29 янв. 1906 г. Казанский и Свияжский архиеп. Димитрий (Самбикин) возглавил в С.-Петербурге хиротонию М. во епископа Чебоксарского, викария Казанской епархии. 25 июля 1907 г. назначен епископом Пензенским. В янв.-мае 1908 г. принимал участие в сессии Синода. В 1910 г. М. был избран почетным членом СПбДА. Во время управления М. епархией были учреждены женские монастыри - Свято-Ольгинский в г. Инсаре и Виргинский Покрово-Николаевский в Нижнеломском у., а также муж. монашеская община в с. Стяжкине Наровчатского у.; был построен учебный корпус Тихоновского ДУ в Пензе с домовым храмом во имя святителей Тихона и Митрофана Воронежских; начали действовать епархиальные миссионерские курсы. М. активно участвовал в борьбе с пьянством, при нем число об-в трезвости в епархии увеличилось до 595, что сделало Пензенскую губ. одной из первых в стране по развитию трезвеннического движения. В 1911 г. было учреждено Епархиальное об-во трезвости. В апр. 1913 г. в епархии впервые прошел Всероссийский праздник трезвости. 6 мая 1914 г. М. был возведен в сан архиепископа. С началом первой мировой войны в епархии организовал при монастырях лазареты для раненых, проходил сбор средств и вещей для сражавшихся на фронте, оказывалась помощь солдатским семьям - деньгами, продуктами, дровами. 10 янв. 1915 г. М. был назначен управляющим Донской и Новочеркасской епархией вместо архиеп. Владимира (см. Путята В. В.), определенного на Пензенскую кафедру. 25 авг. того же года возглавил учрежденный им Епархиальный комитет по устройству быта беженцев и для попечения о военнопленных православного и греко-униат. исповедания. Руководил сбором пожертвований на нужды русской армии, за что получил благодарственную телеграмму от имп. мч. Николая II Александровича . После Февральской революции 1917 г. созванный в апр. того же года епархиальный съезд духовенства и мирян подтвердил полномочия М. по управлению епархией. М. участвовал в 1-й сессии Поместного Собора Православной Российской Церкви 1917-1918 гг. , был избран председателем отдела личного состава Собора. С нояб. 1917 г. в обл. Войска Донского шло противоборство между красногвардейцами и белыми казаками во главе с атаманом А. М. Калединым. 25(12) февр. 1918 г. Новочеркасск заняли отряды революционных солдат и матросов. В тот же день М. был арестован по обвинению в поддержке атамана Каледина и помещен на гауптвахту. 7 марта (22 февр.) после многочисленных ходатайств приходских советов Новочеркасска военно-революционный суд постановил освободить М. за отсутствием вины. Донесение М. об обстоятельствах своего заключения и о разграблении большевиками крестовой церкви архиерейского дома было зачитано на заседании Поместного Собора 11 апр. (29 марта) 1918 г. Постановлением патриарха свт. Тихона от 8 мая того же года М. был награжден бриллиантовым крестом для ношения на клобуке.

