Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АНДРЕЙ (Рымаренко Адриан Адрианович; 15.03.1893, г. Ромны Полтавской губ.- 12.07.1978, Ново-Дивеевский мон-рь, США), архиеп. Рокландский, вик. Нью-Йоркской епархии Русской Православной Церкви за границей (РПЦЗ). Закончил реальное уч-ще и Политехнический ин-т в С.-Петербурге. На решение служить Церкви оказало влияние общение с Оптинскими старцами - преподобными Анатолием (Потаповым) и Нектарием (Тихоновым) . Последний был духовником о. Адриана и в 1928 г. скончался в ссылке у него на руках. 14 дек. 1921 г. А. А. Рымаренко был рукоположен во диакона, 17 дек. 1921 г.- во священника, служил настоятелем Александро-Невской ц. в Ромнах. В 1926 г. храм был закрыт, а о. Адриан выслан в Киев под надзор ГПУ. В Киеве он проживал у знакомых священников, большинство из к-рых впосл. приняли мученическую кончину. В 1930 г. арестован, но вскоре освобожден из тюрьмы по болезни. В 1937 г., когда почти все киевское духовенство было репрессировано, о. Адриан стал тайным духовником города. После занятия Киева немцами духовно окормлял сестер киевского в честь Покрова Пресв. Богородицы жен. мон-ря . Создал при обители дом престарелых, больницу. В 1943 г. выехал из Киева в Германию, был принят в клир РПЦЗ и в том же году назначен настоятелем Воскресенского собора в Берлине в сане протопресвитера. В 1945 г. с семьей переселился в Штутгарт, где помог многим людям избежать насильственной депортации в СССР. В 1949 г. вместе с общиной, сложившейся в его приходе, переселился в США, по благословению архиеп. Виталия (Максименко) основал Ново-Дивеевский Успенский жен. мон-рь (Спринг-Валли, шт. Нью-Йорк) и устроил рус. кладбище при нем. После кончины жены, в 1968 г., принял постриг и был хиротонисан во епископа Рокландского, викария Нью-Йоркской епархии. В 1973 г., в день своего 80-летия, возведен в сан архиепископа. Скончался после тяжелой и продолжительной болезни. Лит.: Мышецкий Д. В. К 50-летию пастырской деятельности преосв. Андрея, еп. Рокландского. Н.-Й., 1971; Самарин В. Путь подвижничества//Правосл. жизнь. 1993. 9. С. 6; Тимофиевич А. П. Божии люди. М., 1995. С. 166-169, 174-175. Рубрики: Ключевые слова:

http://pravenc.ru/text/115252.html

С именем В. связана история становления и развития джорданвилльского во имя Св. Троицы муж. мон-ря (шт. Нью-Йорк). По приезде в Америку в 1934 г. В. вошел в число братии мон-ря, 15 дек. 1946 г. по приглашению В. в мон-рь из Ладомировы переехало братство прп. Иова Почаевского, возобновившее в Джорданвилле работу типографии. Позднее В. добился переезда в мон-рь насельников обители прп. Иова близ Мюнхена и иноков из др. мест, увеличив тем самым число братии мон-ря до 50 чел. В 1947-1950 гг. стараниями В. было осуществлено строительство Троицкого собора мон-ря. 16 мая 1948 г. при мон-ре открылась джорданвилльская Свято-Троицкая ДС, первым ректором к-рой стал В. С 1948 г. архиерей являлся настоятелем мон-ря. Согласно завещанию, В. погребен в построенном по его инициативе храме в честь равноап. кн. Владимира в г. Джэксон (шт. Нью-Джерси). Соч.: Реставрация рус. церк. типографии прп. Иова Почаевского//Правосл. рус. календарь на 1934 г. Владимирова, 1933. С. 49-56; Учительные книги ВЗ. Джорд., 1952; Пророческие книги ВЗ. Джорд., 1953; Мотивы моей жизни. Джорд., 1943, 19552; Православное противосектанское руководство. Джорд., 1958; Духовное мое завещание//Правосл. Русь. 1960. 6. С. 8-9; Из духовного наследия//Правосл. жизнь. 1973. 8. С. 29-36. Лит.: Тальберг Н. Жизненный путь архиеп. Виталия (Максименко)//Правосл. Русь. 1959. 3. С. 4-7; Помазанский М. , прот. Жизнь-подвиг: (К 25-летию архиерейского служения вл. Виталия)//Там же. 8. С. 5-7; Кончина архиеп. Виталия (Максименко)//Там же. 1960. 6. С. 1; Константин (Зайцев), архим. Авва Виталий//Там же. С. 5-6; Тальберг Н. Памяти архиеп. Виталия (Максименко)//Там же. С. 6-8; Никон (Рклицкий), архиеп. Архиеп. Виталий: К 100-летию со дня рождения//Правосл. жизнь. 1973. 8. С. 11-28; Иоанн (Шаховской), архиеп. Архим. Виталий// Он же. Биография юности. Гл.: Установление единства. П., 1977. С. 375-378. В. И. Косик Рубрики: Ключевые слова: АВРААМИЙ (Часовников Василий Сасильевич; 1864-1918), архим., миссионер, редактор " Китайского благовестника "

