Реальное возрождение лавры как мощного духовного центра России началось с конца 1980-х гг. и приняло особый размах с начала 1990-х гг. В 1994 году были обретены в лавре мощи святителей Московских - митрополитов Филарета (Дроздова В. М. 1783-1867), Иннокентия (Попова-Вениаминова И. Е., 1797-1879) и преподобного Антония (Медведева), а в 1996 году - мощей преподобного Максима Грека. Троице-Сергиева лавра была и остаётся местом проведения многих важнейших церковных собраний. Так, в 1971, 1988, 1990 гг. и позже в Трапезной лавры проходили Поместные соборы Русской Православной Церкви. Следует упомянуть и о других церковных торжествах и событиях, связанных с древней подмосковной обителью: 500-летие автокефалии Русской Церкви (1948), 400-летие установления Патриаршества (1989), 1000-летие Крещение Руси (1988), Архирейские Соборы 1961 и 2004 гг. Число братии Сергиевой обители после её возрождения в 1946 году постоянно увеличивается. Так, в 2000 году в лавре жили 300 человек братии, включая насельников скитов и подворий, против 120 монахов и послушников в конце 1980-х гг. Способствует развитию Троице-Сергиевой лавры и возвращение в 1992 году древнему городу его исторического названия - Сергиев Посад. Из книги Глушкова В. Г. Монастыри Подмосковья. - М.: Вече, 2005 и с сайта www. stsl.ru/Троице-Сергиева Лавра в период гонений на веру Троице-Сергиев монастырь быстро преодолел последствия польско-литовского разорения и даже украсился новыми храмами. В 1621 г. рядом с братской трапезной поднялась церковь преп. Михаила Малеина – небесного покровителя царя Михаила Федоровича. Вскоре над гробом преподобного Никона Радонежского, на месте старой Никоновской церкви, появилась новая больших размеров. У церкви Св. Духа сложили колокольню «на пяти столпех» с часами. Поставили каменные палаты с шатровой церковью во имя преп. Зосимы и Савватия Соловецких. Наконец, в 1650-х г.г. была усилена крепость Троицкой обители: увеличена толщина и высота стен и плоских башен, заново перестроены башни угловые. «Ум не может представить их неприступность и красоту», – отметил сирийский православный священник, посетивший Троицу в 1655 г.

http://sobory.ru/article/?object=00497

Л. м. был организован на городских землях, ранее принадлежавших частным лицам. Это облегчало юридическую защиту имущества мон-ря от нападок со стороны католиков и униатов, к-рые активно противодействовали деятельности Луцкого братства. Так, уже в 1621 г. Крестовоздвиженская ц. была ограблена католиком В. Лонским. По суду он был подвергнут смертной казни через сожжение на рынке у костела св. Якуба. Частично Л. м. находился на участке земли, пожертвованном в пользу Луцкого братства паном Александром Зубцовским. Он был сыном московского эмигранта слуги и сподвижника кн. А. М. Курбского и королевского городничего в Луцке Кирилла Ивановича Зубцовского и кнж. Марии Андреевны Полубенской, которые поддерживали тесные отношения с кн. К. К. Острожским. Др. часть земли обители в 20-х гг. XVII в. была выкуплена у частных лиц и подарена Луцкому братству волынским подкоморием кн. Юрием Юрьевичем Пузыной («з Козельска»). Этот вкладчик происходил из известного рода борцов за права православных в Речи Посполитой ( Liedke M. Od prawosawia do katolicyzmu: Ruscy moni i szlachta Wielkiego Ksistwa Litewskiego wobec wyzna reformacyjnych. Biaystok, 2004. S. 162). Воздвигнутый в это время на территории буд. монастыря деревянный ансамбль состоял из зданий церкви, госпиталя (богадельни), школы. В 1-й пол. 30-х гг. XVII в. его решили перестроить. В Л. м. возвели Крестовоздвиженскую ц. и монастырский комплекс, в каменном здании к-рого располагалась типография братчиков. Л. м. поддерживали представители известных волынских шляхетских фамилий князей Воронецких, Кориатовичей-Курцевичей, Пузын-Козельских и Святополк-Четвертинских, панов Гулевичей, Древинских, Выговских, Еловицких, Малинских, Семашко - родственников кн. Курбского, Гулевичей и др., а также старшины Запорожской Сечи , в которой служили отдельные члены семей князей Полубенских и панов Зубцовских. Ктиторами, защитниками и монахами обители стали представители более 55 шляхетских родов ( Довбищенко. 2008. С. 184-195). В сер.- посл. трети XVII в.

