Апостола Иакова, что в Казенной. Земляной вал, Яковлевский переулок. Главная церковь построена в 1676 году, но была переделана в 1833 году с устроением нового купола. Трапезная 1841 года. Главный престол Казанской Божией Матери. Другой придел Николая Чудотворца. Тихвинской Божией Матери, в Симоновом монастыре. Построена в 1677 году Царем Феодором Алексеевичем. До 1840 года главный престол назывался Сергия Преподобного. Приделы: 1) Валентина, Василия Блаженного и Параскевы Мученичы, 2) Преподобного Сергия, 3) Ксенофонта и Марии, 4) Афанасия Александрийского и Гликерии. Все приделы устроены в середине XIX века. Пристройка с запада заключает в себе: 1) бывшие палаты Царя Феодора Алексеевича, 2) паперть, 3) находящуюся над папертью башню, с которой открывается вид на Москву иее окрестности. Николая Чудотворца, что в Плотниках. Арбат, угол Никольского переулка. Главный храм построен в 1670–1677 годах, трапезная и колокольня в 1853. Главный престол Св. Троицы. Другой придел Балыкинской Божией Матери. Покрова Пресвятой Богородицы, в Новодевичьем монастыре, над южными воротами. Построена неизвестно когда. Симеона Столпника, что на Поварской. Построена в 1676–1679 годах. Главный престол Введения во храм Пресвятой Богородицы. Другой придел Димитрия Ростовского . Григория Неокесарийского . Полянка, против рынка. Строилась с 1668 года тщанием царского духовника, бывшего настоятеля этого прихода Андрея Савинова. Освящена 1 марта 1679 года. Вверху престол Тихона Амафунтского. В 1831–1834 годах построены приделы: 1) Боголюбской Божией Матери, 2) Григория Богослова . Владимирской Божией Матери, в Сретенском мона- стыре. Построена на месте древнего храма, стоявшего с 1397 года, освящена 24 августа 1679 года. Придел Рождества Предтечи устроен в 1706 году. В эту церковь бывают крестные ходы: 1) 26 августа, в память избавления от нашествия Тамерлана в 1395 году, 2) 23 июня, в память освобождения от татарского ига в 1480 году. Божией Матери в Честь иконы Ея «Неопалимая Купина». Зубово, Новоконюшенный переулок, близ Смоленского бульвара. Построена в 1679–1680 годах тщанием стремянного конюха Димитрия Колошина. Трапезная и колокольня построены около 1707 года. Приделы: 1) Евангелиста Марка, 2) Димитрия Ростовского .

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/u...

Экстренные налоги и повинности в 1679—1680 гг., когда крупных военных действий уже не велось, означали изрядное оскудение казны, но отнюдь не разорение государства. Дело было в том, что, получив передышку на фронте, царь Федор Алексеевич провел в 1679 г. тщательно подготовленную административную и налоговую реформы. Вместо нескольких разных властей на местах вводилась одна — воеводская; а вместо великого множества поземельных налогов и повинностей — единый и меньший по размеру налог. Подчеркивая экстраординарность военных сборов, царь указывал населению на их временный характер — и действительно, не только не взимал дополнительных денег после войны, но простил все недоимки. Это касалось, разумеется, и Церкви, имущества коей в либеральное царствование не пострадали. Правда, в 1676 г. боярским приговором был прекращен отвод новых земель под храмы, однако уже в следующем году этот указ был отменен и вотчинникам разрешено приписывать к церквам земли по своему благорасположению . Не мешает также сказать, что все прямые налоги вместе давали бюджету меньше, чем косвенные, также измененные в последние годы войны: для ускорения сбора наличных были введены питейные откупа, немедля ликвидированные с установлением мира. Заключение Бахчисарайского мира в начале 1681 г. было воспринято патриархом с великим облегчением, в котором сочеталось избавление от военных страхов и экономического бремени. В последнем случае Иоаким оказался недальновиден: экспансия отвлекала дворянство от мысли о переделе владений — единственно возможного в мирное время способа одолеть земельный голод. А ведь ему было известно, что по переписи 1677—1679 гг. на одного дворянина южных уездов — основного тогда контингента регулярной кавалерии — приходилось в среднем менее одного крестьянского двора! Церковь ведала 116 461 двором; за одним патриархом числилось более 7000 дворов, тогда как средний боярин владел всего 830 дворами. Конечно, в ходе войны царь Федор Алексеевич раздал много дворцовых земель, а во время кампании 1679—1680 гг. силами армии были возведены Изюмская укрепленная черта, отодвинувшая большой участок границы на 150—200 км к югу (что дало России 30 000 кв. км плодородных и хорошо защищенных от набегов .земель), а также значительная часть еще более крупной Новой черты. Но насущные интересы служилых землевладельцев далеко не были удовлетворены. Либо секуляризация церковных имуществ, либо новая война, а скорее и то и другое по-прежнему оставались в повестке дня.

