– Новосибирск: Наука, 1998. 45 . Описание рукописей Соловецкого монастыря, находящихся в библиотеке Казанской Духовной Академии. – Ч. 1. – Казань: Тип. Императорского Университета, 1881. 46 . Павел Евдокимов . Православие. – М.: Библейско-богословский институт, 2002. 47 . Петр Могила . Еухологион, албо Молитвослов, или Требник. – Ч. 1–3. – Киев: Тип. Лавры, 1646. 48 . Петр Могила . Зобране короткои науки о артикулах веры. – Львов: Тип. Арсения Желиборского, 1646. 49 . Петр Могила . Православное исповедание веры. – М.: Печатный двор, 1696. 50 . Петр Могила . Собрание краткия науки, о артикоулах веры. – М.: Печатный двор, 1649. 51. Петр Могила . Собрание короткои науки о артикулах веры. – Киев: Тип. Лавры, 1645. 52 . Полуустав. – [Евье/Вильно]: Тип. братская, [ок. 1637–1640]. 53 . Псалтирь. – М.: Печатный двор, 1647. 54 . Сильвестр Косов . Дидаскадия, альбо наука котораяся первей из уст священником подавана о седми сакраментах, алболи тайнах. – Киев: тип. Лавры, 1657. 55 . Симеон Полоцкий . Беседы и некоторые переводы//ГИМ. – Син. – 289. 56 . Симеон Полоцкий . Венец веры кафолическия и Катехизис//ГИМ. – Син. – 39. 57 . Симеон Полоцкий . Венец веры кафолическия и Катехизис//ГИМ. – Син. – 286. 58 . Соболевский А. И. Переводная литература Московской Руси XIV–XVII вв. Библиографические материалы. – СПб.: тип. Императорской Академии Наук, 1903. 59 . Собрании вкратце словес от Божественного Писания. – Угорцы: Павел Дом- жив-Люткович, 1618. 60 . Стефана Зизания Изложение о православной вере//Наука ку читаню, и розуменю писма словенского. – Вильно: Тип. братская, 1596. – Л. 38 об. –44 об. 61 . Требник. – Вильно: Тип. братская, 1621. 62 . Федотова М. А. Димитрий (Савич (Туптало)). Биография//Православная Энциклопедия. – Т. XV. – М., 2007. – С. 8–30. 63 . Федотова М. А. О неизданных сочинениях святителя Димитрия Ростовского: к постановке проблемы//Вестник ПСТГУ. Сер. III: Филология. – 2014. – 1(36). – С. 47–64. 64 . Федотова М. А. Эпистолярное наследие Димитрия Ростовского : исследование и тексты.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