http://pravenc.ru/text/2110932.html

Надвратная церковь была выше келий и силуэтом выделялась над стеной ограды, с юга в нее вела узкая каменная лестница с односкатной кровлей. В 1800 г. Покровская ц. сгорела. В 1827 г. нижегородский архит. Леер подготовил проект перестройки и приспособления вост. келейного корпуса под учебные классы Нижегородской ДС. Позже стены корпуса были надстроены 2-м этажом, до высоты карниза Покровской ц. Боевой ход, проходивший вдоль вост. стены монастырской ограды, был превращен в коридор 2-го этажа и возобновлен в 1848-1849 гг. стараниями еп. Нижегородского и Арзамасского Иакова (Вечеркова) . В 1857-1860 гг. в здании проживал находившийся на покое еп. Нижегородский и Арзамасский Иеремия (Соловьёв) ; Покровская ц. была его домовой церковью. В наст. время Покровской ц. не существует: в верхнем этаже этого здания нет соответствующих ей храмового и алтарного помещений. С кон. XVI в., когда Н. П. м. восстанавливался на новом месте, и до сер. XVII в. братские кельи в нем были деревянными, рублеными. Писцовая книга Н. Новгорода 1621-1622 гг. содержит указание на существование в мон-ре 15 таких келий. Существующий каменный сев. корпус, 2-этажный братский корпус, расположен вдоль кромки волжского обрыва и представляет собой протяженное 2-этажное кирпичное здание длиной более 150 м. Он возводился постепенно: нек-рые его части были выстроены уже в сер. XVII в., другие - в кон. XVII - нач. XVIII в., потом были застроены промежутки между ними. Наиболее древней частью корпуса (нач. 50-х гг. XVII в.) является объем в его зап. крыле под высокой щипцовой кровлей, к-рую, согласно монастырским актам, поновлял в 1672 г. «плотник-иноземец Савка». Зап. ячейка этого объема в 3 световые оси на юж. фасаде ориентирована с севера на юг и выдвинута вперед по отношению к правой (восточной) части почти на 2 м. Этот выступающий ризалит выделен на фасаде угловыми лопатками и увенчан высокой щипцовой крышей, конек к-рой украшен витой кованой решеткой и позолоченным изображением двуглавого орла. Три нижних оконных проема без наличников в наст.

