27 июня 1948 г. архиеп. Виталий (Максименко), Сан-Францисский и Западноамериканский архиеп. Тихон (Троицкий) и викарий Восточноамериканской епархии еп. Троицкий Серафим (Иванов) (впосл. архиепископ) совершили хиротонию Н. во епископа Флоридского, викария Североамериканской и Канадской епархии. После открытия Свято-Троицкой джорданвиллской духовной семинарии РПЦЗ Н. преподавал там нравственное и пастырское богословие. В 1949 г. он был возведен в сан архиепископа и назначен правящим архиереем Вашингтонской и Флоридской епархии РПЦЗ. Совершил много поездок, в т. ч. часто посещал Св. землю, Женеву, Юж. Америку и Грецию. В 1958-1969 гг. было издано «Жизнеописание блаженнейшего Антония, митрополита Киевского и Галицкого» в 16 томах, которое Н. посвятил подробному изучению трудов своего духовного наставника. С 1959 г. в связи с болезнью архиеп. Виталия (Максименко) временно управлял Восточноамериканской епархией. После кончины архиеп. Виталия 21 марта 1960 г. назначен правящим архиереем Восточноамериканской епархии. В том же году возглавил Свято-Владимирское об-во и Строительный комитет по сооружению Свято-Владимирского храма-памятника в г. Джэксоне (шт. Нью-Джерси). На Архиерейском Соборе в мае 1964 г., созванном по инициативе митр. Анастасия (Грибановского) для выбора первоиерарха РПЦЗ, Н. был одним из главных кандидатов на эту должность. На 2-м этапе голосования разница голосов, поданных за Н. и др. кандидата - Западноамериканского и Сан-Францисского архиеп. свт. Иоанна (Максимовича), составила 1 голос. Во избежание возможного раскола в Церкви Мельбурнский еп. Антоний (Медведев) обратился к Н. и к архиеп. Иоанну с предложением отозвать свои кандидатуры. В результате новым первоиерархом был избран Брисбенский еп. Филарет (Вознесенский), а Н. и архиеп. Иоанн стали заместителями председателя Архиерейского Синода РПЦЗ. 17 июля 1968 г. в храме-памятнике во имя св. Иова Многострадального в Брюсселе Н. совершил по распоряжению Архиерейского Синода РПЦЗ заочное отпевание страстотерпцев имп. Николая II и его семьи, а также всех убиенных и замученных безбожной властью.

http://pravenc.ru/text/2577557.html

В 1938 году был участником Второго всезарубежного собора РПЦЗ, где поднял вопрос о канонизации императора Николая II, но вопрос оставлен без последствий. В 1939 году издал «Деяния Зарубежного Собора Русской (синодальной) Церкви, состоявшегося в Сремских Карловцах в 1938 году». Решив полностью посвятить себя церковному служению, 7 октября 1941 года в Белграде в возрасте 48 лет Первоиерархом РПЦЗ митрополитом Анастасием (Грибановским) пострижен в монашество с именем Никон в честь преподобного Никона Радонежского. 14 октября того же года он был рукоположен во иеродиакона, а 4 декабря — во иеромонаха, и стал нести пастырское служение в Свято-Троицкой церкви в Белграде при русском корпусе. В феврале 1942 года иеромонах Никон приказом по Русскому корпусу был назначен священником в резервный батальон в Белграде. В октябре 1944 года во время битвы за городок Чачак игумен Никон был легко ранен, а диакон Вассиан — убит. Тогда же был эвакуирован из Белграда в Германию и приписан к митрополиту Анастасию в Карлсбаде. 1 января 1945 года стал старшим священником Русского корпуса. В апреле 1945 года присоединился к Братству преподобного Иова Почаевского, и вместе с ним был переправлен в Швейцарию. С августа 1945 года до отъезда из Европы был секретарём митрополита Анастасия (Грибановского). В критическое переходное время возобновления деятельности Архиерейского Синода Русской Зарубежной Церкви после войны осуществлял связь между Митрополитом Анастасием, теми, кто искал убежище в Германии, и приходами и епархиями в Западной Европе и в Северной и Южной Америке. В мае 1946 года был возведён в сан архимандрита. В декабре того же года он прибыл в США вместе с группой 12 монахов из Братства преподобного Иова Почаевского, которые были приняты архиепископом Восточно-Американским и Канадским Виталием (Максименко) в Свято-Троицкий монастырь в Джорданвилле и получил назначение секретарём архиепископа Виталия (Максименко). В обязанности архимандрита Никона входило также создание новых приходов.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Rklickij...

