Но постоянный предмет его отеческих забот – вся Казань, открывается пред ним в чудной панораме, по ту сторону роскошного озера Кабана. Ее кремлевская святыня издали утешает взоры Пастыря, исполненного благоговейной любви к основателю своей кафедры, Святителю Гурию, и другу его Варсонофию; близок ему сей последний и по тому чувству, что как бы по следам его перешел он, из родственной ему Твери на это новое духовное поприще. Трогательное с ним прощание Тверской его паствы послужит залогом того, чего может ожидать от него Казанская. Странно, что летнее жилище Архиереев Казанских было во времена Царства усадьбою Магометанских муфтиев; должно полагать однако, что это самое послужило причиною основания тут малой обители, для пребывания духовных Владык покоренного города. Еще доселе благоговеет народ к гробницам своих имамов, коих большие камни, с куфическими надписями, видны близ внешних ворот и подле самой церкви. Иногда приходящие почтить память своих усопших, хотят посмотреть и на Христианского Пастыря Казани; он принимает их с духовною простотою, которая делает его доступным каждому, ибо сердце его лежит не только к Православным, но и к чуждым ему по Вере, и всех бы желал обнять он, как чад своих во Христе Иисусе, подражая в том великим своим предшественникам Гурию, Герману и Варсанофию. После долгой назидательной с ним беседы я поехал в город, вдоль живописного озера, чтобы там, в стенах Кремля, воздать должное поклоненье Первопрестольнику Гурию и Святителю Варсонофию, которые положили начало спасения Казани, и доселе ее соблюдают своими молитвами. По главной Воскресенской улице, пролегающей вдоль гребня Казанского холма, въехал я в Спасские ворота Кремля, напоминающие собою Тайницкие, что в Москве, и освященные Церковью во имя Нерукотворенного образа Спаса. Везде на Святой Руси тот же неизменяемый образец ее священных преданий, не только в храмах, но и в самых твердынях: икона Спасова сторожит главный вход, надвратная церковь осеняет входящих; далее, на противоположном конце узкого Кремля, есть Водяные или Иорданские ворота для крестных выходов на реку, в торжественные дни Богоявления, Преполовения и Всемилостивого Спаса.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Muravev...

Московские ратные люди оплошали: оставили отворенными Водяные ворота под Пятиглавою башнею на мосту, построенном для сообщения с другим берегом; этим воспользовались высланные поляки, ворвались через эти ворота в Белый город. Плещеев бежал. Его воины побросали даже свои щиты. Поляки и немцы зажгли церковь св. Илии, Зачатейский монастырь и близкие к ним дворы. В это время поставленная на Ивановской колокольне польская стража закричала: «Из Можайска Струсь идет. Москвичи не пускают его под деревянною стеною на Замоскворечье». Гонцы поскакали по льду, и приказали тем, которые прогнали Плещеева, идти па другой берег, жечь Замоскворечье и помогать Струсю. К ним послали еще других немцев. Пожар на Замоскворечье принялся очень скоро. Жолнеры добрались до деревянной стены и зажгли ее. Стена распадалась. Струсь с своими удальцами бросился в прогалину, кричал «За мной!», и его жолнеры перескочили за ним вслед через развалины горящей степы. «Не мы ему помогали, а он, герой сердцем и душой, помог нам», – говорит польский дневник. Ополчение Ивана Колтовского, защищавшее Замоскворечье, разбежалось. Струсь благополучно вошел в Кремль. Замоскворечье запылало на всех концах. После того поляки стали жечь Белый город по направлению к Лубянке. Пожарский с своим отрядом вышел из острожка своего и не давал столицы на сожжение. Битва в улицах была упорная: но огонь заставил русских отступить. Сам Пожарский был ранен, и, упавши на землю, горько плакал о разрушении царствующего града, о крайнем бедствии русской земли. Окровавленный, вопил он: «О, хоть бы мне умереть, только бы не видать того, что довелось увидеть!». Ратные люди подняли предводителя, положили в повозку и повезли из пылающей столицы по Троицкой дороге. Весь его отряд отправился туда же. Это был последний отпор. После того русские не отстаивали столицы. Жители ее, как узнали, что пришедшие к ним на помощь не в силах спасти города, впали в отчаяние и бежали без оглядки, толкая друг друга и падая на снег. Много их пошло вслед за Пожарским к Троице: иные толпились в Симоновом монастыре, иные прятались в слободах, которые еще не были сожжены.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolay_Kostom...

