 132 году до н.э. восстания Бар-Кохбы римляне снесли Иерусалим и построили на его месте новый город — Элия Капитолина с храмом Юпитера на Храмовой горе.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2200...

Сплачется мала птичка, Белая пелепелка: Охте мне молоды горевати! Хотят сырой дуб зажигати, Мое гнездышко разорити, Мои малые дети побити, Меня пелепелку поймати. Сплачется на Москве царевна, Борисова дочь Годунова Охти мне молоды горевати! Что идет к Москве изменник Ино Гриша Отрепьев рострига, Что хочет меня полонити, А полонив меня, хочет пострити, Чернеческий чин наложити. А мне постритчися не хочет, Чернеческого чина не сдержати: Отворити будет темна келья, На добрых молодцов посмотрити. Ино, ох, милые наши переходы! А кому будет по вас да ходити, После царского нашего житья И после света Бориса Годунова! Ах милые наши теремы, А кому будет в вас да сидети, После царского нашего жатья И после Бориса Годунова. В то время, когда в царских дворцовых палатах происходила такая трагическая сцена, на улицах Москвы начинались уже народные движения смутного времени – начиналась игра царем. Москвичи ждали первого самозванца. Буйная толпа вторглась в палаты царские; по приказанию самозванца, все семейство Бориса Годунова отведено было в прежний боярский дом его. Прекрасный, умный сын Годунова, Федор Борисович, только что вступивший на престол и подававший большие надежды, был бесчеловечно умерщвлен вместе с матерью, а Ксения сохранена до прибытия... самозванца в жертву его любострастию и потом для заключения в темной келии. Вот и он – Лжедимитрий I, торжественно вступает в Москву. Как только въехал он на площадь через Московский мост и Водяные Ворота, поднялся такой страшный вихрь, что всадники и кони едва не попадала; пыль взвилась столбом и всёх ослепила. Москвичи перепугались и, сотворив крестное знамение, говорили друг другу: «Господи, спаси нас, Быть беде и несчастью...» И точно, беда для московского государства была неминуема; смуты росли и росли. Не к добру что-то удалые добрые молодцы, стрельцы и казаки, давно уже, с самого начала весны, рвались на весновую службу, на широкую Волгу. Давно в Москве раздавалась песня: Бережечек зыблетца Да песочек сыплетца, Ледочик ломитца,

http://azbyka.ru/otechnik/Afanasij_Shapo...

Боровск. Рождества Пресвятой Богородицы Пафнутиев Боровский мужской монастырь. Проломные (Водяные) ворота с неизвестной надвратной часовней. Часовня. Действует.   Год постройки:Между 1600 и 1900. Архитектор:Трофим Шарутин (?) Адрес: Калужская обл., Боровский р-н, г. Боровск, мкрн. Роща, Боровский Пафнутиев монастырь Координаты: 55.21398, 36.53266 Проезд:из Москвы с Киевского вокзала на электропоезде до ст. Балабаново. Рядом со станцией автовокзал. Автобусом до Боровска, ост. " Роща " , далее пешком 1 км Вопрос модератора :Неизвестно в честь какого святого/праздника был освящен храм. Изменить описание Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты Добавить статью Святые врата раньше находились в Георгиевско-Знаменской башне, которая делит пополам южную часть ограды. Позже Святые врата устроили чуть западнее (ближе к Поваренной башне), там, где в 1701 году прорубили ворота для ввоза в обитель воды. В XIX веке, когда отпала необходимость монастырю быть крепостью, примерно в середине прясла, между Георгиевской и Поваренной башнями, были прорублены Проломные Врата, служившие для хозяйственных нужд. Сейчас на этом месте за деревянными решетчатыми воротами, между двумя выступающими наружу полубашнями, располагается единственный вход и въезд на территорию монастыря. Православные монастыри, путешествие по святым местам. 42 Водяные ворота с надвратной часовней находятся в Свято-Пафнутьевском монастыре Калужской области. Святые Ворота, увенчанные часовней, сегодня единственный вход в обитель. Время построения водяных ворот с надвратной часовней до сих пор оспаривается и дискутируется историками. В честь кого была освящена часовня, история не сохранила. Но большинство исследователей склоняются к следующей версии. Въездные ворота ранее располагались в Георгиевской башне. Она была проездной. Сам въезд был построен под углом 90 градусов, что обеспечивало безопасность въезда от взрыва или взлома. Рядом в стене была дверь – это и был проход уже внутрь монастыря. В 19 веке, когда необходимость защищать обитель от внешних врагов отпала, между Георгиевской и Поваренной башнями были сделаны «Проломные ворота». Их еще называют «водяными», поскольку при вражеской осаде только через них, по преданию, можно было добраться к источнику воды. Позже эти «проломные» ворота многократно переделывались. Последний раз – в 1864 году.