К тому же для меня, как для множества других людей, это возможность повидаться со знакомыми, с которыми была потеряна связь: люди получают назначения в другие места, переезжают, переходят в другие приходы. На таких неформальных праздниках мы делимся своими радостями, скорбями, просим молиться друг о друге. Интернет – это все-таки виртуальное общение, которое никогда не заменит естественного человеческого, когда ты видишь глаза собеседника». Справедливости ради отмечу, что Свято-Владимирский праздник проводился все эти годы, но по скромности своей напоминал больше приходской и никак не общеепархиальный и не всенародный. Последние действительно массовые торжества проводились в храме в год Тысячелетия Крещения Руси. Диакон Андрей Псарев из Джорданвилля часто приезжал на Владимирские торжества будучи редактором «Православной Руси». Здесь митрополит Иларион рукоположил его в сан диакона в 2009-м. «Сегодня была сделана попытка максимально вернуться в 1950-е годы, к тому народному подъему, который царил здесь в день святого Владимира, ведь храм-памятник и задумывался как храм, который объединял бы всех американцев славянского происхождения. Надеюсь, что в Русской Зарубежной Церкви будет восстанавливаться понимание того, зачем мы здесь, в чем наша задача, больше будет вестись соборного диалога между архиереями, духовенством, прихожанами, мужчинами и женщинами, людьми разных поколений», – говорит отец Андрей. В 1938 году, в год празднования 950-летия Крещения Руси, по инициативе архиепископа Виталия (Максименко) было решено ознаменовать юбилей сооружением величественного Свято-Владимирского храма-памятника в селении Кассвилль, которое позже было переименовано в Джексон. На том холме, где сейчас стоит храм, в XIX веке находилась американская пресвитерианская церковь, окормлявшая ранних поселенцев этой местности. И хотя часовни сейчас уже нет, но старое кладбище осталось, и земля пока еще находится в собственности пресвитерианцев. Заложили храм в 1940 году архипастыри Русской Церкви в Америке: митрополит Феофил (Пашковский), архиепископ Виталий (Максименко) и епископ Макарий (Ильинский).

