В 1620 г. И., почувствовав приближение кончины, вернулся в Манявский скит. Настоятелем Угорницкого мон-ря стал иером. Манявского скита Манассия, возведенный в сан игумена. По сообщению Жития И., святой вскоре перешел «в горы, в первый свой скит» (очевидно, в урочище Блаженный Камень), где была часовня, и там «прожих время немало в ските с велием прилежанием», принимая у себя только своего брата иером. Георгия. 22 дек. 1621 г. у И. началась сильная лихорадка («огница»). В праздник Рождества Христова его посетили иноки и П. Ляхович, к-рые принесли еду. Узнав, что пища приготовлена специально для него, И. не захотел ее съесть, сказав: «Кто разрушает обычаи, тот совершает раздор». 27 дек. святой причастился Св. Христовых Таин, братия просила его вернуться в скит, но святой хотел остаться в пустыни и быть здесь погребенным. Однако на следующий день, очевидно получив ночью откровение, И. изменил решение и попросил игумена Великоскитской обители помочь ему вернуться в мон-рь, сказав: «Якоже начах и пред всю жизнь мою труждахся, да и скончуся в общем житии, и положите мя с прочими послушники» ( Irhamiй з Любартова. 1860. С. 249). Святого перевезли на санях и поместили в келье игумена. Братия приходила к И., чтобы попрощаться. Среди других святого посетил с просьбой о прощении и молитве «греческий» иером. Кирилл из замостского Братского мон-ря Холмской епархии. Возможно, это был ранее переписывавшийся с И. иером. Кирилл (Транквиллион-Ставровецкий), к-рый в 1621-1625 гг. был проповедником в ставропигиальном замостском Братском мон-ре. И. был погребен 31 дек. 1621 г. в новой Крестовоздвиженской ц. скита, в притворе с правой стороны. К кон. 20-х гг. XVII в. Манявский скит состоял из Великого скита со Скитком близ горы Ясенник и Голого скитика в урочище Черевко. К скиту были приписаны Угорницкий, Тлумачский и Коломыйский монастыри, к-рые, как указывал в грамоте от 12 июля 1629 г. Станислав Потоцкий, состояли под «диспозицией» Манявской обители. Устав Манявского скита помимо перечисленных мон-рей приняли Залукванский (существовал в совр.

http://pravenc.ru/text/578152.html

Сергиев Посад. Троице-Сергиева Лавра. Церковь Михаила Малеина. Трапезный храм /// Объект утрачен Церковь.  Утрачена.   Престолы: Михаила Малеина Год постройки:1621. Год утраты:Не установлен. Адрес: Россия, Московская область, Сергиево-Посадский район, г. Сергиев Посад, Свято-Троицкая Сергиева Лавра. Координаты: 56.310596, 38.129585 Проезд:Церковь находилась на территории Лавры, на месте нынешней колокольни. Изменить описание Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты Добавить статью Троице-Сергиев монастырь быстро преодолел последствия польско-литовского разорения и даже украсился новыми храмами. В 1621 г. рядом с братской трапезной поднялась церковь преп. Михаила Малеина - небесного покровителя царя Михаила Федоровича. До настоящего времени от взгляда дотошных паломников, гуляющих по дорожкам Лавры, не укрылся старинный фундамент, выступающий из земли на горке за Смоленской церковью. Некоторые даже фотографируют их. Огромные квадраты хорошо сохранились. Даже не подумаешь, что им триста с лишним лет и они служили крепким основанием первого, ныне не существующего, Трапезного храма, стоявшего на месте современной красавицы-колокольни. Насельники Лавры, выходя после службы из Успенского собора, сразу входили в Трапезный храм, настолько близко стояли друг к другу два великолепных собора. Первый Трапезный храм был знаменит тем, что имел при себе церковь, освященную в честь прп. Михаила Малеина. Он основал несколько монастырей на Киминской горе и оставил после себя знаменитых учеников. Одним из них был святой Афанасий Афонский, основавший впоследствии Великую Лавру на горе Афон. В честь прп. Михаила Малеина был назван первый царь из династии Романовых Михаил Федорович, что послужило причиной строительства в России храмов в честь этого святого, в том числе в Московском Кремле и Слободском дворце и в Свято-Троицкой Сергиевой Лавре. В Лавре церковь была приставлена к Трапезному храму в 1621 г. В старинной описи читаем: «Церковь преподобного Михаила Малеина каменна, на подклете, у трапезы, верх у церкви один, глава и крест обиты железом немецким». В Лавре сохранилась икона прп. Михаила Малеина. Сейчас она находится в Троицком храме на западной стороне правого столпа. Информация с сайта Троице-Сергиевой Лавры, Добавить комментарий Комментарии и обсуждение Ваш комментарий будет первым. --> Административное деление приведено по состоянию на начало 2022 года. × Внести изменения в объект × Добавить статью или комментарий

