Вернувшись в Могилёв, он выступил за немедленное массовое возвращение униатов в Православие, рассылал послания с призывом к этому по всей Белоруссии. Был одним из инициаторов императорского рескрипта от 2 июля 1780 г., разрешавшего назначать правосл. священников на освободившиеся униатские приходы. В 1781-1783 гг. в Белоруссии в лоно православной Церкви возвратились 112 578 чел. Еп. Георгий посылал духовенству увещательные грамоты о запрещении обливательного крещения (1783), небрежного исполнения таинства исповеди (1789). Предпринял ряд мер по укреплению материального положения кафедры, вел большое строительство. В мае 1780 г. в Могилёве приветствовал имп. Екатерину II и австр. имп. Иосифа II, в память об исторической встрече состоялась закладка собора во имя св. Иосифа Обручника. 22 сентября 1783 г. был возведен в сан архиепископа и назначен членом Синода. Одновременно святитель продолжал помогать православным, оставшимся на территории Польши, поручил игум. Виктору (Садковскому) представлять себя в сейме. Стараниями святителя Георгия 27 марта 1785 г. на территории Польши была восстановлена Переяславская епархия в юрисдикции Русской Церкви, кафедру возглавил еп. Виктор (Садковский). Архиеп. Георгий составил для него рекомендации по управлению епархией. В годы гонений на Православие в Польше (1789-1792) святитель поддерживал тесную связь с Варшавой, информировал Синод о происходящих событиях. Собрал за свою жизнь богатейшую библиотеку (1269 книг, 241 рукопись), открыл несколько госпиталей, странноприимниц, богаделен и др. Завел обычай раздавать по субботам в храмах деньги нищим, калекам, вдовам и сиротам. Перед кончиной составил завещание, в котором проявил заботу о богослужениях, монашестве, семинарии, пастве, клире, оставил средства для раздачи милостыни в храмах Могилёва. Скончался 13 февраля 1795 года в г. Могилёве. Погребен в приделе во имя вмц. Варвары Преображенского собора в Могилёве. Над могилой была прибита медная доска с надписью, составленной самим преосвященным:

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Koniss...

Возвратившегося в Могилев владыку хотят в 1768 году убить. Он спасся лишь благодаря своевременному предупреждению. Ночью бежал в Смоленск, в ближайшую, расположенную на территории России епархию, и оттуда всеми доступными ему средствами защищал права православных не только Белоруссии, но и Украины. К нему в Смоленск стекались все сведения, а он своими посланиями " бомбардировал " Синод и Варшаву, советами помогал отстаивать в судебном порядке свои права отчаившимся православным. В ответ на глумление и изуверства латинистов-униатов православный народ Украины поднял восстание, которое приняло широкий размах и ответило не меньшей жестокостью по отношению к угнетателям. Один из гайдамацких отрядов под предводительством Шилы преследовал поляков до турецкой границы. Гайдамаки перешли границу, разбили поляков и пришедшим им на помощь турок. Этого инцидента оказалось достаточно для объявления войны России, несмотря на то, что гайдамаки - польские подданные. Турция потерпела поражение, и Россия не стала противиться давнишним планам прусского короля Фридриха II, который за притеснение протестантов просил дать согласие на раздел Польши. И если другие страны захватили часть территории Польши, то Россия только возвратила некоторые свои исконные земли. И главным, определяющим мотивом такого возвращения было притеснение православных, а не имперские замашки России, как пытаются трактовать. С ликованием белорусы и малороссы встретили свое освобождение. По данному случаю вызванный в Петербург святитель Георгий произнес в придворной церкви взволнованную речь от лица всего белорусского народа. Но прошло еще много времени, пока загнанные силой в униатство верники смогли вернуться в Православие. Добившись улучшения положения своей паствы и епархии, владыка не забыл православных белорусов и малороссов, оставшихся на территории Польши. По-прежнему в его лице они видели своего защитника, к нему они обращались за помощью и советом, сообщают обо всех случаях беззакония и притеснения. Усилиями святителя Георгия в Польше была образована самостоятельная православная епархия с кафедрой в Слуцке, которую возглавил его ученик и помощник Виктор Садковский. Оценивая свою пастырскую деятельность до возвращения белорусских земель в лоно Российской империи, владыка писал: " Семнадцать лет я боролся с волками " .

