" Перед нами — редчайший пример изображения фантастических животных, по преданиям, обитавших в дальних странах " , — говорит руководитель Архитектурно-археологического отряда Института археологии РАН Владимир Седов. По словам ученого, таких мифических тварей обычно рисовали в странах Западной Европы. На Руси по неизвестным науке причинам это не было принято. Тем более в святом месте — храме. " На стенах Преображенского собора очень много крестов — люди оставляли о себе молитвенную память. Очень похоже на современную традицию " именных кирпичиков " : человек жертвует деньги на строительство храма, и на кирпич краской наносят его имя или имена тех, чье поминовение он закажет " , — объясняет пресс-секретарь Переславской епархии священник Сергий Савенков. Само собой, отмечает он, в храмах " абы что не чертили " . Все надписи так или иначе связаны с христианской тематикой. На стенах Софийского собора в Новгороде в виде граффити встречаются даже народные подражания иконам Христа и Богоматери. Кроме того, в новгородских церквях исследователи обнаружили интересный феномен того времени: верующие царапали свое мирское имя и тут же — крестильное. Например, " Путята написал это " , а рядом тем же почерком: " Раб Божий Илия " . Авторы храмовых граффити изображали и самих себя. Благодаря этому, например, ученые узнали, как выглядела повседневная одежда во времена домонгольской Руси. Процарапывали иногда и фигуры животных — либо домашних, либо связанных с тем или иным библейским эпизодом. Оттого и необычен найденный в Переславле рисунок. На нем запечатлено фантастическое существо, о котором ни в Библии, ни в церковном предании нет ни слова. " Часть картинки отколота, поэтому сомневаюсь, что у существа рыбий хвост. По всей видимости, изображено противоборство птицы и змеи, чему есть параллели в других памятниках древнерусской культуры " , — рассуждает историк Савва Михеев. По словам ученых, в средневековых представлениях змея олицетворяла зло — ведь в Библии именно из-за змея-искусителя Адама и Еву изгнали из Эдема. Птица же — небесный символ. Поэтому исследователи считают: в необычном граффити аллегорически запечатлена борьба добра со злом, то есть вполне церковный мотив.

http://bogoslov.ru/event/6167743

Принятие этого определения было вызвано движением, в то время на­зывавшимся «церковным большевизмом». Кстати, рабочим названием это­го доклада было «О церковном большевизме». Церковным большевизмом тогда называли выступления клириков против священноначалия под ре­волюционными лозунгами и обращение их к враждебной Церкви граж­данской власти 4 . В этом движении участвовали и отдельные архиереи. Среди выступлений такого рода следует назвать «Исполнительный комитет духовенства» в Москве, «илидоровщину» в Царицыне и т.д. 5 . Наиболее из­вестным выступлением была пензенская «Народная церковь », которую воз­главил архиеп. Владимир (Путята), в апреле 1918 г. низвергнутый Собором из сана. Написание истории возглавляемого еп. Владимиром (Путятой) движе­ния – дело будущего 6 . Однако очевидно, что пензенская «Народная церковь » была одним из первых опытов создания подчиненной государству церковной организации. В качестве иллюстрации приведем фрагмент листовки пензенского Народного епархиального совета, посвященной вопросу о введении гражданского брака. «ПОСТАНОВЛЕНИЕ Народного Епархиального Совета по вопросу о венчании браков, расторгну­тых гражданским порядком. Ввиду поступающих из разных мест губернии жалоб на отказ священников совершать венчание лиц, разведенных и вступивших в новый брак на основании «декрета о гражданском браке и разводе», Совет Пензенского Епархиального Управления разъясняет, что гражданские последствия брака устанавливаются исключительно гражданским актом и прекращаются таковым же – граждан­ским разводом. Церковное венчание сохраняет за собой лишь силу и характер «благословения», «церковный» же (точнее «консисторский») развод, который всегда прекращал одни только гражданские последствия брака, производился так же, как и теперь, в государственном учреждении – Консистории, и следо­вательно являлся в сущности «гражданским», – утратил, с изданием закона о гражданском разводе, силу, разрушающую брачные узы, и становится отныне как «развод» – излишним. В силу изложенного, священники имеют право от­казывать в церковном венчании лишь тем разведенным в гражданском поряд­ке супругам, которые не предъявят гражданского акта (т. наз. «выписи из книги браков») о заключении нового брака...» 7 .

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr-Krav...

