Также у нас есть монумент «На вечную память карпато-росским мученикам, пострадавшим и погибшим в Талегрофе в Первую мировую войну». (Талегроф – концлагерь, созданный властями Австро-Венгрии в начале Первой мировой войны, куда депортировали жителей Галиции и Буковины, заподозренных в симпатиях к Российской империи. – Прим. автора ). Их замучили украинские националисты, а эмигранты в 1964 году, когда отмечалось 50-летие с начала Первой мировой, возвели им памятник. На нем написано, что его воздвигла Американская Русь. Он устроен в виде обелиска – как типичный американский памятник, но его венчает православный крест. И слава Богу, что он есть. Протоиерей Сергий Ледковский Кроме того, в самом конце парка у нас есть памятник всем православным воинам Второй мировой войны – членам Русского общества взаимопомощи в Америке, которого теперь уже не существует. Там представлено 36 подразделений этой организации – я даже не знал, что их было так много. – Как к этому парку относятся русские и американцы? Им интересно? – Хотя бы раз в неделю люди здесь гуляют и смотрят, относятся к памятникам с большим уважением. Во всяком случае, никаких проявлений недовольства у нас до сих пор не было. Наоборот, американцы нам говорят: «Молодцы, вы проделали в этом парке такую прекрасную работу». Они поддерживают нас. А русские приезжают к нам из самых разных мест – смотрят, иногда делятся с нами своими ощущениями. Это привлекает тех, кто интересуется историей. Свято-Владимирский храм-памятник – Вы служите в Свято-Владимирском соборе много лет. Что для вас значит это служение? Какие у вас отношения со святым князем Владимиром? – Можно сказать, что у нас как бы двойное положение. С одной стороны, наш храм является всезарубежной святыней, а с другой – у нас есть приход. Конечно, в основном мы ведем обычную приходскую жизнь, но при этом имеем в виду, что у нас есть определенная ответственность – быть попечителями этой святыни, достойно содержать ее. Безусловно, мы должны оставаться православными во всех смыслах – и в мировоззрении, и в служении. Нам необходимо нести эту особую миссию, которую мы получили от архиепископа Виталия (Максименко), основавшего наш храм в 1938 году.

http://pravoslavie.ru/155096.html

Д. м. возглавляли архиереи. После настоятельства архиеп. Восточноамериканского Виталия (Максименко) в нояб. 1946 г. в Д. м. прибыли 11 чел. братии во главе с еп. Серафимом (Ивановым) , к-рый и был избран настоятелем обители. С 1948 г. Д. м. возглавил архиеп. Виталий (Максименко), с 12 мая 1960 г.- еп. Аверкий (Таушев) , с 18 июня 1976 г.- еп. Лавр (Шкурла) (ныне митрополит Восточноамериканский, Первоиерарх РПЦЗ). В монастыре почитаются архимандриты Пантелеимон (Нижник; 1895-1984), Константин (Зайцев) , постриженик Спасо-Преображенского Валаамского мон-ря , многолетний духовник обители игум. Филимон (Никитин; 1880-1953). Архим. Киприан (Пыжов; 1904-2001) организовал в Д. м. иконописную школу, расписал Троицкий собор, трапезную и часть Успенской ц., а также Скорбященский собор (Сан-Франциско), ц. во имя св. Иоанна Кронштадтского (Ютика), ц. во имя прп. Серафима Саровского (Си-Клифф), ц. во имя прп. Сергия Радонежского (Кливленд) и др. Архим. Киприан написал также известную икону «Новомученики и исповедники Российские». Храмы В 1945 г. было принято решение о строительстве нового, каменного собора во имя Св. Троицы вместо сгоревшего в 1935 г. деревянного. Председателем строительного комитета стал проф. Н. Н. Александров, почетным председателем - архиеп. Виталий (Максименко), товарищем председателя - игум. Пантелеимон. В основание храма положены частицы мощей серб. святых Ангелины , Стефана Дечанского и архиеп. Арсения I Сербского. Строительство и внутренняя отделка Троицкого собора были закончены к осени 1950 г. Настенная роспись и иконы были выполнены иером. Киприаном (Пыжовым) и его учеником иеродиак. Алипием (Гамановичем) . 3-ярусный иконостас сооружен по проекту иером. Киприана послушником Петром Понкратовым и иеродиак. Алипием. Резное из меди паникадило исполнено по рисунку иеродиак. Алипия иеродиак. Пименом (Качаном). Собор построен в стиле шатровых храмов Сев. Руси по проекту архит. Р. Н. Верховского. Церковь в честь Успения Богородицы Джорданвиллского мон-ря. Фотография. 1996 г.

