Уния стала явлением противоречивым. С одной стороны, там, где церковное единство декларировалось, т.е. со стороны Католической Церкви, продолжала существовать настоящая конфессиональная граница: униатов отличало от остальных католиков православное богослужение, язык, даже существовал запрет перехода униатов в латинский обряд. С другой стороны, там, где должна была проходить настоящая конфессиональная граница, т.е. со стороны Русской Православной Церкви, униатов отличало только декларативное заявление о единстве с Римским престолом, даже Символ веры употреблялся ими без католической вставки «и от Сына» (Филиокве). Здесь «граница» оставалась открытой: уния должна была распространяться как можно далее на восток. С течением времени отличие униатов от католиков латинского обряда стало стираться. В униатском богослужении появились читанные литургии, католический праздник Тела Христова, Символ веры с Филиокве. Из храмов стали выноситься иконостасы, устанавливались боковые престолы, органы и проч. Униатские священники перестали носить бороду как ксендзы, носили одежды западного покроя. Славянское богослужение коверкалось польским произношением, в официальной переписке и зачастую в бытовом общении употреблялся польский язык. Когда белорусские земли вошли в состав Российской империи в 1772-1795 гг., часть униатов вернулась в Православие. Это было первое воссоединение. Оно было связано с деятельность свт. Георгия (Конисского) архиеп. Могилевского и его помощника еп. Минского Виктора (Садковского). За короткое время в 1795 г. в Православие вернулось более 2 млн. униатов на территории современных Белоруссии и Украине . Однако другая значительная их часть осталась в прежнем исповедании. При имп. Павле униаты в церковном отношении были подчинены католическому управлению в России. Это решение вполне могло определить дальнейшую судьбу унии. Дело в том, что еще с сер. XVI в. представители знатных православных родов стали переходить в католичество. С появлением унии этот процесс ускорился. За знатью потянулись панские слуги, дворня, мещане. Уния стала растворяться в католичестве. Униатские священники приглашались служить в костелах, за ними шла на службы в костелы их паства. В нач. XIX в. униатов тысячами явно или неявно переводили в латинство. В этих условиях некоторые представители униатского духовенства, старающиеся сохранить восточные особенности своего исповедания, направили свои силы на удержание в унии ее православного облика. Из их среды и вышли будущие пастыри-воссоединители.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2014/d...

Я. Киприановича6, ставший учебным пособием для воспитанников православных духовных школ Беларуси. Разработка церковной историографии переживает расцвет в последней четверти XIX века. Это было связано не только с публикацией широкого круга источников, к этому времени достаточно хорошо освоенных. Пятидесятилетие Полоцкого церковного собора и совпавший с ним юбилей митрополита Литовского Иосифа (Семашко) , осмысление исторического значения этих явлений, вызвали появление многочисленных исследований, раскрывающих малоизвестные страницы в церковной истории Беларуси. Среди литературы, вышедшей в это время, заметное место принадлежит работам церковных историков-краеведов, трудившихся в Литовской, Могилевской, Минской и Витебской семинариях: Г. Хрусцевича, И. Котовича, Е. Орловского, Л. Паевского и многих других. Их исследования, публиковавшиеся на страницах местных «Епархиальных Ведомостей», были написаны на обширной Источниковой базе и поднимали малоизвестные и одновременно общественно-значимые темы по истории Православной Церкви на землях, некогда входивших в состав Великого княжества Литовского и Речи Посполитой. Таким образом, к концу XIX – началу XX века сложилась школа православных историков, уроженцев Беларуси, по преимуществу воспитанников Санкт-Петербургской духовной академии, труды которых охватывали все периоды существования Православной Церкви на белорусских землях, раскрывая историческую роль Православия в судьбе белорусского народа. Эта традиция на рубеже веков получила продолжение и в творчестве гражданских историков, талантливейшими представителями которых являются воспитанник Санкт-Петербургского университета А. П. Сапунов7 и воспитанник Санкт- Петербургской духовной академии К. В. Харлампович8 , а также исследователей, связанных своим служением с Церковью , среди них особое место принадлежит протопресвитеру Георгию Шавельскому9 . Так в начале нового века проблематика, близкая только церковным историкам, становится интересной и светским исследователям Беларуси.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

