Далее приводится двенадцатисложник, написанный ямбом: «Твою к наукам зря и к святости любовь, Дерзаем сей наш труд предать Тебе в покров. Воззри на оный Ты благоутробным оком, Хотя не состоит во слоге он высоком, Твой ласковый один, о меценат, мы взгляд, Во место дорогих почтем себе наград» . В нем речь идет об архиепископе Викторе (Садковском; † 1803 г.), первом архиепископе Минском, трудившемся на благо православных в Речи Посполитой и как раз на рубеже веков занимавшем Черниговскую епархию . Предметом особых забот архиерея была Черниговская семинария, одна из крупных в регионе. Архиепископ Виктор всячески способствовал улучшению бытовых и педагогических условий духовной школы . Представленный перевод основан на последовании Великого канона утрени четверга 5-й недели Великого поста (без тропарей на блаженнах). Пропущен только тропарь ВК 2:15 . Симеон Риндовский и Феодор Ленкевич переложили весь канон тринадцати- и двенадцатисложниками. Стихотворный размер — шестистопный ямб. На протяжении всего перевода встречаются как двустишия, так и четверостишия с шестистишиями, восьмистишиями и даже десятистишие, что свидетельствует о большой поэтической свободе авторов. Каждый тропарь канона представлен отдельной пронумерованной строфой, как например, тропарь ВК 5:7 «Моисéов слы´шала еси´ ковчéжец…»: «Моисей во младенчестве был по реке носим, В ковчежце заключен, и способом он сим Избавился того жестокого закона, Что от свирепого был издан Фараона» . Но бывают и редкие исключения (два случая), когда несколько песнопений переложены в одной строфе. Так, в следующей строфе тесно переплелись два тропаря — ВК 3:4 и ВК 3:5, — причем первая строка обыгрывает первый из указанных тропарей, а вторая — второй: «Я признаюсь, Христе, что грешен пред Тобою, Но пощади меня, не возгнушайся мною» . Стихотворный перевод в целом верно следует за оригиналом, как, например, в случае тропаря ВК 4:18 «Тéло Твоé и Крóвь…»: «Представил Ты Свое и Тело всем и Кровь: Ты, Слове, Тело дал, чтобы вид принял я нов,

http://bogoslov.ru/article/6176293

Настоящим событием в осмыслении церковной истории явилась историко-богословская конференция, посвященная 1000-летию образования Полоцкой епархии, состоявшаяся в 1992 году. Впервые в научной жизни Беларуси на совместном заседании встретились светские исследователи и богословы, открыто и непредвзято поставившие вопрос о роли Православной Церкви в истории Беларуси. Материалы, опубликованные по итогам этой конференции, по сей день привлекают яркостью мысли, новизной в понимании прошлого и настоящего Беларуси. Традиция проведения юбилейных конференций получила развитие. В 1996 году в рамках научно-богословской конференции, посвященной памяти преподобномученика Афанасия, игумена Брестского, были обсуждены проблемы, связанные с 400-летнем Брестской церковной унии13. В 2005 году XI-e Минские епархиальные Чтения, посвященные 1000-летию Туровской епархии, дали возможность проверить научную достоверность имеющихся исторических суждений о ее возникновении и дополнить их новыми малоизвестными страницами. Каждое заседание этих конференций стало ответом на злободневные вопросы, выдвинутые временем и проверенные в богомудром наследии отцов и учителей Церкви. Наряду с крупными юбилеями, которые являются катализаторами в развитии научных знаний, началась кропотливая работа по созиданию исторических очерков православных епархий. Продолжая традиции, заложенные церковными историками XIX века, современные исследователи выпустили исторические очерки Минской епархии, историко-статистические обозрения Полоцкой и Минской епархий, историко-справочные пособия «Церкви и приходы Минска " 14, «Приходы и монастыри Белорусской Православной Церкви " 15. Исключительно важным явлением среди историко-церковных изданий стала серия «Наши духовные ценности» (главный редактор издания Л. Ф. Анцух). Пять книг этой серии, созданные объединенными усилиями многих исследователей, стали для читателя, по словам митрополита Минского и Слуцкого, Патриаршего Экзарха всея Беларуси, Филарета «добрым посохом в тяжком жизненном странствовании».

