В другом случае, указывая на сопротивление русского народа безбожному коммунизму на протяжении всей революции, Архиепископ Виталий говорит: «Это все отдельные всплески пробуждающейся народной воли к освобождению. Они проникают теперь в народную толщу, как лучи вешнего солнца в замерзшую землю. Они расплавят ледяныя оковы зимы, они сорвут и понесут лед, сковавший и мертвящий народную жизнь, как несут и разбивают в мелкие кусочки ледяныя глыбы вешния воды родной Волги и широкого Днепра. («Мотивы моей жизни» стр. 8.) Призывая Русскую Зарубежную Церковь быть хранительницей правды Божией Архиепископ Виталий говорит: «Верую во едину святую соборную и апостольскую Церковь , в ту единую русскую Церковь , в которой я родился и в которой буду помирать». Преклоняясь перед Архиепископом Виталием и, воздавая хвалу и честь за подвиг его жизни, проследим его жизненный путь. Архиепископ Виталий, в миру Василий Максименко, родился в местечке Глафировка Таганрогского округа Екатеринославской губернии на берегу Азовского моря через залив от г. Ейска 8/21 августа 1873 года. Его отец был диаконом местной приходской церкви – Иоанн, мать Евфросиния. В семье было семь детей. Отец для пополнения своего скудного содержания занимался еще рыбной ловлей и во время этой ловли едва не утонул на оторвавшейся льдине, простудился и скончался 47-л. от роду. Через год от горя и нужды скончалась и мать, и все осиротевшия дети остались на попечении старшей девочки 18-летней Маши. Она вышла потом замуж за семинариста, ставшего священником, а старший брат тоже стал священником. Дети жили в глубокой бедности. Сахар и чай был для них недоступной роскошью. Василию удалось поступить в Мариупольское Духовное Училище и по окончании его в Екатеринославскую Духовную Семинарию, которую он окончил со званием студента, по первому разряду и с правом поступления в Духовную Академию. Годы учения для владыки Виталия проходили в нужде и в одиночестве. Для него не было радостей рождественских и пасхальных каникул, на которых он оставался в училище и в семинарии, а летния каникулы проводил в семье старшего брата, ставшего священником, но также проводил там время в одиночестве. «Не знал я ни семьи, ни общества и даже боялся их», говорил о себе владыка Виталий. У него выработался несколько суровый твердый волевой характер, растворенный христианской любовью, которую воспитала в нем Св. Церковь .

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Rklickij...

Еп. Аверкий наряду с Владимир-Волынским еп. сщмч. Фаддеем (Успенским) являлся заместителем архиеп. Волынского и Житомирского Евлогия (Георгиевского) после ареста последнего в 1918 г. Кременецкий еп. Дионисий, единственный в 1919-1921 гг. на польск. территории правосл. архиерей, наладивший хорошие отношения и с польск. властями, и с укр. Директорией, не признавал юрисдикцию архиеп. Евлогия. Последний в 1922 г. указом патриарха св. Тихона (Беллавина) был назначен митрополитом Западноевропейским. Отдельные скиты в Острожском и Дубенском уездах, признававшие архиеп. Евлогия, не подчинялись ни управлявшему Варшавской епархией в 1921-1923 гг. архиеп. Георгию (Ярошевскому; с 1922 митрополит), ни Кременецкому еп. Дионисию. В 1919-1920 гг. адм. подчинение архиеп. Евлогию и его викарию по Ровенскому, Острожскому и Дубенскому уездам Острожскому еп. Аверкию сохраняли 4 скита, основанные Типографским Иовским братством (см. в ст. Иова Почаевского преподобного мужской монастырь ) под рук. архим. Виталия (Максименко) : Пляшевский Георгиевский, Иовский, Почаево-Богородичный и скит св. Гавриила Заблудовского. Общую координацию деятельности обителей с 1919 г. осуществлял иером. Тихон (Шарапов) , ставший настоятелем Здолбуновского Почаево-Богородичного подворья Пляшевского мон-ря и возглавлявший созданное при подворье в 1918 г. по благословению патриарха Тихона (грамота от 10 февр. 1918) Почаево-Богородичное братство. В Здолбунове располагалась типография Почаевской лавры, в марте 1919 г. печатня была конфискована правительством С. В. Петлюры (ГА Тернопольской обл. Ф. 148. Оп. 5. Д. 222. Л. 22). Архим. Тихон рассматривался Московской Патриархией в качестве возможного епископа для тех приходов, к-рые были не согласны с позицией Георгия (Ярошевского) и Дионисия (Валединского) и пребывали в оппозиции к навязываемой польск. правительством автокефалии правосл. Церкви в Польше. В июле 1920 г. Кременецкий еп. Дионисий при поддержке польск. властей вернул Пляшевский монастырь в подчинение Почаевской лавре и назначил туда наместником иером. Ипатия (Беседина).

