Как только Димитрий въехал по наплавному мосту, проложенному через Москву-реку, в Водяные ворота, поднялся сильный вихрь и, хотя в остальном стояла хорошая, ясная погода, ветер так сильно погнал песок и пыль на народ, что невозможно было открыть глаза. Русские очень испугались, стали по их обычаю осенять лицо и грудь крестом, восклицая: «Боже, спаси нас от несчастья!» Когда въезд закончился, каждый был водворен на свое место и все сделано, как положено, вышел из Кремля господин Богдан Вельский с несколькими князьями, боярами и дьяками на Лобное место, около которого собрались все жители города, а также дворяне и недворяне из сельских местностей. Он призвал всех собравшихся возблагодарить Бога за этого государя и служить ему верою, так как он прирожденный наследник и сын Ивана Васильевича, затем вытащил из-за пазухи свой литой крест с изображением Николая, приложился к нему и поклялся, что Димитрий прирожденный наследник и сын Ивана Васильевича; он, Вельский, укрывал его на своей груди до сего дня, а теперь снова возвращает им, и пусть они любят его, почитают и уважают. И весь народ ответил: «Сохрани, Господи, нашего царя! Дай Бог ему здоровья! Сокруши, Господи, всех его врагов!» Это пожелание исполнилось впоследствии, после смерти Димитрия, обернувшись ужасным образом против них самих. 29 июня, в субботу, Димитрий короновался в церкви св. Марии согласно русским обычаям и церемониям, о каковых можно прочесть выше, где говорится о коронации Бориса. После Дня посещения девы Марии Димитрий приказал привезти с большими почестями с несколькими тысячами конных провожатых свою мать обратно в Москву из Троице-Сергиевского монастыря (куда царь Борис сослал ее, приказав постричь в монахини). Димитрий сам выехал на свидание с ней, и они встретили друг друга очень приветливо и радостно. Старая царица сумела отлично приладиться к этой комедии, хотя в душе ей было хорошо — и лучше, чем тысячам других людей, — известно совсем иное, ведь благодаря этому сыну она вновь возвращалась к прежнему высокому положению и царскому сану. Соскочив с коня, царь довольно долго шел пешком рядом с ее каретой, и это зрелище исторгло слезы из глаз многих людей из простой черни, плакавших оттого, что столь чудесны дела Господни среди людей. Затем царь снова вскочил на коня, поехал со своими князьями и боярами вперед и сам распорядился обо всем в монастыре, где собиралась поселиться его мать. В Кремле у Иерусалимских ворот, против Кирилловского монастыря, он приказал выстроить новые красивые палаты и назвал их монастырем своей матери. Он содержал ее так, что между его и ее столом не было никакой разницы. Посещал он ее ежедневно и столько выказывал ласки и почтения, что, говорят, тысячи людей клятвенно заверяли, что он действительно ее родной сын.

http://sedmitza.ru/lib/text/439084/

После знаменитого " Стояния на Угре " , Кашира давалась на " окормление " татарским князьям Магомет-Амину (1496-1502), Абдул-Летифу (1512-1516) и Али-Шаху (известному по русским летописям как Шигалей)(1532-1533). В 1531 году по приказу Василия III строятся стены по типу " Ломбардийских " крепостей. Размерами и планировкой стены повторяют Зарайскую крепость, но не кирпичные, а древо-земляные. Вот так описывает средневековую Каширу писцовая книга за 1578 год: " ... место городовое...в длину 80 сажен, а у города были двое ворота: большие да меньшие, водяные, на реку на Каширу. На городе было 8 башен да 180 городен, да у городовой стены колодезь, от него был выведен тайник к реке к Кашире...а в нем была соборная церковь Успения Пречистой, древяна... " . Из восьми крепостных башен две были проездные. В городе было пять слобод (Плотничья, Белая, где находились осадные дворы местного дворянства, Чёрная, где жили ремесленники, не находившиеся на государственной службе и поэтому не освобождённые от несения посадского налога - " тягла " , Ямская, Рыболовная) и 14 деревянных храмов. В XVI столетии город около двадцати раз опустошался набегами крымских татар. После последнего набега хана Девлет-Гирея в 1571 году Кашира была разграблена и сожжена... Но восстанавливать Каширу не стали и в начале XVII века перенесли город на правый берег Оки: " Для перенесения на новое место города-крепости Каширы за реку, была поменяна земля с Ильиными " . Ильины стали владеть землями вокруг уже старой Каширы, а один из дворян рода Ильиных даже стал воеводой в новой Кашире. В 1620-м году Якову Ильину была дана Государева ввозная грамота, которую он предъявил писцам в 1627-м году, в которой Государевым указом определялось, что поместье, что за рекой Каширкой, именуемой Рождественская слободка, принадлежит ему, Якову Ильину. А так как городище старая Кашира располагалась на противоположном берегу от слободки, то и Рождественская слободка в дальнейшем стала именоваться - Заречной. Только лишь к концу XIX столетия Заречная слободка стала именоваться - Старой Каширой, а место, где расположены оплывшие валы городища Кашира, стало называться просто - Городище. Так Ильины стали владельцами Заречной слободки и пустоши старая Кашира.

