При отступлении Русской армии в 1915 году Лавра была на короткое время эвакуирована в Могилёв, но уже в 1916 году архимандрит Виталий находился в непосредственной близости от фронта – на подворье в чешском Здолбунове или в имении своей духовной дочери Гринёвой-Мариут в Зозулинцах. В июне 1916 года Почаевская Лавра была освобождена от австрийцев. Вернувшиеся иноки встретили полное разорение: в храмах были устроены конюшни и кинематограф. Троицкий собор, построенный в 1912-1913 гг. в московском стиле, символ русской Волыни, потерпел такой ущерб, что до осени 1917 года в нём не совершались богослужения (5). Часть иноков Лавры была пленена и отправлена в концлагеря Венгрии. Почаевская типография, однако, с Божией помощью продолжала работать и в военное время, выпуская " Почаевский листок " и (издавался с 1886 года в Почаеве) и журнал " Русский инок " (издавался с 1910 года). Период с июля 1916 по февраль 1917 г.г. был относительно спокойным. Россия готовилась к решительному наступлению на силы Четверного союза. В Киевском военном округе сосредотачивались большие массы войск для прорыва за карпатские перевалы и десанта на Балканы. Глава Санкт-Петербургского Славянского Благотворительного общества академик Алексей Соболевский в 1915-1917 годах вёл с руководством чешской общины России и военнопленными переговоры о присоединении их к Православию (6). В этот же период в Министерстве иностранных дел России разрабатывался проект создания независимого Чехословацкого государства, возможно, во главе с Великим Князем из Дома Романовых. К 1917 году Карпато-Русская Церковь уже существовала как единое целое (7). Не было никаких сомнений в том, что Ужгородская округа после победы войдёт в состав России... В феврале всё рухнуло. Потеря Монархии означала, что доселе ведшаяся под священными Кирилло-Мефодиевскими и Свято-Владимирскими знамёнами война за освобождение славянства превратилась в войну лишь за " демократические свободы " . Летом 1917 года состоялось последнее наступление русской армии. Генерал П.Н. Врангель вспоминает, что у адъютанта Л.Г. Корнилова Завойко он видел " сложенные в углу какие-то разноцветные флаги. На мой вопрос, что это такое, он сообщил мне, что армии готовятся к наступлению, что армия генерала Корнилова должна вторгнуться в пределы Галиции. Надписи на замеченных мною флагах – призыв к славянским народам Карпато-России, к восстанию против австрийского ига, к борьбе за свободу, которую несёт им армия русского генерала Корнилова. Надписи были на языках местных галицийских народностей " (8). Но ни знамен, ни освобождения эти народности тогда так и не увидели.

http://religare.ru/2_53428.html

Семинария имеет права американского высшего учебного заведения. Главная особенность семинарии в том, что все предметы преподаются на русском языке. Вся программа направлена на то, чтобы воспитать будущих пастырей. Я не застал основателя семинарии архиепископа Виталия (Максименко), но его преемник архиепископ Аверкий (Таушев) был моим ректором. Он всегда говорил, что цель семинарии дать духовное воспитание, привить духовную культуру. Епископ Манхеттенский Гавриил: – В Зарубежной Церкви сохранилось понятие приходской жизни, которое в России было утрачено за годы безбожной власти. Мы выросли за границей и для нас было важно сохранить не только свою веру и свой язык, но и понимание, что мы русские, что у нас великое наследство. И это получилось сохранить только благодаря приходам. Мы не только приходили молиться – мы общались, у нас были молодежные кружки и приходские школы. Мы держались вместе. Я родился и вырос в Австралии в семье эмигрантов и всегда чувствовал разницу между друзьями в английской школе и своими приходскими друзьями. Последние были ближе моему сердцу, они русские, православные. Они могут понять и разделить со мной пасхальную радость. У нас была приходская жизнь, благодаря которой мы сохранили свою веру, свой язык, любовь к России. Мне хочется надеяться, что наша Церковь сможет передать этот опыт России. Протоиерей Серафим Ган, личный секретарь митрополита Лавра: – В Зарубежной Церкви много приходских школ. Наиболее популярные: школа святых равноапостольных Кирилла и Мефодия в Сан-Франциско при кафедральном соборе и школа, созданная трудами протоиерея Серафима Слободского при Покровской церкви в Наяке, близ Нью-Йорка. В каждой учится около 150 учеников. В школах мы заставляем говорить только по-русски, также поступают и родители в семьях. В нашей семье, например, был русский уклад жизни, и нас наказывали за одно нерусское слово. Дома мы занимались русским языком, русской историей, а по субботам посещали эти школы при церквях. Там нам преподавали Закон Божий, язык, историю, культуру, литературу, пение.