http://pravenc.ru/text/2581685.html

Н. П. Рклицкий тесно сотрудничал с первоиерархом РПЦЗ митр. Антонием (Храповицким), к-рый оказал на него глубокое влияние, определил дальнейший путь церковного служения. Н. П. Рклицкий записывал и публиковал мн. работы митр. Антония. В 1935 г. издал «Краткое жизнеописание блаженнейшего Антония, митрополита Киевского и Галицкого». Был автором мн. статей в периодических изданиях рус. эмиграции по темам церковного управления, по богословским вопросам. Выступал в защиту каноничности Зарубежной Церкви в связи с конфликтом Архиерейского Синода РПЦЗ с управляющим рус. приходами в Зап. Европе митр. Евлогием (Георгиевским), а также в связи с прещениями, наложенными на руководство РПЦЗ заместителем патриаршего местоблюстителя митр. Сергием (Страгородским). С 1937 г. Н. П. Рклицкий входил в Предсоборную комиссию по созыву II Всезарубежного Собора РПЦЗ (Деяния II Всезарубежного Собора РПЦЗ. 1939. С. 5), а затем 14-24 авг. 1938 г. участвовал в Соборе РПЦЗ в Сремски-Карловци как представитель мирян (Там же. С. 14). Поднял вопрос о канонизации блгв. царя-страстотерпца и мч. Николая II Александровича , однако решение не было принято ( Шкаровский. 2012. С. 188). 7 окт. 1941 г. пострижен в монашество первоиерархом РПЦЗ митр. Анастасием (Грибановским) с именем в честь прп. Никона Радонежского. 14 окт. того же года рукоположен во диакона, 21 нояб.- во иерея к Троицкой ц. в Белграде. Поступил на службу в сформированный из рус. эмигрантов нем. властями в оккупированной Югославии Русский охранный корпус. 5 февр. 1942 г. назначен священником резервного батальона. Был возведен в сан игумена. В окт. 1944 г. во время боев за г. Чачак с югославскими партизанами получил ранение, а находившийся с ним диак. Вассиан был убит. В том же году эвакуирован из Белграда в Германию. 1 янв. 1945 г. был назначен старшим священником Русского охранного корпуса, отступившего под натиском советских войск в Словению. В апр. того же года вместе с братией Иова Почаевского преподобного мужского монастыря переправлен в Швейцарию. В 1945-1946 гг. был личным секретарем митр. Анастасия. В 1946 г. возведен в сан архимандрита. В дек. того же года с группой из 12 монахов Почаевского мон-ря прибыл в США, где возглавил Фонд священной памяти имп. Николая II (Незабытые могилы. 2004. С. 133). Исполнял обязанности секретаря Восточноамериканского и Нью-Джерсийского (Джерсистского) архиеп. Виталия (Максименко). Работал в синодальной канцелярии, регулярно публиковал статьи в выходившем с нач. 1947 г. ж. «Православная Русь».