Старопечатные книги: Молитвы повседневные. (Вильно, тип. Братская, 25.VII.1595). 8°, ок. 238 л. Молитвы повседневные. (Вильно, тип. Братская, 26.Х.1596). 8°, ок. 236 л. Псалтирь с восследованием (Правило истиннаго живота христианскаго). (Острог, 23.XII.1598). 8°, 439 л. Молитвы повседневные. (Вильно, тип. Леона Мамонича, 1601). 12°, 246 л. Молитвы повседневные. (Вильно, тип. Леона Мамонича, ок. 1609). 12°, 230 л. Молитвы повседневные. (Евье, тип. Братская, 1611). 8°, 257 л. Часослов с восследованием. (Острог, 25.V.1612). 8°, 496 л. Анфологион. (Евье, тип. Братства, 1613). 16° 236 л. Молитвы повседневные. (Евье, тип. Братская, 1615). 12°, 443 л. Часослов. (Киев, тип. Лавры, 20.XII.1616). 4°, 190 л Молитвы повседневные. (Вильно, тип. Братская, 1621). 12°, более 309 л. Полуустав. (Вильно, тип. Братская, 1622). 8°, 431 л. Псалтирь с восследованием. (Москва, Печатный двор, 5.XI.1625). 2°, 649 л. Акафисты. (Киев, тип. Лавры, 1625). 4°, 205 стр. Акафисты. (Киев, тип. Лавры, 1.IV.1629). 4°, 308 стр. Часослов полуставный. (Черная, тип. П. Лютковича, 10.VIII.1629). 8°, 501 л. Молитвы повседневные. (Вильно, тип. Братская, 1635). 8°, 268 л. Акафисты. (Киев, тип. Лавры, 8.XI.1636). 4°, 360 стр. Канонник. (Москва, Печатный двор, 14.IV.1636). 4°, 488 л. Канонник. (Москва, Печатный двор (Ф.Бурцов), 15.I.1641). 8°, 416 нн. л. Полуустав. (Киев, тип. Лавры, 1643). 8°, 1248 стр. Молитвословец (Ефимериос). (Вильно, тип. Братская, ок. 1644). 12°, более 207 л. Полуустав. (Евье или Вильно, тип. Братская, 1646). 2°, 227 л. Ефимериос. (Вильно, тип. Братская, 1652). 12°, 345 л. Часослов с молитвам повседневными (Киев, тип. Лавры, 1657). 24°, 461 л. Псалтирь с восследованием. (Москва, Печатный двор, 17.III.1658). 2°, 1146 стр. Псалтирь с восследованием. (Москва, Печатный двор, 1660). 12°, 1314 стр. Канонник. (Москва, Печатный двор, 30.VII.1662). 8°, 386 л. Полуустав. (Киев, тип. Лавры, 1672). 8°, 672 л. Канонник. (Москва, Печатный двор, XII.1672). 8°, 166 л. Канонник. (Москва, Печатный двор, II.1679). 8°, 379 л.

http://bogoslov.ru/article/5233602

б. В 1608 г. братство опубликовало написанное на польск. языке анонимное соч. «Αντγραφη, albo Odpowiedz na script uszczupliwy, przeciwko ludziom staroytney religiey graeckiey od apostatow Cerkwie Wschodniey wydany» (Ответ на едкое сочинение, напечатанное отступниками от Восточной Церкви против народа старой греческой веры), в к-ром опровергались 2 брошюры, изданные Потеем против В. б. и вообще православных. В 1610 г. в братской типографии было напечатано антикатолич. и антиуниатское соч. М. Г. Смотрицкого (см. Мелетий ) «Θρνος, to jest Lament, iedyney s. powszechney apostolskiey Wschodniey Cerkwie, z obiasnieniem dogmat wiary» (Плач единой святой соборной апостольской Церкви, с объяснением догматов веры), после чего последовал королевский указ об уничтожении книг, изданных В. б. В типографии произвели обыск, уничтожили шрифты, Карпович и неск. печатников были отправлены в тюрьму. На нек-рое время деятельность типографии прекратилась, но затем один из братчиков - кн. Б. М. Огинский - перенес ее в свое имение Евье (совр. Вевис, Литва); в 20-х гг. XVII в. возобновила свою деятельность также братская типография в Вильно. К 1617 г. братчики построили новое, каменное здание школы. Несмотря на притеснения властей и нападки униатов, В. б. являлось наиболее значительным центром Православия на белорусско-литов. землях. Патроны правосл. мон-рей Литвы, бессильные самостоятельно противостоять натиску гос-ва и католич. Церкви, отдавали находившиеся на их землях правосл. обители под опеку Свято-Духова мон-ря и В. б. При мн. мон-рях существовали школы, действовали братства. В. б. посылало в подчиненные ему обители исправных в иноческой жизни насельников, ставило настоятелей, обеспечивало книгами, школы - учителями. В 10-30-х гг. в типографиях В. б. (в Евье и Вильно) в значительном количестве печаталась богослужебная, учебная и учительная лит-ра: Новый Завет с Псалтирью (Евье, 1611; Вильно, 1623), «Молитвы повседневные» (Евье, 1615), «Молитвеник, или Требник... Из греческаго языка на словенский преведеныи и истинно изследованыи» (Вильно, 1618), Псалтирь (Вильно, 1621, 1623, 1627, 1631), «Полу-устав, или Требник» (Вильно, 1622; Евье или Вильно, 1637-1640), Требник (Вильно, 1624, 1628), «Диоптра, сиречь Зерцало, альбо Изображене известное живота человеческого в мире» братского проповедника игум.

