Студийские и Иерусалимские уставы (по изданиям: Дмитриевский А. А. Описание литургических рукописей... К., 1895. Т. 1. Пг., 1917. Т. 3; Пентковский А. М. Типикон патриарха Алексия Студита в Византии и на Руси. М., 2001; и др.) Основная литература Дмитриевский А. А. Богослужение страстной и пасхальной седмиц во св. Иерусалиме IX-X вв. Казань, 1884; Он же. Чтение Евангелий на шестой и в первые три дня Страстной седмиц//Руководство для сельских пастырей. К., 1885. 8. С. 219–229; Он же. Вынос плащаницы на вечерне в Великий пяток//Там же. 9. С. 252–259; Он же. Великая суббота в святогробском храме//Там же. 1902. 14. С. 377–384; Он же. Древнейшие патриаршие Типиконы: Святогробский Иерусалимский и Великой Константинопольской церкви. К., 1907. Желтов М. С., Лукашевич А. А. Великие понедельник, вторник, среда//ПЭ. 2003. Т. 7. С. 444–451; Они же, Ткаченко А. А. Великий четверг//Там же. С. 464–471. Желтов М. С., Ткаченко А. А. Великая пятница//ПЭ. 2003. Т. 7. С. 416–430; Они же. Великая суббота//Там же. С. 431–443. КарабиновИ. А. Постная Триодь. СПб., 1910. Bertonière G. The Historical Development of the Easter Vigil and Related Services in the Greek Church. R., 1972. (OCA. 193). Janeras S. Le Vendredi-Saint dans la tradition liturgique byzantine: structure et histoire de ses offices. R., 1988. (SA. 99=Analecta Liturgica. 12). Morozowich M. Holy Thursday in the Jerusalem and Constantinopolitan Traditions. The Liturgical Celebration from the Fourth to the Fourteenth Centuries: Diss. R., 2002 [ркп.] Hebdomadae Sanctae Celebratio: Conspectus Historicus Comparativus/Ed. A. G. Kollamparampil. R., 1997. (BEL.S; 93). 2 Например, кондак Рождеству Христову (проимий: Дева днесь..., начало первого икоса: Эдем Вифлеем отверзе...). 3 С утратой традиции исполнения многострофных кондаков икосы, кроме первого, просто перестали копироваться писцами литургических рукописей и впоследствии не вошли в печатные издания литургических книг; новые кондаки стали с какого-то времени сразу создаваться с одним-единственным икосом.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Zheltov...

25 См.: Желтов, М., диак. Церковное благословение повторных браков. – Журнал Московской Патриархии, 2005, 8, 72–79. 26 Например, в чине освящения храма – см.: Желтов, М. С. Православное чинопоследование освящения храма в истории. – В: Ежегодная Богословская конференция ПСТБИ: Материалы 2001 г. М., 2001, 88–97. 27 Одинцов, Н. М. Порядок общественного и частного богослужения в древней России до XVI века: Церковно-историческое исследование. СПб., 1881. 28 Дмитриевский , А. А. Богослужение в Русской Церкви за первые пять веков. – Православный собеседник. Вып. 10. Казань, 1882, 214–221. Сам Дмитриевский полагал, что вполне выявил особенности этих чинов на Руси в XIV–XV вв., но в действительности среди использованных им русских рукописей были лишь списки XV в. – цитируемый исследователем Служебник Синодальной типографии 129 (ныне – РГАДА, Син. тип. 42) датируется не XIV в. (как у Дмитриевского), а 1-й половиной XV в. (см. ниже). 31 См.: Голубинский, Е. История Русской Церкви. Т. 1, 2-я половина. 2. изд. М., 1904, 452–453; Т. 2, 2-я половина. М., 1911, 549–560. 32 344 и 345 по предложенной прот. А. В. Горским и К. И. Невоструевым нумерации -см.: Горский, А. В., К. И. Невоструев. Описание славянских рукописей Московской Синодальной библиотеки. Отд. 3. Ч. 1. М., 1869, 11–26. 33 XV согласно предложенной И. К. Куприяновым нумерации – см.: Известия Отделения русского языка и словесности Императорской Российской Академии наук. Т. 6. Вып. 1. СПб., 1857, с. 57. 34 Скорее даже, конец XIII в. См.: Сводный каталог славяно-русских рукописных книг, хранящихся в России, странах СНГ и Балтии. XIV век. Вып. 1. М., 2002, 594–696. 35 Датировка уточнена А. А. Туриловым на основании палеографических данных. Автор искренне благодарит Анатолия Аркадьевича за ценные консультации. 37 Именно на этой рукописи основывался Дмитриевский в своей работе о русском богослужении до XIV в. включительно (см. выше, прим. 28). 38 Hološnjaj, B. Zajkonski Trebnik N. 960 der Nationalbibliothek “Hl. Kirill und Methodij” in Sifia (Bulgarien). Dissertatio ad Doctoratum. Roma, 1995.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Zheltov...

