И того дни Великий Государь Царь изволил идти в Савин монастырь. И бысть Царское повеление вскоре, и начаша писати тоя же нощи; писцы же трудившиеся в деле сем, сея же обители постриженцы, добре видевше истину известно, понеже, бывшу всем во обители при Святейшем, и по преселении его, все были начальницы церковнии, уставщиками: в первых Строитель Герман, прежде бывший из младенчества Святейшего келейник, потом же был Архимандрит обители сей Воскресенской, второй Иеромонах Тихон, третий Иеродиакон Инокентий Свинской (Брянскаго Свенского монастыря), тут же и аз убогий (Никанор, в последствии Архимандрит сей обители) трудился. И написаша весь устав церковный и чин монастырский по чину, как было при Святейшем, и послаша его к Москве к Великому Государю, подписав своими руками». Таковы добавочные сведения о первом посещении Воскресенской обители Царем Феодором Алексеевичем со стороны одного из очевидцев. В следующем 1679 году Царь Феодор Алексеевич в третий раз благоволил посетить Воскресенский монастырь. Это посещение записано в монастырской вкладной книге следующим образом: «188 году, Ноября в 25 день (а следовательно в Генварском 1679 году) по Указу Великого Государя Царя и Великого Князя Феодора Алексеевича, из Приказу Большого Дворца прислана его, Великого Государя, грамота в Воскресенский монастырь ко Архимандриту Филофею и Строителю старцу Герману с братиею, велено: Сытного Дворца Стряпчему Леонтию Течеву с товарищи, как приедут, давать им для варения пива и квасов и бражек и кислых щей суды и котлы и наполы, и что к тому варенью понадобится и к его, Государскому, шествию в себе было готово и стройно. И Ноября в 27 день Стряпчий с ключом, Михаил Тимофеевич Лихачов, едучи в Нилову пустынь, и будучи в Воскресенском монастыре, Великого Государя милость Архимандриту Филофею Строителю старцу Герману с братиею сказал, и на пищу его, Государскую, милость привез и отдал: десять белуг, двадцать осетров, и Государского пришествия приказал ожидать вскоре. И Ноября в 29 день Великий Государь Царь и Великий Князь Феодор Алексеевич, посетил Воскресенский монастырь с Благоверными Царевнами и Великими Княжнами, Татьяною Михайловною и Евдокиею Алексеевною, а пришествие Великого Государя было в третьем часу дня, а Благоверным Государыням Царевнам дня часу в седьмом, и Великого Государя и Благоверных Царевен Архимандрит и Строитель встречал соборне во облачении по чину в Святых монастырских градных вратех. И взошед Великий Государь на монастырь, не ходя в свои, Государские, хоромы, изволил идти и ектенью пети в церкви Честного Креста, что именуется Голгофа, а после ектеньи изволил Великий Государь, походя и осмотря Церковного основания и строения, идти в свои, Государские, хоромы, и будучи он, Великий Государь в монастыре, Декабря до 1 числа, 22 монастырские строения и с Благоверными Царевнами соглядал, и по своему, Государскому, праведному обещанию изволил идти в монастырь Чудотворца Саввы».

http://azbyka.ru/otechnik/Leonid_Kavelin...

