с октября 1715 (1716) с 1718 по 1722 управлял Киевской митрополией †30.11.1726 (1724) Иоаким (Струков) епископ, рукоположен с 4.06.1727 по 7.06.1730 еп. Воронежский и Елецкий Варлаам (Леницкий) епископ, бывший еп. Астраханский и Ставропольский с 7.06.1730 по 13.04.1731 архиеп. Псковский, Нарвский и Изборский В 1733–1785 годах преобразована в самостоятельную епархию. Виктор (Садковский) епископ, рукоположен с 09.06.1785 по 13.04.1793 архиеп. Минский и Литовский Димитрий (Устинович) епископ, рукоположен с 14.08.1793 по 1.05.1795 еп. Смоленский и Дорогобужский Амфилохий (Леонтович) епископ, рукоположен с 24.06.1795 †1.07.1799 Малороссийский Переяславский епископ 68 Сильвестр (Лебединский) епископ, рукоположен с 25.09.1799 по 17.12.1803 еп. Полтавский и Переяславский Чигиринские епископы Викариатство учреждено 16 октября 1799 года Феофан (Шиянов-Чернявский) епископ, рукоположен с 12.02.1800 по 15.01.1807 еп. Полтавский и Переяславский Ириней (Фальковский) епископ, рукоположен с 24.02.1807 по 7.02.1812 еп. Смоленский и Дорогобужский Ириней (Фальковский) епископ, бывший еп. Смоленский и Дорогобужский (повторно) с 6.07.1813 †29.04.1823 Афанасий (Протопопов) епископ, рукоположен с 29.07.1823 по 13.10.1826 еп. Нижегородский и Арзамасский Мелетий (Леонтович) епископ, свт., рукоположен с 21.11.1826 по 21.04.1828 еп. Пермский и Екатеринбургский Кирилл (Куницкий) епископ, рукоположен с 13.05.1828 по 5.01.1835 на покое; †16.04.1836 Владимир (Алявдин) епископ, рукоположен с 20.01.1835 по 26.09.1836 еп. Костромской и Галичский Иннокентий (Борисов) епископ, рукоположен с 3.10.1836 (1837) по 1.03.1841 еп. Вологодский и Устюжский Иеремия (Соловьев) епископ, рукоположен с 6.04.1841 по 2.01.1843 еп. Кавказский и Черноморский Варлаам (Успенский) епископ, рукоположен с 31.01.1843 по 30.06.1845 еп. Архангельский и Холмогорский Аполлинарий (Вигилянский) епископ, рукоположен с 15.08.1845 †10.01.1858 Антоний (Амфитеатров) епископ, рукоположен с 30.03.1858 по 31.10.1859 еп. Смоленский и Дорогобужский

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Таков был брацлавский губернатор Берхман, очевидно, чуждый русских интересов. Знаменитый граф Александр Васильевич Суворов разбил мятежников, взял в плен под Мацеевичами предводителя восстания – Костюшко, после чего неприятель, боровшийся с шумом целый год, был попран, обезоружен и обращен в ничто. Польша исчезла с карты Европы. Только тогда православные в Польше вздохнули легче и началось воссоединение с необыкновенной быстротой и успехами. 1034 Повсеместное массовое воссоединение началось с конца августа и к началу октября 1794 г. по Брацлавской и Изяславской губерниям присоединилось уже более 700 церквей, при них около 500 священников и до 350 000 прихожан. Особенные успехи наблюдались в Брацлавской губернии, где присоединилось 632 церкви с 423 священниками и 311 181 прихожанами. Это объясняется тем, что польский мятеж не коснулся Брацлавской губернии. В Изяславской губернии присоединение шло медленнее и не без препятствий. Однако и здесь по 1 января 1795 г. присоединилось 615 приходов с 432 священниками. Много приходов присоединялось без священников, остававшихся в унии. Само собой, понятно, что при исключительной быстроте воссоединения униатов не все шло в порядке, тем более, что архиепископ Виктор Садковский как раз в это время занемог. Губернаторы изяславский Берхман и брацлавский Тутолмин звали его на Украину для водворения порядков, но владыка не мог встать с постели. Исправление внутренних непорядков в деле воссоединения выпало на долю архимандрита Варлаама (Шишацкого), впоследствии епископа житомирского, а затем могилевского, стяжавшего печальную известность принесением присяги Наполеону. Более всего затруднений встречалось при назначении священников в присоединенные приходы. В конце февраля 1795 года по Минской епархии на Украине, т. е. в Брацлавской и Изяславской губерниях, насчитывалось 1607 присоединившихся церквей, два базилианских монастыря, 1032 священника и миллион прихожан, из 1607 церквей 575 церквей оказалось без священников, так как их священники остались в унии.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Pokrovski...