http://sobory.ru/article/?object=49519

В «Луцком сборнике» приведено среди проч. текстов соч. «Советование о благочестии» (1621), основанное на решениях Собора, прошедшего в Киеве под рук. митр. Иова (Борецкого) в 1621 г., и содержащее программу устроения церковной жизни. В «Советовании...», в частности, говорится о высокой миссии духовенства, об ответственности духовенства перед мирянами. В 1628 г. в Луцке был издан написанный братчиками «Лямент...» на смерть почитаемого луцкого братского свящ. Иоанна Василевича. Он ежедневно служил литургии, по ночам читал акафисты Пресв. Богородице, занимался больными в братском госпитале, заботился о братской школе, помогал пострадавшим во время эпидемии и др. В составе «Луцкого сборника» сохранилась значительная часть архива Л. б.: копии грамот и посланий, решения собраний братчиков, итоги выборов старших членов братства, реестры братского имущества и др. В «Луцком сборнике» содержится инструкция «Порядок проведения братских собраний», которая дополняет устав 1623 г., датируется 1-й пол. 20-х гг. XVII в. Кроме указания на то, что общие собрания братства должны проводиться в братском доме, отмечено, что при открытии собрания должен присутствовать братский священник. В составе «Луцкого сборника» имеются сведения о собраниях Л. б. 24 апр. 1655 г. состоялось собрание братчиков в Крестовоздвиженском мон-ре «на обыкновенном месте». 8 присутствующих, в т. ч. 2 духовных лица (свящ. Савва и игум. Лука), избрали 4 старших братства: Павла Силяву, Василия Сухановича, Федора Сезоновича и Федора Влостовского. Собрания состоялись также 12, 19 апр. 1657 г., 22 апр. 1677 г., 28 сент. 1686 г., 15 сент. 1695 г. Как правило, на собраниях заслушивались хозяйственно-финансовые отчеты. Протоколы писались первоначально кириллицей, во 2-й пол. XVII в.- латиницей. Важным источником по истории Л. б. является братский синодик, второй по времени появления в Западнорусской митрополии (более ранний - синодик Львовского братства). Он был начат одновременно с образованием Л. б., первые записи датированы 1618 г.

