Перед этим я говорил о многих паломничествах, которые совершал Владыка и которые я имел честь разделять с ним. Одна из этих поездок была в Почаевскую Лавру ( монастырь Успения Богородицы в Тернопольской области на Украине - ред .) Для Владыки посещение Почаева в первый раз было как бы возвращением домой. Его духовный наставник, архиепископ Виталий (Максименко), был из этого монастыря. Конечно, владыки Виталия уже давно не было в Почаеве. Но Бог послал новую связь с Почаевым. Один из монахов современного Почаева, Онуфрий, возвысился до сана митрополита Черновецкого. Каким-то образом Владыка очень рано завязал переписку с ним, которая длилась много лет. Затем, еще задолго до того, как всерьез начался процесс воссоединения, возникла возможность встречи двух Владык. Владыка Онуфрий поехал в Канаду. Было условлено встретиться около границы в гостинице в местечке Наягра он зе Лейк, в Онтарио. Первоначальное знакомство было очень теплым, наполненным любовью. Потом епископы перешли для встречи с глазу на глаз в библиотеку гостиницы. Их беседа продолжалась два или три часа. Вообще-то у Владыки был обычай никогда не рассказывать о том, что происходило при встречах. Было ли это заседание Синода епископов или деловая встреча с каким-нибудь официальным лицом, после мы просто молча садились в машину. Владыка закрывал глаза и начинал молиться по четкам. Очень редко, если вообще когда-либо, комментировал он то, что случалось перед этим. После встречи с владыкой Онуфрием он сказал: «Да, у нас есть свои сложности, а у них тоже есть свои». Может быть, именно эта встреча, происшедшая задолго до того, как начались какие-либо официальные переговоры, положила основание тому успеху, который позже, с Божьей помощью, привел к воссоединению русской Церкви. Должен признаться, что вначале я был совершенно не заинтересован в каком-либо каноническом общении с Московской Патриархией. Я вырос в атмосфере, где все делилось на красное и белое. Я помню, как мой епархиальный епископ в Чикаго запретил мне прислуживать в алтаре, потому что я на полставки работал в книжном магазине, где продавались книги из СССР .

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2013/0...

Юрисдикция Константинопольского патриархата в Словакии В Восточной Словакии и Закарпатье существовали также приходы, подчинявшиеся архиепископу Савватия. В 1923 году им был направлен сюда архимандрит Виталий (Максименко), выпускник Казанской духовной академии, который был до революции среди братии Почаевской лавры и занимался там издательской деятельностью. Во время военных и революционных потрясений о. Виталий сумел сохранить типографию, которую перевез сначала в Сербии, а оттуда в Словакию. Благодаря его миссионерской деятельности в Восточной Словакии было создано 26 православных приходов. Следует также отметить, что в 1923—1924 годах на Закарпатье в юрисдикции архиепископа Савватия служил известный отечественный иерарх епископ (впоследствии митрополит) Вениамин (Федченков). 1 апреля 1928 собрание представителей этих общин, которые проходили в Медзилаборцах, приняли решение о переходе в юрисдикцию Сербской православной церкви. Главной заслугой о. Виталия является создание монастыря Преподобного Иова Почаевского в Ладомировой и открытия при нём типографии. Монастырский храм был построен в 1926 году. «Типография Преподобного Иова Почаевского» выпустила в свет Служебник, Требник, уникальный Большой Сборник, Молитвослов и другие книги. В 1926 году монастырь начал издавать журнал «Православная Карпатская Русь», переименованный вскоре в «Православную Русь», что есть сейчас печатным органом РПЦЗ. В 1934 году архимандрит Виталий был рукоположен в епископа митрополитом Антония (Храповицким) в Сремских Карловцах и отправлен в Северной Америки как архиепископ. Во время Второй мировой войны созданный им монастырь был разрушен (сохранился только храм, а братия переселилась в обитель Святой Троицы в Джорданвилле, штат Нью-Йорк, США), куда была перевезена и типография. Приходы русской эмиграции В промежутке между двумя мировыми войнами на территории Чехословацкой республики существовали также православные приходы русских эмигрантов, подчинявшиеся митрополиту Евлогию (Георгиевскому). На территории Словакии действовал, в частности, русский храм в Братиславе.

http://azbyka.ru/palomnik/Категория:Слов...