По дополнительным сведениям, от 13 и 23 марта присоединенных еще оказалось около 200 церквей, до 150 священников и около 86 000прихожан. Очень заметно было, что всюду недоставало священников. Поэтому шли постоянные требования в Киев, Чернигов и Новгород-Северск о скорейшей высылке большого числа священников из этих епархий. Епископ Виктор просил высылать их прямо на Украину для ускорения дела, в то же время архимандриту Варлааму вменялось в обязанность немедленно давать им приходы. Вследствие недостатка священников приходилось останавливать воссоединение некоторых приходов с православием , или присоединять их к другим приходам. Из 183 приходов, воссоединившихся в Изяславской губернии к 1 января 1795 г., – 151 присоединены к другим приходам, а 38 приходов удержаны от присоединения. Все это, конечно, мешало успехам православия. Оправившись от болезни, епископ Виктор Садковский в марте 1795 г. отправился на Украину лично посмотреть, что там делалось; около 20 апреля он был в Житомире; тут владыка прожил до конца мая, а лето провел в Виннице. В конце августа через г. Слуцк он отправился на торжества открытия Минского наместничества, которые начались 22 сентября и окончились 2 октября 1795 г. 1035 Во время этой последней поездки на Украину архиепископ Виктор познакомился с положением православия на Волыни и в Подолии, но с тем, чтобы передать обе украинские области вместе с вновь присоединенными от Польши землями в ведение архиереев, поставленных на новые кафедры и епархии, отделенные от Минской архиепископии, управлять которой одному архиерею не представлялось никакой возможности. Осенью 1794 года произошел третий раздел Польши. По этому разделу к России отошли земли, начиная от прежних с Россией границ Галиции, вдоль по старой границе австрийских владений до р. Буга и далее вниз по течению её до литовских рубежей, обнимавшие собой всю остальную часть Волынского и часть Хельмского воеводств и лежавшие на правом берегу реки Буга. 1036 Все эти земли, естественно, должны были отойти к Минской архиепископии.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Pokrovski...

Здесь им предстояла встреча более тяжелая, чем в Несвиже. От Праги вплоть до центра Варшавы, где находился дом воен­ной комиссии, на улицах и площадях было такое скопление на­рода, такая давка, что кортеж арестованных – епископа и его свиты едва мог пробираться среди зрителей; от тесноты и давки многие из зрителей падали под ноги лошадей конвоя и под колеса экипажей; любопытные платили по два червонца за окошко или взбирались на крыши домов, чтобы посмотреть на проезд арестованных; при виде их фанатизм поляков и латинян проявился сначала в обычных ругательствах: „бестии, москали, резуны, схизматики“; некоторые плевали даже в лицо арестованных; другие имели на готове камни, но бросать их не реша­лись из опасения, чтобы не убить кого-либо из конвойных солдат, во множестве окружавших арестованных. Во дворе воен­ной комиссии ожидала масса польских панов и паней во главе с князем Сапегою; неистовые крики раздались и здесь, осо­бенно в то время, когда выводили православного епископа из кареты; а когда подвезли за ним коляску с игуменом Островским, то не сдерживаемая никем народная толпа с криком бросилась на игумена, рвала его за волосы и бороду, пинками по­валила его на землю; и только благодаря защите генерал-адъютанта, всем корпусом навалившегося на лежащего игумена, последний спасся от неминуемой насильственной смерти. Разъярен­ная толпа долго не расходилась от места, где были заключены арестованные, и после не один раз собиралась под их окнами и требовала их казни. Настало новое мучительное положение для наших заключенных. Около месяца они содержались в доме военной комиссии в отдельных камерах с железными решетками в окнах, стекла которых наполовину были закрашены зеленой краской и закрыты деревянными затворами. Военный караул из солдат отборной величины расставлен был повсюду внутри камер, сна­ружи при дверях, на крыльце и перед окнами на улице; кроме того, у преосвященного неотступно сидел капитан, а у игумена унтер-офицер. К заключенным не допускали никого, даже са­мого короля, если бы он захотел видеть их; только в первый день заключения их в Варшаве осмотрел их литовский гетман Тышкевич, а через две недели маршал Малаховский с сеймовыми депутатами.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Nikolaev...