6 Дмитриевский А. [А.] Описание литургических рукописей, хранящихся в библиотеках православного Востока. Т. II: Εχολγια. К., 1901. С. 313 (прим.). Аналогичный состав диптиха при патриаршем служении, причём не только в Константинополе, засвидетельствован и в др. источниках: Taft. The Diptychs. Р. 149. 7 Hofmann G. (ed.) Orienmalium documenta minora. R., 1953. Р. 49–50. (Concilium Florentinum documenta et scriptores, ser. А. Vol. III, fasc. III). Подробнее см.: Тал. The Diptychs. Р. 134–137. 9 Там же. С. 44–45. Можно предположить, что эта формула представляет собой контаминацию двух вариантов поминовения на возгласе ν πρτοις μνσθητι, Κριε·, о которых шла речь выше. 11 Поэтому вряд ли случайно, что аналогичное чтение содержится и в древнейшей (среднеболгарской) части Служебника ГИМ, Хлуд. 117, XIII в., который также сохранил некоторые черты древнейших славянских переводов византийских литургических книг. См.: Желтов М., Диак. Чин Божественной литургии в древнейших (XI–XIV вв.) славянских Служебниках//Богословские труды. М., 2007. Сб. 41. С. 344. 12 См. устав архиерейской литургии, составленный архиепископом Новгородским и затем митрополитом Московским святителем Макарием (Желтов М., свящ. Чин архиерейской литургии в Русской Церкви в середине XVI века: свидетельство Великих Миней-Четьих свт. Макария, митрополита Московского//Сретенский сборник. М., 2016. Вып. 6. С. 141–178). Кого именно поминал на возгласе «В первых...» сам митрополит, неясно. 13 См., например, рукопись БАН, 21.4. 13, XVI в. Л. 25 об. Не вполне ясно, распространялось ли указание о поминовении «Вселенского», то есть Константинопольского, патриарха только на митрополита или же на всех архиереев. 14 До 1-й половины XVII в. включительно в русской традиции архиерею предписывалось тайно вычитать в храме во время часов полный чин проскомидии, пока в алтаре священник совершал саму проскомидию. 16 См.: Taft R. F. [А History of the Liturgy of St. John Chrysostom, vol. II:] The Great Entrance. R., 1975. Р. 227–234. (Orientalia Christiana Analecta; 200).

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Zheltov...

