— Интересная, — говорю, — история. — Да, небезынтересная, и очень небезынтересная-с. И издавна она. В старину, например, тайнобрачие часто по страху делалось. Мне мой дед рассказывал, как он в царствование Екатерины одного помещика с насильно увезенной боярышней венчал. Взяли дедушку обманом, из дому вызвали, да первое дело, благослови господи, веревочную петлю ему на шею накинули и повели в церковь. Дедушка думал, разбойники, — грабить храм хотят, и ключи им выставляет: «Берите, дескать, все, что хотите — последнюю ризу с царицы небесной снимайте, только мою грешную душу пощадите». Но видит: помещик и его люди стоят в церкви и пучки розог держат. «Венчай, говорят, сию минуту, а то запорем или на колокольне повесим». Дедушка был уже очень старый старичок и до беспамятства перепугался, но одно только вспомнил — про архиерея. «Смилуйтесь, — говорит, — наш архиерей змей этакий безжалостный, он узнает, тогда меня расстрижет, и моя старуха попадья без хлеба околеет». А помещик отвечает: «Не блекочи, старый баран, о пустяках: кому он архиерей, а кому все равно что ничего. Сейчас надевай ризу да пой покороче, за нами погоня скачет. Успеешь обвенчать — я тебе за это выгон целины дам и до смерти вашей с попадьею месячину давать буду, а не сделаешь по-моему, сейчас повешу». Дедушка поклонился и стал облачаться, только просил, чтобы с него петли уже и не снимали, на тот конец, чтобы все-таки оправдание было. — Так он и венчал их в петле? — Так и венчал: впереди вокруг налою гайдук идет и деда ведет на обрывке, а он молодых ведет за руки. — Что же — значит, дед ваш сделал дело невеликодушное. — Чем-с? — Способствовал насилию: вы же сами говорите, что невеста была взята насильно. — Да разумеется, только ведь это дело-то, государь мой, все под петлей шло. Ишь вы, захотели еще при наших порядках геройства! Героев, сударь, вообще на свет родится не много, да много-то их и не нужно, а особенно на Руси их не требуется. У нас ведь их не жалуют. И знаете, через что?.. Хлопотно с ними. Право.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=691...

Согласно манифесту от 26 февраля 1764 года, на содержание монастыря 3-го класса полагались выплаты: игумену -150 рублей, казначею - 22 рубля, иеромонахам - по 13 рублей, иеродьяконам - по 13 рублей, пономарю -10 рублей, просвирнику - 8 рублей, ключнику - 8 рублей, чашнику - 8 рублей, подьячему - 19 рублей; служителям для настоятеля и для потребных служб по 8 рублей; на церковные потребы и на просфоры 40 рублей; на починку церквей монастыря; на содержание ризницы - 200 рублей; на конюшенные припасы, железо и уголь - 40 рублей; на дрова - 44 рубля; на праздники и рыбу - 50; на вино - 50 рублей; на пиво 15 рублей. Высочайшим именным указом 1797 года было приказано архиерейским домам и монастырям приписать угодья. Мирожский монастырь имел выгонные земли, данные от коллегии экономии в 1781 году (пашни, сенокосы и прочие угодья) в районе реки Мирожки в Пскове, в Псковском уезде Лабутинской волости пустошь Гайкова, Гайдук, в Завелицкой волости Псковского уезда, пахотные земли - всего во всех пустошах 93 десятины 1437 сажен. Монастырь имел рыбные ловли на реке Великой и на Мироже, на озерах Березовом и Клины, на реках Пимже и Будовижской. Ловли эти по именному Высочайшему указу от 18 декабря 1797 года были отданы во владения Мирожского монастыря. Доход монастыря от рыболовства был незначителен. Согласно этому указу, по распоряжению Псковской казенной палаты в 1803 году назначена была Мирожскому монастырю каменная водяная мукомольная мельница, которая находилась в Кирилловой мызе Островского уезда, которую монастырь сдавал в аренду. Казна монастыря пополнялась добровольными пожертвований, продажей свечей. В 1789 году игумен Мирожского монастыря Венедикт сообщил преосвященному Иннокентию, что деревянные настоятельские покои в ветхом состоянии, он просил разрешение построить на их месте каменную колокольню и церковь во имя Святителя Николая, а между церковью и колокольней построить у Стефановской церкви особые покои, в которых могла быть устроена трапеза для братии. На эту просьбу последовало архипастырское благословение. Указ духовной консистории, разрешавший это строительство, был подписан 3 декабря 1789 года. Согласно указу был возведен двухэтажный корпус, в нижнем этаже были кельи настоятеля. В 1800 году во время разлива рек на нижнем этаже этого здания вода доходила до потолка, поэтому настоятельские кельи оказались совсем непригодными для жилья. Вскоре нижний этаж был переоборудован в кухню и трапезную. Братские кельи размещались в верхнем этаже.

