Восточнослав. буквари отличаются от предшествовавших им южнослав. большой и сложно организованной учебной частью. Обязательные составные части восточнослав. старопечатного букваря определились уже в первом букваре Ивана Фёдорова (1574): 1) алфавит (в прямом и обратном порядке в строку, иногда - вертикальными столбцами сверху вниз); 2) расположенные в алфавитном порядке слоги, вначале обычно двухбуквенные, затем трехбуквенные; 3) грамматический и орфографический материал: образцы спряжений или склонений, сведения об ударении и надстрочных знаках, иногда о знаках препинания; перечни слов, к-рые должны писаться под титлом; 4) азбучный акростих («Азбука толковая о Христе», или «Христова азбука», нач.: «Аз есмь всему миру свет»); 5) текстовая часть, включающая молитвы, Символ веры, отрывки из Свящ. Писания, катехизические тексты. В нек-рых Б. ц. я. (М., 1634, 1637, 1657, 1664, 1679, 1694) есть раздел («Число церковное», «Числа»), раскрывающий числовое значение церковнослав. букв. Материалы в Б. ц. я.- буквы, слоги, грамматические примеры, богословские сентенции - располагаются в алфавитном порядке. Эволюция восточнослав. букваря предстает как его структурно-тематическое усложнение. Расширялась грамматическая часть. Напр., в букваре 1657 г. в разделах «Просодия верхняя, или ударение гласа» и «Строчная препинания» кратко излагаются соответствующие разделы грамматики Мелетия (Смотрицкого) 1619 г. В ряде букварей в разделы о «просодии» включаются терминологические словарики, объясняющие названия ударений и знаков препинания. Ф. П. Поликарпов-Орлов ввел в свой букварь 1701 г. начальную фонетическую классификацию - «О разделении писмен славенских въкратце по грамматице». Симеон Полоцкий. Букварь языка славенска. М., 1679. Титульный лист Симеон Полоцкий. Букварь языка славенска. М., 1679. Титульный лист Усложнялась и текстовая часть Б. ц. я. В 3-й букварь Ивана Фёдорова (1578-1580), в анонимный букварь «Сиа книжка словенская, рекомая Грамматика» (Острог, 1598), в печатные буквари В.

http://pravenc.ru/text/153609.html

25 авг. 1677 г. по повелению И. мастер Ф. Моторин отлил для рязанского Успенского собора праздничный колокол весом почти 600 пудов. В окт.-нояб. 1677 г. по повелению митрополита курляндцем «Юрьем Вилимовым» для собора был изготовлен золотой оклад с драгоценными камнями на напрестольное Евангелие (РИАМЗ; КП-3640; М., 1677), 2 выносных серебряных подсвечника. В 1680 г. митрополит вложил в Успенский собор вышитую в строгановских мастерских плащаницу «Положение во гроб» (РИАМЗ. КП-3517). В 1676 г. И. дал благословенную грамоту на построение ц. в честь Успения Пресв. Богородицы в Успенской слободе Воронежа. В февр. 1679 г. по повелению митрополита на нижнем посаде в Переяславле Рязанском, близ кремля, началось возведение каменного, с трапезной Входоиерусалимского храма вместо деревянного. В кон. 70-х гг. XVII в. по благословению И. в муромском во имя св. князей Бориса и Глеба монастыре началось строительство каменного Вознесенского собора с приделом во имя св. князей Бориса и Глеба взамен обветшавшей деревянной Борисоглебской ц.; в июле 1681 г. архиерей подписал для собора антиминс. По благословению И. в 1678 г. некий Игнатий перевел с польск. языка краковское издание XVII в. «Годовых деяний... церковных... Цесаря Барония» (сокращение лат. текста 12-томных «Церковных анналов» Цезаря Барония , охватывающее историю Церкви до XII в. включительно, выполнено иезуитом П. Скаргой ). Имя переводчика содержится в зашифрованном виде в послесловии к спискам РНБ. F.I.273 и 276. В февр. 1679 г. Иоасаф, архим. Иоанна Богослова апостола монастыря Рязанской епархии, сообщил И., что находившийся в обители ссыльный мон. Михаил (Микулин) вел на трапезе в присутствии всей братии «раскольнические речи». Архим. Иоасаф передал И. написанные Михаилом «семь столпов, в коих всякие непристойные речи о Пресвятом Божестве». И. велел доставить Михаила в Переяславль Рязанский и в Неделю Торжества Православия «при всем народе о правоверии учил и обличал», но к покаянию не привел. В апр. 1679 г. И. послал Михаила и материалы следствия по его делу к патриарху. Патриарх повелел Рязанскому митрополиту сослать Михаила в мон-рь и держать «под крепким началом», его сочинения были сожжены. По дороге из Москвы Михаил отказывался от пищи и, не доехав до Переяславля Рязанского, умер. В июне 1681 г., во время засухи в Рязанской епархии, И., находясь в Москве, повелел служить в рязанском Успенском соборе молебны, на литургиях «читать ектении о ниспослании благого дождя на землю, также в монастырях и уездах в ектениях молити и в среды и пятки петь молебны» ( Иероним. 1891. С. 16).