http://pravoslavie.ru/63197.html

На первой седмице Великого поста следующего, 1948 года оба инока были пострижены в малую схиму тем же архиепископом Виталием (Максименко). Их сопостриженником в мантию стал рясофорный монах Алипий (Гаманович), ныне архиепископ Чикагский и Детройтский Русской Православной Церкви Заграницей. 11 сентября 1950 года отец Флор был рукоположен во иеродиакона, а 28 июня 1954 года во иеромонаха. Обе хиротонии были совершены владыкой Виталием (Максименко). Личность строгого к себе владыки Виталия, но в то же время заботливого отца для монахов навсегда наложила отпечаток на архимандрита Флора. Для братии архимандрит Флор стал назиданием. Он говорил, только когда это было необходимо, и никогда не разговаривал в алтаре. Бывало, что, работая с ним на кухне, кто-то из помощников включал вентилятор, и тогда архимандрит Флор с хитрецой спрашивал: " А у преподобного Антония Великого какой был вентилятор? " Его бережливость была " притчей во языцех " . Архимандрит Флор освоил множество ремесел, в том числе профессию электрика, помогая отцу Серафиму (Свежевскому), будущему архиепископу Каракасскому и Венесуэльскому Русской Православной Церкви Заграницей. Когда его спрашивали: " Отец Флор, кто вас этому научил? " он отвечал: " Нужда и горе " . Он был представителем старой " беженской " эмиграции, привыкшей к аскетической жизни среди экономии и самоограничения. Многим его образ запомнился по ассоциациям с тяжелым сельскохозяйственным трудом - с бульдозерами и экскаваторами. В 1967 году иеромонах Флор был возведен в сан игумена, в 1996 году в архимандрита. В 2007 году получил право ношения двух наперсных крестов, которые очень редко надевал ( " за послушание " ). Свято-Троицкий монастырь был создан по принципу монастыря преподобного Иова в Ладомировой на Карпатах, как монастырь рабочий: братия привыкла проводить дневное время в трудах. Помимо общеобязательных для всех повечерия, полунощницы и Литургии архимандрит Флор посещал все воскресные и праздничные службы и многие будничные вечерни и утрени. Когда он уже не мог ходить, то выслушивал богослужение у себя в келье по специально проведенной громкой связи.

http://e-vestnik.ru/obituaries/arhimandr...

Василий не мог получить места даже преподавателя церковно-приходской школы и должен был поехать в Екатеринославскую глубинку учителем в светской школе. Эта школа открыла ряд подвигов, строительств, возрождений с нуля, прошедших через всю жизнь будущего Владыки Виталия. «Я привел школьное помещение в жилое состояние: повставлял стекла, достал дров и так занялся детьми с утра до вечера... На экзаменах моя школа, не имевшая несколько лет выпусков и считавшаяся последней, вышла первой...». 6 В это время о Василии узнает ректор Казанской Духовной Академии – Епископ Чебоксарский Антоний (Храповицкий) . Эту заботу о нем Владыка Антоний продлил до конца своих дней. Василий был принят на второй курс академии благодаря поручительству Епископа Антония. Владыка Антоний сам с детства мечтавший о монашестве был способен и в других зажечь любовь к ангелоподобному жительству. Под его влиянием в течение Великаго Поста 1899 года Василий решил свою судьбу. Так как у него уже начал развиваться туберкулез, Владыка Антоний дал ему в постриге имя Виталий в переводе с латыни значащее «жизненный». 7 Вскоре он был рукоположен во иеромонаха и приписан к Донскому монастырю в Москве, а потом послан преподавателем в Александровскую Миссионерскую Семинарию близ Владикавказа. Здешний климат помог его здоровью. Здесь о. Виталий посещает прокаженных и спасает семинариста который нечаянно опрокинул на себя керосиновую лампу. О. Виталий сам получил сильные ожоги. 8 Эта готовность к самопожертвованию была характерной чертой характера Владыки Виталия. В начале 1903 г. о. Виталий был возведен в архимандрита и назначен проповедником в Почаевскую Лавру, по настоянию переведенного в Волынскую епархию архиепископа Антония (Храповицкого) . Здесь в Почаеве о. Виталий совершил свой следующий подвиг – возрождения Почаевской типографии. Архиепископ Никон (Рклицкий) в своих воспоминаниях 9 писал, что когда о. Виталий прибыл в Почаев, то там была запущенная типография и ни одного рабочего. За короткое время был построен трехэтажный корпус, в нем помещалось восемь скоропечатных машин, а типографское братство составляло 120­150 человек. Владыка Антоний свидетельствовал, что о. Виталий:

http://azbyka.ru/otechnik/Vitalij_Maksim...