http://sobory.ru/article/?object=03771

Стены были построены грандиозные – с галереей боевого хода, бойницами и смотровыми окнами, варочными щелями, трехуровневыми башнями, отверстиями для пушек и машикулями (навесными бойницами); они имели реальное оборонное значение. Их длина составила 518 метров, толщина – более 2 метров и высота – 6 метров. Было построено четверо ворот (в том числе Святые и Водяные) и пять башен (Воскобойная, Пороховая, Водяная, Квасная, Кузнечная). Эти стены, ворота и башни можно увидеть и сегодня – они сохранились. Потомки Захарии Чета продолжали холить и лелеять свой родовой монастырь на протяжении всего правления Федора Ивановича и Ирины Федоровны. В 1592 году Ирина Годунова положила шитые золотом покровы на могилы своего (и Бориса) отца Федора Ивановича и брата Василия Федоровича. В 1595 году Борис Годунов подарил монастырю московский двор в Китай-городе с каменной палатой и погребами. В 1595–1597 годах над Святыми вратами Ипатия был выстроен храм великомучеников Ирины и Феодора Стратилата – святых покровителей царской семьи. Монастырь стал именоваться лаврой уже в 1584 году, а в 1598 году игумен Ипатия был пожалован в архимандриты. С 1572 по 1595 годы царская семья и Годуновы дали обители 15 крупных владений, что составило почти половину ее имений. В Троицком соборе монастыря были сооружены трое золоченых дверей. Они были изготовлены по заказу Дмитрия Ивановича Годунова и имеют аналогии только с дверями Благовещенского и Успенского соборов Московского Кремля. Царь пушка. В XVI столетии отношения России и Речи Посполитой были очень сложными – от мира к войне, от дипломатических нот к предложениям посадить русского царя на польско-литовский престол. В правление Ивана Грозного и в свое собственное правление Федор Иванович четырежды рассматривался в качестве кандидатуры на польско-литовский трон. Последний раз – после смерти короля в 1587 году. Тогда для агитации за Федора Ивановича на сейм поехало посольство во главе с костромским наместником боярином Степаном Васильевичем Годуновым. Но поляки выдвинули невыполнимые требования: чтобы русский царь писался в титуле прежде королем польским и великим князем литовским, а уж затем царем русским, и главное – переменить веру на католическую! Понятно, что подобное было невозможно. Однако в ходе переговоров удалось заключить мир на 15 лет, что было само по себе ценно.

