С начала 1990-х гг. в Копыле снова начала свою деятельность Спасо-Вознесенская церковь. По материалам сайта: http://kopyl-region.narod.ru/ Памятник архитектуры середины XIX века - Спасо-Вознесенкая церковь - находится в г. Копыль. Здание одноэтажной церкви было построено из камня в 1866 г. В1874 г. настоятелем был отец Александр Савич. По форме строение напоминает продолговатый крест. Украшениями здания служат множественные отделки декора на фасадах здания, в оформлении полуциркульных окон, карниза и кровли, над которой в центре возвышается средний купол, по четырем сторонам железной кровли размещены оконца. В 1930-е гг. после гонений на религию настоятель храма протоиерей Владимир Пастарнацкий был арестован и осужден дважды, в итоге в 1938 г. расстрелян. Во время войны церковь была открыта, а в послевоенное время, в 1952-54 гг., отремонтирована и имела приход, объединяющий 22 деревни. Тяжелым временем для верующих был период с 1961 г., когда храм закрыли и передали здание в ведение ДОСААФ. Вновь открытие храма произошло в 1990-х гг. http://www.guidebook.by/architecture/ Спасо-Вознесенский храм. Построен из кирпича и бутового камня благочестивыми прихожанами в 1866 году. Заложил церковь в Копыле Садковский Виктор (в крещении Василий) – видный православный церковный деятель. Когда-то интерьер церкви украшал голубой, с золочеными пилястрами, двухъярусный иконостас, состоящий из 15 икон простой живописи. С 1874 г. при нем служил священник Савич Александр, заботами которого храм поддерживался в должном порядке долгие десятилетия. Интересно, что в 1877 году действительным статским советником Войниловичем был пожертвован крест напрестольный из чистого серебра весом в два фунта. Церковь была вокруг обнесена каменной оградой, сделанной из булыжника, в которой отдельно устроена колокольня и на которой было шесть колоколов весом от одного до 35 пудов. Существовала церковь на средства добровольных пожертвований денежных и вещественных, которых поступало в год примерно на 150 руб., а также 945 руб. было завещано помещиком Перегудом Гавриилом на то, чтобы об упокоении души его и жены Екатерины совершалась еженедельная заупокойная литургия.

http://sobory.ru/article/?object=12666

М. е. была образована 13 апр. 1793 г. указом имп. Екатерины II о преобразовании присоединенных к России по 2-му разделу Речи Посполитой территорий: Витебского и Минского воеводств, вост. части Волынского воеводства, всего Брацлавского и большей части Подольского воеводства - в губернии Минскую (с 22 сент. 1795 Минское наместничество), Изяславскую и Брацлавскую (с 12 мая 1793 Подольское наместничество) и о создании здесь епархии Минской, Изяславской и Брацлавской вместо ранее существовавшего Переяславского и Бориспольского коадъюторства. Управляющим М. е. назначался еп. Виктор (Садковский) с возведением в сан архиепископа. Новая епархия была причислена ко 2-му классу, ставилась по рангу после Могилёвской епархии. В 1793 г. была образована Минская консистория, преобразованная из Слуцкой. Первоначально резиденция Минского архиепископа находилась в Слуцке Минской губ. В авг. 1799 г. резиденцию перенесли в Минск. В указе от 13 апр. 1793 г. Минский архиерей объявлялся коадъютором Киевской митрополии. Тем же указом митр. Киевскому и Галицкому Самуилу (Миславскому) предписывалось составить точную роспись церквей и мон-рей, к-рые должны войти в юрисдикцию архиеп. Виктора (Садковского). В 1793 г. в подчинении архиеп. Виктора состояло 329 церквей, а также не менее 35 монастырских храмов, притом что большинство мон-рей подчинялись напрямую виленскому Свято-Духову мон-рю и власть архиеп. Виктора признавали номинально. После уменьшения территории М. е. в связи с передачей неск. благочиннических округов в Могилёвскую и Киевскую епархии к маю 1796 г. в М. е. насчитывался 201 приход. Большинство клира М. е. составляли священнослужители, откомандированные из Киевской, Могилёвской, Смоленской и Черниговской епархий. Все важные вопросы церковной жизни края решались через Киевскую духовную дикастерию, от к-рой зависели кадровая политика, замещение приходов и т. п. Петропавловский (Екатерининский) собор в Минске. 1613 г. Фотография. 2014 г. Петропавловский (Екатерининский) собор в Минске. 1613 г. Фотография. 2014 г.