http://religare.ru/2_51302.html

Это говорил тот самый Дубровин, которого недобросовестные, лживые историки превратили в кровожадное пугало! Он в своей речи на траурном митинге утешал скорбящих и разгневанных союзников тем, что виновные в злодействе, даже если им удастся уйти от людского суда, не избегнут кары небесной. В своей речи Дубровин подчеркнул, что не верит, чтобы подобное злодеяние - поднять руку на брата своего - могли осуществить русские люди. А вскоре произошло ещё одно убийство русского патриота. 25 апреля 1906 года рабочий того же Семянниковского завода, один из руководителей заводского отдела Союза Русского Народа, Василий Снесарев шёл по Знаменской улице в центре Петербурга. Ему навстречу двигалась похоронная процессия с революционными песнями. Рабочий-монархист, не стерпев такого глумления над покойным, попытался в одиночку вразумить эту нечестивую демонстрацию. На следующий день он был убит на своём рабочем месте. Ему в спину стреляли. Так революционеры расчищали себе дорогу для господства над Россией. Террор против русских патриотов после взрыва харчевни " Тверь " усилился. Были совершены покушения на видных деятелей Союза Русского Народа: руководителя Одесского отдела графа Алексея Коновницына; председателя Почаевского отдела, настоятеля Почаевской Лавры архимандрита (впоследствии архиепископа) Виталия (Максименко); почётного председателя Тифлисского патриотического общества священника Сергия Городцева (будущего митрополита Варфоломея); одного из организаторов Киевского отделения Союза купца Фёдора Постного и других. Всем им тогда удалось избежать смерти (о. Сергий Городцев чудом выжил после тяжёлого ранения). Но чаще всего жертвами революционного террора становились рабочие и крестьяне. Об этом мало кому известно до сих пор. А между тем, по данным, которые приводил в своей книге " Борьба за правду " присяжный поверенный П.Ф. Булацель (расстрелян ЧК в праздник Сретения Господня в 1919 году), только с февраля 1905 по ноябрь 1906 года, т.е. менее чем за два года, были убиты и тяжело ранены 32 706 человек из простого народа, крестьян, мещан, рабочих.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2006/0...