http://pravoslavie.ru/58855.html

Анастасия Коваленкова. Бог ответил мне очень быстро. История про чудо, которое я видела своими глазами //Фома. - — июнь 2019. - С.64-65. - (раздел « Люди »). КУЛЬТУРА (раздел). – С.66-89. София новгородская. Что нужно знать о самом древнем православном соборе России . Фото lori.ru//Фома. - — июнь 2019. - С.66-71. - (раздел « Культура »). Материал включает две части: Как устроен Собор Святой Софии, главный собор Новгородской митрополии. [Инфографика]. Строительство : 1045-1050; Освящение : 1052 год; Главный престол : в честь Успения Пресвятой Богородицы; Архитектурный стиль : византийский; Адрес : Великий Новгород, кремль, 11; История : Каменное здание Софийского собора возвели в 1045-1050 гг. при Ярославе Мудром. В 1929 году новгородскую Софию закрыли и превратили в музей атеизма. В 1991 году храм был возвращен Русской Православной Церкви. На протяжении  истории собор претерпел некоторые изменения, но капитальных перестроек          не было — он в основном сохранил архитектурные формы XI века; Прокомментированные иллюстрации : Общий вид здания Собора святой Софии и пояснения, связанные с его отдельными частями:    Купола; Иконостас; Голосники; Граффити на стенах собора; Мартирьевская паперть; Голубь на кресте; Фреска (над главным     входом в собор); Придел в честь Усекновения главы Пророка Иоанна Предтечи. Рака с мощами святителя Иоанна, архиепископа Новгородского  у этого придела.    Фото Н. Басмановой;  Магдебургские    врата (работа немецких литейщиков XII века), украшающие главный вход в собор. Они состоят из 48 бронзовых пластин с сюжетами из Ветхого и Нового Завета (на фото: Сретение Господне). -       С.68-69. Как устроен кремль Великого Новгорода . [Инфографика].        Художественная план-схема новгородского кремля с указанием        основных построек, фотографиями и краткими пояснениями.      Представлены башни кремлевской стены: Златоустовская;          Покровская; Кукуй (Каланча); Княжая; Спасская;  Дворцовая; Владимирская; Федоровская; самое высокое сооружение новгородского кремля — Часозвоня и основание Борисоглебской башни, а также Пречистенские и Тайничные (водяные) ворота, выходившие к реке Волхов.   Обозначены имеющиеся на территории кремля церковные здания (Церковь Покрова Богородицы, Церковь     Андрея Стратилата, Церковь Входа Господня в Иерусалим, Надвратная церковь прп. Сергия Радонежского). Показано, где находятся Здание Присутственных мест (сейчас здесь расположились        новгородский музей-заповедник и областная научная библиотека), памятник «Тысячелетие России», Грановитая палата, Софийская звонница. И, конечно, особое внимание уделено Софийскому собору,    который читатель видит и на общей схеме, и на отдельной укрупненной фото-вставке. Фото lori.ru. - С.70-71.

http://foma.ru/bibliografiya-foma-6194-i...

Стена была построена грандиозная - с галереей боевого хода, бойницами и смотровыми окнами, варочными щелями, трехуровневыми башнями, отверстиями для пушек и машикулями (навесными бойницами) она имела реальное оборонное значение. Ее длина составила 518 метров, толщина больше 2 метров и высота 6 метров. Было построено четверо ворот (в том числе Святые и Водяные) и пять башен (Воскобойная, Пороховая, Водяная, Квасная, Кузнечная). Эту стену, ворота и башни можно увидеть и сегодня – они сохранились. Потомки Захарии Чета продолжали холить и лелеять свой родовой монастырь на протяжении всего правления Федора Ивановича и Ирины Федоровны. В 1592 году Ирина Годунова положила шитые золотом покровы на могилы своего (и Бориса) отца Федора Ивановича и брата Василия Федоровича. В 1595 году Борис Годунов подарил монастырю московский двор в Китай-городе с каменной палатой и погребами. В 1595-1597 годах над Святыми вратами Ипатия был выстроен храм великомучеников Ирины и Федора Стратилата, - святых покровителей царской семьи. Монастырь стал именоваться Лаврой уже в 1584 году, а в 1598 году игумен Ипатия был пожалован в архимандриты. С 1572 по 1595 годы царская семья и Годуновы дали обители 15 крупных владений, что составило почти половину его владений В Троицком соборе монастыря были сооружены трое золоченых дверей. Они были изготовлены по заказу Дмитрия Ивановича Годунова и имеют аналогии только с дверями Благовещенского и Успенского соборов Московского Кремля. В 16 столетии отношения России и Речи Посполитой (объединенные Литва, Польша, значительная часть Украины и Белоруссии) были очень сложными – от мира к войне, от дипломатических нот к предложениям русского царя на польско-литовском престоле. В правление Ивана Грозного и в свое собственное правление Федор Иванович четырежды рассматривался в качестве кандидатуры на польско-литовский престол. Последний раз – в после смерти короля в 1587 году. Тогда для агитации за Федора Ивановича на сейм поехало посольство во главе с костромским наместником боярином Степаном Васильевичем Годуновым. Но поляки выдвинули невыполнимые требования: чтобы русский царь писался в титуле прежде королем польским и великим князем литовским, а уж затем царем русским, и главное - переменить веру на католическую! Понятно, что подобное было невозможно. Однако в ходе переговоров удалось заключить мир на 15 лет, что было само по себе ценно.