К Лаврам Киево-Печерской, Почаевской и Святогорской, а также и к другим святыням Украины у меня, конечно, особо трепетное отношение. В этой стране проживают и мои родственники, которых стараюсь навещать и с которыми поддерживаю контакт. Такому особому отношению к земле Киевской способствуют и те братские узы, связывающие нашу Русскую Зарубежную Церковь с Украинской Православной Церковью. Во-первых, святитель Иоанн (Максимович), архиепископ Шанхайский, Сан-Францисский чудотворец, родился в селе Адамовка 125 лет тому назад, жил и учился в Харькове, где познакомился с будущим Блаженнейшим Митрополитом Антонием (Храповицким), возглавившим Русскую Зарубежную Церковь в 1920 году. Во-вторых, известно, что Митрополит Антоний служил на Киевской митрополичьей кафедре после убиения Митрополита Владимира (Богоявленского). Говоря о священномученике-митрополите Владимире, невольно вспоминаю и начальника типографского братства в Почаеве архимандрита Виталия (Максименко), скончавшегося в сане архиепископа на чужбине. Именно он восстановил Почаевское типографское братство за границей и устроил для него тихое пристанище в Свято-Троицком монастыре в Джорданвилле (Нью-Йорк). Владыка Виталий не мог без слез рассказывать о последнем акафисте Успению Пресвятой Богородицы, совершенном Митрополитом Владимиром в Печерской Лавре. Тогда еще архимандрит Виталий сослужил Митрополиту на этом акафисте и был очень тронут тем, как Архипастырь молился в последние дни своей земной жизни. Это отражено в богородичне девятой песни канона службы новомученикам, составленной в Русской Зарубежной Церкви в 1981 году архиепископом Антонием (Медведевым), духовным чадом владыки Виталия: «О, всепетая Мати! Аще и разорися от злых Великая церковь Твоя печерская, в ней же священномученик Владимир приблизившуся дни убиения его, со многим умилением акафист чтый, Тебе моляшеся, но не оскудеет во век к людем кающимся милость Твоя. Радуйся, Обрадованная, во Успении Своем нас не оставляющая». Архимандриты Димитрий (Биакай) и Нектарий (Чернобыль), служившие в нашей миссии на Святой земле, и архимандрит Геласий (Майборода), скончавшийся клириком Знаменского собора г.

http://pravoslavie.ru/139601.html

С отцом Кассианом дружил преподобный Силуан Афонский, о чем сообщает отец Сафроний (Сахаров): «В тридцатых годах в течение долгого времени он [преподобный Силуан] часто ходил к своему другу схимонаху Кассиану, когда тот жил около монастыря в Кипарисах. Отец Кассиан любил и очень уважал старца, дорожил его приходами и с удовольствием читал ему вслух». 18 февраля 1934 года согласно просьбе архимандрита Виталия (Максименко) [будущий архиепископ Восточно-Американский, член Синода РПЦЗ], тогдашнего настоятеля обители преподобного Иова Почаевского в Ладомирово, и по благословению игумена Пантелеимонова монастыря архим. Мисаила отец Кассиан отправился в Почаевский монастырь, где был рукоположен в иеродиакона и в иеромонаха. В это время обитель занималась активной миссией по распространению православия среди греко-католического населения Пряшевской Руси (в Чехословакии), благодаря чему многие местные жители перешли в православие. Через некоторое время по просьбе архимандрита Виталия он перешел в Пешский монастырь, где стал игуменом. Но в 1937 году вновь вернулся в обитель Иова Почаевского. Все это время он поддерживал духовную связь с Пантелеимоновым монастырем на Афоне — писал письма игумену Мисаилу. В сентябре 1939 года после занятия Почаева большевиками выехал на Волынь, а 11 июня 1940 года через Берлин и Белград приехал на Афон. По возвращении на Святую Гору сначала он поселился на Новой Фиваиде, после перешел в Благовещенскую келлию на Капсале, к старцу Иоанникию слепому. В октябре 1941 года перешел в Крестовскую келлию, затем в монастырь Хиландарь, а в конце жизни жил на каливе старца Николая (Кривенко) около Покровской келлии Ставроникитского монастыря. Везде, где бы он ни проживал, он славился высокой подвижнической жизнью. На Афоне все русские отшельники и сиромахи считали его своим духовным отцом, только у него исповедовались и получали духовные наставления. В библиотеке Пантелеимоновской обители на Афоне хранятся составленные им очерки о покровительстве Божией Матери над Святой Горой и очерк «Опровержение новостильнических возражений против старого Юлианского стиля и пасхалий».

http://isihazm.ru/?id=384&sid=42&iid=267...