http://pravenc.ru/text/171857.html

Архимандрит Серафим (Иванов) поделился с нами воспоминаниями о подвигах о. Виталия в Ладомировой: При постройках обительских участвовал наравне с братией. Одной земли вывез не менее тысячи тачек. Участвовал и в кухонной чреде. И все это тихо, смиренно, естественно, без тени показного элемента. Однажды целую зиму еженедельно, по ночам, тайно от братии, ничего не подозревавшей, чистил собственноручно выгребную яму. А когда это случайно обнаружилось, смиренно отвечал на упреки: «назначать на такое послушание мне тяжело. Раз нет добровольцев, лучше самому это делать». 29 Здесь же во Владимировой в 1928 г. отец Виталий крестил Василия Шкурлу – впоследствии нашего приснопамятного первоиерерха. В 1925 г. был отпечатан Церковный Русский Календарь. В 1928 г. начала выходить газета Православная Карпатская Русь, ставившая своей целью защиту православного меньшинства от униатских выпадов. Братство материально находилось на полном самообеспечении. «Вначале было тяжело, – писал о. Виталия в 1926 г. Димитрию Шаховскому – но первые шаги пройдены, – труд дал некоторые плоды – сбережения, запас изданий. Сбудем эти издания, получим выручку, – сможем лучшее и большее издать (...)». 30 Протоиерей Александр Цуглевич был послан в Америку для сбора средств на постройку храма во Владимировой среди карпаторосов поехавших туда на заработки. 31 19 июня 1933 года скончался Архиепископ Аполинарий (Кошевой) возглавлявший приходы РПЦЗ в США и архимандриту Виталию в который раз было предложено послужить церкви в святительском сане. На этот раз Митрополит Антоний поставил вопрос однозначно: откажется о. Виталий и сейчас, то и митрополит откажет ему в своем духовном руководстве. После нескольких бессонных ночей о. Виталий послал своему авве по почте открытку со своим согласием. 32 В это время в руководстве Русской Зарубежной Церкви происходит переосмысление отношений к различным течениям церковной жизни эмиграции. Прещения 1926 г. против отделившихся от Архиерейского Собора РПЦЗ Митрополитов Евлогия и Платона не привели к примирению русской церковной диаспоры. В 1934 г. умирает Митрополит Платон. Спустя несколько дней после его кончины архимандрит Виталий прибывает в Белград на свою хиротонию. Присутствуя при келейной молитве Митрополита Антония, на о. Виталия неизгладимое впечатление производит то, что тот молится об умершем под церковным запрещением: «Помяни, Господи, во блаженной памяти преставшихся: новопреставленного митроп. Платона..». 33 В том же году с Митрополита Платона были сняты церковные прещения. 34 Примечательно, что в одно время с архимандритом Виталием в Белград прибыл для переговоров о примирении Митрополит Евлогий Западно-Европейский. 6 мая в Белграде состоялась хиротония архимандрита Виталия. Во своем слове при вручении жезла митрополит Антоний отметил:

http://azbyka.ru/otechnik/Vitalij_Maksim...