http://ruskline.ru/analitika/2012/05/15/...

В настоящее время древний храм Архистратига Михаила имеет вид продолговатого четвероугольника с одним выдавшимся на восток полукружием 1445 . В последствии времени окружность его увеличена с трех сторон каменными же пристройками и двумя на восток полукружиями. Кровля церкви на 4 ската покрыта листовым железом и окрашена медянкою. Ниже сей кровли таковая же кровля находится и на пристройках с трех сторон полукруглых. Над кровлею собора возвышается пять глав, покрытых железом и окрашенных медянкою. Яблоки и кресты обиты белою жестью. Вход в соборную церковь с западной стороны чрез крыльцо; а другой тоже с западной стороны чрез крыльцо в Казанскую придельную церковь . Величина древней Михайловской церкви в длину от паперти до иконостаса 17¼ арш. без вершка, в ширину 12 арш. без вершка, а в алтарь ее длины 7½ арш., ширины 11 арш. 7 вершков 1446 . В Моисеевском приделе, отделенном тремя арками, длина церкви одинаковая с собором, а ширина 9 арш.; длина алтаря 6 арш. 7 вершков, а ширина 9 арш. Алтарь в главной церкви троечастный, разделенный двумя боковыми стенами с пролетами; престол в нем каменный, выкладен из кирпича. В XVII веке в Сковородский монастырь был совершаем крестный ход из Соф. собора водяным путем в 6-ю неделю по пасхе. В этом ходу из собора шли во Владычные или водяные кремлевские ворота и потом входили в насады. На пути 1-я статья была пресвятой Троице и бесплотным Силам без эктении и без осенения, коих в насадах не положено; 2-я за всяко прошение и пророку Илии; 3-я Благовещению и великомученику Георгию. Евангелие на статьях читали настоятели монастырей. После трех статей протоиерей Соф. собора начинал читать житие св. Моисея, а чтецы продолжали оное. По прибытии в монастырь, молебен пели за алтарем церкви Архангела Михаила не служившие с владыкою настоятели и градские священники в 4-ре статьи, а допевали оный в церкви. При этом владыка выходил для молебна на средину, читал евангелие, совершал водоосвящение делал отпуск и кропил св. водою. Затем он служил литургию и по окончании отпускал крестный ход в город. В этот день Соф. собору был стол в монастыре, а святитель до стола возвращался в дом 1447 .

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Miroly...

