На рубеже XVII-XVIII веков на средства получившего исцеление в обители ярославского купца Фёдора Верещагина возводится каменная ограда с восемью башнями, протяжённостью около 300 саженей. Наиболее значительная в Угличском крае монастырская ограда своим обликом отчасти повторяет укрепления Спасо-Преображенского и Толгского монастырей. Внушительные круглые, восьмигранные и четырёхугольные башни, выступающий верхний ярус с бойницами, круговой боевой ход досконально воспроизводят элементы крепостей XVII века, но в действительности формы миниатюрны и декоративны, рассчитаны на оптическую иллюзию. Над главными западными воротами расположена небольшая Троицкая церковь. Одноглавый повышенный четверик храма с четырёхугольной апсидой алтаря был фланкирован симметричными объёмами келий. В средней части расположена проездная арка ворот, декорированная тремя гирьками – «вислым каменьем». Надвратный храм, исходя из требований единства ансамбля, строился с явной оглядкой на Введенскую церковь, но в изначальном виде имел более насыщенную и богатую пластику оформления фасадов. К сожалению, в 1891 году памятник подвергся значительной перестройке, исказившей облик, – в особенности западный фасад, заслонённый крупной пристройкой, расширившей храмовое помещение. На противоположной восточной стороне расположены въездные Водяные ворота с примыкающей сторожевой кельей. Эти ворота также подверглись перестройке в XIX веке. Первоначально над ними находились две братские кельи с сенями, завершённые шатром. Прежде они являлись куда более значительным двухэтажным зданием. На основе описи 1702 года можно проследить изначальный облик монастырских храмов. Так, главы и кресты Никольского собора уже в тот период были опаяны железом белым. Крыши покрыты тёсом «в зубец». С северной стороны, очевидно, со времени постройки располагался придел Феодора Стратилата. Глава придела «обита чешуёю муравлёной». Также упоминаются примыкавшие к собору три паперти, под которыми могли подразумеваться крыльца или галереи. Они располагались на месте более поздних западной паперти и южного придела. В соборе находился «иконостас флямованный, вызолочен и тумбы расписаны серебром и золотом на бархатный цвет». Это был значительный колончатый иконостас с полным каноническим набором икон и объёмной «флемской» резьбой. Позднее он подвергался переделкам, но, по всей видимости, сохранялся вплоть до разорения храма в советский период.

http://sobory.ru/article/?object=00487

Из дневника послов Зигмунда III в 1606 г. видно, что тогда Кремль известен был под названием Царь-города и Крым-города 144 . Через рвы в Кремлевские ворота вели соименные им мосты каменные: Фроловский, или Спаский, Константиноеленский и Троицкий, известный также под именем старого каменного моста; деревянный на перекладинах Никольский, или Николаевский. Название свое получили сии ворота от церквей близ стоявших, а последний от монастыря Николы старого на Никольской улице, подобно Никольским воротам, замыкавшим сию улицу. Между двумя стенами Кремля простирался глубокий ров; они крыты были на два ската деревянною кровлею. Кроме стены с бойницами, внутри Кремля по верху Подола, к нижней стене на берегу Москвы реки примыкала третья стена от Свибловской до Водовзводной башни: что и дало повод Олеарию назвать стены Московской крепости тройными 145 . Во внутренности Кремля между зданиями и стенами было девять ворот, из коих Благовещенские находились у Благовещенского собора и Водяные у Архангельского; кроме их, близ Стретенского собора были Сретенские, соседственные с Гербовой башней, а по свидетельству Бера, у Цареборисовского двора Чертольские, у которых стоявшие стрельцы видели падение Димитрия Самозванца из дворцового окна 146 . Четверо главных ворот крепости, прежде нами упомянутые, по указу Царя Алексея Михайловича 1658 г. Апреля 16, переименованы: Фроловские Спаскими, Троицкие Курятными, Боровицкие Предтечевскими. За Троицкими воротами стрельница называлась в описях по иконам на ней, Борисоглебскою башнею и Кутафьею 147 . Кроме известных доныне названий башен и полубашен, некоторые из них имели особенные, как-то: от Никольских ворот на север угольная круглая башня именовалась Собакиною; от Тайнинских ворот вверх по Москве реке угольная Водяным взводом. Как за Никольскими воротами, так и от Троицких и Тайнинских первые башни назывались глухими 148 , у Спаских ворот с левой стороны на стене полубашня Царскою и всполошною, потому что на ней висел всполошный колокол, а близь ее у стены находилась Стрелецкая караульня.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Snegirev/...