И. осудил 65 положений лаксистской морали. В 1678 г. иезуиты, противники квиетизма , стали инициаторами инквизиционного процесса против испан. пресв. Мигеля де Молиноса , автора опубликованного в 1675 г. соч. «Духовный проводник» (Guía espiritual) (одним из учеников де Молиноса считался И.). 18 июля 1685 г. де Молинос был арестован по обвинению в аморальном поведении, 28 авг. 1687 г. осужден Конгрегацией римской инквизиции. 3 сент. де Молинос в рим. ц. Санта-Мария сопра Минерва публично отрекся от своих взглядов. Папской буллой «Coelestis Pastor» от 20 нояб. 1687 г. квиетизм как учение был осужден; де Молинос приговорен к пожизненному заключению. 18 авг. 1678 г. И. по просьбе китайских католиков провозгласил св. Иосифа небесным покровителем Китая. По аналогичной просьбе Испании св. Иосиф был объявлен покровителем и этой страны (19 апр. 1679). В 1679 г. И. беатифицировал испан. миссионера в Лат. Америке архиеп. Лимы Торибио Альфонсо де Могровехо-и-Робледо (1538-1606; канонизирован в 1726), подтвердил почитание 5 блаженных Римско-католической Церкви: Амадея IX Савойского (1435-1472), Юлианы Фальконьери (1270-1341; канонизирована в 1737), Симона из Липницы (1435-1482; канонизирован в 2007), Петра Арменголя (1238-1304) и Антония Стронконе (1381-1461). 10 марта 1681 г. И. внес в общецерковный католич. календарь под 31 авг. память католич. св. Раймонда Нонната (1200-1240; вместе с Петром Ноласко он основал орден, занимавшийся выкупом христиан из плена). Лит.: Colombo G. Notizie biografiche e lettere di Papa Innocenzo XI. Torino, 1878; Michaud E. Louis XIV et Innocent XI d " après les correspondances diplomatiques inédites du ministère des affaires étrangères de France. P., 1882-1883. 4 vol.; Sauer A. Rom und Wien im Jahre 1683: Ausgewählte Actenstücke aus römischen Archiven. W., 1883, 2009 2; Gérin Ch. Louis XIV et St.-Siège. P., 1894. 2 t.; Immich M. Papst Innocenz XI. B., 1900; Giussani A. Il conclave di Innocenzo XI. Como, 1901; Fraknói G., Óváry L. Papa Innocenzo XI (Odescalchi) e la liberazione dell " Ungheria dal giogo ottomano.

http://pravenc.ru/text/468793.html

Сейчас, после обвала значительных массивов утеса, следы врубок в мягкой меловой породе уже разрушились, по ним невозможно в деталях восстановить конструкцию и габариты стоявших на скале построек, как это было сделано в Тустани на Прикарпатье. Тем не менее, автор берет на себя смелость выполнить примерную реконструкцию скального замка. Под защитой его «наряда» – установленной на башнях артиллерий, – можно было смело застраивать территорию нижней приречной террасы к востоку от Петропавловской церкви, что и было сделано в ближайшие годы. Евгением Альбовским опубликованы документы об освящении архимандритом Иолем в 1679 г., до нападения ордынцев, двух построенных им церквей – Успенской и Петропавловской. Если Петропавловская церковь стояла на нижней площадке скалы до 1787 г. – года закрытия монастыря, то в вопросе с Успенской нет ясности. Возможно, что освящение было связано с работами по перестройке и украшению скального храма, разрушенного в ноябре 1679 г. – в равной мере речь может идти и о деревянном храме на нижней территории, еще не защищенной укреплениями. Со временем он был отстроен и окружен острожными стенами, а в 1698 г. на его месте был заложен первый монастырский каменный соборный храм. А. Парамонов, А. Парийский «Николаевский храм Святогорской Успенской пустыни» Николаевская церковь - древнейшее наземное сооружение (середина XVII в.), расположенное на верхней террасе меловой скалы. Она трёхчастная и трёхверхая; верхи над алтарем и бабинцем – декоративные. Все компартименты - прямоугольные. Часть алтаря вырублена в скале, остальная постройка – пристроена. Наву венчает двухзаломный восьмерик. Переход от четверика к восьмерику осуществлен с помощью конических одноярусных тромпов. Бабинец имеет хоры, которые открываются в наву широкой аркой. Стилистика провинциального украинского барокко подчеркнута двухъярусными верхами с маковками и банями барочных очертаний с ковнирами. Внешний декор лаконичен и ограничивается окаймлением прямоугольных окон наличником простейшего профиля и полосами поребрика. Рисований (росписей) и иконостаса сейчас в интерьере нет.