http://pravenc.ru/text/2563280.html

Это особенно отчетливо заметно при осмыслении истории XIX–XX веков, периода, изучение которого было только начато в начале XX века и внезапно остановлено в 1917 году. Оно возобновилось после большого перерыва в 90-е годы ушедшего века. Исследованию подлежит не только тот непростой исторический путь, который прошла Православная Церковь Беларуси от Возрождения в XIX веке до ее разгрома в XX и нового восстановления церковной жизни на пороге XXI века. Такие события церковной жизни, как Полоцкий церковный собор или влияние указа о веротерпимости 14 апреля 1905 года на церковную жизнь населения Беларуси, роль Православия в формировании культуры и народного самосознания еще ждут своего исследователя. Многие проблемы, с которыми сталкивалась Православная Церковь в минувшие столетия, возникают перед ней и в настоящем. Прежде всего, это проблемы взаимоотношений с иными христианскими конфессиями, особенно римо-католицизмом. Дать им должную оценку – задача современных историков Церкви. Историкам надлежит возродить и имена тех людей, благодаря трудам и подвигу которых Святое Православие живо в Беларуси и по сегодняшний день. Именно такими деятелями истинной веры Христовой являются святитель Георгий (Конисский) и его ученик, друг и сподвижник, Минский архиепископ Виктор (Садковский) (1741–1803). С именем этого замечательного иерарха связано учреждение в 80-х годах XVIII столетия Православной кафедры в Речи Посполитой, первые годы существования Минской архиепископии, открытие и устроение Минской духовной семинарии, духовных училищ. Но, несомненно, самым важным и знаменательным событием в церковном служении Преосвященного Виктора стало воссоединение униатов с Православной Церковью , происшедшее на территории Украины и Беларуси в 1794–96 гг., когда более полутора миллионов униатов, под руководством архипастыря, вернулось в Православие. Значимость этого события и то деятельное участие, которое принимал в столь великом деле Преосвященный Виктор, придают его личности заслуженный авторитет. Жизнь и церковная деятельность владыки Виктора представляет большой интерес и с точки зрения изучения судеб духовенства Беларуси и Украины в XVIII–XIX вв. Формально (рождением) связанное с Униатской церковью, своим воспитанием и семейными традициями оно было крепко соединено с Православием. Искреннее почитание Православия в унии вместе с симпатией к единоверной России было весьма распространенным явлением среди населения Беларуси и Украины, волей судеб оказавшегося в составе католической Речи Посполитой. Эти настроения выразительно переданы в «Записках» Литовского митрополита Иосифа (Семашко) 17 и его однокашника по Главной Литовской семинарии Минского архиепископа Антония (Зубко)18. Примером подобного же мироощущения является переписка М. О. Кояловича с известным издателем А. С. Сувориным19. Подобные же настроения, по-видимому, царили и в семье Садковских.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