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2007/1...

До 12 апр. 1795 г. в Минске кроме подворья слуцкого Ильинского жен. монастыря с часовней (упразднены в 1796) действовал один правосл. храм - Петропавловский собор муж. мон-ря. В 1795 г. мон-рь был упразднен, собор переосвящен во имя вмц. Екатерины, небесной покровительницы имп. Екатерины II, и получил статус кафедрального. В монастырских зданиях разместились архиерейский дом и консистория. Насельники упраздненной обители перешли в минский в честь Сошествия Святого Духа на апостолов монастырь , изъятый у василиан , в связи с чем главный храм последней обители был освящен во имя св. апостолов Петра и Павла. Мон-рь по решению Синода в 1796 г. стал носить двойное наименование - Духовский Петропавловский - для сохранения прежнего посвящения. По указу от 7 сент. 1799 г. штат собора был переведен в Петропавловский храм на территории бывш. Свято-Духовского мон-ря. В 1795 г. по 3-му разделу Речи Посполитой России отошли новые территории, которые в церковно-адм. отношении стали частью М. е., превратившейся в самую обширную епархию РПЦ. 12 апр. 1795 г. из М. е. выделили Брацлавскую епархию и учредили полусамостоятельное Житомирское викариатство М. е., в связи с чем Минский архиепископ получил титул «Минский и Волынский». В его юрисдикцию входили Минская губ. и Литва, разделенная на Литовско-Виленскую и Литовско-Гродненскую губернии. Викарную кафедру занял архим. Варлаам (Шишацкий), который, оставаясь настоятелем дятловичского Преображенского мужского мон-ря, 26 мая 1794 г. был определен Синодом в помощь архиеп. Виктору (Садковскому) «с правом управляющего делами Духовного ведомства по Изяславской и Брацлавской губерниям». Житомирское вик-ство изначально было полусамостоятельной структурой, более тесно связано с Киевской митрополией, нежели с Минском (что обуславливалось и территориальной близостью Киева). По благословению митр. Киевского Самуила 29 окт. 1795 г. была учреждена отдельная Житомирская консистория, секретарем которой стал бывш. префект ДС в Слуцке (1787-1795) и выпускник Киево-Могилянской академии Пантелеимон Иллекевич-Корбут. В консистории трудились и др. выпускники академии, к-рые участвовали в создании первого после упразднения унии в крае духовного уч-ща в г. Любаре (ГА Житомирской обл. Ф. 1. Оп. 1. Д. 40, 63). С 23 янв. 1796 г. уже официально Житомирский викарий имел права епархиального архиерея и управлял приходами Волыни, при нем существовал штат третьеклассной епархии. Резиденция Житомирского епископа находилась в Остроге. В 1799 г. Житомирское вик-ство было преобразовано в самостоятельную Волынскую и Житомирскую епархию. М. е. стала именоваться «Минская и Литовская», тогда же архиепископ Минский утратил звание коадъютора Киевской митрополии.