http://pravenc.ru/text/158838.html

Архимандрит Виталий помогал первому православному священнику на Закарпатье после долгих лет унии – Священноисповеднику Алексию (Кабалюку), что известно из материалов второго Мармарош-Сигетского процесса (июль 1913 – март 1914 гг.) Особую заботу отец Виталий проявлял также о чехах. На Волыни с 1863-1867 до 1947 года существовали большие чешские поселения. Колония чехов Здолбуново в 1870-1880 гг. почти полностью перешла в Православие. Архимандрит Виталий основал там подворье Почаевской Лавры и отделение типографского братства. Алексей Геровский пишет, что будущий архиепископ Пражский в юрисдикции Вселенской Патриархии Савватий (Врабец), чех из Праги " был принят в Почаевский монастырь. Как брат-славянин, он с лёгкостью окончил духовную семинарию и быстро дослужился до сана архимандрита " (3). В 1907 году о.Савватий был назначен миссионером в чешских сёлах Волыни. В целом миссионерское служение России среди чехов вдохновлялось славянофилами. В 1870-1874 годах Славянское Благотворительное Общество основало русский приход в Праге, проект создания православной чешской общины в Москве (при храме Св. Климента Папы Римского) разрабатывался Обществом в тот же период. Впоследствии в возрождённой Чешской Православной Церкви объединятся духовные сыновья настоятеля Пражского Николаевского собора о.Михаила Раевского и о. Виталия (Максименко). С началом Отечественной войны 1914-1917 г.г. архимандрит Виталий оказывается на переднем крае борьбы за православное будущее славянства. Иноки Почаевской Лавры посылаются в освобожденные Императорской Русской армией области Галицко-волынской земли для воссоединения русинов с " прадедовской верой " . Среди русинов " было такое воодушевление, такая радость на душе, что невозможно было вместить в себя " (4)... В самой Почаевской типографии печатаются " Листки об унии " , составлявшиеся Священномучеником Илларионом (Троицким), будущим архиепископом Верейским. А среди иноков, отправленных в Галицию, был другой ныне прославленный святой – будущий епископ Гомельский Тихон (Шарапов), духовный сын и ближайший помощник о.Виталия в Типографском братстве.

http://religare.ru/2_53428.html

По окончании Семинарии он по конкурсному экзамену поступил в Киевскую Духовную Академию, в которой однако на второй же год произошла с ним катастрофа, которая могла испортить всю его жизнь. Он был уволен из Академии с так называемым «волчьим билетом» без права поступления в другое высшее учебное заведение за бунт, который выразился в том, что он отказался снять свою подпись с письменного протеста, который подали студенты с обличением хозяйственных злоупотреблений эконома Академии. Все подписавшие эту жалобу под угрозой начальства быть уволенными из Академии сняли свои подписи, а он один отказался это сделать и «в назидание прочим» был таким жестоким образом уволен из Академии якобы за бунт с аттестацией «революционера». Уйдя из Академии, он пытался поступить учителем в церковно-приходскую школу, но ему, как «революционеру», в этом отказали. С трудом ему удалось устроиться в запущенную, стоявшую с разбитыми окнами министерскую школу в глухом селе Прядивка с жалованьем 120 рубл. в год и с питанием от крестьянских домов по очереди, как питались сельские пастухи. Однако о Прядивке у владыки Виталия сохранились трогательныя воспоминания. «Я отдался учебе со всем молодым жаром, и дети полюбили меня: прибегают рано утром и до позднего вечера сидят у меня. Матери приносят им еду в школу, а очередная и мне... и приговаривают еще: «вот, спасибо вам, панычику, что так заохотили при себе наших хлопцев, теперь у нас по хатам без них тихо, а раньше удержу не было от них»... Владыка проучил в этой школе всю зиму и так поднял ее, что ее перевели для его преемника в обычный разряд школ с жалованьем 300 рублей в год. Между тем о несчастии молодого студента Максименко, о несправедливом и жестоком изгнании его из Киевской Академии узнал молодой ректор Казанской Духовной Академии епископ Антоний (Храповицкий) , по настоянию которого Максименко был вызван в Святейший Снод к обер-прокурору Победоносцеву, и ему было разрешено поступить в Казанскую Духовную Академию. В Казанской Академии в это время господствовал новый дух владыки Антония, располагавшего студентов к принятию монашества и священного сана, под это влияние подпал и Максименко.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Rklickij...