http://sedmitza.ru/lib/text/443319/

Государь, глубоко тронутый рассказами Тимофея, решился открыть в Москве греческую школу и сообщил свою мысль патриарху. Тот радостно отнесся к предложению царя, сделал Тимофея своим крестовым иеромонахом и сейчас же определил отвести под училище в типографии три палаты. Тимофей был назначен ректором вновь открытого греческого училища, в которое собрано было для учения малых детей числом тридцать. Так рассказывает об открытии у нас в 1679 году первой правительственной школы, греческого Типографского училища, Федору Поликарпову ученик этого училища, но рассказывает, нужно заметить, не совсем точно. Дело в том, что иеромонах Тимофей, который будто бы возвратился из Палестины в Москву в 1679 году и сделался в этом году ректором открытого в Москве греческого Типографского училища, в действительности в 1679 году еще находился в Константинополе, где он виделся с нашим послом Василием Даудовым, которому сообщал разные политические вести и с которым послал две грамоты – одну к государю, а другую к патриарху. В грамоте к государю с послом Даудовым (который выехал из Константинополя 29 июля 1679 года) Тимофей между прочим пишет: «А буде изволишь твое царское величество мне, своему богомольцу, отписать, чтобы зде не сидети и не пропасти между погаными, и я рад указу твоему царскаго величества» 43 . Вероятно, разрешение государя Тимофею возвратиться в Москву было дано, и он 24 октября 1680 года с благословения Иерусалимского патриарха Досифея оставил Константинополь и поехал на Русь. 1 января 1681 года Тимофей приехал в Севск, явился здесь в разрядной избе боярину и воеводе князю В. В. Голицыну и в расспросе сказал: «В прошлом 175 году царь Алексей Михайлович посылал с Москвы в Константинополь к патриарху Чудова монастыря келаря Савву, и с Саввою приехал в Константинополь и он, Тимофей, и с того времени был в Константинополе и жил у Иерусалимского патриарха Досифея лет с пять. И как де пришол в Царьгород посол Афанасий Поросуков и в то время Досифей сказал про него турецкаго султана толмачу Александру, что он русские письма переводить умеет; и толмач взял его и привел для перевода русских писем к визирю, и он-де с того числа по нынешний 189 год у визиря переводил всех царскаго величества посланников письма.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Kapter...