http://pravenc.ru/text/578477.html

Упоминания о Воскресенском храме на Важинском погосте и Спасо-Преображенской церкви на озере Пидме чрезвычайно важны, так как свидетельствуют о двух важных фактах: о существовании уже в начале XVII столетия группы церквей, по всей вероятности, возведенных одной артелью, так как строительство их шло в сопредельных местностях (на территории одного погоста) и примерно в один временной промежуток. О Никольском храме в Согиницах в Писцовых книгах, как и в описях 1563 года, не упоминается. Это вполне объяснимо, так как и упоминания о самой деревне здесь тоже отсутствуют. По всей вероятности, она была целиком разорена и к 1628 году еще не восстановлена. Можно предположить, что Воскресенская и Преображенская церкви послужили образцами при возведении нового храма во вновь восстановленной деревне во второй половине XVII столетия. В свою очередь, есть большая вероятность, что на их облик оказало влияние деревянное зодчества Великого Новгорода, имевшего свои земли на данной территории. При исследовании храмов Воскресенского погоста нельзя забывать, что они обособленной составляющей входят в довольно значительную группу церквей, ареал распространения которых охватывает оба побережья Онежского озера. На востоке этот ареал завершает (из ныне выявленных храмов) церковь Илии Пророка в Саминском погосте (1692 и 1702 годы, Олонецкая губерния, Вытегорский уезд, Саминский погост). Сейчас эта церковь находится в Вытегорском районе Вологодской области, село Саминский погост. На севере ареал ограничивает Линдозеро, а на юге – течение реки Свири Вне этих границ располагался (из известных нам) только храм во имя иконы Божией Матери «Знамение» (ок. 1679 года) в городе Тихвин Ленинградской области. Она изображена на плане Тихвинского посада, выполненного Иваном Зелениным в 1679 (8) году Церковь входила в ансамбль с еще одним храмом – во имя Флора и Лавра и шатровой колокольней. Все они были построены между 1588 и 1590 годами, но сгорели во время пожара 1679 (8) года. На плане мы видим вновь построенные церкви. В некоторых работах Знаменский храм ошибочно приписывают Успенскому Тихвинскому мужскому монастырю