Сперва он вместе с немногими остался, притом, что большая часть братии уже находилась в Братиславе, столице Словакии. В те дни архиепископу Серафиму удалось пробраться в родную обитель и уговорить Васю и другого Васю, нынешнего архимандрита Флора, насельника Свято-Троицкого монастыря в Джорданвилле, присоединиться к уехавшим. Вернувшись в Братиславу, Владыка Серафим послал за ними иеромонаха Виталия (Устинова, † 2006), будущего Первоиерарха Русской Зарубежной Церкви, который с разрешения родителей доставил обоих Василиев в Братиславу. Через Германию и Швейцарию, где будущий Владыка Лавр был облачен в подрясник, став послушником, и некоторое время прислуживал Блаженнейшему митрополиту Анастасию (Грибановскому, † 1965), в 1946 году все они благополучно прибыли в Свято-Троицкий монастырь в Джорданвилле, в США. Этот тяжелый путь не мог не отразиться на душевном состоянии молодого человека. Однако по милости Божией рядом с Василием были двое надежных духовных руководителей: архимандрит Киприан (Пыжов) и архиепископ Виталий (Максименко). Владыка Виталий подарил ему свой портрет с пророческой надписью: " Моему духовному сыну от купели крещения и продолжателю моего служения Православной Церкви и русскому народу... 20 декабря 1946 года " – эти слова, как впоследствии скажет Владыка Лавр, " укрепили меня духовно " . В 1948 года в Свято-Троицком монастыре молодой послушник был пострижен в рясофор. Владыка Виталий (Максименко) постриг его также и в монашество, с именем Лавр, рукоположил во иеродиакона (14 января 1950 года) и во иеромонаха (27 июня 1954 года). Влияние Владыки Виталия на отца Лавра было неустанным и благотворным. " Под его руководством проходило мое духовное воспитание и образование. Благодарю Бога, что дал мне быть на послушании у такого великого подвижника и борца за Православие, каким был приснопамятный архиепископ Виталий " , – вспоминал Владыка Лавр. Неоценимо влияние на Владыку Лавра и самого Свято-Троицкого монастыря. " Я, можно сказать, вырос в этой обители " , – говорил Владыка Лавр. Обе обители – преподобного Иова Почаевского в Ладомирове и Троицкий монастырь в Джорданвилле – как будто слились в его представлении, и последний стал прямым наследником первого.

http://religare.ru/2_63226_1_21.html

Иова Почаевского Джорданвилле в Америке, где тесно общался с владыкой Лавром, руководителем этого братства. Я просто обязан рассказать о той любви и сердечности, с которой монахи зарубежной церкви относились к издательскому делу. Сначала архиепископ Виталий (Максименко) перевез типографию из Почаевской лавры, когда наступала Красная армия, в Ладомирово (Словакия), а потом в Мюнхен. И лишь затем типография переместилась в Америку. В 40-60-е годы не было ни одной типографии в России, которая издавала бы богослужебные книги на церковно-славянском языке: Закон Божий, молитвословы, книги для церковного пения, святоотеческую литературу. Трудами небольшой горстки монахов, которые, не жалея своих сил, издавали православное слово, сохранилась в типографии прп. Иова Почаевского печатная традиция. После прибытия в Америку под руководством владыки Виталия (Максименко) будущий митрополит Лавр работал в типографии на разных послушаниях и досконально знал все печатное дело. Традиции печатного братства свято хранились и передавались монахам обители. Выходцем из Джорданвилльской школы является сейчас широко известный в России игумен Герман (Подмашенский). Мне посчастливилось бывать в горах Калифорнии, где два монаха - отец Серафим (Роуз) и отец Герман (Подмошенский) начали издавать для Америки журнал «Православное слово». В Америке, благодаря подвижникам, благодаря православной книге, растет авторитет веры православной среди американцев. Православные верующие в Америке занимают третье место после католиков и протестантов. То есть интерес к Православию огромный, благодаря книге. Два года я видел, как семинаристы, монахи тщательно относятся к работе в типографии, к изданию православной книги, как на русском языке, так и на английском. Несение печатного Слова Божия - это удивительная традиция Печатного братства прп. Иова Почаевского. Бережное отношение к печатному слову привил мне приснопоминаемый владыка Лавр. Это что касается небольшого моего опыта работы в типографии и в редакции журнала «Православная Русь».

http://ruskline.ru/analitika/2010/03/20/...