http://pravenc.ru/text/2565214.html

В 1620 г. гетман Сагайдачный выстроил для братского монастыря Богоявленскую церковь . Первым настоятелем монастыря был Исаия Копинский, а первым ректором братской школы Иов Борецкий, ранее ректор львовской школы – оба в будущем митрополиты. В образовании школ преобладал тогда греческий элемент, принесенный сюда главными распространителями просвещения в южной России, греками. Не было еще настоящей организации школьного дела, но образование в них стояло довольно высоко. Из них вышли многие видные деятели просвещения, богословы, проповедники, переводчики, исправители книг. Упомянем Исаию Копинского, Леонтия Карповича, Мелетия Смотрицкого, Лаврентия Зизания Тустановского, Кирилла Транквиллиона, Памву Берында, Захария Копыстенского. Кроме этих ученых мужей, из братских школ выходили все лучшие представители православной иерархии. Церковь нашла себе также сильную духовную опору в своих монастырях. Борьба с унией повлияла на подъем нравственного уровня в обществе и иерархии и на оживлении монастырской жизни. Несмотря на отнятие многих обителей, число православных монастырей было все-таки больше числа униатских. Обители отличались многолюдством, что тоже разнило их от униатских. Возникли три монастыря, имевших потом большое значение для сохранения православия: на Волыни – Почаевский, в Вильне – Св. Духовский, в Киеве – Богоявленский. В 1599 г. архимандритом Печерского мон. поставлен был один из замечательнейших деятелей того времени, Елисей Плетенецкий. Он обновил обитель, упрочил ея самостоятельность против покушений униатов, восстановил в ней общежитие и поднял иноческую жизнь. Он собрал ученых людей, завел типографию, учредил институт проповедничества и устраивал школы. Скончался он в 1624 г., назначив себе преемником известного Захарию Копыстенского. В Вильне таким благоустроителем монашества был Леонтий Карпович († 1620). Благодаря ему Свято-Духовский мон. стал средоточием Православия для Литвы, как Киевская Лавра для Малороссии. В Галиции и на Волыни оживителем иноческой жизни был Иов Княгининский († 1621), воспитанник острожской школы, долго подвизавшийся на Афоне.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Talber...

В другой грамоте (от 8-го мая 1614 года) он убеждал братчиков охранят своих детей от увлечения в унию, иметь при братской церкви достойнейших священников, и восхвалял братство за то, что оно приобрело для своей Онуфриевской типографии искусных и усердных типографов-монахов 299 . Заботясь о благосостоянии и просвещении юго-западной Руси, Кирилл Лукарис, в 1620 году, встретив «в Мутьянской земле» 300 возвращавшегося из Киева в Царьград своего протосингела 301 Иосифа, «поставил его в иеромонахи и воротил для науки и утверждения веры в Киев, Галич и Львов и на всю Белую Русь», который «жил в тех городах для науки года с два» 302 . При посылке иеромонаха Иосифа в Белую Русь Кирилл Лукарис дал ему замечательную «учительную грамоту», свидетельствующую о заботливости его о православии и просвещении духовном в России. В ней наказано: «чтобы честный Иосиф братию нашу христианския веры поучал, дабы от нея не отставали, и грамату преподавал, чтобы наша братия пребывала в добре и утверждалась вера христианская, и враг бы их не искусил от истинной христианской веры в лютерскую. Иосифу поручалось возбуждать, чтобы у них между собою был мир и о вере с лютерами не спорили, а жили бы с ними смирно, дабы лютеры христианской веры не хулили; молодых людей должен был он в вере христианской укреплять, чтобы их также враг не искусил и не прельстил в лютеранскую веру " 303 . Так действовал Кирилл Лукарис в сане патриарха Александрийского. Но ему готовилось новое, более обширное поприще для деятельности в сане вселенского Константинопольского патриарха. Глава третья. Кирилл Лукарис – патриарх Константинопольский 5 ноября 304 1621 года Кирилл Лукарис был провозглашен Константинопольским патриархом. По свидетельству врагов Кирилла Лукариса, восшествие его на Константинопольский патриарший престол было соединено с постыдными для него ужасными преступлениями. Лев Алляций рассказывает следующее: «Тимофей умер, отравленный самым открытым образом, как была молва (ut fama fuit), ядом в то время, когда он наслаждался изысканнейшими явствами на обеде у голландского посланника.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/kons...