http://sobory.ru/article/?object=00264

Здесь служил в Николо-Ямском храме, но в дорогой сердцу Иоанно-Богословский монастырь не получалось вернуться в качестве насельника. В монастыре неохотно принимали пострижеников других обителей, и, возможно, это стало одной из основных причин... Довелось мне послужить клириком в Казанском женском монастыре Рязани, затем возглавить женское духовное училище (был исполняющим обязанности ректора). А в конце 2012 года, когда исполняющего обязанности игумена монастыря игумена Игнатия (Румянцева) избрали быть епископом, правящий архиерей митрополит Рязанский Павел (ныне Патриарший экзарх всея Беларуси) вызвал меня и сказал, что мне нужно проходить служение в Иоанно-Богословском монастыре. Отправил сюда в качестве помощника игумена. Потом я был избран игуменом обители. – Как проходило избрание? – Владыка как правящий архиерей мог ограничиться назначением, однако он старался выслушать мнение братии. Поэтому его рекомендацию рассматривал духовный собор монастыря. Мне неизвестны подробности обсуждения моей кандидатуры, я на нем не присутствовал, но, думается, важно, что старшая братия знала меня и как светского человека, приезжавшего сюда не раз, и как монаха, служившего в Рязани. Для меня тоже насельники монастыря были далеко не чужими людьми: многих из них я помнил по службам в Николо-Ямском храме. Конечно, большим риском можно назвать то, что владыка Павел призвал сюда служить, возглавить обитель монаха «со стороны». (Я даже про себя подумал: «Какая утопия!»). Однако случилось чудо Божие: братия меня приняла. В течение года я исполнял обязанности игумена – это была проверка, а в конце 2013 года был назначен на должность и возведен в сан игумена. Запомнились слова теплого поздравления, которые сказал мне от лица всей братии духовник обители игумен Сергий (Гайдук). Он обратил внимание на то неслучайное обстоятельство, что мое возведение в сан игумена произошло в день памяти святых Праотец – день Ангела покойного старца обители, архимандрита Авеля (Македонова). «Это знаменует, – сказал отец Сергий, – что батюшка, ушедший от нас, но духом пребывающий с нами, благословляет своего преемника, благоволит к нему и молится за него».

