Казаков поляки боялись. Вместе с тем, в них нуждались короли и вся Речь Посполитая. В особенности нужны казаки были для войны с царем Михаилом Феодоровичем, когда ходили с королевичем Владиславом под самую Москву, а также во время войн с Турцией. Казаков в такие времена опасно было раздражать притеснением Малороссии за веру. За т. и. реестровым казачеством (организованном) и составлявшим часть королевского войска, стояла грозная сила вольного степного казачества–Запорожская Сечь–, возраставшая со времени возникновения унии. И прежде угнетенные «хлопы» толпами убегали в степь в казаки, унося туда ненависть к польскому католическому панству. После унии противогосударственное вольное казачество получило новое и весьма высокое назначение – стать под знамя веры и народности. Огромную пользу Церкви принес глубоко верующий гетман Петр Конашевич-Сагайдачный († 1622). Родом он был червонорусс из Самбора, получивший образование в острожском училище. Умный и доблестный, Сагайдачный был и человеком образованным. Он со своим войском верно служил королю и тот с ним считался. Киевское братство со своей школой нашло в нем крепкого заступника. В 1621 г. своею победою над турками под Хотином, гетман спас Польшу, разгромленную перед тем турками и крымскими татарами. Тяжело раненый Сагайдачный просил короля не давать панам притеснять православный народ. Сигизмунд III обещал ему, но, после последовавшей вскоре смерти Сагайдачного, ничего не исполнил. Перед смертью гетман записал себя и все войско запорожское в киевское Богоявленское братство. Братства в этой духовной борьбе за Православие оказали особенно важные заслуги. Несмотря на притеснения, братства продолжали умножаться. Кроме львовского и виленского, создались братства в Перемышле, Слуцке, Минске, Могилеве, Луцке и других местах. Они заводили школы и иногда типографии. В 1615 г. жена мозырского повитового маршала Гальшка (Елисавета) Г у левичева пожертвовала в Киеве место и несколько зданий для устройства нового братского монастыря со школой.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Talber...

