12713. Л. 3-7). В 1671-1673 гг. иконописцы Троице-Сергиева монастыря написали 12 икон по указу царя, однако некоторые пришлось переписать из-за ошибок в иконографии и не удовлетворившего заказчиков стиля письма (РГАДА. Ф. 1441. Оп. 1. Ч. 9. 12829). В сент. 1657 г. Нифонт К. вместе с Симоном Ушаковым и нек-рыми царскими кормовыми иконописцами выполнил стенопись «на дорогах у внешних сторон на церкви» на патриаршем дворе (РГАДА. Ф. 235. Оп. 2. Кн. 43. Л. 82 об., 83 об.). В 1666 г. он «был у стенного письма» в ц. Нерукотворного образа Спасителя во дворце и в Оружейной палате (РГАДА. Ф. 396. Оп. 1. Ч. 8. 10629). Семен К. летом 1660 г. в составе иконописной артели во главе с Иваном Филатьевым «чинил стенное письмо» в Успенском соборе (Там же. Ч. 6. 7001). В кон. 60-х гг. XVII в. он участвовал в росписи некоторых зданий Московского Кремля, напр. «подзоров и рези около Грановитой палаты» (Там же. Ч. 8. 11162). Последнее упоминание о нем относится к 1679 г., когда он писал иконы для Покровского собора в с. Измайлове ( Забелин. 1894. С. 173). Федор московский кормовой иконописец 2-й статьи, упоминается в 1677-1680 гг. Он много работал для домовых церквей Теремного дворца Московского Кремля: в числе др. иконописцев «был у письма» «Распятия, пророков и ангелов к жертвеннику» в ц. Нерукотворного образа Спасителя (апр. 1677; РГАДА. Ф. 396. Оп. 1. Ч. 11б. Т. 3. 16641) и участвовал в ее стенописи (1679); писал иконы праотцев в ц. прмц. Евдокии, а затем «икону стихиры Евангельския да в кругах 12 икон праотеческих» для той же церкви (1678; Там же. Ч. 12. Т. 1. 16932; Ч. 33. 959. Л. 363 об.); олифил иконы для ц. Воскресения Христова (1678; вместе с Исайей Ананьиным и Петром Фёдоровым - Извеков Н. Д., прот. Церковь во имя Воскресения Христова и Воздвижения Честного Креста Господня в Большом Кремлевском дворце в Москве. М., 1912. С. 6); писал Деисус, праздники и местные иконы для ц. св. Иоанна Белградского. Летом 1680 г. иконописец «был у стенного письма над задными дверьми» в московском Успенском соборе (РГАДА.

http://pravenc.ru/text/1841700.html

1578 . Димитриевский в Поле, мужской, ныне кладбище, близ гор Пскова, за Петровскою слободою. Первый намек на его существование находим в 1-ой Псков. летописи под 1352 г., когда «Псковичи поставиша церковь св. Бого­родица честному ее Покрову, за Стеною, в стране св. Дмитрея». В “Книге Сте­пенной” говорится о церкви св. Димитрия, в которой был погребен кн. Псковский Всеволод, во св. крещении Гавриил, мощи коего по чудесному видению были пере­несены в Троицкий собор, но был ли здесь монастырь – ничего не сказано. Не­сомненно уже существовал в 1534 г., когда «поставлена бысть церковь каменая св. Дмитрей в монастыри в Поли”. После разорения его шведами в 1617 г. возобновлен и приписан к архиер. дому. В 1679 г. в нем был строи­телем старец Амбросий. “Полн. собр. лет.”, IV, 191, 298; “Ист. Росс. Иер.”, 989; “Книга степенная”, 1, 262; Митр. Евгений, “Ист. княж. Псков.”, II, 127; “Псков. губ. в.”, 1849 г., 5 (дело 1679 г. о земле с Васильев. ж. м.); Строев, “Спис. иер. и настоят.”, 402, 23, 411 (строит. Амвросий); Князев, “Указат. достопам. Пскова”, 36; Макарий, “Ист. Р. Ц.”, VII, 39; “Опис. докум. и дел архива св. Синода”, I, 409 (в 1730 г. возобновлен и вся­кими потребами удовлетворен); Василев, “Ист. стат. указатель г. Пскова”, 55, 35. 1579 . Димитриевский на Хлибу, мужской, совсем уничтоженный, Москов­ской губ., Дмитровского у., где-то в нижн. части, близ р. Яхромы. В меже­вой грамоте 1504 г. говорится: «Речкою Подмашью (приток Яхромы) вниз дер. Фофаново, д. Настейское, Козлово, Моклоково, да монастырек Дмитрей святый на Хлибу, да д. Городище». “Собр. госуд. грам. и договор.”, I, 140. 1580 . Димитриев, мужской, со­всем уничтоженный, в гор. Киеве, на­ходился по сведениям, почерпнутым из жития его первых игуменов на Киеве, близ Стефановского мон., где ныне первая гимназия, по другим же иссле­дованиям около лавры или около Михаиловского мон. Основан в 1051 г. Изяславом, во св. крещении Димитрием, и, как видно из летописей, он хотел сделать такой монастырь, который бы своим богатством затемнил славу Пе­черского, для чего даже взял оттуда в свой монастырь игумена Варлаама.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/o...

