Вооруженную помощь в разорении языческих святилищ ему оказал новгородский посадник Добрыня По имени известно имя одного только епархиального архиерея конца X века – епископа Новгородского Иоакима Корсунянина, который, согласно Новгородской летописи, в своем городе языческие «требища разори, идолы сокруши и Перуна посече» . Вооруженную помощь в разорении языческих святилищ ему оказал новгородский посадник Добрыня, за несколько лет до этого насаждавший там культ Перуна, и новгородский тысяцкий Путята. Помещенная в апокрифической Иоакимовской летописи злая поговорка о том, что новгородцев «Путята крести мечом, а Добрыня огнем», не выдумка составителя апокрифа, а почерпнута из фольклора, отражающего давние события, происходившие в Новгороде на заре его христианской истории. Подлинность имен других епархиальных архиереев конца X века, встречающихся в поздних источниках, проблематична. В 996 г. было завершено строительство митрополичьего Успенского собора в Киеве. О нем сказано в «Начальной летописи»: Владимир «помысли создати каменую церковь святыя Богородица, и, послав, приведе мастеры от Грьк. Заченшю здати, яко сконча зижа, украси ю иконами и поручив ю Настасу Корсунянину, и попы корсуньския пристави служити в ней, вда ту все, еже бе взял в Корсуни: иконы, и ссуды церковныя и кресты» . По окончании постройки великий князь пожаловал на содержание церкви десятину от своих доходов, откуда и пошло ее название «Десятинной»: «Помолившюся ему, и рек сице: “Се даю церкви сей святей Богородице от имения своего и от моих град десятую часть”… И вдасть десятину Анастасу Корсунянину. И створи же празник велик в той день бояром и старцемь градьскым, и убогим раздая имение много» . Церковный устав святого Владимира В связи с этим пожалованием появился самый ранний из известных актов русского права, названный «Церковным уставом святого Владимира». Он сохранился в нескольких редакциях. По своему содержанию «Устав» заключает в себе пожалование десятины в пользу митрополичьей церкви Успения Богородицы и самой митрополии; в нем определены также круг лиц и перечень дел, подсудных святительскому суду. Эти разные темы присутствуют в одном документе, потому что их связывает забота великого князя о содержании храма и митрополии: суды предполагают взимание судебных пошлин.

http://pravoslavie.ru/157669.html

Владимир Соловьев (1853–1900) Один из самых влиятельных русских религиозных философов. Высшим предназначением России считал служение идее всемирного общечеловеческого единения в христианском духе. Разрабатывал проекты объединения христианских Церквей. Оказал огромное влияние на религиозную и философскую мысль России конца XIX - начала ХХ века, стал родоначальником движения «богоискательства» в среде интеллигенции. Интересные факты «Красно Солнышко», «Креститель», «Святой», «Великий» — с такими именами князь Владимир вошел в летописи. Эти эпитеты отражают отношение русского народа к своему князю. Изображение Владимира на златнике. Конец X – нач. XI в. На выбор веры князя Владимира повлияла в том числе икона Страшного Суда. Ее привезли приглашенные им в Киев греческие монахи. Целью их было познакомить русского князя с православием. Икона, наглядно изображавшая посмертную судьбу грешников и праведников, заставила его всерьез задуматься о принятии православия. Страшный Суд Миф о крещении Руси «огнем и мечом» берет начало в Иоакимовской летописи, известной лишь по цитатам в «Истории Российской» Василия Татищева. Якобы новгородцы сопротивлялись крещению и «Путята крести мечом, а Добрыня огнем». Сегодня у ученых нет уверенности, что Иоакимовская летопись вообще существовала, но если и так, то из нее следует, что сопротивление новгородцев было исключением из общего правила. Десятинная церковь (художественная реконструкция) Князь Владимир построил Десятинную церковь — первый каменный храм на Руси. Его возвели в 996 году на месте гибели мучеников Феодора и Иоанна. На содержание храма шла десятая часть дохода княжеской казны, отсюда и название. Это был уже не первый христианский храм на Руси (ставить храмы начала еще святая княгиня Ольга, бабушка Владимира, крестившаяся в Константинополе около 957 года), но первый каменный. В 1240 году его разрушили татаро-монголы. Сохранить Поделиться: Поддержите журнал «Фома» Журнал «Фома» работает благодаря поддержке читателей. Даже небольшое пожертвование поможет нам дальше рассказывать о Христе, Евангелии и православии.