Вашему попечению Самим Господом Богом вверена забота не только о душах Ваших пасомых, но и о всем том, что может содействовать их материальному благосостоянию (...) Разъясните же Вашим прихожанам всю громадную пользу своей русской народной лавки, где бы они могли во всякое время достать необходимый им товар, вполне доброкачественный и по дешевой цене, без обмера, обвеса и всякого надувательства. 16 В 1906 г. во время революционных событий о. Виталий обличал революционеров и удерживал народ от поджогов. Член IV Государственной Думы В.В. Шульгин свидетельствовал, что ни «одного еврейского погрома, несмотря на его горячие речи, призывавшие к борьбе с революцией, на совести у архимандрита Виталия не было (...), как вообще не было ни одного насилия». 17 В 1907 г. о. Виталий закупил в Сибири 75 вагонов хлеба для голодавшей Волыни, а в следующем 1908 г. он содействовал переселению членов Союза Русского Народа на плодородные забайкальские и приамурские земли. 18 К концу Первой мировой войны о. Виталий был назначен духовником в действующую армию и самоотверженно разъезжал по окопам вдохновляя солдат. В одну из таких поездок ему стало плохо, и он несколько недель пролежал без сознания. Узнав об отречении императора архимандрит Виталий прибыл в царскую ставку в Могилев, с тем чтобы умолять государя взять свое отречение назад. Но к свиданию допущен не был. 19 В январе 1918 он сослужил в Киеве новому священномученику Владимиру за несколько дней до его кончины 20 . В мае того же года он принимает участие в тайном монархическом съезде в Киеве. 21 В марте 1919 г. архимандрит Виталий был арестован представителями Петлюровской директории и заключен в униатский базилианский монастырь в Бучаче. Архиепископ Евлогий Волынский находившийся вместе с ним в заключении вспоминал, что отношения с монахами складывались великолепно, «если бы не враждебное отношение к католичеству архимандрита Виталия. Он затевал с монахами споры, обрушивался на них, называя еретиками, отступниками... и как-то раз в запальчивости заявил: „Ваше причастие пища демонов...“». 22

http://azbyka.ru/otechnik/Vitalij_Maksim...

Будучи освобожденным через несколько месяцев о. Виталий был снова арестован уже представителями польской власти и обвинен в сношениях с партизанами. Интересно, что о. Виталий, описывая свое заключение в подводном каземате Ивангорода (в Демблине), между прочим, как бы и не о себе, упоминает, «Не ожидая такого ответа, офицер тут же перед ксендзами избил меня и приказал вахмистру отвести меня обратно в каземат. По дороге вахмистр воспользовался и сам примером офицера». 23 Благодаря помощи русской сестры милосердия о положении о. Виталия узнали представители французского правительства и содействовали его освобождению. 24 По приглашению Митрополита Антония о. Виталий прибыл в Югославию. Однако, поскольку в Сербии не было возможности развить типографское дело о. Виталий в 1921 году уезжает в Словакию, в г. Свидник. «Я живу – пишет он – в самом глухом ущельи Русской земли, куда не могли проникнуть влияния изовне, где сохранились обстановка и быт чуть ли не 17-го века». 25 Территория эта находилась в юрисдикции Сербской Православной Церкви, однако о. Виталий, к недоумению местного сербского епископа Дамаскина, игнорировал этот факт и подчинил созданный им монастырь Архиерейскому Синоду РПЦЗ. 26 «Первое время архим. Виталию было очень трудно (...) Ему предложено было надеть “реверенду” – особую одежду – и “поголиться” (побриться). Он отказал и в том и в другом. Не было храма и средств. Для совершения служб куплена была корчма. “Газдыни” – хозяйки – кормили его по очереди, как и сельского пастуха». 27 О. Виталий делил комнату со своей миссионерской братией, все спали вместе на соломе. Службы совершались на втором этаже, а внизу в корчме униаты устраивали демонстрации. Из Свидника о. Виталий каждый день ходил пешком в Ладомирову, где служил литургии и совершал требы для народа. Вознаграждение ему давали продуктами, которые он должен был пять километров тащить назад своей братии. 28 Спустя 40 лет он также в чемодане тащил по переходам нью-йоркской подземки джорданвильские овощи для своей епархиальной братии.

http://azbyka.ru/otechnik/Vitalij_Maksim...