http://pravenc.ru/text/2110934.html

– Устройство храмов, порядок в них и украшение, приобретение для них нужных священных вещей и пр. – все это было предметом новых и постоянных забот Дионисия. «О церковном строении, говорит Симон о Дионисии, велие прилежание име: ово церкви воздвигал вновь, иные же после разорения обновлял: книги, кадила, кресты, сосуды, эпитрахили, ризы, стихари и прочую утварь церковную строяше и в церковь отдаяше.» Укажем же здесь некоторые постройки, произведенные в монастыре при Дионисии и его стараниями. Так, в 1621 году поставлена новая церковь к трапезе во имя пр. Михаила Малеина и освящена в том же году преп. Дионисием. Далее, в 1622 году разобрана и воздвигнута вновь в более обширном размере церковь над гробом преп. Никона, освящена она 21 сентября 1624 года; в следующем же году праздничные и местные иконы в ней обложены серебром 629 . Кроме вновь устрояемых храмов, были поновляемы и украшаемы прежние, как о том засвидетельствовал и Симон, а именно: в 1621 году крыша Успенского храма была покрыта белым железом, а в самом храме «подписаны киоты верхние над алтарем» 630 . Затем, в 1626 году в том же храме были обложены серебром и позолочены иконы Спасителя, пророков и праздничные. Пожар, случившийся в монастыре при Дионисии 12 сентября 1628 года, повредил много разных зданий и, между прочим, были попорчены позолоченные крыша и крест на храме преп. Сергия; особенно же были повреждены монастырские кельи, которые погорели по обе стороны святых ворот. Поэтому Дионисию пришлось много заботиться о постройке новых келий. В продолжении двух годов кельи были поставлены: в 1628 году поставлены были две палаты по обе стороны св. ворот, а в следующем еще две палаты по правую сторону. Сверх этих построек, под годом 1624-м упоминается еще о постройке какой-то «кирпичной палаты у келарской близ казны» и «кирпичной кузницы за братской поварнею» 631 . – Устрояя храмы в своем монастыре, преп. Дионисий вместе с тем положил немало забот о постройке таковых и в соседних слободах и селах. Вспомним, что стараниями его вместе с Авраамием Палицыным сооружена была церковь в селе Деулине в память перемирия русских с поляками.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Skvorc...

Кир. мон. 73–673, л. 10). 1222 Старец Мисаил Сиземец в феврале 1619 года назван умершим (Рукоп. Кир. мон. 73–673, л. 10 об.). 1225 Вклад заупокойный по архимандрите Феофиле была сделан в августе 1619 года (Рукоп. Кир. мон. 73–673, л. 18 об.). 1227 В июле 1621 года взыскивались деньги по кабале, оставшейся после смерти старца Фаддея (Рукоп. Кир. мон. 85–685, л. 20 об.). 1228 В сентябре 1620 года после старца Митрофана Нижегородца осталось денег 26 алтын 4 деньги (Рукоп. Кир. мон. 85–685, л. 3). – Вслед за именем Митрофана в Синодике 754–1011, л. 47 об. приписано (другими чернилами): священо инока Тарасия. (из округу служби на москве). Слово «священо инока» зачеркнуто. 1229 Старец Матфей Скребнев значится умершим в ноябре 1620 года (Рукоп. Кир. мон. 85–685, л. 4). 1231 Старец Трифон «Уленменской» значится умершим в январе 1621 года (Рукоп. Кир. мон. 85–685, л. 9). 1234 В Синодике 754–1011, л. 48 после имени Ионы Бруткова иной распорядок: «Исакия. Епифания. Филофея. Иону. Закхею. Власия». 1236 Игумен кирилловский Савватий умер 22 сентября 1628 года (Рук. Кир. библ. 78–1317, л. 342 об.). – Имя игумена Савватия в Синодике 754–1011, л. 49, не упоминается. 1237 В виду разности при перечислении имен, наблюдаемой в Синодике 754–1011 сравнительно с Синодиком 759–1016, приводим выдержку из первого целиком: (л. 49) Боголепа. Парфения. Евлогия. Ефросина. [священно инока.] Ферапонта. (чюдовскои постриженик Казимеров). Аверкия. Федор (Ванромеев). Игнатия. Феодора. Аврамия (масласкан). Гедеона. [инока] Игнатия. [инока] Аврамия. [инока] Арона. Игнатия. Саватия. Патапия. Симона. Харитона. инока Матфея (л. 49 об.), Варлама. Никодима, архиепископа Корнилия. Иону. Корнилия. Ферапонта. Феофелакта. Патермуфия. (2100) Корнилия. Иону. Илинарха. Селивестра. [инока] Антония. Иова. Иосифа. Генадия. [инока] Еуфимия. [инока] Мисаила. [инока] Игнатия. [инока] Инокентия. [священнодиакона инока] Аммона. [инока] Трифона. (л. 50) [инока] Саватию. [инока] Ивана. князя инока Иону. [священно инока] Феодорита.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Nikols...