. В августе 1917 года по распоряжению киевской " Центральной Рады " у Почаевской типографии было конфисковано оборудование. Сентябрь – октябрь 1917 года ознаменовались рядом кощунственных выходок расквартированных в Почаеве частей – солдаты поставили рядом с Собором кинематограф, портили фрески, безобразничали в алтаре... Весной 1918 года австрийская и германская армии, перейдя линию рухнувшего фронта, заняли Волынь. При разделении " сфер влияния " Почаев попал в германскую зону оккупации. Формально же эта территория подчинялась Гетманскому правлению П.П. Скоропадского. На австрийской же территории сформировалась " Западноукраинская народная республика " (ЗУНР) Петрушевича и Коновальца. Она имела свою " армию " – так называемых " сичевых стрельцов " , вооружённых и обмундированных в 1914-1916 годах на средства венского правительства для истребления " русофилов " . В ноябре 1918 года власть Гетмана пала и в Киеве на штыках " стрельцов " утвердилась " Директория " Петлюры и Винниченко. В январе 1919 года петлюровцы и " сичевики " окончательно захватили округу Почаева. Архимандрит Виталий был немедленно арестован и отвезён за старую русско-австрийскую границу в Бучач, где его заточили в базилианскую монастырскую тюрьму вместе с митрополитами Антонием (Храповицким) и Евлогием (Георгиевским), а также и иеромонахом святым Тихоном (Шараповым). 1919 год принёс новую перемену: петлюровская оккупация Волыни уступила место польской. При " перемене власти " узники Бучача были выпущены на свободу – как выяснилось очень скоро, " по ошибке " . Архимандрит Виталий был схвачен поляками на пути в Почаевскую Лавру и заключён в подводный каземат Ивангородской (Демблинской) крепости, где едва не умер. В деле освобождения о.Виталия принимали участие Сербский Патриарх Димитрий (Павлович), познакомившийся с ним во время визита в Почаев в 1913 году, а также будущий Патриарх Варнава и Монарх Королевства Сербов, Хорватов и Словенцев Александр Карагеоргиевич. Владыка вспоминал: " Я получил от Сербского Посольства в Варшаве паспорт и средства на выезд в Сремски Карловцы, где я постановлением Сербского Синода назначен был директором монастырской типографии....Поселившись в монастыре Гргетеге, я обратился к Святейшему Патриарху Димитрию с прошением разрешить мне открыть хотя малую типографию в Гргетеге для издания Церковных Ведомостей и обслуживания прочих нужд Русского Заграничного Синода. Через отца протосингела Дамаскина мне сообщено было, что Святейший Патриарх дает мне благословение на открытие типографии в Гргетеге, но с тем условием, чтобы в ней работал только я сам. Русский Заграничный Синод ассигновал 15000 динар, на которые я приобрел малую печатную машину и старый русский шрифт в Белграде " (9).

