Путята обратился к съезду с просьбой о восстановлении его в сане и приеме в члены группы, утверждая при этом, чтоон является первым вождем церковной революции в стране . Съезд ему в просьбе отказал, сочтя мотивы «дела» Путяты ничего общего с целями и задачами нового движения не имеющими, тем самым указав на отсутствие политического подтекста в конфликте Путяты с Православной Российской Тем временем, правящим (по линии Московской Патриархии) Пензенским архиереем продолжал оставаться бывший член IV Государственной думы и бывший пензенский кафедральный протоиерей Владимир Лентовский (1857 г. – 2 сентября 1923 г.), назначенный на местную кафедру летом 1921 г. вместо архиепископа Иоанна (уехавшего 8 июня) и рукоположенный во епископа Пензенского и Саранского В этих условиях обновленческое Высшее церковное управление (ВЦУ) постановило: «Предложить группе пензенского духовенства, рукоположение коих не вызывает сомнение в хиротонии, избрать себе епископа и представить его на утверждение ВЦУ». Так как никаких кандидатур не поступило, обновленческое руководство в июле 1922 г. направило в Пензу архиепископа Леонида Приехав в город, тот заявил, что «никаких новшеств, никаких элементов “народной церкви” он не признает и что все должно пойти по-настоящему и древнецерковному». Вслед за этим, пользуясь мандатом от ВЦУ, Леонид сумел закрепить за собой несколько городских храмов, в том числе Покровскую В том же 1922 г. Леонид (Скобеев) попытался сформировать обновленческое Епархиальное управление. В его основу был положен состав бывшего путятинского Епархиального совета: председатель – сам Леонид (Скобеев), секретарь – Иоанникий Смирнов. Члены: Иевский – спившийся дворянин; соборный звонарь Коля; иподиакон Путяты Ваня Шагаев; «священник» Чукаловский, в свое время лишенный сана за незаконное сожительство и восстановленный Леонидом в священническом звании; «священник» П. Вилкин, правая рука Иоанникия Смирнова. Позднее в Епархиальный совет дополнительно были введены: Н. Г. Соколов (назначенный от ВЦУ местный преподаватель истории, окончивший в свое время Санкт-Петербургскую духовную академию) и «священник» Шмонькин, принявший фамилию Архангелов (весной 1923 г.

http://sedmitza.ru/lib/text/4758300/

Вениамин (Федченков Иван Афанасьевич; 1880–1961), митрополит Вера (Попатенко), игумения Вершинский С.М. († 1910) Виктор, св. (Островидов Константин Александрович; 1875–1934), епископ-исповедник Виллигероде Теодор Иванович фон (1878-?), пастор Виноградов Димитрий Петрович (около 1835–1913), протоиерей Виталий (Вертоградов Василий Макарович; около 1808–1866), ректор Олонецкой ДС в 1856–1864, впоследствии – епископ Томский Витте Сергей Юльевич (1849–1915), граф Владимир, св. (Богоявленский Василий Никифорович; 1848– расстрелян 1918),митрополит-священномученик Владимир (Путята Всеволод Владимирович; 1869 – около 1941), архиепископ; лишен сана Владимир (Ужинский Василий Кононович; 1777–1855), епископ Ревельский в1819–1822; впоследствии архиепископ Казанский и Свияжский Владимирский Александр Алексеевич , протоиерей Волков Иван Михайлович (1882–1919) Волковский Александр Константинович, священник Вологодский Димитрий Матвеевич (в монашестве – Димитрий), протоиерей; впоследствии – архиепископ Воскресенский Севастиан Николаевич (1874 –расстрелян 1938), протоиерей Г Гавриил (Петров Петр Петрович; 1730–1801), в 1775–1799 – архиепископ (с 1783 – митрополит) Новгородский и С.-Петербургский Гейден Николай Федорович (1856–1918), граф Геннадий (Борисов Василий; 1846–1898), иеромонах Геннадий (Туберозов Александр Владимирович; 1875–1923), епископ Георгиевский Иван Александрович – преподаватель Каргопольского ДУ Георгий (Ярошевский Григорий Антонович; 1872 – убит 1923), митрополит Гептнер Юлий Романович Гинденбург Пауль фон (1847–1934) Гиринский Леонид Иванович Глазенап Сергей Павлович (1848–1937), астроном, Герой Труда Глубоковский Николай Никанорович (1863–1937), член-корреспондент Академии наук Гоголь Николай Васильевич (1809–1852), писатель Голубинский Евгений Евсигнеевич (1834–1912), академик Грацианов Алексий Иванович, протоиерей Гремячевский Михаил Иванович, священник; уклонился в обновленчество Григорий (Постников Георгий Петрович; 1785–1860) – митрополит С.-Петербургский и Новгородский