Проблемы материального положения духовенства значительно сказывались и на кадровом воспроизводстве священнослужителей, и на состоянии духовных школ. Средств на содержание последних не хватало. Учеба в духовном училище и Пензенской семинарии часто была единственной возможностью для детей клириков получить среднее образование, но лишь малая часть выпускников шла по пути своих родителей, остальные связывали свое будущее с гражданской службой. В результате в епархии кадры священно- и церковнослужителей пополнялись не лучшими выпускниками, что, естественно, сказывалось на готовности клириков отвечать на «вызовы времени». Всё это приводило к нарастанию непонимания и отчуждения прихожан от священства. Приход как основная единица церковной жизни находился в состоянии кризиса и застоя, требовалась его реорганизация на новых началах. Но кроме проблем пензенского духовенства и духовного кризиса общества в целом на стремительное развитие раскола повлиял и другой фактор — появление здесь Владимира (Всеволода) Путяты. Кризис Церкви и надвигающиеся революционные события, хаос и брожение умов породили самые разные «сомнительные» личности, хорошо чувствующие политический момент. Пензенская епархия с ее провинциальными воззрениями и церковными нестроениями стала той благодатной почвой, где и «расцвел» талант Владимира Путяты. После прихода к власти большевиков в 1917 году Владимир Путята, ранее отстраненный от управления епархией за аморальное поведение, объявил о создании «новой свободной народной церкви». Кто же составил основу его движения? Ответ на этот вопрос можно найти в воспоминаниях Н.П. Иванова, иподиакона епископа Иоанна (Поммера), борца с обновленчеством, бывшего непосредственным очевидцем тех событий: «Это были люди переходного периода, потерявшие или просто не обретшие себе ничего взамен. Они еще ходили в праздничные дни в церковь, но не для того, чтобы помолиться, а лишь как в какой-то клуб, где можно встретить досужих приятелей, где можно было бесплатно послушать хороший хор, а иногда и способного проповедника, где можно было посидеть в ограде на лавочке и, раскуривая папиросу, посудачить и посплетничать с такими же досужими людьми о чем угодно, подвергнув критике всё, что заблагорассудится.

http://e-vestnik.ru/history/ioann_pommer...

Что же касается крещения Новгорода, где якобы «Путята крестил мечом, а Добрыня огнем», то сообщение об этом происходит из крайне ненадежного источника – так называемой «Летописи Иоакима Корсунянина». Разве не чудом является подвиг святых страстотерпцев Бориса и Глеба? У святого Бориса в распоряжении была дружина, которую он мог легко бросить против своего коварного старшего брата, отстраненного, к тому же, отцом от власти. Но святой Борис не захотел идти путем братоубийства и гражданской войны, не захотел лить братскую кровь и предпочел пролить свою. И этот подвиг впоследствии неоднократно останавливал готовую было загореться братоубийственную рознь. Если бы в Киеве утвердился Святополк Окаянный – зять князя Болеслава Храброго, – то Русь была бы полонизирована и окатоличена Другим чудом Киевской эпохи является правление Ярослава Мудрого. Ведь если бы утвердился Святополк Окаянный – зять польского князя Болеслава Храброго, – то Русь скорее всего была бы полонизирована и окатоличена. Но Бог даровал победу Ярославу над братоубийцей и предателем веры Святополком. Тот расцвет веры и благочестия, христианского просвещения, который наступает в эпоху Ярослава и его сыновей, явление первоначального монашества в лице Антония и Феодосия Печерских, расцвет русской святости – тоже чудо. Вот как поэтически говорит о нем святитель Иларион Киевский: «Труба апостольская и гром евангельский огласили все грады; фимиам, возносимый Богу, освятил воздух а . Встали на горах монастыри, явились черноризцы. Мужи и жены, малые и великие, люди все, наполнившие святые церкви, восславили , взывая: “Един свят, един Господь, Иисус Христос, во славу Бога Отца, аминь! Христос победил! Христос одолел! Христос воцарился! Христос прославился! Велик Ты, Господи, и чудны дела Твои! Боже наш, слава Тебе!”». К сожалению, русские люди в то время не смогли оценить то великое сокровище, которое им было даровано, и почтить Бога через единомыслие и братолюбие. И наследие святого князя Владимира, страстотерпцев Бориса и Глеба , Ярослава Мудрого бездумно расточалось в усобицах и братоубийствах. К сожалению, древний славный богатый и златоглавый Киев не смог стать объединяющим центром для Руси. Таковым суждено было явиться бедной и лесистой Владимиро-Суздальской земле, малой и мизинной. На ней исполнилось древнее библейское благословение: «Больший да будет в подчинении у меньшего». Отметим, что и святой князь Владимир был младшим сыном Святослава.