http://pravoslavie.ru/93532.html

Можно сказать, что для последователей общин, еще в древности отделивших себя от Вселенской церкви, путь к Православию подобен тому пути, по которому сегодня идут к христианству из еврейской традиции. Конечно, с учетом разницы расстояний. Как писал о.Александр Мень, идущие по этому пути «только прочнее свяжутся со своей традицией. Но это уже будет традиция не в архаическом смысле, не в замкнуто-национальном, а в широком, всемирном, могучем, как самая основа Церкви» (Интервью 1973 г.). Комментарии ( 12): Сергей, СПб 11 сентября 2009г. 16:44 Странная у автора логика - утверждается, что имело место само-отделение от " полноты " (т.е. hairesis), которая, как таковая, актуализировалась лишь после Халкидона. ... " Широкий фарватер " культуры это, конечно, хорошо, но вот как быть с (библейской, кстати говоря) " узостью пути " ? Гайдук 08 октября 2009г. 11:11 Может пора уже перестать лгать, называя ААЦ - еретической и монофизитской! ААЦ - есть Святая, Апостольская, Соборная, Православная церковь.Это признают и высшие церковные иерархи РПЦ, включая и Святейшего Патриарха Кирилла. 25 января 2014г. 15:30 Вопрос - ААЦ монофизиты, или нет? Манвел 03 августа 2010г. 23:13 А никто и не лжет. В средневековье православные смотрели на ААЦ как на еретическую, как и ААЦ на православных. А что, что-то изменилось сейчас? Лишь только то, что идет процесс " толерантности " и " политкорректности " вот и все, а если современные армяне не считают православных еретиками, то пусть признают, что их отцы ошибались, когда считали халкидонитов еретиками. И нет проблем :) Григорий, Ереван 29 октября 2010г. 03:21 21 июня 2011г. 08:07 Данная статья свидетельствует о недостаточном знакомстве автора с историей армянского народа и армянской Церкви. Он утверждает, что армяне могут сохранить свою этническую идентичность и в случае принятия ими халкидонитства, однако история свидетельствует об обратном. Армяне, переходившие в халкидонитство, очень быстро, на протяжении всего нескольких поколений становились греками или грузинами. Этот факт известен любому, кто мало-мальски знаком с армянской историей. Несомненно, что та же участь ждёт и тех армян, которые в настоящее время пополняют паству РПЦ. Отказ от веры предков, забвение родного языка, игнорирование национальной культуры плюс смешанные браки-и всё. Их потомки, скорее всего, даже не будут знать, какая кровь течёт в их жилах. Те, кто подобно автору статьи призывают армян вернуться в лоно Вселенской Церкви, сами того не сознавая, призывают их совершить историческое самоубийство. На такое не пойдёт ни один народ в мире, и армянский народ в этом отношении не исключение.

http://bogoslov.ru/article/457016

6. Блж. Феофилакт Болгарский. Толкование на Евангелие от Марка. – М.: Лепта: Атлас-Пресс, 2004. – 192 с. 7. Блж. Феофилакт Болгарский. Толкование на Евангелие от Матфея. – М.: Лепта: Атлас-Пресс, 2004. – 400 с. 8. Васильев С, Гайдук Д., Нугатов В., сост. Энциклопедия мистических терминов. – М.: Астрель: МИФ, 2001. – 576 с. 9. Государыня Императрица Александра Федоровна Романова. О браке и семейной жизни. – М. – Платина, Калифорния: Братство преподобного Германа Аляскинского: Издательский дом «Русский паломник»: Валаамское общество Америки, 2005. – 31 с. 10. Джеймс Д. Фрэзер. Золотая ветвь. – М.: ООО «Издательство АСТ», 2006. – 781 с. 11. Зеленцов А., Исакова Л., сост. Христианская семья и брак. Сборник. – М.: Воскресение, 1992. – 80 с. 12. Кассиан (Безобразов), еп. Водою и кровию и духом. Толкование на Евангелие от Иоанна. – М. – Париж: Centre D’etudes Russes Saint-Georges, 2004. – 252 с. 13. Малиновский Н., прот. Очерк православного догматического богословия. В 2 кн.: Кн. II. – М.: ПСТБИ, 2003. – 485 с. 14. Меч духовный. Основы Православной веры в толкованиях Нового Завета. Книга против сектантов. В помощь заблуждающимся. – М.: Ковчег, 2005. – 640 с. 15. Нефедов Г., прот. Таинства и обряды Православной Церкви. – М.: Русский Хронограф: Паломник, 2004. – 320 с. 16. Оптинский цветник. Изречения преподобных старцев Оптинских. М.: Спасское братство, 2010. – 494 с. 17. Отечник Христианский брак. – М.: Сестричество во имя преподобномученицы великой княгини Елизаветы, 1997. – 21 с. 18. Паисий Святогорец. Слова. Т. IV. Семейная жизнь. – М., 2003. – 121 с. 19. Полное собрание творений святителя Иоанна Златоуста в двенадцати томах. Т. 1–3. – Минск: Харвест, 2005. – 1488 с. 20. Помазанский М., протопр. Православное догматическое богословие. – М.: Дар, 2005. – 464 с. 21. Прп. Амвросий Оптинский. Между страхом и надеждой. Житие. Наставления. – М.: Приход храма Святаго Духа сошествия, 2009. – 224 с. 22. Прп. Макарий Оптинский. Слово на пользу вашу. – М.: Изд-во Сретенского монастыря, 2007. – 336 с.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=522...