http://foma.ru/imja-vladimir.html

«Огонь и меч» нам известны исключительно из одного текста — приводимой историком XVIII (!) века В. Н. Татищевым Иоакимовской летописи. Судя по языку и содержанию, это памятник очень поздний; до нас он дошел только в «Российской истории» Татищева. Во-первых, Иоакимовская летопись сама подчеркивает, что дело касалось только Новгорода — «люди поносят новгородцев», что их одних крестили «огнем и мечом». Во-вторых, Иоакимовская летопись — источник не только поздний, но и весьма сомнительного происхождения. Одни ученые считают, что это творение самого Татищева, другие — что «летопись» создана без его ведома, чтобы удовлетворить его научный интерес, а затем им отредактирована. Может быть, в ней использовался какой-то древний текст, может быть — нет. Археологи находят подтверждение пожару в городе в конце Х века, но с чем он связан и насколько точно «летопись» передает события, так и остается неизвестным. «Поносное» присловье о том, что новгородцев «Путята крестил мечом, а Добрыня огнем» — единственное и довольно зыбкое свидетельство, что в Новгороде в пору крещения произошел какой-то конфликт. Конфликт настолько локальный, что он веками оставался предметом только устных преданий. Там, где крещению действительно противились, как в Ростове или в Муроме, Владимир откладывал его до лучших времен, а не посылал дружинников штурмовать непокорные города. Следует помнить еще и то, что христианство к 988 году уже не было чужим для Руси. Христиан было немало в княжеской дружине, среди купечества. На Руси действовали христианские миссии, существовали храмы. Несколько князей с конца VIII по X век принимали крещение. Смена веры Владимиром была в достаточной мере подготовлена и не стала шоком для его подданных. Жители русских городов не могли не задумываться о религиозных вопросах, не могли оставаться слепыми приверженцами язычества, когда оно потеряло поддержку власти. Крещение дружины князя Владимира. Кенигсбергская летопись, начало XIII века. Миф 2:  Русь была крещена Западной, а не Восточной Церковью

http://foma.ru/mifyi-o-kreshhenii-rusi.h...

