И в нынешнем 174 (1665) году ноября в 6 числе писал к ним, боярину и воеводам, из Царево-Борисова города приказный человек Андрей Маслов и прислал межевые книги за своею рукою и сторонних людей, которые с ним на межеванье были, руками. И они, боярин и воеводы, те межевые книги послали к Великому Государю в Москве с строителем Гавриилом. А в книгах, за прописью дьяка Герасима Головина, написано: нынешнего 174 (1666) году по Государеву и В. К. Алексея Михайловича указу и по памяти из Белгорода боярина и воеводы Кн. Бориса Александровича с товарищи, за приписью дьяка Степана Федорова, велено ехать Андрею Маслову, взяв с собою Царе-Борисова города жителей Святогорского монастыря к урочищам, что которые урочища к Святогорскому монастырю с Нагайской стороны от Климовой поляны до Крымской сторожы от малого затонца вверх по Донцу до урочищ, до Студенецкого устья по об стороны вновь даны, а приехав те урочища велено ему от Маяки города и Царе-Борисова города к Святогорскому монастырю всякие угодья отмежевать и на межах столбы поставить и грани насечь и всякие признаки учинить и описать в книги подлинно...» В конце этого документа приписано: «дана сия выпись по указу Великого Государя Царя и В. К. Алексея Мжхайловича по челобитью Святогорского монастыря строителя с братиею в нынешнем 174 (1666) году февраля в 29 день». «От Царей и Великих Князей Иоанна Алексеевич а и Петра Алексеевича, всея В. и М. Б. России Самодержевцев, на Валуйку, к Воеводе нашему Григорию Дмитриевичу Познякову, в прошлом 187 (1679) году марта в 7 числе, брат наш Государев, блаженной памяти Великий Государь Царь и В. К. Феодор Алексеевич, всея В. М. Б. России Самодержец, пожаловал Святогорского Успенского монастыря, что за чертой на Северском Донце, архимандрита Иоиля с братиею, велел им денежную и хлебную ругу на 187 (1679) год дать и впредь давать по годно на Валуйке из валуйских казацких таможенных доходов денег по 15 рублей, да из житницы хлеба, ржи по 12 четвертей и овса по тому же, в Московскую таможенную меру, да из кабацких и ставочных медов на свечи воска по пуду на год.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В Казанском уезде на Каме реке Ураевская пустыня. А что за которым монастырем вотчин, и то ведомо в приказе Казанского Дворца по переписным книгам 186-го 187-го (1678 и 1679) годов. Роспись преосвященнейшего Никифора, митрополита Астараханского и Терского, что в ево епархии градов и монастырей. В начале богоспасаемый град Астарахань, а во граде монастырь Живоначальные Троицы, другой монастырь Преображенской, третий Вознесение Боголепное. Град Терек, а в нем монастырь Благовещение Пресвятые Богородицы, а ограды никакие нет, ветх, пуст и которая братья в нем живут и те питаютца Христовым именем. Град Саратов; а в нем монастырь Пресвятые Богородицы Казанские и тот монастырь изволением Божиим и церкви Божии ныне погорело без остатка. Град Царицын, в нем монастырь Живоначальные Троицы. И тот весь оскудал, кормятца мирским подаянием. Град Черной Яр, град Красной Яр, град Яик. И в тех градех монастырей ничего не бывало и крестьян, и бобылей ни единого человека в Астараханской епархии нет. А сю роспись писал з докладу архиерейского судных и духовных дел подъячишко Ивашко Козлов. Роспись Псковским мужским монастырем, сколько их в городе Пскове, и на посаде, и во Псковском уезде с пригороды против переписных книг 187-го (1679) году. Во Пскове городе Козмы и Дамьяна Гремяцкой монастырь, а за ним крестьянских и бобылских 80 дворов. Николаевской Песецкой монастырь, а за ним 40 дворов. Златоустовской Медведев монастырь, а за ним 38 дворов. Спаской Надолбин монастырь, а за ним 10 дворов. Святотецкой монастырь, что за Псковою рекою, а за ним 2 двора. Лазаревской монастырь, что за Псковою рекою, а за ним 6 дворов. Григорьевской Путятин монастырь, а за ним 5 дворов. Да за городом около Пскова на посадех: митрополей приписной Николаевской Кожин монастырь, а за ним 80 дворов. Спаской Мирожской монастырь, а за ним 200 дворов. Дмитриевской монастырь, а за ним 21 двор. Введенской монастырь, а за ним 17 дворов. Обраской монастырь ис поля, а за ним 16 дворов. Никитцкой монастырь, а за ним 8 дворов.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

