19 . Дмитриевский А.А. Праздник Святой Троицы на Сионской горе и у дуба Мамврийского в Хевроне (www.rus-dm.ru). 20 . Желтов М. , диак. Устав соединения служб Благовещения Пресвятой Богородицы и Великой Субботы (www.patriarchia.ru). 21 . Желтов М. , диак., Квливидзе Н.В., Лукашевич А.А. Воздвижение Честного и Животворящего Креста Господня//Православная энциклопедия. – Том 9. М.: Издательство «Церковно-научный центр «Православная энциклопедия», 2005. – С. 160–171. 22 . Желтов М. , диак., Квливидзе Н.В., Лукашевич А.А. Вход Господень в Иерусалим//Православная энциклопедия. Том 10. – М.: Издательство «Церковно-научный центр «Православная энциклопедия», 2005. – С. 38–51. 23 . Из истории праздника Успения Пресвятой Богородицы//Служба на Успение Пресвятыя Богородицы и Похвалы, или священное последование на святое преставление Пресвятыя Владычицы нашея Богородицы и Приснодевы Марии. – М.: Издательский Совет Русской Православной Церкви, 2008. – С. 102–120. 24 . Иоанн (Маслов) , схиархим. Лекции по литургике. – М.: ООО «Самшитиздат», 2002. – 248 с. 25 . Иулиания (Соколова), монахиня. Иконография изображения «Сошествие Святого Духа на апостолов» (www.troitsa.paskha.ru). 26 . Квливидзе Н.В., Лукашевич А.А., Турилов А.А. Введение во храм Пресвятой Богородицы//Православная энциклопедия. Том 7. – М.: Издательство «Церковно-научный центр «Православная энциклопедия», 2004. – С. 343–348. 27 . Квливидзе Н.В., Лукашевич А.А., Ткаченко А.А. Вознесение Господне//Православная энциклопедия. Том 9. – М. Издательство «Церковно-научный центр «Православная энциклопедия», 2004. – С. 197–203. 28 . Киприан (Керн) , архим. Литургика. Гимнография и эортология. – М.: Издательство Крутицкого подворья, 1997. – 152 с. 29 . Константинов К., прот. Праздник Рождества Христова (богословское содержание службы праздника)//Доследование часов, певаемых на Навечерии Рождества Христова, и служба на Рождество Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа. – М.: Издательский Совет Русской Православной Церкви, 2008. – С. 160–177.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Андрея Боголюбского на создание отдельной митрополии, – в течение почти полутора десятка лет, до 1169 года. В конце концов, ошибочность чрезмерно ригористичной позиции всей группы разделявших схожие идеалы греческих иерархов – Константина I, Леона Ростовского, Антония Черниговского, позднее митрополита Константина II, – стала очевидной: конфликт о постах, принявший в 60-е годы XII века общерусский масштаб, вынудил Патриархию напрямую вмешаться в ситуацию и принять меры по коррекции курса, первоначально взятого Константином I. Литература Виноградов А. Ю., Желтов М. С. «Завещание» митрополита Константина I Киевского и канон «на исход души»//Slovne – Слов не: International Journal of Slavic Studies. 2014. Т. 3, С. 43–71. Виноградов А. Ю., Желтов М. , свящ. «Первая ересь на Руси»: русские споры 1160-х годов об отмене поста в праздничные дни//Древняя Русь: Вопросы медиевистики. 2018. [в печати]. Воронин Н.Н. Андрей Боголюбский и Лука Хризоверг: Из истории русско-византийских отношений XII в.//Византийский временник. 1962. Т. 21. С. 29–50. Гвозденко К. С. Церемония княжеской интронизации на Руси в домонгольский период//Древняя Русь: Вопросы медиевистики. 2009. С. 17–35. Гиппиус А.А., Михеев С.М. Надпись об убийстве Андрея Боголюбского из Спасо- Преображенского собора в Переславле-Залесском//Древняя Русь: вопросы медиевистики. 2017. Т. 3 (69). С. 31–32. Гoлyбuhckiй Е. Ucmopiя Русской Церкви. Т. 1, 1-я пол. М., 1901 [Изд. 2-е, испр. и дополн.]. Карташев А.В. Очерки по истории Русской Церкви. Париж, 1959. Т. 1. Лимонов Ю.А. Владимиро-Суздальская Русь: очерки социально-политической истории. Л., 1987. Макарий (Булгаков) , митр. История Русской Церкви. М., 1995 [Юбилейное переиздание с комм. А.В. Назаренко]. Кн. 2. Макарий (Веретенников) , архим, Печников М. В. Константин I//Православная энциклопедия. Т. 37. М., 2015. С. 22–24. Назаренко А.В. Несостоявшаяся митрополия (об одном из церковно-политических проектов Андрея Боголюбского)//«Хвалам достойный...»: Андрей Боголюбский в русской истории и культуре. Междунар. науч. конф. (Владимир, 5–6 июля 2011 г.). Владимир, 2013. С. 13–36.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Zheltov...