Пребывание всех их в несвижском замке продолжалось более двух недель, пока не было получено приказа о переводе их в Варшаву, и, хотя имело характер предварительного заключения, но обставлено было сво­ими тяжелыми строгостями. Все арестованные размещены были в одиночных камерах верхнего этажа замка и находились под охраною особого к каждому приставленного часового; свидания им дозволялись только по одному и в присутствии офицера; зато в казематы к ним могли вторгаться поляки, позволявшие себе грубые насмешки и ругательства над заключенными. На другой день пребывания епископа в Несвиже генерал-адъютант Мацкевич потребовал от него издания особой окружной грамоты к православной его пастве с наставлением духовенству и народу под угрозой анафемы за ослушание, чтобы никто из них против польских властей и панов не возставал, бунтов не учинял, чтобы все западно-русские были верными и послушными не кому либо другому (т. е. русскому правительству), а только речи посполитой и ее панам. Вопреки ожиданиям Мацкевича, преосвя­щенный согласился на издание такой грамоты; она была подписана 25 апреля и списки с нею были разосланы для прочтения по всем православным церквям и монастырям в воскресные и праздничные дни. В начале мая в Несвиже получено предписание военной комиссии представить епископа и свиту его в Варшаву. Каждого из арестованных везли туда в отдельной повозке, а епи­скопа в карете с особым военным конвоем. Перед отъездом из Несвижа епископ просил Мацкевича освободить из под ареста и отпустить в Слуцк игумена, дворецкого и писца Барышевского, как лиц, добровольно согласившихся ехать с ним в Варшаву; Мацкевич сначала обещал исполнить эту просьбу, на три дня оставил их в Несвиже, но потом и их отправил вслед за епископом. В г. Слониме все арестованные съехались и 8 мая вместе вывезены в Варшаву. Военный ка­раул в дороге над ними усилен, чтобы они не сбежали из под ареста и не могли вести взаимных переговоров; на ночлегах к каждому арестанту приставляли еще двух солдат. В предместье Варшавы, Прагу, они привезены были к вечеру 25 мая.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Nikolaev...

Приятное исключение составляет статья свящ. П. Л – ва, посвящённая преосвященному Виктору Садковскому и помещённая в «Киевских епархиальных ведомостях» (1861 г., стр. 7989, 135152, 216223). В цитатах приняты следующия сокращения: АВАК.=„Акты, издаваемые виленской археографической коммиссией”. Вильна. Агр. Сб.=“Археографический сборник документов, относящихся к истории северозападного края, издаваемый управлением виленского учебного округа”. Вильна. АКДА.=Архив Киевской духовной академии: I – дела внешнего правления; II – дела внутреннего правления. АКДК.=Архив Киевской духовной консистории. АКОП.=Архив канцелярии обер – прокурора св. синода. АМДК.==Архив Минской духовной консистории. АМДС., Минской духовной семинарии, журналы семинарского правления. АМогДК.=Архив Могилёвской духовной консистории. Annexa=„Annexa do czesci pierwszey relacyi w materyi o buntah na siejinie 1790 roku uczynioney. W Warszawie. W drukarni Nowey J. K. Mci, Piotra Zawadzkiego”. 440 стр. ACC.=Архив св. синода. АУМ.=Архив униатских митрополитов. АЧДК.=Архив Черниговской духовной консистории. АЮЗР.=„Архив югозападной России”. Киев. БКДА. – Библиотека Киевской духовной академии. БСС.=Библиотека св. синода. ВЕВ. – „Волынские епархиальные ведомости”. ВУАГШ.=Военно-учёный архив главного штаба. ИВ.=„Исторический Вестник“. КЕВ.=„Киевские епархиальные ведомости”. КС.=„Киевская старина“. КЦАМ.=Киевский церковно-археологический музей. МГВ.=„Минские губернские ведомости“. МЕВ.=„Минские епархиальные ведомости“. ПЕВ.=„ Подольские епархиальные ведомости“. „Письма”=„Материалы ддя истории Минской епархии. I. Письма к разным лицам преосвященного Виктора Садковскаго, первого Минского архиепископа“ (I – CL). Собраны и объяснены С. Г. Рункевичем . Минск (Из „Минских епархиальных ведомостей“ 1891 г., 23 и 24; 1892 г., 112, 1524). ПСЗ.=„Полное собрание законов Российской Империи“ (первое). РА.=„Русский архив“. PC.=„Русская старина“. СА=Сенатский архив. СИРИО.=„Сборник императорского русского исторического общества“. Спб. ТКДА.=„Труды Киевской духовной академии“. ТКИСОПЕ. – „Труды комитета для историко-статистического описания Подольской епархии“.Каменец-Подольск. ХВЕВ.=„Холмско-Варшавский епархиальный вестник“.

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Runkevi...