http://religare.ru/2_53428.html

Разве есть какая-либо рациональная необходимость в том, чтобы разыскивать и тащить в тюрьму давно отошедших от дел и доживающих последние дни больных стариков? Они не были правящими архиереями, нигде не выступали, ничего не издавали, не вели никакой публичной деятельности, а по причине телесной немощи даже не совершали богослужений. Какую угрозу они представляли для советской власти? Чем могли повредить ей? Очевидно, что единственной причиной их преследования было то, что они принадлежали к числу служителей Церкви. Ошибка десятая Архиепископ Виталий (Максименко) Б. Юлин говорит: «РПЦЗ – это религиозная организация, которая сотрудничала с гитлеровской Германией, с Гитлером, которая благословляла поход Гитлера на СССР». Действительно, во время войны некоторые священнослужители Русской Зарубежной Церкви высказывались в адрес Гитлера с разными похвальными речами, это было. Правда, не надо забывать, что эти священнослужители жили на территории Вермахта и сведения о том, как нацистская Германия ведет войну, могли получать только из нацистской пропаганды – все эти красивые картинки о том, что якобы немецких солдат встречают цветами и так далее. Никто из них не знал тогда о тех зверствах, которые совершают немецкие войска. Тем не менее, конечно, это не оправдывает их высказываний в поддержку Гитлера. Однако ни Предстоятель Русской Зарубежной Церкви митрополит Анастасий, ни Архиерейский Собор Зарубежной Церкви в годы войны не высказывались однозначно в поддержку Гитлера. Сам митрополит Анастасий заявлял, что Синод РПЦЗ «никогда не предписывал молитв о победах Гитлера и даже запрещал их, требуя, чтобы русские люди молились в это время только о спасении России» . Архиепископ Виталий (Максименко): «Мы усердно молились об избавлении нашего русского народа от нашествия супостатов» Кстати, в день, когда Германия напала на Советский Союз, к митрополиту Анастасию, который был тогда в уже оккупированном Белграде, пришло с обыском гестапо. Нацистское руководство не испытывало никакого доверия к руководству РПЦЗ и на протяжении почти всей войны фактически обеспечивало изоляцию митрополита Анастасия. Паства РПЦЗ в то время была преимущественно сосредоточена, во-первых, в Китае, во-вторых, в Западной Европе и, в-третьих, в Америке. Так вот, если на территориях, оккупированных Вермахтом, бывали люди из числа чад РПЦЗ, которые действительно выражали поддержку Гитлеру, то в других странах, свободных от нацистской оккупации, иерархи РПЦЗ высказывались совсем по-другому. Вот, например, слова архиепископа Виталия (Максименко), написанные им в 1944 году: «Мы усердно молились об избавлении нашего русского народа от нашествия супостатов… жестокий враг – германцы – уже почти изгнан русским воинством и оставляет землю русскую, хотя и разоренную…» .

http://pravoslavie.ru/106816.html

Наш преподаватель Литургики, архимандрит Сергий (Ромберг), монах от юности своей Литургику у нас преподавал архимандрит Сергий (Ромберг; 1920–1992). В миру его звали Борис Борисович, он родился в 1920-м году в Екатеринодаре. Его прадедушка участвовал в экспедиции Врангеля, и даже есть мыс, который носит его имя – мыс Ромберга. Его папа был подполковником в Дроздовскому полку Добровольческой армии. Он уцелел в боях и спас свою семью от гибели, переехав в Словакию. В 1937-м году, 16-летним юношей, Боря приехал в монастырь Преподобного Иова Почаевского в Ладомировой, основанный архиепископом (тогда архимандритом) Виталием (Максименко). Это был удивительный монастырь: во-первых, там подвизались очень одаренные духовно насельники, которые впоследствии стали архиереями и даже Первоиерархами Русской Зарубежной Церкви; во-вторых, братия основала совершенно замечательную типографию, где издавали Евангелие, Требник, Псалтирь, богослужебные книги. Они переслали в Россию тысячи книг, с таким расчетом, чтобы всякий священник, получивший комплект этих книг, мог совершать богослужения. Правда, порядки в монастыре были очень строгими: короткий сон и длинные службы, тяжелые послушания и суровый пост. Но 16-летний Боря Ромберг, приехав в этот монастырь, не испугался ни строгости поста, ни суровости монашеской жизни. В юные годы, когда часто хочется развлечений и удовольствий, этот юноша выбрал для себя монашеский путь – один раз и до конца дней. Монастырь в Ладомировой Его мама сначала сильно переживала за Борю – просто представьте: поехал сын в паломническую поездку в обитель – и вдруг решил остаться там навсегда. А у родителей, может, были совсем другие планы, представления и мечты о его будущем. Но в конце концов мудрая мама успокоилась и написала любимому сыночку: «Дорогой Боря, очень рада за тебя, что ты увидел архиепископа Виталия. Разрешаю тебе просить у него благословение на подрясник». 17-летний Боря был облачен в подрясник – и остался в нем на всю последующую жизнь. Через год подал прошение постричь его в иноки, и на его прошении поставили следующую резолюцию:

http://pravoslavie.ru/140809.html

С отцом – Александром Николаевичем Ольховским      В 1999 году перед Великим постом келейник владыки архимандрит Петр (Лукьянов; ныне архиепископ Чикагский и Среднеамериканский) был назначен начальником Русской духовной миссии (в составе Русской Зарубежной Церкви) в Иерусалиме. Перед отъездом отец Петр вызвал меня и сказал, что теперь я буду отвечать за канцелярию и за ризницу, за подготовку к богослужениям и за поездки. Он передал мне ключи, а владыка Лавр благословил меня на новое послушание. В 2001 году, в июле, владыка собирался в Россию, которую с 1992 года каждый год посещал инкогнито, как паломник, и смотрел, как можно помочь верующим. Я попросил благословение присоединиться к ним. Это была моя первая поездка в Россию. Для меня все было ново: Красная площадь, Храм Христа Спасителя, Донской монастырь, Данилов… Но главное – поездка на Соловки. Наша группа в составе 5–6 человек двинулась на машине на север до Петрозаводска, а оттуда на рабочем катере, на котором возили грузы, – на Соловки. Это было время белых ночей. Плыли мы почти всю ночь. Помню, в субботу, под утро, вдруг видим монастырские стены. Красота невообразимая! Нашли скромную гостиницу для паломников. Владыка хотел посмотреть монастырь и попасть на остров Анзер. Нам попался хороший экскурсовод, который все нам подробно рассказал об истории многострадальной обители. Нам также удалось посетить Секирную гору. Все молились и были под впечатлением от увиденного. Владыка был рад, что смог посетить место, где страдали новомученики, он молился и чувствовал их присутствие, сопереживал им. Владыка Лавр так много трудился, что в путешествиях – в машине, самолете – часто спал и мало разговаривал. А когда говорил, то часто вспоминал монастырь в Ладомирове, в Словакии, как скромно жила там братия; вспоминал архиепископа Виталия (Максименко), который крестил его, будучи архимандритом. Владыка вспоминал, как братия уже из Женевы собиралась в Джорданвилль, где в то время жили архиепископы Серафим (Иванов) и Виталий, которые старались получить визы для братии. У них была возможность приехать или в Америку, или в Чили – ждали, какая страна первой даст визы. Первой дала Америка, и они отправились на пароходе в Бруклин. Плыли две недели. Был ноябрь, и их путешествие совпало с празднованием Дня благодарения. Корабельный повар старался всех угостить и приготовил традиционную индюшку. Братия – монахи – думают, что делать? Пришлось им есть картошку и фасоль, в то время как вокруг был пир!

http://pravoslavie.ru/148738.html

В 1938 году прибыл в монастырь преподобного Иова Почаевского в Ладомирово 28-летний Ростислав Устинов, который в 1939 году был пострижен в рясофор с именем Виталия, «отчасти в честь аввы и основателя монастыря владыки Виталия (Максименко)». Будущий первоиерарх РПЦЗ Виталий (Устинов) через всю свою жизнь пронес это благодарное чувство, и где бы он ни подвизался – в Германии, Англии, Бразилии, Канаде, он везде старался исполнить заветы основателя братства архиепископа Виталия (Максименко). Всюду и он учреждал печатни и нес людям слово правды на русском, английском и французском языках. При наступлении советской армии братство в Ладомирове покинуло монастырь, понимая, какая расправа грозит монахам в советской России. В своих воспоминаниях инок Всеволод (Филипьев) описывает: «В это время случилось одно знаменательное событие! Когда братия уже выехала в Братиславу и готовилась дальше двигаться на запад, некоторые члены братства обеспокоились судьбой двух юных послушников из местных мальчиков-карпатороссов – двух Василиев, оставшихся в Ладомирово с родителями. И тут случилась оказия предложить им уехать с братством, так как отец Виталий (Устинов) решил поехать на праздник Преображения послужить на приход в Медвежье. В эту поездку он забрал двух послушников с собой. Мальчики привязались к братству и полюбили монастырскую жизнь и потому с радостью отправились в путь. Эти послушники ныне – первоиерарх Русской Зарубежной Церкви митрополит Лавр и старейший собрат Свято-Троицкого монастыря в Джорданвилле архимандрит Флор». Маленького Васю Шкурла, который родился в Ладомирово 1 января 1928 года, крестил архимандрит Виталий (Максименко), а позже, уже в Джорданвилле, в 1948 году, он же постригал его в монашество и долгие годы был его духовным отцом и воспитателем. Вот так тесно переплелись судьбы трех первоиерархов РПЦЗ – митрополита Антония, митрополита Виталия (Устинова) и митрополита Лавра – с судьбой владыки Виталия (Максименко). В Америке усилиями архимандрита Пантелеимона (Нижника; † 1985) был приобретен небольшой участок земли близ города Джорданвилля, где отец Пантелеимон и его единомышленники хотели создать монастырскую обитель.