На протяжении 2-й пол. XVII в. в мон-ре шло активное строительство. В мае 1657 г. началось возведение 2-го каменного монастырского храма - в честь Богоявления Господня с трапезной, в паперти храма находился придел во имя прп. Нила Столобенского; расположенная справа от собора трапезная замыкала монастырскую площадь с севера. В 1668-1669 гг. к Богоявленской ц. с севера были пристроены хозяйственные помещения. В 1670-1671 гг. к югу от деревянной ц. свт. Филиппа (1653) с трапезной (с 1672 именовалась больницей) была построена деревянная ц. св. Иакова Боровичского, к-рая в 1700 г. сгорела вместе с больницей, и на ее месте (в сев.-вост. углу) к 1708 г. была возведена каменная одноименная церковь с 2-этажным корпусом больничных келий. Филипповскую ц. перенесли на зап. св. врата (построены в 1656, перестроены в 1874-1875). К югу от Богоявленской ц. поставили каменную 3-ярусную колокольню (1679-1689) с 13 колоколами; слева от нее - 2-этажный каменный флигель братских келий (1679-1689); в зап. части мон-ря - 2-этажный братский корпус на погребах («Никоновский»); 2-этажный каменный корпус гостинных келий, примыкавший к Патриаршей башне (1683-1689). В 1684-1689 гг. к востоку от колокольни возвели каменный настоятельский корпус, к западу - Архангельские ворота с надвратной каменной ц. арх. Михаила (1683-1689); в 1685-1689 гг.- Михайловскую (Патриаршую) башню, в к-рой устроили хозяйственные службы, в 1686-1688 гг.- казначейский корпус, соединивший Михайловскую башню с Михайловской ц. XVIII - нач. XX в. К нач. XVIII в. В. м. пришел в упадок, в 1712 г. был приписан к строившейся Александро-Невской лавре , в 1730 г. вновь получил самостоятельность (часть имущества В. м. осталась в лаврской ризнице: 4 золотых напрестольных креста, священнические облачения с жемчужными оплечьями, митры, украшенные алмазами и жемчугом, 2 больших колокола и множество предметов быта). К сер. XVIII в. В. м. владел 7113 крестьянами и 4275 дес. пахотной земли; в 1764 г. все имения мон-ря отошли Коллегии экономии, В. м. был отнесен к 1-му классу. К мон-рю было приписано 5 обителей, мон-рь имел подворья в Москве и Новгороде.

http://pravenc.ru/text/153903.html

В Романщине рядом с церковью был домик, где жил одинокий монах, который и служил, и присматривал за храмом. Говорили, что он был из псковских Печор. Так в его доме те же рабочие разворотили печь, снесли трубу, чтобы выжить его из Романщины. Вроде, он уехал обратно в Печоры». В 1992 г. по заказу инспекции по охране и использованию памятников истории и культуры Ленинградской области на средства областного бюджета разработали проект реставрации церкви. Из-за отсутствия достаточного финансирования ремонт шел крайне медленно. Провели кирпичные работы по воссозданию яруса звона колокольни, алтаря, восстановили разрушенные участки кладки. Бесплатно приведен в порядок памятник на могиле Энгельгардтов. Существенную помощь в этом оказала семья местных жителей Углиницыных. Жертвователем на ремонт храма стал и житель С.-Петербурга Владимир Иванович Ершов, чей вклад пошел на закупку материалов для починки кладки стен и колокольни. Казалось, что работы должны были уже идти к завершению, но из-за прекращения финансирования они остановились и больше не возобновлялись. Романщина Дзержинской вол. – церковь во имя Св. пророка Илии, деревянная, 1679 г., разобрана в 1840 г. Деревня Романщина находится к северо-востоку от дороги Луга – Медведь, в 1 км восточнее места ее пересечения с железной дорогой Луга – Новгород. О находившейся в Романщине старинной Ильинской церкви наиболее подробно сообщается в «Историко-статистических сведениях о Санкт-Петербургской епархии»: «Село Романщино находится в 15-ти вер. от Петербурга и в 10 вер. от Луги, подле мызы „Романщины“», при р. Луге и Вировском ручье, впадающем в р. Лугу. Прежняя приходская церковь во имя Рождества Христова находилась в селе Штрешеве (совр. Стрешево. – А.Н., О.Н. ), в 2 верстах отсюда, на старой Новгородской дороге (совр. Медведское шоссе. – А.Н., О.Н. ). Потом церковь и село или „выставка“ Штрешево сгорели… Кроме Штрешевской приходской, была в Романщине деревянная, домовая церковь, во имя Пророка Илии, построенная в 1679 г. помещиком Иваном Михеевичем Елагиным. Когда церковь в Штрешеве сгорела, то Ильинская стала приходскою и к ней прирезана была церковная земля. Когда и эта церковь начала ветшать, тогда помещик села Романщины, подпоручик Ефим Назарьевич Елагин построил подле нее в 1772 г. каменную церковь, храм Тихвинской Божией Матери, существует и доныне, а Ильинская церковь разобрана в 1840 году… Иконы из нее перенесены в притвор каменного храма, а дерево употреблено на отопление церкви.