«За торгомъ у гостина двора церковъ Жив. Троицы, да въ пределе св. муч. Флора и Лавра, да теплая церковь св. вел-муч. Варвары, да въ пределе Афанасей Александрийской, обе древяны клетцки; а въ церквахъ образы и книги и свечи и ризы и сосуды церковные и колокола и всякое церковное строенье В 1649 году оба деревянных храма сгорели. 1 июня 1649 года митрополит Ростовский и Ярославский Варлаам дал благословящую грамоту на постройку нового теплого храма во имя святого Афанасия Александрийского. В 1650 году был построен храм во имя Афанасия Александрийского с приделом в честь Великомученицы Варвары. По грамоте митрополита Ростовского и Ярославского Варлаама от 23 августа 1651 года к храму был пристроен придел во имя священномученика Антипы. По грамоте митрополита Ростовского и Ярославского Ионы от 25 июня 1654 года, над теплой Варваринской церковью была построена холодная церковь во имя Живоначальной Троицы с пределом во имя святого благоверного царя Константина. «1655 г. Построено двухъ-этажное здание Варваринской церкви въ Устюге; верхний храмъ освященъ во имя св. великомученицы Варвары, а нижний во имя Пресв. Троицы». Варваринская двухэтажная, пятипрестольная церковь сгорела в 1679 году. «В лето 7187, а от Рождества Христова 1679. Сентября в 1 день во 2-м часу дни в Устюге Великом в Афанасьевской улице загорелась баня у Степана Кошки близ таможни; и от того возгорения погорели церкви мученицы Варвары деревянная теплая, а на ней холодная…» К 1683 году церкви были восстановлены, что подтверждают «Писцовые книги» 1683 года. «На площади близъ таможенныхъ избъ и гостина двора церковь Жив. Троицы холодная, да подъ нею церковь жъ теплая св. вел. муч. Варвары, церкви обе были древяные вверхъ шатровые и въ прошломъ во 187 году въ пожарное время те церкви сгорели и съ того пожару вынесли двери царские, столпцы и сень древяные резные писаны на золоте, да иконъ настоящихъ: образъ Жив. Троицы образъ Пресв. Б-цы межувратной, образъ св. вел.-муч. Варвары, образъ Афанасья Александр., образъ свящ.

