В 1927 г. среди братии монастыря произошёл раскол, некоторые стали выражать поддержку обновленцам. Обновленческие церковные власти назначали слуцким епископом игумена монастыря Савватия Зосимовича. 21 февраля 1930 г. монастырь закрыли, реликвии были переданы в музеи. Окончательно монастырские постройки разрушены в 1950-х гг. Впоследствии на его месте находился военный городок. В 1994 г. верующими установлен памятный крест. Церкви Свято-Троицкого монастыря Из описания 1678 г. известно, что вход в монастырь был через высокие деревянные ворота с деревянными башнями по бокам, — меж ними надвратная церковь св. Никиты. Главный храм монастыря — Свято-Троицкий собор — как утверждают некоторые белорусские историки, построен в 1505 г. княгиней Анастасией Олелькович, но документальных сведений нет; видимо, это дата закладки в память об удачной обороне города от татар. Известно, что он в 1795 г. обновлен архиепископом Виктором Садковским. Имел два придела: правый во имя св. великомученицы Екатерины, построенный на средства императрицы Екатерины II, и левый — во имя св. князя Александра Невского. В 1654 г. церковь уже каменная, стоящая в центре монастырского двора, остальные деревянные. Позже храм неоднократно горел и грабился казаками, особенно в 1655 и 1660 гг. Иконостас в соборе был семиярусный, из трех частей, с резными позолоченными орнаментами. Как пишет А. Снитко, владелец Слуцка князь Богуслав Радзивилл в 1667 г. дал архимандриту Феодосию Василевичу на строительство «опустошена и разрушенного неприятелем» монастыря леса, а слуцкие купцы и шляхта в 1668-1669 гг. оплатили камень. Уже описание 1678 г. говорит о том, что храм почти восстановлен, так как велась только реставрация алтаря. В 1732 получен привилей с разрешением на сбор денег на ремонт храма от короля Августа II. В мае 1732 г. к работе, по договоренности с монастырем, приступает артель каменщиков. В 1785-1788 гг. церковь построена по проекту и под руководством «Шаи Вольфовича Турова, мещанина слуцкого» по заказу слуцкого архимандрита Виктора Садковского. Второстепенные работы велись до 1795 г., а иконостас закончен в 1804 г.

http://sobory.ru/article/?object=45740

В 20-х - нач. 30-х гг. XX в. существовало обновленческое (см. Обновленчество ) Вольское вик-ство. Власти передали раскольникам Иоанно-Предтеченский собор, Успенскую и Троицкую церкви. 13 окт. 1922 г. обновленческим Вольским «епископом» был назначен Михаил (Постников) , отказавшийся подчиниться обновленческому Саратовскому епархиальному управлению. После него обновленческое вик-ство возглавляли Арсений Покровский (1928-1931, с перерывом), Виктор Путята (1930), Алексий Марков (1931-1932). Борьбу с обновленчеством в В. в. возглавил еп. Петр (Соколов) , назначенный в Вольск в 1923 г. Патриархом св. Тихоном. Во время ссылки еп. Петра в 1924 г. В. в. временно управлял Тульский вик. Новосильский еп. Варлаам (Пикалов) , по-видимому не приезжавший в Вольск. С 1925 г. епископом Вольским являлся Григорий (Козырев) , также временно управлявший Семипалатинской епархией. В 1927 г. еп. Григорий не признал полномочий Заместителя Местоблюстителя Патриаршего Престола митр. Сергия (Страгородского) , в 1929 г. примирился с митр. Сергием и получил назначение на Новоторжское вик-ство Тверской епархии. С 21 июня 1927 по 8 окт. 1928 г. В. в. управлял еп. Симеон (Михайлов) . В последующее время В. в. возглавляли еп. Андрей (Комаров ; 16 окт. 1928 - 30 сент. 1933, с окт. 1929 жил в Астрахани и управлял Астраханской епархией), Саратовский вик. Камышинский еп. Иоанникий (Попов; 1 окт. 1931 - 7 июля 1933), живший в Саратове. 24 авг. 1933 г. на В. в. был назначен еп. Георгий (Садковский) . Еп. Георгий жил в Вольске, служил в бывш. беглопоповской Успенской ц., к-рая в 1933 г. была передана православным. После ареста еп. Георгия 16 окт. 1935 г. власти закрыли этот последний правосл. храм в городе. С 29 окт. 1935 по 14 апр. 1936 г. Вольским епископом являлся Сергий (Куминский) , по-видимому не приезжавший в Вольск. После перевода еп. Сергия в Ачинск новых назначений на В. в. не последовало. Арх.: ГА Саратовской обл. Ф. 849 [Вольское духовное правление Саратовского ЕУ, 1782-1863 гг.]; ГА Саратовской обл. Вольский филиал. Ф. 1, 7, 39, 40, 42, 44, 46, 47, 48.