Отцу Антонию и иеромонаху Феофану их старец отец Амвросий еще на смертном одре сказал: «В случае чего, идите к отцу Виталию (Максименко. – прот. П.П.): у него святое дело». Отец Виталий был в России архимандритом типографского братства в Почаеве. Иеромонах Антоний читал об архиепископе Виталии, читал его воззвания. Главная тема воззваний владыки Виталия – единство Русской Церкви, единство русского народа. В своем слове при наречении владыка Виталий так и сказал: «Наш очередной долг – отложив все прочее, отдать все силы на водворение мира в Церкви». Отец Виталий бывал в Мильково и в сане архимандрита, и в сане архиерейском. Владыка Антоний вспоминал, что после его рукоположения в иеродиакона его первая архиерейская служба в Мильково была с владыкой Виталием. Архиепископ Виталий, как и святитель Иоанн, был весьма предан блаженнейшему митрополиту Антонию (Храповицкому). После кончины архиепископа Антония, в его келье, в аналое, была обнаружена книга архиепископа Виталия «Мотивы моей жизни» с дарственной надписью: «Дорогому моему собрату и сомолебнику архимандриту Антонию», – и подписью. В своем слове при наречении владыка Антоний вспомнил, как в его сердце вошло восклицание Деворы, повторенное архиепископом Виталием: «В племенах Рувимовых большое разногласие», – и призыв владыки Виталия к ежедневной молитве об умиротворении Церкви и о спасении русского народа. После кончины схиархимандрита Амвросия в 1933 году иеромонах Антоний поехал к владыке Виталию в обитель преподобного Иова на Карпатах. С тех пор у него началась крепкая связь с братством преподобного Иова Почаевского, продолжавшаяся до его кончины. В 1941 году, при создании Русского корпуса, иеромонах Антоний был назначен военным священником в 1-й полк, где он не только духовно окормлял в трудных условиях постоянной боевой готовности подразделения полка, но и заботился о местном православном населении. В очерке «Четыре встречи на позициях» приведены воспоминания о том, как иеромонах Антоний вместе со своим псаломщиком (впоследствии архимандритом Нектарием в Иерусалиме) неожиданно прибыли к 1-й роте после ее боя с красными партизанами Вука. Иеромонах Антоний с псаломщиком прошли путь от Лозницы до столицы без всякой охраны, подвергая свою жизнь смертельной опасности. Партизаны не церемонились со своими врагами: был случай, что они надели на вертел священника и зажарили его на костре. Иеромонах Антоний считал своим долгом быть среди окормляемых им солдат, помолиться об убиенных и утешить раненых. Автор воспоминаний также отмечает, что иеромонах Антоний, получая офицерское жалование и паек, щедро раздавал и то и другое.

http://pravoslavie.ru/39291.html

Члены прихода во главе с о. Михаилом Польским решили временно перейти под омофор архиепископа Виталия Максименко († 1960), архиерея Русской Православной Церкви в изгнании, который с 1934 года находился в США. С июня 1940 года по сентябрь 1945 года именно к архиепископу Виталию отец Михаил обращался за руководством и советом по управлению приходом в Лондоне . Однако отец Николай Гиббс отказался подчиниться юрисдикции архиепископа Виталия. Оглядываясь назад, в 1945 году он писал: «Во время войны отец Михаил поставил себя под окормление архиепископа Нью-Йоркского Виталия. По ряду причин я не мог сделать того же самого, что на самом деле было не более, чем уловкой» . В январе 1942 года произошло дальнейшее ухудшение отношений между священниками. О. Михаил обратился с письмом к о. Николаю: «С наступающим праздником Рождества Христова и Новым годом поздравляю Вас, дорогой и глубокочтимый отец Николай, и желаю Вам от Бога здравия и всякого благополучия. В настоящее время имею нужду писать Вам по поручению Приходского Совета. На последнем заседании Приходского Совета было доложено, что нашему приходу предлагается в подарок очень ценная библиотека (до 5 тысяч томов), стоящая несколько сот фунтов, что мы можем ее эксплуатировать и получать доход от абонентов в пользу нашего храма. Приходской Совет оценил значение этого предложения в настоящее время, когда мы так нуждаемся в средствах, и я сам выразил желание пойти навстречу новому начинанию и стесниться в условиях жизни и поработать в библиотеке. Далее возник вопрос о помещении. Естественно, что Приходской Совет остановил свое внимание на комнате, которую Вы занимаете. С одной стороны, он остановил свое внимание на том факте, что в этой комнате Вы не постоянно живете и прежде в ней не постоянно жили, а больше наездами, а с другой, он уверен, что все, что касается блага православного прихода в Лондоне, встретит с Вашей стороны только сочувствие и поддержку, и вы пойдете навстречу приходу в его нуждах, а потому он, соглашаясь на принятие библиотеки, всецело рассчитывает на комнату, Вами занимаемую. Если бы Вы имели приход в Лондоне и постоянно здесь проживали, то, может быть, Приходской Совет нашел этот вопрос более сложным и для себя, и для Вас, но сейчас он надеется, что Вам легко будет передать Вашу комнату под приходскую библиотеку» .