http://pravenc.ru/text/2577557.html

При втором Первоиерархе Блаженнейшем Митрополите Анастасии через 17 лет, в 1938 г., собрался Второй Всезарубежный Собор. Этот Собор как бы раздвинул масштабы работы церковной. Были завязаны новые духовные связи. Собор проходил под упованием, что скоро уже сбудется осуществление того, на что надеялись все: восстановится порядок на нашей многострадальной Родине. И тогда русское рассеяние готовило всякие возможности духовной работы на родной Земле по возвращении. Но вместо этого грянула новая катастрофа и потрясение – разразилась Вторая мировая война, и для Русской Зарубежной Церкви настала тогда пора тяжких испытаний. В нынешнем году исполняется 100 лет со дня архиерейской хиротонии Блаженнейшего Владыки Анастасия, который не зная никакой личной жизни, никаких личных интересов, целиком, с полным самозабвением и самоотвержением отдавал себя, все свои силы и всю свою энергию на святое дело служения Русской Зарубежной Церкви и русскому народу, «в изгнании и рассеянии сущему». Своей энергичной деятельностью, мудростью и тактом Блаженнейший Владыка достиг того, что Русская Зарубежная Церковь приобрела в глазах всех русских православных людей и благоразумных иностранцев еще больший авторитет. Помимо своих личных высоких качеств истинного монаха, молитвенника и постника-аскета и «Архиерея Божией милостью», отрешенного от всяких мирских пристрастий, Блаженнейший Владыка Анастасий являлся в то время единственным оставшимся в живых представителем избранной на Всероссийском Церковном Соборе Высшей Церковной Власти. Канонический авторитет его, не говоря уже о личном уважении к нему всех Восточных Патриархов и иерархов Православной Церкви, стоял очень высоко, и нам остается только благодарить Бога за такое дарованное Им нашей Русской Зарубежной Церкви возглавление, пронесшее русских людей, оказавшихся на чужбине, через тяжелые годы войны и испытаний. В 1956 г. Блаженнейший Владыка Анастасий возглавил хиротонию архимандрита Антония (Медведева) во епископа Мельбурнского, ставшего потом преемником святителя Иоанна по Сан-Францисской и Западно-Американской кафедре. Архиепископ Антоний был добрый пастырь по преимуществу, отличаясь чистым сердцем, которое было не тесно ни для кого. Это был ученик приснопамятных Блаженнейшего Митрополита Антония и архиепископа Виталия (Максименко), от которых он воспринял дух строгой церковности, ревности к соблюдению устава богослужения, любви к монашеской жизни и сострадательной любви к ближним. Блаженнейший Владыка Анастасий (Грибановский) говорил о любви Владыки Антония следующее: «Она умиротворяет враждующих и умягчает озлобленные и ожесточенные сердца, действует на них, как масло, вылитое в кипящие морские волны». После своего назначения сюда в конце 60-х годов прошлого столетия, Владыка Антоний в короткое время покорил все сердца в кафедральном граде своей новой епархии, пережившей немало искушений, и его полюбили как отца.

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

– Священнослужители и миряне Зарубежной церкви и Церкви в Отечестве вместе молились в храмах России и Украины, причащались из единой чаши. Примечательно и то, что на этих богослужениях можно было наблюдать большое число молодых людей... – Это очень радостно, что сегодня в храм Божий приходят молодые люди, особенно много детей, подростков. Ведь если с детства они получают церковное воспитание, то затем приведут в храм и своих детей. Замечательно, что сейчас у вас предпринимаются серьезные усилия по введению факультативного курса " Основы православной культуры " в школах. Это, безусловно, влияет на нравственную обстановку в стране в целом, приводит людей к единению. Словом, имеет огромное значение для будущего России. – Владыко, расскажите, пожалуйста, о своем жизненном пути и о роли уже упомянутого Вами отца Виталия (Максименко), который, как мы знаем, был Вашим духовным наставником. – Я родился почти 80 лет назад в Ладомирово в Карпатах, где бывшим архимандритом Успенской Почаевской лавры Виталием был основан монастырь во имя преподобного Иова Почаевского и возрождено знаменитое Почаевское типографское братство. Рос я при монастыре, был послушником и уже 11 лет от роду вступил в братство. Волей Божией произошло так, что именно архимандрит Виталий и крестил меня, а когда мне исполнилось 19 лет, уже в Америке, постригал в монашество и долгие годы являлся моим духовным отцом и воспитателем. Это был, несомненно, замечательный деятель дореволюционной Церкви в России и выдающийся архиерей Православной церкви в изгнании. При нем Свято-Троицкий монастырь в Джорданвилле становится крупнейшим духовным центром русской эмиграции, здесь издается большое количество духовной литературы. К слову сказать, знаменитый митрополит Антоний (Храповицкий) не оставлял своего духовного попечительства по отношению к владыке Виталию до конца своих дней. – И все же чем Вам запомнился владыка Виталий? – Он был аскет в жизни, очень принципиальный и твердый человек. Когда я был еще ребенком, он подарил мне молитвослов, который, к сожалению, во время второй мировой войны у меня затерялся. Потом я встретился с ним уже в Америке 30 ноября 1946 года, когда мы эмигрировали в эту страну, и уже в ближайшее воскресенье я прислуживал во время его службы. Спустя два года в Джорданвилле открыли семинарию при монастыре, где владыка Виталий преподавал Ветхий Завет и литургику.