http://pravenc.ru/text/155204.html

В эти нелегкие годы, были по всей вероятности разорены и упразднены некоторые древние православные преимущественно скальные монастыри и храмы в области Днестра и его притоков. С восстановлением Южно-Русской православной иерархии в 1620 году, иерархическая власть ограничивалась только западной Подолией. Для упорядочения же монашества, все русские монастыри в пределах Польши разделены были в 1623 г. на три округа, с назначением для каждого их них особого " прота " монастырей. Во времена казацких войн Подольские монастыри подвергались частым разорениям и многие тогда же погибли, и больше уже не возобновлялись. Особенно опустошительной, в материальном и духовном смысле, была для Подолья с Брацлавщиной последняя четверть XVII века — время двадцати семилетнего господства здесь турок — ( 1672-1699 гг. ), которая у многих историков получила достойное название – «Руина». В завершение эпохи " Руины " почти все монастыри Подолии и Брацлавщины прекратили свое существование. Следующим этапом Церковной истории на котором появляются новые защитники и исповедники православной веры на Подолье, можно назвать борьбу Православия и Унии на протяжении XVII-XVIII вв. В тот же период истории, а именно с 1762 по 1801 в Подолии , вполне официально, существовал — православный Св. Георгиевский Греческий монастырь находившийся в г. Могилеве-Подольском. В конце XVIII века, в период царствования императрицы Екатерины совершилось воссоединение Подолья, Брацлавщины и Волыни с единоверной и единокровной Россией. С этого времени на Подолье началось возрождение православной церковной жизни. После присоединения Правобережья к России, 13 апреля 1793 г. на территории Минской, Изяславской и Брацлавской губерний была создана новая епархия. 15 мая того же года ее возглавил архиепископ Виктор (Садковский). Вследствие того, что только в одной Брацлавской губернии в 1795 году было тысяча четыреста сорок две церкви, императрица Екатерина II распорядилась основать на Подолье самостоятельную епархию с названием " Брацлавская i Подольская " . Тогда же епископом Брацлавским и Подольским был назначен архимандрит ставропигиального Донского монастыря Иоанникий ( Никифорович-Полонский). Сначала резиденцией нового епископа был г. Шаргород, а со временем - Каменец-Подольский. Владыка основал консисторию и создал 13 духовных правлений. Среди прочих было основано и винницкое, которому были подчинены 143 православных храма. После создания духовных правлений епископ Иоанникий, для удобства в управлении епархией, решил разделить ее на благочиннические округа и ввести особую духовную должность - благочинных, которые должны были осуществлять непосредственное руководство подчиненным духовенством.

http://azbyka.ru/palomnik/Винницкая_обла...