«Все церкви Волыни, Подолии, Холмщины, Полесья, Галичины, Буковины, Прикарпатья, а отчасти и Балкан пользовались и доныне пользуются богослужебными и вероучительными книгами почаевского издания. Еще на моей памяти октоихи, минеи, евангелия, триоди, апостолы печатались в Почаевской типографии по 2, по 5, по 10 тысяч, а псалтири, часословы, буквари, начатки, молитвенники, богогласники и другие народные книги - по 100 тысяч за один наклад» . Заведующий этой изумительной типографией архимандрит Виталий (Максименко), впоследствии архиепископ РПЦЗ, был человек незаурядный. Рано осиротев, он сумел выучиться в семинарии и поступить в Киевскую духовную академию. Изгнанный оттуда за участие в мелком студенческом бунте, год просидел школьным учителем в глухом селе, добился отмены волчьего билета, заодно приведя в порядок разваленную школу, и поступил на второй курс Казанской духовной академии, где позже принял постриг. В Почаев был назначен в 1902 г. и вскоре возведен в сан архимандрита. Вспоминая в одной из своих книг о.Виталия как «аскета-монаха, страшно худого, с выразительными глазами» , в другой книге В.В. Шульгин описывал первое впечатление от него так: «Худое лицо, впавшие глаза. Он строго постился и спал на голых досках, быть может, на этой деревянной скамье, где я сидел. Редкая бородка, не стриженная, а потому, что не растет волос. Я не думал тогда, что так же изображают Христа. От этого человека исходило нечто трудно рассказываемое. ... архимандрит Виталий как будто бы " что-то " знал, чего я не знал, а может быть, никто не знал. И это единственно важное " что-то " было настоящей сущностью этого человека. А внешность его и слова, которые он негромко произносил, были то неважное, что соединяло его с миром. Так тихо горящая лампадка есть то, что самое важное в келии. А остальное, стены, пол и потолок, скамьи и стол с куском хлеба, на нем лежащим, - только неизбежная дань суетному миру. Простые люди чувствовали благостное " что-то " этого аскета. И шли за ним» . В защиту о.Виталия Шульгин выступил даже с кафедры Государственной думы: «Во-первых, это аскет, затем это настоящий подвижник, который душу и тело отдал народу. Ведь многие из вас, гг., только говорят о народе, а этот человек день и ночь с ним, он всего себя отдал народу, он всегда с ним, и когда он с многотысячными массами, стекающимися в Почаев, и когда он проходит по Волыни» .

http://ruskline.ru/analitika/2018/10/201...

На ночлег остановился я в лучшей гостинице, взял дорогую комнату – «с удобствами», не зная, что в статью «удобства» входит и ночная встреча с «феей». Быстро и крепко заснул. И вдруг, чувствую, кто-то нежно гладит мое лицо. Слышу мягкий голос: – Ты священник? – Да, – ответил я. «Фея» говорит: – В таком случае я здесь не нужна («онда ништа нэче бити»). И удалилась. Это была, несомненно, верующая, не лишенная «страха Божия» женщина. Борода сыграла свою положительную роль! Время, проведенное в Беочине, использовал я для изучения сербского языка и через полгода после открытия Университета мог приступить к экзаменам по предметам, подготовку к которым начал еще в Варшаве. В составе профессуры Богословского факультета в Белграде было несколько профессоров старой русской Академии: проф. А. Доброклонский , С. Троицкий , проф.-прот. Ф. Титов . Слушал я в Белграде приезжавшего из Парижа проф. В. Зеньковского , познакомился с С.С. Безобразовым (впоследствии епископ Касьян). Близко познакомился с иеромонахом Иоанном, бывал в доме его родителей, был на его хиротонии во епископа Шанхайского, был на хиротонии епископа Виталия (Максименко) , создавшего в Бронксе (Нью-Йорк) твердыню Православия, в «День Скорби и Непримиримости», по инициативе прот. Г. Граббе, кощунственно руками «белоризников» разоренную... Это был для Православия скорбный в США год. В намоленное здание разоренной православной святыни вошли сектанты и в нем собираются на свои молитвенные собрания. С владыкой Иоанном Шанхайским я поддерживал связь и, будучи священником в Польше, получил от него несколько писем и проповедей. Настроенный к принятию монашества, сразу по прибытии в Белград отпустил я бороду. Неоднократно профессора на лекциях и во время экзаменов спрашивали меня, не священник ли я. Их удивлял студент с бородой. И для проживающей в Королевском Академическом доме массы студентов, видимо, странно было видеть в своей среде бородатого коллегу. Решили они заставить меня сбрить бороду. В один прекрасный день выхожу утром из моей комнаты (на третьем этаже) в столовую к завтраку. Увидав меня, вся масса студентов, направлявшихся в ту же столовую впереди меня, дружно начала скандировать: «Попэ, попэ, мэ-э-э... попэ, попэ, мэ-э-э». И так продолжалось, пока не вошли в столовую.

http://azbyka.ru/otechnik/Mitrofan_Znosk...