http://pravoslavie.ru/4409.html

Журналы заседаний Архиерейского Синода. ГАРФ, ф. 6343, оп. 1, 19221941, ед. хр. 24199. Макеев Алексий (дата рождения не установлена – 1987), протоиерей. Стал священником в лоне Польской Православной Церкви (1936), эмигрировал в Германию и принят в клир РЗЦ (1944), настоятель церкви в Геттингене (до 1957– 1987), протоиерей (29.12.1959), обслуживал также общины в Брауншвайге, Касселе и Лебенштедте. Архив: АГЗ. Максименко Василий Иоаннович см. Виталий, архиепископ . Максименко Иоанн Миронович (7.4.1874, хутор Каврак Полтавск. губ. – 25.10.1954, Шавиль, Франция), митрофорный протоиерей. Из семьи духовенства, сын священника, родственник архиеп. Виталия (Максименко) (см.). Окончил Золотоношское уездное училище (1892), чиновник переселенческого управления в Сибири (1896), коллежский советник, уполномоченный Министерства продовольствия правительства адмирала Колчака, эмигрировал во Францию, вольнослушатель Парижского Св.-Сергиевского богословского института (19261929), состоял в юрисдикции митр. Евлогия (Георгиевского), диакон (7.4.1926), диакон церкви Свв. Константина и Елены в Кламаре (19261930), священник (12.4.1930), рукоположение совершил митр. Евлогий (Георгиевский), настоятель Св.-Николаевской церкви в г. Труа (25.12.193015.10.1931), настоятель церкви иконы Божией Матери «Державная» в Шавиле близ Версаля (15.10.193125.10.1954), член епархиальной ревизионной комиссии (19331941), строитель новой церкви в Шавиле (1934), протоиерей (7.1.1943), председатель епархиальной ревизионной комиссии (19411954), председатель ревизионной комиссии Св.-Сергиевского богословского института (19431954), митрофорный протоиерей (10.4.1952). Архив: Послужный список о. И. Максименко (19261954). АЕУА. Лит.: Евлогий, митр. Путь моей жизни Ковалевский П.Е. Памяти прот. И. Максименко. РМ. 3.11.1954. Максимов Григорий Иванович см. Гермоген, архиепископ. Максимович Михаил Борисович см. Иоанн, архиепископ . Малахов Нил Михайлович (1884, с. Дубиновки Курской губ. – 9.9.1934, Нови Сад, Сербия), протоиерей. Из семьи духовенства. Окончил Курскую Духовную семинарию и С.-Петербургскую Духовную академию со степенью кандидата богословия (1910), оставлен при академии профессорским стипендиатом, и. д. доцента по кафедре основного богословия, редактор журнала «Церковный Вестник» (19141915) и журнала « Церковь и общество», священник (после 1915до 1917), эмигрировал в Югославию (1920), преподаватель нравственного богословия, педагогики, философии, логики и психологии в Сремски-Карловацкой Духовной семинарии Сербской Православной Церкви, настоятель русской церкви в Нови Сад (19231934), состоял в юрисдикции РЗЦ.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Третью типографию владыка Виталий организовывал уже на американской земле, а сколько его последователей пошли по тому же пути и организовывали типографии в других местах! Владыка Виталий (Максименко) укрепил монастырь, выписав иноков из русской обители преподобного Иова близ Мюнхена и других мест, благодаря чему за короткий срок число насельников монастыря возросло до 50 человек. Был построен братский корпус, устроена иконописная мастерская. Инок Всеволод (Филипьев) вспоминает следующий случай: «Как-то авва монастыря архиепископ Виталий (Максименко) вышел со всей братией и семинаристами на общее послушание – собирать картошку на поле. В это время в монастырь приехал протестантский “епископ” и говорит: “Я хочу поговорить с главой монастыря”. Его привели в поле к владыке Виталию. Протестант, увидев владыку Виталия в поле, в простой одежде, трудящегося вместе с семинаристами, сказал: “Это настоящий апостол”, – а потом подошел к нему и взял благословение». Таким владыка запомнился многим – простой, доступный, не отделяющий себя от паствы, настоящий авва и монах. Многие из прибывших тогда в Джорданвилль монахов позже стали владыками. Архимандрит Серафим (Иванов, † 1987), после владыки Виталия возглавлявший Ладомировское братство, прибыл в Америку уже в епископском сане, но вначале помогал поднимать и типографию, и монастырь в Джорданвилле, а позже стал архиепископом Чикагским и Детройтским). Игумен Никон (Рклицкий, † 1976), будущий архиепископ Вашингтонский, автор многотомного жизнеописания митрополита Антония (Храповицкаго), с 1946 года до 1948 был секретарем владыки Виталия. Назовем и иеромонаха Антония (Медведева, † 2000), позже архиепископа Западно-Американского и Сан-Францисского; послушника Николая (Гамановича), ныне архиепископа Алипия Чикагского и Детройтского. О послушнике Василии (Шкурла, † 2008), будущем митрополите Лавре, мы уже вспоминали. Благодаря усилиям владыки Виталия (Максименко) вскоре Свято-Троицкая обитель в Джорданвилле превратилась в духовный центр РПЦЗ.