На Слуцкую архимандрию выдвинулись сразу несколько претендентов – игумены: Дятловичский, Мелетий (Бувайло) и Брестский, Спиридон (Гриневецкий). Однако, рекомендация Преосвященного Георгия (Конисского) , состоявшего с 1783 года членом Святейшего Синода74 и считавшего, что «место сие архимандрическое, могущее и долженствующее помогать церквам нашим, тамо угнетаемым, требует не инаго архимандрита, как такого, каков есть Садковский " 75, имело решающее значение. В октябре 1783 года игумен Виктор был назначен «на заграничную в Польше Слуцкую троицкую архимандрию " 76. Назначение это для него было, с одной стороны, желанным, а с другой, по-человечески, несколько пугало своей большой ответственностью и хлопотностью. Садковский прекрасно понимал, что за внешней привлекательностью положения, в Слуцке его ожидают массы трудностей и проблем. «Слышу, что все там в непорядке и разрушении», – писал он в письме одному из своих знакомых77. Синодальный указ о своем назначении, с приказанием ехать в Киев для посвящения в архимандриты Садковский получил в самом начале 1784 года. Выехав в феврале из Варшавы, он направился в Слуцк, для представления слуцкому владельцу, Виленскому воеводе князю Карлу Радзивиллу, и получения от него так называемой «презенты», формально необходимой кандидату в Слуцкие архимандриты. В Киев Садковский приехал только весной. 19 мая, в день Св. Троицы, Киевский митрополит Самуил (Мисловский)78 в Софийском кафедральном соборе посвятил игумена Виктора в архимандрита79. «О, какое тяжелое для поднятия возложено на меня ярмо! – Говорил в своей речи ново поставленный архимандрит. – Я назначен в тот край, где православные чувствуют себя между иноверцами зачастую так, как овца между волками, голубь между ястребами, младенец между змеями " 80. Архимандрит Виктор ясно сознавал, с какими трудностями и ответственностью сопряжено предстоящее служение. Он даже писал, извещая Преосвященного Георгия о своем посвящении: «Призывая Бога во свидетельство моей искренности, скажу вам, что высшее управление архимандрией меня не радует " 81. Однако Садковский не отказался от нового назначения, хотя, несомненно, и имел такую возможность. Со смирением принял он возложенное Церковью на него новое послушание.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Первым архиепископом новоприсоединённых областей был преосвящённый Виктор Садковский. Книга вторая. Виктор Садковский: его жизнь и деятельность за время до возвращения западнорусских областей России Садковский родился в 1741 году» 405 . Он происходил из старого дворянского рода 406 . Его отец – священник 407 , по словам униатского историка Ликовского 408 , был сначала православным; потом перешёл в унию – и от архиепископа Афанасия Шептицского получил утверждение в должности настоятеля церкви села Голубши в Уманщине. Здесь, будто бы, у Садковского – отца возникли неприятности с местным владельцем. Тогда он порешил с унией и переселился с семейством в Киев, где был определён викарным при Преображенской церкви 409 . Если сообщаемые Ликовским сведения справедливы 410 и Садковский-отец действительно был некоторое время униатом, то на всё это следует смотреть лишь как на один из нередких в то время примеров печального компромисса православного пастыря со своей совестью под давлением насилия. Это был печальный случай временной победы плоти над духом, когда горькая перспектива голодного скитания заставила бедного, семейного 411 священника опустить глаза перед строгим взглядом чистой совести. Но подъём духа скоро исцелил приключившуюся слабость, а искреннее раскаяние навсегда уже загородило к ней дорогу. Сам Ликовский даёт право думать таким образом, говоря, что священник Садковский унёс из Голубши в Киев «ненависть к полякам и латинянам», которую и «привил своему сыну» 412 . Во всё почти продолжение прошлого века Киеву то-и-дело приходилось видеть у себя «беглых с польской стороны духовных особ разного чина», которые искали у «матери городов русских» приюта себе и своим разорённым семействам, а нередко приносили сюда с повинной головой и насильно навязанную им унию 413 . Перемещение в Киев для священника Садковского было полезно в том отношении, что его семейству предоставлялась полная возможность получить хорошее образование. Мы ничего не знаем о других членах семьи священника Садковского, но будущий архиепископ Минский в шестидесятых годах прошлого века является «единым класом той жатвы, которая в Киеве в то время красовалась и созревала под начальством Георгия Конисского » 414 .

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Runkevi...