1258 Таким образом, братское училищное дело в Киеве было поставлено с самого начала на прочную почву и высшим руководителем его явился даровитейший и образованный иерарх православной церкви – Петр Могила . Ученики, во главе с профессором Софронием Почаским, поднесли в 1632 г. Петру Могиле сборник стихотворений под названием «Евхаристирион». Братство не заводило своей типографии, так как в Киеве действовала лучшая из всех западнорусских типографий, именно Киево-Печерская, которая издавала во множестве книги св. писания, богослужебные, канонические, творения св. отцов, жития святых и др. при чем в издательском деле работали такие ученые люди, как Захарий Копыстенский, Лаврентий Зизаний, Памва Берында, Тарасий Земка и другие. 1259 —22— Особенное внимание привлекает к себе организация и деятельность новооснованного Луцкого Крестовоздвиженского братства, против учреждения которого, как бы предчувствуя его важное значение для православной церкви, протестовал в 1620 году Луцкий униатский епископ Евгений Малинский. 1260 Материальные средства братства увеличивались весьма сильно; так в 1621 году Луцкий мещанин и бургомистр Солтан отписал братству всё своё богатое имущество и товар, в том же году подстолий Еловицкий пожертвовал братству свою усадьбу, а в 1623 и 1624 годах братство получило в дар земельную собственность от Боговитина и Сволынского. 1261 На купленном для братства князем Юрием Пузыной участке в гор. Луцке при устье р. Глушца (на месте прежней богадельни) Луцкое братство соорудило великолепный каменный храм. Внешний вид Крестовоздвиженской братской церкви представлял продолговатый четыреугольник с полукруглым выступом на передней стороне. На ней – два купола, из которых нижний – круглый и освещен четырьмя окнами, а верхний – восьмиугольный и имел восемь окон. 1262 Обратимся теперь к внутренней истории братства. Вслед за Феофановой грамотой, возводившей Луцкое братство на степень ставропигиального церковного учреждения, оно, вместе с прочими православными западной России, получило окружное послание от самого вселенского патриарха Тимофея, который, ревнуя о сохранении благочестия, преподал в этом послании православное исповедание веры Христовой, а затем в 1623 году это братство получило подтвердительную грамоту на свои ставропигиальные права и от вселенского патриарха Кирилла, повелевшего в ознаменование сих прав водрузить на братском храме – внутри и вне, на четырех сторонах его, кресты, с надписанием имен Польского короля и —23— патриарха.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Восстановление православной иерархии вызвало повсюду большую радость у православных, особенно в г. Вильне. Мелетий Смотрицкий вернулся в Вильну архиепископом Полоцким осенью или зимою 1620 года. Виленское купечество поспешило приготовить великолепное архиерейское облачение и упросило архиепископа Мелетия служить в нем в братской церкви. 16 Но весь этот восторг скоро сменился большою печалью. Как только весть о восстановлении в Киеве православной иерархии дошла до униатов и католиков, они поставили всех своих приверженцев на ноги, чтобы возбудить короля и властей против православных. Дело о восстановлении иерархии вправительственных универсалах было объявлено государственной изменой; патриарха Феофана, не смотря на недавние письма к нему короля, признали шпионом турецкого султана, а новопосвященных епископов предписано было ловить и арестовывать. Вся тяжесть удара обрушилась на несчастную Вильну и местное православное братство, заподозренное в тайных сношениях с Киевом, чрез посредство Мелетия Смотрицкого. Киев и казаков польское правительство боялось тронуть, зная их ревностную и решительную защиту православия, а потому и начало производить жестокое расследование всего дела в Вильне. 17 Гонения против православных в г. Вильне начались в 1621 году в самую страстную неделю. С великого понедельника начали хватать самых знатных православных купцов, тащили их в ратушу, – которая обыкновенно во время страстной недели бывала заперта, – и здесь допрашивали их, подвергали пыткам, и одних заключали под стражу в ратуше, а других сажали в подземную темницу под ратушей; даже членов магистрата, которые были подозреваемы в приверженности к православно, отстраняли от должности и иных подвергали аресту при ратуше. У православных ремесленников отбирали ключи от их общих касс, где хранились также разные их документы и привилегии, и тех, которые не хотели отдать общественное имущество, принуждали к тому пытками, и, как изменников, исключали из цехов. Все эти преследования и истязания продолжались всю страстную неделю.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Papk...

19) Калистрат Андреев Бурцов † 23 Мая 7117 (1609) и его жена инокиня Александра Афанасьева † 25 Октября 7118 (1610). 20) «Лета 7165 (1657) Марта в 17 день... убиен бысть на государевой службе на бою за Государя Царя р. б. Ермолай Степанов сын Афросинов Пусторжевец под Печерским монастырем от Свейских немец». 21) «7158 (1650) Июня в 5 день убиен бысть... Псковской гость Никула Алексеев сын Хозин» (Фамилия не ясна). 22) Псковский помещик Окунев, Андрей Прокофьев † 7 Марта 7164 (1654). 23) Его жена Дарья Михайлова, дочь Деткова † 11 Апреля 7164 (1654). 24) Иеромонах Илларион да Параскева Букиных † 20 Мая 7200 (1692). 6 братская улица: У новейшей братской усыпальницы: 25) Иеромонах Елеазар † 10 Сентября 1856 г. 26) Далее – Иеромонах Антоний † (неизвестно), но около 1856 г. 27) Здесь положен в склепе внизу: «Архимандрит Павел, бывший настоятель монастыря, умерший 22 Декабря 1890 года. Далее поворот к древней братской усыпальнице, (до 1700) заложенной кирпичною стенкою с иконою Распятия Христова. Затем обратно направо по братской малой 6-й улице: 28) Московский дворянин Григорий Григорьевич Ириков † 13 Апреля 7187 (1674). 29) Псковский помещик Ефим Васильев Ломаков † 23 Августа 7202 (1694). Обратно направо, по длинной братской 5 улице: 30) Никифор Свечнин Тихвинец † Марта 7119 (1611). 31) Псковский гость Григорий Щокин, во иноцех Геронтий схимник † 31 Августа 7119 (1611). 32) «убыен бысть от немец Дмитрий Бугаков новокрещен Бойчинов Казанец» † 30 Мая 7079 (1671). 33) Инок Иосиф схимник Псковской гость Иев Максимов † 25 Февраля 7129 (1621). 34) Псковский помещик Иван Алексеев Бедринский во иноцех Иона схимник † 21 Января 7149 (1641). 35) Псковский помещик Иаков Иванов Неелов, во иноцех Иосиф схимник † 22 Декабря 7159 (1651) и его жена схимница Таисия, дочь Бедринского † 13 Апреля 7158 (1650). 36) Луцкий помещик Елеазар Родионов Бороздин † 23 Апреля 7159 (1651). 37) Иона Пушкин † 22 Декабря 7150 (1642). 38) Симион Васильев Пушкин, инок † 24 Января 7073 (1565). 39) Петр Степанов Пушкин 163 убиен от немец под Ельмано † 7 Апреля 7083 (1575).