1962 год– решено написать икону святых мучеников бессеребренников Косьмы и Дамиана в память Козьмы Костюченко. Сейчас эта икона находистя в правом приделе. 1963 год – назначается Строительная комиссия для постройки дома в составе старосты Г.П.Максимюка, Г.И.Виноградова и Ю.Д. Олсуфьева. 1962 год, 9 октября – назначен к нам епископ Монреальский и Канадский Сильвестр, с этим постановлением приехал сам епископ Ириней на заседание Церковного Совета. 1963 год, 4 января – представляется комитету второй священник о.Антоний Абрамович. 1963 год – в Монреаль из Франции приехал Архиепископ Сильвестр Харунс; a протоиерей Олег с 1 декабря был назначен приходским настоятелем в Ванкувер. 1964 год, 10 апреля – представлен о. Кирилл Фотиев, как священник собора. 1964 год, 19 апреля – официальная закладка нового дома по проекту архитектора Суч: отслужен молебен перед всяким добрым делом и освящен котлован под фундамент. 1964 год, конец июня – умер о. Александр Мирошниченко. 1964 год, 12 августа – о. Михаил Милонов принимается Церковным Комитетом на должность 2-го священника, с обслуживанием Родона и Квебека. 1964 год, лето – совершилось освящение детского летнего лагеря (CROFI) в Роудоне под патронажем Петропавловского прихода. 1964 года, 4 октября – освящение нового дома, встроенного между храмом и домом настоятеля. Приглашён на освящение протоиерей Александр Шмеман. 1964 год, 14 октября – на 81 году жизни скончался о. Даниил Гайдук, диакон Свято- Петропавловского Кафедрального собора. 1967 год – столетия Федерации Канады, благодаря стараниям Б. Орлова и плану инженера Н.Скородинского на Роудонском кладбище был построен памятник всем русским воинам, погибшим в первой и второй мировых войнах. 1966 год – была построена кладбищенская церковь под руководством старосты Каминского Александра и освящена Архиепископом Сильвестром в присутствии большого количества народа — священников, прихожан, гостей. 1968 год – в предпасхальные дни Кафедральный собор постигла исключительно тяжелая утрата – после тяжелой болезни скончался протодиакон, заведующий Приходской Школой, отец Петр Феохари.

http://azbyka.ru/palomnik/Собор_апостоло...

