Виктор 21 октября 2016, 22:28 Мономах канонизирован в 2009 году. Darina 21 октября 2016, 21:15 Укрепление России, единственной православной страны, способной на ведение самостоятельной политики, - это ли не миссия? Не были ли для выполнения этой миссии особых полномочий? Ольга 21 октября 2016, 18:31 Вызывают смущение комментарии после прочтения книги о нижегородском митрополите Питириме, времен Петра I, друзьями они являлись, совместно боролись на нижегородских землях с раскольниками, приемы борьбы были примерно те же, что описываются в статье. Митрополит! А вы обсуждаете царя с больным детством. Вся жизнь людей в миру в той или иной степени, это причинение боли другим, душевной или телесной. Православные очень воцерковленные люди порой ранят похлеще палачей, разве такого не было в вашей жизни? Антоний 21 октября 2016, 17:47 Добрый вечер, братья и сестры! Искренне благодарю редакцию и отца диакона Владимира за публикацию последних материалов об одном из самых значительных и неоднозначных правителей в истории нашего Отечества. Как всегда, объективно, четко и аргументированно! Спасибо и низкий поклон! Ольга 21 октября 2016, 15:34 Александр А.Б. пишет: " Но ведь всё познаётся в сравнении – не так ли? Ну так сравните «миролюбивые нравы» тогдашней Европы с «террором» Иоанна Грозного " . Александр, не знаю, кто вы по вероисповеданию, но для православных возможно сравнение ТОЛЬКО с тем, чему учил Христос. И судить каждого человека Христос будет по Своему Евангелию, по Своим заповедям. " Отвергающий Меня и не принимающий слов Моих имеет судью себе: слово, которое Я говорил, оно будет судить его в последний день. Ибо Я говорил не от Себя; но пославший Меня Отец, Он дал Мне заповедь, что сказать и что говорить. И Я знаю, что заповедь Его есть жизнь вечная. Итак, что Я говорил, говорю, как сказал Мне Отец " (Ин. 12. 48–50). Поэтому ваше апеллирование к сравнению со злодеяниями других душегубцев в контексте православного учения совершенно несостоятельно. И еще по поводу вашей инсинуации: " Но у меня встречный вопрос: почему нет такого неприятия памятникам действительным душегубам и кровавым злодеям как Ленин, Войков?! Неужто эти кровавые тираны вам милее Царя? " . Православным ненавистны дела этих красных злодеев, но этих злодеев по крайней мере не пиарят священники и позиционирующие себя православными люди (до этого, слава Богу, не дошли, но тенденция есть и Сталин, в частности, уже реабилитирован многими именующими себя православными). Однако если уж доживем до такого времени, когда на православных ресурсах начнут красных палачей восхвалять,то, не сомневайтесь, реакция православных последует.