– В Китае замечательны из зданий, теперь там давно не существующих: Большой комендантский дом на Красной площади, Цейггауз, Сибирский приказ в Гостином дворе, Монетный двор, Московская большая таможня, Хомутная таможня, Сыскной приказ с острогом, пятью казармами, караульнею, покаянною и часовнею. У Воскресенских ворот в палатах помещены были: Медицинская контора, Главная аптека, Австерия, а на самых воротах пробирная палатка, Аптекарский сад был у восточной стены Кремля. Составленная в 1701 году описная книга стен, башен и ворот в четырех городах Москвы представляет нам внешность ее сходно с очерками ее в XVII веке. В конце царствования Петра I, кроме рвов, обнимавших Кремль с двух сторон и земляных болверков, Кремль окружен был с третьей глубоким рвом, выкладенным каменными стенами. Из 20 Кремлевских башен Спаская воротная имела ворота, обитые медью, два щита, с железною между ими опускною решеткой, какая находилась между Константиновской и Отводной башнями. Трубы свинцовые, лежавшие от Водовзводной башни до Набережного сада, по повелению Государя, 1706 года, были оттуда вынуты и отосланы в Петербург 246 . Под башней, где была церковь Св. Петра Митрополита, находился каменный погреб с выходом. У южной стены Кремлевской, по другой стене под навесом стояли пушки от Москворецкой угольной до Глухой башни. В Китае городе было 7 ворот проезжих, 8 башен глухих и три полубашни; из несуществующих ныне башен тогда упоминаются: Козмодемянская с проезжими воротами, потом заделанными, и Москворецкая с двумя проезжими воротами. Воскресенские ворота назывались Триумфальными 247 и, подобно Троицким, Курятными и Куретными. Третья крепость, примыкавшая стеною своей на юг к Кремлю, а на восток к Китаю, имела десять ворот, а по описной книге 1701 года, 26 башен. Сия же книга показывает меру всему Земляному валу с проезжими воротами, озерка, Неглинной и грязи 7026 саж. 1/2 арш., а около Кремля, Китая и Белого города и Земляного валу и башен 13,781 саж. На каменный мост вели с обоих его концов башни с воротами; одни из них в стене Белого города были Всесвятские, а другие за рекою Берсеневские, водяные, или Шестеро ворот; от них и самый мост назывался то Всесвятским, то Берсеневским.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Snegirev/...

Турецкий археолог Экрем Акургал выдвинул предположение, что слово, означающее читальный зал библиотеки – «аудиторион» (лат. – auditorium; греч. – αυδειτριου) в античном словоупотреблении синонимично слову «училище» (греч. – σχολ), упомянутом в связи с проповедью ап. Павла: «Ежедневно проповедовал в училище некоего Тиранна» ( Деян. 19,9 ). Скорее всего, учебные заведения и школы Ефеса, располагавшиеся в центре города, стали к началу II века основой для строительства библиотеки как единого интеллектуального центра (Ekrem Akurgal. Ancient Civilization and ruins of Turkey. – Istanbul, 2007. – P. 161). Находясь в библиотеке Цельса, на память невольно приходит и образ св. Иустина Философа , открывшего во II веке именно здесь, в Ефесе, первую христианскую философскую школу и, возможно, рассуждавшего на ступенях этой библиотеки с ефесскими мудрецами. Агора Справа от библиотеки Цельса возвышаются реконструированные ворота, также с богатыми скульптурными украшениями, сооруженные, видимо, в одно время с библиотекой Цельса. Ворота вели на рыночную площадь – агору. Агора была построена в I в. до н.э. и представляла собой большую квадратную площадь с длиной стороны 110 м. В начале 111 года, при императоре Каракалле, она была перестроена и сохранилась до наших дней примерно в таком виде, в каком она оказалась после землетрясения, произошедшего в IV в. Это был самый большой рынок города, где торговали абсолютно всем, лавки торговцев располагались вдоль колоннады. Здесь был также рынок рабов, и проводились собрания по случаям религиозных и светских праздников. Можно предполагать, что именно здесь начался бунт ефесской черни, подстрекаемой серебряником Димитрием, против апостола Павла. В центре площади находились водяные и солнечные часы, а с южной стороны агоры находился храмовый комплекс Сераписа. Археологические раскопки показали, что уже в IV веке храм Сераписа был обращён в христианскую церковь , посвящённую предположительно ап. Павлу и св. Фекле (по другой версии – ап. Иоанну).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/sem-tse...