http://pravenc.ru/text/2563280.html

Иосиф 1494 наречён епископом Смоленским. Иосиф , 1509 и 1518, 4 янв. 1528. Никандр , 8 мая 1558. Михаил Рагоза (он же архим. в Минском Вознесенском) в июле 1582. (А. 3. Р., III, 132); 29 июля 1589 хирот. в митрополита Киевского. Иоасаф , 27 янв. 1596. Иоасаф Мировский † 22 дек. 1618. Феодосий Василевич упом. 1654, 1656 (sic); 20 апр. 1672 хирот. в епископа Могилевского. Серапион Полховский 30 сент. 1697 хирот. в епископа Могилевского и оставался настоятелем. Иосиф Оранский , 1733, а 29 окт. 1748 перев. в Киево-Печерский. Михаил Козачинский , около 1750, 9 мая (sic) 1756. Давид Нащинский , из префектов Киевской акад., 1756–58, в нояб. перев. в Киево-Братский. Досифей Галяховский , 1759–1763, предан суду. Павел Волчанский 9 нояб. 1763 перев. из Киевского Кириллова. Виктор Садковский 156 27 июля 1785 хирот. в викария Киевского и управлял им после (до 1793). Серафим Глаголевский , архиепископ Минский, вместе и архим. с 1812. (Ист. Иер., VI, 906).       В 1845–64 под управлением архиереев. 10 Брестский-Симеоновский, заштатный. [III, 456.] Игум. Афанасий Филипович , 1644–48, убит 20 июля. – Спиридон , 1763. – Аркадий , с 1798 архим-т. 11 Воскресенского, в городе Борисове [VI, 952] Игум. Феодосий , 1686–88, 98. (1692, 1698, 1706; Ист. Иер.). 12 Сурдецкого Свято-Духова, основанного 1627 г., заштатного [VI, 336]: Архим. Иов , 1848 и 49. Игум. Николай , 1850–52. – Феодосий , 1853–69. 13 Супрасльского Благовещенского, ныне 2-го класса [в Ист. Иер. нет]: Игум. Пафнутий , 13 окт. 1509. Архим. Тимофей в 1589 отрешён. – Иларион, кн. Мосальский , 1593–1602, 19 янв. отставлен. … Игум. Никодим , 1838–40, архим. 1851–53. – Викентий , 1854–66, архим. 1869. 14 Лаврашского, в Белоруссии (упом. в 1401 г.) [V, 1]: Игум. Никита , в XV веке. – Арсений , 25 дек. 1509. Архим. Алексий , 1524 (А. 3. Р., II, 125). – Иона и Никита ... (Опис. Рум. Муз., 124). – Гедеон Брилницкий , в янв. 1596. 15 Лещинского, в Пинском повете [V, 20]: Архимандриты Варлаам , игум., 26 февр. 1517. Макарий , с мая 1552 епископ Туровский.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

К описываемому же времени относится знакомство Иерофея Малицкого с великомощным канцлером Екатерининского царствования Александром Андреевичем Безбородко, родители которого были одними из главных благотворителей Думницкого монастыря и, как соседи, «водили знакомство «с его настоятелем». 15 В 1772 году Иерофей был переведен в Чернигов, и назначен наместником архиерейского Борисоглебского монастыря. 16 С этих пор, находясь постоянно на виду высшего епархиального начальства, 17 Иерофей мог заметнее проявлять свои дарования, а посему и быстрее стал подвигаться по ступеням иерархической лестницы. Так, чрез два года он уже был посвящен в сан архимандрита и определен настоятелем Черниговского Елецкого Успенского монастыря. Никаких сведений о пребывании его здесь не сохранилось, за исключением лишь только того, что ему в силу Высочайшего указа 10 апреля 1786 года, пришлось передавать в гражданское ведомство монастырские имения. 18 По указу 20 апреля 1786 года, архимандрит Иерофей, с оставлением в прежней должности, назначается первым ректором Черниговской семинарии. С этого времени начинается новый период семинарии – третий, как учебного заведения вообще, и первый, как семинарии в собственном смысле. До сих пор это был «училищный коллегиум», в котором преподавание велось только префектом и несколькими учителями: а теперь он превратился, под главным начальством ректора, в полную духовную семинарию, – с богословским, философским, риторическим, пиитическим, верхне- и нижне грамматическими классами 19 ... Какова была деятельность архимандрита Иерофея в течение двухлетнего управления его Черниговской семинарией, – мы не знаем. 20 27 сентября 1788 года умер Черниговский епископ Феофил Игнатович. В числе других кандидатов (между которыми был архиепископ Минский Виктор Садковский), на открывшуюся вакантную кафедру Святейшей Синод представил на Высочайшее благорассмотрение и архимандрита Иерофея, который и был избран императрицей. «Из представленных Нам от Синода кандидатов, читаем в именном Высочайшем указе от 28 октября 1788 года, 21 всемилостивейше повелеваем быть епископом Черниговским – Успенского Елецкого Черниговского монастыря Архимандриту и Ректору семинарии – Иерофею».