Однако разрушить начатое святителем дело строительства образования не удалось. Семинария была восстановлена, и учебный процесс в ней продолжался, в немалой степени благодаря и трудам Василия Семеновича Садковского. В ряду многих обязанностей, возложенных владыкой Георгием на Садковского, была и обязанность кафедрального проповедника60. 15 ноября 1746 года, «префект и профессор Могилевской семинарии» Василий Семенович Садковский за торжественным богослужением в могилевской братской церкви, произносил проповедь в честь коронации короля Речи Посполитой Станислава Августа61. Когда именно принял монашеский постриг и был возведен в священный сан Василий Семенович, сведений никаких не сохранилось, однако, уже в первой половине 1768 года он известен как иеромонах Виктор. В то время он именовался «наместником кафедры могилевской» и являлся членом могилевской консистории62. Будучи кафедральным наместником и одновременно оставаясь префектом семинарии, иеромонах Виктор по поручению Преосвященного занимался кадровыми вопросами. Он рассматривал дела и готовил представления о рукоположении кандидатов в священные степени. Должность кафедрального наместника, предполагавшая особенно близкое общение с архиереем, еще более укрепила установившиеся прежде близкие и доверительные отношения между отцом Виктором и Преосвященным Георгием. Так что последний нередко давал своему наместнику поручения не только официального, но и сугубо личного характера63. Семнадцать лет пробыл Садковский «при боку епископа Могилевского». Именно здесь, в Могилеве, под руководством Преосвященного Георгия, он приобрел то глубокое понимание нужд и потребностей православных Речи Посполитой и ту многостороннюю церковно-административную опытность, которые так необходимы были ему в его будущем служении архипастыря, к которому готовил его Господь. 18 августа 1774 года иеромонах Виктор (Садковский) был назначен игуменом Мстиславского Тупичевского монастыря, однако должность эту он занимал совсем непродолжительное время. Около 1774 года в Святейшем Синоде возникло дело по обвинению капеллана Российского посольства в Варшаве, иеромонаха-грека Дорофея (Возмуйлова) в неподобающей сану и положению жизни.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

В сентябре 1779 года православное украинское духовенство, вследствие своего совершенного разорения не имело средств послать в Варшаву из своей среды уполномоченных искать правосудия у правительства. Поэтому мемориал о своем бедственном, беззащитном положении со всеми необходимыми документами отправило по почте на имя варшавского капеллана. Игумен Виктор представил полученные им документы на тогдашний сейм королю и членам его Постоянного Совета и самым энергичным образом ходатайствовал о восстановлении попранных прав своих единоверных собратий70. Но благоприятный для православных исход какого-либо дела в Варшаве был практически невозможен. Зная это, игумен Виктор советовал им в серьезных вопросах действовать через Петербург, где находился и великий ходатай – Могилевский святитель Георгий. В делах же менее важных и более частного характера Садковский нередко сам оказывал обращавшимся к нему православным деятельную помощь, так что имя его приобрело широкую известность не только у тех, кто имел случай встретиться с ним лично в Варшаве, но и далеко за ее пределами. За все девятилетнее пребывание в Варшаве игумен Виктор оставался верным «послушником» своего многоуважаемого наставника Преосвященного Георгия. Все это время между Конисским и Садковским сохранялась тесная духовная связь. Живая переписка заменяла им устное общение и обмен мыслями. Во всех трудных и важнейших делах игумен Виктор неизменно обращался за советом и инструкциями к своему мудрому руководителю. Не оставлял Могилевский владыка без внимания и поощрения смиренных трудов своего питомца. По его ходатайству, рекомендациям графа Штакельберга и резидента посольства, барона И. Ф. Аша71, Садковский 2 августа 1783 года был награжден Синодом архимандричьим наперсным крестом – наградой по тем временам весьма почтенной и редкой72. Награда эта была для игумена Виктора своего рода предзнаменованием. Вслед за архимандричьим крестом его ждало и само место архимандрита. В 1783 году 2 сентября, скончался Слуцкий архимандрит Павел (Волчанский)73. После присоединения к России Могилева в 1772 году по первому разделу Речи Посполитой, Слуцкая архимандрия составляла самую высшую ступень православной иерархии в этом государстве и имела почти все принадлежности архиерейской кафедры. Слуцкий архимандрит при богослужении употреблял жезл, дикирий, трикирий и рипиды; совершал каждение архиерейским чином; и во время «Херувимской песни» не выходил вместе со всеми священнослужителями на солею, а принимал Святые Дары, стоя в царских вратах, как это делают архиереи. Именуясь наместником Киевского митрополита, архимандрит по собственному усмотрению мог посвящать в своей архимандрии кандидатов в низшие церковные степени и имел право управления священнослужителями и суда над ними.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010