В следующем 1621 г. Июня 5 Братство сие купило еще для своей усадьбы у инокини Параскевы Кубинской пляц в Скольниках по подгорью против церкви Рождества Христова с строением и с 17 куничными (оброчными) дворами. Но по отъезде Патриарха Феофана восставшее от Католиков и Униатов гонение на новопосвященного им Митрополита Киевского Иова Борецкого и других православных Епископов разрушило сие заведение. А хотя церковь Братскую обновил в 1622 году Гетман Войск Запорожских Петр Конашевич Сагайдачный и Братство поддерживал, но училища восставить не смел без дозволения Польского Короля, и уже в 1629 Февраля 19 получил от Короля Сигисмунда III Грамоту, дозволяющую иметь Богоявленскому Братству церковь для совершения Божией службы по закону Греческому с училищем и при них Братство милосердия по чину Великого Василия и богадельню для людей убогих, старых и увечных. Но и тогда Братство сие не названо еще было монастырем. А когда в 1631 г. Киево-Печерский Архимандрит Петр Могила вознамерился завести при своей Лавре в Троицком Больничном монастыре особое училище, то Братскому предстояла опасность упадка. По сему Митрополит Исаия Полянский с православными его Митрополии Епископами, Гетманом Иваном Петришицким и Старшинами Запорожского Войска упросил Петра Могилу не заводить особого училища, а соединить оное с Братским, на что он 1632 году и согласился. С сих пор Шляхетство определило для снабдения учащих и учащихся содержанием, ежегодно избирать Старост, а Петр Могила принял звание Старшего Брата, Опекуна, Смотрителя и Защитника сего училища, определил к оному из Печерской Лавры несколько ученых монахов, а начальником училища Иеромонаха Тарасия Земку; перевез из больничного Троицкого монастыря некоторые деревянные здания к Братской Богоявленской церкви для жилища учащим и учащимся и для содержания их дал из Лаврских Вотчин две волости, Вышенскую и Гнедин, и две деревни, Процев и Ревное; сверх того снабдевал своими деньгами 233 : а в 1633 г, бывши Депутатом от Киевского Духовенства при избрании и короновании Польского Короля Владислава IV в Варшаве, и при пожаловании Его Киевским Митрополитом, он испросил у него и всей Речи Посполитой сему училищу Марта 14 утвердительную Грамоту быть при Братстве Богоявленском монастырю, школам, Семинарии и Типографии.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Bolhov...

В октябре 1620 года патриарх Феофан, не желая раздражать католиков и униатов, со всевозможною осторожностью и тайно, в Богоявленской церкви Киево-братского монастыря, ночью, при закрытых и завешанных окнах, совершил, совместно с двумя восточными архипастырями, обряд посвящения в митрополиты Киевские и Галицкие игумена Иова Борецкого, а в епископы Перемышльские Исаию Копинского. 12 Затем в епископы былипосвящены: Мелетий Смотрицкий – на архиепископию Полоцкую, Леонтий Карпович – на епископию Владимиро-Брестскую, а после его смерти случившейся в том же году, на его место был избран Иезекииль (Иоиль-Иосиф) Курцевич, Исаакий Борисович – на епископию Луцко-Острожскую, Паисий Ипполитович – на епископию Холмскую и Авраамий Стагонский – на епископию Пинскую. В ставленной грамоте Феофана, новопосвященным митрополиту и епископам, он дал им большие права, а именно предоставил епископам, по смерти митрополита, если неудобно будет переслаться с Константинопольским патриархом, поставить нового митрополита их властью, далее, уполномочил новопоставленных владык наблюдать за всеми ставропигиальными церквами, монастырями и братствами, и наконец, поручил этим высшим иерархам позаботиться об уничтожении некоторых неправильностей в обрядах, вкравшихся в практику южно-русской церкви. 13 В январе 1621 года, после праздника Богоявления, Феофан простился с Киевом, благословив братство новой грамотой и своим кипарисным крестом, который доныне сохраняется над царскими вратами братской Богоявленской церкви; 14 в этой грамоте патриарх Феофан поучал братчиков: «да пребываете в нем (т. е. в братстве) богобоязненно, со всякими усердием, приемля друг друга, не питая друг к другу зависти, и не завидуя ни в чем, но преимущественно исполняясь духом кротости, последуя преданиям древнейших братств». 15 Из России патриарх Феофан направился в Валахию, и на границе в г. Буске (древ. Божьскый, Бужеск) простился с православными. Прощание было весьма трогательное и святитель, гетман и войско казацкое – все плакали. Патриарх стал на городской площади и долго поучал духовных и мирян строго держаться православия и с покорностью переносить гонения и скорби; читал разрешительную молитву и в это время все преклонили пред ним колена; затем снял с казаков грех тяготивший их совесть и состоявший в том, что они пред тем ходили походом с польским королевичем Владиславом на единоверную Москву, и убеждал их впредь этого не делать.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Papk...