Каменный мост на Москве-реке Когда еще в Москве не было каменных мостов, кроме старого Знаменского у Троицких ворот и Спасского у Флоровских, тогда Москворецкий каменный мост, соединающий обширное Замоскворечье с Кремлем, Китаем и Белым городом, почитался одним из Московских чудес, наравне с Иваном Великим, Сухаревою Башнею, Царь-колоколом и Царь-пушкою. До его построения на Москве-реке, были мосты деревянные живые, составленные из плотов, кои разбирались или разметывались пред весенним разливом вод, иногда и в осеннее половодье. Таковы издавна были Москворецкий у Водяных ворот, (1) Крымский и Дорогомиловский. Самое значение мостов в жизни Русского народа и название дало повод Ходаковскому производить имя Москвы, прежней Московы от мостка потому, что болото в Гжатском уезде, откуда берет начало Москва река, называется Калиновым мостом. (2) Самая местность представляла удобство и необходимость к построению неподвижного моста для непрерывных сношений одной части города с другою. Впадение Неглинной в Москву-реку при подошве Боровицкого холма, этой колыбели города, предполагает здесь древнейшую пристань, куда с верховья реки прибыли первые насельники Кучкова, или Москвы. До построения каменного моста, здесь, без сомнения, был перевоз; но никакого моста не видно на чертеже Москвы, изданном в Голландии в царствование Михаила Феодоровича. (3) В 1633 году на этом месте были Берсеневские водяные ворота и английский механик Христоф Головей посредством свинцовых труб извел из реки воду в Свиблову (Водовзводную) башню, а из башни на Государев Сытный и Кормовый дворцы. (4) Когда же с умножением населенности в Замоскворечьи, где были Стрелецкие слободы, открылась необходимость в соединении четырех городов с их зарецким пригородом: тогда стали помышлять о сооружении каменного моста. Для сего 1643 года вызван в Москву из Страсбурга палатный мастер Анце Яковсен, или как именовали его русские, Яган Кристлер с дядею своим Иваиом Яковлевым Кристлером; для производства привез он с собою, как видно из подлинного дела, (5) разные медные и железные снасти, как-то: медную печь, векши большие и малые, подпятки, долотники, вороты с лопатами, молоты, паздники к деревянному делу, винтовники и щурупники, кирки жерновыя, закрепки в т.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Snegirev/...

Улейма. Николо-Улейминский монастырь. Церковь Троицы Живоначальной. Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты Добавить статью Надвратная Троицкая церковь 1713 г. В 1713 - 1717 годах была построена надвратная церковь во имя Святой Живоначальной Троицы. В начале XVIII века достроены каменные крепостные стены с башнями. Форма каменной ограды является подражанием крепостным стенам монастырей XVI-XVII вв. Храмы монастыря неоднократно перестраивались в XVIII—XIX веках. Никольский собор реконструировался в 1750, 1852 и 1887 годах. В 1862 году собор был расписан; живопись поновлена петербургским архитектором Ф. Е. Егоровым в 1897 году. Введенская церковь реконструировалась в 1793 и 1863 годах. В 1870 году она была расписана на средства крестьян Козловых из Улейминской слободы. В 1838 году на средства петербургского купца Ф. Я. Ермолаева в церкви пристроена деревянная паперть. Храм был расписан в 1863 году и реконструирован в 1891 году. Источник: l-garden.ru Троицкая церковь каменная, теплая, прочная, о трех престолах: Святой Троицы, пророка Божия Илии и св. равноапост. Мариамны, св. апост. Филиппа и Василия Блаженного, московского чудотворца. В Троицкой церкви придел св. прор. Илии и равноапост. Мариамны устроен на средства крестьянки дер. Глухова Мариамны Андреевны Кукушкиной, а правый во имя св. Василия Блаженного и апост. Филиппа крестьянином Улейминской волости дер. Горушек Филиппом Дмитриевичем Бобровым и Улейминской слободы Пелагеей Ермильевной Басариной. «Краткие сведения о монастырях и церквах Ярославской епархии», Ярославль, типография губернской земской управы, 1908 г. Добавить комментарий Комментарии и обсуждение Где-то на рубеже XIX-XX вв. маленькая надвратная Троицкая церковь была со всех сторон обстроена так, что снаружи виден лишь верх её четверика. При этом наибольшая по объёму пристройка выдвинута на запад, за пределы монастырской ограды. В итоге объём церкви превысил объём Никольского собора монастыря, а проезд под ней превратился в нескончаемый тоннель. Вероятно, в связи с этим Святыми воротами под этой церковью перестали пользоваться, и в монастырь с тех пор устроен " с заднего крыльца " - через Водяные ворота в восточной стене монастырской ограды. 30 августа 2023. Административное деление приведено по состоянию на начало 2022 года. × Внести изменения в объект × Добавить статью или комментарий × Добавить фотографии (можно загружать сразу несколько файлов) Только зарегистрированные пользователи могут добавлять фотографии в каталог.