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Минская архиепископия, в составе трех губерний, 1030 заняла огромную территорию, на которой, при вступлении епископа Виктора на кафедру в 1793 г., насчитывалось только 329 церквей. 1031 Вскоре после открытия Минской епархии число православных церквей в ней быстро увеличилось. Это явление объясняется тем, что 22 апреля 1794 года Императрица Екатерина «высочайше повелеть изволила», чтобы Св. Синод «препоручил» минскому архиепископу обнародовать пастырскую свою грамоту с вызовом «обитающих в епархии его» на возвращение к «благочестию», т. е. из унии в православие. Одновременно Императрица распорядилась, чтобы новый генерал-губернатор новоприсоединенных областей Тутолмин (по смерти Кречетникова) покровительствовал желающим возвратиться «к истинной их матери-церкви благочестивой», оказывая им защиту и пособие. Все сведения о воссоединившихся приходах и лицах должны были сосредоточиться у генерал-губернатора и быть известны униатским архиереям, чтобы они и униатское духовенство не имели никакого прикосновения к присоединившимся. За этим следил сам генерал-губернатор. 1032 Епископ Виктор Садковский, поставленный во главе духовенства, с своей стороны принял все меры к успешному возвращению народных масс из унии в православие. Он разделил весь район воссоединения, для удобства действий, на округи и в каждую округу, для заведывания делом воссоединения назначил особых «благочинных» из монастырских начальников, или достойнейших священников. 1033 Для выработки планов и начала действия на 30 июля 1794 г. созван был собор представителей православного духовенства в Лебединском Георгиевском украинском монастыре – в 3 верстах от Чигирина. Несомненно, что бурный мятеж, как раз к это время, возгоревшийся в Польше в противовес успехам русской власти и переходу народных масс из унии в православие, перекинувшийся в области, присоединенные к России, задержал быстроту обращений. Во главе грозного восстания встал даровитый польский генерал Фаддей Костюшко, к тому же не все русские деятели проявили мужество в русском деле, боясь раздражения униатского духовенства.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Pokrovski...