http://pravoslavie.ru/97925.html

Иисус Навин, вождь Евреев после Моисея, взял славный город Иерихон, не потерявши ни одного воина. За сим городом надлежало завоевать небольшой городок Гай. Он послал для взятия его отряд в три тысячи человек; но жители Гая отразили их, прогнали и убили Евреев до тридцати шести человек. Потеря эта хотя и невеликая, но она показывала, что Господь не помог Своему народу и оставил его Своею милостью. Все Евреи пришли в смятение. Сам Иисус Навин, в знак печали, разодрал на себе одежды, посыпал голову пеплом, пал на землю пред ковчегом завета и молился: «Господи! после того, как Израиль обратился в бегство пред врагами своими, – и все живущие на земле, услышавши это, окружат нас и истребят самое имя наше с земли». Господь сказал Иисусу: «Израиль согрешил, взял из заклятого и скрыл между своими вещами, потому и не устоял пред врагами. После этого Я не буду с вами, пока вы не удалите от себя заклятого. Скажи, чтобы народ приготовился очищением и воздержанием к утру завтра. Я обличу, кто похитил заклятое: и вы за это беззаконие сожгите его и все, что у него есть.» На другой день собран был весь народ; бросили жребий, чтобы найдти виновного. Жребий пал на одного воина Ахара. Иисус Навин сказал ему: «Сын мой! скажи, что ты сделал, и не скрывай от меня.» Ахар отвечал: «согрешил я пред Господом Богом; во время взятия Иерихона мне понравилась одна прекрасная одежда – я и взял ее, – взял также деньги и кусок золота – и все это скрыл в земле. Все скрытое вырыли из земли и принесли к Иисусу. Тогда взяли Ахара с похищенными вещами, вывели на долину сыновей и дочерей его, пригнали скот, перенесли его шатер и все имение и побили его с детьми камнями, а имение и трупы их сожгли. После сей очистительной казни Иисус Навин завладел Гаем, без всякой потери с своей стороны. Врач простой и врач ученый Во время преподобного Агапита Печерского 156 был некто родом и верою армянин, такой искусный врач, какого прежде не бывало; ему стоило только посмотреть на больного – и он узнавал день и час его смерти. Если он предсказывал больному смерть – то больного уже не лечили. Привели однажды к нему близкого к царю человека; он посмотрел на него и сказал, что умрет чрез 8 дней. Привели этого больного в монастырь к преподобному Агапиту. Сей дал ему траву, которою сам питался. Больной поел этой травы и выздоровел. В другой раз сделался болен князь Владимир Мономах . Лечил его тот же врач армянин, – но болезнь его становилась час от часу опаснее. Князь послал за Агапитом. Преподобный, опасаясь славы человеческой, сам не пошел, а послал только ему вареное былие, приготовленное им для себя в пищу. Князь принял эту пищу – и выздоровел. По выздоровлении он пришел благодарить Агапита. Преподобный скрылся. Князь отдал для Агапита дары игумену, а боярину приказал отнести золото в келью Агапита. «Сын мой! сказал преподобный посланному, я ни с кого ничего не беру за лечение, – не за что: исцеляет Христос Господь, а не я». Обязанности к себе самим и грехи против них

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr-Svir...

Перед стенами Мурома произошла битва между Олегом и Изяславом; в лютой сечи Изяслав был убит, войско его разбежалось – кто в лес, кто в город. Олег вошел в Муром, был принят гражданами, перехватал ростовцев, белозерцев, суздальцев, поковал их и устремился на Суздаль; суздальцы сдались; Олег усмирил город: одних жителей взял в плен, других рассеял по разным местам, имение у них отнял. Из Суздаля пошел к Ростову, и ростовцы сдались; таким образом он захватил всю землю Муромскую и Ростовскую, посажал посадников по городам и начал брать дани. В это время пришел к нему посол от Мстислава Владимировича из Новгорода: «Ступай из Суздаля в Муром, велел сказать ему Мстислав, в чужой волости не сиди; а я с дружиною пошлем к отцу моему и помирю тебя с ним; хотя ты и брата моего убил – что же делать! В битвах и цари и бояре погибают». Олег не захотел мириться, он думал взять и Новгород и послал брата своего Ярослава в сторожах на реку Медведицу, а сам стал на поле у Ростова. Мстислав, посоветовавшись с новгородцами, послал от себя в сторожах Добрыню Рагуйловича, который прежде всего перехватил Олеговых данников (сборщиков дани). Когда Ярослав узнал, что данники перехвачены, то в ту же ночь бросился бежать к Олегу с известием, что Мстислав идет. Олег отступил к Ростову, Мстислав за ним; Олег двинулся к Суздали, Мстислав пошел за ним и туда; Олег зажег Суздаль и побежал к Мурому; Мстислав пришел в Суздаль и, остановившись здесь, послал опять с миром к Олегу, велел сказать ему: «Я моложе тебя; пересылайся с отцом моим, да выпусти дружину, а я во всем тебя послушаю». Причина такой скромности со стороны Мстислава заключалась в том, что он был крестный сын Олегу. Последний видел, что ему трудно одолеть Мстислава силою, и потому решился действовать хитростью: послал к Мстиславу с мирным ответом, и когда тот, понадеявшись на мир, распустил дружину по селам, Олег неожиданно явился на Клязьме; Мстислав обедал в то время, когда ему дали знать о приближении Олега, который думал, что племянник, застигнутый врасплох, побежит; однако Мстислав не побежал: к нему в два дня собралась дружина – новгородцы, ростовцы и белозерцы; он выстроил ее перед городом, и когда явился Олег, то ни тот, ни другой не хотели начать нападение и стояли друг перед другом четыре дня; а между тем Мономах прислал на помощь к Мстиславу другого сына своего, Вячеслава, с половцами.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Solovev...