Иоанна Предтечи в Дьякове, оба - 2-я пол. XVI в.; 5-главый Преображенский собор Соловецкого мон-ря (1558-1566), где изначально над средокрестьем возвышался высокий шатер; при реставрации XX в. были воссозданы типичные для сельской России деревянные главы, покрытые чешуйчатым лемехом). В т. н. годуновской архитектуре получили распространение луковичные главы (надстроенная верхним ярусом кремлевская колокольня Иван Великий с ц. прп. Иоанна Лествичника была увенчана крупной золоченой луковичной главой). Однако храмы в усадьбах Годунова завершались шлемовидными главами на изящных барабанах, нередко водруженных на горку кокошников (ц. Св. Троицы в Хорошёве, Москва, 1596-1598; ц. Преображения в Б. Вязёмах Одинцовского р-на Московской обл., ок. 1590, центральная глава была увенчана короной). Собор Воскресения Христова в Новоиерусалимском Воскресенском мон-ре. 1658–1666, 1679–1685, 1756-1761 гг. Фотография. Кон. XIX в. Собор Воскресения Христова в Новоиерусалимском Воскресенском мон-ре. 1658–1666, 1679–1685, 1756-1761 гг. Фотография. Кон. XIX в. В XVII в. доминирующим явлением купольной архитектуры было строительство больших 6-столпных 5-главых соборов с крупными луковичными главами (Преображенский собор Новоспасского мон-ря в Москве, 1645-1649; Иверский собор Валдайского мон-ря, 1653-1656, и др.). Оригинален 4-столпный Покровский собор в Измайлове, Москва (1671-1679), с рациональной центрической композицией и богатым изразцовым декором. В конце века 5-главые соборы приобрели черты нового, нарышкинского стиля (Успенский собор Иосифова Волоколамского мон-ря, 1688-1696, с изразцовыми деталями и гранеными барабанами глав; Успенский собор в Рязани, 1693-1699, с центральной золотой главой и угловыми синими со звездами). В то же время нарастала декоративность архитектуры: традиц. пятиглавие или многоглавие могло являться внешним атрибутом, не отвечавшим конструкции храма. Характерен Верхоспасский собор при Теремном дворце Московского Кремля («Спас за золотой решеткой», 1635-1636, архитекторы Бажен Огурцов и др., 1679-1680, главы - 1682, архит.

http://pravenc.ru/text/2462267.html

Со временем монастырь получает статус первоклассного, возрастает число братии до 200 человек. Особое положение обители отмечалось архимандритским саном настоятеля. Таким преимуществом пользовались настоятели Иверской обители вплоть до ее закрытия в 1919 году. В 1666 году Никон на архиерейском соборе был осужден и низложен с патриаршей кафедры. Все его монастыри: Иверский Валдайский, Крестный Онежский и Воскресенский Новоиерусалимский были закрыты. Эти обители признавались созданными «не по уставам Святых Отцов», вследствие чего вотчины были взяты в казну, а строительство их остановлено. Иверская братия вместе с настоятелем была размещена по разным монастырям других обителей. Однако уже в 1668 году суровый приговор был отменен, и в Иверскую обитель вернулись монахи, также были возвращены все ранее отобранные привилегии и земли. В ансамбле монастыря в XVIII–XIX bb. находились: пятиглавая соборная церковь во имя Успения Богородицы, вокруг которой была просторная галерея с двумя палатками в виде часовен, где размещались монастырская ризница и библиотека (построена в 1653–1656 годах); теплый каменный собор Богоявления Господня с папертью и трапезной, в паперти находился придел преподобного Нила Столобенского (1666–1671 годы); на южной стороне монастыря большой трехэтажный корпус: внизу погреба и кладовые, вверху настоятельские и братские кельи (1679–1689 годы); каменная трехъярусная колокольня с 13 колоколами (1679–1689 годы); слева от нее – двухэтажный каменный флигель братских келий (1679–1689 годы); в западной части монастыря – двухэтажный братский корпус на погребах (1730 год); архангельские ворота с каменной церковью архистратига Михаила (1683–1689 годы); двухэтажный каменный корпус гостиных келий, примыкавший к Михайловой (Патриаршей) башне (1683–1689 годы); святые ворота с надвратной церковью святого Филиппа, митрополита Московского (1656 год; перестроены в 1874–1875 годы); в северовосточном углу – церковь святого Иакова Боровичского, каменная с двухэтажным корпусом больничных келий (1702–1708 годы). Также были: конюшня, сараи, баня. Монастырь окружала каменная ограда с шестью башнями, самая большая из которых называлась Патриаршей.

http://azbyka.ru/fiction/velikie-monasty...