http://sobory.ru/article/?object=05585

для стат. Росс.», 1841 г., I, 138; Бакмейстер, “Топограф. известия», 1771 г., 291; Строев, “Спис. иер. и настоят.», 376; “Чтения в И. Общ. ист.», 1877 г., I, Отд. 2, 346, 358, 375 (воспоминания архим. Пимена); “Опис. докум. и дел архива св. Синода», прилож., (по описи 1723 г. в нем была игум. Евксокустодиана, 127 монахинь, а с приписн. Новодевичьим Преображен. м-рем 132, крестьян не имел). 854. Казанский – Богородицкий, женский, 3-го класса (с 1764 г.), в гор. Калуге, на возвышенном берегу р. Оки. Год и причина его основания неизвестны, но он несомненно начал свое существование в период 1626–1685 г.; в описи Плещеева в 1626 г. о нем не упоминается, а по описи Полуехтова в 1685 г. он показан существующим на посаде с церковью Казан. Богородицы. В 1678 – 1680 г. в нем была игум. Маремиана Пальчикова. Сюда бывает крестный ход 8 июля. В числе игумений здесь была Агния, скончавшаяся в 1796 г. и погребенная в Лаврентьевом м-ре, где до сих пор по ней служатся панихиды стекающимися богомольцами. “Ист. Роос. Иер.», IV, 320; Ратшин, 113; “Матер. для стат. Росс.», 1841 г., I, 177; “Опис. монаст.», 1817 г., 50; “Топогр. опис. Калуж. наместн.», 15; “Памят. кн. Калуж. губ. на 1861 г.», 292; на 1873–74 г., 97; “Справоч. кн. Калуж. губ. на 1871 г.», Отд. 2, 25 (крестн. ход 8 июля); Попроцкий, “Калуж. губ.», II, 541; Бакмейстер, “Топограф. известия», 1771 г., 184; “Извл. из отч. Об.– Пр.», 1846 г., 92 (пожертв. дерев. дом); 1856 г., 90 (надел. землею); 1858 г., 13 (пожертв. земля); “Калуж. губ. в.», 1846 г., 29 (в ризнице хранятся: память о положении руги, указ патр. Адриана о поставлении игумении и память игуменьи Феодосии о принятии в м-рь некоторых стариц); 1847 г., 20 (крестн. ход); 1850 г. (кратк. опис.); 1854 г., 46, 47 (описи Плещеева и Полуехтова); Иером. Леонид, “Ист. опис. Калуж. Лаврент. м-ря», 1888 г., 68; Строев, “Спис. иер. и настоят.», 582, 13; “Чтения в И. Общ. ист.», 1865 г., IV, смесь, 81 (Обозр. рукоп. и старопеч. книг), 85 (Гр. 1679 г. митр. Варсонофия по челобит. игум. Маремианы); “Опис. документ. и дел архива св. Синода», I, 333 (дело 1721 г. о раскольниках; игум. Гавдела и ее предместница Федосья уличены в укрывательстве их); II, ч. 1, 492 (челобит. 1722 г. игум. Гавделы о выдаче жалованья за 1715–22 г.); III, 405 (дело 1723 г. о разводе брака Маркова с женою его, урожд. Воейковою; игум. Екатерина); VI, 1726 г., 512 (разрешено постричь в м-ре вдову стольника Полонского, Татьяну Васил., прожившую в м-ре после мужа 13 лет); “Опис. Москов. архива Мин. Юстиции», II, книги дозорн., переписн. и проч., 63 (игум. Маремьяна Пальчикова 1679 г.).

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/o...