Оживление хозяйственной жизни после окончания Смуты дало возможность Д. возобновить в 20-х гг. работы по благоустройству и украшению обители. В 1621 г. к старой трапезной палате была пристроена каменная ц. во имя прп. Михаила Малеина - небесного покровителя царя Михаила Феодоровича. В 1622 г. была разобрана, затем вновь выстроена церковь над гробом прп. Никона , освященная 21 сент. 1624 г., в следующем году обложены серебром иконы в этой церкви. Украшался и один из главных храмов монастыря - Успенский собор: в 1621 г. были «подписаны киоты верхние над алтарем», в 1625 г. обложены серебром и позолочены иконы Спасителя, праздников и пророков. В троицких придельных церквах медные и оловянные богослужебные сосуды были заменены серебряными, для изготовления новой утвари Д. «серебра своего прикладывал». Возводились в мон-ре и хозяйственные постройки: в 1624 г. были сооружены кирпичные палаты «у келарской» и кирпичные кузницы, в 1628-1629 гг. после пожара восстанавливались братские кельи. По свидетельству Симона (Азарьина), мн. работы делались потому, что Д. «кормил» в мон-ре мастеров и платил им «от своих келейных достатков». На обустройство обители расходовалась и милостыня, полученная от «боголюбцев». За пределами обители Д. также строил новые храмы и обновлял старые, снабжая их утварью. Настоятельство Д. принесло перемены в порядке богослужений в Троице-Сергиевом мон-ре. Д. установил обычай на мн. праздники служить всенощные бдения с литиями, совершать за каждой воскресной всенощной благословение хлебов. На воскресных литиях он ввел пение богородичных стихир Павла Аморрейского и догматиков (вероятно, богородичнов Октоиха для малой вечерни) 8 гласов. Такое предписание читалось уже в Каноннике 1615/16 г. (РГБ. Ф. 304/I. 281). В рукописи Симона (Азарьина) соответствующие тексты и предписание петь их на воскресных службах помещены вместе с Житием Д. По свидетельству свящ. Иоанна Наседки, Д. также установил обычай читать в Великий пост и на мн. праздники, особенно в день Св. Троицы, Слова свт. Григория Богослова, Беседы на Евангелия и Апостол свт. Иоанна Златоуста. Точность этого свидетельства подтверждает запись на рукописи Слов свт. Григория Богослова, принадлежавшей мон-рю: «Чтут по ней на соборе, и у Троицы, и в трапезе» (Там же. 136). Труды святителей Григория Богослова и Иоанна Златоуста, прп. Иоанна Дамаскина, сщмч. Дионисия Ареопагита были постоянным келейным чтением Д. Сохранился принадлежавший преподобному список Слов свт. Григория Богослова (Там же. 710). Слова свт. Григория Богослова и Беседы на Евангелия свт. Иоанна Златоуста по приказу Д. переписывали и рассылали в различные мон-ри и храмы и даже в книгохранилище «великия первыя церкви» - московского Успенского собора.