http://sobory.ru/article/?object=05714

Из книги С.В. Булгакова «Русские монастыри в 1913 году» Симонов монастырь был основан в 1370 г. племянником (по другим сведениям, учеником) прп. Сергия, Феодором (позже ставшим еп. Ростовским), при вел. кн. Димитрии Ивановиче. Название свое монастырь получил по имени Симона, в миру боярина Ховрина, пожертвовавшего землю монастырю. Монастырь был основан на том месте, где ныне находится церковь Рождества Богородицы в Старом Симонове, древний одноглавый храм, в котором похоронены иноки-воины Пересвет и Ослябя. В 1379 г. монастырь был перенесен на новое место, находящееся неподалеку от прежнего, тогда же была заложена церковь Успения Божией Матери, одно из древнейших зданий Москвы, доживших до ХХ века. Церковь была освящена в 1405 г. В разные годы в монастыре подвизались прп. Кирилл Белозерский, свт. Иов и сщмч. Ермоген, Патриархи Всероссийские. С Симоновым монастырем связаны многие события Русской истории. В 1771 г. монастырь был упразднен и, ввиду начавшейся чумы, превращен в чумной карантин, но в 1795 г. по ходатайству графа Мусина-Пушкина вновь восстановлен. К началу ХХ века монастырь был одной из богатейших и славнейших Российских обителей. На его территории, окруженной двенадцатью башнями, находилось 6 церквей с 11 престолами и громадная колокольня (арх. К.А. Тон). С 1923 г. в части монастыря размещался музей. Был выпущен его путеводитель и проектировались реставрационные работы в 1927 г. Последний храм монастыря был закрыт в мае 1929 г. В ночь на 21 января 1930 г., в 6-ю годовщину смерти В.И. Ленина, собор Симонова монастыря и стены вокруг него были взорваны. В 1932-1937 гг. на месте большей части монастыря архитекторами Л.А., В.А. и А.А. Весниными был построен Дворец культуры автомобильного завода им. И.А. Лихачева. К 1990 г. в монастыре сохранились здания: крепостные стены (три прясла); Солевая башня (угловая, юго-восточная); Кузнечная башня (пятигранная, на южной стене); " Дуло " (угловая, юго-западная башня); " Водяные " ворота (1/2 XVII в.); " Келарский корпус " (или " Старая " трапезная, 1485 г., XVII в., XVIII в.); " Новая " трапезная (1677-1683 гг., зодчие П. Потапов, О. Старцев); " Сушило " (солодежня, XVI в., 2/2 XVII в.); Казначейские кельи (1/3 XVII в.). Сохранился один закрытый храм с 5-ю престолами, пять же других храмов с 6-ю престолами были разрушены.