http://bogoslov.ru/article/6026809

единственное высшее учебное заведение РПЦЗ - находится на территории Д. м. Открыта указом Архиерейского Синода РПЦЗ от 12 окт. 1948 г. Вскоре получила офиц. признание и регистрацию от аккредитационной инстанции учебных заведений шт. Нью-Йорк. До 1952 г. ректором являлся архиеп. Виталий (Максименко), с 1 марта 1952 г.- архим. (впосл. архиепископ) Аверкий (Таушев), с 1976 г.- еп. Лавр (Шкурла). В течение мн. лет архиеп. Лавр преподавал каноническое право, патрологию, догматическое богословие и др. Став Первоиерархом РПЦЗ, митр. Лавр является ректором семинарии. Деканами семинарии были проф. Н. Н. Александров, И. И. Марр, Е. Е. Алферьев и Е. И. Клар, архим. Лука (Мурьянка) (к 2007). В семинарии преподавали архиепископы Аверкий (Таушев), Алипий (Гаманович), еп. Митрофан (Зноско-Боровский), архим. Константин (Зайцев), протопр. М. Помазанский, Н. Д. Тальберг, И. М. Андреевский, Е. Е. Алферьев и др. В 1954 г. по благословению архиеп. Виталия (Максименко) было установлено особое празднование в честь святителей Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста, к-рые считаются покровителями семинарии. В ДС в течение 5 лет изучаются как богословские, так и общеобразовательные гуманитарные дисциплины. За исключением 1-го курса, все предметы преподаются на рус. языке. Проживая на территории мон-ря, семинаристы несут клиросное и др. послушания. После успешного окончания выпускники получают амер. диплом бакалавра богословских наук. В 80-х гг. в семинарии действовали пастырские курсы на англ. языке для новообращенных в Православие американцев. Также действует заочная 2-летняя программа на рус. и англ. языках, после окончания к-рой выпускники аттестуются сертификатом богословских наук. При семинарии существуют архив, б-ка, музей, летняя церковнопевч. школа, регулярно проводятся историко-богословские конференции, «круглые столы», выставки и др. мероприятия. В 2003 г. учреждено отдельное издательство семинарии. В 2005 г. по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II совместно с МДА при последней учрежден Центр изучения церковной истории рус. зарубежья. Библиотеки, архив, музей