http://pravoslavie.ru/80944.html

Достигнув Новгорода, Леон оставил здесь епископом Иоакима и поручил ему просветить св. крещением землю Новгородскую. С помощью княжеского дяди – воеводы Добрыни, ревностно приступил к обращению Новгородцев в христианство и ревностно нес великий труд апостольский св. архипастырь. Впрочем, язычество, хотя и и слабое само по себе, но издавна вкорененное в народе, здесь, так же, как в Киеве и других местах Руси, не вдруг склонилось пред христианством. Здесь приведем любопытное известие о сокрушении язычества в Новгороде из так называемой Иоакимовской летописи. «Когда в Новгороде узнали, что Владимиров дядя – воевода Добрыня идет с греческими епископами и священниками крестить жителей его в веру греческую, то собрали вече, и поклялись все – не пускать его в город, не давать идолов на ниспровержение; и точно, когда Добрыня пришел, то Новгородцы разметали большой мост, и вышли против него с оружием; Добрыня стал было уговаривать их ласковыми словами, но они слышать не хотели, вывезли две камнестрельные машины (пороки) и поставили их на мосту. Впрочем, на восточной – нынешней торговой стороне города жители оказали более готовности и покорности принять новое учение, без сомнения рассуждая так же, как и Киевляне; но не так были сговорчивы Новгородцы, жившие на западной – нынешней Софийской стороне. Возмущаемые тысячским Угоняем и жрецом Богомилом, или Соловьем, как он назван был за свое красноречие, жившие там Новгородцы не хотели креститься. Угоняй, ездя всюду по городу, кричал: «лучше нам помереть, чем дать богов наших на поругание»; народ в досаде на Добрыню, как бы главного виновника нововведения, рассвирепел, разорил дом его, разграбил имение, убил жену и еще некоторых из родни. Тогда тысячский ВладимировПутята, – муж смысленный и храбрый, прибегнул к воинской хитрости. Приготовив несколько лодок, и выбрав из Ростовцев пятьсот человек, он ночью перевезся выше крепости на ту сторону реки и вошел в город беспрепятственно; ибо осажденные, не ожидая врагов с этой стороны, думали, что этот народ пришел к ним же на помощь.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Tihomiro...

Достигнув Новгорода, Леон оставил здесь епископом Иоакима и поручил ему просветить святым крещением землю Новгородскую. С помощью княжеского дяди - воеводы Добрыни - ревностно приступил к обращению новгородцев в христианство и ревностно нес великий труд апостольский святой архипастырь. Впрочем, язычество, хотя и слабое само по себе, но издавна вкорененное в народе, здесь так же, как в Киеве и других местах Руси, не вдруг склонилось перед христианством. Здесь приведем любопытное известие о сокрушении язычества в Новгороде из так называемой Иоакимовской летописи. «Когда в Новгороде узнали, что Владимиров дядя - воевода Добрыня - идет с греческими епископами и священниками крестить жителей его в веру греческую, то собрали вече и поклялись все - не пускать его в город, не давать идолов на ниспровержение; и точно, когда Добрыня пришел, то новгородцы разметали большой мост, и вышли против него с оружием; Добрыня стал было уговаривать их ласковыми словами, но они слышать не хотели, вывезли две камнестрельные машины (пороки) и поставили их на мосту. Впрочем, на восточной - нынешней Торговой стороне города - жители оказали более готовности и покорности принять новое учение, без сомнения, рассуждая так же, как и киевляне; но не так были сговорчивы новгородцы, жившие на западной - ныне Софийской стороне. Возмущаемые тысяцким Угоняем и жрецом Богомилом, или Соловьем (как он назван был за свое красноречие), жившие там новгородцы не хотели креститься. Угоняй, ездя всюду по городу, кричал: «Лучше нам помереть, чем дать богов наших на поругание»; народ в досаде на Добрыню, как бы главного виновника нововведения, рассвирепел, разорил дом его, разграбил имение, убил жену и еще некоторых из родни. Тогда тысяцкий Владимиров - Путята, муж смысленный и храбрый, прибегнул к воинской хитрости. Приготовив несколько лодок и выбрав из ростовцев пятьсот человек, он ночью перевезся выше крепости на ту сторону реки и вошел в город беспрепятственно; ибо осажденные, не ожидая врагов с этой стороны, думали, что это народ пришел к ним же на помощь.