128. Сборник, в 4-х частях, под названием: «Праздники большие», в ¼ листа; по листам внизу подпись: «1715 года сия книга двунадесятых Господских праздников, дванадесять канонов греческого напева, написана за благословением отца Архимандрита Антония, и отдана в церковь Живоносного Христова Воскресения в обители Воскресенской в строение Святейшего Никона, Патриарха Московского и всея России, зовомый Новый Иерусалим, а подписал по его, отца Архимандрита, приказу, той же обители постриженник, головщик Аарон Каменев.» Из архивных рукописей заслуживают особого внимания: а. Опись 1680 года полная всему монастырскому имуществу, составленная при переходе Воскресенского монастыря в Дворцовое Ведомство (Государевой Мастерской Палаты), по случаю последовавшего от Царя Федора Алексеевича (в 1679 г.) повеления продолжать начатое Патриархом Никоном церковное строение на счет Царской казны. Рукопись в д. листа. б. Две книги актов: жалованные (Царские), правые купчие, дарственные, закладные и меновные грамоты на владения Воскресенского монастыря в 17 столетии. ПРИМЕЧАНИЯ К ОПИСАНИЮ ОТДЕЛА РУКОПИСЕЙ. 1. Из монастырских актов, видно, что в Воскресенской обители было намерение завести свою собственную типографию, для чего и были уже приготовлены «книжные заводы и слова отлитые» ; но, как видно из грамоты Патриарха Иоакима 1676 г. От 4 Ноября (из Патриаршего Приказа), повелено все это взять к Москве, во исполнение чего оные и были тогда же сданы под расписку Патриаршему Ризничему, Иеродиакону Иакинфу, а в следующем 1677 году, грамотою из Патриаршего же Приказа, от 4-го Марта, велено: «старца Каллистрата, который вырезывал икосы и в чем отлиты слова были, прислать к Москве.» Из этого очевидно одно, что в Воскресенском монастыре при Патриархе, кроме книгочеев и грамотеев, были и знатоки типографского дела, и было намерение, по примеру Иверского Валдайского монастыря, основать свою собственную типографию; но относится ли это намерение ко времени проживания здесь Патриарха (с 1658 по 1667), или намерение это надобно почитать современным выше упомянутым грамотам и их вызвавшим, о сем, по неимению подлинных грамот (отобраны в Мастерскую Палату, в ведении которой состоял Воскресенский монастырь с 1679 года), определенного заключения сделать нельзя. С своей стороны мы полагаем, что как типография, так и «книжные заводы и отлитые слова» Воскресенской обители суть остаток Типографии Иверской Валдайской обители, и что Типография эта была перевезена в Воскресенский монастырь по воле Патриарха Никона , и с предположением возобновить ее в своей Воскресенской обители, чему помешали известные обстоятельства, предшествовавшие Московскому Собору 1667 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Leonid_Kavelin...

Поныне видны остатки вала, составлявшего вместе со рвом и деревянным полисадом крепость Богодухова. В 1785 г. так описывали эту крепость: «в том городе земляной вал в окружности на 481 сажень, вышиною от горизонта в одну сажень, шириною в заложении в три сажени; вокруг его сухой ров глубиною в три сажени, шириною на пять саж. сделанный в давних годах, стоит на ровном месте; в нем церковь деревянная соборная во имя Успения Пресв. Богородицы». В 1716 г. богодуховцы в своей просьбе к преосвященному писали: «служили в нашей соборной церкви Успения Пресвятой Богородицы лет 30 и больше, а в прошлом 713 г. изволением Божим она сгорела. На то место взяли церковь из села, но та мала; лет 7 тому назад построена на посаде церковь большая во имя Св. Троицы». Богодуховцы просили дозволения перенести большую Троицкую на место малой Успенской, а малую на место Троицкой, с освящением той и другой. И разрешение было дано. Таким образом первый соборный храм Богородичный в Богодухове построен около 1670 г. По актам Ахтырского полка известны Богодуховские протоиереи: Сергий по акту 1679 г., Косьма Иванов 1698–1712 и Герасим Степанов 1715–1729, а после того были Антоний Волкевич 1733–1736; Автоном Захаржевский 1750–1760 гг. и Димитрий Захаржевский 1770 г. В построении соборного храма 1716 г. принимала особенное участие жена обозного Павла Гавриловича Павлова, спасшаяся от татарского плена помощью Богоматери. Портрет Павлова долго стоял в соборном храме с замечательною надписью, которую увидим ниже. Ныне существующий каменный храм построен в 1793 г. В колокольне соборного храма в 1802 г. устроен храм во имя свят. Николая сотником Иваном Нахимовым. Этим храмом заменен деревянный Николаевский храм Богод?хова, которого протоиерей Сергий известен еще по акту 1679 г. и при котором в 1710 г. видим двух священников. По местному преданию первый храм во имя Св. Троицы в Богодухове построен был прежде первого Успенского храма. Полагают, что самое имя Богодухова город получил от начального храма своего во имя Бога Духа Св. По актам 1705 г. известен Богодуховский Троицкий священник Максим Леонтьевич. Каменный храм во имя Св. Троицы освящен в 1810 г.;