http://sobory.ru/article/?object=44944

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ИОСИФ († 21.09.1681, Москва), митр. Рязанский и Муромский. И. был родом из Новгородских земель, возможно, из Новгорода, где во 2-й пол. 70-х гг. XVII в. на его средства строились храмы. 25 сент. 1676 г. Новгородский митр. Корнилий освятил придел в честь Покрова Пресв. Богородицы, «что у Василия Кесарийскаго в Новгороде» - «строение Иосифа, митрополита Рязанского». 30 сент. в этом храме митр. Корнилий служил заупокойную литургию по родителям И., «а служивших с ним кормил в доме Премудрости Божией» ( Иероним. 1889. С. 97). В 1678 г. в Новгороде, на Софийской стороне, «в земляном городе», началось строительство на средства И. каменной ц. во имя свт. Николая Чудотворца, в сент. 1679 г. храм был освящен митр. Корнилием. В Переяславле Рязанском (ныне Рязань), в рязанском в честь Преображения Господня монастыре в кремле И. освятил 17 июля 1679 г. каменную надвратную ц. во имя прп. Варлаама Хутынского - одного из самых почитаемых Новгородских святых (храм разрушился в 1692 вслед. падения 1-го здания летнего Успенского собора). В 1653-1656 гг. И. в сане архимандрита возглавлял тихвинский Большой в честь Успения Пресвятой Богородицы монастырь , являлся благочинным Тихвинской десятины. В мае 1660 г. стал игуменом Деревяницкого в честь Воскресения Христова монастыря . С 20 окт. 1661 по 1664 г. вновь управлял Тихвинским мон-рем, с 22 дек. 1664 по 1674 г. архимандрит Новоспасского московского в честь Преображения Господня монастыря . Участвовал в Большом Московском Соборе 1666-1667 гг. , осудившем патриарха Никона . По повелению царя Алексея Михайловича И. в дек. 1666 г. из Москвы сопровождал часть пути бывш. патриарха, сосланного в Ферапонтов Белозерский в честь Рождества Пресвятой Богородицы монастырь , снабдил его теплой одеждой и едой. Через нек-рое время царь послал И. в Ферапонтов мон-рь для надзора за Никоном. Там, согласно доносам, новоспасский архимандрит попал под влияние Никона, называл его патриархом и поминал на ектениях, недоброжелательно отзывался о новом патриархе Московском и всея Руси Иоасафе II . Однако в нояб. 1668 г. И. послал донос царю на Никона, в к-ром писал, что Никон принимал у себя донских казаков, обещавших ему вернуть Патриаршество. И. по его просьбе был возвращен в Москву.

http://pravenc.ru/text/578477.html

В союзе с господарем Валахии Константином Шербаном (1654-1658) Георге Штефан поддержал стремление их 3-го союзника, трансильванского господаря Дьёрдя II Ракоци, занять польск. престол. В ответ Порта сместила обоих господарей с престола. Крепость Тигина в Бендерах Крепость Тигина в Бендерах Начиная с 60-х гг. XVII в. в М. к. ожесточился османский сюзеренитет, назначаемые Портой господари стали марионетками представителей крупного боярства. Летом 1672 г. султан Мехмед IV совершил поход против Польши. В результате она потеряла крепость Каменец, а в 1673 г., во время битвы у Хотина, молдав. господарь Штефан Петричейку перешел на сторону поляков. В ответ в 1673-1685 гг. Порта стала назначать на престол М. к. греков из К-поля: Димитрия Кантакузина (Думитрашку Кантакузино) (1673-1675 с перерывом), Антона Росетти (Антоние Русета) (1675-1678), Георге (Георгия) Дуку (1678-1683). В военные действия с османами была втянута и Россия. После столкновений у Чигирина был заключен русско-тур. мирный договор (1681), в переговорах 1679 г. участвовал и молдавский господарь Георге Дука. Россия признала протекторат Порты над территорией между Днестром и Днепром, к-рую уступила ей Польша (1676). Султан назначил гетманом этих земель Георге Дуку, который стал именоваться «господарь земли Молдавской и земли Украинской» ( Eremia. 1994. P. 20-29). Однако поражение тур. войска под Веной в 1683 г. положило конец правлению Георге Дуки как на Украине, так и в М. к. Важным культурным событием, состоявшимся благодаря усилиям Георге Дуки и митр. свт. Досифея, было возобновление в 1679 г. в М. к. печатного дела. Типографское оборудование было привезено из России при содействии патриарха Московского Иоакима и Н. Г. Спафария, находившегося в Москве на дипломатической службе в Посольском приказе. В этой типографии св. Досифей издал на румын. языке Жития святых в 4 томах (1682-1686), в Уневском мон-ре - «Псалтирь в стихах» (1673) и «Служебник» (1678), имевшие значение для введения богослужения на румынском языке ( Fu tei.