http://pravenc.ru/text/178331.html

Обратясь на лево (при входе во «святые ворота»), он увидел бы напротив игуменского жилья длинную полосу братских келлий, тянувшуюся вдоль каменной ограды и образовавшую полукруг около церквей Успения и Архангела Гавриила. Ряд этих строений начинался у «святых ворот» двумя «гостиными кельями», т. е. предназначенными для помещения богомольцев 740 . Далее следовали семь братских 741 , в некотором отдалении от них другие, числом до 17-ти (в 1601 году) или до 15-ти (в 1621 году) и еще далее – 2 больничных келлии 742 , а за ними опять – 12 братских келлий 743 . Весь ряд этих последних заканчивался у «Спасских Преображенских ворот» (т. е. у церкви Преображенья) на половине той части ограды, которая примыкала к Сиверскому озеру 744 . Всех келлий игуменских и братских к 1601 году в большом монастыре было 47, и все они были построены из дерева 745 (почему и не сохранились до нашего времени). После литовского разоренья к 1621 году число их убавилось до 43 746 . Рис. XXXIII. «Квасоварня», «поварня» (на лево) и поваренная башня (на право) Вид со стороны Мереженной башни В той половине монастыря, где были расположены братские келлии, не было никаких хозяйственных построек. Устав преподобного Кирилла требовал, чтобы братия питалась не иначе как в трапезе, и чтобы иноки проводили время, свободное от работ и богослужения, в келлиях своих. Для ограждения братии от искушений, все службы, вероятно, уже со времени возникновения обители, были отнесены в противоположную часть ее – на право от «святых ворот», за церкви: св. архангела Гавриила, за собор Успения, за игуменские келлии и за казенную палату 747 (или «монастырское казнохранилище»), которая прилегала к каменной ограде монастыря на право от «святых ворот» 748 . Позади этих зданий тянулся длинный пояс одноэтажных и двухэтажных, каменных, и деревянных хозяйственных строений, средоточием для которых служила монастырская трапеза (с церковью Введения), занимавшая над частью их, как мы видели выше, второй этаж. Ближайшее назначение этих строений было по преимуществу «кухонное».

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Nikols...

101 Рукоп. Имп. II. Библ., Погод. 1566, Q, л. 50. Известие, записанное в «Истории росс. иерархии», что церковь (близ колокольни) во имя Архистратига Гавриила с приделом во имя Св. Константина и Елены построена в 1554 году, неверно. 102 Рукоп. Кир. библ. 752–1009, л. 11; см. приписку направом поле ее, вдоль страницы. – Муравьев (Русск. Фиваида, е. с., стр. 225) начало этой приписки читал, неправильно: «В лето 7040 (1532) декабря 13» и проч. Ошибка, повторенная и автором статьи: «От Шекспы до Кубенского озера» (Древ. и Нов. Россия, 1878, т. II, стр. 95 и друг.), произошла от того, что букве «г» Муравьев не придавал значения числа (Сравн. рукоп. Соф. библ. 501, л. 66–69). Но правильное чтение этой приписки можно восстановить при помощи рукописи Имп. II. Библ., Погод., 1544, л. 24 и об., где читаем «В лето 7043 месяца декабря в 13 день на память святых великомученик Еустратия и дружины его освященны быша церкви великого князя в Кирилове монастыре». – В рукописи Соф. библ. 74, на л. 390 об.–л. 391, освящение церквей также относится к 7043-му году: «.Лета 7040 третиаго свящали церкви в Кирилове мопастыре, церков собор архангела Гаврила, а придел царя Констянтина и матери его Елены, а другую церковь на горе Усекновение честныя главы Ивана крестителя, a придел Кирил чюдотворец, а на священие были епископ пермски и вологодцкы Алексей, да игумен Ферапонтова монастыря Ферапонт, свящали при игумене при Кириловском при Дософее, а ставил те церкви князь велики Василей Иванович». 103 В Кириллове монастыре около 1530-х годов была еще 4-ая больница – «в санной избе», но местоположение ее неизвестно (Рукоп. Бир. библ. 752–1009, л. 11). – Больницы в монастыре существовали и во второй половине века (Рукоп. Кир. библ. 78–1817, л. 62 об.) и в первой четверти XVII века (в 1621 и 1623 г., см. Рукоп. Акад. библ. А, II–47, л. 62 и 617). По словам кирилловской братии1621 году) братская больница в монастыре была устроена со всяким покоем и с пением и с служебники (Рукой. Акад. библ. А, II–47 л. 62 об.). От 158 7 / 8 (7096) года сохранилось известие о больнице «на горе» «мирской», т. е. для мирян «(Рукоп. Кир. библ. 78–1317, л. 289 об.).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Nikols...