11. Материалы для истории Минской епархии. К истории монастырей Минской епархии//Минские ЕВ. – 1894. – – 12. – С. 50 – 59, 90 – 98, 115 – 120, 171 – 181, 221 – 225, 256 – 260, 286 – 293, 578 – 582, 621 – 626, 668 – 670 и отдельно: К истории монастырей Минской епархии. Вып. 1: Описание монастырских земельных владений и угодий, составленное в 1800 году. – Минск, 1894. – 25 с. – (Минские ЕВ. – 1894. – – 5); Вып. 2: Историческое описание монастырей, составленное в 1800 г. – Минск, 1894. – 27 с. – (Минские ЕВ. – 1894. – – 11). 12. Епархиальное управление православными монастырями и церквами нынешней Литовской епархии до учреждения православной литовской кафедры//Литовские ЕВ. – 1894. – – С. 381 и отдельно: Епархиальное управление православными монастырями и церквами нынешней Литовской епархии до учреждения православной литовской кафедры. – Вильно: Губ. тип., 1894. – 16 с. 13. Протоиерей Трофим Егорович Куцинский, первый из духовных кавалер Георгиевской ленты//ИВ. – 1894. – Т. LVII (июль). – С. 134 – 152. 14. Речь, произнесенная С.Г. Рункевичем , во время отпевания профессора И.Ф. Нильского / А. Лопухин . Памяти покойного доктора богословия И.Ф. Нильского , заслуженного ординарного профессора С.-Петербургской Духовной Академии. – СПб.: Тип. Главного Управления Уделов, 1894. – С. 16. 15. Когда настанет конец века, с каких пор начались новогодние визиты и откуда ведет начало обычай встречать новый год в церкви//Новое Время. – 1894. – 16. Служебный путь преосвященного Виктора, первого Минского архиепископа//Минские ЕВ. – 1894. – – 23; 1895. – 8 и отдельно: Служебный путь преосвященного Виктора Садковского, первого Минского архиепископа. – Минск, 1895. – 23 с. 17. Материалы для статистического обозрения Минской епархии//Минские ЕВ. – 1895. – – 24. – С. 285 – 289. 18. Переписка Филарета, митрополита Московского, с С.Д. Нечаевым. – СПб., 1895. – VI, 288 с. (Под редакцией С.Г. Рункевича ). 19. Письма аскета. Из переписки архимандрита Игнатия Брянчанинова с С.Д. Нечаевым//ХЧ. – 1895. – Ч. I. – С. 553 – 595 и отдельно: Письма аскета. Из переписки архимандрита Игнатия (Брянчанинова) с С.Д. Нечаевым. – СПб., 1895. – 45 с.

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Runkevi...

В январе 1787 г. Виктор Садковский, из-за болезни митрополита Самуила, был вызван в Киев встречать русскую императрицу Екатерину VI при поездке ее в Крым и сопутствовал ей до польского тогда города Канева, где встретил ее и польский король со своею свитою. Полякам очень хотелось, чтобы здесь же при необычайной торжественной обстановке принесена была унизительная присяга православного епископа на верность Польше; но по настоянию князя Потемкина она принесена была не в Каневе, не в присутствии императрицы, а позже – 7 мая 1787 г. в Тульчине в присутствии только короля, русского и иностранного послов; переделанная русскими, эта присяга по своему содержанию походила более на красноречивую речь, в которой православный епископ благодарил короля за принятие его в свое подданство и за признание гражданских его прав в польском государстве и, коротко очертив давние страдания православных в этом крае, высказывал надежду за защиту этих прав в будущем. Такая присяга и начатые затем епископом объезды по епархии только усилили злобу против него со стороны латинян и вызвали новые интриги. В октябре того же 1787г. началась вторая при Екатерине война России с Турцией; русские войска, стоявшие в Украине и пределах Польши, очистили ее и выступили на войну; поляки почувствовали себя свободнее. В Украине возобновились насилия над православными для совращения их в унию. Против православного епископа распущен был слух, будто бы он во время своих объездов по епархии подучал русских восстать против поляков, что по приказу его в разных местах у православных заготовлены уже склады кинжалов и ножей, образцы которых в моделях и рисунках открыто выставлялись на площадях и в окнах магазинов, что скоро возобновятся времена гайдаматчины, а сам епископ выставлялся главою нового бунта, главным резником и возмутителем народа против польского правительства. В конце 1788 г. в Варшаве собрался обыкновенный сейм, вскоре переименованный в чрезвычайный или конфедератский. На этом сейме объявлен разрыв с Россией; назначена особая военная комиссия для расследования и подавления подготовленного бунта; во все польские города и селения посланы строгие приказы разыскивать русских бунтовщиков и устроенные ими склады оружия; розыски производились в частных домах, в церквях, монастырях, даже на кладбищах и в могилах православных; несколько лиц из православного духовенства было арестовано, некоторые, спасаясь от преследований, бежали в Киев.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Nikolaev...