И грамоту не видел? Мономах (беря из рук Ратибора грамоту) Эту? (явно иронизируя) Читал, коль было мне дано! Всё ясно, в некоторых смыслах, И даже справедливо, но — Здесь явная ошибка в числах! Хан Итларь Ошибка? (притворно вздыхает) За нее б сейчас Казнил я казнью самой злою! Да кто писал, сбежал от нас… Хан Кидан В спине с отравленной стрелою! Мономах с Ратибором многозначительно переглядываются. Мономах (мучительно размышляя) Дань или брань? Ратибор И дань, и брань! Мономах Как меч с двумя его боками… Брань или дань? Ратибор И брань, и дань — Без твердости со степняками! Мономах (после тяжелого молчания) А коль не дам? Хан Кидан То не взыщи: Тогда тебя мы одолеем, Переяславль возьмем на щит, И никого не пожалеем! Хан Итларь (примирительно) Князь, дай нам дань, и мы уйдем! Мономах (не сразу, решившись) Ну, ладно, дам… Но нужно время, Чтоб всё собрать! Хан Кидан (нехотя) Мы подождем! Хан Итларь (с радостью) Здесь хорошо, это — не в бремя! (потирая ладони) Осталось мелочи решить. Я, в удовольствии немалом, В Переяславле буду жить, А хан Кидан — за вашим валом! Как тетива, нет — как канат, Он будет ждать меня с ордою! А с ним поедет аманат! Вот этого (показывает на Святослава) возьмет с собою! Гита А что такое а-ма-нат? Мономах (успокаивающе) Это обычай соблюдаем: Когда они у нас гостят, И мы к ним гостя посылаем! Поверь, обычные дела! Все делают всегда так, лада! Гита Я, кажется, все поняла. Меня обманывать не надо! Наш сын — заложник! Боже мой! Мономах (успокаивающе кладя ей ладонь на руку) Да не волнуйся, ради Бога, Побудет он у них немного, И сразу… тотчас же домой! Гита (высвобождая руку) Вот следствие всего того, Что отказался ты от трона. Когда на голове корона — То не боятся ничего! Мономах Я понимаю, мой ответ Немилосерден и ужасен, Но выбора иного нет… Гита (пытаясь остановить его) Владимир! Мономах (обращаясь к ханам) Ладно, я… согласен! Хан Итларь Давно бы так, великий князь! А то тянули в час по капле… Целуй на этом крест, клянясь! А мы целуем наши сабли!

http://azbyka.ru/fiction/dan-monomaxa/

Только сыну Всеволода, Владимиру, прозванному Мономахом, удалось успокоить несколько междоусобия в древней Руси. Владимир Мономах начал выделяться из среды современных ему князей особенными дарованиями еще в молодых летах, при жизни своего отца. Он помогал отцу в борьбе с Олегом Святославичем и утешал его, когда он был изгнан племянником из Чернигова. Он был правою рукою престарелого отца и во время княжения его в Киеве. Уже в это время начала ясно определяться особенно одна привлекательная черта в характере Владимира Мономаха – его миролюбие. Благодаря своему миролюбивому характеру и острому, проницательному уму, Владимир Мономах не раз являлся спасителем Руси от смут и междоусобий княжеских, после смерти отца. Заботы Владимира Мономаха о примирении князей и победоносные походы его против половцев. Миром ознаменовал Владимир Мономах самое вступление свое в среду удельных князей, как наследник своего отца. Когда умер отец его, Всеволод, то Владимир Мономах сказал сам себе: «если сяду на престол отца моего, то будет у меня война с Святополком, потому что он – старший в роде». Поэтому, заботясь больше всего о мире в русской земле, Владимир Мономах призвал на киевский великокняжеский престол Святополка Изяславича, а сам взял себе Чернигов. Скоро после того половцы пришли воевать русскую землю. Святополк Изяславич хотел было сам управиться с врагами. Но умные люди посоветовали ему призвать на помощь Владимира Мономаха. Владимир пришел с войском своим на помощь великому князю, но пред походом советовал ему лучше помириться с врагами, чтоб не проливать христианской крови. Святополк Изяславич не послушал мудрого совета. Произошла сеча между русскими и половцами на берегах р. Стугны. Русские были разбиты. Владимир Мономах едва спасся с малою дружиною, а брат его Ростислав погиб при переправе через р. Стугну. Святополк Изяславич тогда вынужден был заключить мир с половцами, женившись на дочери их хана. Скоро наступила новая смута на Руси из-за споров между князьями. Олег Святославич воспользовался бедствиями Руси и снова привел половцев на Чернигов. Владимир Мономах, не желая быть виновником смут и пролития христианской крови, уступил Олегу Святославичу черниговское княжество, а сам перешел в Переяславль, как свою отчину. Только, заключая договор с Олегом Святославичем, Владимир Мономах требовал, чтобы он боролся со всеми своими родичами – русскими князьями против общего врага русского народа – половцев.