http://pravoslavie.ru/4409.html

Чудным образом именно в ту пору " в Карпатах народ воскрес " , и на крови воинов Отечественной войны и славянских патриотов Галичины и Карпатороссии в единый час восстала из мнимого небытия Православная Карпаторусская Церковь. И ныне все сознательные русины имеют с Россией полное духовное и культурное единство. И место владыки Виталия среди деятелей русского Воскресения на Карпатах одной из первых. Тогда же, в августе 1914 года чехи России обратились к Царю-Мученику Николаю Второму : " Чехи, дети общей славянской матери, удивительным образом выжившие как часовые па Западе, обращаются к Тебе, Великий Суверен, с горячей надеждой и требованием восстановления независимого Чешского Королевства, чтобы дать возможность славя короны Св. Вацлава сиять в лучах великой и могущественной династии Романовых " (22). Молитвами Царя-мученика и трудами Св. Виталия корона Св. Вацлава засияла древним светом Чешской и Моравской Православной церкви. Вопреки общему движению западной мысли, вопреки военным неурядицам и межславянской вражде, всеславянское усилие православных в Сербии, России, Болгарии, русского рассеяния увенчалось возрождением Чешской церкви. Существует Почаевская типография. Живёт Джорданвилль со всеми его учреждениями, насаждённые рукою святителя. Стоят построенные им соборы в Почаеве, Ладомирове, Кесвилле и Джорданвилле. И каждый день в них поминают их основателя. Безпочвенные фантазии не побудили бы сохранять памятники всеславянского служения архиепископа Виталия Максименко так долго и вопреки стольким трудностям. Видно, не от человеков сие дело, но от Господа Вышняго... Миссионерское служение Владыки Виталия проходило среди людей разной степени образованности, разной культуры и разного воспитания. И плодотворность этого миссионерства была предопределена нелицемерной любовью Владыки к своим духовным чадам. Важнейшим условием миссионерской работы было освоение святоотеческого наследия – не столько книжное, сколько живое, через посредство духоносных старцев. Об этом следует помнить современным миссионерам.

http://religare.ru/2_53428.html

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010