http://sobory.ru/article/?object=01183

1920 . Предтечевский (Рождества Иоанна Предтечи), мужской, Владимир­ской губ., в гор. Суздале, существо­вал еще до разорения Суздаля Баты­ем в 1237 г., на Сполье, где ныне церковь Иоанна Златоустог о. В перепис­ной книге гор. Москвы, 1738–42 г., зна­чится: «В приходе церкви Успения Пресв. Богор., что на Покровке в Котельниках, подворье Предтечева м-ря, что в Суз­дале...» Ан. Федоров, “Ист. собр. о граде Суждале”, 66, 68; “Переписн. кн. Москвы”, I, 104. 1921 . Предтечевский, женский, ныне часовня в селе Катунках, Ниже­городской губ., Балахнинского у., в 53 вер. к сев.-зап. от Балахны, на пра­вом берегу Волги. Уже существовал в XVII ст. и в начале XVIII ст. сгорел, после чего не возобновлялся, а на месте его поставлена приходская церковь Иоанна Предтечи, которая тоже сгорела в конце XVIII ст. На месте алтаря монастырской церкви стоит камен. часовня, а на месте св. ворот устроен в виде часовни ко­лодезь со вкусною водою. “Нижегор. сборн.”, т. I, ч. 2, 172. 1922 . Предтечевский – Киберганский или Кибирьянский, муж­ской, ныне село Кибергино или Кибергань, с церковью во имя Усекновения главы Иоанна Предтечи, Владимирской губ., Суздальского у., в 27 вер. к сев. от Суздаля, при р. Нерли. Имя его в первый раз упоминается в 1512 г. при размежевании угодий Киберганского и Спас­ского Евфимиева мон. Упразднен архиеп. Суздальским Стефаном (1666–1679 г.) и до упразднения был обширен и бо­гат, так что имел в Суздальском кремле свое подворье, в котором по­том проживали Юрьевского Архангель­ского мон. архимандрит с братиею. Однако же и после упразднения в нем проживали монахи, так что в 1701 г. упоминается строитель Иринарх. В 1652 г. приписан к Саввино-Сторожевскому мон. “Ист. Росс. Иер.”, VI, 1005; Федоров, “Ист. собр. о граде Суждале”, 101; Смирнов, “Ист. опис. Саввино-Сторож. мон.”, 106; “Ежегодник Владим. губ. стат. Комит.”, т. II, Отд. II, 56, 57; т. V, Отд. III, 69; “Владим. губ. в.”, 1854 г., 32 (мон. быв. во Влад. губ.); 1856 г., 27 (Обыск о поступках Болотникова, 1618 г., в примеч.); Строев, “Спис. иер. и настоят.”, 706, 36; “Акты Археогр. Эксп.”, IV, 235 (Проезж. гр. 1679 г. Сав­вину м-рю); “Дополн. к Акт. истор.”, X, 81 (Рос­пись приписн. м-рей 1683 г.); “Матер. для истор. г. Рязани XVII и XVIII ст.”, 32 (в переписн. кн. 1677 г. значится: «Савв. чуд. Сторожев. при­писного Ольгова м-ря на Скоморошье горе, а на нем живет дворник Сузаль. уез. приписного же Савинского м-ря Кибирьянского бобыль»).

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/o...