Пред Спасскими воротами в новый город чрез ров мост на клетках, ширина пять сажен, от осыпи до Спасских ворот...» 17 . Несомненно, кремль Костромской имел с трех сторон осыпь или был окружен высокими валами земляными, пред которыми находились глубокие рвы. Осыпь или насыпь окружена была деревянною стеною на протяжении 511¼ сажен. В стене находились двои ворота: 1) Спасские большие, чрез которые был главный въезд в кремль; они были устроены подле осыпи или вала к северу, вероятно, пред нынешним каменным, а прежде деревянным мостом, 18 который, длиною 15¼ сажен, был устроен на клетках, над широким рвом, окружавшим в прежнее время земляные валы, и 2) водяные ворота к р. Волге. Еще упоминается о бывших Ильинских воротах по направлению от Кадкиной горы. Затем в Кремле были устроены башни, всего четырнадцать. Улиц здесь было три: большая к водяным воротам, от Спасских ворот улица подле осыпи или северного вала и переулок на большую улицу к водяным воротам. Нельзя не сознаться, что при теперешнем состоянии кремля, без сомнения, затруднительно начертать точную топографическую картину кремля времени Писцовых книг или установить пунктуально те места, где находились существенные принадлежности его, напр. земляные валы со рвами, стены с разными воротами и башнями. Для того, чтобы получить представление о Костромском кремле в отношении внутреннего расположения в нем, мы обозначим далее те здания, которые по документам XVII–XVIII веков входили в состав кремля, при чем не можем не упомянуть хотя вкратце и о важнейших переменах в них. Особенное как бы священное знамение Костромскому кремлю издревле придавал соборный холодный (готического стиля) храм в честь Успения Божией Матери, первоначальное построение которого, по преданию, приписывается князю Костромскому Василию Ярославичу († 1277 г.) по прозванию Квашне, удостоившемуся на Запрудне явления т. н. Феодоровской иконы Богоматери. 19 После чудесной, вследствие присутствия среди войска этого образа, победы, которая, вероятно, в 1271–1274 гг.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Bazhenov/...

Китай, или внутренний город, какой находился еще в Костроме и в Липовецком уезде, также Красный город, Новгород, Иван город, прежде большой посад, обтекаемый с трех сторон реками, представляется на чертеже с многочисленными его улицами, переулками и тупиками, с Красною площадью, или Лобным рынком, где от Никольских до Флоровских ворот стоят церкви с погостами, коих считалось 15 на 92 саженях, и Налобное, или Лобное место, которое Готофред называет амвоном церковным, назначенным для молений Государя (podium Ecclesiasticorum in supplicationibus Imperat destinatum). Между Никольским мостом и Земским приказом место под двумя большими пушками 528 . Главным въездом в город с севера Неглинские, ныне Воскресенские, ворота с мостом, названы Львиными (porta leonum), вероятно, от того, что близь них во рву находился Львиный двор, пригороженный к стене, и Государев Сытный двор, также Земский двор, с коего решеточные прикащики отряжались для бережения города с объезжими головами 529 , составлявшими пожарную команду того времени. В 11 саженях от Неглинских ворот означен пушечный анбар (armamentarium, quo tormenta bellica observantur), у которого в кружале стены караульная изба пушечная. С юга от Москвы реки, близь церкви Спаса Смоленского, водяные Спасские ворота, или Москворецкие, кои вели в лево на великую улицу по берегу Москвы реки от Живого до Устенского моста; ибо в право по берегу ее не было проезжей улицы до конца XVIII века. Из многих ворот упомянуты еще Варварские, Ильинские и Никольские; но пропущены ныне несуществующие, а тогда бывшие: Пушечные у Троицы в полях, Сретенские, нынешние Никольские 530 , Васильевские и Козьмодемьяновские к Васильевскому лугу. Тогда в Китае большими улицами были Никольская, Ильинская, Варварская, Зачатская и Псковская, а между Никольскою и Ильинскою урочище Пять улиц. Они соединялись переулками: с Никольскою Ильинская, Богоявленским, Воскресенским и Козьмодемьянским, с Ильинской улицей Варварская Веденским, Посольским и Ипатским; с Варварской улицы на Зачатскую шел Псковский переулок, а с Псковской улицы Знаменский.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Snegirev/...