В Малороссии, оставшейся под польским владычеством, положение православных не изменилось. Православные храмы отнимались и передавались униатам. Существует цифра, что в одном 1776 году было отнято 800 церквей. Для управления православными приходами в польских владениях был назначен новый Переяславский епископ Виктор (Садковский), ревностный защитник Православия. В Варшаве намечалось создание церковного управления, независимого от Синода, подчиненного Константинопольскому патриарху, но внутренние неурядицы в Польше помешали осуществлению этого проекта. Смута внутри Польши привела ко второму ее разделу (1793 г.). К России вернулись: Волынь, Подолия и Минская область. Образовалась самостоятельная Минская епархия. Католикам и униатам предоставлены были свобода совести и прав. В 1794 году в Польше вспыхнуло восстание под водительством Костюшки. В Варшаве за одну ночь было убито более 2.000 русских. В этом же году Варшава была штурмом взята Суворовым. В 1795 году последовал третий и последний раздел Польши. К России были присоединены Литва и Курляндия. Австрии досталась Галиция. ...Принцип веротерпимости, положенный в основу политики Екатерины II, позволил католической белорусской епархии быть даже в более выгодном положении, чем православная (католический епископ получал средств в десять раз больше православного). В 1790 году в Белоруссии были учреждены еще три католические епархии. Католические монастыри сохранили свои владения и после того, как православные подверглись секуляризации. Униатская церковь в Белоруссии была устроена в виде Полоцкой архиепископии. ...Поскольку уния все более склонялась к чистому католичеству, то многие униаты готовы были отойти от нее. Нужен был только толчок. В начале марта 1768 года униатские епископы подали королю заявление о возвращении к греко-российской Церкви (после переговоров с императрицей). Епископ Георгий поставил об этом в известность обер-прокурора Мелиссино. Решение задержалось на много лет. Тем не менее, более 130.000 человек возвратилось в Православие, не ожидая формального согласия российского правительства.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Восстановление историко-церковных исследований отразилось и на содержании церковной периодической печати. Возродились «Епархиальные Ведомости» с их неофициальным отделом, в котором, как и в былые времена, печатаются материалы по истории Церкви Беларуси. Лучшие традиции прошлого продолжает альманах «Праваславие» (главный редактор прот. Георгий Латушко). Церковно-историческая проблематика выгодно отличает газету «Воскресенье» от другой церковной периодической печати современной Беларуси. Большая работа проделана по возрождению забытого научного наследия. Среди возвращенных к жизни имен следует назвать М. О. Кояловича, Константина Зноско, В. А. Беднова , протоиерея Иоанна Флерова, епископа Афанасия (Мартоса). Переиздание работ историков XIX начала XX века служит восстановлению утраченной связи веков и школ. Лучшие традиции, созданные православными историками белорусской школы, продолжены в серии публикаций священника Федора Кривоноса. Среди них особое значение имеет «Синодик за веру и церковь Христову пострадавших в Минской епархии (1918–1951 годы) " 16, легшей в основу канонизации новомучеников Беларуси. Итогом православных исследований последних десятилетий стала статья «Православие», опубликованная в четвертом томе «Православной Энциклопедии», издаваемой в Москве под общей редакцией святейшего патриарха Московского и всея Руси Алексия II. История Православной Церкви на белорусских землях содержит материалы с X века до наших дней. По сути – это основа для создания фундаментальной истории Православной Церкви Беларуси. Параллельно с исследованиями, которые ведут церковные историки, изучением истории Православной Церкви занимаются светские ученые: историки, филологи, юристы, искусствоведы. Несмотря на многогранность проблематики и богатый фактологический материал этих исследований, ошибки методологии и излишняя политизация авторов, зачастую приводит к искажению истории Православия. Поэтому считать изучение церковной истории Беларуси в настоящее время завершенной вряд ли возможно.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Илариона 1051 г. 4) Неофит II присутствовал при перенесении мощей Бориса и Глеба 1072 г. 5) Иоанн 1087–1112 г. 6) Феоктист 1113–1123 г. 7) Парфений (но Ник. сп. Ираклид) известен по спискам 8) Пантелеймон 1142 г. 9) Онуфрий хир. 1143 г. 10) Евфимий (по спискам Феотекн) 1148 г. 11) Антоний 1156–1168 г. 12) Порфирий I 1177 г. 13) Порфирий II 1230–1239 г. 14) Захария 15) Митрофан и 16) Арсений – упоминаются в любецком синодике 17) Нафанаил хир. 1356–1360 г. 18) Григорий хир. 1374–1380 г. 19) Исаакий 1389 г. 20) Евфимий 1449–1465 г. 21) Феофан известен по любецкому синодику. 22)Нектарий до 1499 г. 23)Иона до 1500 г. 24) Зосима Прокопович 1649–1656 г. 25) Лазарь Баранович 1657–1693 г. 26)Феодосий Углицкий 1692–1696 г. 27) Иоанн Максимович 1697–1712 г. – впоследствии митрополит сибирский 28) Анастасий Стаховский 1713–1721 г. – потом митрополит Сибирский 29) Иродион Жураковский 1722–1733 г. 30) Иларион Рогалевский 1735–1738 г. 31) Никодим Сребницкий 1738–1740 г. 32) Антоний Черновский, митрополит черниговский, бывший молдавский 1740–1742 г. 33)Амвросий Дубневич 1742–1750 г. 34)Ираклий Комаровский 1752–1758 г. 35)Кирилл Ляшевецкий 1761–1770 г. 36) Феофил Игнатович 1770–1788 г. 37)Иерофей Малицкий 1788–1796 г. 38)Виктор Садковский 1796–1803 г. 39) Михаил Десницкий 1803–1818 г. – потом митрополит с.-петербургский 40) Симеон Крылов 1818–1820 г. 41) Лаврентий Бакшевский 1820–1831 г. 42)Владимир Ушинский 1831–1836 г. 43) Павел Подлипский 1836–1859 г. 44) Филарет Гумилевский 45) Варлаам и 46) Нафанаил. В настоящем своем труде о. Михаил Диев с особенным вниманием останавливается на личности Лазаря Барановича. Исследования о последнем составляют целую треть предлагаемого труда. Подробно и с самой светлой стороны описывает о. протоиерей плодотворную и продолжительную деятельность этого святителя на иерархическом и литературном поприщах, в тоже время критически рассматривая статью прот. А. Страдомского, «Лазарь Баранович», напечатанную в Журн. Мин. Нар. Просв. за июль и август 1852 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Diev/ch...