61 He вполне понятно, в каком именно смысле вкушение освящаемой воды или помазание ею являются средствами, ведущими к причащению Святых Таин. 63 Т. н. Евхологий Стратигия (по имени первого владельца рукописи). См.: Дмитриевский. 1901,с. 993–1052; Duncan J. Coislin 213: Euchologe de la Grande Eglise. R., 1983. 69 Армянская литургическая традиция, первоначально основанная на традиции Каппадокии, развивалась в тесном контакте с богослужебной традицией Константинополя и Иерусалима, см.: Желтов М. С., Никитин С. И. Армянский обряд «//Православная Энциклопедия. Т. З. М., 2001, с. 356–371 (там же – библиография по вопросу). 71 71 Этим мы объясняем факт постепенного изменения статуса этих молитв в рукописях от не зависимого последования (как в Россанском кодексе) до включения в чин освящения храма (рукопись Athen. Bibl. Nat. 2473) – переписчики Евхологиев, не зная первоначального содержания последования «положения мощей», но не желая выкидывать эти молитвы вовсе , пытались увязать их с хорошо знакомым им чином освящения храма. 81 καταξιωθμεν των ποκειμνων αγαθν – ср., напр.: Joannes Chrysost. In Gen. Нот. 38//PG. 53. Col. 360. 82 Рукописи Hieros. Sab. 362 (607)и Athen. Bibl. Nat. 2473 добавляют, «читаемая перед св. трапезой». 84 καταγωνισμενος τον εχθρν ημν διβολον – cp.: Eusebius Caesar. De laud. Const. VI 21.//PG. 20. Col. 1355 ff. 91 Об эволюции богослужения Великой пятницы см.: Janeras S. El Viemes Santo en la tradicion liturgica bizanlina: Estructura e historia de sus oficios. R., 1970 (Diss.); Шлихтина Ю. Особенности фиксации службы Великого Пятка в византийской и славянской традиции (X-XV вв.)//Ежегодная конференция ПСТБИ. Материалы 1998 г. М., 1998, с. 333–338; Желтов М. С, Лукашевич А. А., Ткаченко А. А. Великая пятница//Православная Энциклопедия. T. 7. М., 2004, с. 416–430. 92 Заметим, что обряд поклонения Кресту стал одной из главных богослужебных церемоний Великой пятницы в Римо-католической Церкви – см.: Hebdomadae Sanctae Celebratio: Conspectus Historicus Comparativus/Ed. A. G. Kollamparampil. R., 1997. (BEL.S; 93); Pierce J. M. Holy Week and Easter in the Middle Ages//Passover and Easter: Origin and History to Modern Times/Eds. P. F. Bradshaw, L. A. Hoffman. Notre Dame (Indiana), 1999, p. 161–185. (Two Liturgical Traditions; 5). Латинская практика проникла и в некоторые греческие рукописи Южной Италии – напр.. Crypt. Г. а. 1, 1300 г. и др., – благодаря наличию в Южной Италии тесных связей между греческим и латинским клиром. Поэтому вряд ли можно согласиться с А. А. Дмитриевским , намекающим на присутствие прямой связи между древним иерусалимским чином поклонения Кресту и отраженной в отдельных южноитальянских рукописях практикой (Дмитриевский А. А. Древнейшие патриаршие Типиконы Святогробский иерусалимский и Великой константинопольской церкви: Критико-библиографическое исследование. К., 1907, с. 136): связь, конечно, есть, но опосредованная – через латинское богослужение.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Zheltov...