http://pravenc.ru/text/158638.html

235 В станице Червленой, во время путешествия о. Павла по Кавказской епархии, собралось такое множество народа, которого не бывало и на сходках по общественным делам. Кавк. еп. вед. 77 г. стр. 163. 243 Там-же, II, 298–299. Речь о. Павла помимо собеседований с старообрядцами вообще отличалась необыкновенной убедительностью. В Херсонесе, где он лечился некоторое время, пришлось ему встретиться с блестящим молодым офицером, человеком ученым, но не верующим. В обоюдных разговорах речь шла преимущественно о предметах религиозных и в результате вышло, что молодой неверующий учёный, под влиянием проповеди о. Павла, сделался истинным христианином. Братск. сл. 96 г. Апрель, стр. 10. 244 Собр. соч. архим. Павла, ч. II, стр. 295, 302, 321, 460, 461. Братск. сл. 75 г. 3 т. стр. 266. 245 Собр. соч. арх. Павла, II, стр. 306. Брат. Сл. 75 г. I, 98. К такой такой манере прибегал неоднократно даже сам Онисим Швецов (Брат. Сл. 86 г. II, стр. 136). 255 Таковы знаменитые его беседы в г. Александровске Ковен. губ. (Собр. сочин. арх. Павла ч. I, 569), в г. Режицах (Витебск. губ. ч. I, стр. 599) в беседе с старообрядцами, приемлющими австрийскую иерархию (ч. II, 523). 266 Собр. соч. арх. Павла, ч. III, стр. 383, 412, 451; II ч. стр. 430, 473. Братск. сл. 90 г. II, стр. 82. 280 Вооружаясь против православной Церкви, о. Павел, будучи ещё в расколе, напечатал, между прочим, и выдержки их этих соборных постановлений, именно, взято было то, что старообрядцы умеют обращать в своё оправдание. Это прусское издание о. Павла часто фигурировало в руках раскольников, при собеседованиях с о. Павлом, когда он был уже православным миссионером. Старообрядцы не знали ни происхождения этого издания, ни его внутренней несостоятельности. О. Павел надлежащим образом разъяснял им то и другое. (Собр. соч. арх. Павла, ч. I, стр. 593–594). 285 Братск. слово 93 г. I, стр. 353. «Празднование двадцатипятилетия со дня присоединения к православной Церкви архим. Павла». 286 Мы знаем, что он был хилым от природы. Аскетические подвиги совершенно изнурили его плоть, так что, присоединяясь к правосл. Церкви, он по его собственным словам, не надеялся долго жить и молился о продлении своей жизни хотя бы на один год, чтобы после раскола утешиться сыновством Церкви. Бр. сл. 93 г. I, стр. 354. «Празднование двадцатипятилетия».

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Prusskij...