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Область ведения, территория и состав новой епархии Виктора Садковского определился далеко не сразу. Дело в том, что гражданский распорядок новоприсоединенных областей был еще далек от своего завершения, а поэтому точное расписание церквей, отходивших в ведение минского архиепископа и соседних с ним архиереев было предоставлено сделать киевскому митрополиту, по сношении с местным генерал-губернатором и коадъютором преосвященным Виктором Садковским. Вместе с тем Св. Синод требовал от митрополита Самуила Миславского немедленно представить расписание церквей по малороссийским и западнорусским епархиям, подведомым ему. Тогда же Св. Синод предписал преосвященному Виктору, во избежание неустройства среди духовенства, взять в свое управление все православные церкви, отошедшие от Польши к России. Это синодальное распоряжение было временным и имело силу до представления киевским митрополитом расписания церквей по епархиям и высочайшего утверждения его. Св. Синод, очевидно, предвидел, что доставить скоро сведения о православных церквах в бывших польских областях не так легко. И действительно, 8 мая 1793 года киевский митрополит писал Св. Синоду: «представить в скорости требуемого расписании не можно, поскольку, как мне довольно известно, положение границ новоучреждаемых и смежных губерний и уездов, те новые губернии составляющих, еще не назначено и отделение некоторых земель, по способности, к прикосновенным к ним прежним владениям российским еще не учинено». Губернское устройство и точное проведение уездных границ вновь присоединенных областей затянулось до конца XVIII в. Но Св. Синод не стал дожидаться окончательного устройства западнорусских губерний, в виду исключительного положения края, где, то усиливаясь, то ослабевая, шло воссоединение западнорусских униатов ч и положение православия среди латинства, по-прежнему, оказывалось не из легких. Св. Синод торопился вводить русский епархиальный порядок в бывших польских областях и начал действовать главным образом через Минскую Консисторию. Церкви и монастыри в областях, отходивших к губерниям Могилевской и Полоцкой, Екатеринославской, Черниговской и Киевской, в церковном отношении он подчинил епархиальным архиереям этих губерний. 1029

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Pokrovski...

Всю остальную новоприобретенную землю Высочайшим указом от 13 апреля 1793 года повелено было разделить на три губернии – Минскую, Изяславскую и Брацлавскую. 1025 Одновременно с губернским устройством новоприсоединенных областей, 13 апреля 1793 г., последовал Высочайший указ о церковно-епархиальном устройстве их. Из трех новых губерний составлялась одна самостоятельная епархия, по имени этих губерний получившая название «Минская, Изяславская и Брацлавская». Она положена была во второй класс после Могилевской, заняв в ряду всех русских епархий 11-е место. Во главе епархии, составленной из трех губерний, встал епископ переяславский и бориспольский Виктор Садковский с титулом «архиепископа минского, изяславского и брацлавского, коадъютора митрополии Киевской и Слуцкого Святотроицкого монастыря архимандрита». 1026 Епископ Виктор являлся только титулованным коадъютором Киевского митрополита, так как по смыслу указа в своей новой епархии был независимым от него. По должности и наименованию коадъютора он имел к киевскому митрополиту прежние отношения, которые выражались в том, что Виктор Садковский признавал первенствующее положение Киевского митрополита среди малорусских и западнорусских архиереев. Равным образом Синод часто обращался к митрополиту по общецерковным делам западной Руси, касавшимся властности Минской архиепископии. Местом жительства минского епископа Виктора оставался слуцкий Св.-Троицкий монастырь. Киевский митрополит, после назначения епископа Виктора Садковского на минскую кафедру, не остался без ближайшего викария. «В рассуждение обширности Киевской епархии», тем же указом 13 апреля 1793 года в пособие киевскому митрополиту дан особый викарий с титулом прежнего коадъютора – епископа переяславского и бориспольского. Местом жительства ему назначался один из монастырей Киевской епархии «по способности», т. е. по удобству жить в нем самом викарию и помогать киевскому митрополиту. Новый киевский викарий не пользовался никакими особенными правами. Положение его в Киевской епархии указом 13 апреля сравнивалось с положением великорусских викариев в Новгородской и Московской епархиях. Жалование ему шло по положению от 15 марта 1787 года о штатах малороссийских епархий. Указом 4 июля 1793 года положение епископа переяславского и бориспольского определилось точнее. Ему велено пребывать в Переяславле и жить в местном Вознесенском монастыре, где была кафедра самостоятельных переяславских и бориспольских епископов, но особого собора и консистории у него не полагалось. В управление викарию переяславскому отданы были церкви гг. Переяславля и Борисполя с уездами. Самому викарию велено быть «под начальством вышнего своего архиерея синодального члена митрополита Самуила (Миславского). 1027 Переяславскую и бориспольскую викарную кафедру 14 августа 1793 г. занял епископ Димитрий (Устинович), бывший префект Киевской академии. 1028