http://azbyka.ru/otechnik/Apollos_Belyae...

Гонения против православных в г. Вильне начались в 1621 году в самую страстную неделю. С великого понедельника начали хватать самых знатных православных купцов, тащили их в ратушу, – которая обыкновенно во время страстной недели бывала заперта, – и здесь допрашивали их, подвергали пыткам, и одних заключали под стражу в ратуше, а других сажали в подземную темницу под ратушей; даже членов магистрата, которые были подозреваемы в приверженности к православно, отстраняли от должности и иных подвергали аресту при ратуше. У православных ремесленников отбирали ключи от их общих касс, где хранились также разные их документы и привилегии, и тех, которые не хотели отдать общественное имущество, принуждали к тому пытками, и, как изменников, исключали из цехов. Все эти преследования и истязания продолжались всю страстную неделю. В здание св. Духовского монастыря бросали камни из пращей, обожженные поленья. На улицах Вильны раздавались вопли и стоны православных; некоторые из заключенных просили хотя на короткое время освободить их из тюрьмы, чтобы в эти святые дни побывать в церкви, исповедаться и приобщиться, и предлагали за себя в заложники жен и детей, но все их старания были напрасны. В скорби и слезах встре- —173— тили и провели православные великий праздник Пасхи. Такое жестокое и, по убеждению православных, несправедливое гонение еще более усиливало в них приверженность к тем лицам, из-за которых они страдали, и ненависть к гонителям-униатам и латинянам. Патриарх Феофан, которого король назвал самозванцем и шпионом, сделался в глазах православных лицом достойным особого почтения и уважения. Его изображение, как святыню, вывесили на стенах св. Духового монастыря, а на большой улице это изображение поместили в виде хоругви. Один из братчиков, Евстратий Жиловский, со снимком изображения патриарха, отправился нарочно заграницу, где отпечатал это изображение во множестве снимков, привез их в Вильну, и, наняв особую лавочку, даром раздавал их всем православным. 882 Эти гонения опять вызвали обмен полемических сочинений и брошюр между православным Виленским братством и униатами. Среди братства в то время находился новый архиепископ Полоцкий ученый Мелетий Смотрицкий, 883 который в защиту Феофана и его дела написал сочинение «Оправдание невинности» (Verificatia niewinnosci), напечатанное, по рассмотрении его братством, в братской типографии. 884 В этом сочинении Мелетий Смотрицкий на основании церковных канонов доказывал, что патриарх мог посвятить митрополита и епископов, и что Феофана признавали за патриарха король и польское правительство. В опровержение этой книги униаты поспешили издать сочинение «Сугубая вина» (Sowita wima), – написан-