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Здесь он впервые проявил себя в других формах. Бывший ухажер и поклонник всего светского, бывший гвардейский офицер, на новом месте стал проявлять себя как «опытный администратор». Эта способность выявилась у него ярко и образно. Он не терпел возражений, был всегда требователен, особенно внедрял в сознание духовенства дисциплину. Его чарующий баритональный и властный голос, иногда дополнял движение его глаз, которые порой метали такие повелевающие искры, что все недосказанное архиереем достаточно восполнялось этим блеском живых черных глаз. Он был дивный брюнет с отпущенными бакенбардами под Александра II, и все его лицо дышало прежней красотой. В эти два года пребывания в Омске и чарующий его образ был незабываем для многих из женщин, посещавших храм, где он служил и его апартаменты в архиерейском доме. Он любил и умел принимать у себя гостей и тонко разбирался при выборе к себе приближенных. Он не любил долго и много говорить и, тем более, убеждать. Поэтому распоряжения его были краткими, ясными и лаконичными. Резолюции его отличались теми же качествами его души и характера. И за это духовенство также не любило его. Присматривался ли Св. Синод к его административной деятельности внимательно или нет, трудно сказать, но случилась необходимость весной 1913 года удалить из Витебска епископа Серафима Мещерякова, оскандалившегося в своей интимной переписке с игуменьей местного монастыря, с возведением в сан архиепископа на Иркутскую епархию, а епископа Владимира перевести с 8 марта 1913 года из обширной богатой епархии в небольшую и мало обеспеченную Витебскую. Владыка Владимир должен был рассматривать это назначение как предупреждение его в том, что карьера его на этот раз куется и поддерживается только им самим, а не придворными связями, в силе которых ему пришлось уже разочароваться. В Витебске он прослужил два года. Эти годы он употребил на укрепление своего пошатнувшегося положения в высших сферах Петербурга. II июля 1914 года был возведен в сан архиепископа и перемещен на богатую кафедру Донскую и Новочеркасскую.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