17 февраля 1612 года в подземелье Чудова монастыря в Кремле умирает от голода Патриарх Ермоген. Но великое дело объединения народа было уже совершено. Собравшееся под Москвою ополчение наложило на себя трехдневный пост, от которого не были освобождены даже грудные младенцы. 24 августа был первый и великий бой, в котором пал племянник Минина великий богатырь Фотин Сремкин. Еще два месяца продолжалась осада Москвы, во время которой затворившихся в городе интервентов и изменников постиг ужасающий голод. По свидетельству очевидца, польского хорунжего Осипа Будилы " не стало трав, корней, мышей, собак, кошек, падали... осажденные съели пленных, съели умершие тела, вырывая их из земли: пехота сама себя съела и ела других, ловя людей. Пехотный поручик Трусковский съел своих сыновей; один гайдук тоже съел своего сына, другой съел свою мать... Об умершем родственнике или товарище, если кто другой съедал такового, судились как о наследстве и доказывали, что его съесть следовало ближайшему родственнику, а не кому другому... Иной пожирал землю под собой, грыз свои руки, ноги, свое тело и, что всего хуже, желал поскорее умереть и не мог, – грыз камень или кирпич, умоляя Бога превратить в хлеб, но не мог откусить... " . 22 октября 1612 года приступом был взят Китай-город, а еще через несколько дней сдался Кремль. После освобождения Москвы грамотой от 15 ноября Пожарский созвал представителей от городов по 10 человек на Земский собор для выбора царя. В январе 1613 года съехались выборные. Собор был одним из самых многолюдных и наиболее полных: на нем были представители всех сословий, за исключением крестьян, всех русских городов и даже черных волостей, чего не бывало прежде. Выставлено было четыре кандидата: В.И. Шуйский, И.М. Воротынский, Д.Т. Трубецкой и М.Ф. Романов. Выбран был Михаил Феодорович Романов, юный боярин, по малолетству не запятнавший себя предательством во время Смуты. Избрание состоялось 7 февраля, но официальное объявление было отложено до 21-го, чтобы за это время выведать, как примет народ нового царя. В воскресный день 11 июля 1613 года в Успенском соборе Кремля митрополит Казанский Ефрем венчал Михаила Феодоровича на царство. Скипетр держал в руках князь Д.Т. Трубецкой, а державу князь Д.М. Пожарский. С избранием нового царя кончилась Смута, так как теперь была власть, законность которой признавали все.

http://religare.ru/2_34215.html

И все несмотря на репрессии против православных же число униатов в Вильне оставалось весьма незначительным. Поэтому большинство захваченных приспешниками Поцея храмов пришли в полное запустение и были заброшены (как, например, древнейшая в Вильне Пятницкая церковь), а то и вовсе уничтожены. Некоторые церкви впоследствии были проданы униатами и кощунственно использовались не по назначению (так, кафедральный Пречистенский собор был спустя некоторое время куплен под анатомический театр Виленского университета). Ипатий жестоко преследовал своих противников. Особую ненависть греко-католического мта вызывал такой стойкий борец с унией, как дидаскал братской школы Стефан Зизаний. Поцей ополчился против него с невероятной яростью и добился изгнания Стефана из города. Тем не менее, несмотря на репрессии, православные жители Вильны не покорялись мту-униату. Изгнанные из Троицкой обители братчики основали новый мрь - Свято-Духов, - а при нем новое братство, которые расположились на той же Остробрамской улице, что и Троицкий мрь - через дорогу от него. На эту обитель Поцей покуситься не мог, что вызывало его особую ярость, так как Свято-Духов мрь стоял на частной земле, принадлежавшей магнатам Воловичам. А частную собственность в Речи Посполитой уважали настолько, что даже король не имел права вторгаться в личные владения магнатов. Настоятелем Свято-Духовой обители стал выдающийся духовный писатель архмт Леонтий Карпович, один из главных вождей православных в борьбе против унии. Духовский мрь стал крупнейшим центром Православия в Западной Руси - он так никогда и не подчинился унии, пережив самые трудные времена в жизни Православия в Речи Посполитой и став основой возрождения Православной Церкви в Литве после ее присоединения к Российской империи. Активность Поцея в Вильне была столь велика, что в конце концов вызвала взрыв гнева православных против агрессивных действий мта-униата. На Ипатия было совершено покушение: православный по вероисповеданию гайдук ударил униатского мта саблей, но его спасла толстая золотая цепь - Поцей, защищаясь от удара, лишился лишь двух пальцев на руке, которые впоследствии были положены униатами как реликвия на престоле Троицкой церкви. Гайдука казнили.