IV. С. 323–333. 52 Евдокимова А.А. Корпус греческих граффити Софии Киевской на фресках первого этажа//Древнейшие государства Восточной Европы. 2005 год. М., 2008. С. 493–494. По каким-то причинам Толочко не опирается на этот однозначный факт и пишет об освящении Св. Софии еще до 1052 г., опираясь лишь на соображения общего характера. 53 В этом контексте нельзя исключать, что его «Слово о законе и благодати», кото­рое, судя по упоминанию княгини Ирины как живой, могло быть произнесено вплоть до 1050 г. включительно, было своего рода «артподготовкой» к поставлению русина в митрополиты. 55 Важным свидетельством в пользу аутентичности этой записи считается имено­вание в ней Ярослава Владимировича архаичным титулом «каганъ». 56 Ср. Сард. 6 – в свете этого правила нарушением в случае с Иларионом можно считать лишь вероятное отсутствие при его поставлении «епископов от ближния области», то есть представителей соседней митрополии. 57 Следы полемики XI в. по этому вопросу сохранились в сочинениях о поставлении митрополитов и епископов и их правах, принадлежащих, по всей вероятности, митрополиту Димитрию Кизическому (см.: Бондач А.Г. Димитрий Кизический//Православная энциклопедия. М., 2007. Т. 15. С. 66–70). 58 Такое предположение высказано в работе: Приселковъ М.Д. Очерки по церковно политической ucmopiu Kiebckoй Руси X–XII вв. СПб., 1913. С. 110–111. 62 Попытка В.В. Корниенко прочесть граффито из Св. Софии Киевской как М()с(ц) феврар [въ] BI днь [ро]сла[въ] поставиша м[ит]ропо[ли]томъ [Л]ариона – поставиша рославъ. 63 См.: Жуковская Л.П. Двести списков XIV–XVII вв. небольшой статьи как лингвистический и исторический источник (статья Пролога о построении церкви во имя Георгия Ярославом Мудрым)//Исторические традиции духовной культуры народов СССР и современность. Киев, 1987. С. 33–62, а также: Лосева. Жития рус­ских святых. С. 154–163 (с ее рассуждениями об этапах формирования проложной статьи, как основывающихся на личных догадках, мы не согласны). Более ранние даты, упоминающиеся в поздних источниках (1045 или 1049 г.; см.: Кабанець. До исключаются из-за поставления Илариона только в 1051 г. 65 Точно так же, как Константин I был поставлен – в противовес «неканоничному» Климу Смолятичу – не позднее начала 1155 г., хотя прибыл в Киев только после Пасхи 1156 г. (см.: Виноградов, Желтов. Правовые акты.) Читать далее Источник: Виноградов А.Ю., свящ. Михаил Желтов. Порядок вступления иерархов на кафедру в домонгольской Руси и вопросы хронологии первых митрополитов Киевских//Богословские труды. 2019. Вып. 49. С. 155–169. Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Zheltov...

Turnhout, 2010. (Patrologia Orientalis; 52/1). (В тексте статьи – R2). 11. Renoux (2010b) – Renoux Ch. Les Hymnes de la Résurrection. III: Hymnographie liturgique géorgienne. Introduction, traduction, annotation des manuscripts Sinaï 26 et 20 et index analytique des trois volumes. Turnhout, 2010. (Patrologia Orientalis; 52/2). (В тексте статьи – R3). 12. Tarchnischvili (1959) – Tarchnischvili M. Le grand Lectionnaire de l’Église de Jérusalem (V e –VIII e siècle). Louvain, 1959. T. 1. (Corpus Scriptorum Christianorum Orientalium; 188. Scriptores Iberici; 9). Литература 13. Гумилевский (1902) – Филарет (Гумилевский), архиеп. Исторический обзор песнопевцев и песнопения греческой Церкви. СПб., 1902 (3-е изд.). 14. Желтов (2016) – Желтов М., свящ. Литургия апостола Иакова//Православная энциклопедия. М., 2016. Т. 41. С. 244–253. 15. Крашенинникова (2006) – Крашенинникова О. А. Древнеславянский Октоих св. Климента, архиепископа Охридского: по древнерусским и южнославянским спискам XIII–XV веков. М., 2006. 16. Никифорова (2013) – Никифорова А. Ю. Из истории Минеи в Византии: Гимнографические памятники VIII–XII вв. из собрания монастыря святой Екатерины на Синае. М., 2013. 17. Скабалланович (1913) – Скабалланович М. Толковый Типикон: Объяснительное изложение Типикона с историческим введением. Вып. II. Киев, 1913. 18. Стрельбицкий (1878) – Модест (Стрельбицкий) , архиеп. О церковном Октоихе. Екатеринбург, 1878. 19. Флоринский (1881) – Флоринский Н. И., прот. История богослужебных песнопений Православной Кафолической Восточной Церкви. Киев, 1881. 20. Хевсуриани (2009) – Хевсуриани Л. Иадгари//Православная энциклопедия. М., 2009. Т. 20. С. 419–424. 21. Хевсуриани (1984) – Хевсуриани Л. Структура древнейшего Тропология: дисс. … канд. филол. наук: 10.01.03. Тбилиси, 1984. (Машинопись). 22. Allatius (1645) – Leonis Allatii de Libris Ecclesiasticis Graecorum, Dissertationes Duae. P., 1645. P. 67, 81. 23. Christ, Paranikas (1871) – Christ W., Paranikas M. Anthologia Greaca Carminum Christianorum.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Zheltov...