Латинство, в начале 18 века успевшее закрыть почти все православные епархии в Западной России, сильно встревожилось восстановленим здесь православного епископства и напрягло все усилия к тому, чтобы помешать деятельности нового епископа. Прежде всего оно хотело связать его юридическими путами и требовало, чтобы епископ Виктор, как русский подданный, присягнул на верность Польше и получил королевскую привилегию на право церковного управления западнорусскими православными. Хлопоты о выработке этой присяги и привилегии в духе благоприятном латинству тянулись долго и обставлялись всякими невыгодными условиями для православного епископа, так что он два года не мог свободно обозревать свою обширную паству. Управление этою паствою стеснено было и в других отношениях. В инструкции, данной из Св. Синода, предписывалось ему не вмешиваться ни в какие политические и мирские дела пасомых, с кротостью внушать духовенству жить в мире с латинянами и униатами, возникающие жалобы на притеснения от последних улаживать домашним образом и только в крайних случаях обращаться к посредничеству русского посла в Варшаве, жалобы на православных разбирать скоро и справедливо. Между тем пасомые его, издавна привыкшие к вольностям и порядкам польской жизни, не могли скоро освоиться с порядками, вводимыми епископом, назначенным из России, и часто не слушали его указов, как для себя необязательных; в среде же местного православного духовенства являлись свои противники епископа, которые в честолюбивых и корыстолюбивых видах недовольны были им за призыв на церковно-административные должности лиц посторонних, вызванных из Киева. Но пока русское правительство держало в руках другого своего ставленника, польского короля Станислава Понятковского, пока русские войска после усмирения гайдамацкого бунта и первого раздела Польши оставались еще в польском крае для защиты православных, до тех пор личность епископа Виктора была обеспечена от открытых на него нападений со стороны поляков и латинян, хотя и окружена была тайными шпионами и кознями.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Nikolaev...

Сочинение удостоено премии Имени Государыни Императрицы Александры Феодоровны. 6) «Письма преосвященного Виктора Садковского, первого минского архиепископа» (150 писем), собранные и объясненные г. Рункевичем. Минск. Отпечатаны в «Минских Епархиальных Ведомостях» за 1891 г. 23 и 24, 1892 г. 1–12, 15–24 и в отдельных оттисках. 7) «Религиозные мотивы в сочинениях А.С. Пушкина», СПБ. 1899 г. и 8) журнальные довольно многочисленные статьи, из которых многие вошли в представленную на соискание Уваровской премии книгу о Св. Синоде, предварительно напечатанные в «Христианском Чтении». По исчисленным ученым сочинениям и изданиям г. Рункевич пользуется известностью в русской церковно-исторической литературе. Ими он достаточно подготовил себя к ученому предприятию – приступить к составлению подробной истории русской церкви под управлением Св. Синода. Началом успешного исполнения этого предприятия, положенным в издании первого тома «Истории», заключающего в себе обширное исследование и изложение происхождение и первоначального устройства Св. Синода, г. Рункевич составил себе имя в русской церковно-исторической литературе. Новый ученый труд г. Рункевича составляет весьма ценный вклад в церковно-историческую литературу о Св. Синоде и отличается выдающимися особенностями. Автор такого сочинения не может и не должен опасаться не только объективного обстоятельного научного разбора его труда, но и притязательной на строгость критики его недостатков, воззрений и отношений к другим исследователям. Всякого рода критические замечания относительно исследуемого автором предмета, не лишенные научных оснований, могут служить лишь к научному уяснению авторитета Св. Синода в русской церкви. Безвозвратно прошло время, когда возможны были опасения за авторитет Св. Синода от критических воззрений на его происхождение, историю и современное значение. Не могли и не могут колебать его церковного авторитета ни оппозиционные ему возражения Маркелла Радышевского и Арсения Мацеевича, ни полемические нападения на него заграничных иноверных писателей, публицистов и подпольной раскольнической и старообрядческой письменности, ни письма даже таких пользующихся мировой известностью писателей, как гр.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Gorchak...