Слова». В-4-х: допущенное Н.И. Субботиным распубликование частного интимного письма для целей обостренной полемики оставляем без ответа, – на суд читателей и на совесть почтенного старца, автора статьи. В-5-х: просьбу редактора «Братск. Слова», – «оставить в покое наше старое дело», (т.е. борьбу с расколом?), не считаем возможным исполнить, так как дело борьбы с всесильным расколом не признаем делом только вашим ( Н.И. Субботина ); это многотрудное, вековое дело и не ваше и не наше, а всякого ревнующего об интересах родного православия и посильно могущего служить пользе Матери-Церкви… Наоборот, строгая критика многоопытного профессора–расколоведа, за два года его молчаливого наблюдения за «Миссионер. Обозр.», усмотревшего в глазу брата лишь два-три сучка мелких убеждает, что посильный труд наш и в области расколо-обличения не тщетен пред Господом. А не ошибается лишь тот, кто ничего не делает… Впрочем, к успокоению Редакции «Братск. Слова» считаем не лишним объяснить ей, что в числе редакционных соработников наших по вопросам раскола есть весьма сведущие люди, есть и бывшие сотрудники «Братск. Слова», следовательно, – надеемся люди – «искушенные». Редакция. 174 Исключенная статья 199 гласила: «За допущение малолетних христиан производить духовные обряды по жидовской вере, или иной какой-либо ереси, или же участвовать в оных, родители сих детей или воспитывающие их подвергаются, так же как за совращение совершеннолетних в раскол: наказанию, выше сего в статье 197 определенному. Сами же малолетние, производящие сии обряды, отсылаются на казенные фабрики». Это же законоположение, с незначительным дополнением, заключалось в виде статьи 209 в Улож. о нак., изд. 1845 г. 175 Уложение о наказаниях уголовных и исправительных 1885 г. Издано Н.С. Таганцевым Спб. 1895, стр. 209 и 210. 176 Если газета имеет в виду специальный журнал г. Субботина, то действительно, «Братск. Слово» почему-то «хранило молчание» даже и о самом Синодальном распоряжении относительно созыва съезда миссионеров в Казани; не обмолвился противо-раскольничий журнал также и о ходе занятий, а равно и о результатах совещаний съезда… И только лишь одному вопросу о Тираспольской секте проф. Субботин уделил свое просвещенное внимание. Ред. 177 Первую литургию по приезде в Киев Савватий служил в старой молельне, так как за отъездом Поповой ее молельня была заперта, а оставленные ею заместитель старосты отказался отпереть Савватиеву церковь без разрешения Поповой. Савватий испросил у последней разрешение и после собора совершил здесь литургию. 178 На ектеньях царствующая фамилия поминается по формуле старопечатных служебников: «Еще молимся о благочестивом царе нашем» и т.д. и после прошения поется Господи помилуй 12 раз. Читать далее Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

P., 1994. P. 1269-1272; Feci S. Riformare in antico regime: La costituzione di Paolo V e i lavori preparatori (1608-1612)//Roma moderna e contemporanea. R., 1997. Vol. 5. P. 117-140; Beretta F. Le Siège Apostolique et l " affaire Galilée: Relectures romaines d " une condamnation célèbre//Ibid. 1999. Vol. 7. P. 421-461; Reinhardt N. Macht und Ohnmacht der Verflechtung: Rom und Bologna unter Paul V.: Stud. zur Frühneuzeitlichen Mikropolitik im Kirchenstaat. Tüb., 2000; Emich B. Bürokratie und Nepotismus unter Paul V. (1605-1621): Stud. zur frühneuzetlichen Mikropolitik in Rom. Stuttg., 2001; M ö rschel T. Buona amicitia?: Die romisch-savoyischen Beziehungen unter Paul V. (1605-1621): Stud. zu frühneuzeitlichen Mikropolitik in Italien. Mainz, 2002; «Cose dell " altro mondo»: L " Ambasceria di Antonio Emanuele Principe di N " Funta, detto «il Negrita» (1604-1608) nella Roma di Paolo V/Ed. L. Martínez Ferrer, M. Nocca. Vat., 2003; Brunelli G. Politica europea e riforma tridentina: Le istruzioni generali di Paolo V ai diplomatici pontifici (1605-1621)//RSLR. 2004. Vol. 40. N 3. P. 579-584; Römische Mikropolitik unter Papst Paul V. Borghese (1605-1621) zwischen Spanien, Neapel, Mailand und Genua/Hrsg. W. Reinhard. Tüb., 2004; Wieland C. Fürsten, Freunde, Diplomaten: Die römisch-florentinischen Beziehungen unter Paul V. (1605-1621). Köln, 2004; Arte e immagine del papato Borghese (1605-1621)/Ed. B. Toscano. San Casciano, 2005; Grafinger C. M. Handschriften und Druckwerke Pauls V. in der vatikanischen Bibliothek//Nuovi annali della scuola speciale per archivisti e bibliotecari. Firenze, 2005. Vol. 19. P. 147-154; Giordano S. Note sui governatori dello Stato Pontificio durante il pontificato di Paolo V (1605-1621)//Offices, écrit et papauté (XIIIe - XVIIe siècle). R., 2007. P. 885-938; Die Aussenbeziehungen der römischen Kurie unter Paul V. Borghese (1605-1621)/Hrsg. A. Koller. Tüb., 2008; Metzler G. Französische Mikropolitik in Rom unter Papst Paul V. Borghese (1605-1621). Hdlb., 2008; Tabarrini M.