http://religare.ru/2_42313.html

Финальным днем празднования 75-летия Свято-Троицкой семинарии стало воскресенье 17 сентября. Божественную литургия в Свято-Троицком соборе в Джорданвилле возглавил митрополит Восточно-Американский и Нью-Йоркский Николай, которому сослужили архиепископ Монреальский и Канадский Гавриил, архиепископ Оттавский и Канадский Ириней (Православная Церковь Америки), епископ Валевский Исихий (Сербская Православная Церковь), епископ Восточно-Американский Ириней (Сербская Православная Церковь), епископ Лондонский и Западно-Европейский Ириней, викарий Восточно-Американской епархии епископ Сиракузский Лука, викарий Германской епархии епископ Штутгартский Иов и епископ Иероним (Шо). Иерархам сослужили более пятидесяти священнослужителей Восточно-Американской епархии Русской Зарубежной Церкви и гостей в священном сане. За Литургией пел расширенный хор семинарии под руководством диакона Николая Котара. Собор был до отказа заполнен верующими, многие молились на открытом воздухе и в нижнем храме преподобного Иова Почаевского, где была установлена прямая трансляция. Собравшиеся на богослужение имели возможность поклониться Курской Коренной и «Иверско-Гавайской» иконам Царицы Небесной. По окончании Литургии был отслужен краткий молебен Пресвятой Богородице. В слове к присутствовавшим Первоиерарх Русской Зарубежной Церкви поздравил всех собравшихся с 75-летием семинарии. Он подчеркнул значимость примера, который подает для всех память приснопамятных старейшин этой духовной школы, в том числе архиепископа Аверкия (Таушева; †1976), архиепископа Виталия (Максименко; †1960), митрополита Лавра (Шкурлы; †2008). Он поддержал труды ректора семинарии епископа Сиракузского Луки и заверил его в молитвах всей Русской Зарубежной Церкви. Затем епископ Валевский Исихий огласил приветствие Святейшего Патриарха Сербского Порфирия. Настоятель Николаевского Патриаршего собора в Нью-Йорке протоиерей Игорь Выжанов передал поздравление митрополита Волоколамского Антония, председателя Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата.

http://ruskline.ru/politnews/2023/09/19/...

Церковь во имя вмч. Георгия Победоносца Свято-Георгиевского мон-ря в с. Пляшеве. 1910–1914 гг. Работая на Волыни, М., вероятно через Щусева, получил от архимандрита Почаевской лавры Виталия (Максименко) заказ на проект храма-памятника (ныне с. Пляшева Ровненской обл., Украина) рядом с местом, где войска Б. М. Хмельницкого потерпели поражение в битве с польским войском под Берестечком. Мемориальный комплекс (1910-1914) был заложен на народные пожертвования как скит Почаевской лавры, затем стал самостоятельным мон-рем, ныне известен как мемориал «Казацкие могилы». Состоит из 2 церквей, келий и западной стены с воротами. Строительство велось под надзором епархиального архит. В. Г. Леонтовича. Деревянная Михайловская ц., одна из старейших сохранившихся на Волыни (1650), была перенесена в 1914 г. из соседнего с. Остров и отреставрирована. Церковь-мавзолей вмч. Георгия, построенная М., является уникальным сооружением, органично соединившим черты зодчества укр. барокко и характерные архитектурные приемы эпохи модерна. Центральный объем, окруженный 5 разновысотными гранеными апсидами, напоминает одновременно крепостное сооружение и традиц. для укр. храмоздательства многобашенную композицию. Ребристые колоколообразные завершения нефа и 5 башен-апсид увенчаны главками в форме пик с перехватом в основании. Зап. фасад завершен фронтоном плавного абриса с волютами. Проект церкви был рассчитан на совершение богослужения под открытым небом при большом стечении молящихся. Для этого зап. портал оформлен крупной нишей с иконостасом, по бокам которой помещены балконы для проповедей; перед входом сооружена сложной формы паперть-стилобат. Объем церкви состоит из 3 ярусов, на хорах устроен придел во имя страстотерпцев Бориса и Глеба, пещерная церковь-крипта, где хранятся останки воинов, освящена во имя вмц. Параскевы и соединена подземным ходом с деревянной Михайловской ц. В нише зап. портала выше внешнего иконостаса помещена роспись по металлу И. С. Ижакевича «Распятие», к-рая перекликалась с росписями того же художника на тему Берестецкой битвы в арках западной стены комплекса (росписи стены не сохр.).