Кроме того, мы все должны были участвовать в монастырских послушаниях: работали в типографии, переплетной, на огороде, в иконописной мастерской. Нынешний Первоиерарх РПЦЗ митрополит Восточно-Американский и Нью-Йоркский Иларион (Капрал) учился на курс старше меня и нес послушание в типографии. Там же работал владыка Лавр. Семинаристы выходили на полевые работы, сено убирали, трудились в коровнике, на кухне. Вокруг царила учебно-трудовая монашеская атмосфера, которая требовала дисциплины. Обязательным являлось посещение богослужений. Свято-Троицкий монастырь в Джорданвилле Владыка Аверкий (Таушев) Архиепископ Аверкий (Таушев; 1906–1976) был одаренным проповедником и архипастырем, глубоко преданным своему служению. Он был умнейшим человеком, правда, иногда, по чистоте своей души, по-детски наивным. Мы, семинаристы, по нашей юной глупости, редко, но озорничали. Владыка Аверкий был глухой, носил с собой слуховой аппарат – не такой, какими сейчас бывают слуховые аппараты. У владыки на подряснике имелся нагрудный кармашек, и в этом кармашке лежал аппарат величиной со спичечный коробок, от него шел проводок к уху. И вот студент встает, отвечает урок, говорит громко, потом все тише и тише, и владыка начинает подкручивать свой аппарат, полагая, что с ним проблемы. Владыка Аверкий был человеком науки, богословом и духовным писателем, а митрополит Лавр лучше понимал людей, был более проницательным в человеческом общении. Архиепископ Аверкий (Таушев) Владыка Лавр Владыка Лавр (Шкурла; 1928–2008) был для нас отцом – очень человечным, простым в общении, но без всякой фамильярности. От него можно было учиться не только посредством его слов и наставлений, а просто наблюдая за тем, как он себя ведет, как себя держит. Он был воплощением такта, сдержанности и скромности. По многим вопросам – очень знающим, но никогда не подавлял собеседника своими знаниями, позволял ему высказаться. Все эти монахи, постриженники архиепископа Виталия (Максименко; 1873–1960), имели общие черты: скромное служение ближним, постоянная готовность прийти на помощь в беде и нужде. У них имелся общий принцип: строгость к самим себе и милосердие к ближним.

http://pravoslavie.ru/118526.html

Те, кто его знал с тех ранних отроческих лет, отмечают в нем редкое качество — в связи с возрастанием духовным и возвышением церковно-административным в нем не замечалось перемен, устоявшихся смолоду иноческих свойств. И в сане архимандрита он тот же, что был в сане иеродиакона — всегда и всем готовый оказать услугу, готовый на любое послушание. Уже будучи инспектором семинарии, и читая лекции по одному из серьезнейших предметов, он, если дело требовало, и на огромном монастырском кладбище могилу мог выкопать, и, в порядке монашеского послушания, на кухне поваром работал, и в коровнике трудился. Вся переписка в монастырской канцелярии была на его плечах, сам вел, если обстоятельства требовали, упаковку монастырских изданий заказчикам. Не было работы, которую он считал неподходящей его сану или положению. В субботу 12-го августа 1967 г., согласно определению Архиерейского Синода Русской Зарубежной Церкви, состоялось наречение архимандрита Лавра во епископа Манхеттенского. Приводим отрывки из его слова при наречении: «В настоящие, священные и, вместе, страшные для меня минуты, когда по воле Божией, вы, святые Владыки, и Священный Собор Русской Зарубежной Церкви призывает меня, недостойного, к епископскому служению: что могу сказать аз, многогрешный? Страх и трепет прииде на мя…» Но, конечно, архимандрит Лавр далек от мысли оказать непослушание зову и отказаться от епископского сана, хотя он и отдает себе полный отчет в том, что «кому много дано, с того много и взыщется». Однако, добавляет он тут же, исповедую безмерную милость Божию ко мне грешному, которую так обильно я испытал на себе за всю мою жизнь». Говоря о том, что ему тяжело расставаться со Свято-Троицкой обителью, в которой он вырос и окреп духовно, он, однако, понимает, что его новое служение будет выполнением того завета, который он получил от Владыки Виталия (Максименко), предначертавший его дальнейший путь. Поэтому, он добавляет: «Вступая ныне на новое послушание Церкви Христовой, блаженно и радостно мне сознавать, что я буду продолжателем апостольского служения», хотя он и понимает, что это новое служение будет соединено с новыми искушениями и даже гонениями. В заключительных словах новонарекаемый смиренно просит: «Богомудрые Архипастыри, помолитесь, чтобы Господь помог мне быть твердым неподкупным хранителем живоносных заповедей и преданий Православной Церкви, не на словах только, а, самое главное, на деле. Молю вас, не переставайте укреплять меня, неопытного, вашими назиданиями».