Москва. Сретенский монастырь. Собор Сретения Владимирской иконы Божией Матери. Владимирский собор На территории Сретенского монастыря Карта и ближайшие объекты Собор Сретенского монастыря, ныне - единственный монастырский храм. Остальные церкви монастыря были уничтожены в 1930-х годах. Построен на месте древнего храма, известного с 1397 г., освящен в 1679 г. Пятиглавый, двухсветный храм. Вскоре после постройки к нему были пристроены с севера, юга и запада арочные крыльца. Из них сохранились только северное и западное, так как с юга в 1706 году был возведен придел Рождества Иоанна Предтечи. В 1707 году по заказу стольника С.Ф.Грибоедова мастерами костромской школы были выполнены росписи интерьера собора. Эти росписи считаются последним шедевром древнерусского искусства в Москве; они созданы уже в эпоху перехода к барокко. Храм был закрыт в 1920-е годы. В нем помещались последовательно общежитие, гараж, реставрационные мастерские. В 1958-1962 гг. проводилась реставрация. В 1991 году открыт как приходской храм, с 1993 года - подворье Успенского Псково-Печерского монастыря . В 1995 году с восозданием Сретенского монастыря приобрел нынешний статус. Сретенский собор находится в середине монастырского двора. Построен на месте древнего храма, стоявшего с 1397 г. Освящен 24 августа 1679 г. Собор сооружен в 1679 г. по заказу царя Феодора Алексеевича. Вскоре после возведения основного объема к нему пристроили с севера, юга и запада арочные крыльца. В 1706 г. к южному фасаду пристраивают придел Иоанна Предтечи и примерно тогда же западное крыльцо превращают в паперть. В храме этом интересно устройство сводов; последующие перестройки и ремонты мало изменили первоначальный вид его. Внутри сохранились фрески 1707 г., выполненные по заказу стольника С. Ф. Грибоедова мастерами костромской школы. Согласно сведениям местных старожилов, записанным М. Л. Богоявленским, после 1917 г. в соборе помещались последовательно: общежитие, гараж, реставрационные мастерские. На нем ныне висит охранная доска с датами постройки и сообщением о том, что собор «реставрирован в 1958—1962 гг.». Реставрация была, однако, неполной: верх оставлен бескрестным. Внутри в 1990 г. располагался «Всесоюзный художественный научно-реставрационный центр им. Грабаря. Отдел реставрации скульптуры». Хода посетителям не было. К 1990 г. на храме и приделе восстановлены кованые позолоченные узорные кресты. С начала 1991 г. собор вновь стал действующим.

http://sobory.ru/article/?object=02411

Илимская привратная Казанская острожная церковь (часовня) строилась, как оберег ворот острога, - единственный сохранившийся архитектурный памятник культового зодчества Сибири XVII в. Вывезена из с. Илимск в 1970 г. Реставрация закончена в 1985 г. В 1991 г. освящена епископом Иркутским и Ангарским Вадимом. Илимская привратная во имя Казанской Пресвятой Богородицы церковь построена в 1679 г. и перестроена в 1679 г. соборным попом Петром Максимовым. Спасская проезжая башня Илимского острога. XVII в. Первый острог в Предбайкалье. Начало Илимского острога относится к 1630 г. В 1648 г. он становится центром Илимского воеводства. 21 июня 1667 г. воевода Оничков заложил первую Спасскую башню. В Илимском остроге было всего 8 башен. До наших дней сохранились от башен Илимского острога только одна. В России сохранилось только четыре острожных башни - две Братского острога, одна из них экспонируется в Братске, - другая в с. Коломенском под Москвой, еще одна башня - в Бельске, Иркутской области и башня Илимкого острога, экспонируемая в музее " Тальцы " . Спасская башня рублена " в лапу " , верх вышки крыт тесом " под шатер " . Башня стояла на парадном въезде в Илимск со стороны Енисейского тракта. Архитектурно-этнографический музей «Тальцы» – уникальное собрание памятников истории, архитектуры и этнографии XVII–XX в.в. Он расположен на правом берегу Ангары на 47-м километре Байкальского тракта по дороге от Иркутска к Байкалу. Музейный комплекс под открытым небом привлекает посетителей возможностью непосредственного знакомства с материальной и духовной культурой народов Прибайкалья. В начале 60-х г.г. ХХ в. при строительстве Усть-Илимской ГЭС возникла необходимость спасения уникальных памятников истории и архитектуры общесоюзного значения – Спасской проезжей башни (1667 г.) и Казанской привратной церкви (1679 г.) Илимского острога, которые попадали в зону предстоящего затопления Усть-Илимским водохранилищем. В этот период в Советском Союзе впервые была масштабно поднята проблема сохранения элементов традиционной народной культуры и в особенности уникального деревянного зодчества. В регионах страны стали предприниматься попытки создания музеев под открытым небом. Иркутская область оказалась в ряду немногих, где это удалось сделать.