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Pokrovski...

Он более всего призывал свою паству к долготерпению, а о воссоединении униатов пока и не мечтал. Он не отнял ни одной униатской церкви, но твердою рукою остановил запустение и разорение православных храмов и монастырей. В те приходы, из которых православные священники были изгнаны, а униаты не успели возвратиться, он рукополагал священнослужителей, а в пришедшие в запустение от безлюдия монастыри призывал людей из других епархий. Преосвященный Виктор изыскивал средства для поддержания церковных зданий; принял принудительные меры к тому, чтобы духовенство направляло своих детей для обучения в Слуцкую духовную семинарию. Своими осторожными и целенаправленными действиями преосвященный Виктор вместе с преосвященным Георгием (Конисским) и архимандритом Мелхиседеком подготовили великое дело воссоединения униатов. Православие стало заметно оживать, а вместе с ним ожило и исконное тяготение к России. Поляки были этим встревожены и, чтобы приостановить воссоединение с Матерью-Церковью, обвинили православных в Польше в намерении «вырезать всех поляков». Была назначена специальная следственная комиссия, которая многих православных подвергла пыткам и даже смерти. Обвинен был и преосвященный Виктор в предполагаемом бунте, и 18 апреля 1789 года он был схвачен и отправлен в Варшаву на сеймовский суд. Три года и три месяца томился преосвященный в заточении сначала в Варшаве, а потом в темной и сырой тюремной келье Ченстоховского монастыря, закованный в кандалы, мучимый допросами, и нередко под страхом смерти. 21 июля 1792 года он был освобожден русскими войсками. После второго раздела Польши началось воссоединение с Православием населения возвращенных к России областей. Немалую роль в этом деле сыграл и преосвященный Виктор. Под его руководством около полутора миллиона душ возвратилось в лоно Православной Церкви. 13 апреля 1793 года преосвященный Виктор был назначен епископом Минским, продолжая усердно трудиться в деле воссоединения. Только с мая 1794 года по февраль 1795 года его пастырскими посланиями и устными проповедями воссоединено 1800 церквей с 1032 священниками и 101090 прихожан.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Восстановлена в 1648 году Кафедра в Чернигове Зосима (Прокопович) епископ, рукоположен Лазарь (Баранович) епископ, рукоположен и поставлен местоблюстителем Киевской митрополии, с 8.03.1657 архиепископ с 8.09.1667 по 1692 уволен на покой; † 3.09.1693 Феодосий (Углицкий) архиепископ, свт., рукоположен с 11.09.1692 † 6.02.1696 Иоанн (Максимович) архиепископ, свт., рукоположен с 10.01.1697 по 11.03.1711 митр. Тобольский и Сибирский Антоний (Стаховский) архиепископ, рукоположен с 20.09.1713 по декабрь 1721 митр. Тобольский и Сибирский Иродион (Жураковский) архиепископ, рукоположен с 3.05.1722 по 1734 на покое; † 18.09.1735 Иларион (Рогалевский) архиепископ, бывший архиеп. Казанский и Свияжский с 29.03.1735 по 2.05.1738 на покое; † 1738 (1739, 1742) Никодим (Скребницкий) епископ, рукоположен с 6.12.1738 по 29.05.1740 митр. Сибирский и Тобольский, отказался; с 1.09.1742 еп. Санкт-Петербургский Антоний (Черновский) митрополит, бывший митр. Сочавский (Болгария) с 29.05.1740 по 6.09.1742 митр. Белгородский и Обоянский Амвросий (Дубневич) епископ, рукоположен с 8.09.1742 † 23.02.1750 Ираклий (Комаровский) епископ, рукоположен с 8.09.1752 по 19.10.1761 на покое; † 26.10.1765 Кирилл (Ляшевицкий) епископ, бывший еп. Воронежский и Елецкий с 19.10.1761 † 14.05.1770 Феофил (Игнатович) епископ, рукоположен с 17.10.1770 по 1785 переименован еп. Черниговский и Нежинский Черниговская и Нежинская С марта 1785 года Феофил (Игнатович) епископ, бывший еп. Черниговский и Новгород-Северский † 27.09.1788 Иерофей (Малицкий) епископ, рукоположен с 6.12.1788 по 1.04.1796 митр. Киевский и Галицкий Виктор (Садковский) архиепископ, бывший архиеп. Минский и Волынский Черниговский с 13.05.1796 по 16.10.1799 переименован архиеп. Малороссийский Малороссийская Черниговская С 16 октября 1799 года Виктор (Садковский) архиепископ, бывший архиеп. Черниговский и Нежинский с 16.10.1799 † 11.11.1803 Черниговская и Нежинская С 4 декабря 1803 года Михаил (Десницкий) епископ, бывший еп. Старорусский, викарий Новгородской епархии