http://pravenc.ru/text/2561684.html

Герценштейна и Г.Б. Иоллоса и трудовика А.Л. Караваева, а также попытку покушения на бывшего главу правительства С.Ю. Витте. На этом основании в общественном сознании прочно закрепился образ «правых террористов». Но если начать разбираться, сразу выясняется, что мы имеем дело со смесью полуправды и пристрастных интерпретаций. Ведь даже советский суд в 20-е годы установил, что убийство Караваева было совершено на бытовой почве. А об убийстве Герценштейна в 1906 году и Иоллоса в 1907 году, находясь на твердой почве фактов, можно сказать, что следствию удалось установить лишь причастность к этим убийствам некоторых лиц, имевших отношение к монархическим союзам, и не более того. Некоторые современные исследователи считают убийство Герценштейна и вовсе провокацией охранки. Манифестация делегатов IV Монархического съезда в Москве на Красной площади у памятника Козьме Минину и князю Дмитрию Пожарскому (апрель 1906 года). Зато примеров террора против правых со стороны революционеров - великое множество. В 1906-1907 годах были совершены покушения на видных деятелей Союза русского народа: руководителя Одесского отдела графа Алексея Коновницына; председателя Почаевского отдела, настоятеля Почаевской Лавры архимандрита (впоследствии архиепископа) Виталия (Максименко); почетного председателя Тифлисского патриотического общества священника Сергия Городцева (будущий митрополит Варфоломей получил семь пуль от убийцы, чудом выжил, стал архиереем, прошёл впоследствии советские лагеря и умер уже после Великой Отечественной войны) и других. Однако главным объектом революционного террора были не руководители, а простые рабочие и крестьяне, которые чаще всего становились жертвами убийц. На этот факт как-то не обращается должного внимания до сих пор. А между тем, по данным, которые приводил в своей книге «Борьба за правду» присяжный поверенный П.Ф. Булацель (расстрелянный ЧК в 1919 году как заложник) только с февраля 1905 по ноябрь 1906 года, т.е. менее чем за два года были убиты и тяжело ранены 32 706 (!) человек.

http://ruskline.ru/analitika/2016/12/17/...

