Прости их, Господи, и покой во царствии небеснем». II. В расходной книге патриаршего казенного приказа 7144–1636 года, на стр. 94 написано: «июня в 8 день, по имянному государеву патриархову приказу (т. е. по приказанию патриарха Иоасафа Златоустова монастыря игумену Саватию... 200 гривна дано 201 , приходил к государю патриарху на праздник Феодора Стратилата, со святою водою». В то время, значит, уже была в нашем монастыре церковь св. Феодора Стратилата, построение которой мы предположительно отнесли к царствованию Феодора Алексеевича. В праздник св. Иоанна Златоуста , 13-го ноября, святейший патриарх Иоаким служил в Успенском большом соборе, где в серебряном ковчеге хранится глава Златоуста (27 января не служил). В нашу обитель не посылал властей на служение литургии. Так, в 1679 г. «в Златоустовском монастыре указал праздновать своему игумену, а был Рязанской (архиерей), сам просился по обещанию служить». 1686 г. «в Златоустове монастыре служил Сибирской архиерей, сам просился по обещанию 202 . III. Даниловский архимандрит о. Амфилохий подарил мне (в декабре 1870 г.) книгу: «Исследование о Касимовских царях и царевичах», сочинение академика В. Вельяминова-Зернова, ч. 3 (Пбг., 1866 г.). На страницах 416–419 поименованной книги подробно описана риза, пожалованная в обитель Златоустовскую супругой царевича Никифора Васильевича (сконч. не позже 1678 г.), княгиней Анной Григорьевной, а в конце книги на табл. IV приложены и сами рисунки этой ризы, отличающейся весьма богатой отделкой. Рис. 1 изображает ризу спереди, а рис. 2 – ризу сзади. Оба рисунка эти сделаны по фотографическим снимкам, исполненным для Императорского Русско-археологического Общества, с особым искусством и тщанием, Никитским, в старой Басманной, протоиереем Платоном Ивановичем Капустиным. На той же табл. IV, в отдельном рисунке 3, изображена и дробница на передней стороне оплечья, серебряная золоченая с резной надписью, что сию ризу дала в монастырь такая-то княгиня по муже своем, лета 7188 (1679) году.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Voino...

В 1388 г. город перешел под власть турок-османов. В нач. XV в. нек-рое время находился под управлением румын. кн. Мирчи Старшего; в 1419/20 г. вновь завоеван турками. Митрополия упоминается в 1439 г. в связи с участием митр. Силистренского Каллиста (между 1437 и 1450) во Флорентийском Соборе. Между 1564 и 1580 гг. упоминается митр. Парфений. В XVII в. представители Д. е. часто посещали Россию, привозили на родину утварь, книги, иконы и проч. Митр. Иоаким дважды был в Москве, встречался с патриархом Филаретом и царем Михаилом Феодоровичем; в одной из церквей Силистры он положил частицы мощей св. Иоанна Златоуста, вмч. Пантелеимона и мц. Параскевы, подаренные Московским патриархом. В 1647 г. митр. Иеремия направил в Россию ценные сведения о турках в Добрудже. Более активные связи кафедра поддерживала с валашскими воеводами, т. к. в кон. XVII-XVIII в. Доростольские митрополиты иногда получали право в качестве экзархов управлять церквами в Валахии и Молдове. Валашские князья часто оказывали кафедре финансовую помощь: в 1663 г. митр. Макарий и кн. Григоре Гика построили в Силистре кафедральный собор в честь Усекновения главы св. Иоанна Предтечи. Митр. Иерофей Комнин (1711-1719) принадлежал к имп. роду, получил образование в Падуе и Москве, был писателем, переводчиком, богословом и проповедником, посетил Бухарест, Иерусалим, Афон. Митр. Кирилл (1800-1812) содействовал рус. армии в русско-тур. войне 1806-1812 гг., был советником ген. М. И. Кутузова и соратником митр. Врачанского Софрония . В XIX в. кафедру последовательно занимали митрополиты Каллиник, Григорий, Иерофей и Дионисий. В 1870 г., после учреждения Болгарского Экзархата, Д. е. была объединена с Червенской епархией (см. ст. Русенская епархия ). Новая епархия получила наименование Доростольско-Червенская и имела кафедру в г. Русе. Храмы Д. е. вошли в состав Силистренской духовной околии Русенской епархии. Силистренские митрополиты кон. XVI-XIX в.: Парфений (ок. 1564), Иоасаф (ок. 1600), Иоаким (ок. 1615), Антоний (1630-1639), Иеремия (1639-1647), Паисий (1647-1653), Макарий (1653-1671), Мефодий (1671-1679), Парфений II (1679-1680), Геннадий (1680-1691), Афанасий (1691-1710), Иерофей Комнин (1711-1719), Серафим (1720-1724), Константин (1727-1732), Каллиник (1732-1748), Варфоломей (1748-1759), Кирилл (1764-1768), Парфений (1768-1779), Кирилл (1780-1784), Каллиник (1784-1787), Григорий (1799), Кирилл (1800-1812), Каллиник (1813-1821), Анфим (1821-1836), Григорий (1836-1839), Иерофей (1839-1851), Дионисий (1851-1870).