Михаил Желтов, свящ. Литургия Преждеосвященных Даров/Православная энциклопедия. М., 2016. Т. 41. С. 263-278. Вадим Леонов, свящ. Содержимое Чаши на литургии Преждеосвященных Даров: традиция и современные интерпретации. [Электронный ресурс.] URL: http://bogoslov.ru/article/5752302 (последняя дата обращения: 13.03.2020). Liturgical instruction of the Holy Synod of Bishops of the Orthodox Church in America. [Электронный ресурс.] URL:  (последняя дата обращения: 13.03.2020). Михаил Желтов, свящ. Указ. соч. Вадим Леонов, свящ. Указ. соч. Симеон Солунский, свт. Ответы на некоторые вопросы, предложенные ему от архиерея. Ответ 57. Писания св. Отцев и Учителей Церкви, относящиеся к истолкованию православнаго богослужения. Томъ III. СПб., 1857. PG 155, 909. C, D. Примечание . Должно сказать, что цитируемый нами перевод XIX века довольно вольный. В определенных местах он затемняет мысль оригинала, а в некоторых содержит произвольное, хоть и несколько допустимое толкование. Впрочем, в принципиальных моментах он все же верно передает мысль свт. Симеона, в силу чего и был использован нами. Служебник. Божественная Литургия Златоустаго. М., 2005. С. 167. Вадим Леонов, свящ. Указ. соч. Служебник. Божественная Литургия Златоустаго. М., 2005. С. 145-146. Там же. Божественная Литургия Василиа Великаго. С. 236-237, 239-241. Цит. по: Михаил Желтов, диак., Ткаченко А.А., Михайлов П.Б . Евхаристия. ЧАСТЬ I/Православная энциклопедия. М., 2016. Т. 17, с. 533-615. Там же. Служебник. Изъявление о некиих исправлениих в служении Преждеосвященныя литургии. М., 2005. С. 273-274. Там же . С. 274. Комментарии ( 1): Максим 15 апреля 2020г. 16:24 Таким образом, чтобы причастить народ, хлеб прилагается единожды, а вино дважды. Написать комментарий: Правила о комментариях Все комментарии премодерируются. Не допускаются комментарии бессодержательные, оскорбительного тона, не имеющие своей целью плодотворное развитие дискуссии. Обьём комментария не должен превышать 2000 знаков. Републикация материалов в комментариях не допускается.

http://bogoslov.ru/article/6027091

Господи вседержителю, украсивый церковь твою служением диаконства и исполнивый благодатию Духа Твоего Святого множество церквей. Ты сам, Господи, учини в диаконское служение рабу сию твою (имя) и даруй ей благоговейно и свято проходити прекрасное сие служение, приими во благих желание ея, подаждь ей силу терпения, яко Тебе подобает всякая слава, Отцу и Сыну и Святому Духу, ныне и присно и во веки веков. Примечания: 1 Автор выражает глубокую благодарность профессору К. А. Максимовичу и доценту Г. Е. Захарову за ценные замечания и комментарии к данной публикации. 2 См., например: Желтов М., диак. Диаконисса//Православная энциклопедия. М., 2007. Т. 14. С. 584–585; Неселовский А. Чины хиротесий и хиротоний. Каменец-Подольск, 1906. С. 64–73; Троицкий С. В. Церковнослужительницы в Православной Церкви//Служение женщин в Церкви: Исследования. М., 2011. С. 98–122, 394–398; Wngaards J . No Women in Holy Orders? The Women Deacons of the Early Church. Norwich, 2002. P. 20–55; Ordained Women in the Early Church: A Documentary History/Ed. K. Madigan, C. Osiek. Baltimore, 2011. P. 5–7; Martimort A.-G. Les Diaconesses: Essai historique. R., 1982. P. 144–163; Арранц М. Исторические заметки о чинопоследованиях Таинств. Изд-во ЛДА, 1979. С. 9–174 (Избранные сочинения по литургике. Рим; М., 2003. Т. 1: Таинства византийского Евхология. С. 438–529). Вышеперечисленные авторы придерживаются прямо противоположных точек зрения на практику поставления и статус диаконисс: если Троицкий и Мартимор однозначно утверждают, что речь могла идти только о хиротесии, то есть посвящении женщин в низший церковный чин наподобие иподиаконского, то Уингаардс и Осайек столь же уверенно говорят о хиротонии женщин и их фактическом причислении к диаконскому чину. Свящ. Михаил Желтов , считая невозможным провести четкую границу между церковно- и священнослужением в раннехристианский период, — поскольку их четкое различение появляется, по его мнению, лишь в позднесредневековом богословии, — и указывая на прямые аналогии между служениями диаконов и диаконисс, все же отрицает за последними священнослужительские полномочия (см.: Желтов М., диак. Указ. соч. С. 585).