Переяславская протопопия и др. протопопии левобережной Киевщины остались в Киевской епархии. Викариатство начало действовать в кон. 1786 г., когда был получен привилей короля на открытие в Слуцке правосл. кафедры. При еп. Викторе были освящены храмы в Слуцке, Мозыре, Осовцах, заложена церковь в Копыле, открыт ряд женских и мужских монастырей. В Слуцке в 1785 г. возобновила свою деятельность консистория, начались занятия в ДС. Тем же указом императрицы от 27 марта 1785 г. была создана Новгород-Северская епархия (см. Новгород-Северская и Глуховская епархия ), которую возглавил бывший Переяславско-Бориспольский еп. Иларион (Кондратковский) . Архиерей перевел семинарию из Переяслава в Новгород-Северский. Сохранившееся в Переяславе училище стало «просеминарией» (были закрыты философский и богословский классы), зависимой от Киево-Могилянской академии (см. Киевская Духовная Академия ), которая ассигновала на ее содержание 50 р. ежегодно. 22 июля 1787 г. Киевский митр. Самуил (Миславский) издал указ духовенству Киевской епархии о посылке детей из священнических семей на учебу в Киевскую академию или в Переяславскую «просеминарию». В 1793 г. на территориях, присоединенных к России в результате 2-го раздела Речи Посполитой, была учреждена Минская епархия , выделенная из Переяславско-Бориспольской. Во главе новой епархии 13 апр. 1793 г. был поставлен Виктор (Садковский) с титулом «архиепископ Минский, Изяславский и Брацлавский» и с сохранением звания коадъютора Киевской митрополии. 14 авг. 1793 г. во епископа Переяславского был хиротонисан Димитрий (Устимович). Согласно имп. повелению от 16 окт. 1799 г. о приведении в соответствие епархиальных и губ. границ, Переяславская кафедра снова стала самостоятельной, 3-классной, с названием «Малороссийская и Переяславская», границы епархии совпадали с границами созданной в 1796 г. Малороссийской губ. В Переяславе была возобновлена ДС. В 1802 г. Переяслав вошел в состав новосозданной Полтавской губ. 17 дек. 1803 г. указом Синода Малороссийская епархия была преобразована в Переяславскую и Полтавскую (см.