На ней не присутствовал ни один православный епископ, не было делегатов от других поместный Православных Церквей. Совокупность этих фактов заставляет признать Пинскую генеральную конгрегацию нелегитимным собранием, которое не имело права менять церковноправовой статус Церкви в Польше» Помимо того, «главной побудительной причиной проведения собрания православного духовенства и общественности со стороны польского правительства являлось желание пресечь зависимость православного религиозного меньшинства от расположенного во враждебном российском государстве центра церковного управления, чтобы деятельность православного духовенства не противоречила, но способствовала правительственной политике Речи Посполитой. Проблема в том, что Константинопольский патриарх был подданным Османской империи, а, следовательно, зависимость православного населения от чужеземного Высшего церковного управления не устранялась» Архиепископ Минский (позже Малороссийский и Черниговский) Виктор (Садковский). (Источник: Батюшков П.Н. Белоруссия и Литва. Исторические судьбы Северо-Западного края. СПб.: Типография товарищества «Общественная польза», 1890. С. 305) Вообще, проведение Пинской конгрегации отчасти напоминает стремление к получению томоса от константинопольского патриарха в период правления П. Порошенко инициатива исходит не от религиозных деятелей, а от политиков; игнорируется действующее церковное руководство; преследуются сторонники канонической Церкви и т.д. На сайте ПЦУ также упомянута ситуация эпохи горбачёвской «перестройки», когда стало возможным проводить парады суверенитетов, в том числе и конфессиональных. На Украине заинтересованные лица решили создать Украинскую автокефальную православную церковь (УАПЦ): «В феврале 1989 г. возник Инициативный комитет возрождения УАПЦ силами советских диссидентов, правозащитников, общественных деятелей, студентов» Цитата указывает на бенефициаров создания украинского автокефалия. Среди них не перечислены ни верующие, ни священники. Т.е. автокефалия нужна была в первую очередь политическим активистам, что автоматически делает Украинскую автокефальную церковь в первую очередь политической, а не религиозной структурой, необходимой для решения не духовных вопросов, а идеологических и политических. В целом, религиозными структурами Украины, с том числе и ПЦУ, конфессиональный вопрос используется в этнополитической риторике достаточно широко. Такое положение отчасти естественно для религиозных организаций, маркирующих себя как национальные, т.е. претендующие на единственно верную духовность для данной нации. Этнополитическая проблематика повышает свою актуальность в период кризисного состояния общества, она способствует не столько попыткам обратить внимание людей на христианские истины, сколько на формирование и поддержку этнополитических стереотипов. При трансляции данных стереотипов через религиозные структуры неактуальной становятся историческая истина, которая подменяется национально ориентированным нарративом.

http://ruskline.ru/opp/2023/06/26/kak_pc...

Не успел он проехать и 4 верст от монастыря, на дорогу выскочили из засады до 40 конных солдат с ротмистром и поручиком, которые тут же и арестовали епископа Виктора с его свитою, в числе которой был игумен Киприан, дворецкий Алексей Чернявский и один канцелярист Павел Барышевский. Сначала привезли их в дом одного шляхтича близ села Баславцев, где уже собрано было несколько других шляхтичей и крестьян с дубинами, цепями и косами для охраны арестованных и на случай их сопротивления; а из Баславцев повезли их в местечко Романов, старосте которого заранее приказано было приготовить ночлег для арестованного епископа; здесь продержали их до обеда 19 апреля и к вечеру того же дня привезли в г.Несвиж. Горожане, предуведомленные о прибытии к ним православного епископа, не верили слухам о его аресте и во множестве выходили на улицы встречать его с почтением, с непокрытыми головами и поклонами; иначе встретила его княгиня Радзивилл, вдова Иеронима Радзивилл; она выехала вперед за две версты от города, окруженная кавалькадою из молодых польских панов; одни из этой молодежи позволили себе открытые насмешки над епископом, другие высказывали мнимое сожаление по поводу его ареста; не смотря на это, епископ счел долгом выйти из кареты, чтобы приветствовать княгиню и благодарить ее за внимание к себе. Перед заходом солнца арестованные привезены были в несвижскую крепость или радзивилловский замок, где ждал их комендант крепости Девилле и рота солдат. В Несвиж привезены были в этот день только трое – епископ Виктор, игумен Киприан и канцелярист Павел Барышевский; архиерейский же дворецкий Алексей Чернявский, по просьбе епископа, был отпущен из местечка Романова в Слуцк для доставки ему и игумену нужного белья, платья и денег для вызова из Слуцкой консистории секретаря священника Стефана Симоновича и другого канцеляриста Ивана Скуловского на случай составления подробных письменных докладов и объяснений епископа в Варшаве. Последних три лица вместе с архиерейским келейником Лукою Копыстенским прибыли в Несвиж только на третий день после епископа и также посажены были под арест в несвижской крепости, где уже находился сельский православный священник Иродион Облонский, арестованный за несколько дней до ареста епископа.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Nikolaev...

