Содержание Литература Иллюстрации     Среди памятников церковной архитектуры окраин Византийской империи комплекс пещерных храмов Юго-Западного Крыма занимает совершенно особое место (Могаричев 1997). Весьма перспективным путем исследования этих памятников (общим числом около трех десятков) представляется метод анализа сохранившихся в них литургических устройств (Виноградов, Гайдуков, Желтов 2005), т.е. конструкций (или пазов, отверстий и т.д., для установки таковых), имевших особое и вполне надежно реконструируемое практическое назначение при совершении богослужения. Важнейшее из таких устройств – это святой престол, каменный (в современной русской практике – деревянный) стол, на котором совершается Евхаристия. Престол – это главная святыня храма; место расположения святого престола образует алтарную зону храма, вход куда доступен только посвященным; совершенно очевидно, что анализ литургических устройств храма следует начинать именно с анализа конструкции и особенностей устройства престола. В то время, как устройству престолов в наземных храмах посвящена довольно большая специальная литература (см., в первую очередь, обстоятельнейшую монографию И. Брауна (Braun 1924), престолы пещерных храмов юго-западной Таврики, как самостоятельный объект исследования, никогда прежде не привлекали внимание исследователей 1 . Но анализ конструкции престолов, как и других литургических устройств и особенностей интерьера пещерных храмов, должен иметь первоочередное значение при изучении крымских пещерных храмов – в том числе, и потому, что эти памятники часто не сохранили датирующего археологического материала (Могаричев 1992, с. 7). К сожалению, из всех литургических устройств престолы сохранились хуже всего – ни один целый (т. е. с наличествующими престольной дской и вложенными св. мощами) престол до нас не дошел; в большинстве храмов от престола сохранились лишь пазы для установки престольных столпов/столпа или же пазы для установки престольной дски; в нескольких храмах сохранились монолитные основания престола без престольной дски. Кроме того, в ряде случаев конструкция престола сохранила отверстие для вложения св. мощей, а иногда – и следы других устройств, располагавшихся в непосредственной близости от св. престола.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Zheltov...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ИНКЕРМАНСКИЙ ВО ИМЯ СВЯЩЕННОМУЧЕНИКА КЛИМЕНТА, ПАПЫ РИМСКОГО, МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ предыдущая статья Содержание ИНКЕРМАНСКИЙ ВО ИМЯ СВЯЩЕННОМУЧЕНИКА КЛИМЕНТА, ПАПЫ РИМСКОГО, МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ Вид на Инкерманский мон-рь. Фтография. 2007 г. Вид на Инкерманский мон-рь. Фтография. 2007 г. (Симферопольской и Крымской епархии), находится на территории г. Инкермана, на правом берегу р. Чёрной (юго-запад Крыма). Монастырский комплекс включает пещерные помещения, высеченные в средневек. период в зап. части Монастырской скалы, наземные постройки (2-я пол. XIX - 1-я пол. ХХ в.), а также отдельные постройки в окрестностях (на территории г. Инкермана), не входившие в средние века в комплекс монастыря: древний мон-рь Св. Софии (ц. в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость»), Армянскую церковь (ц. вмч. Димитрия Солунского), собор во имя свт. Николая Чудотворца и др. постройки на территории крепости Каламита. И. м. и другие средневековые комплексы Инкермана В Инкерманской долине сконцентрировано большое количество средневековых скальных христ. памятников, научное исследование которых началось в XIX в. А. Л. Бертье-Делагард провел детальное обследование пещерных мон-рей Инкерманской долины, результаты к-рого опубликованы в фундаментальном труде «Остатки древних сооружений в окрестностях Севастополя и пещерные города Крыма» (1886). В 20-х гг. ХХ в. В. Чепелев опубликовал подробное описание Храма с крещальней (1927). В 1937 г. археологической экспедицией были расчищены и обмерены неск. инкерманских пещерных комплексов, в т. ч. мон-ри сщмч. Климента и Св. Софии, ц. мч. Евграфия, Храм с крещальней и храм Вознесения Господня. Материалы этой экспедиции, а также данные Бертье-Делагарда легли в основу инкерманского раздела «Материалов» Н. И. Репникова. В 90-х гг. ХХ в. изучением пещерных церквей Таврики, и в т. ч. Инкерманской долины, занимались крымские историки Ю. М. Могаричев, итоговой работой которого стала монография «Пещерные церкви Таврики» с подробным описанием памятников, публикацией планов и обширной библиографией ( Могаричев. 1997), и В. Ф. Филиппенко, обобщивший результаты своих многолетних исследований в кн. «Каламита-Инкерман: Крепость и монастырь» (1997). В нач. XXI в. общий обзор пещерных памятников Инкермана был сделан киевскими археологами ( Бобровский. 2001; Бобровский, Чуева. 2004). В 2005 г. Т. А. Бобровский и Е. Е. Чуева открыли на Загайтанской скале уникальный пещерный комплекс XIII в. с храмом, расписанным фресками, исследование которого продолжается ( Бобровский, Чуева. 2007). В этот же период московские ученые, исходя из архитектурно-литургических критериев, уточнили датировки некоторых пещерных храмов Инкермана ( Виноградов, Гайдуков, Желтов. 2005. С. 75-79).