Вноябре 1623 года в г. Витебске был убит униатский епископ Иосафат Кунцевич, намеренно искавший, для доставления унии окончательной победы, смерти и славы мученика, а потому раздраживший народ своими жестокими мерами, клонившимися к полному искоренению православия. 30 За смертью Кунцевича последовали страшные казни, которых требовал от короля папа Урбан VIII, давая королю, в письме от 10 февраля 1624 года, бесчеловечные советы, и указывая, со слов Рутского, на весь вред, проистекающий для католических интересов от православных братств. 31 , 32 В Киеве в это время сравнительно все было спокойно. Под охраною казаков проживали в нем, и в ближайших монастырях, большинство из новопосвященных архиереев, выжидая лучших дней. Казаки все открытие и решительнее выступали на защиту веры, церкви и православных, и не упускали случая заявлять об этом королю и польскому правительству. Под условием восстановления прав православной веры они соглашались оказывать полякам военную помощь против турок, от которых тогда страдала вся южная Россия, и благодаря казакам польские войска одержали знаменитую Хотинскую победу в 1621 году. Доверие к казакам среди Киевских православных обывателей было полное, и они около этого времени обратились с письмом к гетману и ко всему запорожскому войску, в котором призывая их на защиту православия просили подумать об освобождении угнетенных братий и церквей в Львове, Перемышле, Бересте, Вильне, Могилеве (где «килка мещан за веру на горло посажено») и во всем королевстве, и стараться, чтобы митрополит оставался под благословением Константинопольского патриарха. 35 , 36 В конце послания обыватели указывали также на запущение Софийского собора и выражали желание чтобы их послание было прочитано в войсковой раде. Казаки свято исполняли подобные просьбы своих единоверцев, и когда польское правительство, по обыкновению, не сдержало своих обещаний относительно признания новопосвященных владык и о предоставлении льгот православной церкви, то доблестный гетман Петр Сагайдачный и все запорожское войско, в виде протеста, вписалось в Киевское Богоявленское братство. Гетман Сагайдачный был благодетелем новоучрежденного Киевского братства; он дал средства на постройку братской Богоявленской церкви, был её ктитором, и умирая в 1622 году от ран полученных в битве под Хотином, просил еще раз слезно и покорно в письме на имя короля о защите православных и о прекращении унии. Кроме того, Сагайдачный пожертвовал несколько тысяч на братский монастырь и его училище, отказал полторы тысячи червонных золотых «на школу братства Львовского, на науку и на увеличенья бакаларов ученых», при чем вписался членом этого братства. 37

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Papk...