Кадниковского у., муж., основана в 1630, упразднена в 1801, возобновлена в сер. XIX в., закрыта после 1918); Капитонова Ржаницына в честь Преображения Господня пуст. (близ оз. Княгинина в Тотемском у., муж., основана ок. 1630, упразднена в 1764); Соезерская во имя Св. Троицы пуст. (близ р. Двины в Сольвычегодском у., муж., основана в 1639, упразднена в 1764); Теплогорская Богородицкая пуст. (на р. Юг в Великоустюжском у., муж., основана в 1643, упразднена в 1764); Харитонцева пуст. (близ Вологды, муж., основана до 1647, упразднена до 1764); Голубинская в честь Рождества Пресв. Богородицы пуст. (на р. Сухоне в Тотемском у., муж., основана до 1652, упразднена в 1764); в честь Успения Пресв. Богородицы мон-рь (на р. Сев. Двине в Верхотоемской вол. Сольвычегодского у., муж., основан до 1678, упразднен до 1764); Тотемский в честь Владимирской иконы Божией Матери мон-рь (в г. Тотьме, жен., основан до 1678, упразднен в 1764); Данилова пуст. (на р. Юг в Никольском у., муж., основана в 1679, упразднена в 1764); Тихонова Крестогорская пуст. (на р. Вохме в Никольском у., муж., основана в 1679, упразднена в 1764); в честь Преображения Господня пуст. (на р. Кубенице в Кадниковском у., муж., основана ок. 1690, упразднена до 1764); в честь Сретения Господня мон-рь (в Сольвычегодске, жен., основан в XVII в., упразднен в 1764); «Вид Николаево-Прилуцкого мон-ря Вологодской епархии, Устюгского уезда». Литография. 1880 г. (ГЛМ) Дедовская во имя Св. Троицы пуст. (на р. Сухоне в Тотемском у., муж., основана в XVII в., упразднена в 1832); Дружининская во имя преподобных Зосимы и Савватия Соловецких пуст. (на р. Кокшеньге в Тотемском у., муж., основана в XVII в., упразднена в 1764); Заозерская во имя преподобных Зосимы и Савватия Соловецких пуст. (близ Сондужского оз. в Тотемском у., муж., основана в XVII в., упразднена в 1764); Лальский во имя арх. Михаила мон-рь (в г. Лальске Великоустюжского у., муж., основан в XVII в., упразднен в 1860); Симонова Воломская в честь Воздвижения Креста Господня пуст.

http://pravenc.ru/text/155162.html

67, л. 59). В 189–190 гг. в числе чтецов старец Феофан (кн. 78, л. 502), который, будучи чтецом, в 190 г. назначен был и книгохранителем (кн. 80, л. 41; ср. 78, л. 552 об.; 83, л. 70; 84, л. 49; 85, л. 219; 89, л. 7 и др.). Чтецом и книгохранителем Феофан был до 200 года, когда он был назначен в справщики, а чтецом и книгохранителем б. сделан ученик греко-славянской школы Николай Семенов (Мансветов стр. 542. Прибавления к Твор. св. Отцев 1884 г.). 248 «Росписка в тех книгах Печатные палаты подъячего Михаила Радостамова». См. опись библиотеки Московского Печатного двора 1679 г. 249 Опись книг Сильвестра Медведева см. в 16-й книге Временника (М. 1853 г.) Императ. Общества Истории и Древностей Российских, стр. 53–67. Ср. Бессонова о. с., стр. 57. 250 Перечень их см. в описании сборников Моск. Синод. типографии, сост. А. Орловым, ч. I, М. 1896 г., стр. XV – XVII. 251 См. у Бссонова о. с., стр. 57–58, Иконикова Опыт русской историографии, ч. II, стр. 1087 и в «Москвитянине» за1895 г. 21–22, стр. 79–86. 252 В 1698 г. книгохраннтелем монахом Аароном был составлен новый каталог библиотеки, неизвестно где ныне находящийся. Известие об этом сохранилось в прошении монаха Аарона, поданном им в феврале 1718 г. В нем Аарон между прочим писал: «в прошлом 206 г. святейший Адриан патриарх приказал мне описать книги в Книгохранительной палате на Печатном дворе греческие и латинские и иных языков, также и словенския писмяные и печатные после умершего книгохранителя; а описав книги, велел тое библиотеку ведать мне. И тое библиотеку описывал я один многое время с великою трудностию, потому что ныне в Книгохранительной палате всяких книг перед прежними многое число. Да и после моей описи прибыло в тое ж библиотеку книг немалое число, которые взяты после ростовского архиерея Димитрия и после умерших справщиков иноязычные и славенские. И с того 206 г. имею я от той книгохранительной службы великую суету и попечение для того, что всякие книжные переводы сыскиваю и отдаю наборщикам к тиснению книжному; а как из дела выдут, и те книжные переводы и нововыходные книги я же збираю в Книгохранительную палату. Да и справщики спрашивают в Правильную палату беспрестанно для всякого книжного правления и для свидетельства в книжном правлении всякие книги иноязычные и славенские. Да с Печатного же двора из библиотеки велено школьным учителям давать всякие книги для школьных их потреб и от того мне великаяˆсуета и попечение». Библиотека Москов. Синод. Типографии. Архив XVIII в., кн. 140, л. 113. См.также отметки Аарона на описи 1679 г. выше стр. 164, прим.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Belokur...