http://pravmir.ru/mitropolit-lavr/

Покойный Митрополит в 2007 году говорил: " Возвращение в Почаев – это возвращение к нашим истокам и духовному преемству, которое мы всегда ощущали через наших святителей Блаженнейшего Митрополита Антония (Храповицкого) и архиепископа Виталия (Максименко) " . Отпевание блаженнопочившего Митрополита Лавра промыслительно совпало с днём кончины архиепископа Виталия: Владыка Виталий, встретивший Первоиерарха в момент его духовного рождения, встретил его и при переходе в жизнь вечную. Как замечательно сказал протоиерей Андрей Папков, " радуемся мы и тому, что владыка теперь соединится с теми иерархами, которые были ему близки: с приснопамятным и блаженнейшим митрополитом Анастасием и приснопамятным архиепископом Виталием (Максименко), который его и крестил, и постригал, и рукополагал " (1).Так подтверждается преемственность духовного опыта Зарубежья XX и XXI веков. Почивший Митрополит Лавр, как и его наставник Архиепископ Виталий, деятельно участвовал в сохранении единства православных славянских народов. За несколько недель до кончины Владыка Лавр вместе с участниками Всемирного Русского Народного Собора поддержал целостность Сербии, недопустимость отрыва от неё Косова и Метохии. Приближающийся сороковой день со дня кончины Первоиерарха представляет нам повод для размышлений о миссионерском служении РПЦЗ в среде славянских народов, и прежде всего о служении славянам одного из её основателей, наставника Владыки Лавра Архиепископа Виталия (Максименко). Архиепископ Виталий (Максименко)Имя Архиепископа Виталия (1873-1960) прекрасно известно православным русским патриотам. Начальник Типографского трудового братства Почаевской Лавры, глава крупнейшего в России отдела Союза Русского Народа, участник Первого Всероссийского монашеского съезда (1909 г.), кандидат в Члены Высшего Церковного Совета при Патриархе Тихоне (1917 г.), узник петлюровцев и " Второй Речи Посполитой " , устроитель " Нового Почаева " в Закарпатье, епископ Детройтский, основатель семинарии и книгопечатни святого Иова Почаевского в Джорданвилле, член Синода Русской Православной Церкви Заграницей – таков жизненный путь приснопоминаемого Владыки Виталия.