http://azbyka.ru/drevnie-chiny-rukopoloz...

Tumhout, 1974. Кирилл Александрийский , свт. Комментарии на Евангелие от Иоанна//Он же. Творения. В 15 чч. М., Сергиев Посад, 1906. Ч. 14, 15. Максим Исповедник , прп. О различных недоумениях у св. Григория и Дионисия. М., Институт философии, теологии и истории св. Фомы, 2006. Литература Желтов М. , диак. Богословие Евхаристии у Нестория и его последователей//Правосл. энциклопедия. М., 2008. Т. 17. С. 590–592. Желтов М. , диак Учение свт. Кирилла Александрийского о Евхаристии; Полемика свт. Кирилла Александрийского и Нестория//Правосл. энциклопедия. М., 2008. Т. 17. С. 584–590. Древнегреческо-русский словарь/Сост. А. Д. Вейсман. СПб., 1899. Михайлов П. Б., Ткаченко А. А., Желтое М., диак., и др. Евхаристия//Правосл. энциклопедия. М., 2008. Т. 17. С. 533–695. Макгакин И, прот. Богословие Евхаристии в творениях свт. Кирилла Александрийского //V Междунар. богослов, конференция РПЦ «Православное учение о церковных таинствах» 13–16 ноября 2007. М., Синод, библейско-богосл. комиссия, 2009. Т. 2. С. 75–95. Флоровский Г. прот. Восточные Отцы V-VIII вв. Минск, изд. Белорусского Экзархата, 2006. Gebremedhin E.Life-Giving Blessing: An inquiry into the Eucharistic doctrine of Cyril of Alexandria. Uppsala, 1977. 4 Христос «животворящую ( ζωοποιν) Свою Кровь раздает как вино», Theophilus of Alexandria. Homilia in mysticam coenam. CPG 2617. 7 В 13-й гл. IV кн. преп. Иоанн говорит о «животворящих и божественных» свойствах Тела Христова. 8 Наряду с сочетаниями «таинственное благословение», «духовное благословение», «животворящее благословение», «благословение Христово», «таинственное и животворящее дароношение», которые также очень характерны для свт. Кирилла (а первое из этого ряда встречается десятки раз в корпусе его сочинений). Желтов М. , диак. Учение свт. Кирилла Александрийского о Евхаристии. С. 584. 9 Там же. С. 585; Gebremedhin E.Life-giving blessing: An inquiry into the Eucharistie Doctrine of Cyril of Alexandria. Uppsala, 1977. P. 61–66. 12 S. Athanasius Alexandrinus.De incamatione et contra arianos 16.

http://azbyka.ru/otechnik/Kirill_I_Mefod...