Внутренний вид палаты представляет обширную сводчатую комнату. Посреди ее находится колонна, на которую сведены все своды. Налево из палаты выход в кельи архиепископа Иоанна, состоящие из двух комнат: в первой из них устроен затвор, каменный пол которого хранит на себе отпечаток колен молитвенника. Во второй комнате сохранилась окно с умывальным кувшином, подвешенным в нем от 12 века. Между звонницей и святой Софией находится Входо-Иерусалимский храм, построенный в 1759 году. Налево от звонницы находятся так называемые Водяные ворота. В 1910 г. часть кладки над ними обвалилась, и обнаружилась небольшая комната со скамьей в стене. По преданию в ней в 1551 году заживо замурован шурин крымского хана. От звонницы на юг, к Спасской башне, пролегала «Пискупля» – улица епископа. Это была главная улица Детинца, ведшая к Великому мосту. По ее направлению находится небольшая каменная церковка 14 века Андрея Стратилата. Она была выстроена по обету во время чумы в один день. Церковь Андрея Стратилата построена около того места, где в 989 году была срублена тринадцативерхая дубовая святая София, сгоревшая в 1045 году. На месте сгоревшей Софии в 1167 году уроженец села Сытина, былинный Садко, «Богатый гость», построил церковь Бориса и Глеба. Этот храм был уничтожен шведами в 1611 году. Кремлевская стена протяжением 1386 метров, вышина колеблется от 8,5 до 10,6 метра, толщина от 2,7 до 3,3 метра, она вмещает в себе 9 башен, а именно: Спасская. В ней две часовни, в верхней настенное изображение Спасителя в прекрасной ризе, перед ним аналогий, на котором лежат святой Крест и Евангелие, а на столике – фелонь и епитрахиль. В другой часовне находится источник с приятной на вкус водой. В часовнях постоянно живут две престарелые женщины. Княжная, Кокуй – семиэтажная. Покровская. Возле нее одноглавая церковь Покрова Пресвятой Богородицы, построенная в 1305 году посадником Семеном Климовичем. Затем следует Златоустовская. При ней размещен историко-археологический музей, возникший в 1863 году. В нем насчитывается 14134 экспоната.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Pigol/arh...

В храме у мощей св. Димитрия начинается молебен, по окончании которого епископ Иосиф вручает царственным богомольцам св. иконы, а затем показывает святыни храма. С благоговением они прикладываются к св. мощам и иконам. Государь всем живо интересуется, расспрашивает, обращает внимание на остатки древнего каменного иконостаса, сохранившиеся за современным деревянным позолоченным, и высказывает сожаление, что такая замечательная древность закрыта менее ценным и подходящим к сему древнему собору сооружением. Епископ Иосиф просит соизволения Государя принять точную копию Ватопедской иконы Божией Матери, изготовленную обителью в благословение Государыне, которая по нездоровью не смогла посетить Ростов. Эту икону держала в руках Лиза Лепешкина, получившая исцеление в 1910 году от иконы Божией Матери «Умиление». Владыка рассказал об этом, и Государь побеседовал с Лизой, а дети «с умилением слушали эту беседу, внимательно разглядывая недавнюю жертву страшной болезни, избавленную милосердием Царицы Небесной». Большой интерес у Государя и детей вызвала пещерная церковь Воскресения с Гробом Господним, устроенная по подобию иерусалимского. Они все одновременно спустились туда и долгое время там пребывали и молились. По словам владыки Иосифа, «освещенная 33-мя лампадами (по числу лет Христовых) и украшенная цветами, светильниками и священными изображениями, пещерка производит на душу сильнейшее впечатление, перенося мысль к подлинным местам и обстановке смерти и погребения Воскресшего Жизнодавца». После осмотра пещерного храма, выйдя наверх, Государь увидел открытые к озеру врата и пожелал пройти туда. «Несколько неожиданное решение Государя застигло врасплох всех. Толпы народа, не предусматривавшие этого и ожидавшие шествия Царя к Шереметьевскому храму, оказались загораживающими Ему путь, и Государю пришлось вмешаться совершенно в самую гущу народа. Это была в высшей степени трогательная картина ближайшего соприкосновения Обожаемого Монарха со Своим народом. Редко где еще так свободно мог чувствовать Себя Царь, как здесь, где Его окружала самая искренняя и восторженно-горячая любовь, готовая положить за Него душу свою. До какой степени в это время Царь был близок к народу, можно судить по следующему маленькому инциденту. Рассказывали, что какой-то шустрый мальчуган (должно быть, в силу известной русской слабости – не верить только глазам, но и руками пощупать) легонько потрогал рукою шашку Государя. Государь с улыбкой погрозил мальчугану пальцем. Выйдя чрез Водяные ворота на берег озера, Государь долго любовался дивною картиною, расспрашивая оказавшегося около него простого мужичка об озере и видневшихся кругом его селах и церквах...»

http://azbyka.ru/otechnik/Iosif_Petrovyh...