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

По преданию, средства на её строительство были получёны частично от запорожских казаков. В начале XIX века пустынь уже носит название Новогригорьевской. Вокруг осваивались и заселялись новые земли. Но не было тут ни одного мужского монастыря. В ту пору в далекой Смоленской губернии пришёл в упадок монастырь, основанный в 1621-1643 г.г. боярами Салтыковыми в селе Бизюково, в окрестности г. Дорогобужа. Боярин Федор Салтыков был человеком большой набожности и благочестивый. Впоследствии он передал все свое имение с крестьянами в вечное владение монастырю и принял постриг с именем Сергий. Монастырь был первоклассный, ставропигиальный. Долгие годы он являлся духовной крепостью Православия во времена Польско-Литовского порабощения, ограждая христиан-славян от насаждения католицизма и унии на этих землях, а после изгнания польско-литовских князей утратил свое значение. С возвращением области Москве после войны 1654 г. окончилась польско-литовская эпоха монастыря, и он оказался в пределах Московского государства. За свою более чем 150-летнию историю смоленский Бизюков монастырь прошёл периоды расцвета и упадка. 4 декабря 1803 г. Указом императора Александра I Новогригорьевская пустынь обращается во второклассный штатный Григорьевский Бизюков мужской монастырь, а ставропигиальный Бизюков монастырь на Смоленщине упраздняет XIX век - время благоденствия и расцвета в истории Григорьевского Бизюкова монастыря. В 1822 г. строится Покровская церковь. С 18 декабря 1863 г. установлено архиерейское настоятельство монастыря. Для местного управления утверждается наместничество. Тогда же первый наместник архимандрит Димитрий устроил новый каменный архиерейский дом с домовой церковью. В 1881-1885 г.г. наместником монастыря являлся игумен Нектарий из Киево-Печерской лавры. Он учредил Братский совет обители. Во все последующие времена тут возрастали и духовно образовывались будущие настоятели, архипастыри, ректоры семинарий и училищ. Являл монастырь своих старцев и схимников. Здесь творилась Иисусова молитва.

http://sobory.ru/article/?object=38460

Казалось бы, участь Церкви в Речи Посполитой была предрешена. Однако зимой 1620-1621 гг. в Речи Посполитой проездом из Москвы пребывал Патриарх Иерусалимский Феофан. В глубоком подполье он высвятил в митрополита Киевского игумена Иова Борецкого и ещё несколько игуменов – в епископов. Киевскую Братскую школу патриарх благословил тремя грамотами. Сразу же последовали распоряжения польской власти об аресте восстановленного епископата, но и священноначалие, и Братская школа были взяты под защиту запорожского войска во главе гетманом Сагайдачным. Благодаря чему и несут сейчас служение наследники митрополита Иова, славя, однако, скорее униатские свершения (а именно, проект «Украина»). Однако свято место пусто не бывает. В том числе и место в календаре памятных дат. И тогда «нечистый дух, находя его незанятым, войдя, живёт там» (простите за вольную интерпретацию Слова Евангельского). Просто пока священноначалие УПЦ (МП) расписывало на год программу празднования своей «незалежности», «синод СЦУ» установил «для общецерковного почитания» день памяти «святого благоверного гетмана Петра Сагайдачного». Понятно, что Стамбул не позволяет своим ручным Епифанчикам открыто отмечать восстановление Церкви на Малой Руси и тем омрачать «братские чувства» СЦУ и унии. Братское лобызание эпохи «Святого Ковида» Слишком много поставлено Варфоломеем на чаемое им единение грехокатоликов и «украинского православия». Однако «канонизировать» гетмана формально «по другим статьям» кто же мешает? Да от «статей» этих камня на камне не оставила пресс-служба Запорожской епархии . Перечислим основные положения: – Сагайдачный «канонизирован в чине благоверных гетманов», однако Церковь такого лика не знает; – сравнение жизни и трудов Сагайдачного с подвигами благоверных князей не выдерживает критики. Чего стоит только польский поход на Москву летом 1618 года, в котором Сагайдачный, по слову летописца, «многую кровь християнскую пролил, много православных крестьян с женами и з детьми посек неповинно, и много православных християн поруганья учинил и храмы Божия осквернил и разорил и домы все християнские пограбил и многих жен и детей в плен поимал»;

http://ruskline.ru/opp/2020/08/28/scu_pe...