http://sobory.ru/article/?object=09220

Послы находились в Польше, когда состоялся указ об отправлении их к императору, куда они должны были отправиться, не заезжая в Москву, прямо из Польши. – Грамота к королю Польскому об отправлении их к императору от 6 февраля 1679 г. Грамота к императору от 20 марта. Из Варшавы пошли 7 мая 1679 г. 12 июня пришли в Вену; 21 июня были приняты; а 11 августа отпущены. Из Вены пошли 13 августа 1679 года. К смоленскому рубежу пришли в октябре месяце. На границе (русской) они были задержаны, потому что в Вене при них было моровое поветрие. 8 марта 1680 г. дозволено было ехать им в свои деревни, но не ближе 200 верст от Москвы. 10 сентября Чаадаев умер в своей деревне. 19 сентября велено было им прибыть в Москву к 1 октября. 6 октября 1680 года были приняты государем. – С ними ездили: дворяне стольник Василий Бутурлин, стольник Иван Иванович Чаадаев, стольник Михаил Михайлович Самарин, стольник Василий Романов Воейков, Петр Семенов Чаадаев, стряпчий Роман Яковлев Чаадаев, Алексей (Александр) Осипов Еремеев, стольники иван и Григорий Лукьяновы Голосовы, Василий Гротов, Афаасий Семенов Лаврецкой; боярский крестовый священник Афанасий, окольничего крестовый священник Тимофей, думного дьяка Голосова священник Борис; «для переводу цесарского языка словесным разговором» из дворян Яков Иванов Эглин; Посольского приказа переводчик Семен Федоров Лаврецкой; подьячие – Исай Силин, Никита Максимов, Большого прихода Петр Иванов, Разрядного приказа Илья Ларионов; Печатного приказа сторож Иван Васильев, собольщик Петр Павлов. 1680 г. апреля 3. – Гонец Посольского приказа подьячий Михаил Тарасов с грамотой к императору Леопольду о присылке послов-посредников в комиссию для заключения вечного мира между Московским и польским государствами. (Отправление не состоялось). 1682 г. мая 9 и 9 июня – 25 января 1683 г. (приехал в Москву). – Гонец подьячий Посольского приказа Никифор Венюков с объявлением о кончине царя Федора Алексеевича и о вступлении на престол царей Петра и Иоанна. – В Вену прибыл в октябре 1682 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Belokur...