http://pravenc.ru/text/389605.html

Главный монастырский храм вмч. Георгия (в XIX в. освящен во имя сщмч. Климента) в плане представлял одноапсидную 3-нефную базилику с 3-частной планировкой: алтарь, наос, нартекс, т. е. коридор-туннель (10,6×6,1 м, высота 4 м). В алтарной апсиде сохранились 2-ступенчатый синтрон с горним местом, основание для престола со специальным углублением для св. мощей, ниша на горнем месте; в конхе вырезан большой рельефный 4-конечный процветший крест в круге с капельками на расширяющихся концах; у торцов верхней и боковых ветвей помещены 3 малых круга с вписанными 4-конечными крестиками. Стены покрывали фрески, описанные свящ. Иаковом. Фрагменты фресок в алтарной апсиде с изображением Спасителя, сидящего на престоле (вероятно, из композиции Деисус), в XIX в. еще видел Струков ( Струков. 1876. С. 25-26). Древняя алтарная преграда проходила по линии совр. иконостаса. Наос храма был разделен на нефы 2 рядами колонн (по 3 в каждом ряду), в скальном полу вырублены костницы. Исследователи предлагали разные даты основания базилики вмч. Георгия: XIV-XV вв. ( Бертье-Делагард. 1886. С. 214; Могаричев. 1997. С. 11), XIII-XIV вв. ( Виноградов, Гайдуков, Желтов. 2005. С. 75-79). К сев. нефу базилики примыкал малый одноапсидный храм (6×1,9 м) (в XIX в. освящен во имя ап. Андрея Первозванного). Он имеет сплошную скальную алтарную преграду с вратами в центре и со сквозными нишами-окошками по сторонам; в алтарной апсиде вырублен престол, вплотную примыкавший к стене апсиды, слева - жертвенник, справа - сиденье для священнослужителя. К западу от храма над коридором - хоры. Струков приводит предание, сохранившееся у местных греков, о том, что этот «храм был устроен самим св. Климентом и он в нем совершал богослужения». Категорически возражавший ему Бертье-Делагард полагал, что храм не мог быть высечен ранее XV в. ( Струков. 1876. С. 24; Бертье-Делагард. 1886. С. 214). Совр. исследователи определяют нижнюю дату малого храма XIII в. на основании устройства алтаря с протесисом в правом углу и пристенного престола, а также скального иконостаса, подобного преграде храма мч. Евграфия в Инкермане ( Виноградов, Гайдуков, Желтов. 2005. С. 75-79).