478 Снегирев И. М. Никонова часовня на Елеонской горе Русская старина в памятниках церковного и гражданского зодчества. М., 1852. С. 109–111. 479 Церковная и ризничная опись Воскресенского, Новый Иерусалим именуемого, монастыря 1875 года с более поздними дополнениями. Опись храмов и придельных церквей. Историко-архитектурный и художественный музей «Новый Иерусалим». Отдел письменных источников дореволюционного периода. Ф. 1. Оп. 1. Дело 1877. Л. 252. 480 Все переводы в современную метрическую систему сделаны по изданию: Таблица для перевода русских мер в метрические и обратно. М., 1921. 1 аршин=0,7112 м; 1 вершок=0,04445 м=4,445 см. 482 К. Тромонин. Краткое описание Воскресенского монастыря до 1685 года. М., 1844. С. 7. Леонид (Кавелин) , архимандрит. Историческое описание Воскресенского, Новый Иерусалим именуемого, монастыря. М., 1876. С. 95. (Далее – Историческое описание…) 483 Амфилохий (Казанский-Сергиевский), архимандрит. Выписка пз подробной описи имущества Воскресенского Новоиерусалимского монастыря, 1680 года. Доставлена архимандритом Амфилохием//Известия императорского археологического общества. СПб., 1863. Т. 4. Раздел «Исследования и материалы». С. 55. 489 Опись Воскресенского монастыря 1679 года, Список XIXbeka. Историко-архитектурный и художественный музей «Новый Иерусалим». Отдел письменных источников дореволюционного периода. Ф. 1. Д. 1880. Л. 18. (Далее – Опись Воскресенского монастыря 1679 года.) 490 Павел (Алеппский), архидиакон. Путешествие Антиохийского патриарха Макария в Россию в половине XVIIbeka, описанное его сыном, архидиаконом Павлом Алеппским. Вып. I. М., 1898. С. 64. 492 Историческое описание… С. 88. О значении Никольского придела в топонимике Воскресенского собора см.: Зеленская Г. М. «Каменный путеводитель» XVIIbeka по Воскресенскому собору Ново-Иерусалимского монастыря//Искусство христианского мира. Сборник статей. М.: Православный Свято-Тихоновский Богословский институт. Факультет церковных художеств. 1999. Вып. 3. С. 170. 493 В Месяцеслове Воскресенского, Новый Иерусалим именуемого, монастыря (М., 1870.С. 11) временем освящения Никольского придела ошибочно назван 1685 год. Однако в других изданиях это событие датируется 1690 годом, что представляется верным, поскольку, как свидетельствует вторая надпись на подпрестольном Кресте, придел освящен архимандритом Никанором, настоятелем монастыря с 1686 по 1698 год. См.: Историческое описание Воскресенского, Новый Иерусалим именуемого, монастыря. М., 1894. С. 44; Ставропигиальный Воскресенский, «Новый Иерусалим» именуемый, монастырь (Историческое описание). М., 1903. С. 40.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/stavro...