ВЕРА (раздел) – С.26-51. Школа «Фомы». Именины: Григорий . [Иллюстрированная информация:   Значение имени. Григорий – имя греческого происхождения, переводится как «бодрствую»;   Дни памяти : 7 февраля - день памяти святителя Григория Богослова и 12 февраля – Собор вселенских учителей и святителей Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста; Святитель Григорий Богослов (329-389) . [О нем]. Подготовил Тихон Сысоев ; Другие святые с именем Григорий : Святитель Григорий Турский (538-594), Святитель Григорий Великий (Двоеслов) (540-604), Священномученик Григорий, просветитель Великой Армении (252-326); Интересные факты ]. Ил.: Иллюстрация к гомилиям Григория Богослова, XI в.; Фото Hans Splinter/Flickr/CC BY-ND 2.0//Фома. - – февраль 2017. – С.26-27. - (раздел « Вера », рубрика « Школа “Фомы”. Именины »). Как забанить дьявола. Праведный гнев и сетевые споры . На письмо в редакцию ( Владимир , Москва) отвечает Александр Ткаченко . Фото Владимира Ештокина . Коллажи Натальи Федоренковой//Фома. - – февраль 2017. – С.28-32. – (раздел « Вера »). Патриарх Кирилл. Избавьтесь от гнева до заката. Из слова после великого повечерия в среду первой седмицы Великого поста в Богоявленском кафедральном соборе г. Москвы, 20 марта 2013 года. Заголовок дан редакцией// Фома. - – февраль 2017. – С.33. – (раздел « Вера »). Протоиерей Александр Авдюгин . Сева . Фото Виктора Квасова //Фома. - – февраль 2017. – С.34-35. -  (раздел « Вера »). Новомученики: Игумен Дамаскин ( Орловский ), ответственный секретарь Церковно-общественного совета при Патриархе Московском и всея Руси по увековечению памяти новомучеников и исповедников Церкви Русской, руководитель фонда «Память мучеников и исповедников Русской Православной Церкви», клирик храма Покрова Божией Матери на Лыщиковой горе (Москва), www.fond.ru . Священномученик Игнатий (Садковский) . 1887–09.02.1938 . Фото из следственного дела епископа Игнатия и фото 1920-х годов: Епископ Игнатий с монахинями Белёвского Крестовоздвиженского монастыря, предоставленые автором//Фома. - – февраль 2017. – С.36-39. – (Раздел « Вера », рубрика « Новомученики »).

http://foma.ru/bibliografiya-foma-2-166-...

Мифическую белорусскую митрополию в то время видит и униатский белорусский активист С. Абломейко Таким образом, одна и та же Киевская митрополия в украинском случае представлена как украинская церковь, в белорусском – как белорусская. В реальности ни той, ни другой она не являлась, т.к. в то время не существовало ни украинской, ни белорусской идентичности. Эта же ошибка присутствует и в утверждении, что на период разделения Киевской митрополии на две «приходится начало формирования отдельных национальных традиций православия – украинского и русского» А после перехода Киевской митрополии из-под омофора Константинопольского патриарха под омофор патриарха Московского в 1686 г. «московская церковная политика […] оказалась во всех областях церковной жизни» и в малороссийских землях якобы началась работа «по нивелированию украинской церковной жизни по российским образцам» Упоминается на сайте ПЦУ и Пинская генеральная конгрегация, названная Пинским Православным Церковным Собором 1791 г.: «Пинский Православный Церковный Собор 1791 г. был попыткой польского королевского правительства взять под опеку православных подданных Речи Посполитой, обустроить внутреннюю организацию Украинско-белорусской Православной Церкви и восстановить ее юрисдикцию от Константинопольского Патриархата, но российская экспансия перечеркнула эти планы» Русское Православие в Польше названо уже не Украинской православной церковью, а Украинско-белорусской. При этом Пинская конгрегация оценена в принципе положительно, как попытка начать поддержку православных и обустроить церковную организацию. Необходимо учитывать, что православные общины в Польше того времени были частью Русской Православной Церкви, поэтому «постановления Конгрегации вели к полному отрыву православного населения Речи Посполитой от полноты Русской Церкви не то чтобы без согласия, но даже без уведомления Матери-Церкви о происходящем, что являлось бесцеремонным нарушением канонического права» Также «работа Пинской конгрегации проходила без участия и согласия находившегося под стражей законного предстоятеля Церкви в Польше – преосвященного Виктора (Садковского).

http://ruskline.ru/opp/2023/06/26/kak_pc...