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Замечательнейшие постановления царствования Феодорова относятся преимущественно к последним годам, когда царь возмужал и когда, по устранении Милославских, Языков, Лихачев и Голицын получили главное влияние. В 1679 и 1680 годах отменено членоотсечение: «Которые воры объявятся в первой или в двух татбах, тех воров, пытав и учиня им наказанье, ссылать в Сибирь на вечное житье на пашню, а казни им не чинить, рук и ног и двух перстов не сечь, ссылать с женами и детьми, которые дети будут трех лет и ниже, а которые больше трех лет, тех не ссылать». В 1677 году окопана была во Владимире на торговой площади крестьянка Жукова за то, что отсекла косою голову мужу своему; сутки пробыла она в земле, как владимирское духовенство подало челобитную, чтоб преступницу вынуть из земли и постричь в монастырь; государь велел исполнить челобитную. В 1682 году был такой же случай в Москве: две преступницы были окопаны в землю, и в земле обещались постричься и злых дел не творить: государь велел их выкопать и постричь. В 1680 году разосланы были во все города грамоты, чтоб в приказных избах и тюрьмах колодников никого, ни в каких делах многих дней не держали, решали бы их дела немедленно. В том же году издано было постановление: «Впредь тюремным сидельцам влазного с новоприводных людей, которые посажены будут на тюремный двор и за решетку, брать не велено». В 1681 году патриарх разослал память: «Если мужья от жен, а жены от мужей захотят постричься, то их не постригать; а если жена от мужа пострижется, то мужу ее другой жены не брать, также и женам после пострижения мужей замуж не выходить». В 1679 году били челом служилые люди, что родственницы их выданы замуж с вотчинами и мужья их бьют и мучат, приневоливают, чтоб они свои приданые вотчины продавали и закладывали своими именами: состоялся указ, чтоб мужья не продавали и не закладывали вотчин жен своих их именами. В 1680 году отменена неприличная форма в челобитных: «чтоб государь пожаловал, умилосердился как бог»; вместо этого велено писать: «для приключившегося которого праздника и для его государского многолетнего здравия». В том же году издан патриарший указ: в приказах допрашивать духовных отцов только об изустных памятях и завещаниях, при них сделанных, а не о грехах кающихся.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Solovev...