В Новгороде, при первом посещении архипастыря, было обхождение им города и чтение молитвы перед городскими воротами. Митрополит Новгородский Иоаким, при вступлении своем в Новгород в 1673 году, совершил торжественное шествие по городу в санях, и пред воротами его – восточными, западными, северными и южными произносил молитвы на особо устроенном месте, которое за ним тут же возили. Это совершалось так: выйдя из саней у соборной церкви Знамения Пресвятые Богородицы, на Ильинской улице, он вошел в церковь , прикладывался к чудотворному образу Знамения Пресвятые Богородицы и к другим образам, и потом облачился в свои архиерейские одежды на месте, среди церкви; к тому времени пришли из соборной церкви Премудрости Божии, с крестами и с чудотворными иконами, архимандриты и игумены, и протопопы и весь освященный собор... Митрополит, выйдя из церкви Знамения Пресвятые Богородицы, кадил и целовал честные кресты и чудотворные иконы, и, по целовании, велел себе поставить место, к западу лицом. Став на приготовленное место, он прочел поучение о поставлении своем и, преподав мир и благословение всему народу, пошел с крестами в соборную церковь Премудрости Божии при пении молебного канона Пресвятой Богородицы «Воду прошед». По приходе в церковь, митрополит служил божественную литургию и воду святил. Потом, разоблачась, вышел из церкви у западных Корсунских дверей, сед в сани и поехал с благословящим крестом. Пред митрополитом шли певчие дьяки и подьяки, и пели стихи; софийские ключари несли крест и со святою водою блюдо, соборные пономари и звонцы везли на санях место, на котором митрополит молитву говорил. За митрополитом ехали боярин и воевода Петр Васильевич Шереметев, дьяк Ермола Воробьев и головы стрелецкие, и около митрополита, для обереганья, шло двести человек стрельцов с оружьем. Приехав к Пречистенским воротам, на восток, на Волховской мост, митрополит перед Богородицынын образом вышел на место, молитву говорил, во услышание всем. И после молитвы осенял крестом на все четыре стороны и кропил святою водою, затем сел в сани и поехал около Каменного города, на север, по Кривому мосту, к Розважским воротам; далее, к Воскресенским воротам, на полунощную страну, оттуда к Преображенским воротам, на полуденную страну; отсюда в Новинския водяные ворота на берег, к востоку; и у каждых ворот действовал одинаково.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Nik...

А между тем, от сего сионского храма виден и юго-восточный угол стены градской, куда примыкали, быть может, и террасы Соломоновы, отколе, по преданию христиан иерусалимских, свергли их первого епископа, и даже видны два малые купола, возвышающиеся над стеной, потому что тут была малая церковь , обращённая в мечеть. Возвратившись в город теми же сионскими вратами, я пошёл вдоль ограды южной к храму Соломонову, и первое, что встретил, – были хижины прокажённых, которые искони тут поселились, потому что квартал сей остался за евреями до самого обрыва сионского, противолежащего Мории. Что скажете о таком постоянстве жительства и наследственной болезни, уже исчезнувшей в прочих частях света? Десять прокажённых сретоша и нас на пути, ознаменованном событиями евангельскими, ибо здесь, вероятно, вели и Господа на суд нечестивый – Анны и Каиафы, из долины Иосафатовой. Здесь только ясно мог я увидеть высоту Сиона, кончающегося крутыми обрывами к востоку, и знаменитую долину Тиропеон, о которой так много спорят археологи, между Сионом и Морией, которая начинаясь почти от врат дамасских, пересекает с севера на полдень весь город, и спускается к нижней купели силоамской, образуя некогда сады царские у южного ската сионского, что ныне уже вне ограды (надобно отличать пруд силоамский, где стоит дерево Пророка Исаии, недавно обломившееся, от верхней купели, где совершилось чудо прозрения слепца Евангельского, которая находится против самой деревни того же имени и горы соблазна Соломонова: однако оба источника соединяются между собою подземным ходом, иссечённым в скале, по которому недавно пролез отважный пролаз английский). Малые водяные ворота силоамские были на сей раз открыты, и я мог выглянуть из них на близ лежащую окрестность: долина Тиропеон (или делателей сыра) поросла внутри города густым кактусом, или столетним деревом, весьма приличным для сих вековых местностей и развалин, и ещё видно начало высокого моста, со стороны холма Мории, который соединял его крутою аркой с Сионом.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010