http://pravicon.com/info-2444

Он предлагает свои услуги в качестве, так сказать, главного эксперта, т[ак] к[ак] действительно тончайшим образом знает православное духовенство сверху донизу, а также как человек высоко образованный прекрасным образом разбирается в других вопросах. Разумеется, он не коммунист и ни в какой степени не может быть сделан ответственным работником, но мог бы быть использован в качестве главного эксперта по всем таким вопросам. Иначе я отнюдь на этом плане не настаиваю, но считаю нужным довести его до сведения ЦК РКП. Полагаю, что при условии откомандирования в качестве заведующего таким политотделом церкви достаточно компетентного партийно авторитетного лица, мы могли бы значительно улучшить и урегулировать это запущенное дело, которым сейчас ведают, главным образом, органы ВЧК и 8-й отдел Наркомюста, вряд ли представляющие собою достаточно культурную силу, вряд ли проявившие достаточно такта и зоркости в этом деле, словом вряд ли являющиеся удовлетворительным аппаратом для нашей своеобразной борьбы против несомненно растущего влияния черного духовенства. Прилагаю при сем официальное заявление, поданное мне архиепископом 22 марта 1922 г. «Комиссия при Агит-отделе (ЦК РКП(б). – М. К.) по вопросу о листовках и брошюрах по кампании изъятия ценностей церквей», заслушав предложение Луначарского «издать обращение к верующим от епископа Владимира», постановила: «Поручить т[оварищу] Луначарскому а) просить епископа Владимира написать от своего имени обращение к верующим по поводу изъятия церковных ценностей; б) это обращение издать с предисловием, составление которого поручить т[оварищу] Луначарскому; в) огласить обращение в порядке частного В апреле 1922 г. кандидатуру Путяты с точки зрения назначения его на должность редактора церковно-обновленческого журнала рассматривали органы ГПУ. Начальник VIomдeлehuя Секретного отдела ГПУ А. Ф. 11 апреля 1922 г. докладывал «рапортом»заместителю председателя ГПУ И. С. Уншлихту: «Организационную работу по созданию церковного журнала можно считать законченной.

http://sedmitza.ru/lib/text/4758300/

Первые упоминания о князе-иноке в летописи связаны с событиями междоусобной войны 1097-1100 гг., начало к-рой положило вероломное ослепление владимиро-волынским кн. Давидом Игоревичем теребовльского кн. Василия (Василька) Ростиславича (1097). В этот период Святослав Давидович воевал на стороне киевского кн. Святополка Изяславича (1093-1113). По всей видимости, он следовал воле отца, к-рый благодаря поддержке Святополка в 1097 г. получил черниговский стол, сменив на нем младшего брата Олега (решение Любечского съезда). В составе войск киевского князя Святослав в течение 7 недель осаждал Владимир Волынский, где укрывался Давид Игоревич. После взятия города (9 апр. 1099) и бегства владимирского князя в Польшу участвовал в сражении на Рожни (урочище в верховьях Зап. Буга к востоку от Звенигорода) против Володаря и Василька Ростиславичей, но в результате поражения вместе с киевским князем, его сыновьями и племянниками бежал с поля битвы во Владимир. Отсюда Святополк послал своего старшего сына Ярослава за помощью в Венгрию, а сам направился в Киев. Во Владимире он оставил сына Мстислава, а в Луцке посадил Святослава. Отсутствием Святополка воспользовался Давид, к-рый вернулся на Русь и при помощи половецких отрядов под Перемышлем разгромил находящийся в союзе с киевским князем венг. отряд. После этого он начал готовиться к осаде Владимира. Первостепенной задачей Давида было предупредить внезапное появление киевских полков под стенами города. С этой целью он навязал Святославу соглашение, по к-рому луцкий князь должен был уведомить его о возможном движении Святополка. В ходе начавшейся 12 июня 1099 г. осады был убит Мстислав Святополчич, и из Киева в помощь осажденным были направлены войска под командованием воеводы Путяты. Когда полки подошли к Луцку, к ним примкнул Святослав, предварительно арестовав находящихся у него Давидовых «мужей». Внезапное нападение 5 авг. на лагерь Давида под стенами Владимира предопределило успех похода. Осада была снята, власть в городе перешла в руки Василя, посадника Святополка, после чего Святослав вернулся в Луцк, а Путята - в Киев. Однако вскоре при содействии половцев Давид вернул себе контроль сначала над Луцком, а позже и над Владимиром. В этой ситуации Святославу ничего не оставалось, как покинуть Волынь и вернуться к отцу в Чернигов.