http://pravenc.ru/text/2637314.html

30 марта соответствующее ходатайство военного министра поступило в Святейший Синод. Утром же этого дня была получена из г. Козлова телеграмма о смерти о. Е. П. Аквилонова (Кончина была трогательно-христианской. Почувствовав приближение смерти, протопр. Е. П. Аквилонов приказал подать ему зажженную свечу, а присутствовавшего тут священника попросил читать отходную (особый чин «на исход души»). Во время чтения отходной умирающий, держа свечу в руках, всё время повторял: «упокой, Господи, душу усопшего раба Твоего протопресвитера Евгения». Не успел священник окончить молитвы, как о. Евгений с этими словами на устах отошел в вечность.). Ходатайство военного министра поэтому в Синоде не рассматривалось, тем более, что через два дня поступило его новое ходатайство о назначении меня на должность протопресвитера. Не могу не отметить тут одного совпадения. В октябре 1910 г. я убедил симбирскую помещицу Варвару Александровну Веретенникову пожертвовать свое огромное имение в Симбирской губернии (1340 дес.) со всеми постройками и инвентарем Скобелевскому комитету, для устройства в нем раненых и увечных воинов. Дело тянулось около полугода иногда с большими трениями и опасностями для благополучного завершения. 30-го же марта 1911 года оно завершилось заключением у одного из петербургских нотариусов купчей крепости на имя Скобелевского комитета. Представление министра, сделанное в этот же день, было как бы наградой мне за хлопоты и заботы о несчастных наших воинах. Но видимой связи между этими двумя фактами не было. Второе ходатайство о назначении меня на должность протопресвитера военного министра поступило в Синод в пятницу или в субботу Вербной недели, когда Синод заканчивал свои предпасхальные занятия. Послепасхальные заседания должны были начаться лишь во вторник Фоминой недели. Претенденты на протопресвитерство воспользовались двухнедельным перерывом для устройства своих дел и для интриг против меня. Больше всех старался епископ Владимир (Путята), склонивший на свою сторону императрицу Марию Федоровну и великого князя Константина Константиновича; затем настоятель Преображенского (всей гвардии) собора, митрофорный протоиерей Сергий Голубев, за которого ратовал салон графини Игнатьевой; престарелый (80 л.) настоятель Адмиралтейского собора, митроф. прот. Алексий Ставровский подал морскому министру, адм. Н. К. Григоровичу, докладную записку, в которой доказывал, что именно он должен быть назначен протопресвитером, и эта записка была представлена в Синод; настоятель Сергиевского собора, председатель Духовного правления, прот. И. Морев , которому протежировал командир Конвоя его величества, князь Юрий Трубецкой, и др.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Shavel...

Большинство исследователей придерживается той схемы, которая была предложена в обновленческих публикациях 20-х годов. 264 Согласно этим работам, события развивались следующим образом: в начале века в связи с подготовкой Поместного Собора начинается дискуссия по вопросам церковной реформы. В ходе этой дискуссии выясняется тот круг требований, тот перечень необходимых церковных преобразований, которые станут знаменем обновленческого движения. Одновременно формируется кружок наиболее активных сторонников реформ, члены которого позже встанут во главе обновленческого движения. То есть обновленцы двадцатых годов воспринимаются как прямые наследники церковных дискуссий начала века. В 70-е годы эта схема подхватывается как атеистическими (Шишкин 1970), так и церковными (Левитин и Шавров 1996) авторами. В последние десятилетия эта схема использовалась в ряде общих работ по истории Русской Церкви XX века. Мы полагаем, что наследником дискуссий начала века явился Поместный Собор, в то время как истоки обновленческого движения следует искать в так называемом «церковном большевизме». Церковным большевизмом в 1918 г. называли выступления клириков против священноначалия под революционными лозунгами и обращение их к настроенной против Церкви гражданской власти. 265 В движении участвовали не только низшие клирики, но и отдельные архиереи. Среди выступлений такого рода следует назвать «Исполнительный комитет духовенства» в Москве, «илидоровщину» в Царицыне (Шкаровский 19996, с. 77–78) и т.д. Наиболее известной группой является пензенская «Народная церковь », которую возглавил архиеп. Владимир (Путята), в апреле 1918 г. низвергнутый Собором из сана. 266 «Народная церковь » была одним из первых опытов создания подчиненной государству церковной организации. Революция 1917 г. дала движению церковного большевизма шанс создать, пользуясь поддержкой властей, альтернативное Высшее церковное управление. В архивах создаваемых большевиками управленческих структур содержится ряд составленных клириками и мирянами документов (относящихся к 1918–1921 гг.), в которых выражается поддержка политики большевиков и предлагаются способы создания новой революционной церкви.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr-Krav...