http://sobory.ru/article/?object=05946

К ней кропило с подписью на обруче того же содержания. По описи 1698 года описана так: «Чаша водосвятная серебреная местами, золочена, вместо венца надпись резная, а ниже подписи вырезан образ Спасов, да Пресвятые Богородицы, да Предтечев и Апостолов; поддон лощатой, яблоко чеканное, позолочено через место, внутри чаши вырезано Положение во гроб нашего Иисуса Христа, позолочено; весу в ней 18 фунтов. На ней для обережения сукно голубое, ветхо». 2 . Кропило у него черен серебряной тощей, оправлен золотом с искорками яхонтовыми и бирюски, по счету 49 искор; весом серебра 17 золотников с подписью (выше означенной). 3 . Кропило большое, черен весь серебряной; трубка через место золочена; в черену в гнездах лалик клинцом да вениса; вокруг всего черена искорки яхонтовые и изумрудные сплошь. Блюда: 1 . Блюдо панихидное серебряное большое надпись (в трех клеймах вязью): «Милостью Божиею Великий Государь и Великий Князя Алексей Михайлович, всея Великие, и Малые и Белые России Самодержец». На обороте блюда надпись: «191 году, Ноября в 30 день (1682 году), по Указу Великих Государей Царей и Великих Князей Иоанна Алексеевич а, Петра Алексеевича, всея Великие, и Малые и Белые России Самодержцев, отдано сие блюдо из Серебреной Палаты в Воскресенской монастырь, что на Истре реке, за взятое серебро, которое из того монастыря взято на церковные дела в прошлом в 187 (1679) году». На дне надпись: «Весу 8 фунтов 80 золотников». По описи 1679 года, в монастырской ризнице значилось всего две Патриарших митры, из коих одна была без всяких украшений (сняты или вовсе не было, не известно). При погребении же Святейшего Патриарха в сей обители, в 1681 году, единственная митра его, бывшая в сей ризнице, по свидетельству Шушерина, была отдана Царем старшему из участвовавших (за небытием Патриарха Иоакима) в погребении лиц, а именно: Новгородскому Митрополиту Корнилию. Вот описание сей митры по описи 1679 года: «Бывшего Никона Патриарха митра, покрыта вишневым бархатом, венец и коруна и дробницы серебряные золочены, а на дробницах вырезаны четыре Евангелиста; на венце спереди крест золот, а в нем четыре искры изумрудных, да пять искор яхонтовых червчатых; по верх креста и в подножии коруночки маленькие золотые, а в них 9 искор алмазных; в венце в нижнем поясе восемь запон золотых, а в них искры алмазные и яхонтовые, да четыре яхонта лазоревых, да яхонт червчат, да лал, два изумруда в гнездах серебреных золоченых в гнездах с финифтью.

http://azbyka.ru/otechnik/Leonid_Kavelin...

– с.114) . В 1555 г. это название упоминается во второй раз: «…боярин Шереметьев…и войско…шли по Муровской дороге, и как воеводы прошли верх Мжал и Коломака, прибыл сторож от Святых гор». В так называемой Книге великого чертежа, тоже датируемой XVI в., есть свидетельство о местоположении: «…от устья реки Оскола на Донце с Крымской стороны – Святые горы» (Клеванов А. Святогорский монастырь. – Харьков, 1864). По указанным выше данным можно заключить, что к началу XVII в. название местности «Святые горы» было окончательно утверждено. И само название свидетельствует о существовании там монастыря. Аналогично были названы другие местности Древней Руси, как: Святые горы на Волыни, Святые горы на Псковщине, получившие такие названия благодаря существующим там монастырям. Но если в Святых горах есть сохранившиеся до сих пор пещерные здания, мы можем предположить, что там существовал пещерный монастырь, создание которого потребовало много времени и труда до XVI в. У нас есть иконографический материал XVII в. – рисунок 1679 г., по которому можно достоверно утверждать, что не все существующие в XVII в. постройки сохранились до сих пор. Очень интересные исследования по изучению периодов разрушения меловой скалы выполнил сотрудник института «Укрпроектреставраврация» Ю. Лифшиц. До сих пор сохранилось только два яруса пещер, так называемые верхний и нижний. В нижнем ярусе расположен коридор с погребальными нишами – древняя усыпальница монастыря. На том же ярусе 1861 г. была основана Алексеевская церковь, которую соединили с усыпальницей по коридору. Двумя наклонными ходами нижний ярус соединен с верхним, где расположены трапезная, кельи и Никольский храм со столбом, с середины XIX в. называется Иоанна Крестителя. Интересно, что в 1679 г. архимандрит Иоиль свидетельствовал о единой церкви в пещерах – Успении Пресвятой Богородицы, основанной в 1637 г., ее существование подтверждается также рисунком 1679 г. (РДАДА. – Ф. 210. – Белг. стол. дело. 886. – Арк. 35). Доказательством его функционирования как главного храма монастыря XVII ст.