http://pravenc.ru/text/2564044.html

В ответ на это о многих рукописях говорить не будем, хоть и уверены, что, говоря вообще, мысль г. Безсонова действительно оказалась бы верной, но только в совершенно обратном смысле. Посмотрим однако же, на какие рукописи указывает г. Безсонов. «Так, напр., продолжает он, рукописный экземпляр Геннадиевской полной Библии, составляющий ныне драгоценность библиотеки Синодальной, взят из Типографской и собственно принадлежит ей, так что вписан в один рукописный ее каталог, составленный 1679 г., как собственность (будто?) типографии: и очень понятно, если вспомним, где издавали (не лучше ли вспомнить, кем и по какому оригиналу она была издана?) первую московскую Библию». В ответ на это мы решаемся представить полную историю так неожиданно сделавшегося спорным, Геннадиевского списка Библии. Список этот сделан был «в лето 7007 (1499)... при архиепископе новгородском Генадии в. Великом Новгороде, в дворе архиепископле, повелением архиепископля архидиякона, инока Герасима». И отсюда ясно, что в начале он принадлежал новгородскому архиепископскому дому; потом в 1511–1522 г. он сделался собственностью моск. митр. Варлаама, который пожертвовал его «в обитель Живоначальной Троицы и препод. Сергия чудотворца «по своей душе и по своих родителях». Собственностью Троицкого монастыря, так называемая Геннадиевская (вернее герасимовская) Библия оставалась до половины XVII в. Очень может быть, что в промежуток этого времени она послана была царем Иваном Васильевичем IV к князю Острожскому, по его просьбе, когда он предпринял издание Библии, но гораздо вернее туда отправляем был другой какой-нибудь список, может быть, другой синодальный Иоакимовской (1558 г.) 25 , а может быть, и еще какой, теперь затерянный. Как бы то ни было, в 1653 г. Геннадиевская Библия значится в каталоге книг, принадлежавших в это время Троицкому монастырю 26 , и потом по делу об исправлении книг вместе с другими троицкими рукописями была оттуда вытребована, и, разумеется, в библиотеку патриаршую, а не типографскую, патриархом Никоном , от чего и доселе имеет на себе надпись «Библее Троецкаго Сергиева монастыря» 27 Затем около 1663 года, вероятно по поводу вопроса об издании в Москве полной Библии , эта замечательная рукопись из патр., библиотеки, конечно на время, передана была в московскую типографию, и вот объяснение, почему она значится в описи типографских рукописей 1679 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Viktor...

На судьбе Никона эти две поездки государя отразились тем, что государь в беседах с своею теткою и властями Воскресенского монастыря приобрел живые светлые представления о деятельности патриарха и проникнулся состраданием к злополучной его доле; потому 12 марта следующего 1679 года перед Пасхою отправил к нему стольника Ивана Артемьева Матюхина с денежною милостынею, так что Никон после того имел возможность, по случаю сбора денег с церковных вотчин на жалованье ратным людям в турецкую войну, дать взаймы Кирилловскому монастырю значительную сумму своих денег – 149 руб. 12 алтын 2 деньги 143 . По словам Шушерина, враги Никона желали помешать сношениям государя с опальным патриархом и часто с настойчивостию отклоняли его от поездок в Воскресенский монастырь 144 ; но царь оставался непреклонным. 29 ноября 1679 г. он в третий раз посетил этот монастырь опять с царевною Татьяною Михайловною, осматривал начатые, но неоконченные Никоном постройки соборной церкви, издал указ об окончании этой постройки и для лучшего устройства монастыря подчинил его ведению мастерской палаты приказа своего большого дворца и чрез то делал его своим царским богомольем 145 . Облегчение печальной участи патриарха Никона  и возвращение его из ссылки являлись необходимым следствием такого внимания государя к Воскресенскому монастырю; этого желал и государь. Но выполнение этого желания обставлено было различными препятствиями. На первый раз государь мог освободить из заточения только двух келейных старцев Никона, иноков Варлаама и Мардария, которые в 1680 г. и возвратились из Крестного монастыря в Воскресенский, конечно не без согласия патриарха Иоакима, хотя и вопреки желанию последнего. В конце 1680 года государь опять совершает две поездки в Воскресенский монастырь; в первую поездку (с 14 по 18 сентября) он выслушивает красноречивые „орации“ из уст архимандрита и клирошан; во вторую поездку (2 декабря), приказав братии избрать себе настоятеля на место умершего архимандрита Варсонофия, сам предлагает ей просить о возвращении Никона в основанный, но недостроенный им монастырь для окончательного его устройства 146 .