http://pravenc.ru/text/180241.html

Расчеты султана на покорность новых господарей не оправдались. Михня III установил связи с запорожскими казаками и попытался заручиться поддержкой польск. короля; также с предложением совместных антиосманских действий Михня III обратился к находившейся в состоянии войны с Портой Венеции и к папе Римскому, но практической поддержки от них не получил. Осенью 1659 г. Михня III разгромил недалеко от Джурджу тур. войска, направлявшиеся через Валашское княжество в Трансильванию. В ходе успешных военных действий на Дунае Михне III удалось взять также тур. крепость Брэилу, сжечь на др. стороне Дуная и крепости Оршова, Никополь и Рущук. Султан сместил Михню III и назначил валашским господарем Георге Гику (1659-1660). В союзе с Дьёрдем II Ракоци и Константином Шербаном Михня III пытался продолжить борьбу с турками: осенью 1659 г. они направили посла в Москву с просьбой о помощи, однако в разгар войны с Речью Посполитой рус. царь Алексей Михайлович (1645-1676) был заинтересован в сохранении мирных отношений с Портой. Турки разбили войска Дьёрдя II Ракоци и заняли Молдавское и Валашское княжества, Михня III отступил в Трансильванию, где умер (5 апр. 1660) ( Виноградов . 1987. С. 77). Посл. четв. XVII в. характеризуется новой конфронтацией между христ. державами и Османской империей. В сент. 1683 г. войска польск. кор. Яна III Собеского победили турок под Веной. Это событие привело к активизации в Европе антиосманского движения и созданию Священной Лиги, куда вошли Речь Посполита, Свящ. Римская империя, Венеция и Россия. Румынские гос-ва, надеясь избавиться от османского ига, стремились сблизиться с Габсбургами и Речью Посполитой. Переговоры с австрийцами были начаты по инициативе валашского господаря Шербана Кантакузина (1678-1688), добивавшегося от союзников гарантий независимости Валашского княжества, свободы вероисповедания и соблюдения старых обычаев. Однако его смерть в 1688 г. помешала реализации этих планов ( Radonic. 1914. P. 952). В этот период престол Унгро-Влахийской митрополии занимал митр. Варлаам (1672-1679). Он основал мон-рь Турну (близ мон-ря Козия) и неск. скитов, издал в бухарестской типографии на румын. языке сочинение архим. Иоанникия (Галятовского (Голятовского)) «Ключ смысла» (1678). В апр. 1679 г. его сменил митр. Феодосий, издавший на румын. языке Евангелие (1682), Апостол (1683), «Маргарит» свт. Иоанна Златоуста (1691) и др. книги. Главным изданием митр. Феодосия остается румын. Библия (1688), образец для всех изданий румынской Библии до 1914 г. ( Iorga . 1908-1909. Vol. 1. P. 400-402).