Мы должны научиться превращать свое сердце в Вифлеемские ясли, чтобы и в нем мог родиться Спаситель, которому предстояли бы Его Пречистая Матерь и ангельский сонм, воспевающий Ему хвалу. Поэтому, памятуя о словах Писания, которое называет нас храмами Духа Святого (см. 1 Кор. 6:19), давайте просить у Господа твердой решимости следовать Евангельскому призыву и прославлять Бога в душах наших и телах наших, которые суть Божии (1 Кор. 6:20)». Во внимание к усердным трудам во славу Матери-Церкви митрополит Филарет удостоил клирика прихода протоиерея Владимира Хорошевича права ношения митры, а также отметил церковными наградами ряд прихожан. Фольварк Переспа — земля, на которой сейчас расположен храм святой Марии Магдалины — с древних времен принадлежал православным жителям города Минска. В 1623 г. минский судья Мартин Володкович пожертвовал эту землю Петропавловскому монастырю. Еще до вхождения Белоруссии в состав Российской империи возле фольварка возникло кладбище. В связи с необходимостью благоустройства местности архимандрит Петропавловского монастыря Лазарь 20 мая 1794 г. обратился к архиепископу Минскому, Изяславскому и Брацлавскому Виктору (Садковскому) с рапортом, в котором просил благословения на возведение на территории кладбища церкви, на создание которой «есть благоволение здешнего правительства и гражданства … и имеется денежная сумма». Летом 1802 г. по инициативе губернатора Минска Захара Корнеева на Переспинское кладбище была перемещена бывшая униатская Георгиевская церковь. 26 сентября 1804 г. эту церковь освятили в честь святой равноапостольной Марии Магдалины. В том же году при ней открыли богадельню. В 1813 г. в связи с ремонтом кафедрального собора, пострадавшего после нашествия французов, храм на год стал кафедральным. В 1835 г. во время городского пожара деревянная церковь вместе с богадельней сгорела дотла. 26 октября 1847 г. был освящен новый каменный храм, построенный на доброхотные подаяния граждан. Рядом с храмом была возобновлена деревянная богадельня.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/2725210...

О временах, предшествовавших уманской смуте, – о деятельности мотронинского игумена Мельхиседека Яворского и епископа переяславского Гервасия памятники и исследования изданы в Киеве, – в Киевских Епархиальных Ведомостях, с 1861 году, и в Архиве Киевской Археографической Комиссии. Второй и третий тома цервой части Архива юго-западной России (изд. 1864 года) посвящены исключительно времени Мельхиседека и заключают в себе драгоценные памятники. Дополнением и пояснением их служат: Собрание сочинений Георгия Конисского , изданные прот. Григоровичем (два издания: первое 1835 года, последнее 1861 года) и документы, объясняющие историю западнорусского края, издание Арх. Комиссии 1865 года. О воссоединении униатов в девяностых годах прошедшего столетия изданы некоторые памятники в Киевских Епархиальных Ведомостях (особенно важны материалы для истории пинской конгрегации 1791 года, издания 1861 года). Исследования об этих временах: а) в сочинении графа Д. А. Толстого: Le catholicisme romain en Russie, издания 1864 года, т. 2, гл. VII и VIII; б) в Историко-статистическом описании минской епархии – архимандрита Николая, 1864 года (основано на делах архива минской консистории); в) в сочинении «Иезуиты в России», свящ. М. Морошкина, ч. I, издания 1867 года (вторая часть – позднейшие дела). О политических делах тех времен: а) «История падения Польши», С.М. Соловьева , издание 1863 года б) «Последние годы Речи Посполитой польской», Н.И. Костомарова , 1870 года (в обоих сочинениях есть известия о деятельности Георгия Конисского , Мельхиседека, Виктора Садковского). в) «Гродненский сейм 1793 года», сочинение Д.И. Иловайского, 1870 года. Наше сочинение основано, кроме печатных памятников, указанных выше и рассеянных по другим изданиям, на делах: а) Архива святейшего Синода; б) Архива униатских митрополитов (хранящихся в Священном Синоде); в) Арх. греко-униатской коллегии; г) Арх. канцелярии обер-прокурора Священного Синода, и д) на памятниках, доставленных нам частными лицами. Объяснение сокращений в цитатах

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/isto...