Пензе в 1915–1917 гг.» В последующие годы он продолжал свои «деяния» в Пензе, ездил в столицы, где безрезультатно хлопотал о пересмотре своего дела. Так тянулось это до образования обновленческого раскола, и он вскоре присоединился к обновленцам, даже на несколько дней приезжал в Пензу к своим «друзьям», подал заявление в обновленческий Священный Синод о пересмотре своего дела и Президиум ВЦС восстановил его в епископстве и назначил его архиепископом Саратовским. Вскоре он снова был назначен архиепископом Пензенским и членом Священного обновленческого Синода, но в Пензу не поехал. С 1926 года самовольно объявил себя архиепископом Уральским. Однако в его жизни уже начался период пустоцвета и подытоживания. Осенью 1923 года, монах Владимир Путята принес келейное покаяние митрополиту Сергию, как Местоблюстителю. В это время архиепископ Иувеналий (Масловский) Рязанский и Зарайский был назначен членом Священного Синода на летнюю сессию. Автору этой биографии приходилось часто видеться с хорошо знакомым ему Владыкой Иувеналием. В эти же месяцы монах Владимир Путята, благодаря неоднократным увещаниям Владыки Иувеналия о необходимости ему смириться и признать себя виновным, подавал дважды ходатайство в Священный Синод о пересмотре своего дела и о восстановлении в сане епископа. И дважды митрополит Сергий предлагал архиепископу Иувеналию рассмотрение жалобы Путяты, и быть докладчиком Священному Синоду по его ходатайству. Рассмотрение жалобы монаха Владимира Путяты дважды слушалось на сессиях Священного Синода, но каждый раз Св. Синод выносил отказ о восстановлении его в епископстве. Основной целью всех ходатайств, как в Синод, так и в частных письмах к авторитетным святителям российским, была просьба о восстановлении его в сане епископа, а личное его глубокое раскаяние в них отражалось недостаточно искренно. После вторичного отказа Владимир Путята послал жалобу на Священный Синод Российской Православной Церкви Константинопольскому Патриарху. Как лично знавший хорошо и близко архиепископа Иувеналия, автор этой биографии в те годы был всегда осведомляем Владыкой Иувеналием о деле Владимира Путяты.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Не получая ответа из Константинополя, он стал хлопотать о визе на выезд в Константинополь. Но не имел поддержки в лице Местоблюстителя, потерпел и здесь неудачу. В 1934 г. Владимир Путята начал служить в григорианских храмах г. Томска. После этого, по представлению Новосибирского Преосвященного, Митрополит Сергий и Свящ. при нем Синод, объявили «монаха Владимира Путяту отпавшим от Святой Церкви и лишенным христианского погребения в случае нераскаянности». Под конец жизни он отошел от всяких попыток о своем восстановлении и переехал на жительство в г. Омск, где ранее проживал с 1911 по 1913 гг. епископом Омским. Верующие узнали его, хотя и значительно постаревшего. Прежние поклонники и почитательницы поддерживали его существование. Внешне смиряя себя, он имел привычку в воскресные и праздничные дни стоять на паперти среди нищих и с протянутой рукой элегантно громко напоминать о себе великими словами «ради Христа» подайте на пропитание. Иногда он прибавлял – «потерпевшему за правду». Верующие щедро и с избытком оделяли его и деньгами и продуктами. Но постепенно он терял силы, слабел и уже реже стал приходить в храм. Нужда незаметно подкрадывалась к нему, бывшие «друзья» стали оставлять его, стали редеть и ряды бывших поклонниц, и угас он навсегда на глазах и руках немногих из его некогда многочисленных почитателей, так и не раскаявшись в своих церковных преступлениях и личных тяжких грехах. По частным сведениям, он был погребен на городском кладбище. Нам неизвестно, кто и в каком храме отпевал его, как монаха. Остается здесь сказать несколько слов о дате его смерти. По одним рассказам, он умер в начале 1941 года, а по другим – в феврале 1936 года. В назидание русскому епископату уделяю еще несколько слов об его служении. Он всегда и везде был верен своему воспитанию, своим привычкам и держал везде свой «фасон». Он любил торжественные встречи, величавые служения со множеством сослуживших ему из духовенства. Он любил красивые стильные, оригинальные парчевые облачения. Митры и четки подбирал под цвет облачения.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Сильное противодействие встретила христианская проповедь в Новгороде. Когда в Новгород прибыл епископ Иоаким, горожане, подстрекаемые волхвом Богомилом и тысяцким Угоняем, упорно отстаивали своих богов. Тогда Владимиров тысяцкий Путята выступил против мятежников с войском, а новгородский посадник жёг их дома. Народ принудили креститься в Волхове. Поэтому про новгородцев составилась пословица: «Путята крести мечом, а Добрыня огнём». При жизни св. Владимира Христова вера стала верой русского народа. Язычество оставалось среди многочисленных инородческих племён, живших в России. Распространение среди них христианства, начатое ещё при Владимире, продолжалось при его преемниках. Крещение русского народа При сыне и преемнике св. Владимира, Ярославе (1019–1054 г.), благодаря его заботам о распространении христианского просвещения в России, об умножении храмов и монастырей, вера Христова глубже укоренилась в сердцах ново просвещённого русского народа. Основанные Ярославом школы, распространённые при нём книги, давали возможность многим глубже и сознательнее усвоять истины веры христианской, а многочисленные храмы, умножавшиеся монастыри были училищами веры и христианского благочестия для тех, кому недоступно было книжное научение. В правление Ярослава под влиянием новой веры воспиталось новое христианское поколение, из среды которого вышло не мало ревнителей святой веры, распространявших её истины в народе. При Ярославе и его сыновьях вера христианская, утвердившись в русском народе, постепенно стала распространяться и среди инородческих племён, остававшихся ещё во мраке язычества. История сохранила сведения о деятельности некоторых наших первых миссионеров, вышедших из среды русского народа, которые много способствовали мирному распространению у нас христианства. Просветителями земли ростовской были святой Леонтий и св. Исаия. Ещё при св. Владимире первые ростовские епископы-греки, Феодор и Иларион, старались водворить христианство среди жителей Ростова, но усилия их были напрасны.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Belyaev...