http://pravenc.ru/text/389605.html

Свои закономерности наблюдаются и в расположении престола в алтарной зоне. Во всех храмах класса I престол имеет форму отдельно стоящего столика, причем, во всех церквях типа I.2 он помещается на очень небольшом расстоянии от восточной стены апсиды. В двух храмах типа II.1 престол пристенный, а в двух других – со стеной, вероятно, соприкасалась его крышка. Храмы типа II.2 знают только пристенные престолы. Наоборот, в типах II.3–4 мы встречаем лишь отдельно стоящие престолы, часто с синтроном за ним. Логику такого местоположения можно реконструировать следующим образом: первоначально, отдельно стоящий престол имитировал формы наземной архитектуры. В небольших апсидах храмов-триконхов он придвинут ближе к стене; это относится и к небольшим храмам типа II.1. Когда протесис перешел в алтарь, престол пристраивают к стене, чтобы создать внутри алтаря свободное пространство. Наконец, с появлением зоны алтарного протесиса, он отодвигается в расширенную северо-западную часть алтаря, а св. престол обретает свое прежнее место по центру алтаря. В такой ситуации становится возможным создание синтрона, который из храмов II класса есть только в храмах типов II.3–4. Интересный материал для анализа дают и припрестольные конструкции. Если запрестольное отверстие в храмах 1, 2, 17, 24, 28, вероятно, использовалось для установки запрестольного креста, то об устройстве с водостоком за престолом «Большого» храма у подъемной дороги городища Эски-Кермен 4) можно сказать лишь, что оно, видимо, служило для сбора воды из св. источника, тогда как загадочное устройство в полу перед престолом храма 27 еще ждет своей интерпретации. Литература Бобровский Т.А. Заметки о культовой скальной архитектуре юго-западного Крыма//Бахчисарайский историко-археологический сборник. Вып.2. Симферополь, 2001. Виноградов А. Ю., Гайдуков H.E. Тропа над пропастью. Пещерный монастырь на северном обрыве городища Тепе-Кермен//Сугдейский сборник. К. – Судак, 2004. С. 13–35. Виноградов А. Ю., Гайдуков Н.Е., Желтов М. С. Пещерные храмы Таврики: К проблеме типологии и хронологии//Российская Археология. M., 2005. 1. С. 72–80.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Zheltov...

Суммируем имеющиеся данные в сводной таблице 2 . класс и тип (по (Виноградов, Гайдуков, Желтов 2005)) Название храма Конструкция престола Размещение св. мощей Следы припрестольных устройств 1 (I.1) Храм «с баптистерием» на городище Тепе-Кермен Прямоугольная выемка для установки престольного столпа в центре алтарной зоны За престолом имеется отверстие в полу 2 (I.1) Храм «Судилище» на городище Эски-Кермен Прямоугольная выемка для установки престольного столпа в центре алтарной зоны За престолом имеется отверстие в полу 3 (I.1) Главный храм Челтер-Кобы Прямоугольная выемка для установки престольного столпа в центре алтарной зоны 4 (I.2) «Большой» храм у подъемной дороги городища Эски-Кермен Прямоугольная выемка для установки престольного столпа, смещенная к восточной 3 стене алтарной зоны За престолом имеется отверстие в полу, продолжающееся водостоком 5 (I.2) Храм «у городских ворот» городища Эски-Кермен На старинном рисунке (Могаричев 1997, с. 237, рис. 169) изображен престол в виде блока; в настоящее время следы престольной конструкции не читаются 6 (I.2) Храм «Трех всадников» близ городища Эски-Кермен Шестигранная выемка для установки престольного столпа в центре алтарной зоны 9 (II.1) Храм «Донаторов» близ городища Эски-Кермен Придвинутый к стене (с небольшим зазором) монолитный блок, накрытый дской (сохранилась выемка в стене под крышку) Вертикальное отверстие в верхней грани блока (некогда накрытое престольной дской) 10 (II.1) Парэкклисий храма «Судилище» на городище Эски-Кермен Расширяющийся кверху пристенный монолит Горизонтальное отверстие в правой грани престола 11 (II.1) Храм между третьим и четвертым гротом на городище Качи-Кальон Прямоугольная выемка для установки престольного столпа 12 (II.2) Храм св. Евграфия в Инкермане (описан no (Могаричев 1997, с. 129, рис. 20)) Придвинутый к стене (с небольшим зазором) монолитный блок, накрытый дской 13 (II. 2) Храм ап. Андрея (т. н. «часовня») монастыря св. Климента в Инкермане Прямоугольная выемка для установки престольного столпа в восточной части алтарной зоны

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Zheltov...