В особо тесных отношениях стоял митрополит Иов Борецкий к Львовскому братству, в училище которого он воспитывался. Еще будучи ректором братской Киевской школы, именно в 1617 году, Борецкий дал расписку, в которой он обязывался заплатить Львовскому братству 20 золот. польск. за взятые у него в кредит экземпляры греческой грамматики. 43 Сделавшись митрополитом, Иов постоянно сносился письмами по разным делам с Львовским братством; так, 15 декабря 1621 года оно получило от Иова грамоту, в которой он предостерегал от отступников униатов и убеждал оставаться твердыми в вере, а в письме от 21 мая 1628 года, приглашая братство в Киев на собор вместе с тем звал его и на праздник в Лавре, 15 августа. 44 Также в самых тесных и искренних отношениях митрополит Иов находился и с Виленским братством, а также с ректором его школы Иосифом Бобриковичем. Уважение Иова к этому братству и к его ученому ректору было так велико, что, узнав об отправлении в 1625 году казаками послов на сейм в Варшаву для отстаивания православных интересов, он указал этим послам сначала заехать в Вильну и посоветоваться с братчиками и с Иосифом Бобриковичем, при чем чрез этих послов отправил братству свои бланки с печатями, уполномочив его вписывать разные ходатайства к разным высокопоставленным и влиятельным лицам в целях защиты интересов Литовской православной церкви. 45 При посещении в 1626 году Брацлавского воеводства митрополит Иов, находясь в г. Немирове (Брацлавском), принадлежавшем князьям Зборажским, выдал 9 ноября грамоту на учреждение церковного братства при храме Воскресения Христова на (рынке). В этой грамоте митрополита указывал, что прихожане соорудили на собственные средства названную церковь и, похвалив их ревность к устроению церковных дел, их сердечные и тесные отношения с приходским духовенством, дозволял устроить при братстве школу и дом для еженедельных сходок, а местному протопопу Антону Василевичу разрешал еженедельно произносить проповеди . 46 В 1628 году митрополит Иов разрешил Слуцкому братству построить новую Преображенскую деревянную церковь на место сгоревшей, а в 1629 году, вследствие жалоб Слуцкого Спасского протопопа Андрея Мужиловского на братство, в особом письме (от 23 сентября) увещевал братство уважать права означенного протопопа. 47 Равным образом, посылая в 1627 году благословенную и подтвердительную грамоту Рогатинскому братству, Иов Борецкий присовокупил извещение, чтобы братчики никаких дел не совершали по братству, без участия приходского священника.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Papk...

—179— удалился на Восток, в Константинополь, а затем в Иерусалим. 897 898 В Киеве в это время сравнительно всё было спокойно. Под охраною казаков проживали в нём, и в ближайших монастырях, большинство из новопосвященных архиереев, выжидая лучших дней. Казаки всё открытие и решительнее выступали на защиту веры, церкви и православных, и не упускали случая заявлять об этом королю и польскому правительству. Под условием восстановления прав православной веры они соглашались оказывать полякам военную помощь против турок, от которых тогда страдала вся южная Россия, и благодаря казакам польские войска одержали знаменитую Хотинскую победу в 1621 году. Доверие к казакам среди Киевских православных обывателей было полное, и они около этого времени обратились с письмом к гетману и ко всему запорожскому войску, в котором призывая их на защиту православия просили подумать об освобождении угнетенных братий и церквей в Львове, Перемышле, Берестьи, Вильне, Могилеве (где «килка мещан за веру на горло —180— посажено») и во всем королевстве, и стараться, чтобы митрополит оставался под благословением Константинопольского патриарха. 899 900 В конце послания обыватели указывали также на запущение Софийского собора и выражали желание, чтобы их послание было прочитано в войсковой раде. Казаки свято исполняли подобные просьбы своих единоверцев, и когда польское правительство, по обыкновению, не сдержало своих обещаний относительно признания новопосвященных владык и о предоставлении льгот православной церкви, то доблестный гетман Петр Сагайдачный и всё запорожское войско, в виде протеста, вписалось в Киевское Богоявленское братство. Гетман Сагайдачный был благодетелем новоучрежденного Киевского братства; он дал средства на постройку братской Богоявленской церкви, был её ктитором, и, умирая в 1622 году от ран, полученных в битве под Хотином, просил еще раз слезно и покорно в письме на имя короля о защите православных и о прекращении унии. Кроме того, Сагайдачный пожертвовал несколько тысяч на братский монастырь и его училище, отказал полторы тысячи червонных золотых «на школу братства Львовского, на науку и на увеличенья бакаларов ученых», при чем вписался членом этого братства. 901

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010