18 . ГEPACUM III хиротонисан в 1481 году, Июля 29, из Боровского Пафнутьева монастыря. Скончался в 1489 году, Мая 16, в оном Пафнутьеве монастыре. 19 . АВРААМИЙ хиротонисан в 1491 году, Ноября 18, из Игуменов Московского Угрешского монастыря. Скончался в Сентябре 1502 года. 20  НИКОН хиротонисан в 1502 году, Мая 1, из Игуменов Вологодского Павлова монастыря. 21 . МИТРОФАН хиротонисан в Феврале 1507 года из Архимандритов Московского Андроньева монастыря. В Июне 1518 года оставил Епископию. 22 . ТИХОН хиротонисан в 1520 году, Февраля 14, из Игуменов Московского Угрешского монастыря. Василий сомнительный. 23 . ВАССИАН Топорков хиротонисан в 1525 году, Апреля 2. Оставил Епископию в 1542 году. 24 . ФEOДOCUЙ III хиротонисан в 1542 году, Июля 2, из Архимандритов Московского Новоспасского монастыря. Евфимий сомнительный. 25 . ГEPACUM IV хиротонисан в 1563 году. 26 . BAPЛAAM II упоминается в 1564 году. 27 . UOCUФ II, по другим – ИОАСАФ хиротонисан в 1565 году. Савватий сомнительный. 28 . ДАВИД упоминается в 1572 году. 29 . ИОВ хиротонисан в 1581 году. В 1586 году переведён в Ростов Архиепископом. 30 . UOCUФ III хиротонисан в 1588 году, и упоминается около 1608 года. 31 . РАФАИЛ хиротонисан в 1617 году из Архимандритов Вологодского Спасо-Каменского монастыря. 32 . АЛЕКСАНДР хиротонисан в 1643 году из Архимандритов Вологодского Спасо-Каменского монастыря. В 1658 году переведён в Вятку. 33 . NABEЛ III хиротонисан в 1658 году, Июня 9. За единомыслие с раскольниками в 1667 году соборно осуждён, лишён сана и заточён в Палеостровский монастырь, где и скончался. 34 . МИСАИЛ хиротонисан из Архимандритов Симоновских в 1667 году. В 1672 году Февраля 17 переведён в Белгород. Б) Архиепископы 35 . ИОСИФ хиротонисан в 1672 году из Архимандритов Нижегородского Печерского монастыря. С 1679 года, по увольнению от Епархии, находился при Архангельском Московском соборе. 36 . NABEЛ IV Моравский хиротонисан в 1679 году. В 1682 году переведён в Суздаль Архиепископом же. 37 . HUKUTA II в 1682 году переведён из Епископов Звенигородских. Скончался в 1701 году.

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Ornat...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ПАХОМИЙ ИЗ ГЛЕДИНА [Пенку Петру; румын. Pahomie de la Gledin] (ок. 1674, Гледин, комитат Турда, Трансильванское княжество в составе Габсбургской монархии (ныне в коммуне Монор, жудец Бистрица-Нэсэуд, Румыния) - апрель 1724, Киево-Печерская лавра, Киев), свт. Румынской Православной Церкви (РумПЦ) (пам. румын. 14 апр.), еп. Романский Молдавской митрополии РумПЦ в составе К-польского Патриархата (1707 - кон. 1713). Сведения о П. из Г. при подготовке труда о Романской епископии собрал еп. Романский Мелхиседек ( Стефанеску; 1879-1892): он работал с источниками из архива Нямецкого в честь Вознесения Господня мужского монастыря и с документами Романской епископии; использовал сведения Жития П. из Г., написанного анонимным монахом в основанном святителем Покровском скиту; изучал устные сведения о П. из Г., сохранившиеся в Нямецком мон-ре и в Покровском скиту. В 1972 г. К. Воическу издал труд «Жизнь и деятельность еп. Пахомия Романского». Род. в семье свящ. Евфимия (Ифтимие) Пенку и Анны, крещен с именем Петру. Приходился дядей митр. Молдавскому Иакову II (Стамати) . Начальное образование получил в монастыре Руга в Гледине, ктитории господаря Молдавского княжества Петру IV Рареша. В последней четв. XVII в. кальвинист. власти Трансильвании усилили давление на румын: между 1679 и 1688 гг. было аннулировано большинство грамот о пожаловании дворянства правосл. румынам (привилегии саксов, венгров и секуи оставались под защитой конституции); трансильванская диета (сословное собрание), созванная в Сигишоаре 12 янв. 1680 г., аннулировала все прежние привилегии правосл. клира; значительное влияние на православное румын. население Трансильвании оказало отстранение от руководства Церковью митр. Иосифа (Будая; 1680-1682), убитого по приказу герцога Михая I Апафи при подстрекательстве высшего администратора трансильванской кальвинист. церкви М. Т. Добоша (1679-1684). Считается, что Петру участвовал в похоронах митрополита в мон-ре Руга. Мн. трансильванцы, в т. ч. и Петру, бежали в правосл. Молдавское княжество : в 1694 г. юноша поступил в Нямецкий мон-рь, где подвизались многие его соотечественники. В 1697 г. настоятель мон-ря игум. Иоанн постриг Петру в монашество с именем Пахомий и рукоположил во диакона. В следующем году он был рукоположен во иерея и получил послушание экклисиарха. В 1702 г., после смерти игум. Иоанна, П. из Г. был избран настоятелем Нямецкого мон-ря.