http://sobory.ru/article/?object=02059

В одном из рукописных документов XVII столетия говорилось о том, что между Никольскими и Красными воротами под горою выложен кирпичный тайник. В нем - двое решетчатых ворот. В 1970 году в ходе реставрационных работ в кремле стали разбирать старое, обветшавшее здание и обнаружили ниже фундамента солдатского лазарета, несколько левее Никольской надвратной церкви, полузасыпанный ход в крепостной стене. Это и были так называемые Водяные ворота. Участок стены и каждый сохранившийся блок старой кладки были изучены тщательнейшим образом. Памятник, действительно, заслуживал особого внимания. Ведь Водяные ворота в XVI -XVII веках считались воротами жизни: при длительной осаде только через них можно было выбраться к берегу Волги и набрать воды. Над решетчатыми воротами были установлены металлическая решетка и барабан для ее подъема. Сигнал тревоги - и она мгновенно опускалась, преграждая путь неприятелю, а с крепостных стен на врага обрушивались ядра и пули. В Астраханском кремле было трое ворот. Теперь появились четвёртые - Водяные. Сейчас между Никольскими и Красными воротами можно увидеть необычное сооружение с крышей. В первозданном виде предстает перед астраханцами интереснейший памятник старины. Никольские ворота получили свое название по устроенной во время возведения каменного Астраханского кремля на этой северной проездной башне церкви во имя Св. Николая Мирликийского. Никольский храм по времени его основания - старейший в Астрахани. Его принадлежность гарнизону в течение очень продолжительного периода позволяет предположить, что изначально Никольская церковь могла быть полковой. Ведь в старину в русских войсках всегда имелись походные полковые церкви и полковые священники. Строительство на новом месте города-крепости обычно начиналось с освящения места, закладки и возведения храма, после чего приступали к сооружению стен кремля, острога, городского тына. Строительство в первую очередь храма, как основы города, считалось благим делом, а покровительство святого, в честь которого назывался храм, в ратных и мирских делах было жизненной необходимостью, тем более такого святого, как покровитель Руси - Николай Чудотворец.

http://sobory.ru/article/?object=17019

В эти дни, думая навести страх и расположить к повиновению русский народ, они мучили и старых, и малых, женщин и детей, отрезывали носы, уши, отрубливали руки и ноги, жарили людей на угольях, обсыпав порохом, и зажигали жилища, куда приходили. Толпы измученных приходили нагишом и приползали в Троицкий монастырь умирать, оставляя братьям русским завет мщения и ненависти к польским и литовским людям, мучителям русской земли. Еще не кончилось богослужение, как стражи заметили, что Сапега удаляется с своего места, где стоял против Тверских ворот, и двигается к Девичьему монастырю. Так как знали, что Сапега сегодня может поступить наперекор тому, что делал вчера, то поляки сначала побаивались, не хочет ли он оставить своих и удалиться прочь, но, к их утешению, оказалось не то. Сапега, оставив часть своего отряда в 500 человек, с остальною в 3000 человек послал Руцкого мимо Девичьего монастыря. Они ударили на одни ворота Белого-города – не удалось; перешли к другим – и там отбили их русские. Тогда сапежинцы на пространстве между Девичьим монастырем и городом бросились вплавь через Москва-реку, проскочили на другой стороне между острожками, которые на Замоскворечье наделали себе русские; ратных людей там было мало, и те не ждали нападения; из первого острожка они разбежались. Сапежинцы не стали удерживать за собою острожка, бросились ко рву, забросали его щебнем, хворостом, деревом, перешли через него па лошадях, а потом кинулись опять вплавь через реку на прежнюю сторону. Они хотели прорваться в Кремль. В Кремле в Китай-городе ударили в колокола на тревогу. Поляки высыпали оттуда в Белый город и напали на Водяные ворота извнутри города, в то время как из войска Сапеги Борковский с восьмьюдесятью немцев и пахолков напал на те же ворога извне. Стесненные с двух сторон русские, державшие там сторожу, убежали к башне с пятью верхами, но и там не устояли. Поляки, овладевши Водяными воротами и Пятиугольною башнею, повернули на Чертольские ворота, сбили русских со стен, вломились в Чертольские ворота. Потом ободренные поляки из Кремля усилили вылазку, напали на Арбатские ворота. Здесь не так легко им посчастливилось, как у Чертольских. Часть караула убежала, но зато восемьдесят молодцов засели в башне и поражали оттуда нападавших; потеряв несколько товарищей, поляки оставили Арбатские ворота и бросились на Никитские. Их взяли сначала легко. Но потом русские нахлынули, отбили ворота; драка была сильная. Перед солнечным закатом поляки опять завладели Никитскими воротами. Наступила ночь. Не дождавшись от Гонсевского на смену другого караула ко взятым воротам, поляки разложили на башне и около стены огни, чтобы русским показывалось, что ворота заняты, а сами все ушли. Эта хитрость удалась. Русские не пытались больше отнять у поляков Никитские ворота. Зато и русские таким же образом провели поляков, оставивши у Тверских ворот только двадцать человек, и поляки не смели напасть на них, думая, что там людей много.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolay_Kostom...