http://azbyka.ru/otechnik/Fedor_Titov/ot...

Разделы портала «Азбука веры» ( 8  голосов:  4.3 из  5) Действующие лица: Владимир Мономах , Переяславльский князь. Гита, его жена. Святослав, княжич, (10 лет) сын Мономаха. Изяслав, княжич, (15 лет) сын Мономаха. Ратибор, воевода. Летописец. Архиепископ. Беглец из Степи. Кидан, Итларь – половецкие ханы Олбег, сын Ратибора. Сын хана Итларя. Старшие дружинники. Младшие дружинники, гридни, охрана князя. Охранник-певец. Тиун. Истцы и ответчики на суде. Гонцы. Народ. Конец XI beka. Тронный зал княжеского терема, по которому из угла в угол задумчиво ходит переяславльский князь Мономах. Ночь. Горящие свечи. Слева в полутьме — пустой трон. Справа, в освещенном углу, — сидящий за столиком летописец. Летописец (Пишет, словно бы сам диктуя себе) Шаги… безмолвные шаги… Не спится князю Мономаху. Враги… кругом одни враги… И трон отца похож на плаху! Князья — отныне не друзья И, более того, не братья. Вчера друзья, теперь князья, Забывшие тепло объятья. По вотчинным своим углам Сидят, медведями в берлогах. Но те хоть спят. А эти — срам! — Как тати на больших дорогах! Всё б им — мехов, шелков, монет, Да чтоб казна не оскудела. И никому заботы нет До общего, святого дела!.. Того гляди, покатит с плеч Глава Руси, закрывши веки, И преломится русский меч Под саблей половца навеки. Огонь свечи рванулся ввысь От ледяного дуновенья… Мономах Кто здесь: друг?.. недруг?.. отзовись! (Голос воеводы Ратибора) Я, Ратибор… Мономах Входи без промедленья! Ратибор входит, молча снимает с себя шлем, крестится на большую, в золоченом окладе, икону, кладет на лавку ножны с мечом и выпивает полный ковш воды. Мономах Ну, что молчишь — опять набег? Ратибор Да нет, покуда без набега. Но скоро будет — выпал снег. Мономах (с горькой усмешкой) Так и живем: от снега и до снега! Летописец (поднимая голову) То было время двух невзгод: Междоусобиц беспрестанных И, как итог, за годом год — Набегов половцев поганых. Князь Всеволод, внушавший страх, Устав от жизненной дороги, У Мономаха на руках Ушел в небесные чертоги.