http://pravenc.ru/text/2579866.html

Исаак же сам собою был образом Пригвожденного, быв послушен своему отцу даже до смерти, как и Христос» ( Greg. Pal. Hom. 11; рус. пер.: Григорий Палама, свт. Беседы. М., 1994. Т. 1. С. 109; см.: Царевская. 2007. С. 183). Так же парно в медальонах полуфигуры Авраама и И. были представлены на зап. склоне сев. подпружной арки в ц. Успения Богородицы на Волотовом поле в Вел. Новгороде (1363), на зап. и вост. склонах на сев. подпружной арке в ц. арх. Михаила Сковородского мон-ря в Вел. Новгороде (нач. XV в.?). Ростовой образ И. помещен между окнами барабана в ц. прав. Симеона Богоприимца в Зверине мон-ре в Вел. Новгороде (кон. 60-х - нач. 70-х гг. XV в.), в Спасо-Преображенском соборе в Ярославле (1563-1564), в Успенском соборе Кириллова Белозерского мон-ря (1641) и др. Фреска «Встреча Исаака с Ревеккой» украшает внешнюю стену зап. галереи ц. прор. Илии в Ярославле (50-е гг. XVII в.). Вероятно, к XIII в. относится икона с праотцами Авраамом, И. и Иаковом из мон-ря вмц. Екатерины на Синае ( Sotiriou A., Sotiriou M. G. Icônes du Mont Sinai. Athenes, 1956. Vol. 1. Fig. 181). «Жертвоприношение Исаака» представлено также на т. н. большом саккосе митр. Фотия (1414-1417, ГММК). Единолично И. изображен на иконах, входящих в праотеческий ряд высокого иконостаса. Самый ранний пример - ростовая икона из иконостаса Троицкого собора Троице-Сергиева мон-ря (кон. XVI - нач. XVII в., вклад в собор Бориса Годунова). Подобные иконы происходят из иконостасов Благовещенского собора Московского Кремля (50-60-е гг. XVI в., ГММК) - полуфигура на архитектурном фоне, Троицкого собора Ипатиевского мон-ря (1652, КГОИАМЗ), Вознесенского собора Вознесенского мон-ря в Московском Кремле (ок. 1679, ГММК), Рождественского собора Антониева мон-ря (кон. XVII в.), Троицкого собора Троице-Сыпанова мон-ря в Нерехте (1679-1680, КГОИАМЗ), Покровской ц. с. Селезениха Лихославльского р-на Тверской обл. (кон. XVIII в., ГНИИР) и мн. др. В цикле «Страшный Суд» И. изображается вместе с Авраамом и Иаковом в раю: у сидящих на престолах ветхозаветных патриархов (или только у Авраама, как, напр., на фреске Успенского собора во Владимире, 1408) за пазухами видны детские фигурки - души праведных.

http://pravenc.ru/text/674115.html

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010