Бровкин И.П., обвиняемый по московскому процессу Бройдо Г.И., заместитель наркома по делам национальностей Брусилова В.И., осужденная по московскому процессу Брюханов Н.П., заместитель наркома финансов СССР Бубнов А.С., заведующий Агитпропотделом ЦК РКП(б) Будкевич – см. Буткевич К.Ю. Булатов Д.А., председатель Смоленского губисполкома Буракова М.Н., технический секретарь Политбюро ЦК РКП(б) Бурдуков, особоуполномоченный НКСО Буткевич К.Ю., католический прелат Бухарин Н.И., кандидат в члены Политбюро ЦК РКП(б), редактор газеты «Правда» Быков В., священник Петроградской епархии, обновленец Бычков С.И., священник, осужденный по петроградскому процессу 236, 244, 245 В алк С.Н. Варнава Ветлужский, русский святой XV в. Варшавчик М.А. Васецкий Н.А. Василенко – см. Шук А.К. Васильева О.Ю. Введенский А. И., протоиерей Петроградской епархии, лидер обновленческой группы «Союз общин Древлеапостольской церкви» Венгер А. Венедикт (Плотников В.В.), епископ Кронштадтский, викарий Петроградской епархии Вениамин (Казанский В.П.), митрополит Петроградский и Гдовский Вениаминов – см. Вениамин (Казанский В.П.) Верхотурский, редактор газеты «Московский рабочий» Винокуров А.Н., член Президиума ЦК Помгола при ВЦИК Вишняков В.П., священник, осужденный по московскому процессу Владимир (Путята В.В.), бывший архиепископ Пензенский и Саранский, лидер обновленческой группы «Свободная народная церковь » Владимирский М.Ф., секретарь ЦК КП(б)У, заместитель председателя СНК УССР Волкогонов Д.А. Волобуев П.В. Володичева М.А., помощник секретаря председателя СНК РСФСР и СССР Воробьев В.Н., протоиерей Воронин С.Н., обвиняемый по московскому процессу Воронцов – см. Воронин С.Н. Воронцов Г. В. Воскресенский В.К., протоиерей Петроградской епархии, обновленец Вострышев М.И. Г алкин А.В., заместитель председателя Верховного Суда (ревтрибунала) РСФСР Галкин М.В., бывший священник, сотрудник VIII (V) отдела Геллер М. Генкин, врач-консультант Главацкий М.Е. Глазман М.С., секретарь председателя РВСР Голубцов С. А., протодиакон

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В настоящее время село Оськино входит в состав Инзенского района Ульяновской области, находится в 6 км к западу от районного центра (г. Инза) на левом берегу реки Инза. Возникло в XVII столетии, входило в состав Городищенского уезда Пензенской губернии. Через село проходил тракт Городищи - Симбирск. Городищенский уезд был образован в сентябре 1780 года в составе Пензенского наместничества. В декабре 1796 года наместничество было упразднено и учреждена Пензенская губерния, на короткий период Г ородищенский уезд входил в состав Саратовской губернии, в 1801 году был возвращён в Пензенскую. Церковь в селе Оськино расположена в восточной части села в районе въезда со стороны г. Инзы. Построена на средства прихожан в начале XX столетия. Строительство началось в 1909 году и продолжалось три года. По преданию место под храм было выбрано не случайно, «по небесному знамению». В июне 1912 года состоялось торжественное освящение храма, которое провёл Архиепископ Пензенский Владимир (в миру В. В. Путята).  В середине 1930-х годов (предположительно в 1935 году) храм, как и большинство культовых учреждений, был закрыт. В конце 1945 года по Постановелнию Совета по делам русской православной церкви при СНК СССР от 29 октября 1945 г. церковь была вновь открыта. Девятнадцатого декабря 1945 г. был заключен договор «О передаче в пользование прихода православной церкви церковного здания и культового имущества». Договор и акт о передаче подписали председатель исполкома Инзенского района, настоятель приходского совета, члены церковного совета, прихожане. Храм деревянный на каменном цоколе, обшит досками шириной 12 см, размер цокольного кирпича 27 см на 8 см на 3 см. Храм состоит из трёх объёмов: четверика храмовой части с трехчастной апсидой, трапезной и колокольни. Со стороны южного и северного фасадов пристроены объемы притворов с крыльцом-папертью с каменными ступенями. Каждая паперть находится под деревянным двухскатным навесом, опирающимся на два деревянных точеных столбика. Во фронтонах навесов размещены лики святых. Центральный вход с западной стороны оформлен подобным образом, во фронтоне навеса - лик Спасителя.