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

12 апреля 1795 года преосвященный Виктор возведен в сан архиепископа. В этом же году им был восстановлен Слуцкий Свято-Троицкий монастырь. 13 мая 1796 года преосвященный Виктор переведен в Чернигов. С 1799 года стал именоваться «Малороссийским и Черниговским». Скончался после тяжелой болезни 11 ноября 1803 года. Погребен в алтаре кафедрального Троицкого собора Ильинского монастыря в Чернигове. У историков сложилось два взгляда на преосвященного Виктора. Профессор Санкт-Петербургской духовной академии М.О. Коялович считает его слабым, нерешительным, не понимавшим того великого дела, во главе которого он стоял, и не дорожившим этим делом. В противоположность этому мнению, другие считали его энергичным борцом, всегда полным новых планов, равным его наставнику и другу архиепископу Георгию (Конисскому) . Литература: Рункевич С. Г. История Минской архиепископии 1793–1832 гг.: С подробным описанием хода воссоединения западно-русских униатов с Православной Церковью в 1794–1796 гг. Исследование Стефана Рункевича . – СПб., 1893. – С. 48–53. Рункевич С. Г. Краткий исторический очерк столетия Минской епархии. Минск, 1893. – С. 15–44. Едлинский М. E., священник. Подвижники и страдальцы за веру православную и землю свято-русскую от начала христианства на Руси до позднейших времен: в 2 т. – 4-е изд. – СПб., 1901–1903. – С. 256–266. Булгаков С. В. Настольная книга для священно-церковнослужителей. – Киев, 1913. – С. 1404, 1409, 1417. Толстой Ю. Списки архиереев и архиерейских кафедр иерархии Всероссийской со времени учреждения Святейшего Правительствующего Синода (1721–1871 гг.). – М., 1872, 150. Денисов Л. И. Православные монастыри Российской империи: полный список всех 1105 ныне действующих в 75 губерниях и областях России. – М., 1908. – С. 378. Строев П. М. Списки иерархов и настоятелей монастырей Российской Церкви. – СПб., 1877. – С. 10, 501, 511, 537, 544. Петров Л. Справочный богословский церковно-исторический словарь Петрова Л. – СПб., 1889. – С. 53. Историко-статистическое описание Черниговской епархии. [ Филарет (Гумилевский) ]. – Чернигов, 1873. – С. 103, прим. и С. 104.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