М., 2002. Вып. 1. ΧΡΥΣΟΣΤΟΜΙΚΑ – ΧΡΥΣΟΣΤΟΜΙΚΑ: Studi e ricerche intorno a S. Giovanni Crisostomo, a cura del comitato per il XV o centenario della sua morte, 407–1907. R., 1908. CoptBAS – The Coptic Liturgy (of St. Basil)/By Committee formed by His Holiness Pope Shenouda III. Cairo, 1993. Алмазов, 1894 – Алмазов А. И. Тайная исповедь в Православной восточной Церкви: Опыт внешней истории (Исследование преимущественно по рукописям). Одесса, 1894. М., 1995р. Т. 3. Амфилохий (Сергиевский-Казанцев) , 1875 – Амфилохий, архим. Описание Воскресенской Новоиерусалимской библиотеки. М., 1875 2 [доп. изд. описания, вышедшего в 1859 г.]. С. 10–18, 63–77. Амфилохий (Сергиевский-Казанцев) , 1880 – Амфилохий, архим. Палеографическое описание греческих рукописей XI–XVII веков определенных лет. М., 1880. Т. 3. Афанасий (Евтич) , 2007 – Amahacuje Божанствена лumypruja. 2007. Т. 1. Афанасьева, 2004 – Афанасьева Т. И. Славянская литургия Преждеосвященных Даров XII–XV вв.: Текстология и язык. СПб., 2004. Афанасьева, 2005 – Афанасьева Т. И. К вопросу о порядке следования листов и составе Синайского глаголического Служебника XI в.//Palaeobulgarica. София, 2005. Т. 29: 3. С. 17–35. Афанасьева, 2006 – Афанасьева Т. И. Древнеславянские переводы анафоры литургии Иоанна Златоуста в Служебниках XI–XIV вв.//Вереница литер: К 60-летию В. М. Живова /ИРЯ РАН; А. М. Молдован, отв. ред. М., 2006. С. 175–192. Афанасьева, 2007 – Афанасьева Т. И. Южнославянские переводы литургии Иоанна Златоуста в Служебниках ΧΙ–ΧV вв. из российских библиотек//Многократните преводи в Южнославянското Средневековие. София, 2007. С. 253–265. Афанасьева, 2008 – Афанасьева Т. И. Состав, источники и этапы формирования «Толковой службы»//Лингвистическое источниковедение и история русского языка 2006–2007. М., 2008 [в печати]. Бернацкий, Желтов, 2005 – Бернацкий М. М., Желтов М. , диак. Вопросоответы митрополита Илии Критского: Свидетельство об особенностях совершения Божественной литургии в нач. XII в.//ВПСТГУ I. 2005. Вып. 14. C.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Zheltov...

5 См.: Baldovin J.F. The Urban Character of Christian Worship. Roma, 1987. (Orientalia Christiana Analecta; 228). См. также ниже раздел о процессиях. 7 См.: Taft R.F. Byzantine Liturgical Evidence in the «Life of St. Marcian the Oeconomos»: Concelebration and Preanaphoral Rites//Orientalia Christiana Periodica. Roma, 1982. Vol.48. p.159–170. 8 См.: Taft R.F. The Precommunion Rites: A History of the Liturgy of St. John Chysostom, vol. 5. Roma 2000. (Orientalia Christiana Analecta; 261); Желтов М.С. Литургические данные, содержащиеся в «Деянии о подати» (Praxis de tributo) святителя Николая Чудотворца (к вопросу о возможной датировке)//«Правило веры и образ кротости…»: Образ свт. Николая, архиепископа Мирликийского, в византийской и славянской агиографии, гимнографии и иконографии. М., 2004. С. 111–124. 10 См.: Дмитриевский А.А. Что такое κανν τς ψαλμωδας//Руководство для сельских пастырей. Киев, 17.09.1889. с.69–73; Mateos J. Un horologion indit de St.-Sabas: Le Codex sinaïtique grec 863 (IX e siècle). Citta del Vaticano, 1964. P.47–77. (Studi e Testi; 233); Patrich J. Sabas, Leader of Palestinian Monasticism.Washington, 1995. (Dumbarton Oaks Studies; 32). 11 См.: Пентковский А.М. Ктиторские Типиконы и богослужебные Синаксари Евергетидской группы//Богословские Труды. Москва, 2003. Сб. 38. С. 321–355. 12 См.: Mathews Th. F. « Private» Liturgy in Byzantine Architecture: Toward a Reappraisal//Cahiers Archologiques. Paris, 1982. Vol. 30. P. 125–139. 13 См.: Taft R.F. Woman at Church in Byzantium: Where, When and Why?//Dumbarton Oaks Papers. Washington,1998. Vol.52. P. 27–87. 14 См.: Sodini J.–P. L’ambon dans l’glise primitive//La Maison-Dieu. P., 1993. Vol.193. P. 39–51; idem. Les ambons mdivaux a Byzance: vestiges et problmes//Μπενκης Μ. Θυμαμα στη μνμη της Λασκαpνας Μποpα. Αθνα, 1994. Σ. 303–307; Казарян А.Ю., Желтов М. С., Клюканова О.В. Амвон//Православная энциклопедия [далее везде: ПЭ]. Москва, 2001. Т.2. Сю108–110. 16 См.: Дмитриевский А.А. Ставленник. Киев, 1904; Неселовский А.З. Чины хиротоний и хиротесий: Опыт историко-археологического исследования. Каменец-Подольск, 1906.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Zheltov...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010