http://sobory.ru/article/?object=03108

По-настоящему необычность архитектуры этой церкви ощущаешь, войдя через западный портал внутрь храма. Тогда сразу становится понятно, что сдвиг трехглавия на восток обусловлен оригинальной конструкцией сводов и внутренних опор. Почти в центре помещения стоят два круглых столба, с которых на стены перекинуты арки, поддерживающие коробовые своды. Более мощные подпружные арки, несущие главный световой барабан, опираются на восточную стену. Здесь как бы завершился тот длительный процесс слияния восточной пары столбов со стеной и межапсидными стенками, который в храмах Кириллова шел на протяжении всего XVI века. Стремясь освободить помещение храма и сократить число опор, древнерусские мастера умели каждый раз находить новые, исключительно разнообразные и интересные решения. Литература: Бочаров Г.Н., Выголов В.П. Вологда, Кириллов, Ферапонтово, Белозерск. М., 1979. Кириллов. Историко-краеведческий альманах, вып. 1–2. Вологда, 1994–1997. Никольский Н.К. Кирилло-Белозерский монастырь и его устройство до второй четверти XVII в. (1397–1625), т. 1, вып. 1–2. СПб, 1897–1910. К Сиверскому озеру из монастыря раньше можно было пройти через Водяные ворота (XVI в.), имеющие большой и малый проезды. В 1595 году над ними возвели церковь Преображения, следующую по своим формам надвратному храму Иоанна Лествичника. Оба здания были сооружены одной и той же артелью местных мастеров. Обращение строителей к уже сложившимся образцам ещё раз говорит о сильном влиянии традиций в кирилловской архитектуре. В чём же эти храмы похожи друг на друга? Аналогичны их объёмы. Невысокий четверик, стены которого разделены на три прясла пилястрами, увенчан пирамидой кокошников, обильно украшенных декором из бегунца, поребрика и нишек. Но вот, пожалуй, на этом сходство и кончается. Как мы видим, ярко выраженное своеобразие отличает церковь Преображения не только от прототипа, но и от остальных кирилловских храмов. Оно завершается в первую очередь в необычном завершении храма - три главы вместо традиционных двух. Кроме того, привлекает внимание интересное покрытие алтаря - в виде трёх двухскатных кровель. Объёмная композиция здания решена свободно и ассиметрично - центральный барабан и порталы сильно сдвинуты к востоку. Необычна конструкция сводов внутри церкви, которые опираются на два столба.

http://sobory.ru/article/?object=05135

Остров св. Сергия находится от монастыря в расстоянии 18 верст водяным путем на северо-западную сторону, от финляндского же берега отделяется проливом шириной в 1 версту. Окружность его 15 верст. Прежнее его название было «Путосари», ныне же назван «Сергиевским» во имя преподобного Сергия. Местность его превосходна и величественна: удивительной красоты гигантские каменные горы высотой саженей в 30. Отвесной стеной, как бы непобедимые крепости, они стоят в линию одна против другой; поверхность их зеленеется лесами и разными растениями; у подножия гор красиво расстилаютя зеленые поля и луга и разнородные леса, между тем нередко встречаются и озерки, наполненные разной рыбой и на поверхности этих озерков встречаютя во множестве утки и гагары. Кругом острова проложена ездовая дорога. Въезд с озера во внутренность острова, так же, как и на острове св. Германа, – широким и глубоким заливом на протяжении одной версты. В устье залива с одной стороны на высокой каменной горе, называемой «Елеонская», стоит деревянная часовня во имя преподобного Сергия Валаамского чудотсоврца; с другой же стороны на горе, называемой «Крестовая», стоит величественный каменный крест высотой в 10 аршин с двумя гранитными пьедесталами, на коих вырублена надпись – в котором году по Монаршей милости поступили эти острова во владение Валаамского монастыря. Крест этот видно даже и с Монастырского острова, за 18 верст, величественно красующимся на каменной горе и показующим мореплавателям водяные ворота во внутренность острова. На этом острове также производится подрядчиками каменная ломка серого гранита превосходной доброты, который на судах отвозят в Петербург. В настоящее время ломают его для постройки церкви, строящейся в память Императора Александра II в Петербурге. Отсюда же некогда брали серый камень для постройки Николаевского моста в Петербурге. Монашествующей братии на этом острове находится 8 человек, которые и справляют все хозяйственные дела по острову. Для жилья им выстроен деревянный дом с принадлежностями. Остров Тихвинский