Часть Переяславско-Бориспольской епархии находилась в пределах Речи Посполитой, поэтому в 1761 г. Переяславский еп. Гервасий (Линцевский) назначил игум. Мелхиседека (Значко-Яворского) «правителем» всех заграничных церквей и мон-рей («правителем духовных дел польской Украйны»). Епископ и его наместник боролись с унией. В 1768 г. они были обвинены в содействии восстанию гайдамаков на Правобережной Украине. Указом имп. Екатерины II Алексеевны от 29 сент. 1768 г. еп. Гервасий был переселен из Переяслава в Киев, где жил на епархиальном подворье. В 1771 г. Переяславско-Бориспольской епархии принадлежали Ирдынско-Виноградский Успенский, Матронинский Троицкий, Корсунский Онуфриевский, богуславский Николаевский, ржищевский Преображенский, Лысянский Троицкий и Маньковский Преображенский мон-ри. Последние 3 мон-ря до 1774 г. стали униатскими. Осенью 1771 г. подольские священники Симеон Маценко-Переровский и Михаил Гуранда посетили С.-Петербург, где просили об оказании помощи православным в Речи Посполитой. 7 нояб. 1771 г. имп. Екатерина II издала рескрипт ген.-губернатору Малороссии гр. П. А. Румянцеву о покровительстве православным Киевщины и Подолии. Синодальным указом от 15 янв. 1772 г. Переяславско-Бориспольскому еп. Иову (Базилевичу) было предписано управлять православными в Киевском и Брацлавском воеводствах в Польше. В нач. 1785 г. между Россией и Речью Посполитой было достигнуто соглашение о восстановлении в пределах Речи Посполитой правосл. епископской кафедры в юрисдикции РПЦ, во главе которой указом имп. Екатерины II от 27 марта 1785 г. был поставлен Виктор (Садковский) . Его хиротония во епископа Переяславского и Бориспольского состоялась 9 июня в киевском Софийском соборе. Самостоятельная Переяславско-Бориспольская епархия была преобразована в «Переяславское коадъюторство с консисторией в Слуцке», местом пребывания еп. Виктора являлся слуцкий во имя Святой Троицы монастырь . Территория П. в. занимала почти всю Правобережную Украину и часть Белоруссии, вик-ство имело 323 храма, клир состоял из 365 священно- и церковнослужителей.

http://pravenc.ru/text/2580016.html

В тоже время гражданская история Беларуси делается предметом изучения историков Церкви, например, П. Н. Жуковича10. Так два исследовательских потока сливаются в едином русле. Однако интенсивное и плодотворное изучение церковной истории Беларуси было прервано катаклизмами начала XX века. События 1917 года, открывшие богоборческий советский период, привели не только к разгрому церковных структур и физическому истреблению духовенства, но и способствовали уничтожению церковной науки, как одного из направлений исторических знаний. Православная школа церковной истории, созданная к началу XX века, так же как и ее создатели оказались ненужными новым властям. Один за другим в лишениях и болезнях они уходили из жизни. Так трагически сложилась судьба того поколения православной белорусской интеллигенции, которое сформировалось в пост-Полоцкий период. Блестяще образованные и убежденные в светлом будущем белорусского народа в союзе с православной Россией, они оказались лишними людьми в советской России и ненужными в советской Беларуси. Это были первые «диссиденты» нового времени. С уходом из науки и жизни этого поколения историков оборвалась преемственность в развитии исследовательской школы, связанной с изучением церковной истории. Пласты знаний, восстановленные историками XIX – начала XX века, так же как и их имена оказались погребенными под руинами. Утраченными и подлежащими реставрации оказались целые направления историко-церковных знаний, таких как церковная археология, церковное источниковедение, церковная историография, библиография, теоретическая разработка которых началась еще в XIX веке. Только в конце 80-х – начале 90-х годов XX века вместе с возрождением Церкви начинается и новый этап в развитии церковной истории, в том числе и Беларуси. Первыми работами, положившими начало историко-церковным публикациям нового времени стали появившиеся одна за другой монографии архиепископа Афанасия (Мартоса) «Беларусь в исторической государственной и церковной жизни " 11 и А. А. Мельникова «Путь непечален " 12.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010