Восьмигранная шестиярусная Пятницкая башня с ее 77 бойницами – одна из самых мощных боевых башен монастыря. Низкая шатровая кровля, покрывающая ныне башню, была сделана после пожара в 1923 году. Луковая башня Прямоугольная Луковая башня находится в южной монастырской стене, между Пятницкой и Водяной угловыми башнями. Она была возведена вместе с крепостными стенами в середине XVI века. Высота этой четырехъярусной башни до карниза составляет 19 м, размеры в плане – 10х11 м. В башне было сделано 50 бойниц. Свое название она получила от лукового огорода, находившегося возле нее за стеной. Современный вид с верхом в виде беседки башня приобрела в XVIII веке. В настоящее время в башне располагается монастырская мастерская по реставрации икон. Водяные ворота Водяные ворота расположены в южной монастырской стене, вблизи угловой юго-западной башни. Ворота были сооружены в XVI веке и существенно перестроены в XVII веке, после осады Лавры. Свое название ворота получили по своему хозяйственному назначению: через них в монастырь доставляли воду из близлежащего пруда. Водяная башня Водяной башней называется сейчас юго-западная угловая башня монастырской стены. Сооружение этой восьмигранной башни относится к первой половине XVII века. Высота башни до карниза – 25 м, размер по диагонали – 18 м. В башне 6 ярусов, в ее стенах были сделаны 77 бойниц. Свое название башня получила по расположенным вблизи нее Водяным воротам. В настоящее время в башне располагается Издательский отдел Троице-Сергиевой Лавры. Пивная башня Пивная башня расположена в западной стене монастыря, между угловой Водяной и Келарской башнями. Высота башни до карниза 26 м, размеры в плане – 19х16,5 м. В башне 7 ярусов, в ее стенах была сделана 181 бойница. Сильно пострадавшая во время польско-литовской осады 1608–1610 годов, башня была капитально перестроена до 1641 года. Свое название башня получила по находившейся в ней пивной монастырской палате. Келарская башня Келарская башня расположена на западной стороне монастыря, между Пивной и угловой Плотничьей башнями. Башня построена после осады Лавры, в 1643 году, и имеет высоту до карниза 20 м, размеры в плане – 20х19 м. В башне 4 яруса, в ее западной стене было сделано 60 бойниц. В 1846 году над башней был надстроен еще один этаж, бойницы были частично растесаны в окна, частично заложены, что изменило внешний вид башни. Гостиные (Келарские) палаты

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=522...