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Денег, выданных из Коллегии Экономии, конечно, далеко не хватало на поправку погоревших зданий, и из консистории выдана была игуменье сборная книжка для сбора доброхотных пожертвований. На эти средства монастырь и обстраивался в течение более 20 лет. Кельи были выстроены вновь, церкви, колокольня и ограды были перекрыты железом мастерами Глятковскими, жителями Никольской слободки, принадлежавшей Покровскому монастырю. Перекрыты были башни и сделаны вновь из железа ворота въездные и водяные в ограде монастыря, которая была во многих местах исправлена, а в деревянных частях выстроена вновь. Колокола были перелиты из старой меди с добавлением новой. Словом, понемногу монастырь был приведён в прежнее благоустроенное состояние. Пожар повредил многое и внутри церквей. Игуменье Ираиде пришлось поправлять иконостас и другие образа в церкви, которые в 1783 г., согласно заключённому контракту, суздальский купец Гаврило Иванов сын Иконников подрядился «в Ризположенской церкви имеющиеся образа, что ни есть все возобновить, а в тунбах написать вновь иконостас и по сторонам киоты какие в оной церкви состоят по старому грунту почистить, и где надлежит починить и прикрыть масляной краской, и потом золотом позолотить на гурьфабру за 280 рублей». (Контр. в Архиве монаст.). Сам иконостас был также починен, а царские двери вырезаны вновь резчиком из слободки Скучиловой, принадлежавшей Спасо-Евфимиевскому монастырю, Дмитрием Прокофьевым за 22 рубля и вызолочены позолотчиком, штатным служителем Суздальского архиерейского дома Гавриилом Сытиным за 43 р. 80 коп. Ещё ранее, в 1775 г. иконописцы того же Суздальского Спасо-Евфимиева монастыря Андрей Васильев и Гаврило Иванов расписали «тайную сень над царскими вратами» в Трапезной церкви. Пользуясь благосклонным отношением к монашествующим и монастырям правительства в царствование Императора Павла I, издавшего в 1797 г. указ о наделении монастырей рыбными ловлями, пашенной землёй и покосами, Ризположенский монастырь исходатайствовал себе несколько угодий. После упразднения суздальского архиерейского дома и перевода его во Владимир оставались свободными многие земельные дачи архиерейского дома, которые и были распределены между суздальскими монастырями. Ризположенскому монастырю в 1799 году достались сенные покосы внутри сел Гнездилова, Туртинского, Янева, Кибола, Ивановского и Крапивья – в количестве пяти десятин. Тогда же монастырь получил в пользование мельницу о двух поставах близ с. Михайловой стороны на реке Каменке, которою он владеет до настоящего времени, отдавая в аренду.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Georgi...

В 1792 г. построен небольшой больничный корпус (к западу от входа в Никольский собор), к-рый разобран в нач. XIX в. (Ист. описание. 1877. С. 109). В 1807 г. на вост. стороне построен одноэтажный корпус (разобран в нач. XX в. при строительстве Иверского собора), над к-рым была сделана крытая галерея с балюстрадой (впосл. разобрана). Комплекс учебных зданий в П. Н. м. начал формироваться в сер. 70-х гг. XVIII в. В 1776 г. для размещения Перервинской семинарии был надстроен 2-й этаж над братскими кельями, сооруженными, вероятно, в нач. XVIII в. на сев. стороне мон-ря. В 1778 г. в стиле классицизм на юж. стороне мон-ря, между старыми настоятельскими кельями и патриаршими кельями, возведен старый архиерейский дом (в 1786 пристроен балкон). На нижнем этаже дома размещались семинаристы, верхний был приспособлен под семинарскую б-ку. В 1784 г. к старым настоятельским кельям с восточной стороны был пристроен 2-этажный корпус для учителей. В нач. XIX в. на зап. стороне мон-ря возведен 2-этажный новый архиерейский дом (1805-1808; подрядчик работ - крепостной мастер князей Голицыных Никитин; 2-й этаж до 1966 был деревянным), с сев. стороны к нему пристроен новый семинарский (училищный) корпус (1806-1807). В 1830-1832 гг. архит. М. И. Бове построил на юж. стороне мон-ря новый училищный (классический) корпус, а в сер. 30-х гг. XIX в. провел комплекс работ по перестройке учебных зданий обители, к-рые в результате получили единый стилистический облик ( Одинец. 1990. С. 136). Деревянная ограда мон-ря начиная с сер. XVII в. постепенно заменялась каменной, при этом с постройкой новых корпусов протяженность ограды сокращалась. В ней имелось двое каменных ворот: Святые (на вост. стороне мон-ря) и Водяные (на сев. стороне). В посл. трети XVIII - нач. XIX в. перестроена юго-зап. башня, в 1787 г. возведена башня готической архитектуры с круглой беседкой вверху на вост. стороне над Святыми воротами, перестроена зап. башня (разобрана в 1869). В нач. XX в. в связи с постройкой Иверского собора были разобраны стены с вост. и сев. сторон монастыря, в т. ч. Святые ворота с башней. Одновременно с постройкой Иверского собора возведена новая ограда, завершенная зубцами и обработанная с внешней стороны поясом декоративных машикулей и нишек с арочными воротами с сев. и вост. сторон, увенчанных высокими декоративными кирпичными щипцами (Николо-Перервинский мон-рь. 2007. С. 193).