Предназначение неск. средневек. пещерных комплексов Инкермана вызывает разногласия среди исследователей. Церковь в Каламите, предполагаемый храм в комплексе Анфилады, Церковь архимандрита, пещерный комплекс в районе железнодорожной ст. Uhkepмah-I, большинство пещерных комплексов Загайтанской скалы интерпретируются как храмы ( Могаричев. 1997. С. 11, 13-15, 17-22, 26; Бобровский, Чуева. 2004. С. 21, 27-29), и в последнее время были приведены новые аргументы в пользу этого ( Виноградов, Гайдуков, Желтов. 2005. С. 72). Нек-рые исследователи рассматривают совокупность всех пещерных памятников Инкерманской долины как остатки большого средневек. монастырского ансамбля по образцу монастырей долины Ыхлара и Гёреме в Каппадокии, Иваново в Болгарии, Гареджи в Закавказье ( Бобровский, Чуева. 2004. С. 30). Более того, по мнению авторов, в период развитого средневековья в этом регионе складывался монашеский центр, подобный Афону, Олимпу Вифинскому, Метеорам, и лишь тур. экспансия остановила этот процесс ( Герцен, Могаричев. 1995. С. 8; Могаричев. 1997. С. 29). Эти исследователи считали, что на территории Инкермана и его окрестностей существовало много храмов, в т. ч. монастырских. Но в качестве мон-рей могут рассматриваться только Георгиевский (Климентовский) и, возможно, Св. Софии, а комплексы в Троицкой и Георгиевской балке - монашеские скиты. Остальные храмы либо были основаны светскими ктиторами (ц. мч. Евграфия и Храм с крещальней), либо не связаны с ярко выраженным монастырским комплексом. Поэтому также возможно рассматривать Инкерман как большое, преимущественно сельскохозяйственное поселение с портом и крепостью. Его расцвет, судя по датировкам его построек и их декорации, пришелся на XIII-XV вв. Все средневек. христ. пещерные сооружения Инкерманской долины условно можно разделить на 3 группы. Монастырская скала Пещерный монастырь вмч. Георгия (св. Климента) Вопрос о времени и причинах появления пещерной части И. м. остается дискуссионным, что связано с недостаточностью письменных источников и отсутствием археологических артефактов. Археологические исследования памятника не проводились, за исключением расчисток нек-рых пещерных помещений перед началом реставрационных работ или архитектурных обмеров (обмеры: 1843 - Ф. Дюбуа де Монперё; 1867 - Д. М. Струков; 1886 - Бертье-Делагард; 1937 - экспедиция ГАИМК; 1993 - Филиппенко).

http://pravenc.ru/text/389605.html

Церковная традиция XIX-XX вв. относит возникновение пещерного монастырского комплекса к первым векам по Р. Х. и связывает его со ссылкой в инкерманские каменоломни сщмч. Климента , еп. Римского ( Струков. 1876. С. 41-43; Медведев. 1993. С. 89; Литвинова. 2007. С. 296-297; Ковалик. 2007. С. 24-26 и др.). Светские историки считают, что основание пещерной части монастыря приходится либо на иконоборческий (VIII-IX вв.), либо на постиконоборческий (X-XIII, XIV-XV вв.) период. Сторонники 1-й версии, основываясь на сообщении Стефана Нового и аналогиях в средневек. итал. и малоазийской скальной христ. архитектуре, связывают появление пещерных мон-рей в Таврике, и в т. ч. в Инкерманской долине, с переселением монахов, вызванным 3-й волной иконоборческих репрессий ( Якобсон. 1964. С. 32-33; Он же. 1973. С. 51-53; Баранов. 1974. С. 154-156; Воронин, Даниленко. 1992. С. 179-180; Даниленко. 1993. С. 102; Филиппенко. 1997. С. 73-74; Тур. 1998. С. 88; Катунин. 2000. С. 43; Кулаковский. 2002. С. 151-152; Фадеева. 2004. С. 6). Тезис о постиконоборческом происхождении инкерманского пещерного комплекса, выдвинутый в XIX в. ( Бертье-Делагард. 1886. С. 211-212), поддерживают большинство совр. ученых. В своих выводах исследователи опираются на различные критерии: политическую, религ. и экономическую ситуацию в Юго-Зап. Таврике ( Герцен, Могаричев. 1995. С. 11-12; Могаричев. 1997. С. 11), а также на архитектурно-литургический анализ пещерных храмов. Последний дает датировку XIII-XV вв., как и анализ соседнего пещерного комплекса (сев. склон Монастырской скалы, Загайтанская скала, комплекс на левом берегу устья р. Чёрной, скиты в Троицкой и Георгиевской балках не имеют четко датируемых строений до XIII в. ( Виноградов, Гайдуков, Желтов. 2005. С. 75-79)). Инкерман. Литография Л. Нитче. XIX в. (ГИМ) Инкерман. Литография Л. Нитче. XIX в. (ГИМ) Благодаря записям свящ. Иакова Лызлова (XVII в.), описаниям первых путешественников в Крым и изысканиям ученых XIX-XX вв. можно в общих чертах реконструировать древний план пещерной обители. Первоначально мон-рь имел 3 входа, один из к-рых, действующий и поныне, находился в нижней части Монастырской скалы. От него вперед вверх по оси «север-юг» был прорублен коридор-туннель, в правой стене к-рого - оконные и дверные проемы; в левой стене по ходу коридора располагался ряд пещерных помещений: кельи, склепы-костницы, проходная комната с лестницей, ведущей на верхний ярус и плато Монастырской скалы, архондарик (?), 2 храма и трапезная; из коридора маленькая лестница вела на 2-й ярус, где находились кельи и подсобные помещения.