http://sobory.ru/article/?object=05582

Тогда же были сделаны 2 лестницы с зап. стороны (РГАДА. Ф. 1192. Оп. 4. Ед. хр. 3. Л. 55). В 1827 г. была пристроена зап. паперть с жилыми помещениями внизу. На нижнем этаже разместились братская трапеза, хлебня и кухня ( Нектарий. 1887. С. 38). Паперть первоначально была выстроена на уровне высоты подклета, в 1853 г. ее надстроили на высоту западного фасада и разместили в ней ризницу. Основной вход в церковь был сделан с юго-западного угла в виде палатки с шатриком. Тогда же в трапезной был положен пол из чугунных орнаментированных плит и поставлен новый золоченый 3-ярусный иконостас. В 1904 г. стены и своды были покрыты клеевой живописью по эскизам архит. Кузнецова. В 20-х гг. ХХ в. росписи были забелены, в 50-х гг. ХХ в. частично сбиты. Надвратная церковь апостолов Петра и Павла Надвратная ц. апостолов Петра и Павла (1679) и настоятельский корпус (1785–1787) Надвратная ц. апостолов Петра и Павла (1679) и настоятельский корпус (1785–1787) (1679) занимает 2-й ярус св. ворот (см. ниже); предшествующая надвратная церковь была посвящена Сретению Владимирской иконы Божией Матери. Она поставлена по оси широкого проезда, алтарь расположен по оси бокового входа. Двусветный четверик храма почти квадратный в плане, бесстолпный, перекрыт сомкнутым сводом. Снаружи он украшен 2-ярусной горкой кокошников, увенчанной декоративным пятиглавием,- такое завершение вскоре было повторено в трапезной ц. Богоявления. Алтарь занимает единое, прямоугольное в плане пространство, открывающееся в храм 3 проемами, 4-ярусный иконостас не сохранился. Снаружи алтарь имеет лишь 2 ложные полуциркульные апсиды; на месте, где должна располагаться правая апсида, к алтарю примыкает стена. Входы в храм расположены в каждой из стен четверика и ведут в окружающую его с 3 сторон открытую галерею, соединенную переходом с настоятельским корпусом. Декор храма типичен для московской архитектуры «дивного узорочья». Входы в храм с запада и севера оформлены белокаменными резными порталами. Единственное окно зап. фасада имеет сильно декорированный наличник, разделяющий апсиды столбик - как и столбы ворот - покрыт изразцами.