23. Антоний Черновский , митрополит Молдавский (хирот. 1739) определён 29 мая 1740, а 6 сент. 1742 перев. в Белгород. 24. Амвросий Дубневич хирот. 8 сент. 1742 из архим. Троице-Сергиевой Лавры; † 23 февр. 1750, в Глухове. 25. Ираклий Комаровский хирот. 8 сент. 1752 из архим. Черниговского Троицкого Илиинского монастыря; 19 окт. 1761 уволен туда же на покой; † 26 окт. 1765. 26. Кирилл Ляшевецкий 19 окт. 1761 перев. из Воронежа; † 14 мая 1770. 27. Феофил Игнатович хирот. 17 окт. 1770 из архим. Саввина Сторожевского монастыря; † 27 сент. 1788. 28. Иерофей Малицкий хирот. 6 дек. 1788 из архим. Черниговского Елецкого монастыря; с 1 апр. 1796 митрополит Киевский. 29. Виктор Садковский , архиепископ, 13 мая 1796 перев. из Минска; в 1799 повелено именоваться «Малороссийский Черниговский»; † 11 нояб. 1803. V. Архиепископы Черниговские и Нежинские 30. Михаил Десницкий 18 дек. 1803 перев. из викариев Новгородских; 18 нояб. 1806 пожалован в архиепископа; в 1815 назначен в Псков, но там не был; с 26 мар. 1818 митрополит С.-Петербургский. 31. Симеон Крылов-Платонов 16 июня 1818 перев. из Тулы; 17 сент. 1819 пожалован в архиепископа; 26 сент. 1820 перев. в Тверь. 32. Лаврентий Бакшевский 26 окт. 1820 перев. из викариев Московских; 22 авг. 1826 пожалован в архиепископа; 14 мар. 1831 уволен на покой; † 17 дек. 1837, в Переяславском Даниилове мнтре. 33. Владимир Ужинский 28 мар. 1831 перев. из Курска, а 19 сент. 1836 – в Казань. 34. Павел Подлипский 26 сент. 1836 перев. из Костромы; с 26 мар. 1839 архиепископ, а 18 апр. 1859 уволен на покой; † 27 нояб. 1861, в Переяславском Даниилове мнтре. 35. Филарет Гумилевский 2 мая 1859 перев. из Харькова; † 9 авг. 1866. 36. Варлаам Денисов , из еписк. Оренбургских, перев. 9 нояб. 1866; с 31 мар. 1868 архиепископ; 16 авг. 1871 уволен от управления; † 18 янв. 1872, в Новгород-Северском мнтре. 37. Нафанаил Савченко 17 авг. 1871 перев. из Архангельска; 16 апр. 1872 пожалован в архиепископа; † 4 мар. 1875. Новгород-Северская епархия учреждена в 1785, упразднена в 1799.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Архиепископу Георгию пришлось приложить много труда для сохранения своей паствы в верности Православию. Для этой цели он прежде всего позаботился о нравственном и умственном просвещении, в первую очередь духовенства, а через него и всего народа. В 1757 году он открыл в Могилеве школу для духовенства и устроил при архиепископском доме типографию. Присутствуя на коронации императрицы Екатерины II, он просил ее о защите гонимого православного населения Польши от притеснений католичества и добился от нее обещания выполнить его просьбу. В 1765 году архиепископ Георгий представлялся польскому королю Станиславу Понятовскому и произнес перед ним речь в защиту Православия. Затем он подал польскому правительству записку о положении православных во всех западно-русских епархиях и на сейме в 1767 году добился формального признания веротерпимости в Польше. Для того, чтобы доказать законность своих требований, он должен был изучить множество исторических документов и юридических актов. Когда Могилевская епархия отошла к России, то, по ходатайству преосвященного Георгия перед Екатериной II, был разрешен переход униатов в Православие. В течение трех лет присоединилось к Православию 112 тысяч 578 униатов. Заботясь о дальнейшем благоустройстве своей епархии, он не забывал и о православных, оставшихся в Польше без пастырского руководства. По рекомендации Георгия его ученик и единомышленник игумен Виктор (Садковский) был поставлен архимандритом в Слуцк, а через год рукоположен епископом вновь открытой в польских пределах православной епархии. Среди своей паствы он стремился уничтожить все следы влияния унии и латинства на Православие. Расширил здание семинарии, вызвал из Киевской академии новых наставников. В своих проповедях архиепископ Георгий не останавливался и перед опасными вопросами о социальном неравенстве, и особенно об отношениях между помещиками и крепостными. Он обличал иноверцев: католиков, евреев и магометан, а также масонов, «премудростию Соломоновою хвалящих». Подозрительной казалась ему таинственность масонства – этого «просвещения, во тьме деемого».