так полюбил это дело [типографское], что набрал целую армию послушников и там в последние годы, параллельно с лаврской братией устроил свое общежитие. У него, видишь ли, были монахи и послушники, а рабочих он нанимал, и все свое жалованье отдавал им. Спал он мало и часто просто в типографии, где либо под машиной, а в своей архимандричьей келлии устроил общежитие для рабочих. 10 О. Виталий жил в «маленькой комнате без мебели; прошлым летом г.] он прошел пешком около 900 верст с проповедью, да и дома в лавре всегда беседует с приходящими крестьянами, либо пишет статьи для Листка; худой, почти чахоточный, никогда не смеющийся, но часто плачущий». 11 Во время одного из таких крестных ходов в 1908 г. близ селения Берестечко крестьяне обратили внимание о. Виталия на валявшиеся на поле кости, принадлежавшие казакам гетмана Богдана Хмельницкого павшим здесь в 1651 в неравной битве с поляками. Во время битвы казаков ободрял посланный константинопольским патриархом святитель Иоасаф, который был схвачен и расстрелян. На о. Виталия произвели впечатление слова сказанные неким датчанином, управляющим имения гр. Граббе: Дикий и неблагодарный вы народ. Если бы у нас, в Дании, случилось что-либо подобное, если бы наши деды таки геройски умерли за нашу родину и веру, давно мы озолотили бы место их смерти, давно поставили бы им памятник, достойный великого подвига. Каждый из нас, даже последний школьник, знал бы где то место находится и какое событие на нем свершилось. 12 На месте «Казацких могил» был устроен монастырский скит. Кости казаков были собраны в нижней церкви и покрыты стеклянной крышкой. Государь император Николай Второй пожертвовал 25 тысяч рублей на это дело. 13 Посвятив поистине всю свою жизнь своей пастве Владыка Виталий заботился не только об их душах, но и о теле. При его участии был создан Почаевский Народный Банк, который давал крестьянам кредиты. 14 С августа 1906 г. о. Виталий возглавлял Почаевский отдел Союза Русского Народа. 15 Пытаясь сплотить крестьян, Почаевская типография выпускала листовки примерно такого содержания, как это воззвание к духовенству Волынской епархии подписанное Архимандритом Виталием:

http://azbyka.ru/otechnik/Vitalij_Maksim...