http://sobory.ru/article/?object=18486

Вторая церковь, свт. Николая Чудотворца. была построена в 1905-1909 гг. для служащих российского посольства в Бухаресте по инициативе российского посланника М.Н. Гирса. Храм возвели на подаренном румынским правительством участке в русско-византийском стиле (с пятью луковичными куполами) по проекту академика архитектуры М.Т. Преображенского. 26 ноября 1909 г. Никольский храм освятил глава Румынской Православной Церкви митрополит Анастасий и епископ Кронштадтский Владимир (Путята) в присутствии представителей двора и дипломатического корпуса. Настоятелем церкви с ноября 1909 г. был протоиерей Иоанн Иоаннович Полистов, но в 1916 г. в связи с приближением австрийских войск, временно захвативших Бухарест, о. Иоанн с диаконом и большей частью церковной утвари были эвакуированы из румынской столицы. В конце I Мировой войны в Румынии появилось несколько тысяч русских военнопленных и оставшихся в стране солдат Румынского фронта. Вся румынская политика по отношению к русским эмигрантам после Октябрьской революции во многом определялась проблемой присоединения Бессарабии и Буковины, так как русские политические круги в эмиграции осуждали этот захват. В результате приток русских беженцев в страну всячески ограничивался, а их права ущемлялись. Их первая значительная группа пришла в Румынию под натиском Красной армии в апреле 1919 г. из Одессы через приемный пункт г. Тульча: 12330 солдат и офицеров из бригады генерала Н.С. Тимановского и несколько тысяч гражданских лиц. К концу года в результате политики румынских властей из этой группы в стране осталось 1619 человек. Еще летом 1919 г. был запрещен прием новых беженцев из России, что привело к трагедии в феврале 1920 г. При уходе белых войск из Одессы около 13 тыс. человек, среди которых были женщины и дети, попытались пешком перейти границу, но были встречены огнем пулеметов с румынской стороны. В результате много людей погибло или попало в плен к красным, а в Румынию попало лишь 1800 беженцев. Кроме того, под давлением Франции румынское правительство в декабре 1920 г. согласилось принять 1650 русских эмигрантов, перевезенных из Константинополя в г. Текер-Гиола в районе Констанцы.

http://bogoslov.ru/article/656557

Еще. Если начать, как мы это отчасти уже делали, перебирать, что необходимо вывезти, то прямо глаза разбегаются, т. к. за что почти ни возьмешься - все ценно, редкостно и дорого. " Горе богатым " и в данном случае. Как, по-видимому, тяжело делать дело церковное на Соборе! Сколько трений всякого рода! Сколько вреда приносят львовцы - " растлиновцы " и их споспешники, вольные и невольные! Как прекрасно разоблачает их Р. П. и как, по-видимому, верно характеризует он Собор в последней своей статье 8-го октября! Как жаль, если действительно верно, что члены Собора начинают раздражаться: " Тако ли не возможете единаго часа побдети со Мною? " Ведь это же в самом деле может быть убийственным для дела, в смысле решения того или иного вопроса в надлежащем церковном духе. Итак, Владимир Путята принял достойное воздаяние за свои злохудожества. И не жаль его. Можно все понять и извинить, но нечистой жизни, нарушения монашеского подвига обетного извинить нельзя; ведь это всецело во власти самого человека и зависит от того, как человек себя направляет и как блюдет себя. И долг Церкви - очищать епископат от подобных нечестивцев, дерзающих попирать величайшую благодать. Но как он сам теперь уложится в рамки рядового монаха, в уединенной обители? Помоги ему Бог не пасть духом. Весьма было бы интересно мне узнать, кто именно из архиереев по жребию попал в число двенадцати членов следственной комиссии. Если будет случай, во время одной из скучных речей на заседании на бумажке напишите эти двенадцать имен и суньте в посылку, отправляемую в Новгород. Я думаю, Вам приятно было посетить академию. Орлов - мой товарищ. Всегда был хорошим и степенным человеком. Не представляю его себе теперь. Я думаю, корпорация академическая принципиально не избрала монаха, осуществляя в первый раз свое право избрания ректора, хотя в данном случае и имели даже подходящего для себя и по взглядам ректора, в лице отца Илариона . И он, может быть, не без цели либеральничавший в последнее время и агитировавший против преосвященного Феодора , с треском провалился, против собственного ожидания.