 См. прим. 9 настоящей статьи.  Греч. κατ πντα κα δι πντα κα ν πσιν – «везде и всюду и во всем». Прибавление слов κα ν πσιν к этому известному выражению греческих анафор указывает на, вероятно, александрийское происхождение молитвы.  А перед ними выписана молитва Божией Матери, упоминающая в том числе тему Причащения («…Сподоби мя в настоящем веце неосужденно причащатися пресвятаго и пречистаго Тела и Крови Сына и Бога Твоего…») и засвидетельствованная в различных источниках (в том числе в одной из версий Жития свт. Григория Паламы; в Псалтири Божией Матери свт. Димитрия Ростовского – по 88-м «псалме»; и др.) в разных редакциях.  См.:  Желтов М.,  диак. Чин Божественной литургии… С. 312–313, 315–316.  Эта же молитва – и только она одна – также присутствует в Псалтири Athos. Vatop. 1231, посл. треть XI в.  В рукописи также: «и Сыном», что является очевидной опиской.  Один из них принадлежит последней трети этого столетия – возможно, и другие тоже: точная датировка затруднена.  Листы 164 (см.:  Taft.  The Communion… P. 166) и 40 (Тафт не упоминает эту рукопись в своем обзоре причастных молитв) соответственно.  См.:  Taft.  The Communion… P. 150–151.  Тафт упоминает еще один Евхологий, содержащий причастные молитвы, – Vatican. Ottob. gr. 344, 1177 г. ( Taft.  The Communion… P. 166), но это не молитвы самого причастника, а молитвы священника о нем, то есть ответвление от чина исповеди. Подобные молитвы, действительно, сближаются с молитвами ко Причащению, но всё же составляют самостоятельную традицию (см.:  Алмазов А.И.  Тайная исповедь в Православной восточной Церкви: Опыт внешней истории (исследование преимущественно по рукописям). Одесса, 1894. Т. 3. С. 13–23 пагинации];  Желтов.  Молитвы во время причащения священнослужителей… С. 82).  См.:  Желтов М.С.,  свящ. Молитвы во время причащения священнослужителей… С. 85–86.  Так что можно предположить, что на формирование этой молитвы повлияла латинская традиция, где Причащение могло сопровождаться формулами, основанными на «Верую…» ( Jungmann J.  «Missarum Solemnia» – The Mass of the Roman Rite: Its Origins and Development/F. Brunner, transl. New York, 1950. Vol. 2. P. 371) и «Агнец Божий, вземляй грехи мира…» (Ibid. P. 333 ff.).

http://pravoslavie.ru/82496.html

Со стороны униатов выступил сам митрополит Велямин Рутский и хотя начал свою речь теми же словами псалмопевца, но вскоре, упомянув только, будто главным вождем к принятию унии с Римским Костелом был бессмертной памяти князь Константин Острожский, стал перечислять те обиды, которые причинили униатам православные, и именно говорил: они умертвили и утопили владыку Полоцкого Иоасафа Кунцевича; ранили в Вильне митрополита Потея; утопили в Киеве наместника митрополичьего Грековича; схватили четырех чернецов-униатов, совершавших литургию в Киево-Софийском соборе, увезли к казакам, мучили и утопили; забили в Шаргороде униатского протопопа, а в Перемышле — чернеца. Вот и все обиды, на которые нашелся указать Рутский. Ему отвечали православные,— сначала заговорил было Лаврентий Древинский, но тотчас уступил духовному лицу, и это был не Петр Могила, а кто-то из духовных виленского Свято-Духова братства, как увидим из последующей речи, и всего скорее сам настоятель монастыря и ректор Иосиф Бобрикович,— отвечали, что князь Константин Острожский вовсе не был главным вождем к принятию унии, напротив, был главным ее противником, и в доказательство прочитали печатную грамоту князя от 25 июня 1595 г., которою он приглашал всех православных ратовать против унии до смерти; протестацию князя против унии, занесенную им в книги на варшавском сейме 1596 г. еще до Брестского Собора, и подписанную князем инструкцию, с которою отправили православные по окончании Брестского Собора послов своих к королю и в которой решительно отвергали унию. Затем относительно обид, перечисленных Рутским, православные сказали: правда, жители Витебска умертвили Кунцевича, но за одного пострадали сотни, в том числе многие невинные; Потея ранил в Вильне гайдук, но он потерпел за то самые страшные пытки и смерть; о смерти Грековича в Киеве и протопопа в Шаргороде достоверных сведений нет; чернеца в Перемышле, как рассказывают, убили слуги униатского же епископа Крупецкого, а о четырех чернецах, взятых из Киево-Софийского собора и будто бы утопленных, отец Рутский сказал неправду.