http://pravenc.ru/text/389605.html

Совр. исследователи относят основание храма к XIV в. ( Могаричев. 2005. С. 78-79) или к XIV-XV вв. ( Виноградов, Гайдуков, Желтов. 2005. С. 76, 79). К 2009 г. памятник частично разрушен: сохранились апсида и сев. часть баптистерия. Пещерный комплекс с храмом мч. Евграфия находился на юго-вост. склоне Монастырской скалы и включал не менее 20 искусственных пещерных помещений, расположенных в 2-3 яруса. На карте И. Батурина храм ошибочно обозначен как ц. «География» ( Могаричев. 1997. С. 16). ОписанСтруковым (1876. С. 28), Бертье-Делагардом (1886. С. 221-223), В. В. Латышевым (1896. С. 37-40), Филиппенко (1993. С. 115-116), Могаричевым (1997. С. 16-17; 2005. С. 81-82), Бобровским, Чуевой (2004. С. 28), А. Ю. Виноградовым, Н. Е. Гайдуковым, М. С. Желтовым (2005. С. 76, 79). Наос храма в плане прямоугольный, со скамьями вдоль боковых стен; алтарная апсида полукруглая, с приподнятым полом, скальный престол примыкал к стене, в верхней части престола сохранилось специальное углубление для вложения мощей; у сев. стены вырублен скальный протесис, у южной - сиденье; алтарная преграда скальная, с вратами в центре и 2 сквозными окошками для установки икон по сторонам. Храм датируется по посвятительной надписи Сотирика в апсиде 1272-1273 гг. Пещерный комплекс во рву был расположен на плато Монастырской скалы в сев.-вост. склоне крепостного рва, к северо-западу от 4-й башни; включал более 15 искусственных пещерных помещений, расположенных в один ярус ( Могаричев. 1997. С. 15; Бобровский, Чуева. 2004. С. 27. 2). Наличие здесь предполагаемого храма - Церкви в Каламите - в последних работах отвергается. Пещерный комплекс Анфилады с предполагаемым храмом локализован в верхнем ярусе юж. склона Монастырской скалы, связан входами с крепостью Каламита, включает не менее 25 искусственных пещерных помещений, расположенных в 2-3 яруса ( Могаричев. 1997. С. 13-14; Бобровский, Чуева. 2004. С. 27. 6). Пещерный комплекс с Армянской церковью (храм во имя вмч. Димитрия Солунского) расположен на выступе скалы сев. склона Монастырской балки; состоит из 5 пещерных помещений, вырубленных в 2-3 яруса, к которым ведет высеченная в скале лестница из 18 ступеней. Храм описан Струковым, Бертье-Делагардом, Репниковым, Могаричевым; расположен в 1-м ярусе (5,3×4,3×2,5 м), имел вытянутый в плане прямоугольный наос, полукруглый алтарь с примыкающим к стене престолом; в сев. стене высечены 2 ниши: рядом с апсидой - арочная ниша с дверцей, от которой сохранились следы крепления, западнее - ниша меньшего размера со стрельчатым верхом; в юж. стене - дверь, к-рая вела в небольшое помещение со стрельчатым сводом; зап. стена сложена из камня ( Могаричев. 1997. С. 14-15). Вопрос о конфессиональной принадлежности и времени основания храма решается историками неоднозначно: армянская церковь не ранее XIV-XV вв. ( Бертье-Делагард. 1886. С. 230), католический (возможно, армяно-католический) храм генуэзского времени ( Виноградов, Гайдуков, Желтов. 2005. С. 73). Храмы Загайтанской скалы