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Nikolaev...

И. опекал мон-ри своей епархии - Ильинский (Крылосский) в Ст. Галиче, Свято-Юрский при львовском кафедральном соборе (для него архиерей установил «Порядок жития монастырского»), Угорницкий Михайловский (в с. Угорники Ивано-Франковской обл.), Беседский Успенский (в с. Беседы Львовской обл.), Манявский Крестовоздвиженский скит. Для игум. Беседского мон-ря Филарета (Служки) И. в 1677 г. составил сборник правил «Листвица, или Узаконение истиннаго общежительнаго жития иноком монастира Беседскаго». В 1679 г. епископ восстановил Крылосский монастырь после нападения татар в 1676 г., подарил обители новую церковную утварь и книги. И. возродил в Гоще Михайловский мон-рь и коллегию, сгоревшие в 1672 г. и переданные ему в 1679 г., возобновил связь Гощанского уч-ща с Киево-Могилянской академией. Ок. 1682 г. И. основал муж. мон-рь в г. Жолква при приходском храме Рождества Христова, куда в 1690 г. по инициативе архиерея были перенесены мощи св. Иоанна Нового, Сочавского ; в мон-ре жил изгнанный с кафедры Сучавский митр. Досифей, в погребении к-рого в 1693 г. И. принял участие. В 1689 г. Львовский епископ отнял у польского гетмана Малаховского епархиальное имение Перегинское (совр. Ивано-Франковская обл.), при котором был возобновлен православный Онуфриевский мужской монастырь, принадлежность которого Галицкой епископии король подтвердил грамотой от 17 февр. 1691 г. И. долгое время вел с местным белым духовенством судебный процесс о возвращении обители имущества. И. распространял в Галичине почитание чудотворной Теребовльской иконы Божией Матери. В 1673 г. чудотворный образ в связи с опасностью его захвата турками по распоряжению И. привезли из Теребовльского правосл. муж. мон-ря Преображения Господня в Свято-Юрский собор. В 1707 г. И. писал в завещании о том, что заступничество Божией Матери через Ее Теребовльскую икону помогло ему остаться в живых во время сражений под Журавно в 1676 г. и под Веной в 1683 г. В честь чудотворного образа при соборе было основано братство. О формировании униат. убеждений у И. на протяжении 1-го десятилетия архиерейства можно говорить гипотетически, поскольку документальных свидетельств этому нет. В разгар борьбы за Львовскую кафедру с Иеремией (Свистельницким) среди православных распространялись слухи о католичестве И. В 1668 г., во время попытки И. завладеть ц. Рождества Христова в Галиче, толпа людей угрожала сделать «с Иосифа второго Йосафата», имея в виду убийство в 1623 г. в Витебске Иосафата Кунцевича . Русский посол в Польше Б. Михайлов в отчете от 16 июня 1692 г. привел сообщение львовского шляхтича Ю. Попары о том, что И. при епископской хиротонии «обещался быти во унии», что он «втай униат, а явно не присягает затем, что братство крепко стоит» (Icmopiя Львова. 1986. С. 89).