время в башне располагается монастырская мастерская по реставрации икон. Водяные ворота Водяные ворота расположены в южной монастырской стене, вблизи угловой юго-западной башни. Ворота были сооружены b XVI веке и существенно перестроены b XVII веке, после осады Лавры. Свое название ворота получили по своему хозяйственному назначению: через них в монастырь доставляли воду из близлежащего пруда. Водяная башня Водяной башней называется сейчас юго-западная угловая башня монастырской стены. Сооружение этой восьмигранной башни относится к первой половине XVII века. Высота башни до карниза – 25 м, размер по диагонали – 18 м. В башне 6 ярусов, в ее стенах были сделаны 77 бойниц. Свое название башня получила по расположенным вблизи нее Водяным воротам. В настоящее время в башне располагается Издательский отдел Троице-Сергиевой Лавры. Пивная башня Пивная башня расположена в западной стене монастыря, между угловой Водяной и Келарской башнями. Высота башни до карниза 26 м, размеры в плане – 19х16,5 м. В башне 7 ярусов, в ее стенах была сделана 181 бойница. Сильно пострадавшая во время польско-литовской осады 1608–1610 годов, башня была капитально перестроена до 1641 года. Свое название башня получила по находившейся в ней пивной монастырской палате. Келарская башня Келарская башня расположена на западной стороне монастыря, между Пивной и угловой Плотничьей башнями. Башня построена после осады Лавры, в 1643 году, и имеет высоту до карниза 20 м, размеры в плане – 20х19 м. В башне 4 яруса, в ее западной стене было сделано 60 бойниц. В 1846 году над башней был надстроен еще один этаж, бойницы были частично растесаны в окна, частично заложены, что изменило внешний вид башни. Гостиные (Келарские) палаты Гостиные (Келарские) палаты расположены к северу от Келарской башни, на расширенном в этом месте в сторону монастыря участке западной крепостной стены. Палаты построены в 1643 году вместе с Келарской башней, к которой они примыкают. Плотничья башня Плотничья башня – угловая северо-западная башня монастырской стены, сооруженная в первой половине XVII века. Сферическая кровля, вместо первоначального шатрового завершения, появилась в конце XVIII века. Высота этой шестиярусной восьмигранной башни до карниза – 26 м, размер по диагонали – 18 м. В башне было сделано 77 бойниц. Свое название башня получила от располагавшегося поблизости плотничьего двора. Каличья башня

http://azbyka.ru/fiction/prepodobnyj-ser...

С посл. четв. 17 до сер. 18 в. на территории Николаевской Тихоновой пустыни не появилось ни одного нового здания. Во 2-й пол. 18 в., после получения самостоятельности, в пустыни вновь начинается строительство. В 1765 г. возводятся каменная ограда с западной стороны с двуарочными Святыми воротами (над ними в 1781–84 гг. сооружается храм Преображения), а также части южного и северного участков ограды с четырьмя башнями (две на ее западных углах и две в центре боковых сторон). Остальные стены, а также угловые восточные башни и Водяные ворота строятся в 1786–87 гг. В 1787–89 гг. к северу от церкви Преображения с использованием монастырской ограды ставится каменное здание настоятельских келий, а с юга – каменная сторожка. В 1792 г. на некотором расстоянии от Воздвиженского собора, вдоль его северного фасада сооружаются братские кельи, в 1797 г. их достраивают. В 1791 г. в пустыни учреждается духовное училище (в 1816 г. – 200 учеников, 5 учителей; в 1833–35 гг. – 300 учеников; в 1847 г. переведено в Кинешму), для которого в 1808–09 гг. у южной монастырской стены возводится каменный корпус. В 1832–35 гг. на месте шатровой колокольни и старых приделов собора строятся многоярусная колокольня и трапезная. Напротив монастыря, на другом берегу р. Лух, на месте первой кельи Тихона в 1876 г. взамен прежней часовни была поставлена церковь Покрова и Преподобного Тихона с колокольней (не сохр.); там же существовал «изрытый преподобным колодезь». К настоящему времени в плохом состоянии сохранились все перечисленные постройки монастыря, кроме двух башен в середине южной и северной ограды. Все сооружения кирпичные, побеленные. Прямоугольная в плане территория обнесена каменной оградой с угловыми башнями. В продольных сторонах ограды расположены ворота. В середине западной, обращенной к дороге и слободе, – главные, Святые, с надвратной церковью Преображения под высокой, «дутой», четырехскатной кровлей. Церковь композиционно перекликается с угловой северо-западной башней-часовней. К надвратной церкви с севера примыкает длинный настоятельский корпус, поставленный в одну линию с оградой, что подчеркивает главенствующую роль западного фасада монастыря. В восточной стене, обращенной к реке, находятся меньшие Водяные ворота с башней-часовней. В общей пространственной композиции монастыря доминирует кубический объем стоящего посреди территории пятиглавого Воздвиженского собора с высокой колокольней. К северу от собора, параллельно ему, стоит протяженный корпус братских келий, а к северо-западу от последнего – дом священника. На южной границе участка – одноэтажное здание духовного училища.