http://pravenc.ru/text/389605.html

Пещерный комплекс с ц. Вознесения Господня Вид на пещерные храмы Загайтанской скалы. Фотография. 2007 г. Вид на пещерные храмы Загайтанской скалы. Фотография. 2007 г. находится на юго-западном склоне скалы в устье Гайтанской балки, включает ок. 20 пещерных помещений, расположенных в 5-6 ярусов. В 1774 г. ц. Вознесения обозначил на карте Батурин; впосл. ее описывали Паллас (1881. С. 86), Бертье-Делагард (1886. С. 228), Репников (АКК. Л. 41-42), А. Л. Якобсон (1964. С. 51), Могаричев (1997. С. 17-18; 2005. С. 77), Бобровский, Чуева (2004. С. 28. 9), Виноградов, Гайдуков, Желтов (2005. С. 75) и др. Церковь сильно пострадала в 1794 г., во время обвала, к 2009 г. разрушена. По описанию Бертье-Делагарда, она представляла собой редкий архитектурный тип - «подражание плоскому купольному перекрытию на четырех арках, опирающемуся на углы среднего квадрата, от которого, кажется, в три стороны, восточную, северную и южную, вделаны три полукруглые апсиды, лицевая, выходная (западная), была, вероятно, прямая. Доступ к этой церкви почти невозможен, и весь низ ее обрушился, так что потолок с арками и столбами висит не поддержанный снизу… направление алтаря 40 градусов, алтарная преграда состояла из трех арок, средняя была, конечно, царской дверью, а боковые, вероятно, были сплошные, на некоторую высоту от пола» ( Бертье-Делагард. 1886. С. 227-228). Основание церкви относят к XI-XIV вв. ( Могаричев. 2005. С. 82-83). Явное подражание правильным формам наземной архитектуры указывает скорее на поздневизант. время. Пещерный комплекс, включающий церковь с фресками Ангел. Фрагмент фресковой композиции «Рождество Христово» в пещерном храме Загайтанской скалы. 2-я пол. XIII в. Ангел. Фрагмент фресковой композиции «Рождество Христово» в пещерном храме Загайтанской скалы. 2-я пол. XIII в. (XIII в.), открыт в 2005 г. киевскими археологами Бобровским и Чуевой, продолжающими его исследование ( Бобровский, Чуева. 2008. С. 133-146). Локализован в труднодоступном верхнем ярусе юж. обрыва Загайтанской скалы, что в большой степени определило его сохранность; пещерные помещения располагались на разных уровнях и соединялись между собой лестничными проходами, к 2009 г.

http://pravenc.ru/text/389605.html

Продолжил исследование храма Н. И. Репников, раскрыв 3-нефную 3-апсидную базилику с резными мраморными капителями и мозаиками. Судя по выявленной в раскопе стратиграфии, храм дважды разрушался (в кон. X в. и в 1475) и восстанавливался (в 1472 и в XVI в.). В кон. IX в. в столице Готии Доросе и в соседней крепости, расположенной на плато Эски-Кермен, реконструировали сооруженные еще в кон. VI в. большие 3-нефные базилики. На юго-вост. склоне Мангупа, очевидно, в нач. X в. был возведен крестообразный храм площадью 9,25×11,40 м с 3 входами. Не ранее кон. X в. к сев. и юж. ветвям креста пристроили 2 часовни, а к зап. входу — притвор. В XI в. храм сгорел. Рядом находился христ. плитовый могильник. С Х в. новые храмы строились на Бакле на территории цитадели и посада. В примыкающей долине, в 600 м к югу от горы, раскопаны возведенные в кон. IX в. однонефный с притвором и крестообразный храмы. Очевидно, не раньше XI в. на плато Тепе-Кермен построили небольшую одноапсидную часовню. Датировка пещерных храмов в Инкермане, Шулдане, Качи-Кальоне и др. местах является предметом оживленной дискуссии: нек-рые исследователи склонны относить к ранне - и средневизант. времени храмы на Тепе-Кермене, в Челтер-Кобе и на дороге на Эски-Кермен. Большее единодушие наблюдается в отношении поздневизант. пещерных церквей инкерманских мон-рей, Северного и Южного мон-рей на Мангупе, мон-ря Шулдан ( Могаричев.1997; Виноградов, Гайдуков, Желтов. 2005). Мн. пещерные храмы в XIII–XV вв. были украшены фресками: роспись сохранилась в 3 храмах на Эски-Кермене и около него. Церковь (видимо, св. Георгия), находившаяся на юж. обрыве, была названа Успенской по композиции на сев.-зап. стене. На сев.-вост. стене изображены вмч. Георгий и св. Арсений, левее — фрагменты Сретения и пророки, на потолке — Крещение и Рождество Христово, в апсиде — Мелисмос, в конхе — Деисус, над апсидой — Благовещение, в протезисе — Богородица. Роспись выполнена во 2-й пол. XIII в. Церковь «Трех всадников» была вырублена в отколовшейся от основного массива глыбе и находилась на территории раннесредневек.

http://pravenc.ru/text/543737.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010