http://pravenc.ru/text/2692185.html

Первый зафиксированный иудейский (хазарский) погром случился на Руси точно 910 лет тому назад, в 1113 году. Беспорядкам и кровавому бунту предшествовала внезапная смерть насквозь коррумпированного сребролюбца, хоть и набожного, вел. кн. Киевского Святополка Изяславича. Желание приближённых покойного и его тысяцкого (что-то вроде главы правительства) оставить всё «как при бабушке» – понятно. Для этого тысяцкий, – звали его Путята, – намеревался возвести на великокняжеский престол одного из Святославичей (памятных Гориславичей), их была очередь править по лествичному праву. Но один из них был «лицо незначительное», другой не был популярен в народе, да и хазары на него поглядывали с опаской, боясь мести: когда-то предали его, выдав Константинополю. Политическая ситуация, как водится, была ещё много сложней, чем обозначено (подробности интересны, поскольку актуальны). Третьим по лествичной очереди на киевский стол был любимец народа, герой походов против половцев, Владимир Мономах, которого ненавидел Олег Святославич, будучи его вечным соперником. Мономах киевского престола вне очереди не хотел. Народ, услышав, что Мономах не едет править, в Киеве начался бунт – спалили и разграбили дом Путяты, начались, как водится, погромы и грабежи ростовщиков. Появление Мономаха усмирило страсти. Василий Ключевский сообщает, что при покойном Святополке был «капитал чрезвычайно дорог: при краткосрочном займе размер месячного роста не ограничивался законом». То есть можно было драть и десять шкур, чтобы человек и детей и жену продал и никогда бы не поднялся. «Владимир Мономах, став великим князем, ограничил продолжительность взимания годового роста в половину капитала…». Впрочем, при долголетнем займе и Мономах допустил годовой рост в 40%...». Примечательно, что Мономах провёл специальное совещание с боярами по еврейскому вопросу. Обсудили и решили: «Ныне из всей Русской земли всех жидов со всем их имением выслать и впредь не впускать; а если тайно войдут, вольно их грабить и убивать». Исполнено, конечно, не было. Свирепость некоторых законов компенсируется их неисполнением. Каинитяне не так лишаются силы.

http://ruskline.ru/news_rl/2023/09/12/ka...

13(28)12.1923 04(17)03.1924 04(17)03.1924 11.1925 31.08(01.09)1927 26.02(11.03)1928 26.02(11.03)1928 28.07(10.08)1936 03.1937 Митрофан Русинов 09(22)08.1941 03.1944 02(15)08.1944 17(30)10.1947 17(30)10.1947 29.11(12.12)1947 29.11(12.12)1947 21.07(03.08)1948 21.07(03.08)1948 03(16)04.1956 12(25)04.1956 03(16)04.1965 23.01(05.02)1965 12(25)05.1965 12(25)05.1965 22.01(04.02)1990 06(19)02.1990 07(20)02.1991 30.01(12.02)1991 14(27)06.1992 20.06(03.07)1992 Одесская, обн. Основана в 1922 г. Упразднена в 1942 г. Викарные кафедры: Николаевская, Первомайская. 1922 Алексий Баженов 20.10(02.11)1922 31.03(13.04)1923 10.1928 23.09(06.10)1937 Одинцовская Основана 22.09(05.10)1994. Именование – по г. Одинцово (Московская область). Московское викариатство. Упразднена в 1996 г. 22.09(05.10)1994 14(27)12.1996 Ойротская, обн. Основана в 1924 г. Местопребывание – в г. Ойрот-Тура (с 1948 г. – Горно-Алтайск). Упразднена в 1925 г. 26.01(08.02)1924 06.1924 23.03(05.04)1925 10(23)06.1925 Иннокентий Кулаков Оломоутско-Брненская Основана в 1950 г. Именование – по гг. Оломоуц, Брно (Чехословакия). В составе Чехословацкого экзархата Московского патриархата. 23.01(05.02)1950 10(23)11.1951 Олонецкая (см. Ладожская и см. Петрозаводская) Олонецкая, обн. Основана в 1922 г. Именование – по г. Олонец (Карельская АССР). Упразднена в 1925 г. Викарная кафедра: Вытегорская. 04(17)08.1922 12(25)10.1925 Александр Надеждин Омская Основана 06.02.1895 (по др. 16.01.1895, 10.02.1895; выделена из Тобольской и Томской епархий). Именовалась: Омская и Семипалатинская; Омская и Акмолинская; с 26.01.1913 – Омская и Павлодарская; Омская и Тарская; в 1947 г. – Омская и Тюменская; с 12(25)01.1990 – Омская и Тарская, паки. Викарные кафедры: Семипалатинская, Акмолинская, Петропавловская, Тюменская. 18.02.1895 17.12.1900 20.01.1901 06.09.1903 Сергий Петров I 06.09.1903 09.12.1905 Михаил Ермаков 09.12.1905 18.02.1911 18.02.1911 08.03.1913 Владимир Путята 08.03.1913 30.07.1914 30.07.1914 04.06.1915 ранее 03.1915 04.06.1915 04.06.1915

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010