Усилиями исследователя были опубликованы сборники документов, сохранившихся благодаря стараниям Могилевского владыки, а также собранных самим отцом Иоанном по монастырям и архивам. Среди них: «Белорусский архив древних актов» (1824 г.), «Акты археографической экспедиции» (1834–1838 гг.), «Акты исторические» (1841–1842 гг.) и «Акты, относящиеся к истории Западной России» (1846–1853 гг.). Источники, собранные и опубликованные протоиереем Иоанном Григоровичем, не только познакомили широкого читателя с гражданской и церковной историей Западной Руси, но и положили начало развитию археографии и источниковедения. Однако главное значение введенных в научный оборот документов состоит в возрождении тех страниц исторического прошлого края, которые к началу XIX века были в силу разных причин почти утрачены или забыты. Появление нового пласта исторических материалов способствовало возникновению в обществе интереса к историческому прошлому Беларуси и Украины. Дело, начатое архиепископом Георгием (Конисским) и протоиереем Иоанном Григоровичем, продолжил профессор Санкт-Петербургской духовной академии, уроженец Беларуси, М. О. Коялович. Главной темой научной деятельности историка становится изучение Брестской церковной унии и ее эволюции4. Увлеченность историка предметом своего исследования и полная неизученность конфессиональной истории Западной Руси, в том числе и Беларуси, способствовали появлению плеяды блестящих исследователей церковной истории, учеников М. О. Кояловича. Наиболее талантливыми среди них стали П. Н. Жукович, С. Г. Рункевич , В. З. Завитневич, К. В. Харлампович , исторические исследования которых были связаны с историческим прошлым Православия на землях Западной и Южной Руси. В 1884 году вышел фундаментальный труд И. Чистовича «Очерки истории западнорусской церкви " 5 – первое систематическое изложение истории Православия на литовско-белорусско-украинских землях, доведенное до середины XVIII века. В 1895 году был напечатан «Исторический очерк православия, католичества и унии в Белоруссии и Литве» преподавателя Литовской духовной семинарии Г.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Архипастырская деятельность преосвященного Георгия началась в то время, когда Белоруссия находилась под польским владычеством. Белорусская епархия оставалась единственной православной епархией в пределах польского государства. Католики и униаты употребляли все силы для совращения в унию ее населения, не пренебрегая при этом и самыми суровыми мерами принуждения. Архиепископу Георгию пришлось приложить много руда для сохранения своей паствы в верности Православию. Для этой цели он прежде всего позаботился о нравственном и умственном просвещении, в первую очередь духовенства, а через него и всего народа. В 1757 году он открыл в Могилеве школу для духовенства и устроил при архиепископском доме типографии. Присутствуя на коронации императрицы Екатерины II, он просил ее о защите гонимого Православного населения Польши от теснений католичества и добился от нее обещания выполнить его просьбу. В 1765 году архиепископ Георгий представлялся польскому королю Станиславу Понятовскому и произнес перед ним речь в защиту Православия. Затем он подал польскому правительству записку о положении православных во всех западно-русских епархиях и на сейме в 1767 году добился формального признания веротерпимости в Польше. Для того, чтобы доказать законность своих требований, он должен был изучить множество исторических документов и юридических актов. Когда Могилевская епархия отошла к России, то по ходатайству преосвященного Георгия перед Екатериной II был разрешен переход униатов в Православие. В течение трех лет присоединилось к Православию 112.578 униатов. Заботясь о дальнейшем благоустройстве своей епархии, он не забывал и о православных, оставшихся в Польше без пастырского руководства. По рекомендации Георгия его ученик и единомышленник игумен Виктор Садковский был поставлен архимандритом в Слуцк, а через год сделан епископом вновь открытой в польских пределах православной епархии. Среди своей паствы он стремился уничтожить все следы влияния унии и латинства на Православие. Расширил здание семинарии, вызвал из Киевской академии новых наставников. Много писал. В своих проповедях архиепископ Георгий не останавливался и перед опасными вопросами о социальном неравенстве и особенно об отношениях между помещиками и крепостными. Он обличал иноверцев: католиков, евреев и магометан, а также масонов, " премудростию Соломоновою хвалящихся " . Подозрительной казалась ему таинственностью масонства - этого " просвещения, во тьме деемого " .

http://pravoslavie.ru/archiv/archiereolo...