http://sobory.ru/article/?object=03144

В интерьере сохранился иконостас конца XVI в. и одновременные ему иконы (праздничный чин относится к XVIII веку), выполненные местными художниками. Все остальные изображения уже упоминаются в Описи 1601 года. В общем иконописном решении иконостаса ощутима связь с праздником Преображения Господня. Это и преобладание светлых и ярких красок, по преимуществу золота и охры. Это и концы пророческих гиматиев, наподобие горы устремлённые вверх. Это и чёткое начертание креста в композиции трёх икон местного чина, изображающих Преображение Господне, Святителя Николая и мученицу Ирину. В иконе " Преображение Господне " Крест начертан горками, а в изображениях Святителя Николая и мученицы Ирины - фигурами и распростёртыми руками святых. Редкою особенностью иконы " Святитель Николай " является то, что на крышке Евангелия изображено Распятие Господне. Но именно здесь, в храме Преображения Господня, эта особенность естественна, закономерна, ибо на горе Фавор, горе Своего Преображения, Христос явно свидетельствует ученикам о предстоящем Ему вознесении на Крест. Сам иконостас, как и в церкви преподобного Иоанна Лествичника, тоже является крестом, вертикаль которого проходит чрез иконы Богородицы " Знамение " , " Спаса в силах " и царские врата, а горизонталь - чрез лики и руки Христа и предстоящих Ему святых в деисисе. Из альбома-путеводителя " Свято-Успенский Кирилло-Белозерский монастырь " . Издательство Кирилло-Белозерского монастыря, 2016 г. Водяные врата с надвратной церковью Преображения Господня являются одним из самых запоминающихся архитектурных памятников при посещении Кирилло–Белозерского монастыря, особенно в летнее время, когда ворота открыты, и можно выйти непосредственно к Сиверскому озеру. П.И. Челищев в своем «Путешествии по северу России» (1791 г.) пишет о церкви «Преображенская на воротах: настоящий престол Преображению Господню, придельные – Николаю Чудотворцу и мученицы Ирины». Водяные врата с надвратной церковью Преображения Господня находятся в средней части западной стены Большого Успенского монастыря (XVI в.), примыкающей к Сиверскому озеру между Хлебной башней с севера и Свиточной башней с юга. И ворота, и церковь датируются XVI в., но ворота были построены ранее.

http://sobory.ru/article/?object=05135

Южная часть площади монастыря представляет собою косогор. Так как дождевая вода должна сбегать с этого косогора под южную монастырскую стену, то в предохранение стены от размыва водою неизвестно когда вдоль нее с внутренней стороны, от Пятницкой башни и до Водяных ворот, был выкопан ров, из которого вода так или иначе, вероятно, была спускаема потом за монастырь. Ров этот был засорен при починке южной стены, в 1777 году был чищен (дело о чищении рва надписывается: «Рва вырытие около ограды с полуденной стороны», заставляя ошибочно предполагать, будто ров вновь вырыт). В 1832 году, после принятия других соответственных мер против воды, он был засыпан. Ворота в стене По описи 1641 года, ворот в стене монастырской было четверо: Святые – под надворотной, или Красной, башней и под надворотной церковью; Конюшенные – под Конюшенной, или Каличьей, башней; Водяные – под Водяной башней, или, когда башня над самыми воротами была уничтожена и вместо нее была поставлена новая рядом с ними, на углу подле Водяной башни, и Пивные, а может быть, и никак не называвшиеся, – под Пивной башней, ведшие на Пивной двор, который находился за монастырем подле нашей башни. В описи не упоминаются нынешние въездные на монастырь ворота, находящиеся в восточной стене, в расстоянии от святых ворот на 8 или сажени к северу, против Успенского собора и потому называемые Успенскими. Неупоминание описью о воротах нужно понимать не так, чтобы она почему-нибудь опустила сказать о них, но так, что их еще не было, – это видно из речей ее о рве, который находился перед восточной стеной монастыря и о котором сейчас ниже. После описи ясно говорит о воротах Павел Алеппский, бывший в монастыре с Антиохийским патриархом Макарием в 1655 году. Следовательно, их пролом в стене, или их устроение, должно относить к пространству времени между 1641–1655 годами. О святых воротах Павел Алеппский говорит, что они назначены были только для входа патриарха и царя. Если бы предположить, что так было и до устроения нынешних въездных, или Успенских, ворот, то нужно было бы предполагать, что для входа и для въезда в монастырь всех служили Конюшенные и Водяные ворота.

http://sedmitza.ru/lib/text/438570/

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010