34) Аврамий. 1672–1673 г. Строитель, управлял монастырем в промежутках времени между игуменством Викентия и Герасима; записан в синодике. 35) Герасим II. (Гордеев) 1673–1679 г. Упоминается в 3-х выписях на монастырские владения. 1673, 1678 и 1679 гг.; в 1676 году Июня 16, участвовал в венчании на царство царя Феодора Алексеевича; вместе с архимандритом Макарьева Калязина монастыря подавали патриарху скипетр. Записан в синодике. 36) Иосиф I. 1679–1683 г. (Шохнев). В 1682 г. Июня 25-го присутствовал при венчании на царство царей Иоанна и Петра вместе с архимандритом Андрониевским Авраамием подносил бармы царя Иоанна; упоминается в выписи с Вологодских писцовых книг 1680 г.; имя его вырезано на серебр. дарохранительнице, сделанной при нем в 1683 г.; Декабря 5-го, в 1683 г. переведен во Владимирский Рождественский монастырь, в котором находился еще в 1690 году. 37) Паисий. 1683–1686 г. Упоминается в трех выписях на владение монастыря 1683, 1684 и 1685 гг. 38) Маркиан. 1687 г. Упоминается в Марте месяце 1687 г.; в синодике записан без лет. 39) Иосиф II. 1688–1691 г. Поступил в Феврале; имя вырезано на окладе одного напрестольного Евангелия печат. В Москве, в 1688 г. и при нем украшенного в Декабре 1690 г., упоминается в двух выписях 1688 и 1690 гг.; Февраля в 1-й день 1691 г. в неделю мытаря и фарисея, переведен в Ярославский Спасо-Преображенский монастырь 1-го класса, (в котором архимандриты служат с осенением по чину архиерейскому). 40) Трифиллий. 1691–1692 г. (Инихов). Игуменствовал менее года; в 1692 г., переведен в Спасо-Андрониевский монастырь, откуда в 1695 г. посвящен архимандритом в Ново-Спаский; в 1697 г., хиротонисан в митрополита Нижегородского; в 1699 г. Июля 23 переведен в Крутицкую епархию, где и скончался Июня 28-го 1701 г. 41) Григорий. 1692 г. Имя его находится в надписи на финифтяных клеймах сосудов его тщанием устроенных в 1692 г. Марта 9-го. 42) Феодосий. 1692–1695 г. Мая 4-го 1695 года переведен в Спасо-Андрониевский монастырь. 43) Дионисий III. 1695–1708 г. (Воробьев) упоминается в приписке на полях синодика; Мая 19, г., при нем дан вклад; в синодике записан без лет; в Ноябре месяце 1708 г. отставлен; в последствии времени он был настоятелем в Царево-Константиновском монастыре.

http://azbyka.ru/otechnik/Pimen_Blagovo/...

После перенесения кафедры из Новгород-Северска в Чернигов начался великий подвиг миссионерства архиепископа Лазаря в защиту истин святой православной веры и усиления борьбы с иезуитами. Он с истинно апостольской ревностью назидал черниговскую паству своими красноречивыми проповедями, много писал против унии, основал в Новгород-Северске типографию, которая при его жизни выпустила в свет около пятидесяти книг, богослужебных и литературных, на славянском, польском и латинском языке. В 1679 году новгород-северская типография была перенесена в Чернигов. Его заслуги в деле издания и исправления церковных книг по справедливости ставят наряду с заслугами митрополита Петра (Могилы , † 1646), патриарха Никона († 1681), ключарей Дионисия и Арсения и иеромонаха Епифания (Славинецкого, † 1675). Народная молва, почитая его как праведника, питает уверенность в нетлении его тела. Труды: Новая мера старой Веры (на польском языке). – Новгород-Северский, 1676. – Чернигов, 1679. О Флорентийском соборе. – 1688. Собрание проповедей: Меч духовный, иже есть Глагол Божий, состоящий в Поучительных словах на воскресные и праздничные дни всего лета. – Киев, 1666 и 1686. Трубы Словес, или Поучения на Праздники Господские, Богородичные и различных святых. – Киев, 1674 и 1679. Жития святых (на польском языке). – Киев, 1670. Окружные послания. Разговоры о вере и житиях святых (на польском языке). – Киев, 1671. Благодать и Истина Христова, или Похвальное слово царям Иоанну и Петру Алексеевичам, примененное к Иоанну, яко Благодати, а к Петру яко к Истине. – Чернигов, 1680. Плач о смерти царя Алексея и приветствие царю Феодору (стихи). – Киев, 1676. О случаях жизни человеческой (на польском языке). – Чернигов, 1678. Надгробие митрополиту Иосифу Тукальскому (на польском языке)//Величко С. В. Летопись событий в Юго-Западной России в XVII в.: в 4 т. – Киев, 1848–1864. – Т. 2. – С. 384–388. Лира Аполлонова (на польском языке). – Киев, 1671. Наияснейшая Царица неба и земли Владычица Матерь Мария (в прозе и стихах). – Чернигов, 1683.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010