Владыку Лавра я знаю с 1957 года. Он тогда только что получил игуменство. Моя матушка обратила внимание, что он был черный как цыган. Да он иногда сам шутил, что он " цыган " . В то время в семинарии он преподавал литургику и патрологию. В монастыре тогда были трудные условия, и о. Лавр всегда оказывал мне лично помощь и поддержку. Раньше в монастыре когда рукополагали диаконов и священников, то очень строго следили за тем, как новорукоположенные совершают богослужения. Теперь это почему-то в большей степени утеряно. Я помню, как игумен Лавр помогал мне после моего рукоположения, как он меня наставлял. Я явно ощущал, как о. Лавр духовно переживает литургию, начиная с самой проскомидии, и этот пример благоговения и страха Божия остался у меня на всю последующую жизнь. Настоятель Cbяmo-Bлaдuмipckoro храма-памятника в Джаксоне (штат Нью-Джерси), протоиерей Борис Киценко: У меня великая радость на душе. Наша семья знает митрополита Лавра 51 год – мы ему верим и будем идти за ним. Сейчас очень трудное время. Но, как-никак, владыка Лавр верный ученик приснопамятного архиепископа Виталия (Максименко) и он имеет с ним тесную духовную связь и мы желаем, чтобы новый митрополит Лавр вел нашу Церковь, как она шла. Протоиерей Лазарь Костур (Сербская Православная Церковь): Мне трудно выразить свои чувства в сегодняшний день. Владыка митрополит Лавр излучает любовь. Его речь на трапезе потрясла мое сердце. Все сегодняшние речи и приветствия были пронизаны любовью и искренностью. Я верю, что дух любви, который свойствен новому митрополиту, перейдет и в церковную жизнь. Те люди, которые плохо знают владыку Лавра, после более тесного общения с ним, почувствуют эту любовь и поймут, что Сам Господь его избрал возглавлять Церковь в настоящее время. Владыка Лавр был моим учителем и моим воспитателем, и я ему всю жизнь буду весьма благодарен. У меня такая радость, что я смог быть на его настоловании и на сегодняшней праздничной трапезе. Я молюсь и буду молиться, чтобы Господь дал владыке митрополиту Лавру силы перенести все скорби. В Церкви и раньше бывали подобные скорби, и Она всегда их преодолевала.

http://religare.ru/2_63177.html

Пожалуй главной проблемой, волновавшей православных верующих в Чехии, Словакии и Закарпатской Украине в межвоенный период, была проблема канонической юрисдикции. Уже с 1920 года на территории новообразованного Чехословацкого государства начала свою миссию Сербская Православная Церковь. Архиерейский Собор Сербской Церкви назначил в Чехословакию своего делегата, которому поручалось провести работу по первоначальной организации Православия в этом регионе. Этим делегатом стал будущий священномученик епископ Нишский Досифей (Васич). Именно владыка Досифей сыграл решающую роль в подготовке хиротонии святителя Горазда (Павлика). Однако осенью 1922 года группа православных верующих в Праге вышла из подчинения епископу Досифею и завязала переписку с Константинопольским Патриархом Мелетием IV (Метаксакисом). В результате 2 марта 1923 года Патриарх Мелетий и Священный Синод Константинопольской Церкви издали томос «О создании Православной Архиепископии в Чехословацкой республике», а 4 марта того же года архимандрит Савватий (Врабец) был рукоположен во архиепископа Пражского и всей Чехословакии. Тем самым было положено начало печально известному спору между Константинопольской и Сербской Церквями за право канонической юрисдикции в Чехословакии. К сожалению, проведенные в 1924 году при поддержке государственных властей Чехословакии переговоры между архиепископом Савватием, с одной стороны, и епископами Гораздом и Досифеем, с другой, не привели к урегулированию конфликта. В результате 22 ноября 1925 года общее собрание Чешской религиозной православной общины в городе Ческа Тршебова приняло решение об отказе от дальнейших контактов с Константинополем. На этом собрании председателем общины был избран епископ Горазд. Чехословацкие органы государственной власти подтвердили решения, принятые в Ческой Тршебове. Однако архиепископ Савватий и небольшая группа его сторонников не подчинились постановлениям этого собрания и продолжали подчиняться Константинопольскому Патриархату. Хотя существование в Чехословакии разных церковных юрисдикций и создало временную трудность в деле объединения всех православных в Единую Поместную Церковь, нельзя не отметить труды подчинявшихся архимандриту Савватию выдающихся миссионеров Русской Зарубежной Церкви архимандрита Виталия (Максименко) и епископа (будущего митрополита) Вениамина (Федченкова).

http://patriarchia.ru/ua/db/text/1204133...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010