http://pravenc.ru/text/2661908.html

Общ. ист.”, 1884 г., II, Отд. 1, 30 (акты южно- русск. м-рей; игум. Анисья Чуйкевичовна 1724–27 год.). 2191 . Успенский – Онуфриевский или Онуфриева пустынь на Тростен­ском озере, мужской, ныне село Онуфриево, Московской губ., Рузского у., в 27 вер. к сев.-вост. от Рузы, при озере. Несомненно существовал в XV ст., что видно из межевой грам. Вел. кн. Иоанна Васильевича 1504 г., когда м-рь владел несколькими дерев­нями и земли его граничили с землями Саввино-Сторожевского м-ря. В грамоте 1649 г. на просьбу Мгарских монахов переселяться в Москов. государ. был предложен, между прочим, «в Рузском уезде Онофреев монастырь от Москвы 60 вер., стоит на озере, а в том м-ре церковь , и трапеза, и колокольня, и по­варня, и хлебня, и покои каменные и земли, и угодей немало, и рыбная ловля в том озере есть, да подмонастырская слободка 20 дворов». В 1679 г. под именем «Успения Пресв. Богородицы Анофрева пустыня» значился приписным к Саввино-Сторожев. м-рю. “Собр. Госуд. грам. и договор., хранящ. в Госуд. Кол. Иностр. дел”, 1813 г., I, 140 (Межев. гр. 1504 г.); “Акты Археогр. Эксп.”, 235 (Проезж. грам. 1679 г.); “Акты к истор. Ю. и З. Р.”, III, 250 (Отписка 1649 г. о приезде в Путивль старцов из Мгарского м-ря); “Ист. Росс. Иер.”, VI, 1034; Смирнов, “Ист. опис. Сав.-Сторож. м-ря”, 112; Строев, “Спис. иер. и настоят.”, 252, 69; Макарий, “Ист. Р. Ц.”, VII, 16; Калачов, “Писцов. кн. XVI ст.”, I, Отд. 1, 111 (влад. в Сурожском стане Москов. у.), 681 (вотч. в Город. стане Звенигор. у.), 707 (вотч. в Троснен. стане того же у.); “Чтения в И. Общ. ист.”, 1875 г.. II, Отд. 1, 496 (вотчины в Сурож. стане 1585 г.); “Продолж. древн. Вивлиоф.”, 1788 г., IV, 328, 329, 330, 331 (межев. грам. 1504 г.; упомин. монастыр. дерев.: Кривцовская, Новошино, Кореневское, Карасино, Скоблево, Акинфово, По­пово, Мельница, Исаково); “Древности, Труды Мо­сков. Археол. Общ.”, 1878 г., т. VII, вып, 2, 103 (в писцов. книгах Звенигород. уезда в 1593 г. зна­чится: «Онофреевского м-ря, что на Тростенском озере, село Воздвиженское – Степановское»).

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/o...

В настоящее время церковь ремонтируется, несмотря на то, что она должна государству обязательных платежей на сумму 1679 рублей, и плюс к тому бросают реплику " назло советской власти " , то есть, хотя мы и должны обязательных платежей 1679 рублей, а церковь отремонтируем. Церковь ремонтируют, а деньги не платят. Несмотря на предупреждение сельсовета не проводить собрания церковных советов без его разрешения, все же хоть нелегальным путем, но проводят... " 27 июля начальник районного НКВД приехал в Волковский сельсовет и предложил одному из подписавших донос, восемнадцатилетнему комсоргу, проследовать с ним в дом священника в качестве понятого для обыска и ареста последнего. При обыске нашли несколько писем, написанных знакомыми о. Владимира, которые и взяли. После обыска священнику было объявлено, что он арестован, а затем его доставили в Тверскую тюрьму. Начались вызовы " дежурных свидетелей " . Одного из них следователь спросил: – Расскажите о проводимой контрреволюционной агитации против политики партии и советской власти со стороны попа волковской церкви, Владимира Дмитриевича Чекалова. – Поп волковской церкви, Владимир Дмитриевич Чекалов, за проводимую контрреволюционную агитацию против партии и советской власти был судим органами ОГПУ, по отбытии наказания прибыл в 1936 году в село Волково. – Вы уклонились от конкретных фактов контрреволюционной агитации против советской власти Чекаловым, следствие требует ответа по существу заданного вам вопроса. – В мае 1937 года Чекалов в здании церкви собирал членов церковного совета и других граждан, среди которых проводил антисоветскую агитацию против советской власти и говорил, что настало время, когда религия должна воскреснуть, ибо она создана Богом, а не советской властью, и все граждане должны отстаивать права религии, которые попираются советской властью. В результате агитации увеличивается посещение церкви населением, кроме того, Чекалов в июле 1937 года среди местного населения собирал средства на восстановление церкви. Чекалов говорил, что советская власть не имеет права препятствовать укреплению религии.