Необходимость этой перестройки могла возникнуть после пожара, случившегося в монастыре на 8 декабря 1655 года и начавшегося как раз с казенных келлий. Тогда выгорела «половина монастыря»: часть братских келлий, меньшая казна и сушило, и запасы на погребах, а казенные келлии были сильно повреждены. Сгорел даже казначей старец Мисаил, и были истреблены огнем многие «крепости», приходорасходные книги и т. п. документы, хранившиеся в казне (Рукоп. Ак. библ. А 1 / 17 , 1338 и об.). Несколько архитектурных подробностей современного здания казенных палат также указывают на конец XVII-ro или начало XVIII века, как на время их переустройства. Окна их (в верхнем ряду), выходящие на первый (большой) монастырский двор, облицованы наличниками, которые повторяются и на домике с проходными воротами, находящемся между Преображенскою и Введенскою церквами (об этом домике см. ниже). Наличники же эти (см. рисунок XXXIV) сходны напр. с оконными украшениями на Преображенской церкви, построенной на рубеже XVII и XVIII столетий в селе Подкопаеве Мещовского уезда Калужской губернии (см. рисунок на табл. XI в исследовании М. Т. Преображенского, Памятники древне-русск. зодч. в предел. Калуж. Губернии, СПБ. 1891, стр. 72). К этому времени, надо полагать, относится и надстройка нынешнего верхнего этажа казенных палат. Что касается до внутреннего расположения их в начале XVII века, то известия об этом, сохраненные описями 1601 и 1621 годов, не отличаются определенностью. В первой из них идет речь о следующих помещениях казны: «внизу полатка” (Рукоп. Кир. библ. 71–1310, л. 243), «вверху задняя полатка” (л. 243 об.), «сушило, что на полате” (л. 268 об.), «полата невелика подле казны большие полаты” (л. 270). В описи 1621 года упоминаются: полата вверху, седельня (Рукоп. Кир. библ. 73–1312, л. 373 об.–374) и меньшая казна (л. 383). Более поздняя опись 1732–1733 года говорит о трех помещениях: казнохранилища: «По правую сторону святых ворот казенная полота каменная о трех житьях, крыта тесом в зубец” (Рукоп.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Nikols...

Тот сначала колебался, боясь королевского гнева; но когда гетман Сагайдачный и казацкое войско обещали ему свое покровительство, согласился. Были поставлены митрополит и шесть епископов для югозападных епархий (кроме львовской, занятой Иеремией). Митрополитом был сделан игумен киевомихайловского монастыря Иов Борецкий (1620 –1631), прежде бывший ректором львовской и потом киевской братской школы. Это был, как и новопоставленные епископы, человек образованный, притом же деятельный и преданный православию. Трудное время приходилось переживать ново поставленному митрополиту и епископам. Униаты и католики заволновались, как только услыхали о их поставлении. По их наущению Сигизмунд объявил Феофана самозванцем и турецким шпионом, а поставленных им владык – незаконными, предписав их схватывать и предавать суду; православных жителей Вильны, признанных главными виновниками этого дела, подверг преследованию. Униатский митрополит Рутский с своей стороны предавал православных епископов проклятию, как лжеепископов, униатские епископы не хотели уступать им своих кафедр и нередко действовали против них клеветами. Так, их влиянию приписывали между прочим убийство Иосафата Кунцевича. После этого сам папа письменно настаивал, чтобы король «подверг лжеепископов русских, возбуждающих мятежи, заслуженному наказанию» 720 . Во все правление Иова (1620 – 1631) ни он, ни православные епископы не были признаны законными, хотя православные не раз ходатайствовали об этом на сеймах и пред королем. Православные епископы были принуждены проживать или в Киеве, или в монастырях вдали от кафедр и только митр. Иов, охраняемый казаками, мог безопасно остаться на киевской кафедре. При таких условиях православной иерархии приходилось не столько нападать на унию, сколько обороняться от постоянных нападок. Но все – таки м. Иов и епископы делали, что могли, на пользу православной Церкви. Иов не раз рассылал окружные послания ко всем православным, то убеждая их держаться православия и отстать от унии, то опровергая, возводимые на православную иерархию, клеветы (1621, 1623, 1626) 721 ; сообща с епископами, он в 1621 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Dobr...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010