http://pravenc.ru/text/171857.html

Конечно, были русскоязычные религиозные журналы иных конфессий, теософские издания, но подробно останавливаться на их анализе не представляется возможным в рамках данной работы. Так, один из популярных старообрядческих журналов «Родная старина» издавался в Риге с 1927 по 1933 год староверческим кружком ревнителей старины при обществе «Гребенщиковское училище». Журнал был призван обратить к духовным ценностям молодежь, утратившую культурные ориентиры. Церковная периодическая печать в славянских странах связана с основанием в селе Ладомирова (словацк. Ladomirová) в Чехословакии Типографского братства прп. Иова Почаевского. Становление печатного дела здесь связано с архимандритом Виталием (Максименко), руководившим до Первой мировой войны типографией в Почаеве. Военные перипетии привели к разграблению типографии. Оборудование, удавшееся сохранить, оказалось в Варшавской синодальной типографии. Возвратиться в Почаев и восстановить печатное дело не представлялось возможным. Решено было возродить типографию на Пряшевской Руси. Русинское население стремилось возвратиться от унии к православию. Первоначально типография состояла из одного печатного станка. Продав оставшееся в Польше оборудование, получив помощь от сербских короля и патриарха, собрав пожертвования в Югославии, энтузиастам удалось приобрести скоропечатную машину и оборудовать помещение для типографии. Первоначально печатались календари, служебники с использованием гражданского шрифта, вскоре с приобретением славянских шрифтов ассортимент продукции расширился с. 187]. Постепенно увеличивалось количество печатных станков и работников, образовался монастырь преподобного Иова Почаевского, при нем возникло братство. Таким образом, типография братства стала крупнейшим центром печатной продукции русского зарубежья. С увеличением числа ученой братии в Ладомировском монастыре начала печататься газета «Православная Карпатская Русь». После рукоположения архимандрита Виталия (Максименко) в епископы и его назначения в США редакцию газеты и типографию в целом возглавил иеромонах Серафим (Иванов). Новый редактор превратил местную газету «Православная Карпатская Русь» в общемировое издание с названием «Православная Зарубежная Русь», а затем – «Православная Русь». К 1939 году данное издание имело читателей в 48 государствах и тираж 2500 экземпляров с. 77].

http://bogoslov.ru/article/6191992

Возрождение Почаевского трудового Типографского Братства произошло в Карпатской Руси, когда о.Виталия, как опытного миссионера, направили в помощь возрождённой Чехо-Словацкой Православной Церкви. В 1923 году Архиепископ Савватий (Врабец), состоявший в общении со Вселенской Патриархией, благословил отцу Виталию устроить монастырь святого Иова Почаевского и типографию при нём в селе Ладомирово. Полноценное восстановление Православия на землях Закарпатской Руси и Чехии, начатое Россией, было продолжено Сербией. Сербская Патриархия (точнее, та её часть, которая именовалась карловицкой Патриархией и до 1919 года объединяла сербов Венгерского Подунавья) имела номинальные права на Угорскую Русь и Чехию ещё до Первой мировой войны (согласно закону 1868 года). Делегация православных карпатского села Иза в 1903-1904 г.г. ходатайствовала перед епископом Будимским Лукианом (Богдановичем) и Патриархом Георгием (Бранковичем) о направлении им священника, но австрийцы запретили исполнять их просьбу. Впрочем, сербские общественные деятели и в тот период помогали православным на Закарпатье. Например, известный новисадский адвокат Коста Хаджи в 1913-1914 годах защищал св. Алексия (Кабалюка) на Мармарош-Сигетском процессе. После крушения Австро-Венгрии и восстановления единства Сербской Православной Церкви (1918-1920 годы) миссионерское служение её в Закарпатье и Чехии стало, наконец, возможным. В 1919 году румынская армия разгромила венгерские части, оборонявшие Унгвар (Ужгород). 8 мая 1919 года три русских Народных совета, существовавших раньше в Карпатской Руси, объединились в Центральную Народную Раду. 10 сентября 1919 года по Сен-Жерменскому мирному договору и с согласия Русской Рады Карпатороссия была присоединена к Чехословакии на правах автономии. 19 августа 1921 года состоялся первый Собор православной карпаторусской Церкви под председательством священноисповедника архимандрита Алексия (Кабалюка), при участии представителя Сербской Патриархии священномученика Досифея (Васича), епископа Нишского, а затем – митрополита Загребского.