http://pravoslavie.ru/archiv/pisma3.htm

Митрополит Александр Введенский – их предшественник. И связывает его с ними его любовь к Христу. Любовь горячая, мистическая, пламенная. … Александр Введенский никогда не был консерватором. Он новатор по натуре. И отсюда его социализм. Социализм христианский. Он начал с сочувствия партии социалистов–революционеров. Затем он пытался отыскать нечто положительное и в советском социализме. Он окончил глубоким разочарованием в сталинском режиме, тоже называвшимся «социализмом”. Сталина и Гитлера он не принимал органически, считая обоих воплощением Сатаны. Но разжимались бессильно руки, слабели силы, наступила смерть... Обновленческое движение русской церкви в советское время – в русской историографии Датой основания обновленческого раскола считается 12-ое мая 1922 года – день подписания патриархом Тихоном в Москве, в Троицком подворье, акта о передаче церковной власти на время ареста митрополиту Ярославскому Агафангелу и сформирования в Москве Высшего Церковного Управления во главе с епископами Леонидом и Антонином. Однако уже за несколько лет до этого в России начинается в разных местностях формирование обновленческих группировок, что нашло себе выражение в литературе. Так, уже в 1918 году в городе Пенза была основана группа оппозиционного духовенства во главе с архиепископом Пензенским Владимиром Путята, лишенным сана патриархом Тихоном за грехи против седьмой заповеди (прелюбодеяние), который поднял восстание против патриарха под знаменем обновления церкви, известным под названием «Владимирщина”. Этот раскол просуществовал до 1925 года. История и перипетии, связанные с этим расколом, подробно описаны в рукописной работе кандидата богословия Николая Павловича Иванова: «Раскол архиепископа Владимира (Путяты),«Владимирщина». Эта работа была написана в 1956 году в Москве. Имела хождение среди церковных людей, была известна Святейшему патриарху Алексию и митрополиту Николаю. Гораздо большее значение имел так называемый «Лебедянский инцидент», также нашедший отражение в литературе. Главным инициатором этого инцидента является священник отец Константин Смирнов. Образованный, начитанный человек, выходец из дворянской семьи, отец Константин производит ряд решительных реформ в богослужении. Вскоре после того, как местный архиерей и патриарх Тихон за самоволие запрещают его в священнослужении, он обращается к патриарху с открытым письмом, которое вскоре было издано отдельной брошюрой. И довольно широко распространялось в России. (См. К. Смирнов. «Открытое письмо патриарху Тихону». Лебедянь. 1923 год).

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/dela-i-d...