http://pravenc.ru/text/2578531.html

Вследствие сего, поставляю вам в обязанность, отец архимандрит, к половине настоящего марта месяца прибыть в Жировицы и, по личным моим указаниям и разрешениям, заняться отделением помянутой ризницы, составлением оной особой описи и отправлением отделённой ризницы в город Вильно. С тем вместе, соответственно прежнему моему указанию, имеете вы привезти приобретённые уже принадлежности для изготовления форменной одежды на певчий архиерейский хор. Издержки на путешествие в Жировицы разрешаю вам заимствовать из остаточной штатной суммы, на архиерейский дом предназначенной; архиерейский же дом в Вильно поручить на время вашего отсутствия ведению иеродиакона Иулиана Плескачевского. Литовской консистории, от 5 марта за 560, о приготовлении консисторских дел к отправлению в Вильно К исходу наступающего апреля месяца предстоит перемещение в Вильно из Жировиц епархиального управления. Посему предлагаю консистории заняться отныне приготовлением консисторских дел к отправлению в Вильно, укладкой оных в ящики, обращая для сего время, более для чиновников консисторских свободное от других занятий. Ближайшую ответственность за сохранность и порядок при перевозке дел имеет консистория возложить: по делам архива, на архивариуса Плавского и старшего канцеляриста Бенешевича; а по делам текущим и не сданным ещё в архив, на столоначальников, каждого по своему столу. Каждый столоначальник обязан заготовить для себя ящик, соответственно массе своих дел, так чтобы дела сии могли быть перевезены в Вильно одновременно и принять вновь безостановочное течение в новом местопребывании консистории. Источник для издержек по сему предмету уже назначен и известен консистории. Г. обер-прокурору Святейшего Синода графу Протасову (секретно), от 10 марта за 611, о скорейшей передаче духовному Православному ведомству зданий упразднённых в Вильно монастырей миссионерского и кармелитского, об устройстве в Троицком монастыре помещения для семинарии и проч. Секретным отношением, от 27 истекшего февраля за 1398, ваше сиятельство уведомляете меня, что предположенный для женского Православного в Вильно монастыря и для временного помещения семинарии Виленский упразднённый миссионерский монастырь, по отношении к вам г. военного министра, необходим до конца 1846 года для временного помещения госпиталя, так как оный для сего уже приготовлен и в марте месяце предположено перевести сюда госпиталь, а, следовательно, по краткости времени, невозможно приготовить другого помещения. Засим ваше сиятельство требуете моего мнения, не окажется ли возможным поместить временно семинарии в упразднённом Виленском доминиканском монастыре и особом доме, принадлежавшем миссионерскому монастырю, в коих гражданский губернатор предполагал устроить госпиталь, в случае передачи духовному ведомству миссионерского монастыря.

http://azbyka.ru/otechnik/Iosif_Semashko...