http://sedmitza.ru/lib/text/436338/

- Вадим Юрьевич Бегляров – директор Благотворительного фонда и центра реабилитации наркозависимых «Остров», специалист по социальной работе (Ставропольский край, г. Кисловодск) - Татьяна Львовна Шишова – публицист, член Союза писателей России (г. Москва) - Ирина Яковлевна Медведева – психолог, главный научный сотрудник Института детства Российского детского фонда, член Союза писателей России (г. Москва) - Алексей Михайлович Кожевников – заместитель главного редактора издания «Совершенно Секретно» (г. Москва) - Станислав Анатольевич Смагин – редактор интернет-ресурса «Politema», политолог (г. Ростов-на-Дону) - Дмитрий Андреевич Иришкин – издатель научно-практических журналов «Наркология», «Психическое здоровье», «Патологическая физиология и экспериментальная терапия», «Патогенез» и некоторых других, кандидат медицинских наук (г. Москва) - Татьяна Александровна Крылатова – врач высшей категории, психиатр, психотерапевт, профессиональный стаж в области психиатрии детского и подросткового возраста – 36 лет (г. Москва) - Вера Владимировна Гайдук – педагог высшей категории, о рганизатор и руководитель волонтерской антинаркотической группы «Мы есть!», (г. Москва) - Сергей Владимирович Козлов – помощник руководителя Душепопечительского Православного центра во имя святого праведного Иоанна Кронштадтского, Владивостокской и Приморской епархий Русской Православной Церкви Московского Патриархата (г. Владивосток) Более подробно с ситуацией вокруг вновь возникшей волны репрессии в отношении Николая Каклюгина, постоянного автора Информационно-аналитической службы «Русская народная линия» и Информационно-публицистического ресурса « Нет наркотикам » читатель может ознакомиться в материалах православного публициста А.В.Сошенко « Жизнь патриота в опасности . Николая Каклюгина хотят устранить физически?», главного редактора Информационного интернет-портала «Союз патриотических СМИ. Национальный медиа-союз» Н.И. Юдиной « Есть ли предел жестокости у сотрудников ФСИН» и интернет-портала «Новая политика», опубликованного 30.06.2021 г. под названием « Давление на узника-патриота Николая Каклюгина нарастает», см. здесь и здесь .

http://ruskline.ru/news_rl/2021/07/16/za...

Такая новость вызвала изумление и общее возмуще­ние. Возможно, что это был «пробный шар» или, как сегодня бы сказали, преднамеренная утечка информации – своего рода подготовка паствы к дальнейшим событиям. А дальнейшие шаги диктовались тем, что для успешной поездки в Рим заявления двух епископов, хотя бы и от имени всей иерархии, было явно недостаточно, нужно было заручиться зафикси­рованной поддержкой остальных епископов. С этой целью епископы Ипатий и Кирилл соста­вили (2 декабря 1594 г.) от лица всех иерархов новый Акт, в котором между прочим говорилось, что «они умыслили, с Божьей помощью, соеди­ниться, как было и прежде,... с римлянами под одним видимым пастырем и дают себе перед Господом обет, что всем сердцем и со всею ревностью будут стараться, каждый порознь, о приведении и прочего духовенства и всего народа к тому же соединению...». «Акт этот, кроме Потея и Терлецкого, был подписан митрополитом Рагозой, Полоцким и Витебским архиепископом Григорием, епископом Пинским и Туровским Леонтием Пельчицким, епископом Холмским Дионисием Збируйским и архиманд­ритом Кобринским Ионой Гоголем...» (15). После этого епископ Кирилл на правах экзарха созвал в конце 1594 года в г. Сокол, находив­шемся в епархии еп. Гедеона, своего рода собор подписантов, для коллективной выработки и подписания условий Унии. По мнению некоторых писателей (Н. Воейков, Н. Гайдук) встреча эта была тайной, «состоялась тайком от митро­полита». Хотя тот же Н. Воейков замечает, что митрополит Михаил лишь внешне продолжал вести себя, как ревнитель Православия. Так или иначе, но на встрече в Соколе он действительно не присутствовал, а принятые там решения подписал позднее. «Судя по некоторым источникам, митрополит ещё сильно колебался относительно принятия унии», – заключает Н.Воейков. Что касается самих сокольских решений или т.н. Артикулов, то сущность их сводилась к следую­щему: «1) Западнорусские владыки признают необходимость единства Церкви, особенно теперь, когда вследствие её разделения умножи­лись ереси и беспорядки; 2) разуверившись в том, что об унии позаботятся подвластные туркам Восточные патриархи, они (т.е.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010