Указ о сем: в приписке к Воскресенскому монастырю быть не велено, а велено быть особь, по-прежнему. 23 . Челобитная Каргопольского Уезду Крестного монастыря Архимандрита Паисия с братиею, чтобы оному Крестному монастырю в приписке к Воскресенскому монастырю не быть, и Указ быть не велено, а быть особно по прежнему. 24 . Челобитная Воскренского монастыря Архимандрита Германа с братиею на Стольника Михайла Федорова сына Пушкина, что он, Михайло, приезжал приписной их Зосиминой пустыни (в Клинском Уезде) в деревню Кушакову с людьми со своими и со крестьяны, увел четырех лошадей и в убытках, и о том черной наказ Приставу Савве Басову: велено ему ехать в Клинской Уезд в вотчину Михайла Пушкина, и сказать ему Государев Указ, чтобы он, Михаил, ехал к Москве. 25 . Челобитная Воскресенского монастыря властей на Алексея Давыдова сына Лопырева с товарищи, что он Алексей Переславского Уезду деревни Рожинцевой у крестьян отогнал 16 лошадей, да 15 животин, и о бою монастырских их крестьян, Андрея Ефимова с товарищи. 26 . Челобитная Архимандрита Филофея 36 о Благовещенском монастыре, что на Медыне, и Указ: велено им в Медынском Уезде Благовещенский монастырь с распашною и с усадебною землею и пустошьми Челюскиною и Разбойниковой и всякими угодьями владеть им. 27 . Челобитная Архимандрита Германа, чтобы в Дмитровском Уезде Пятницкий монастырь Берендеев приписать к Воскресенскому монастырю. Челобитная Иосифа, Митрополита Рязанского, чтобы тот Пятницкий монастырь был у него в Епархии, а к Воскресенскому монастырю не приписывать. 28 . Указ, что у строения каменной большой церкви быть Афанасию Дмитриеву Зиновьеву (1679 г.). 29 . Челобитная Архимандрита Германа об отдаче им на постройку Московского подворья, кирпича, свай и извести, сложенной на их, монастырском, дворе, приготовленных для устройства каменных оград на улице. Указ велено отдать безденежно. Итак из этого видно, что Воскресенский монастырь с 1679 года, то есть, сначала строения великой церкви и во все царствование Феодора Алексеевича († 1682) состоял в ведении Мастерской Палаты Отделения Приказа Большого Дворца, и что сам Царь принимал деятельное участие во всем, что относилось до внутреннего внешнего благоустройства сей обители, сам сменял и назначал не только Настоятелей, но Строителей и Казначеев, приписывал к обители пустыни, давал монастырю несудимые грамоты и т. д., словом, был к Воскресенскому монастырю в тех же самых отношениях, как отец его, Алексей Михайлович, к Саввинскому Сторожевскому, считая ее своим собинным богомольем и «наипаче, как выражается Шушерин, попечение велие имея непрестанно во вся дни жизни своей о навершении великие церкви».

http://azbyka.ru/otechnik/Leonid_Kavelin...

Число иезуитских коллегий и академий уже в 1679 году доходило до 34; в 1750 году оно поднялось до 44; священнических семинарий в 1679 году было три, в 1750 году -десять; число резиденций и миссий в 1679 году – семь, в 1750 году – 108; число новициатов в 1679 году- два, в 1750 году – пять; число домов профессов в 1679 году – три и столько же в 1750 году. Мне не известно, сколько было иезуитов в Польше в 1679 году, но в 1750 году их было 2097, из них 1027 священников. Следовательно, на каждые 600 жителей приходилось по 1 иезуиту. Эти цифры говорят сами за себя. Между тем как Польша гигантскими шагами приближалась к своей гибели, число иезуитских школ и учреждений росло так быстро, что в 1750 году генерал должен был создать из Польши специальную ассистенцию. Иезуиты в Швеции и Англии Своими успехами в Польше, Германии и Франции Общество Иисуса было обязано поддержке сильной католической партии. В Швеции оно думало укрепить свое положение, опираясь на милость короля, склонявшегося к католицизму. Юхан III Ваза [Юхан III (Иоанн) (1537–1592) -шведский король в 1568–1592 гг], серьезный, образованный, склонный к мечтательности государь, стал с 1568 года, под влиянием своей жены, польской принцессы Екатерины, все более и более удаляться от лютеранства и стремиться к сближению с Римом. В 1574 году папа Григорий XIII послал в Стокгольм польского иезуита Станислава Варшевича с целью укрепить Юхана III в его решении. В том же году король назначил иезуита норвежца Николаи профессором в только что основанную богословскую школу. Николаи вел себя внешне как лютеранин, но, естественно, воспользовался своим положением, чтобы вести католическую пропаганду среди молодых кандидатов на должность евангелического пастора. Вскоре он смог послать шестерых из них в Рим для завершения образования в германской коллегии. В 1578 году папа прислал в Швецию искусного отца Поссевино продолжать переговоры о возвращении страны к католицизму. Поссевино удалось без труда устранить последние сомнения короля. Юхан не только принял причастие из рук Поссевино по католическому обряду, но и поручил воспитание своего сына Сигизмунда, будущего польского короля Сигизмунда III, двум иезуитам, которые сопровождали Поссевино. Однако он обусловил подчинение Швеции папскому престолу очень большими уступками со стороны папы: он требовал разрешения брака для священников, богослужения на народном языке и причастия под обоими видами.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/iezu...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010