http://pravenc.ru/text/578563.html

661 Патр. казен. прик. кн. 42, 46, 49, 50, 52, 53, 58, 56, 72, 66, 62. Ср. 68 (по мон. пр.), л. 93 и др. Акт. Арх. Эксп. IV, 204. 665 Иером. Иоасафа Церков.-истор. описание суздальских достопамятностей, стр. 32–37. На Стефана, назначенного в 1659 г., был подан извет соборным попом Никитой. После следствия и личной явки, архиеписк. Стефана наполовину оправдали, но так как вследствие разлада с суздальскими обывателями, он не мог долее оставаться на старом месте, то полувиноватого перевели к Архангельскому собору. Сначала Стефан согласился, а затем самовольно оставил новое место, за что запрещен в 1663 году. В 1666 году по особому прошению помилован и управлял епархией впредь до кончины в 1679 г. (Сузд. достоп. 34 стр.); по Строеву в 1679 г. 2 июля лишен сана и заключен в новгородский Лисицкий монастырь, откуда переведен в Иосифов, где и помер (Списки.... 656). 666 Арх. Минист. Юстиции. Казен. Патр. Прик. кн. 87, л. 88. В 1668 году по кн. 62, л.л. 597–612, Юрьев-Польская десятина записана в последний раз; в кн. 1669 года 65, л.л. 429–463 в первый раз записана Калужская десятина – второй раз в кн. 1670 г. 68, л.л. 413–444. 667 Там же, кн. 74 (1672 г.), л. 708 об.; в Акт. Истор. IV, 230 напечатана записка, найденная в старых бумагах в ризнице суздальского кафедрального собора. В ней, сказано, что 15 февраля 1672 г. государь пожаловал и св. патриарх Иоасаф московский повелел: быть в Суздалькой епархии вместо Тарусской и Калужской десятин достальному Суздальскому уезду с 72 церквами, бывшими в патриаршей области. Иером. Иоасаф на основании копии с грамоты п. Иоасафа, храянящейся в ризнице владимирского архиерейского дома, в описании сузд. достопамятностей, на стр. 32 в примечании пишет: «в 1668 г. города Таруса, Калуга, Оболенск, Малый Ярославец и др. поступили в заведывание московскаго патриарха, а из патриаршей области в замен этих городов отделен для Суздальской епархии Юрьев Польский с 72 церквами»... Несколько разноречивые данные могут говорить лишь об одном: обмен городов и церквей произошел не сразу, а тянулся долго, и вопрос об этом решался различно. Тут, нужно думать, кроется причина иерархического непостоянства на суздальской кафедре и немилости к Стефану... Невыгодный обмен удалял суздальских владык от Москвы, чего, конечно, они желать не хотели.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Pokrovski...

Между тем политические опасности сгущались над христианским населением. Шла вторая чигиринская война. Турки и татары почти не переставали опустошать правобережную Украину, они устраивали загоны, ловили жителей, угоняли их в плен, жгли города и села. Жители не имели возможности обрабатывать свои земли. В августе 1678 г. пал Чигирин. Защита его соединенными силами Москвы и Украины оказалась напрасною. Его взяли турки, а по народной пословице, за кем был Чигирин, за тем будет и Киев 69 . Тяжелее всего было сознание, что хищных врагов привел в Украину сын Богдана Хмельницкого, Юрий, учившийся у одного с Дмитрием учителя Иоанникия Голятовского. Население жило в ужасе; но не могло бежать и на правый Московский берег, потому что туда уже переправились враги. Димитрий при этом народном испытание решился выехать из-за рубежа на родину. Он направился в Батурин, вероятно в виду желания гетмана И. С. Самойловича, выраженного в письме полковника Дунина-Борковского. Вблизи Гетманской столицы расположен Крупецкий Николаевский монастырь, где игуменствовал в то время Феодосии Гугуревич. Здесь Дмитрий остановился и прожил более 2 лет (с 6 февраля 1679 г. по сентябрь 1681 г.). Хотя Гетман заканчивал войну с турками, но тревога не улегалась. Всё лето 1679 г. воздвигали укрепления в Киеве, расставляли войска по дороге из Крыма и повсюду держали их в сборе. Народ был в страхе от ожидаемого турецкого нашествия. Тревожные события усиливали значение гетмана и расположение к нему Московского правительства. Самойлович совершил два Чигиринских похода и теперь заканчивал турецкую войну. Вот как описывается она в повествовании, находящимся в IV части сочинений св. Димитрия. Турки, имея намерение взять себе Киев, сначала с огромным войском подступили к старинному казацкому городу Чигирину. Находящиеся там казацкие и царские войска отбили их первые страшные приступы, а на выручку («на отсечь») осажденных спешили с войсками царский воевода князь Ромодановский, и гетман, И. С. Самойлович. До прибытия их, 27 августа, враги с напряженными усилиями добывали город; а в этот день в Киеве по приказу киево-печерского архимандрита Гизеля, совершали Крестный ход вокруг верхнего Киева; вынесли для церковной процессии Киево-Печерскую икону Божией Матери, чего до того времени никогда не бывало, а также почитаемые святыни и многие св.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010