http://pravenc.ru/text/673721.html

V, 94. Мокшанский Казанский Богородицкий. Строит. Никифор определён в авг. 1722, 1726 и 27. V, 136. Наровчатский. Спасский игум. Савватий , в нояб. 1723. V, 533, 534. Петровские два: Николаевской пустыни строит. Палладий в июле 1708 отрешён. V, 463. Пензенский Предтечев. Строит. Феодосий , в февр. 1713; игум. 1715–1719. Мнтрь уничтожен 1724; монахи перев. в Пензенский Спасский. V, 536;.VI, 473. Ломовские три. V, 622; VI, 649. Царицынские два. Троицкого; Игум, Дионисий , в мар., апр. 1678. – Ефрем , в апр., нояб. 1679, 1680. V, 737. Рябкиной пустыни строит. Симон , 1724. VI, 2. Салалейской – строит. Маркелл 1751 перев. из Саровского. VI, 459. Тумовской (Тумолской) пустыни: Строит. Ефрем , 1717–21. – Алексий , 1731. VI, 706. Четверосвятский. VI, 839 Яский. VI, 1005. Саратовский Предтечев. Воскресенского единоверческого архим. Платон , 1838–40. Троицкого острога, Спасо-Преображенского строит. Никон , 1718. Саратовского Богородицкого: Игум. Филарет , в июле 1658, в сент. 1659, авг. в 1661, 1662, в авг. 1665, в мар. 1666. – Гурий , в мар, авг., 1679, в нояб. 1680. Архим. Иосиф , в янв. 1686. То-ж приписанного к Высокопетровскому в 1691 (sic): Строит. Антоний , в нояб. 1699. – Лаврентий , 1704. В этом году монахи выведены. Ломовской Предтечевы пустыни строит. Иларион , 1721. Верхнеломовского уезда. Петропавловской пустыни: Строит. Иов , 1721–27. – Алексий , 1732. Наровчатского Дмитриевского: Иг-нья Анисия , 1728–1737. – Зиновия , 1740–49. Нижеломовского Успенского, что на Сололенской горе, строит. Гурий , 1728–31. Саранского Богородицкого: Строит. Феодорит , в мар. 1679. – Авраамий . 1705. – Павел , 1723 и 24. Саранского Богородицкого, приписанного к Высокопетровскому иг-нья Иулиания , 1734–38. Саранского иг-нья Анисия Хлопова . 2 янв. 1668. Новодевича иг-нья Ираида , в апр. 1671. V, 136. Наровчатского, Троицкой Скановой пустыни: Строит. Моисей , в дек. 1689. Игум. Сергий , 1712–16. Строит. Герасим , 1728 и 29. Архим. Исаакий 1774 перев. из Нижеломовского и † ... Игум. Филарет , 1848.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Игнатий определён 20 янв. 1732; до 1744. Киприан , 1755–60, перев. в Игрицкий. Досифей 19 июля 1761 перев. в Соловецкий. Варсонофий в 1761 перев. из Спасо-Геннадиева; в 1763 уволен на покой. Киприан (паки) 1763 перев. из Чухломского Авраамиева; † в дек. 1763 ... Иона 1764 перев. из Игрицкого. 15 Авраамиева Чухломская (собора Пресв. Богородицы) Верхняя пустынь основана учеником св. Авраамия Городецкого Пафнутием, на реке Ваге. Упразднена. [III, 63; VI, 169, 956.] Строит. Авраамий Петелин , 1702–5. Игум. Варсонофий , 1705–9; † ... – Авраамий , 1737 (sic). Галицкого уезда, Верхней пустыни чёрный поп Тихон , 1672. 16 Авраамиева (положения пояса Богородицы) 276 пустынь на Галицком озере, в 8 верстах от Новозаозерского монастыря, основана учеником св. Авраамия Городецкого Алексием. Упразднена после 1740 г. [III, 63; V, 590.] Против этих строк в подлиннике помечено: «пересмотреть» Игумены Иоасаф , 8 дек. 1605. Савин , в янв. 1607. Сергий , в янв. 1616. Против этих игуменов в подлиннике помечено: «пересмотреть». Строители Александр , 1623. Матфей , 1679, 81, 1702–5. Никодим , 1705–8. Герасим , Ризположенский игум., в сент. 1633. Великой пустыни Строит. Дионисий , 1641 и 42. – Евфимий Нелидов , 1666, 67, 68, 1669, в окт. 1673, 74. Ризположенский игум. Феодосий , в мае 1650, 1651, 52 (Чухломской осады). Он же Великопустынский в июле 1650, 26 дек. 1658, в мар., сент. 1659,1660, 62; Галицкого Авраамиева – 1665; Галицкой Ризположенской Великой пустыни – 28 дек. 1665. Галицкого уезда, Чухломской осады, Великой пустыни: Чёрный поп Андрей , в апр. 1679. – Матфей , в сент. 1680. Галицкого Авраамиева (какого?) чёрный поп Павел Озеров , в июне 1678, в мар., июле 1679. 17 Железноборовский Предтечев (Рождества Иоанна Предтечи) основан св. Иаковом в 1415 г., от города Буя в 15 верстах; 10 нояб. 1686 г. был приписан к Донскому. Ныне заштатный. [IV, 116, 118.] Игумены Св. Иаков Железноборовский † 5 мая 1451. Нифонт , 1536–42. Тихон , 1570. Мисаил , 14 янв. 1582. Иоасаф , 1598 и 99. Иродион , 5 янв. 1600.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Повесть правдивая о княжне Альтдорфской, и о Петре Златых Ключах, равно как и Повесть утешная о купце, который заложился с другим о добродетели жены своей переведены с польского в том же 1677 году. 415 В том же 1677 году с польского переведена переводчиком Иваном Гудайским (вар. Рудинским) История благоприятная о благородной и прекрасной Мелюзине. 416 В том же году переведена книга «О свойствах человеческого тела» известная и под другим заглавием «Проблемата Аристотеля о частях человеческого тела». 417 В 1678 г. переведено с польского «Двор цесаря Турецкого» кс. Симона Старовольского. 418 В том же году переведены отрывки из летописи Барония с польского. 419 Тогда же в ноябре переведены в Новгороде-Северском Фацеции или жарты польския. 420 В том же году переведена с польского книга Модреского о гражданском сожитии (с оригинала 1577 года). 421 В 1679 году Дилецкий переводит с польского свою «Идею грамматикии мусикийской». 422 В том же году монах Феофан перевел с белорусского (или польского?) Учение о тайне покаяния. 423 При печатном латинском издании Мира Яна Амоса Коменского в лицах 1679 года на полях был написан современный русский перевод. 424 В 1679 г. Симеоном Полоцким переведено сказание о Магомете Викентия епископа Bellovacensis. 425 В 1680 г. он же перевел с латинского извлечение из книг Петра Альфонса. 426 В 1681 г. книга Послания различного рода от различного сана человек (с латинского или польского из VI книги Барония 440–518) издадеся в хартографию русскаго языка в лето [зрпф – 6189]). 427 В 1682 году переведена первая книга Хроники Стрыйковского, «от славянопольскаго на славянороссийский труды и тщанием Андрея Лызлова, стольника Е. Ц. пресветлаго Величества». 428 К тому же 1682 году относится плохой, вторичный перевод хроники Стрыйковского. 429 К 1682 году относится «кройника о земли Польской с историков польских вкоротце собранная и русским языком списана». 430 В предисловии к исторической книге, составленной по повелению царя Феодора Алексеевича († 1682) говорится, что она собрана из священных и русских летописей и книг латинских и польских. 431