http://religare.ru/2_53428.html

Архимандрит Нафанаил (Львов) так вспоминал о деятельности архимандрита Виталия по воссозданию монашеского печатного братства: «Услышав в Югославии о том, что одно русское село на Пряшевской Руси хочет перейти в православие, но нет священника, который взялся бы это село обслуживать, о. Виталий бросил налаженную, спокойную жизнь в Сербии, где он – всей России, да и всей Православной Церкви известный пастырь, пользовался почетом и значением, и направился один в село Ладомирово. Поселился он впрочем, не в этом селе, а в соседнем более крупном селении – Свиднике, где снял помещение во втором этаже над корчмой, и поставил там с трудом приобретенную старую печатную машину, стал печатать воззвания, листки, потом молитвенники, служебники. Медленно, очень медленно стали собираться около него сначала трудники, студенты и священники, а потом и иноки. Из иноков одним из первых был игумен Савва (Струве), сын известного общественного и политического деятеля, правнук знаменитого русского астронома» . В 1924 г. трудами отца Виталия была закончена постройка храма в находящемся неподалеку от Свидника селе Ладомирове. Туда и переехал архимандрит Виталий с монашеским печатным братством преподобного Иова Почаевского. С 1925 г. в типографии начал издаваться церковный календарь. Со временем был напечатан целый ряд богослужебных книг: «Служебник», «Требник», «Великий сборник», «Помянник», несколько молитвословов . В 1928 г. начала выходить газета «Православная Карпатская Русь» – «церковно-народный орган православного движения на Карпатской Руси и Восточной Словакии». Целью этого издания была «борьба за восстановление православия среди завлеченного в унию с Римом населения Карпатской Руси». Епископ Григорий (Граббе) в своих воспоминаниях особо подчеркивал миссионерскую направленность газеты и всей издательской деятельности монашеской общины в Ладомирове: «Миссию на Карпатской Руси основал покойный архиепископ Виталий (Максименко). Ему было очень трудно, потому что он приехал без всяких средств. Тяга к православию там у населения была. В начале «Православная Карпатская Русь» ставила целью борьбу с унией и занималась местными карпатскими проблемами. Главное – защита православия и миссия… У владыки Виталия уже был опыт миссионерской работы в Почаеве, где он вызвал большое народное движение. Вся Волынь была под его влиянием. О. Виталий зажег интерес к православию у простых людей [iv] . Постепенно «Православная Карпатская Русь» начала рассылаться по всему русскому рассеянию, и, по свидетельству того же епископа Григория, очень понравилась председателю Архиерейского Синода митрополиту Антонию (Храповицкому), хорошо знавшему и любившего ее издателя архимандрита Виталия.

http://bogoslov.ru/article/4847071

Исход из мира и начало церковного служения в Ладомирово Несмотря на противодействие семьи, Ростислав двадцати восьми лет от роду в 1938 году прибыл в монастырь преп. Иова Почаевского в Словакии. Этот монастырь в селении Ладомирово был основан архимандритом Виталием (Максименко; позже - архиепископ), главой исторической печатни Почаевской лавры. Ладомирово стало важным миссионерским центром, братия которого впоследствии переехала в Джорданвилль, где продолжила свое миссионерское служение. В 1939 году Ростислав был пострижен в рясофор с именем Виталия, отчасти в честь аввы и основателя монастыря _ владыки Виталия (Максименко), который в то время уже нес епископское служение в Северной Америке. Великим Постом 1940 года инок Виталий был пострижен в мантию архимандритом Серафимом (Ивановым), настоятелем монастыря, и в том же году - рукоположен в сан иеродиакона. В 1941 году в городе Братиславе митрополит Серафим (Ляде) Берлинский и Германский рукоположил отца Виталия во иеромонаха и направил окормлять два словацких села - Порубку и Медвежье. К концу войны братии монастыря преп. Иова Почаевскаго пришлось покинуть обитель в Ладомирово при приближении наступающей красной армии. В это время случилось одно знаменательное событие! Когда братия уже выехала в Братиславу и готовилась дальше двигаться на запад, некоторые члены братства обезпокоились судьбой двух юных послушников из местных мальчиков карпатороссов - двух Василиев, оставшихся в Ладомирово с родителями. И тут случилась оказия предложить им уехать с братством, так как отец Виталий решил поехать на праздник Преображения послужить на приход в Медвежье. В эту поездку он забрал двух послушников с собой. Мальчики привязались к братству и полюбили монастырскую жизнь, и потому с радостью отправились в путь. Эти послушники ныне - первоиерарх Русской Зарубежной Церкви митрополит Лавр и старейший собрат Свято-Троицкого монастыря в Джорданвилле архимандрит Флор. Далее инок Всеволод описывает борьбу отца Виталия за русские души в Германии и Англии, сообщает о том, что на праздник святых апостолов Петра и Павла 1951 года в Лондоне архимандрит Виталий был хиротонисан во епископа Монтевидеоского и назначен в Бразилию в качестве викария архиепископу Феодосию, проживавшему в Сан-Пауло.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2007/0...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010