Посредством собрания представителей всех православных общин Братство хотя и ограниченно, но все же координировало жизнь епархии, а также входило в официальные сношения с властями. Так, в архивных источниках сохранилось множество документов с ходатайствами Братства об освобождении из-под ареста священнослужителей, в том числе и самого священномученика Иоанна. В состав Братства вошли настоятели и клирики городских церквей, активные миряне, представители интеллигенции и молодежи (Николай и Михаил Пульхритудовы, Татьяна Куприянова), адвокат В.А. Бессонов. Все они были смелыми, преданными помощниками владыки Иоанна. Чувствуя сильный отпор со стороны крепнущего объединения приходов, Путята написал на них донос, что стало для Комиссариата по отделению Церкви от государства поводом для ареста сразу 14 активных церковных деятелей. А 11 ноября 1919 года сам епископ Иоанн вновь был арестован. Заявив категорический протест, владыка потребовал пересмотра дела в Москве. Переведенный в московскую тюрьму архиепископ был помещен в одну камеру с уголовными преступниками. В Москве делом занялся сам председатель секретно-оперативного отдела ВЧК Мартын Лацис, однако собрать достаточно компрометирующих материалов ему так и не удалось. Ровно через месяц ВЧК вынесла епископу Иоанну оправдательный приговор. Во время его ареста Путята направляется в Москву с целью создать Высшее церковное управление народной церкви и начать свою деятельность во всероссийском масштабе. Но обновленцы рано начали праздновать победу — епископ Иоанн в 1920 году был освобожден из заключения и вскоре вернулся в Пензу, продолжив управлять епархией. Борьба за пензенские церкви продолжилась. Нужно сказать, что, несмотря на поддержку «путятинского движения» со стороны советской власти, популярность Владимира Путяты среди верующего народа и духовенства падала с катастрофической быстротой. К началу 1921 года в лоно Православной Церкви вернулась община Старого Спасителя города Пензы. Благодаря смелой, но тактичной политике священномученик Иоанн смог удержать паству от влияния раскола, ситуация внутри епархии стабилизировалась.

http://e-vestnik.ru/history/ioann_pommer...

Русский север под влиянием финнов, можно сказать, кишел волхвами, которые старались поддерживать религиозное упрямство в народе. Здесь создались столкновения новой веры со старой, память о которых сохранили для нас летописцы. Оставляя в стороне, как сугубонедостоверное свидетельство Степенной Книги о крещении многих новгородцев в 989 г. митрополитом Михаилом, нужно признать за начало крещения Новгорода только деятельность первого местного епископа Иоакима (с 991), который, по рассказу Новгородской летописи, «требища раззори, идолы сокруши и Перуна посече». Вот эти-то действия, по Иоакимовской летописи, и вызвали бунт в народе. Тогда тысяцкий великого князя Владимира, Путята, во главе своей дружины вступил с народом в сечу, а дядя Владимиров, Добрыня поджег городские дома. Перевес остался на их стороне, и новгородцы должны были креститься. Оттого и пошла пословица: «Путята крести их мечом, а Добрыня огнем». Хотя Иоакимовская летопись представляет собой некий апокриф, но в данном случае, по мнению многих историков, ее рассказ опирается на вышеприведенную пословицу, как древнюю и подлинную; в последнем смысле цитирует эту пословицу и скептик Е.Е. Голубинский . В Ростове – этой русской колонии среди племени Меря, христианство появилось с первым епископом Феодором, который и построил там дубовую соборную церковь во имя Богоматери. В лучшем случае миссионерская деятельность этого епископа-грека простиралась на русских горожан, не касаясь инородцев, как показывает дальнейший слабый успех христианства в Ростове. Позднейшее сказание, как о Феодоре, так и его преемнике Иларионе, сообщает, что они «не терпяще неверия и досаждения людей, избегоша». По позднейшему также житию, в русскую колонию в Муроме христианство принес при св. Владимире посланный сюда на княжение сын его, св. Глеб. Но язычники не пустили его в Муром, так что св. князь «не возможе одолети его и обратити на св. крещение». Насадив во всех главных пунктах тогдашнего русского государства христианскую церковь , св.

http://azbyka.ru/otechnik/Anton_Kartashe...