На протяжении достаточно длительного периода (1902-1934) Владыка занимался миссионерством на землях закарпатских русинов, а в 1902-1920 годах поддерживал миссионерство в чешских поселениях Волыни. Миссионерское взаимодействие с чехами Виталий осуществлял уже в самой Чехословакии в 1923-1934 годах, а заботу о русинах он проявлял и после переезда в США в 1934 году, до самой своей кончины. Расскажем подробнее о славянском служении Владыки. Усилия по приобщению славян-католиков и униатов к Православию предпринимались архимандритом Виталием ещё до Первой мировой войны в бытность его начальником Почаевской типографии и продолжились в период Отечественной войны 1914-1917 гг. Роль Почаевской типографии в духовной жизни славянского мира трудно переоценить. " Лавра имела как бы собственную издательскую программу, рассчитанную в основном на выпуск народной литературы, не только продававшейся, но и бесплатно раздававшейся во время церковных праздников и паломничеств " (2). Деятельность типографии, основанной в 1618 году Святым Иовом Почаевским и существовавшей более 150 лет, оказала огромное влияние на самосознание народов Подкарпатской Руси, Галичины и Волыни (в состав последней исторически входила часть современной Белоруссии), а также Балкан. Благодаря ей кириллическое письмо не утонуло в море латиницы, а вместе с ним сохранилась и память о " наследии Святого Владимира " . В новое и новейшее время " наследие Святого Владимира " станет знаменем культурного и политического возрождения Подкарпатской Руси – в том числе и благодаря Владыке Виталию. Не случайно и " Второй Почаев в Словакии будет находиться в селе Владимирово (Ладомирова)... Хотя о. Виталий никогда не был настоятелем, ни наместником Почаевской Лавры ( он исполнял обязанности наместника лишь в 1917-1918 г.г. во время пребывания наместника архимандрита Паисия на Поместном Соборе в Москве), все важнейшие события её жизни в начале ХХ столетия происходили с его участием. Именно он стал ближайшим помощником архиепископа Антония (Храповицкого), когда тот был благословлён окормлять Зарубежную Русь – Вселенский Патриарх Иоаким III назначил его своим экзархом на Галичине и в Подкарпатской Руси.

http://religare.ru/2_53428.html

К 1930 г. рус. церковная жизнь в Канаде оказалась дезорганизована из-за конфликта между руководством автономного Митрополичьего округа в Сев. Америке и Архиерейским Синодом РПЦЗ. В этой ситуации И. нередко приходилось заново создавать приходы и общины. Он не получал жалованья и жил на пожертвования паствы. Проявил себя как мудрый и добрый, но в то же время твердый характером пастырь, неутомимый проповедник, храмостроитель и иконописец. Поскольку основная часть правосл. верующих проживала в зап. части Канады, И. перенес резиденцию в г. Калгари (пров. Альберта), где в 1932 г. был заложен, а в 1934 г. освящен храм во имя Всех святых. Архиерей жил в пристроенной к храму келье. Титул И. оставался прежним - «епископ Монреальский». В авг.-сент. 1935 г. он временно управлял Североамериканской и Канадской епархией вместо правящего архиеп. Виталия (Максименко) , к-рый оставил епархию на время работы Архиерейского Собора РПЦЗ. После достижения соглашения между Архиерейским Синодом РПЦЗ и главой Митрополичьего округа в Сев. Америке митр. Феофилом (Пашковским) о восстановлении единства Русской Зарубежной Церкви И. был избран 29 мая 1936 г. объединенным Собором рус. правосл. архиереев в Сев. Америке в Питтсбурге (шт. Пенсильвания, США) правящим архиереем новообразованной Западноканадской епархии Североамериканской митрополии. В 1937 г. резиденция И. была перенесена в г. Эдмонтон (адм. центр пров. Альберта). И. служил в маленькой домовой церкви. В 1938 г. в купленном у протестантов молитвенном здании был устроен кафедральный храм во имя св. кн. Владимира. Также было основано архиерейское подворье. Постановлением Архиерейского Собора Североамериканского митрополичьего округа 13-15 июня 1940 г. И. был назначен правящим архиереем всея Канады. В этот момент под его управлением было ок. 40 приходов. 29 окт. 1946 г. И. был возведен в сан архиепископа. В нояб. 1946 г. Всеамериканский Церковный Собор в Кливленде принял решение о вхождении в юрисдикцию Московской Патриархии без административного подчинения. Против этого голосовали И. и 3 архиерея, ранее находившиеся в юрисдикции РПЦЗ: архиепископы Тихон (Троицкий) , Виталий (Максименко) и еп. Иероним (Чернов; впосл. архиепископ). Вскоре они вышли из подчинения Североамериканской митрополии, заявив о неканоничности постановлений Кливлендского Собора. 4 марта 1947 г. Архиерейский Синод РПЦЗ восстановил свои адм. структуры в Сев. Америке. 24 июня того же года определением Синода И. был присвоен титул архиепископа Эдмонтонского и всея Канады. К кон. 40-х гг. XX в. И. окормлял до 60 приходов. Трудами владыки были открыты скит в пров. Альберта и мон-рь во имя прп. Серафима Саровского.

http://pravenc.ru/text/578106.html

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010