Построил семинарскую ц. во имя святых Михаила и Феодора Черниговских по плану, утвержденному архиеп. Малороссийским и Черниговским Виктором (Садковским) (реконструирована в 1865-1866; здание сохр.). М. собирал на неск. дней кандидатов на церковные должности, проводил с ними занятия; ссорившимся клирикам устраивал очную ставку и стремился помирить увещаниями; помогал неимущим, в т. ч. содержал за свой счет 2 бедных семинаристов из числа лучших по успеваемости. С 24 янв. по 11 марта 1805 г. совершил 1-й выезд в епархию, в Остерский и Козелецкий уезды, и с Высочайшего соизволения посещал Киев для поклонения святыням. 18 нояб. 1806 г. возведен в сан архиепископа. 12 авг. 1806 г. составил завещание (РГИА. Ф. 797. Оп. 2. Д. 1698. Л. 3-6 об.); в прибавлении к нему 13 дек. 1813 г. указал похоронить себя в Чернигове, «от Троицкой церкви по правую сторону, близ гроба достопочтенной матери моей Ирины». Указом от 30 мая 1813 г. Синод поручил М. лишить архиерейского сана и священства архиеп. Могилёвского Варлаама (Шишацкого) , присягнувшего в 1812 г. Наполеону, «по будущему его пребыванию в Черниговской епархии». Приведение указа в исполнение состоялось, согласно рапорту М. в Синод, 29 июня 1813 г. в Спасском кафедральном соборе Чернигова «при собрании монастырских настоятелей, градского духовенства и светского начальства» (Там же. Ф. 796. Оп. 93. Д. 972. Л. 364-365). 2 дек. 1813 г. М. был вызван для присутствия в Синод; в С.-Петербурге жил на Ярославском подворье. Во время остановки в Москве побывал в храме св. Иоанна Воина и нанес визит всем членам причта. С авг. 1814 г.- член Комиссии духовных училищ. 12 марта 1815 г., при 1-м избрании «сердобольных вдов», посвящающих себя уходу за больными, служил молебен и говорил поучение в присутствии имп. Марии Феодоровны. В Черниговскую епархию отправился 20 нояб. 1816 г. и пребывал там 4 месяца (прибыл в Чернигов 16 дек. 1816). В янв. 1817 г. посетил Киев, затем совершил объезд епархии. После кончины архиеп. Псковского, Лифляндского и Курляндского Мефодия (Смирнова) с 15 февр.