Отпевание протопресвитера Евгения Аквилонова состоялось 4 апреля 1911 года в С.-Петербурге, в церкви Кавалергардского Её Величества Государыни Императрицы Марии Федоровны полка, настоятелем которой он был многие годы. Похоронен на Никольском кладбище Александро-Невской лавры, причём погребальную процессию возглавляли два епископа — Омский Владимир (Путята) и Нарвский Никандр (Феноменов). Награды Признание к Аквилонову пришло уже при жизни, он являлся ординарным профессором и доктором богословия Санкт-Петербургской духовной академии, был награждён митрой и палицей, а также наперсным золотым крестом из кабинета его величества. В 1908 году награжден Орденом Святой Анны II степени. В 1909 году представлен к награде Орденом Святого Владимира III степени. В этом же году Указом Святейшего Синода от 21 сентября протоиерею Евгению Аквилонову было разрешено возлагать при богослужениях палицу. Сочинения Церковь, научные определения Церкви и апостольское учение о ней как Теле Христовом. СПб.,1894. (основное сочинение). Научно-богословское самооправдание христианства. Введение в православно-христианскую апологетику. -СПб., 1894. Новозаветное учение о церкви. Опыт догматико-экзегетического исследования. -СПб., 1896. О Спасителе и о спасении. -СПб., 1899. О божестве Господа нашего Иисуса Христа и о средствах нашего спасения. -СПб., 1901. О божественности христианства и о превосходстве его над буддизмом и мохаммеданством. -СПб., 1904. Аквилонов Е. П. Часть 1 Часть 2 Часть 3 Часть 4 Часть 5 Часть 6 Окончание//О божественности христианства и превосходстве его над буддизмом и мохаммеданством (журнал «Христианское чтение», 1903). — СПб.: Санкт-Петербургская православная духовная академия, 2009. — 586 с. Ответ архимандриту Павлу : по поводу его " Кратких замечаний " на нашу книгу " Церковь. Научные определения церкви и апостольское учение о ней, как о теле Христовом " . -СПб., 1905. О физико-телеологическом доказательстве бытия Божия. - СПб., 1905. Христианство и социал-демократия в отношении к современным событиям. - СПб., 1906.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Akvilo...

Перед венчанием Александр приехал домой к родителям, и его встретил тот же самый благочестивый странник и, приветствуя его, сказал: – Ну, здравствуй, Саша-архиерей. – Ну какой же я архиерей, у меня невеста, – ответил тот. – А все-таки архиерей! – не согласился с ним странник. В 1914 году у Александра Александровича и его жены Юлии родилась дочь Юлия, а в 1919 году – вторая дочь, Нина. Начались гонения на Русскую Православную Церковь. Александр Александрович стал старостой в храме, явившись неустрашимым защитником православия против раскольников, организовавших в Пензе так называемую «народную церковь», которую возглавил лишенный архиерейского сана Владимир Путята. За свою активную церковную деятельность Александр Александрович в 1920 году был арестован Чрезвычайной Комиссией города Пензы и провел в тюремном заключении полтора месяца. 22 июня 1920 года скончалась от скоротечной чахотки его жена Юлия, и он остался один с двумя сиротами – шести лет и младенцем девяти меся­цев от роду, которых ему помогала воспитывать няня Анисия Ефимовна – не­гра­мот­ная, но глубоко верующая женщина. Анисия Ефимовна происходила из семьи пензенских крестьян. Мать ее работала сиделкой в больнице. После перенесенной в детстве болезни девочка стала рябой, и отец не любил ее за это. Отец пил, и когда напивался, бил девочку за то, что она рябая, и мать прятала ее на чердаке. Однажды случился пожар, отец побежал тушить, напоролся ногой на ржавый гвоздь, у него сделалось заражение крови, от которого он и скончался. Мать, оставшись одна, отдала Ани­сию в прислуги в семью врачей. Затем она попала к Александру и Юлии, когда те только что поженились, и воспитывала всю жизнь их детей. 28 августа 1920 года Александр Александрович был рукоположен в сан священника. В 1922 году Пензенская ЧК снова арестовала его и продержала в заключении около трех месяцев. Выйдя из тюрьмы, он с детьми переехал на родину в город Кинешму, где стал служить в одном из городских храмов. Его самоотверженное, подвижническое пастырское служение вско­ре сделали его известным не только среди православных города Кинешмы, но и во всей Иваново-Вознесенской епархии. Верующие полюбили пастыря, который откликался на всякую просьбу о помощи. Было видно, что, несмотря на свое затруднительное семейное положение, он всего себя отдал на служение Богу и Его святой Церкви.

http://fond.ru/foto/1213/Anna/

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010