1922–1924: 1924–1927: Поликарп Тихонов Ардатовская (обн.) 1922–1922: Иувеналий Мошковский Арзамасская 1920–1928: Михаил Кудрявцев 1(14).07.1928–03(16).10.1932: Дометиан Горохов 03(16).10.1 932–09(22).10.1932: Софроний Старков 03 .1933–1934: Серапион Шеваляевский 22 .11(05.12).1934–26.02(12.03).1935: Венедикт Алентов 09(22).05.1935–1935: Стефан Адриашенко 12(25).11.1935–1939(?): Митрофан Гринёв Арзамасская (обн.) 1922–: Михаил Арзгирская 28 .08(10.09).1923–07(20).10.1923: Гервасий Малинин Армавирская 1917–14(27).06.1922: Симеон Никольский Армавирская (обн.) 31 .08(13.09).1922–03(16).08.1923: Михаил Орлинский 1923–1924: 30 .06(13.07).1924–1927: Николай Чудновцев 1927–1929: Николай Розанов 17(30).03.1928–1928: Николай Федотов 1927–1929: Василий Смелов Артемовская (обн.) –1926: Алсксандр 1926–1929: Иоаким Пухальский Иоанн Архангельская 17(30).12.1912–1921: Нафанаил Троицкий 1921–03(16)07.1932: Антоний Быстров 1924–14(27).12.1927: Софроний Арефьев, в. у. 1928–1931: 29 .07(11.08).1931–1931: Аполлос Ржаницын 1931–1933: 1933–1934: Никифор Никольский 19 .10(01.11).1933–23.05(05.06).1937: Никон Пурлевский 23 .05(05.06).1937–1939: Иоанн Соколов 1939–1944: 30 .01(12.02).1944–1944: Михаил Постников 23 .04(06.05).1944–09(22).01.1953: Леонтий Смирнов Архангельская (обн.) 1923–: Зосима Сидоровский 10(23).03.1924–25.02(10.03).1925: Арсений Покровский Владимир Путята 27 .09(10.10).1925–22.09(15.10).1926: Михаил Трубин –10(23).02.1926: Георгий Жук 22 .09(05.10).1926–1927: Михаил Орлов 25 .02(10.03).1925–1927: Василий Бехтерев 1927–22.12(04.01).1927: Симеон Канарский 08(21).02.1928–09(22).06.1928: Палладий Бельтюков, в. у. 1928–1929: Димитрий Крылов 11(24).05.1929–21.01(03.02).1930: Алексий Марков 1929–1932: Иннокентий Пустынский 1932–1933: Геронтий Шевлягин 1933–1934: Павел Громов Александр Рябцовский 17(30).12.1935–1944: Мелхиседек Николев Аскинская 13(26).02.1923–19.05(01.06).1926: Серафим Трофимов Астраханская 20 .03(02.04).1914–24.05(06.06)1916: Филарет Никольский 06(7)(19).07.1916–23.06(06.07).191 9: Митрофан Краснопольский

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Belavin/...

В 1897 г. возникла в Синоде мысль о новой организации нашего заграничного духовенства, которая и была осуществлена в 1907 г. Русская церковь объединяла отныне все наши заграничные церкви (кроме афинской и константинопольской посольских церквей, а равно и духовных наших миссий) под управлением особого архиерея, четвертая викария СПБского митрополита с титулом Кронштадтского, как бы в виде особой заграничной епархиальной организации. Таким заведующим русскими православными церквами заграницей был назначен вновь рукоположенный епископ Владимир (Путята), магистр Казанской Дух. Ак. Каноничность этого акта едва ли может быть оправдана. Территориальный принцип, издавна вошедшей в основу церковного управления, не знает и не терпит вмешательства в дела иной епархии и церковной области. Пределы власти епархиальной строго ограничены ее территорией. Епископ, вторгающийся в чужую область, подлежит церковному суду. Акт русского Синода 1907 г. представляет собою вторжение в юрисдикцию Константинопольского патриарха, которому всеми восточными автокефальными церквами издавна было санкционировано управление всеми православными приходами в Европе. Мы, по-видимому, не считали нужным испрашивать согласие Патриарха Второго Рима-Константинополя на учреждение домовых, дворцовых, миссийских и иных церквей за границей Российской Империи. Извинение этого принципом дипломатической «экстерриториальности» вряд ли могло быть священными канонами обосновано. Но уже организовывать на территории, подведомственной Константинопольскому патриарху, целое епархиальное управление и назначение в Рим русского архиерея с правящими функциями является просто нарушением канонического порядка. Таков был дух русского церковного империализма. Митрополит Петербургский хозяйничал в епархии ему неподчиненной. Интересно, что сохранилась переписка Синода с Министерством Иностранных Дел по этому поводу, но к патриарху Константинопольскому об этом по-видимому не сочли нужным обращаться. Стоить только вспомнить всю печальную историю наших взаимоотношений с патриархией Иерусалимской при учреждении нашей там духовной Миссии. Правда, следует отметить, что наши церкви в Афинах и Константинополе, «в виду их особого положения, как восточных церквей», не были подчинены еп. Кронштадтскому. Но тем не менее принцип, положенный в основание управления всеми другими европейскими храмами, нарушал традиционный порядок, соблюдаемый в Европе всеми другими церквами. Клирики автокефальных церквей Элладской, Александрийской и др., будучи назначаемы в греческие православные церкви в Европе, тем самым переходили в подчинение Константинополю. Русский церковный империализм легко пренебрег этим.

http://azbyka.ru/otechnik/Kiprian_Kern/d...