http://sedmitza.ru/lib/text/436143/

В Медном очаг культуры активно посещали. Вход в Дом культуры прорубили в центральном алтаре, здесь же были гардероб и касса. В холодном храме – собственно танцы, в приделах – зрительный зал. Для киномеханика пристроили отдельное помещение. В 1974 г. здание Казанской церкви в с. Медном было признано памятником архитектуры. Его обследовали и провели фрагментарную реставрацию по проекту архитектора Т. В. Родионовой. Была восстановлена главка храма, раскрыты окна, расчищены зондажи с первоначальным декором. Храма в селе не было, но люди верующие были. При любой возможности они посещали ближайшие храмы – чаще всего это была церковь в д. Марьино Торжокского района. В начале 90-х некто Вера Васильевна Щурова с группой женщин написали письмо Патриарху Алексию II с просьбой о помощи в возвращении храма верующим. Письмо подписали 82 человека. Дина Николаевна Емелина отвезла это письмо в Москву. С Патриархом её встреча не состоялась, но письмо не осталось без ответа. Здание Казанской церкви тогда ещё не было передано Тверской епархии, но уже в 1991 г. в храме изредка проходили первые церковные службы после времени безбожия. Верующие собирались еще до назначения в приход священника, читали акафисты, совершали крестные ходы вокруг храма. 16 августа 1997 г. приехал молодой священник Петр Гайдук. 5 октября отслужили первый молебен. Народу пришло много, но всех смущало то, что проведение молебнов нужно было подстраивать под расписание работы Дома культуры. В этом же году начали проводить службы в небольшой сторожке рядом с храмом. Отец Петр, молодой, энергичный, много сил потратил на переписку с различными инстанциями по поводу возвращения здания храма верующим, но служить в храме ему не пришлось. Из Медного его перевели, и село опять осталось без священника. Ирина Ивановна Рассказова пришла работать директором Дома культуры с. Медное в 1998 г. До этого сама прибегала сюда в кино и на танцы. Именно она была главным помощником о. Петру в деле возвращения храма верующим. В 2002 г., когда в Медное по назначению приехал священник Игорь Седов, клуб еще работал в храме, но уже собирался выезжать.

http://sobory.ru/article/?object=02297

В ночь на 5 сентября в камеру Афанасия был послан студент-иезуит, чтобы сделать последнюю попытку склонить к измене Православию непоколебимого игумена. Попытка эта не имела успеха, и тогда с мученика сняли колодки и повели к брестскому воеводе Масальскому, который в раздражении бросил: «Имеете уже его в своих руках, делайте же с ним, что хотите!» Из обоза воеводы гайдуки привели мученика в соседний бор у села Гершановичи, начали пытать его огнем принуждая отречься от Православия, а после приказали одному из них застрелить преподобного. Этот гайдук, который рассказал позже о гибели мученика людям, и среди них — автору повести об убиении преподобномученика, «видя, что это духовник и добрый его знакомый, сначала попросил у него прощения и благословения, а потом в лоб ему выстрелил и убил... покойный же, уже простреленный двумя пулями в лоб навылет, еще, опершись на сосну, стоял некоторое время в своей силе, так что приказали столкнуть его в ту яму. Но и там он сам повернулся лицом вверх, руки на груди накрест сложил и ноги вытянул...» Лишь 1 мая, через восемь месяцу после этого злодейства какой-то мальчик семи или восьми лет показал симеоновской братии место, где лежало тело игумена. Земля в том месте не была освящена и принадлежала иезуитам. Монахи выкопали тело и, испросив позволения у полковника Фелициана Тышкевича, перенесли останки преподобномученика в монастырь, где погребли в храме Симеона Столпника «на правом клиросе в склепике». Нетленные мощи игумена Афанасия, положенные в медной раке, привлекали множество богомольцев, так что и само существование монастыря, весьма бедного со дня его основания, поддерживалось преимущественно доходами от молебных песнопений у мощей, прославленных чудотворениями. Уже спустя десять лет после мученической кончины Брестского игумена 5 января 1658 года Киево-Печерский архимандрит Иннокентий Гизель и Лещинский игумен Иосиф Нелюбович-Тукальский доложили царю Алексею Михайловичу, что над мощами преподобного мученика Афанасия неоднократно сиял чудесный свет.