http://azbyka.ru/fiction/dan-monomaxa/

Возвеличив в глазах народа значение Мономаха, блистательный поход на Урусобу отнюдь не прекратил набегов половецких, потому что хан Боняк, известный в наших летописях сожжением Печерского монастыря и за то называемой шелудивым, продолжал ежегодно являться в русские пределы; а в 1107 г., отогнав конские табуны из-под самого Переяславля, приналежавшего именно Мономаху, пришёл в Русь вторично и стал у города Лубен. Тогда Мономах, согласившись со Святополком, Олегом и четырьмя другими князьями, внезапно ударил на половцев, обратил их в бегство, гнал до р. Хороля и принудил уйти за русский рубеж, несмотря на что, он и оба Святославича, в том же году, имели съезд с двумя половецкими ханами, у которых взяли дочерей замуж за своих сыновей, Мономах – за сына Юрия, известного впоследствии под названием Долгорукого. Затем, не далее 1109 г., Мономах посылал в вежи половецкие, к Дону, воеводу своего Дмитра Иворовича, возвратившегося с успехом; в 1110 г., сам предпринимал поход туда же со Святополком и Олегом, не состоявшийся за стужей и конским падежом; а в 1111 г. думой и хотением Мономаха затеян и совершён первый поход к Дону русских князей: Святополка, Мономаха и Давида Святославича с сыновьями, ознаменованный взятием половецких городов Шаруканя и Сугрова и совершенным поражением половцев 27 марта, на р. Салнице; после чего князья возвратились в Русь с необычно богатым полоном и славой, которая, прогремев в венграх, ляхах, чехах, отдалась в Византии, достигла Рима. Поход этот чрезвычайно удачный сам по себе, производил на тогдашний русский народ впечатление тем более сильное, что со временем Святослава I, внука Рюрикова, никто из Рюриковичей – народ помнил это – не заходил дальше князей, победоносно возвратившихся теперь с Дона. Зная также, что подвигом своим князья обязаны думе и хотению Мономаха, народ, по крайнему неразвитию своему был и остался уверенным, что мысль о донском походе Мономах заимствовал непосредственно от ангела; что, поэтому, в день Салницкого боя над головами дружины Мономаховой носился в светлых бронях сонм ангелов, поражавший половцев, и что Мономах пивши золотым шеломом Дона, загнал окаянных Огорян за Железные Ворота 43 . Следовательно, слава Мономахова достигла своего апогея и, с этого времени, он не только сделался исключительным любимцем народа, но вырос даже в глазах иноплеменников, из которых Бела II Коломан, король венгерский, поспешил заключить брачный союз с дочерью Мономаха, Евфиимией (1112 г.).

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Hmyrov/...

Мое желание – чтоб вы повиновались тому из них, который окажется справедливее другого и доблестнее при защите родной земли». Эти слова, приводимые польским летописцем, очень замечательны: они показывают всю неопределенность в понятиях о порядке наследства, какая господствовала тогда в славянских государствах. Лучшим между братьями оказался Болеслав, который вовсе не был похож на отца, отличался мужеством, деятельностию. Болеслав остался верен отцовскому договору с Святополком, женился на дочери последнего – Сбыславе и вследствие этого родственного союза Ярослав волынский постоянно помогал Болеславу в усобице его с братом Збигневом; нет ничего странного, следовательно, что князья польский и волынский решились действовать вместе против Ростиславичей. Но мог ли Мономах спокойно смотреть на это, тем более что он находился с Ростиславичами в родственной связи: сын его Роман был женат на дочери Володаря: ясно, что он должен был вступиться за последнего и за брата его; сначала, говорит то же известие, он посылал уговаривать Ярослава, потом звал его на суд пред князей, наконец, когда Ярослав не послушался, пошел на него войною, исход которой мы изложили по дошедшим до нас летописям. В них встречаем еще одно важное известие, что перед походом на Ярослава Мономах перезвал из Новгорода старшего сына своего Мстислава и посадил его подле себя, в Белгороде: это могло заставить Ярослава думать, что Мономах хочет по смерти своей передать старшинство сыну своему, тогда как Мономах мог это сделать именно вследствие неприязненного поведения Ярослава. Принужденная покорность последнего не была продолжительна: скоро он прогнал свою жену, за что Мономах выступил вторично против него; разумеется, Ярослав мог решиться на явный разрыв, только собравши значительные силы и в надежде на помощь польскую и венгерскую, потому что и с королем венгерским он был также в родстве; но собственные бояре отступили от волынского князя, и он принужден был бежать сперва в Венгрию, потом в Польшу. Мономах посадил во Владимире сперва сына своего Романа, а потом, по смерти его, другого сына – Андрея.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Solovev...