http://fond.ru/kalendar/909/vladimir/

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ИОИЛЬ (Озерянский, † ок. 1687-1688, Святогорская Успенская пуст. (в совр. г. Святогорске Донецкой обл., Украина)), преподобноисп. (пам. 11 сент.- в Соборе Святогорских святых). По сообщению архиеп. Филарета (Гумилевского) , И. был родом из казаков, прозвище святого - Озерянский, по мнению архиеп. Филарета, было связано с проживанием в слободе Озерянке близ Харькова, где явилась чудотворная Озерянская икона Божией Матери и был основан мон-рь ( Филарет (Гумилевский). 2004. С. 59). В синодике Святогорской Успенской муж. пуст. (см. Святогорская в честь Успения Пресвятой Богородицы лавра ) первым записан «род преподобнейшаго отца архимандрита Иоиля Озерянскаго». И. начал монашеское служение в Святогорской Успенской пуст. В 1663 г. по просьбе полковника Харьковского Слободского казачьего полка Г. Донца-Захаржевского И. возглавил строительство Старохарьковского Куряжского Преображенского муж. мон-ря (находился близ совр. с. Подворки Дергачёвского р-на Харьковской обл.), возводившегося на средства полковника Донца-Захаржевского. Вместе с И. в Куряжский мон-рь переехала часть братии Святогорской пуст. В нач. 1673 г. И., оклеветанный перед Белгородским и Обоянским митр. Мисаилом , был смещен с должности настоятеля и сослан в Святогорскую пуст. Настоятелем Куряжского монастыря стал бывший игум. Змиевского монастыря Манассия, при котором монастырь был освящен (28 апр. 1673). Через нек-рое время И. был оправдан, в 1678 г. стал первым настоятелем Святогорской пуст. в сане архимандрита (предыдущие настоятели имели сан игумена). В нач. 1679 г. И. направил челобитную царю Феодору Алексеевичу с просьбой подтвердить права обители на лес, рыбные ловли и др. угодья, к-рые подвергались разорению со стороны жителей новопостроенных городов Маяцкий (Маяки), Солёный и Царёв-Борисов. 19 марта 1679 г. царь послал воеводе М. Апухтину грамоту, в к-рой засвидетельствовал имущественные права обители и повелел отпускать мон-рю денежную и хлебную ругу и воск на свечи.

http://pravenc.ru/text/578236.html

На первом месте находятся сношения Сочавского святителя с патриархом Иоакимом, касающиеся типографского дела в Молдавии. 23 марта 1679 года Митрополит Досифей просит известного учёного драгомана Николая Спафария Милеску бить челом патриарху Московскому, «чтобы пожаловал меня единым тиснением типографийским и несколько слов (т. е. литер), которыми печатают листы и фурмы (д. б. формы), из которых льют слова и печать малых слов». Досифей указывает далее на «великую скудость», происходящую от недостатка нужных средств для печатания как святой церкви, так и ему в этом деле, объясняя, что «и у нас печать есть, только вельми нестройно». Результаты этого именно полномочия Николая Милеску (Спафария) неизвестны, а тот факт, что посол молдавский (капитан Ионашко) должен был скоро вернуться с ответом относительно обстоятельств исключительно политических, даёт основание предполагать, что в данный приезд не было официального разговора между названным послом и всероссийским патриархом об улучшении устройства типографии в Молдавии. Но следы обещания патриарха помочь в просимом единоверным сохранились в следующем послании митрополита Досифея, адресованном непосредственно патриарху Иоакиму от 15 августа 1679 года. Досифей просит патриарха проявить «человеколюбное милосердие» и прислать типографию «да сотворим себе книги, их же претолковахом от грецка и славенска на волоскый язык». «У нас убо, – прибавляет Сочавский святитель, – исчезнуло есть учение книжное и мало их есть, иже разумеют книжный язык». «Сотвори, Бога ради, любовь, якоже обещался еси нам в благополученнее время, – читаем дальше, – зело бо желаем получити и на всякий час ожидаем от сердца. Сказа бо нам его честность Иоанн Белевич посел святое обещание твоея святости, тако рекущи, яко ваша Патриаршеская святость рекл еси: послеши нам типографию целую с всеми потребными и нужными инструментами и сосуды своими, елико суть потребнии». В частности, указывается на необходимость станка и тех форм, которыми незадолго перед тем напечатана была известная московская Библия , а также мелких и средних букв в других, очевидно, недавно выпущенных книгах московской типографии.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/v-pamj...