XVI в.), во имя св. Иоанна Кущника (в с. Перемиль совр. Гороховского р-на; основан в нач. XVI в.), Волославский Онуфриевский (во Владимире-Волынском; упом. с 1550), Васильевский (во Владимире-Волынском; упом. с 1558), Дубищенский Введенский (мужской, в совр. пос. Дубище Рожищенского р-на; упразднен в сер. XVI в.), Чернчицкий Преображенский (женский, в с. Чернчицы, ныне в черте Луцка; упом. с 1566, упразднен в нач. XVIII в.), Гороховский Замковый (в г. Горохов; упом. с 1571, упразднен в кон. XVI в.), Ильинский (мужской, во Владимире-Волынском; основан до 1579, разорен униатами в 1596), Любченский скит (в с. Любче совр. Рожищенского р-на; известен с 1581), Чарторыйский (Осницкий) Троицкий (мужской, близ совр. с. М. Осница Маневичского р-на; упом. в 1582), Старо-Порицкий (в с. Ст. Порицк совр. Иваничевского р-на; упом. с 1590), Ватинецкий скит (близ с. Ватинец совр. Гороховского р-на; упом. с 1593), Порванецкий скит (близ с. Пирванче совр. Гороховского р-на; существовал до 1596), Вербский Троицкий (мужской, близ совр. с. Вербка Ковельского р-на; упом. со 2-й пол. XVI в., время упразднения неизвестно), Любомльский Ильинский (в г. Любомль; упом. в XVI-XVII вв.), Новодворский Михайловский (в с. Нов. Двор совр. Турийского р-на; упом. в XVI-XVII вв.), Четвертинский Преображенский (мужской, в с. Четвертня совр. Маневичского р-на; основан ок. 1600, в XVIII в. обращен в униатский, в 1793 возвращен в Православие и упразднен), Липненский Хребтищенский скит (в урочище Хребтище близ совр. с. Липно Киверцовского р-на; известен с 1603), Турийский Евстафиевский (в пос. Турийск; упом. с 1609), Четвертинский Успенский (женский, в с. Четвертня совр. Маневичского р-на; основан в 1618, к 1703 обращен в униатский), Жидичинский Свято-Духов (женский, в совр. с. Жидычин Киверцовского р-на; основан в нач. XVII в., разорен униатами в 1621), луцкий Братский Крестовоздвиженский (мужской, в Луцке; основан в 1624, с 1720 униатский, упразднен в 1797), Михаило-Архангельский (в Луцке, упом. в 1619-1644), Туминский Крестовоздвиженский (в урочище Тумин (Тумино) Луцкого у., близ совр.

http://pravenc.ru/text/2110930.html

Это — знаменитая Почаевская Лавра; в Вильне — Святодуховский монастырь, как бы антикрепость против захваченного через дорогу Св. Троицкого монастыря; в Киеве — Братский Богоявленский монастырь, приютивший школу. Киево-Печерскую Лавру, спасенную от попыток униатских захватов, возглавил активнейший архимандрит Елисей Плетенецкий. Он, можно сказать, возродил монастырскую жизнь в Лавре, увядшую после татарского завоевания на целые три столетия. Архим. Елисей вел непрерывные судебные процессы с претендовавшими на захват ее униатами. Он восстановил самую душу монашеской жизни, ибо организовал нормальное уставное общежитие. Обновил состав насельников Лавры, приглашая и собирая отовсюду школьных и ученых иноков. Устроил типографию с широким планом издательства богослужебных и учительных книг на пользу всего русского православия. При своей смерти в 1624 г. он в преемники себе избрал известного Захарию Копыстенского.    В Вильне вдохновенным творцом, поднявшим значение и духовную силу Братского Св.-Духова монастыря, был Леонтий Карпович († 1620 г.). Он стянул под монастырское управление целых две типографии. Угнетенная латинянами Литва в ее уцелевших по городам и местечкам монастырях охотно потянулась под руководство Св. Духовской обители. Так и сложилась православная боевая крепость на всю Литву.    На Волыни и в Галичине восстановителем и организатором монастырской жизни явился Иов Княгининский. Он вышел из Острожских школ и прошел монашескую жизнь на Афоне. До своей смерти в 1621 г. он организовал на началах общежития целых пять монастырей во Львовской епархии. Продолжателем начатого дела специально на Волыни прославился другой святой игумен, по имени тоже Иов (Железо), сначала игумен Дубенского монастыря, а затем и Почаевского († 1651 г.).    Упадочную иерархию, ушедшую в унию, должна была сменить череда более героическая. Она и вышла в значительной степени из возродившихся монастырей. Напр., митрополит Исаия Копинский уже в бытность свою епископом Смоленским, сам копал пещеры для устройства монастыря.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