http://pravenc.ru/text/2579990.html

Хотьково. Покровский Хотьков монастырь. Надвратная церковь Митрофана Воронежского. Церковь. Действует.   Престолы: Митрофана Воронежского Год постройки:1833. Адрес: Московская область, Сергиево-Посадский район, г. Хотьково, Кооперативная ул., 20, монастырь Координаты: 56.24996, 37.99424 Проезд:Электропоездом C Ярославского вокзала до станции «Хотьково» на электричке, идущей до Сергиева Посада или до Александрова. На станции «Хотьково» обойти здание станции, пройти мимо автобусной остановки прямо до монастыря, идти около 10 минут. Автотранспортом С Ярославского шоссе поворот на Радонеж или следующий поворот на Хотьково (перед разветвлением шоссе на Сергиев Посад). Изменить описание Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты Добавить статью Храм в честь святителя Митрофана Воронежского был возведен в 1833 году над южными вратами обители, называемыми Водяными. По обеим сторонам врат еще ранее в 1826 году на вклад Н. М. Нероновой были построены два каменных трехэтажных корпуса для размещения богадельни, заменивших собой монастырскую ограду по южной стороне и соединенных высокими угловыми башнями с восточной и западной стенами обители. В западном корпусе разместилась богадельня на сорок престарелых сестер, а в восточном были устроены келии. Храм святителя Митрофана служил «к утешению болящих», поскольку сестры богаделенного корпуса могли попасть на службу, не выходя на улицу. В 1918 году произошло варварское разорение Покровского собора, в связи с чем были взломаны Водяные ворота и нанесен ущерб домовому храму. С 1921 по 1928 год в богаделенных корпусах позволено было жить сестрам обители, выселенным из других зданий, поэтому надвратная церковь действовала до самого изгнания насельниц. Когда в 1929 году в келейные корпуса поселили рабочих фабрики Угланова, храм святителя Митрофана был разграблен, обезглавлен и превратился в переход между западным и восточным крыльями здания. Долгое время эти корпуса занимались городской гостиницей «Русь», которая прекратила свое существование в 1994 году, и здания были переданы Хотькову монастырю. В настоящее время храм отреставрирован, в 2011 году был установлен купол. 30 октября 2012 года наместник Свято-Троицкой Сергиевой Лавры Архиепископ Сергиево-Посадский Феогност совершил Чин Великого освящения храма. Богослужения в нем совершаются в дни празднования памяти святителя Митрофана, на которых обычно присутствуют только сестры обители, поскольку храм и теперь действует как домовый. http://khotkovmonastery.ru/monastery/temples Добавить комментарий Комментарии и обсуждение Ваш комментарий будет первым. Административное деление приведено по состоянию на начало 2022 года. × Внести изменения в объект × Добавить статью или комментарий × Добавить фотографии (можно загружать сразу несколько файлов) Только зарегистрированные пользователи могут добавлять фотографии в каталог.

http://sobory.ru/article/?object=05848

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010