Основательнее считать, что он учрежден около 1642 г. и имел выдающееся положение, так как архим. Матвей в 1679 г. пожалован белою шапкою. Архим. Афанасий, “Сведения об Енисейск.-Спасском м-ре», помещено в “Памят. кн. Енисейск. губ. на 1863 г.», 298 – 345; “Ист. Росс. Иер.», IV, 87; Ратшин, 98; “Акты истор.», V, 211; “Матер. для стат. Росс.», 1841 г., I, 173; “Опис. монаст.», 1817 г., 101; “Город. поселения», II, 222; “Памят. кн. Енис. губ. на 1865–66 год.», 10, 81; Строев, “Спис. иер. и настоят.», 323, 4; “Дополн. к Акт. истор.», V, 28 (Гр. 1667 г. по челобитн. Старца Корнилия и соловаров Жилиных о споре земли); VIII, 48 (Акты 1679 г. о монастыр. землях; стр. 200, старец Ефрем; 204, черн. поп Евфимий); “Чтения в И. Общ. ист.», 1860 г., III, Отд. I, 145 (в 1744 г. имел 453 душ. крест.); 1866 г., II, Отд. 2, 304 (Матер. для ист. Сибири); “Опис. докум. и дел архива св. Синода», VII, 1727 г., 109 (архим. Даниил отрешен от должности); “Журн. Мин. Вн. Дел», 1831 г., кн. 4, 101 (кратк. известие); “Древн. Росс. Вивлиоф.», 1775 г., 357 (архим. Матвей). 1167. Спасо – Преображенский или Спасоказанский, мужской, 2-го класса (с 1764 г.), в г. Казани, внутри кремлевских стен, у ворот Спасских. Основан в 1556 г. св. Варсонофием, прибывшим в Казань вместе со св. Гурием, первым епископом Казанской епархии. Св. Варсонофий в 1567 г. назначен епископом Тверским, где оставался до 1569 г., и потом возвратился вновь в построенный им монастырь, в котором скончался в 1576 г.; мощи же его обретены 1596 г. 4 октября, в каковой день чтится его память, и положены в соборном храме Преображения, существующем с 1601 г. Здесь также погребены ученики св. Гурия, Иона и Нектарий. До 1640 г. здесь покоились мощи св. Гурия, первого архиеп. Казанской епархии, перенесенные в Благовещенский городской собор. При м-ре находится миссионерский приют, учрежденный в 1875 г. братством св. Гурия. “Жизнь святит. и чудотвор. Гурия, архиеп. Казан. и Варсонофия, еписк. Тверского», СПбург, 1853 г.; Заринский, “Очерки древней Казани», 96–127 (подробное описание); “Ист.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/o...