http://religare.ru/2_53428.html

С 1933 года, числясь воинским священником в Моравии, где он мог спокойно выполнять свою должность, он не только строит там храмы, но и постоянно выезжает в Мукачевскую епархию, чтобы закончить начатые там постройки. Необходимо отметить и участие отца Всеволода в издательской деятельности. В монастыре преподобного Иова Почаевского в селе Ладомирова (сейчас это территория Словакии) благодаря трудам архимандрита Виталия (Максименко) было организовано типографское братство. Русские шрифты и типографское оборудование поступило из комитета «Червоно-Русская Лига». Это была походная типография чехословацкого корпуса, доставленная через Владивосток. При непосредственной поддержке архимандрита Виталия отец Всеволод с 1928 года начал издавать журнал «Православная Лемковщина» (сборник материалов о православном движении на Лемковщине) и журнал «Православная Карпатская Русь» (ПКР). Поскольку из всей братии он один имел чехословацкое гражданство, то издательство было официально зарегистрировано на его имя, он же являлся и главным редактором. Журнал издавался два раза в месяц, в нём освещались события из жизни Церкви в Карпатском регионе, что полностью соответствовало названию журнала. Постепенно перечень публикуемых материалов расширился, в связи с чем в 1934 году журнал меняет название на «Православная Русь». Это издание было очень популярным среди верующих и сильно способствовало православному миссионерскому движению. В 1944 году монахи покинули территорию Словакии, переехали в США и основали типографию и издательство в Свято-Троицком монастыре РПЦЗ в Джорданвилле, и с 1947 года издание журнала «Православная Русь» было возобновлено. Часть монахов перебрались в Германию, где они продолжили издательскую деятельность в монастыре святого Иова Почаевского в Мюнхене. И до сих пор в монастыре печатают церковные календари и литературу. Удивительно, как один человек успевал совершать столько работы: возводил и расписывал храмы, издавал журнал, закупал ткани и шил церковное облачение и даже митры - и это при очень слабом зрении!

http://ruskline.ru/analitika/2016/02/20/...

Это грамота о посвящении какого-то Игнатия во епископы. Хиротонию совершали: Евфимий Сиро-Халдейский , Софроний Лос-Анжельский и Иосиф Жук (украинец) . Наблюдения и впечатления, описанные профессором Парийским, показывают, насколько близко к православному вероучению находилась община Тумбса в тот период. Возможно, эта встреча подтолкнула Джеймса Тумбса к ещё более активному поиску контактов с какой-либо русской православной юрисдикцией в США, что и привело его к знакомству с архиепископом Восточно-Американским РПЦЗ Виталием (Максименко). Довольно подробно это общение было описано в протоколах Архиерейского Собора РПЦЗ 1950 г.: «Джэймс произвел на Архиепископа ВИТАЛИЯ доброе впечатление. Архиепископ ВИТАЛИЙ разъяснил ему, что рукоположение его не может быть признано законным и что он должен будет получить развод со своей женой. Джэймс выразил готовность исполнить это. По поручению Архиепископа ВИТАЛИЯ 13/26 октября 1949 года его посетили в его церкви в г. Нью-Йорке священник Кирилл Зайцев (ныне игумен Константин) и декан Св. Троицкой Духовной Семинарии проф. Н.Н. Александров. Они подробно ознакомились с церковью Джэймса, слушали в ней богослужение и вынесли самое благоприятное впечатление, представив об этом подробный доклад, который и был  представлен Архиерейскому Синоду. По сообщению Высокопреосвященного Митрополита АНАСТАСИЯ  от 6/19 мая 1950 за 600, ходатайство Джэймса было передано на рассмотрение Архиерейского Собора, о чем и было сообщено Джэймсу, который со своей стороны выразил полную готовность ожидать разрешения этого вопроса. 10/23 августа Епископ НИКОН по поручению Американского  отдела Предсоборной Комиссии посетил Джэймса, подробно ознакомился с его намерениями и устройством его организации и обсудил с ним проэкт его работы в случае принятия его в состав Русской Православной Церкви в Америке. Впоследствии его вновь посетили Епископ СЕРАФИМ и Епископ НИКОН и установили с ним личные добрые отношения. Джэймс выразил полную готовность выполнить все предъявленные ему церковно-канонические требования и подчинить свою миссионерскую работу Правящему Архиепископу Американской и Канадской епархии. При начале занятий Архиерейского Собора Джэймс лично прибыл в Мэйопак и познакомился с архиереями» .

http://bogoslov.ru/article/6174397

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010