В день вчерашний имел я удовольствие получить отношение вашего сиятельства, от 6 сего апреля за 3724, насчёт временного устройства Виленского Святотроицкого монастыря под помещение семинарии. Исполнительное распоряжение по отношении сему ваше сиятельство усмотреть изволите из прилагаемого при сём в списке отношения моего к преосвященному Ковенскому, от нынешнего числа. Впрочем, я теперь же делаю преосвященному Платону в особом письме некоторые указания насчёт архитекторских соображений, дабы и короткое время до моего прибытия в Вильно не было потеряно, а напротив, обращено было с полною пользою на собрание предварительных сведений. Г. обер-прокурору Святейшего Синода графу Протасову, от 22 апреля за 1069, о распоряжениях по случаю перевода из Жировиц в Вильно епархиального управления В нынешний день отправляется из Жировиц в Вильно первый транспорт с делами консисторскими, кафедральною ризницею и архиерейским певчим хором; на следующей же неделе отправится транспорт с прочими делами, а также все консисторские и кафедральные чиновники, так что прежде 9 числа наступающего мая месяца переведено будет вполне в город Вильно Литовское епархиальное управление, то есть кафедральный штат, консистория и я лично. Уведомляя о сём ваше сиятельство, долгом считаю просить распоряжения вашего, чтобы все отправления на имя моё и в Литовскую консисторию обращались уже не в Жировицы, но в город Вильно. Не излишним считаю приложить при сем список с официального отношения моего к преосвященному Ковенскому, от истекшего числа, насчёт прибытия моего в Вильно; подробности же изъяснены ему мною в особом конфиденциальном письме. Правлению Литовской семинарии, от 25 апреля за 1099, о присылке к его высокопреосвященству на утверждение в Вильно всех журналов семинарских При нынешнем преобразовании семинарии и духовных училищ Литовской епархии, мне необходимо иметь в виду постоянно все по оным распоряжения, дабы их сообразовать с общими мерами нового устройства. Посему предлагаю правлению семинарии, за моим выездом из Жировиц, все журналы о своих действиях присылать ко мне на утверждение в Вильно. Дабы, однако же, не стеснять семинарии в текущих экономических потребностях, предоставляю правлению производить расходы до 25 рублей серебром с утверждения преосвященного Михаила. В бытность ректора семинарии в Вильно, журналы могут быть отправляемы к нему, для личного мне доклада. Г. обер-прокурору Святейшего Синода графу Протасову, от 29 апреля за 1135, о получении его высокопреосвященством алмазного креста для ношения на клобук

http://azbyka.ru/otechnik/Iosif_Semashko...