http://pravenc.ru/text/2640894.html

С начала издания в неофиц. части публиковались объемные исследования по церковной истории Волыни и прилегающих областей (Галиция, Полесье, Подолия). Самым значительным из них было «Историко-статистическое описание церквей и приходов Волынской епархии» Н. И. Теодоровича , печатавшееся с 1868 г. частями, впосл. изданное в 5 т. (1888-1903). Свящ. Аполлоний Сендульский в 1868-1892 гг. опубликовал более 40 историко-статистических описаний приходов епархии, начав с собственного прихода в с. Сивки. Преимущественно местной истории были посвящены статьи Н. П. Уводского (Историческое исследование об епископах Волынской епархии со времени ее учреждения до 1867 г.- 1867. 1, 9; 1868. 20; 1869. 22, 24; Исторический очерк древних Волынских епархий: Владимирской и Луцкой - 1878. 5, 9-12), Ф. В. Четыркина (Религиозные отношения литовско-польских королей к древней Волыни: 1337-1569 - 1874. 14, 15), И. С. Барановского (Краткие исторические сведения о бывших на Волыни православных типографиях - 1877. 18; Минско-Волынский архиеп. Виктор Садковский - 1878. 3), И. Гвоздиковского (Материалы для историко-статистического описания православных церквей Волынской епархии - 1874. 22), А. В. Прахова (О волынских древностях - 1890. 12), И. И. Малышевского (Участие дворян в защите Православия на Волыни - 1892. 19), О. А. Фотинского (Социнианское движение на Волыни в XVI-XVII вв.- 1894. 25; Волынь на XI археологическом съезде - 1899. 33-36; Очерк истории мелкого дворянства овруч-житомирского в эпоху польского режима - 1900. 5-7), Г. Я. Крыжановского (Рукописные Евангелия Волынского епархиального древлехранилища - 1895. 7-11, 13-15), Ф. Уловича (Волынь в церковном отношении в конце XVI и начале XVII столетия. 1911-1914), С. Н. Дьякова (Православные и униатские иерархи Галицко-Львовской епархии - 1914. 38) и др. В журнале были опубликованы исторические очерки о всех мон-рях епархии, в первую очередь о Почаевской лавре, Дерманском во имя Св. Троицы мон-ре , о мн. храмах, святынях, правосл. и униатских братствах, Острожской академии XVI в., более поздних учебных заведениях, типографиях, о сокровищах епархиального древлехранилища. Печатались многочисленные житийные и биографические статьи о прмч. Афанасии (Филипповиче) (1868. 32. С. 1086-1088), о свт. Стефане , еп. Владимиро-Волынском (1870. 18), о прп. Иове Почаевском (1875, 1878, 1879; 1914. 10-14, 16-19), о прп. Феодоре , кн. Острожском (1871, 1889), о деятельности на Волыни Всероссийских митрополитов святителей Киприана (1873. 14) и Фотия (1873. 16), о западнорус. церковных деятелях Стефане и Лаврентии Зизаниях (1887. 6-17; 1890), архим. Иоанникии (Галятовском) (1890), архиеп. Мелетии (Смотрицком) (1875) и др. В 1899-1902 гг. была опубликована подробная биография архиеп. Модеста (Стрельбицкого) .

http://pravenc.ru/text/155192.html

Соборный монастырский храм во имя Успения Пресвятой Богородицы, построенный в 1060 году, был обновляем в XV веке и начале XVII века. Здесь в иконостасе находится Елецкая-Черниговская икона Богоматери, которая явилась в 1060 году близ города Чернигова на ели, от чего и получила свое название. По этому случаю в том же году на месте явления святой иконы построена была церковь Успения Богоматери черниговским князем Святославом Ярославичем, а потом тем же князем, по совету подвизавшегося здесь (в 1069-1072 годах) преподобного Антония Печерского (см. 10 июля), и был воздвигнут Елецкий Успенский монастырь. После разрушения монастыря в начале XVII века, святая икона была утрачена. В 1676 году привезен был в Чернигов приехавшими из Владимира двумя братьями, по фамилии Козел, точный список с явленного Елецкого образа, который был у них куплен князем Константином Константиновичем Острожским и пожертвован монастырю. Древний Елецкой-Черниговской иконой считается та святая икона, которая в 1579 году потомками Святослава Черниговского князьями Барятинскими была взята в Москву, а в 1687 году - в Крымский поход, и умирающим Даниилом Барятинским на обратном пути отдана Харьковскому Успенскому собору. Празднование в честь Елецкой — Черниговской иконы совершается 5 февраля. Святая Елецкая-Черниговская икона, имеющаяся в Елецком монастыре, находится в его соборном Успенском храме. Под другим монастырским храмом, в честь святых Петра и Павла, и архиерейскими покоями находятся «Елецкие» пещеры; они ископаны в 1069 — 1072 годах и реставрированы архиепископом Виктором (Садковским); расположение и устройство этих пещер сходно с киевскими. На западе монастырской колокольни есть деревянный домик, где под потолком находится балка с вырезанной надписью: «Преподобный Феодосии Углицкий, архимандрит. 1688 год». Эта балка была в кельи святого Феодосия Углицкого (см. 5 февраля). В домике, который, по преданию, служил помещением святому Феодосию и святому Дмитрию, открыта иконописная школа и хранится несколько ценных церковных книг и предметов времени святого Феодосия. Также замечателен портрет его же среди стенных икон в Успенском храме. При монастыре странноприимница. В зданиях монастыря помещается Духовная Консистория и духовное училище.

http://sobory.ru/article/?object=01653

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010