Как бы то ни было, каждый из вышеназванных кандидатов был достойным и очень известным церковным деятелем. По своим политическим взглядам они являлись монархистами, причем активно отстаивавшими свои взгляды в условиях церковно-общественной полемики начала XX в. В 1910 г. на пост протопресвитера был назначен Евгений Аквилонов . Возможно, что на решение властей повлияло решение первого протопресвитера отца Александра Желобовского . Ведь именно по его инициативе отец Евгений был назначен на должность помощника протопресвитера. Через год, уже после кончины отца Евгения Аквилонова за пост протопресвитера вновь разгорелась нешуточная борьба и количество рассматриваемых кандидатов существенно увеличилось. Об этом позже написал преемник отца Евгения протопресвитер Георгий Шавельский в своих «Воспоминаниях»: «Тяжкая болезнь (саркома), необыкновенно прогрессировавшая, быстрыми шагами, видимо для всех, вела к могиле этого могучего и духом и телом, совсем еще не старого человека (он умер в 47 лет). Дни его были сочтены. «Кандидаты» на протопресвитерство, – а их было несколько, – уже подготовляли чрез сильных мира каждый для себя почву. Больше всех старался епископ Владимир (Путята), склонивший на свою сторону императрицу Марию Федоровну и великого князя Константина Константиновича; затем настоятель Преображенского (всей гвардии) собора, митрофорный протоиерей Сергий Голубев, за которого ратовал салон графини Игнатьевой; престарелый (80 лет) настоятель Адмиралтейского собора, митрофорный протоиерей Алексий Ставровский подал морскому министру, адмиралу Н.К. Григоровичу, докладную записку, в которой доказывал, что именно он должен быть назначен протопресвитером, и эта записка была представлена в Синод; настоятель Сергиевского собора, председатель Духовного правления, протоиерей И. Морев , которого протежировал командир конвоя его величества, князь Юрий Трубецкой, и др.» 15 Приведенные перечни кандидатов на пост протопресвитера военного и морского духовенства в первом и втором случаях свидетельствуют о том, что данная должность действительно была в начале прошлого века одной из самых элитных и завидных, занять которую было весьма много желающих. В этой связи весьма интересно будет узнать, кем же был отец Евгений до того, как занять один из самых престижных постов, который только мог занять белый священник в Российской империи. Протоиерей Евгений Аквилонов – профессор Санкт-Петербургской духовной академии

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Akvilo...

Митрополит Антоний находится в Белграде, откуда не так давно Патриарх от него получил письмо. Был у меня Зенкевич, вернувшийся из Москвы. Привез письмо от Нумерова. Его я Вам присылаю. Передавал он некоторые подробности заседания четвергового, длившегося с восьми часов вечера до четырех часов утра. Оказался неожиданным для всех, самым ревностным, энергичным отстаивателем надлежащей точки зрения на Владимирский вопрос митрополит Евсевий , выступивший с часовой речью и резко выговаривающий митрополиту Сергию за его прямо незакономерные действия по отношению к вопросу о принятии Владимира. Причем он заявил даже, что теперь еще не время, а впоследствии собор епископов его самого (Сергия) будет судить за многие его деяния, и, в частности, отношение его к данному вопросу есть одна из темных страниц его деятельности. В результате вопрос был сорван главным образом благодаря энергии Евсевия и поддержке его со стороны а[рхиепископа] Серафима [Чичагова]. А митрополит Сергий, дабы не попадаться на глаза Владимиру, которого он заверил, что дело его будет решено в положительном смысле, должен был уйти черным ходом. Как все это трагикомично. И Сергию, как видно, не повезло, и его высылают, но я не понимаю, как это Нижний избран местом ссылки. Что касается Архангельска, то туда ссылка вообще отложена: дело в том, что Архангельск и часть Вологодской губернии переходят к англичанам и из Архангельска предложено выехать всем, кто там живет менее шести лет. В связи с этим недавно в Таганской тюрьме получено предписание, что высылка в Соловки митрополита Кирилла отменяется и он имеет числиться за Таганской тюрьмой. Относительно моего заместителя по Пензенской кафедре думаю, что он будет доволен, отделается от а[рхиепископа] Евдокима , с которым он воюет, получит самостоятельную кафедру, что ему любо как человеку, для которого " карьера " имеет значение; что касается стороны моральной, то он в лучших условиях, чем я, т. к. в деле его назначения Путята не ждал, по-видимому, такой роли, как в моем.