http://pravicon.com/info-1841

у меня, р.б. Татианы, врачи ставят бесплодие первой степени – истощение репродуктивной системы в мои 25 лет (гормональный сбой, c 13 лет по врачам и больницам, куча диагнозов). Врачи поговаривают об ЭКО с донорскими клетками. Не могу в это поверить, как-будто не со мной это происходит. А я всегда, с самого детства мечтала, что у меня будет двое деток – доченька и сыночек. Господь послал мне хорошего мужа и мы очень хотим быть счастливыми. Я постоянно слезно молю Господа простить нам с мужем все наши грехи и даровать родных, здоровых, полноценных деточек. Не могу представить свою жизнь без родных детей, очень хочу полноценную семью, хочу чувствовать, как у меня под сердцем растут и развиваются мои РОДНЫЕ детки. Я верю, что Господь слышит мои молитвы и избавит меня от неплодства, и подарит мне счастье материнства, ведь Господь послал мне хорошего врача, который не отказался от меня, как многие другие, а помогает нашей семье стать полноценной. Прошу Вас, пожалуйста, помолитесь за нас, грешных рабов Божьих ТАТИАНУ и АЛЕКСАНДРА, чтобы Господь благословил наш союз родным, здоровым чадородием и укрепил нас в вере, и открыл нашему врачу путь моего исцеления от неплодства. И ЕСЛИ ЕСТЬ ВОЗМОЖНОСТЬ, УМОЛЯЮ, ВЫШЛИТЕ НАМ, ПОЖАЛУЙСТА, ЧУДОТВОРНУЮ СВЯТЫНЮ - ЛОЗУ СВЯТОГО СИМЕОНА МИРОТОЧИВОГО И ВИНОГРАДИНКИ. Мы с мужем будем Вам очень благодарны и признательны. Очень ждем и надеемся на вашу помощь. Прошу, не оставьте нас. Дай Бог Вам здоровья. Извините, что так много написала, просто наболело. Адрес: Россия, Краснодарский край, г. Новороссийск, пос. Гайдук, ул. Новороссийское шоссе, д. 17, кв. 45. Индекс: 353991, Крисевич Татьяне Юрьевне. Эл.адрес: tatevseeva@yandex.ru Татиана и Александр 2012/11/25, 17:15:39 Dear Heronda Kathigumene and community of Chelandari Monastery. You are disturbed by russian family: Filimonov Sergey and Maria. We have married already four years ago but don’t have children yet. We kindly ask you to send us fruits from the grapevine of St. Simeon. We believe that our problem can be solved by prayers of St.