http://pravenc.ru/text/2580016.html

По свидетельству келейника Г. И. Добрынина, широкая образованность, острый ум и уникальная память сочетались в К. с самодурством и властолюбием. Так, «архиерей-принц», называвший себя парижанином, приказывал, чтобы во время богослужения иподиаконы и диаконы «были причесаны с пуклями, под пудрою». Со временем К., обладавший мизантропическим характером, стал проявлять деспотизм в общении с подчиненными, допускал рукоприкладство и брань даже в алтаре; за 3 года сменил 9 келейников, не выдержавших его нрава. Добрынин утверждал, что во время новолуния К. «подвергался лунатизму, часто по ночам разговаривал сам с собою и бывал в эти дни особенно вспыльчив» (Истинное повествование. 1872. С. 21; Пясецкий. 2011. С. 234). В многосуточных архиерейских приемах и обедах, отличавшихся изобилием, принимали участие его ближайшие помощники молченско-путивльский архим. Мануил (Левицкий), брянский игум. Тихон (Забела), чёлнский игум. Антоний (Балабуха). После обильных пиров один из игуменов скончался, многие сотрапезники заболели. Неблаговидные поступки К. вызывали большое количество жалоб со стороны светских и церковных деятелей. В 1776 г. член Синода еп. Ростовский Самуил (Миславский) предложил К. проситься на покой, обещая, что устроит ему «почетное положение» и вверит управление крупным мон-рем, но епископ резко отказался: «Я еще не дошел до такого несчастия, чтоб иметь нужду в Ваших советах». После расследования различных жалоб (неск. томов занимает дело в синодальном архиве (РГАДА. 796. Оп. 53. Д. 122. Т. 1-5) о проступках епископа) 26 апр. 1778 г. К. был уволен на покой и 17 июня покинул Севск; проживал в киевском Златоверхом мон-ре. Коллегия экономии назначила ему содержание в 300 р. в год. 9 июня 1785 г. в киевском Софийском соборе К. участвовал в хиротонии архим. Виктора (Садковского) во епископа. В 1788 г. ездил для лечения в Москву, 24 нояб., в день тезоименитства имп. Екатерины II и вел. кнг. Екатерины Павловны, в Успенском соборе Московского Кремля участвовал в торжественном богослужении по этому поводу. Погребен в Варваринском приделе соборного храма Златоверхого мон-ря. Часть библиотеки (72 (по др. сведениям, 94) тома) архиерея поступила в книжное собрание Киево-Могилянской академии.

http://pravenc.ru/text/1840353.html

Полтавская и Миргородская епархия ), до 1847 г. Переяслав оставался резиденцией Полтавского архиерея. Переяславская кафедра была восстановлена в 1922 г. как викариатство Полтавской епархии (см. в ст. Переяслав-Хмельницкое викариатство ). Архиереи Переяславские епископы, викарные: Захария (Корнилович; 1 окт. 1700 - 28 авг. 1715), Кирилл (Шумлянский; окт. 1715 - 30 нояб. 1726), Иоаким (Струков; 4 июня 1727 - 8 июня 1730), Варлаам (Леницкий; 7 июня 1730 - 13 апр. 1731, епархией не управлял). Переяславские и Бориспольские епископы: Арсений (Берло; 28 янв. 1733 - 17 сент. 1735, 3 янв. 1736 - 6 июня 1744), Никодим (Сребницкий; 2 февр. 1745 - 12 июня 1751), иером. Сильвестр (Иванов; 1751-1753, в. у.), Иоанн (Козлович; 7 марта 1753 - 16 марта 1757), Гервасий (Линцевский; 27 июля 1757 - 22 дек. 1769), Иов (Базилевич; 31 окт. 1770 - 2 мая 1776), Иларион (Кондратковский; 17 июля 1776 - 27 марта 1785). Переяславские епископы, викарные: Виктор (Садковский; 9 июня 1785 - 13 апр. 1793), Димитрий (Устимович; 14 авг. 1793 - 1 мая 1795), Амфилохий (Леонтович; 24 июня 1795 - 1 июля 1799). Малороссийский и Переяславский епископ: Сильвестр (Лебединский; 25 сент. 1799 - 17 дек. 1803). Лит.: Успенская ц. в г. Переяславе//Полтавские ЕВ. Ч. неофиц. 1867. 13. С. 12-33; 14. С. 48-57; 1879. 19. С. 862-872; 1880. 24. С. 1163-1173; Архангело-Михайловская ц. в г. Переяславе//Там же. 1868. 20. С. 508-541; Вознесенская ц. в г. Переяславе//Там же. 1868. 15. С. 347-392; Воскресенская ц. в г. Переяславе//Там же. 1869. 21. С. 555-579; Мат-лы, относящиеся к первым временам ист. существования Переяславско-Полтавской семинарии//Там же. 1887. 17. С. 569-582; 1888. 14. С. 545-561; Демидовский В. Краткий ист. очерк состояния Переяславско-Полтавской семинарии со времени основания ее (1738 г.) до преобразования в 1877 г.//Там же. 1888. 20. С. 735-776; Левицкий П. Мат-лы для истории Переяславской епархии прошлого столетия//Там же. 1891. 10. С. 480-496; Яновский И. 200-летие со времени восстановления Переяславской епархии (1698-1898)//Там же. 1898. 9. С. 331-338; К истории епархии Переяславско-Бориспольской (1733-1785)//Там же. 1905. 20/21. С. 779-784; К истории Переяславской семинарии в 3-й четв. XVIII в.//Там же. 1905. 36. С. 1445-1447; Иоанн (Козлович), еп. Переяславский: (К 150-летию его кончины)//Там же. 1907. 6. С. 269-271; П[архоменко] В. А. Церковно-ист. значение г. Переяслава//Там же. 23. С. 1031-1039; он же. Из истории Переяславско-Полтавской епархии (1785-1807)//Там же. 1908. 16. С. 691-696; он же. Очерк истории Переяславско-Бориспольской епархии: 1733-1785 гг. Полтава, 1908; Собор Успения Богоматери. Переяслав, 1911; Переяслав-Хмельницкий и его ист. памятники. К., 1954; Брайчевский М. Ю., Асеев Ю. С. Археологические исследования в Переяславе-Хмельницком в 1958 г.//КСИА. 1960. Вып. 81. С. 112-116; Hikoлehko А. П. Переяславу - 1100 pokib. К., 2007. С. В. Таранец Рубрики: Ключевые слова:

http://pravenc.ru/text/2580016.html

Преосвященный Филарет в пятой книге своего «Историко-статистического описания Черниговской епархии» отмечает «заботливую настойчивость» и «непосредственные личные распоряжения» пр. Иерофея, которые во многом ускорили приведение этого храма в надлежащее благолепие. Вот и все те сведения, которые сохранила нам история о деятельности Иерофея в бытность его Черниговским епископом. Можно еще упомянуть о косвенном участии его в деле воссоединения униатов, когда, во исполнение синодальных предписаний, он посылал в Слуцк (резиденцию главного деятеля по воссоединению, Минского архиепископа Виктора Садковского) и на Украйну монашествующих, 25 священников, 26 св. миро и антиминсы. 27 Между тем Провидение готовило Иерофею Малицкому высшее назначение. 5 января 1796 года скончался знаменитый Киевский митрополит Самуил Миславский. Временное управление митрополией было поручено викарному епископу Переяславскому – Амфилохию. 28 Вдовство Киевской епархии продолжалось почти три месяца: только 1 апреля дан был Святейшему Синоду именной Высочайший указ, который гласит: «всемилостивейше пожаловали Мы епископа Черниговского Иерофея митрополитом Киевским, повелевая ему быть архимандритом Киево-Печерские лавры и именоваться членом Синода Нашего». 29 6 мая получен был в Чернигове и Синодальный указ (от 13 апреля), объявлявший пр. Иерофею о Всемилостивейшем его награждении, а вместе с тем и предписывавший ему: 1) принести определенную на сей случай присягу (по приложенной к указу печатной форме); 2) учинить денежный расчет с Черниговской дикастерией и 3) не забирая из архиерейского дома никакого казенного или церковного имущества, а также никого из духовных лиц, – следовать во вновь вверенную епархию. 30 В тот же день были посланы из Святейшего Синода указы в Киевскую дикастерию и в духовный собор Киево-Печерской лавры. 31 Этими указами повелевалось, по предварительном уведомлении гражданского правительства, предписать всем монастырям и церквам Киевской епархии о достодолжном воспоминании, – при богослужении, – имени нового митрополита. От 7 мая Киевская дикастерия «нижайше» рапортовала преосвященному Иерофею, что синодальное предписание в точности исполнено, а «во всем протчем ожидается архипастырское повеление». 32

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010