Будущий владыка Лавр (в миру – Василий Михайлович Шкурла) родился 1 января 1928 года в Словакии, в Ладомирове. Эта так называемая Пряшевская Русь, западная окраина прежней Угорской Руси, входившей до Великой войны в пределы Австро-Венгерской империи. Владыка происходил из карпатороссов или русинов – героической части русского народа на Карпатах, прародины славянства, которая, несмотря на многовековое тяжкое иго и невероятные притеснения со стороны иноверцев и иноплеменников, твердо хранила – даже под личиной насильственно навязанной унии с Римом – свою православную веру и свое национальное самосознание. Русины живут на Украине, в Словакии, других карпатских странах, сохранили древний язык Киевской Руси (он едва ли не на половину состоит из церковнославянизмов), на котором разговаривают, издают книги и периодику. В Ладомирове находилась обитель преподобного Иова Почаевского. Рано лишившийся матери, будущий митрополит вырос при монастыре, 12-летним отроком вступил в братство, трудился на монастырских послушаниях. Важнейшую роль в его жизни сыграл основатель обители – архимандрит Виталий (Максименко), бывший наместник Успенской Почаевской лавры, начальник Православной миссии в Словакии, впоследствии известный иерарх Русской Зарубежной Церкви. Он крестил младенца Василия, после Второй мировой войны, уже в США, постригал в монашество, долгие годы был его духовным отцом и воспитателем. Архимандрит Виталий был не только настоятелем обители, но и возродил в ней знаменитое Почаевское типографского братство. Послушанию в типографии будущий владыка Лавр отдаст впоследствии не один день своей жизни. Впоследствии будущий владыка Лавр вспоминал: «… С детских лет привел меня Господь в обитель преподобного Иова Почаевского на Карпатах. Там, в обители, получил я начальное духовное воспитание». …В 1933 году митрополит Антоний (Храповицкий) убеждает 60-летнего архимандрита Виталия принять архиерейский сан и отправиться окормлять православных эмигрантов в США. Насельники небольшого Свято-Троицкого монастыря в Джорданвилле просят владыку возглавить их общину. Владыка Виталий соглашается. В то время в монастыре, основанном иеромонахом Пантелеимоном (Петром Адамовичем Нижником) и псаломщиком Иваном Андреевичем Колосом, было всего несколько человек. В 1946 году обитель пополняется братией ладомирского словацкого монастыря, и владыка Виталий в третий раз, уже на американской земле, возрождает типографское братство и традиции почаевской святой обители.

http://pravoslavie.ru/36530.html

В 1928—1930 годы вместе с Дмитрием Лихачёвым, также посещавшим Хельфернак, находился в заключении на Соловках, где общался с «иосифлянскими» епископами и священниками. В июле 1930 был этапирован в Москву, где привлечён к следствию по делу «Всесоюзного Центра Истинно Православной Церкви», получил новый срок, который отбывал в Белбалтлаге, где также имел общение с «иосифлянами». В середине 1930-х годов освобождён без права проживания в крупных городах. Работал психиатром в Новгороде и других городах (в частности, был главным врачом в областном интернате для дефектных детей им. Ушинского (вместе со священномучеником Викторином Добронравовым), главным психиатром в Новгородской областной больнице). Принимал деятельное участие в жизни Катакомбной церкви, тайно вел семинар по изучению богословия. Арестовывался в марте 1938 года. Во время Великой Отечественной войны находился на оккупированной немцами территории, участвовал в издании антибольшевистской газеты «За Родину». В 1944 году эмигрировал в Германию. В 1950 переехал в США; постоянно жил при Троицком монастыре в Джорданвилле, штат Нью-Йорк, по приглашению архимандрита Виталия (Максименко). Его труды о Катакомбной церкви — один из немногих источников по её истории, написанных участником событий. Однако по оценке историка Андрея Кострюкова в трудах И. А. Андреева эмоции часто доминируют над научным анализом. По поводу его труда «Благодатна ли советская церковь?» Кострюков пишет: «Для него Московский Патриархат не Церковь, а антихристианская богохульствующая организация, совершившая „нечто еще более страшное, чем нарушение канонов и догматов“. В связи с этим не представляется удивительным и то, что слово „патриарх“ применительно к Сергию (Страгородскому) и Алексию (Симанскому), Андреевский всегда пишет в кавычках. Однако после непрерывного потока кощунств и утверждений о безблагодатности Московского Патриархата Андреевский делает совершенно несогласованный с основной идеей книги вывод о том, что его благодатность всего лишь сомнительна». До 1971 года преподавал в Свято-Троицкой духовной семинарии в Джорданвилле — духовно-учебном заведении Русской православной церкви за границей; преподавал патрологию, а также нравственное богословие, апологетику, историю церкви, психологию, логику и историю литературы. Скончался в Нью-Йорке; похоронен на кладбище Свято-Троицкого монастыря в городе Джорданвилль.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan-Andreevsk...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010