http://pravoslavie.ru/archiv/pisma9.htm

«Пусть Иов, раб Мой, помолится за вас, и Я ходатайство его приму, чтобы не поступить с вами худо» ( Иов.43:8 ), так говорил Сам Бог друзьям праведного Иова. О! надобно дорожить друзьями Божиими! Надобно умолять их, чтобы молились они за нас, грешников. Странны люди! То они говорят, что ни к чему они не способны; то выставляют тебя такими сильными, такими богатыми, что им друзья Божии ни почем: ни молитва , ни помощь святых не нужны им; о себе говорят, что живут они благодатию, а в истинных друзьях Божиих не признают благодати. – Но чего же и ждать от мнений людских, как не противоречий себе самим? Ложь изменяет самой себе. Будем дорожить истиною, неизменяемою веками. † Память о Новгородских святителях: Иоакиме, Луке, Германе, Аркадии, Григории, Мартирии, Антонии, Василии и Симеоне Согласно с волею неба, объявленною святителем Иоанном в 1439 году 76 , Церковь Великого Новгорода чтит февраля 10-го память святителей своих: Иоакима, Луки, Германа, Аркадия, Григория, Мартирия, Антония, Василия и Симеона 77 . Блаженный Иоаким был из числа священников, которых привез с собою из Корсуня великий князь Владимир, когда решился просветить Россию св. крещением 78 . При св. митрополите Михаиле, еще в сане священника, проповедовал он святую веру в Новгороде; он построил здесь тогда храм Преображения Господня и крестил некоторых из язычников 79 . Но язычество было в большой силе в Новгороде и упорно отстаивало власть свою над бедными людьми; оно не слушало проповедника св. веры и выступило с мятежом против распоряжений великого князя Владимира, вызвав на помощь себе вольницу Новгорода. В 993 г. Иоаким посвящен был во епископы Новгорода 80 . Для обуздания бунтующих язычников, Добрыня и Путята явились в Новгород с войсками. В Иоакимовой летописи читаем: «когда в Новгороде узнали, что Добрыня идет крестить, то собрали вече и все поклялись не пускать его в город и не давать идолов на извержение. И точно, когда пришел Добрыня, то Новгородцы разметали мост и вышли против него с оружием. Добрыня стал было уговаривать их ласковыми словами, но они не хотели и слушать, и поставили две каменометные машины.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Третьего апреля 1913 года было проведено расширенное заседание Совещания, на котором состоялось последнее чтение проекта «О высшем церковном управлении», завершившее чреду встреч церковных экспертов 1912–1913 годов, посвященных реформированию высшей власти и управления Российской Церкви. Помимо членов Совещания в заседании приняли участие приглашенные председателем ввиду важности обсуждаемого документа архипастыри: митрополит Киевский Флавиан (Городецкий), архиепископ Владивостокский Евсевий (Никольский), архиепископ Гродненский Михаил (Ермаков), архиепископ Никон (Рождественский) — бывший Вологодский, епископ Екатеринославский Агапит (Вишневский) и часто бывавший в Петербурге епископ Полоцкий Владимир (Путята). На встрече присутствовал и обер-прокурор Синода В. К. Саблер. Были рассмотрены утвержденные на предыдущих заседаниях изменения, касающиеся существенных вопросов, которые архиепископ Сергий включил в обновленный проект. Совещание признавало принадлежность высшего церковного управления Святейшему Синоду и Патриарху. Для дел же чрезвычайных должен созываться Всероссийский Церковный Собор. Синод, за которым был сохранен прежний титул — «Святейший Правительствующий Синод» 9 , объявлялся правительственным учреждением, подчиненным лишь императору, а потому и синодальные указы должны исполняться как императорские. Лишь собственный императорский указ мог остановить исполнение синодального указа. Предполагалось, что законодательные полномочия Синода позволят ему разъяснять и дополнять действующие церковные законы, а в случаях, не терпящих отлагательства, с соизволения императора издавать новые, вносить изменения в существующие церковные законы, предлагая окончательное решение на усмотрение Всероссийского Церковного Собора. Синод объявлялся высшей церковной судебной инстанцией по всем делам. Единственное исключение делалось для Патриарха, преданного церковному суду. Его должен был судить Собор епископов Российской Церкви. Совещание очертило круг пастырских и административных полномочий Святейшего Синода.