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

В 1609 г. князем Адамом Вишневецким и его женой Александрой Ходасевич были основаны Спасо-Преображенский мужской и Свято-Благовещенский женский монастыри в Селец-Брагине. После восстановления Киевской православной митрополии (1633), к митрополичьей епархии относились и православные церкви и монастыри Туровщины. Большее влияние уния и католицизм имели в Мозыре. В XVII веке тут были построены три католических костёла, действовала иезуитская миссия со школой. В 1720 г. был основан базилианский Суховичский монастырь в Мозырском уезде. Вместе с тем, в начале XVIII в. в Мозырской протопопии продолжали действовать 50 православных церквей. Но в 1747 г. мозырский протопоп Фёдор Савицкий с горечью сообщал, что из 50 церквей под его опекой осталось только 7. Несмотря на твёрдое стояние в вере, до конца XVIII века все православные храмы в древнем Турове были переданы униатам. После 2-го раздела Речи Посполитой Туров вошёл в состав России. С созданием православной Минской епархии в 1793 г. территория бывшей Турово-Пинской епархии перешла в подчинение Минских архиереев, которые утверждались синодом РПЦ. Виктор Садковский, первый епископ новосозданной кафедры, организовал шесть правлений во главе с протопопами, в том числе Петриковское, Мозырское и Туровское. В это время шёл постепенный переход униатов в Православие. В ХХ веке Туров был центром волости Мозырского уезда. В конце ХХ в. в Турове были Спасо-Преображенская, Свято-Ильинская, Рождество-Богородицкая, Свято-Николаевская, Петро-Павловская, Всехсвятская церкви. После пожара 1834 г. остались только Спасо-Преображенская, Свято-Ильнская и церковь Всех Святых на кладбище. В 1878 г. в Мозыре проживало 5457 православных (для сравнения: католиков — 446, старообрядцев — 23, евангелистов — 10), действовали три церкви. В 1870-е гг. при епископе Александре (Добрынине) архиереи Минской епархии стали называться «Минскими и Туровскими», этот титул сохранялся до 1922 года. В мае 1877 г. на Минскую кафедру был возведён епископ Евгений (Шершилов; 1877-1880), который был глубоким сторонником молитвенного почитания святителя Кирилла Туровского. С его благословения были изданы главные труды свт. Кирилла, а в Минском Свято-Петро-Павловском кафедральном соборе в ноябре 1878 г. во имя свт. Кирилла был освещён придельный престол. Ко дню освящения епископ Евгений составил тропарь и величание святителю.

http://patriarchia.ru/db/text/26601.html

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010