http://isihazm.ru/?id=502&c_pid=10

Вот, например, как противостояли Брестской унии 1596 года верные пастыри Православной Церкви. Иоанн Вышенский, уроженец Судовой Вышни под Львовом, подвизавшийся на Афоне, слал своим соотечественникам вдохновляющие послания. Короля Сигизмунда III, боровшегося с православными и всячески способствовавшего укреплению униатов, он называл «дьяволом в короне». А в «Послании к епископам, которые отступили от Православия» писал: «Для чего именем христианским бесстыдно осмеливаетесь себя называть, если чести этого имени не уважаете?.. Будьте прокляты вы, (униатские) владыки, архимандриты, игумены, которые опустошили (православные) монастыри и сделали себе из святых мест имения, сами вместе с друзьями и слугами проводите там развратную и животную жизнь, возлежа на святых местах… а в монастырях нет монашеской жизни, нет пения и молитвы, воют псы» (Гайдук Н. Брестская уния 1596 года. Минск: Православное братство во имя архистратига Михаила, 1996. С. 68). Святой Афанасий Брестский проклинал унию даже перед своей казнью, стоя на краю выкопанной для него могилы. Как видим, политкорректностью там даже не пахло. В согласии с Василием Великим рассуждал и святитель Иоанн Златоуст. Поясняя изречение Господа: «Не судите да не судимы будете», он говорил о том, что Спаситель не всех и не за все запрещает судить, а только если человек, будучи исполнен бесчисленных грехов, порицает другого за маловажные проступки. Это рассуждение приводит в своем труде «Отпущение грехов и мнимая христианская любовь и всепрощение» архиепископ Аверкий (Таушев), фактически наш современник. Увидев ужасы кровавой богоборческой революции в России, а потом попав на Запад и убедившись, что либерально-демократическая идеология и там производит ползучий богоборческий переворот, он прекрасно понимал, каким тоталитаризмом греха чревата в современных условиях проповедь тотального неосуждения. Женщина имитирует Христа, мужчина сзади нее – распятие вблизи алтаря базилики св. Иоанна в Берлине. В зале присутствовали католические кардиналы, 2004 г.

http://pravoslavie.ru/1028.html

Преподобные Моисей и Антоний Оптинские. Фрагмент иконы. 1995 г. Иконописец игум. Иларион (Ермолаев) (Казанский собор Оптиной пуст.) В изданиях по истории Оптиной пуст. и жизнеописаниях М., авторами к-рых являются насельники обители, опубликованы (в рост или поколенно, с факсимиле автографа) репродукции портрета святого: старец восседает возле стола вполоборота вправо, в правой руке - приоткрытая книга, в левой, опирающейся на стол,- четки ( Ювеналий (Половцев). 1882. Вкл.; Еразм (Вытропский), мон. Историческое описание Козельской Оптиной пуст. и Предтечева скита (Калужской губ.). [Серг. П.], 1902). М. изображен в полной схиме (голова покрыта куколем) с настоятельским посохом и четками в руках на эстампе, воспроизводящем живописный образ, под названием «Оптина пустынь - почившие настоятели и старцы» мастерской Е. И. Фесенко в Одессе с московским цензурным разрешением от 17 дек. 1915 г. (РГБ). На зап. стене братской трапезной Оптиной пуст. (построена в 1858), между дверью и окном, в 1990 г. на основе группового литографированного портрета восстановлено живописное ростовое изображение М. (мастер Л. Н. Шархун). Строгий выразительный образ подчеркивается темным колоритом фона и одеяний преподобного. Первоначально стенопись была выполнена худож. В. П. Петровым (Историческое описание Козельской Введенской Оптиной пуст./Сост.: иером. Леонид (Кавелин). М., 18763. С. 137-138), вероятно в сер. 60-х - нач. 70-х гг. XIX в., т. е. уже после кончины подвижника в 1862 г. Известны совр.живописные и графические портреты М. одного и в числе изображений др. оптинских святых (худож. И. В. Гайдук - Оптинские старцы: [Буклет]. [Б. м.,] 2011. С. 5; худож. И. Л. Бруни - Житие прп. схиархим. Моисея (Путилова)/Введенская Оптина пуст. [Козельск], 1992). Прп. Моисей Оптинский. Роспись ц. арх. Михаила Иоанно-Предтеченского скита Оптиной пуст. 2010 г. Худож. А. А. Патраков Прп. Моисей Оптинский. Роспись ц. арх. Михаила Иоанно-Предтеченского скита Оптиной пуст. 2010 г. Худож. А. А. Патраков Иконописные образы М., созданные в Оптиной пуст.

http://pravenc.ru/text/2563968.html

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010