От имени  Блаженнейшего митрополита Киевского и всея Украины Владимира  Патриаршего экзарха поздравил архиепископ Житомирский Никодим. Приветствие председателя Минского городского исполкома Н. Ладутько зачитал заместитель мэра столицы И. Карпенко. Указом митрополита Филарета Петропавловский собор был удостоен права служения в нем Литургии с отверстыми Царскими вратами до «Отче наш». Руководитель реставрационной мастерской «Басталия» Ф. Сорока, под чьим началом проводилось восстановление росписей собора, был награжден орденом святителя Кирилла Туровского. Затем митрополит Филарет освятил расположенный на южной стене собора памятный знак с изображением святых первоверховных апостолов Петра и Павла, а также мемориальную доску, на которой перечислены имена основателей собора. Петропавловский собор — самый древний из сохранившихся храмов Минска. В 1612 году, в условиях насильственного введения унии с Римом, местное православное братство, в котором состояли представители различных сословий, вынесло решение основать в Минске храм и монастырь в честь апостолов Петра и Павла, а при них — школу и лечебницу. Земельный участок для строительства пожертвовала княжна Авдотья Друцкая-Горская. В течение двух столетий церковь была единственным православным храмом города. В 1795 году, вскоре после присоединения Минска к Российской империи, первый правящий архиерей Минской епархии епископ Виктор (Садковский) освятил храм в честь великомученицы Екатерины — небесной покровительницы императрицы Екатерины II. Некоторое время после этого собор был кафедральным. В 1933 году храм был закрыт и разграблен. Здание отдали под склад. Приход Петропавловского собора был возрожден в 1990 году. В декабре 1999 года митрополит Минский и Слуцкий Филарет торжественно освятил три храмовых престола — в честь апостолов Петра и Павла, великомученицы Екатерины и Виленских мучеников Антония, Иоанна и Евстафия. Настоятель собора — митрофорный протоиерей Георгий Латушко. При соборе действуют издательство, воскресная школа, библиотека, два братства, молодежный спортивно-исторический клуб в честь благоверного князя Довмонта Псковского. По благословению Патриаршего экзарха в определенные дни богослужение в соборе проводится на белорусском языке.

http://eparchia.patriarchia.ru/db/text/2...

После смерти 27 сент. 1788 г. еп. Феофила (Игнатовича) И. был в числе претендентов на занятие Черниговской кафедры наряду с Минским архиеп. Виктором (Садковским) и др. Отчасти благодаря протекции канцлера гр. А. А. Безбородко 28 окт. того же года И. был определен епископом Черниговским и Нежинским. Хиротония состоялась 6 дек. Начал активную деятельность по восстановлению Преображенского собора XI в. в Чернигове. 11 нояб. 1790 г. в связи с передачей монастырских имений казенной палате был вынужден переселиться в закрытый Болдинский во имя Святой Троицы и пророка Божия Илии монастырь . 1 апр. 1796 г. И. был назначен митрополитом Киевским и Галицким и членом Святейшего Синода. Проявлял заботу о Киево-Могилянской академии. При нем в 1799 г. был восстановлен ранее упраздненный киевский Братский в честь Богоявления монастырь . И. выступал против традиции выборов священников прихожанами, а также против наследственности иерейских мест, посвящая в сан лишь тех претендентов из семей духовенства, которые имели необходимый уровень образования. Провел реформу благочинных округов. На присоединенной к Киевской митрополии после разделов Речи Посполитой территории Правобережной Украины вел активную антиуниатскую деятельность. 6 сент. 1798 г. издал указ об открытии школ по переподготовке греко-католич. священников. Заботился о благоустройстве храмов Правобережной Украины, о материальном обеспечении священников, отменил фиксированную плату за совершение требы. Награжден орденом св. Андрея Первозванного (1798). Погребен в усыпальнице Успенского придела собора Св. Софии в Киеве. Лит.: Радостные чувствования муз, излиянные в одах и разных стихотворениях при всерадостном случае поздравления с прибытием его высокопреосвященства митр. Киевского и Галицкого, и священно-архимандрита Киевопечерской лавры, Иерофея. [К., 1796]; Евгений (Болховитинов), митр. Описание Киевософийского собора и Киевской иерархии. К., 1825; То же// Он же. Buбpahi npaцi з icmopiï К., 1995. С. 35-270; Макарий (Булгаков), иером. История Киевской академии. СПб., 1843; Аскоченский В. И. Киев с древнейшим его уч-щем Академиею. К., 1856. Ч. 2; Никодим (Алешковский), иером. Нечто о воспитании преосв. Иерофея Малицкого//Черниговские ГВ. 1856. 46. С. 357-358; Филарет (Гумилевский), архиеп. Историко-стат. описание Черниговской епархии. Чернигов, 1873. Кн. 1: Общий обзор епархии; Кандидаты на Киевскую митрополию в 1796 г.//Киевские ЕВ. 1877. 17. С. 457; Белгородский А. В. Киевский митр. Иерофей Малицкий (1796-1799 гг.). К., 1901; Перерва В. С. Дiяльhicmь (Малицького) на Чephiribcьkiй та Kuïbcьkiй кафедрах//Cibepяhcьkuй лimonuc. 2001. 2. С. 54-58; Прокоп " юк О. Б. Духовна kohcucmopiя в cucmeмi ynpabлihhя (1721-1786 рр.). К., 2008.

http://pravenc.ru/text/293762.html

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010