Первый зафиксированный иудейский (хазарский) погром случился на Руси точно 910 лет тому назад, в 1113 году. Беспорядкам и кровавому бунту предшествовала внезапная смерть насквозь коррумпированного сребролюбца, хоть и набожного, вел. кн. Киевского Святополка Изяславича. Желание приближённых покойного и его тысяцкого (что-то вроде главы правительства) оставить всё «как при бабушке» – понятно. Для этого тысяцкий, – звали его Путята, – намеревался возвести на великокняжеский престол одного из Святославичей (памятных Гориславичей), их была очередь править по лествичному праву. Но один из них был «лицо незначительное», другой не был популярен в народе, да и хазары на него поглядывали с опаской, боясь мести: когда-то предали его, выдав Константинополю. Политическая ситуация, как водится, была ещё много сложней, чем обозначено (подробности интересны, поскольку актуальны). Третьим по лествичной очереди на киевский стол был любимец народа, герой походов против половцев, Владимир Мономах, которого ненавидел Олег Святославич, будучи его вечным соперником. Мономах киевского престола вне очереди не хотел. Народ, услышав, что Мономах не едет править, в Киеве начался бунт – спалили и разграбили дом Путяты, начались, как водится, погромы и грабежи ростовщиков. Появление Мономаха усмирило страсти. Василий Ключевский сообщает, что при покойном Святополке был «капитал чрезвычайно дорог: при краткосрочном займе размер месячного роста не ограничивался законом». То есть можно было драть и десять шкур, чтобы человек и детей и жену продал и никогда бы не поднялся. «Владимир Мономах, став великим князем, ограничил продолжительность взимания годового роста в половину капитала…». Впрочем, при долголетнем займе и Мономах допустил годовой рост в 40%...». Примечательно, что Мономах провёл специальное совещание с боярами по еврейскому вопросу. Обсудили и решили: «Ныне из всей Русской земли всех жидов со всем их имением выслать и впредь не впускать; а если тайно войдут, вольно их грабить и убивать». Исполнено, конечно, не было. Свирепость некоторых законов компенсируется их неисполнением. Каинитяне не так лишаются силы.

http://ruskline.ru/news_rl/2023/09/12/ka...

Первая обязанность князей, по мнению Мономаха, – следить за правосудием в государстве. – Неудовлетворительность правосудия того времени. – Причина того – в слабости нравственного сознания тогдашнего общества. – Несоблюдение данных обязательств. – Просьба Мономаха не нарушать крестного целования. – Частые случаи подобного нарушения. – Мономах – против смертной казни. – Русская Правда не знает смертной казни. – Русская Правда не есть официальный сборник законоположений, обязательный для князей. – Юридическая практика могла и отступать от Русской Правды, – Мономах боится в смертной казни духа мести. – Сильное развитие духа мести в русском обществе того времени. – Христиански–гуманный взгляд Мономаха на преступника. – «Печалование» митрополита Никифора. – Обычай печалований – право духовенства, проистекающее из высокого уважения к нему общества. – Исторические причины развития такого уважения. – Мономах – о почитании духовенства. – Права и преимущества духовенства по церковным уставам Владимира св. и Ярослава I и по другим древним памятникам. – Русская проповедь поддерживает в народе уважение к духовным лицам. В той части своего Поучения, в которой Мономах обращается к своим детям, как князьям, правителям вверенного им народа, он имеет в виду определить отношение власти к подданным. Владимир Мономах был прекрасным государем и даже законодателем, что видно из некоторых прибавлений, весьма гуманных, какие он сделал в Русской Правде, этом кодексе древнего русского права, и тем не без причины заслужил искреннюю любовь народа, которою он так славен в древней истории Руси. Такой достойный государь очень хорошо понимал, что требуется от князя для того, чтобы народ был счастлив. Это, прежде всего, постоянная заботливость и неусыпный надзор за строгим и бескорыстным исполнением правосудия. В своем Поучении Мономах даже требует от детей–князей по возможности личного исправления обязанности судьи, – «вдовицу оправдите сами», – говорит он, чтобы тем самым было больше истинного правосудия, так как, по его же словам, нельзя было надеяться на честность посадников и бирючей. Но действительно ли правосудие было так низко в до–татарское время на Руси, что без личного производства суда князем оно в большей части случаев страдало?

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij-Protopo...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010