2. Предпосылки появления обновленчества Весной 1917 года архиепископ Пензенский Владимир (Путята) за свой образ жизни был отстранён Синодом от управления епархией с определением места для покаяния во Флорищевой пустыни. Однако он отказался подчиниться этому определению и продолжал самочинно управлять епархией. Положение вещей тогда было уже таково, что принудительно сослать Владимира в монастырь оказалось невозможно. Поручив управление Пензенской епархией викарному епископу Григорию, Синод предал Владимира соборному суду епископов. Дважды был вызываем он на суд Собора, но оба раза не явился, почему и был судим заочно. В декабре 1917 года Совещанием епископов в составе 50 человек он был запрещён в священнослужении. Однако и этим соборным определением он пренебрёг, продолжая совершать Богослужения и, более того, объявив о создании им «Свободной народной церкви». В считанные месяцы монархист, свой человек в придворных сферах, преобразился в социалиста. При помощи своих сторонников, которые у него появились как среди беспринципной части духовенства, так и среди малоразборчивой публики, падкой на «смелые» нововведения и сенсации, Владимир захватил силой в Пензе четыре храма, в том числе кафедральный собор. Много при этом досаждал он и служителям, назначенным Синодом на Пензенскую кафедру (выборы в епархии провести оказалось невозможно) епископу Феодору (скончался вскоре по прибытии в Пензу в 1918 г.) и епископу Иоанну (Поммеру – с 1921 г. архиепископу Рижскому). Налицо была явная попытка внесения в Церковь раскола. Терпение Церковной власти достигло предела. В июне 1918 года Собором епископов Владимир был извержен из сана. Впрочем, пользуясь обстоятельствами, он продолжал творить бесчиние, немало прибавив к своим беззакониям. 341 Очевидцы событий отмечают, что для Владимира, авантюриста по натуре, важно было любыми средствами удержаться на кафедре. Так, в 1921 году он пытался, хотя и тщетно, испросить возвращение себе сана у Патриарха Тихона. А когда в 1922 году на свет появилось самозваное Высшее Церковное Управление, он, учуяв духовное родство с обновленцами, одним из первых поспешил в Москву объявить им о своём признании, в надежде получить от них «каноническое» назначение на кафедру. Однако последние всё же решили отказаться от поддержки несомненно близкой им по духу, но слишком уж одиозной фигуры Путяты. Собственно, начавшее свою захватническую деятельность «обновленчество» и послужило трансформации путятинского брожения, переманив его «деятелей» под свои знамёна.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

А на Руси — поразительная пассивность и княжеской власти, и Церкви по отношению к язычникам. Ни в одном из известных нам списков Церковного Устава, в отличие от аналогичных памятников Западной Европы, нет наказания за языческое вероисповедание, за непосещение церкви. Люди могли быть формально крещены, но всю свою жизнь ходить на языческие капища и приносить там жертвы. Археологи нашли массу таких капищ, относящихся к XI, XII и даже XIII вв. Русь уже почти триста лет как крещена, а люди до сих пор совершают языческие обряды... Сын Владимира, Глеб, едет на княжение в Муром и, не в силах перебороть язычников, поселяется вне города. Христианство утверждается здесь только в XII веке. Другой сын, Ярослав, долго борется с жителями селения " Медвежий угол " . И в итоге, не сумев совладать с людьми, поклонявшимися богу-Волосу, также закладывает церковь и строит город (будущий Ярославль), по соседству с которым еще долго совершаются языческие жертвоприношения. Да, иначе проходило крещение Новгорода, где " Путята крестил мечом, а Добрыня огнем " . Но вспомним, что Владимир княжил в Новгороде девять лет, что он с помощью новгородской дружины победил брата и сел в Киеве под знаменем возврата к вере отцов. Можно представить, сколько жрецов и всякого рода языческих фанатиков обреталось в Новгороде. А после крещения киевлян их стало еще больше. Так что Владимир сам подготовил в Новгороде благодатную почву для будущих языческих бунтов. Однако в целом княжеская власть на Руси не применяла силу в христианизации своих подданных. И в течение трехсот лет православные храмы порой соседствовали с языческими капищами. Так продолжалось вплоть до монгольского нашествия. И почему же он святой? Так за что же, собственно, канонизировали князя Владимира? За выдающиеся заслуги перед Церковью? Но ведь немало было правителей, также крестивших свои народы, однако ни о каком церковном прославлении и речи не шло. Канонизация — это ведь не награда за примерное поведение. Она — лишь внешнее признание несомненного факта: христиане почитают этого святого, молятся ему и получают по своим молитвам помощь. Владимира задолго до официального церковного прославления считали в народе святым (что подтверждается данными и археологии, и фольклористики). Чем-то, значит, потряс он человеческие сердца, что-то, значит, было особенное в его личности. В нем самом, а не только в его княжеских деяниях.

http://foma.ru/neizvestnyij-vladimir.htm...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010