В Слуцке М. в союзе с протестантами включился в борьбу против унии. Протопоп поддерживал тесные связи с Виленским православным Свято-Духовским братством , которое осталось единственным центром Православия в столице ВКЛ. М. был посредником между митрополией в Киеве и К. Радзивиллом; известны 4 письма М. к К. Радзивиллу, написанные из Киева в Слуцк: от 15 июля 1621 г., от 3 авг. и от 16 дек. 1623 г., от 13 февр. 1624 г. М. сообщал митрополиту в Киев сведения о Православии в Вильно. После ареста в 1621 г. в Вильно 12 правосл. мещан М. сообщил об этом митр. Иову (Борецкому), к-рый вместе с казаками выступил с акцией протеста. М. имел связи с запорожским казачеством, в Речи Посполитой он считался компетентным экспертом в контактах с казаками. Слуцкий протопоп участвовал в совещаниях запорожской старшины, о которых в 1621-1624 гг. он сообщал К. Радзивиллу. В апр. 1621 г. гетман Я. Бородавка встретился в Киеве с митр. Иовом (Борецким) и с М. Для казаков слуцкий протопоп был источником информации о виленских делах (об этом писал Бородавка К. Радзивиллу 8 мая 1621). Часто выезжая в Киев, М. имел контакты с правосл. епископами и игуменами крупных мон-рей, напр. киевского Златоверхого во имя архангела Михаила . Его добрым знакомым был и будущий противник - Полоцкий архиеп. Мелетий (Смотрицкий) , с к-рым М. состоял в переписке. В кон. 1623 - нач. 1624 г. М. включился в процесс объединения правосл. и униат. Церквей, к-рый был начат униат. митр. Иосифом Вельямином Рутским . В нояб. 1623 г. в Киеве состоялось совещание, на котором присутствовали с православной стороны митр. Иов (Борецкий) и архиеп. Мелетий (Смотрицкий), с униатской стороны - Ян Дубович. Перед отъездом в Киев Дубович встретился в Слуцке с М. Мелетий (Смотрицкий) подробно рассказал М. о киевском совещании в письме от 6 дек. 1623 г. Митрополит сообщил М. о переговорах с униатами в письме от 30 нояб. 1623 г., прося совета и рассчитывая на поддержку. Из письма М. к К. Радзивиллу от 6 дек. 1623 г. видно, что слуцкий протопоп был противником объединения с униатами. В нач. 1624 г. К. Радзивилл приказал М. ехать в Киев, чтобы достичь договоренности с митр. Иовом по вопросу «новой унии», 3 февр. М. написал Радзивиллу из Киева в Вильно. Т. Кемпа считает, что слуцкий протопоп был причастен к прекращению объединительного процесса. Однако основными причинами неудачи проекта «новой унии» являлись резко отрицательное отношение к нему запорожского казачества и отсутствие поддержки «новой унии» со стороны римской Конгрегации распространения веры. В дальнейшем М. часто выезжал по поручению Радзивилла в Киев для переговоров с митрополитом.

http://pravenc.ru/text/2564314.html

Особенностью внутренних украшений Преображенской церкви было значительное число паникадил и свечей, необходимых здесь, вероятно, вследствие недостаточного доступа света чрез окна. Из числа пяти медных паникадил главное освещало царские двери и состояло из 12 шенданов (из коих один испортился к 1621 году). Яблоко у него было деревянное, золоченое (а в 1621 году под ним было «яйцо струфокамилово»). «Ворворка сажена жемчюгом с камышки с лазоревыми, кисть шолк червчет, с решоткою, что бывал науз (?), из царские дачи» 728 . Другое паникадило, из 12 шенданов (по описи 1621 года – из 16) висело против придела св. Николая, а третье – из 9 шенданов (по описи 1621 г. – из 12) против придела св. Ирины. Остальные два паникадила: одно из 12, другое из 5 шенданов, висели в 1601 году за столбами, а к 1621 году были, вероятно, сняты. Кроме паникадил в церкви же в 1601–1621 годах находились (пред местными иконами) устроенный старцем Леонидом «3 свечи поставные», писанные красками («у дву подсвечники мурамленые, а у третьи каменой, насвечники жестяные»), а в 1601 году еще «свеча поставная без красок, подсвешник деревяной, да два подсвечника деревяных точеных золоченых» 729 . Внутренность Преображенского алтаря мало чем отличалась от убранства других кирилловских алтарей, хотя по времени своего происхождения первый был наиболее поздним среди последних. Опись 1601 года отметила, что в Преображенском алтаре престол был оболочен синею крашениною, а спереди – «пристежною» пеленою из золотного атласу («в кругех шолк червчат и крест митвалинен бел»), сделанною «из царские дачи» 730 . Священные предметы, хранившееся на престоле и на жертвеннике, не имели в своей отделке каких либо особенностей, который привлекли бы к себе особое внимание писцов. Воздвизальный крест был из дерева, на красках, позолочен; евангелие – тетр, в десть, оболочено цветным бархатом («шолк червчет да зелен») с медными застежками и евангелистами; покров на престоле «мелинной» (а в 1621 году – «отлас желт») с нашивным миткалинным крестом. Сосуды на жертвеннике – деревянные (а в 1621 году – оловянные). Кадило и укропник – из меди 731 .

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Nikols...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010