http://e-vestnik.ru/analytics/keleynyy_t...

Убранство пополнялось за счет ценных пожертвований. Греческий королевич Христофор Георгиевич подарил крест-мощевик, его сестра Мария — икону св. Ольги собственной работы; из мастерской Плахова происходят 18 малых икон киевских святых; четыре иконы в киотах доставили в 1893 из мастерской М. Е. Малышева в Сергиевом Посаде. Чтимая икона Иверской Божией Матери была написана в 1901 афонцами в память императора Александра III. Уже после революции в храм попал большой образ св. Саввы Сербского, исполненный в Сербии русской эмигранткой Л. И. Родионовой. По штатному расписанию 1867 года причт церкви состоял из настоятеля-архимандрита, хорошо знавшего католичество, дьякона и двух псаломщиков. Хор был наемным и в нем зачастую по-славянски пели итальянцы. Обычно настоятель назначался на три года, после чего он уезжал на родину и часто становился там архиереем. Например, с 1913 по 1916 настоятелем был архим. Филипп (Гумилевский), будущий архиепископ Звенигородский. Однако некоторые архимандриты оставались на более долгий срок: так, в 1884–1897 настоятелем служил архим. Пимен (Благово), составивший известные мемуары «Рассказы бабушки» и открывший на улице Боттеге Оскуре странноприимный дом св. Станислава, который позже вернулся к польским католикам. При настоятеле архим. Клименте (Верниковском), позже епископе Винницком, в 1898 начался сбор средств на возведение в Риме отдельной русской церкви, поскольку, как отмечалось, «посольский храм очень скромно представительствует в центре латинства Русскую Церковь, верную Вселенскому Православию». Государь пожертвовал 10 тыс. руб. Надо заметить, что первая попытка этого рода была предпринята раньше — в 1879, когда Елизавета Ковальская, вдова сотрудника посольства, предложила выстроить церковь на кладбище Верано, но Синод отверг ее инициативу. В 1902 настоятелем в Рим был назначен архим. Владимир (Путята), который через пять лет стал епископом Кронштадтским, викарием Санкт-Петербургской епархии, ответственным за заграничные русские храмы. Он активно взялся за постройку храма, но, будучи по натуре конфликтным человеком, отклонил кандидатуру видного архитектора М. Т. Преображенского, автора церкви во Флоренции, предложив вместо него малоизвестного А. Ю. Ягна. Одновременно настоятель забраковал и место для постройки, подаренное гр. Л. А. Бобринским в престижном квартале.

http://sobory.ru/article/?object=09356

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010