Царь Михаил Феодорович обновил ограду, и во время Шведской войны Кремль окопан был, по воле Петра Великого, валом, который теперь отчасти обращен в сад. Это была весьма счастливая мысль – окружить старые бойницы Кремля, видевшие столько кровавых приступов, зеленою сенью цветущего сада, как покрывают мертвого богатым покровом, чтобы утаить его горькое тление; но ограда, обновленная еще дважды в исходе минувшего и начале нынешнего столетия, опять пришла в ветхость; старые ворота ее закладены и новые пробиты там, где их не было прежде. Еще видны древние Владимирские, под часовнею Святителя Николая, которая заменила прежнюю церковь , ибо в нее перенесены все ее чудотворные иконы; рядом с ними недавно закладены водяные малые ворота, коими исходили к реке. Но главные Литовские, так названные от пролегавшей чрез них дороги в Псков и Литву, которыми сообщался Кремль с Волховским мостом и с Торговою стороной, представляют доселе из себя величественную развалину. Часовня, прилепленная к стене, как гнездо ласточки, заменила древнюю церковь Воскресения; с обеих сторон ее написаны на стене две иконы, почитаемые чудотворными. Изнутри города – Спаситель, сидящий на престоле, с двумя по сторонам его молитвенниками Новгорода, святителями Никитой и Иоанном; а снаружи, в самой часовне, – икона Всемилостивого Спаса, привлекающая доныне особенное уважение новгородцев по тем чудным исцелениям, которые от нее истекали и засвидетельствованы преданием. У входа в Кремль, на Волховском мосту, устроена еще одна часовня Чудного креста, судьба коей всегда была сопряжена с судьбою сего моста, потому что святители новгородские искони хотели осенить святынею и шумные воды Волхова, разбивающиеся у стен Кремля, и шумные волны народные, двигавшиеся непрестанно по сему единственному сообщению обеих сторон, Софийской и Торговой. Здесь всегда встречались или останавливались их обоюдные крестные ходы, и не раз, во время междоусобия, когда враждовала Софийская сторона против Торговой, знамение креста в руках святителя прекращало на мосту кровавую битву.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Muravev...

Со временем на территории монастыря образовались три усыпальницы, где находилось 52 захоронения. Ныне частично сохранилась только одна из трех усыпальниц, а могилы Захарии и его ближайших потомков утеряны. Так или иначе, земля Ипатьевской обители до сего дня покоит прах знаменитых родов Годуновых и Сабуровых, оставивших заметный след в истории Отечества. Первой крупной постройкой здесь была деревянная церковь во имя Живоначальной Троицы, на месте которой в 1560 г. был построен пятиглавый каменный собор с тем же Троицким престолом и приделами во имя святого апостола Филиппа и священномученика Ипатия. Храм был сравнительно небольшим. Именно в нем 14 марта 1613 г. был призван на царствие Михаил Романов. В XIV и XV вв. Ипатьевская обитель была довольно небольшой и малоизвестной. Возвышение рода Годуновых послужило началом к переустройству монастыря. Начиная с середины XVI ст. до 1605 г., то есть за 50 лет, был выполнен комплекс работ по каменному строительству в монастыре. Комплекс включал в себя сооружение вышеупомянутой Троицкой церкви, монастырских стен с въездными воротами, среди которых особое положение занимали Святые парадные ворота с надвратной церковью во имя великомученика Феодора Стратилата и великомученицы Ирины. Церковь возведена в честь соименных святых царя Феодора Иоанновича и его супруги царицы Ирины. Как было написано в закладной доске: «...на память от рода в род по душех своих и по своих родителей в вечный поминок». Каменные стены, согласно летописи, были возведены в 1586 г. по повелению царя Федора Ивановича. Стены монастыря, опоясавшие территорию так называемого Старого города, имели протяженность 243 сажени (518 м) и получили вид прямоугольника неправильной формы. Крепостная стена по углам фланкировалась четырьмя круглыми башнями. В монастырь вело пять въездных ворот: с южной, западной и северной стороны и двое ворот со стороны реки Костромы — Святые и Водяные. Въездные ворота были укреплены квадратными башнями, из них сохранилась лишь башня над Южными воротами. Стены имели толщину около полутора метров, а позднее, в XVII в., были надстроены до 3 м. Первоначальная высота стен была на 2 м ниже современной и достигала 7 м.