Известие об этой грамоте сохранилось в донесении Игуменьи Марии в 1781 году в Крутицкую Духовную Консисторию, подлинная же грамота утратилась, вероятно сгорела в пожаре 1801 года. От царствования Алексея Михайловича (1615–1676) не сохранилось никаких сведений относительно сего монастыря, хотя свидетельство актов последующего времени не позволяет сомневаться, что и он чем либо содействовал утверждению обители а строения отца его Государева, Царя и Великого Князя Михаила Федоровича». В царствование Федора Алексеевича (1676–1682) управляла Белевскою обителью Игуменья Патрикия; она с сестрами в 1679 году била Царю челом, а в челобитье их написано: «в монастыре де у них в Церкви Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня, да в пределе св. Великомученика Федора Стратилата иконы и книги и ризы и колокола и около монастыря ограда построено из Государевой казны и из тех де в обеих церквах служба беспрестанная, а свечами де и ладаном и вином церковным бывает, скудость великая, а покупать де им того за скудостью нечем, нашим де Государевым жалованием годовою ругою, и ничем они не пожалованы и крестьянских и бобыльских дворов за ними нет ни одного двора, кормятся Христовым именем и потому просили Великого Государя: «пожаловать бы их своим Государевым жалованием на свечи, на ладан и на вино церковное, против иных монастырей, чтобы в оном монастыре за скудостью Божественной службе не престать». Просьба Белевских стариц была удовлетворена: Царь Федор Алексеевич «пожаловал их, велел давать им в тот монастырь на ладан и на свечи и на вино церковное, против иных девичьих монастырей, четыре рубля на год, и впредь давать им по тому же во вся годы в Белеве из таможенных доходов, без Московской волокиты». Указ о сем послан в Белев к тогдашнему Воеводе Афанасию Ивановичу Левшину, а подлинную грамоту велено отдать в монастырь Игуменье Патрикии с сестрами. Грамота эта писана 187 (1679) года в Москве. Другою жалованною грамотою того же Государя в 189 (1681) году велено сего монастыря попу Ивану с причетниками давать Государева жалованья годовые руги 21 рубль 26 алтын, в Белеве из таможенных и из кабацких доходов; а в следующем 190 (1682) году эти ружные деньги (21 рубль 26 алтын) попу с причетниками и монастырю на церковные потребы (4 рубля) всего 26 рублей 26 алтын 4 деньги даны в разряде.

http://azbyka.ru/otechnik/Leonid_Kavelin...

Дорошенко за это осердился на Иосифа и не ходил к нему до самой смерти». В 1677 г. Дорошенко подчинился царю Феодору Алексеевичу и прибыл в Москву. В 1679 г. он был назначен воеводой в Вятку. Со смертью митр. Иосифа церковное управление на обеих сторонах Днепра перешло в ведение старшего из епископов владыки Лазаря Барановича. Польский же король еще в 1673 г. назначил администратором митрополии львовского епископа Иосифа Шумлянского, тайно давшего ему присягу в признании папы. Но православные, вне его епархии, власть его не признавали. В то же время принял тайно унию один из сподручников Шумлянского Иннокентий Винницкий, получивший потом перемышльскую кафедру. Чистович пишет: «Когда таким образом уния приобрела два важнейших епископских престола, казалось возможным возобновить попытку общего соединения всех православных русских польской короны в одну униатскую церковь . Ян Собиесский, хотя не такой фанатик, как Сигизмунд III, однакож горячо взялся за это святое дело и универсалом от 19-го октября 1679 года приглашал митрополитов, епископов, настоятелей монастырей и все духовенство униатское и православное, а также и светских лиц, в Люблин на дружелюбное совещание, которым должны быть разрешены все несогласия и споры между униатами и православными; на самом же деле «по своему усердию и унитскому желанию хотячи Русь православную, под державою короны польской обретаючуюся, на унию пре- формовати». Православные прибыли в Люблин на съезд, открытый 14/24 января 1680 г. Все сделано было для их уловления. Совершили торжественные богослужения униатские митрополит Жоховский и епископы Владимирский, холмский, пинский. В католическом костеле проповедник иезуит восхвалял восточную Церковь и заявил, что кто не держится восточной православной Церкви, тот не получит спасения! Но православные были тверды и объявили, что без сношения с константинопольским патриархом ничего не могут предпринять. В 1681 г. еп. Иосиф Шумлянский представил новый проект соединения с римской церковью («способ згоди церквей»).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Talber...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010