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

В «Летописи Великоустюжской» под 1493 годом описано чудо произошедшее в Спасо-Преображенском монастыре: «1493 г. Въ Устюге Великомъ, въ Спасо-преображенскомъ девичьемъ монастыре, отъ образа Преображения Господня текло муро изъ грудей спасителевыхъ и отъ святыхъ пророковъ Моусея и Упоминается монастырь и в «Сотной с писцовых книг» 1630 года: «За острогомъ же противъ Спаскихъ воротъ м-рь Спаской девичей, а въ немъ церковь Преображение Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, древяна вверхъ, да теплая церковь Сретение Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, древяна клетцки, а въ церквахъ образы и книги и свечи и ризы и сосуды церковные и колокола и всякое церковное строенье монастырское приходныхъ людей; а на м-ре въ келье игуменья Марфа, да 12 келей, а въ них живут 54 старяцы, все кормятца въ миру Христовым Как видим, к 1630 году в монастыре имелось два храма – во имя Преображения Господня холодный и во имя Сретения Господня теплый, а так же кельи. В 1679 году монастырь сильно пострадал от пожара: «В лето 7187, а от Рождества Христова 1679. Сентября в 1 день во 2-м часу дни в Устюге Великом в Афанасьевской улице загорелась баня у Степана Кошки близ таможни; и от того возгорания погорели …две церкви и у Спаса Преображенском монастыре, две церкви и с После пожара монастырь был восстановлен, о чем свидетельствуют «Писцовые книги» 1683 года: «Спасской девичь монастырь за острожною осыпью, что по конецъ улицы Гулынки, а въ немъ церковь Преображения Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа холодная… Церковь теплая съ трапезою и съ папертью… колокольня древяная рубленная… И въ прошломъ во 187 г. въ пожарное время те обе церкви и колокольня сгорели; построена на техъ местехъ одна церковь теплая съ трапезою клетцки… А на монастыре 29 келей, а въ нихъ живутъ В 1683 году вместо двух храмов в Спасо-Преображенском монастыре существовала одна теплая Сретенская церковь. В 1679-1696 годах строится каменная холодная Преображенская церковь. В 1715 году сгорела теплая деревянная Сретенская церковь. В 1725-1739 годах строится каменная теплая Преображенская церковь.

http://sobory.ru/article/?object=03694

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010