209 Москов. главн. арх. Министр. иностр. дел. Дела греч. Год 7130. 1 Муравьев. Сношен. России с Восток. 2. С. 2 210 Verific. niewinn. Л. 3–4 211 Вилен. археогр. сборн. 2. 29 212 Sowita wina. S. 62–63 А Смотрицкий впоследствии удостоверял, что он вовсе не ставил попов для Полоцкой епархии и митрополита, а поставил только попов для своего братского Свято-Духовского монастыря из своих монахов и для тех православных, которые жили на грунтах братских; никаких универсалов не рассылал, а только послал ответный лист, «ресалютовал», полочанам на их приветствие; лист этот был показан полоцкому воеводе и заключал в себе одни пастырские наставления; такие же листы послал к шляхте и мещанам по своей епархии для наставления православных, а отнюдь не для возмущения; монахов никаких также не рассылал и пр. (Obrona verificaciey. S. 116–117 213 Виленск. археогр. сборн. 6. 144. С. 357 214 Подлинник универсала хранится в Архиве униатск. митроп. при Св. Синоде за 53 а в русском переводе напечатан в Вестнике Западн. России. Год 3. Декабрь. Отд. 1. 5 Впрочем, в Полоцк отправлен был этот универсал несколько в другом виде, и, вероятно, в том самом, в каком изложен был первоначально, потому что помечен еще 1-м числом февраля, а не 22-м марта (Вилен. археогр. сборн. 1. 138. С. 355–356 215 Verific. niewinn. Л. 3. 45–46 Не довольствуясь таким притеснением православных в Вильне, некоторые ярые униаты — Левон Мамонич, Петр Коптевич и другие от имени всего виленского униатского Свято-Троицкого братства возобновили тогда свою жалобу на членов православного Свято-Духовского братства, будто они незаконно присвоили себе королевские грамоты и привилегии, данные собственно Свято-Троицкому братству, незаконно владеют принадлежащими последнему домами и грунтами, незаконно имеют школу и типографию, пользуются доходами с имений Свято-Троицкого братства, и просили короля отнять все это у Свято-Духовского монастыря и братства и взыскать с них пятьдесят тысяч коп литовских, и король грамотою от 10 июля 1621 г. потребовал главных свято-духовских братчиков на свой задворный суд. Замечательно начало этой грамоты после королевского титула: «Подданным нашим Василю Игнатовичу, Максиму Герасимовичу, Григорию Дудце, попом церкви новое и старшим братства тое ж церкви, яко вы ее называете, Святого Духа, в месте виленском будущое (Максимом Герасимовичем попом назван здесь Мелетий Смотрицкий, бывший уже архиепископом Полоцким), так теж мещаном нашим виленским Якиму Сысоевичу, Ильи Тупечину, Олхиму Кравцу, Исаку Волковичу, Филипу Сенчиловичу, Семену Красовскому, Ивану Шитику, Левонови Ковалю, Яну Котовичу, Стефанови Шевцу, Петрови Мельнику, Богданови Симоновичу, Адаму Хмельнику, Богдану Борысовичу, Юрью Хоцеевичу, Василю Закревскому, Василю Барановичу, Василю Друговине, Василю Кулаковскому, Крыштофу Василевичу и всем вам, которые се взываете братею братства Святаго Духа

http://sedmitza.ru/lib/text/436155/

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010