http://sobory.ru/article/?object=00151

На той же стороне тоже большие улицы монастырь ружной Живоначальной Троицы деревян клетцки, да другая церковь , тёплая, Успение Пресвятой Богородицы, да предел Иоанна Предтечи древянны клетцки, ограда деревянная, ворота святые, на монастыре ж 28 келий, а в них игуменья Солоникея да 8 сестёр. Монастырское церковное строение государево. Да к тому ж монастырю на другую сторону перешед большую улицу против святых ворот подле попова двора троецкого к песчаному их пруду прохода по воду сажень, а денежную ругу емлют из Большого прихода, а хлебную·– из дворца». На той же стороне улицы дворы посадских людей: двор бобыля Гаски Федорова, сына прозвище Шибалков и др. «В Суздале ж на посаде Александровский девичий монастырь ружной; на монастыре церковь Александра мученика деревянная вверх, да тёплая церковь Покров Пресвятой Богородицы деревянна клетцки, церковное строение Государево; на монастыре ж тридцать восемь келий, а в них Игуменья Ольга, да сорок четыре старицы; ограда деревянная, ворота святые, другие водяные, а денежную ругу емлют из Большего Прихода, а хлебную – из дворца». Около сего монастыря находилась слободка монастырская нетяглая; в ней четыре двора бобыльских, да два собственно принадлежавших монастырю. На церковной же земле было ещё 15 дворов посторонних людей. На всполье показаны дворы посадских людей: Павлова, Иголкина, Коурцова, Работина, Бессонки, Ожгихина, Жинкина, Холопова, Аверкиева, Разломихина, Шлыкова, Безделкина, бобылей: Зуева, Шафарина, Колотилина, Омутихина, Пешкина, Лужнова, Бизяева и других, и двор архиепископского сына Боярского, Василия Чертова, всего 55 дворов. На всполье же, у Семена Летопроводца, были дворы посадских людей: в Баранове переулке Шафарина, Еремеева, Губина, Быкина; бобылей: Гладышева, Истомина, Шмакова и других. «В Суздале ж на посаде, в Ярунове улице церковь Козьмы и Дамиана, да другой храм, тёплый, жён Мироносиц, деревянные клетцки». На той же улице показаны дворы посадских людей: Пигасова, Петухова, Гребенщикова, Глушкова, Жданова, Ермолина; бобылей: Клопова, Ляпина, Кощеева, Саратина, Вшивикова и друг., всего 27 дворов.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Georgi...

Музей-заповедник включал организованный на территории монастыря и в прилегающей местности Музей народной архитектуры и быта. Многие из построек времен Годунова дошли и до наших дней, но в перестроенном виде. Первая каменная постройка в монастыре - соборный храм Троицы (около 1560-го года, разрушен взрывом в 1648 году). Рядом с соборным храмом, с южной стороны, одновременно была выстроена трапезная палата. Троицкий собор должен был служить летним храмом, предназначенным для торжественных богослужений. Зимней церковью, в которой совершались также все обыденные службы, являлась каменная церковь Рождества Богородицы (не сохранилась). Интенсивное каменное строительство ведется после пожара 1581 года. В 80-90-х годах построены каменные стены монастыря с башнями и въездными воротами. Парадные, Святые ворота, выходили первоначально к реке Костроме, над ними выстроена церковь Федора Стратилата и Ирины (в честь царя Федора Ивановича и царицы Ирины). Строятся каменные кельи, погреба и настоятельские покои. В 1604 году выстроена каменная звонница, завершившая архитектурный ансамбль монастыря. Каменная ограда, согласно летописи, были возведены в 1586 по повелению царя Федора Ивановича. Стены монастыря, опоясавшие территорию Старого города, имели протяженность 243 сажени (518 метров) и получили вид прямоугольника неправильной формы. Крепостная стена по углам фланкировалась четырьмя круглыми башнями. В монастырь вело пять въездных ворот : с южной, западной и северной стороны и двое ворот со стороны реки Костромы - Святые и Водяные. Въездные ворота были укреплены квадратными башнями, из них сохранилась лишь башня над Южными воротами. Стены имели толщину 1,5 метра, а позднее, в XVII веке, были надстроены до 3 м. Первоначальная высота стен была на 2 метра ниже современной и достигала 6,5 - 7 метров. Ипатьевский монастырь - характерный образец крепостной архитектуры Древней Руси XVI века. Каменная ограда монастыря, неприступная извне, с внутренней стороны имела важные преимущества для организации обороны.

http://sobory.ru/article/?object=00151

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010