Игум. Вонифатий Березин 29 мая 1787 перев. из Киренска, а в 1788 – обратно. – Илия Литвинцев 23 мар. 1789 перев. из Селенгинска, а 4 мар. 1793 – в Посольский мнтрь. – Гавриил Копырин определён 13 мар. 1793; † 8 мая 1797. Архимандриты Вонифатий Березин (паки) 9 дек. 1798 перев. из Киренска; † 4 янв. 1800. Иакинф Бачурин определён в мае 1802, а в 1806 назначен и отправлен в Пекин. Аполлос Алексеевский (назначенный в Пекин, но не посланный) с 30 мар. 1807, а 6 окт. 1813 перев. в Ярославский Тольгский мнтрь. Павел 7 июня 1814 перев. из Угрешского монастыря; † 31 мая 1819. Антоний Добротин в 1819 перев. из Вологодского Спасо-Каменного, а в 1822 – в Нижеломовский мнтрь. Николай Соколов в 1822 перев. из Шацкого Чернеева, а 15 мая 1826 – в Козловский Троицкий мнтрь. Иларий , из иеромонахов Киево-Печерской Лавры, в 1826–33, уволен; с 1848 архим. Козелецкого Георгиевского. Никодим Лебедев 23 июня 1833 перев. из Саратовского Спасского, а 30 сент. 1840 определён в ректора Пермской семинарии. Варлаам Денисов 30 сент. 1840 перев. из Слободского Крестовоздвиженского; 15 окт. 1843 уволен на покой, а 1 мар. 1844 определён в Нижегородский Макариев. Нифонт Мерцалов , из инспекторов семинарии, определён 18 сент. 1843; 12 дек. 1855 отставлен; † 18 февр. 1869. Димитрий Потехин определён 8 сент. 1855, из инспекторов Тамбовской семинарии; 19 июля 1861 перев. в Киренский. Мартиниан Муратовский 19 июля 1861 перев. из Свияжской Макариевой пустыни; 18 дек. 1868 назначен в викария Иркутской епархии (еписк. Селенгинского); хирот. 9 февр. 1869. Вениамин Никольский-Грезднов , из Забайкальских миссионеров, определён 3 сент. 1869. 2 Киренский Троицкий, при впадении в Лену реки Киренги, основан в 1663 г.; по штатам третьеклассный. [IV, 367; VI, 972] 19 сент. 1836 возведён во 2-й класс. Строит. Гермоген , основатель, в 1663–66, ушёл в Даурию; воротясь, по взятии Албазина, † в 1690. – Павел Нехороших , преемник Гермогена … Игум. Иосиф , с 2 февр. 1686; † в 1690. Строит. Иосиф , в 1675, 80, 85, 99 гг. упом; † 1699.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Никандр, епископ Вятский 522 РГИА. Ф. 1278. Оп. 5. 1917. Д. 1292. Л. 5. Подлинник; Слово и жизнь. Вятка, 1917. 19. С. 4. Обер-прокурору Св. синода: Собрание духовенства и церковных старост города Вятки во главе с преосвященными епископами Никандром и Павлом приветствует в лице Вашем народного представителя церковных интересов пред лицом Государственной власти и молит Бога, чтобы при Вашем содействии осуществились давно ожидаемые церковные реформы в целях наибольшего христианского влияния Церкви на благо и процветание Великой России. Слово и жизнь. Вятка, 1917. 19. С. 4. 283. Телеграмма обер-прокурору Св. синода епископа Самарского и Ставропольского Михаила (Богданова) 4 марта 1917 г. Прошу руководственных указаний о молитвенных возношениях за богослужениями о предержащей власти. Епископ Михаил РГИА. Ф. 796. Оп. 204. 1917 г. 1 отдел. V стол. Л. 28. Подлинник. 284. Телеграмма обер-прокурору Св. синода епископа Екатеринбургского и Ирбитского Серафима (Голубятникова) 4 марта 1917 г. Содержание моей речи 523 и объяснение немедленно высылаются почтой. Прошу вторично указания, кого поминать за службами вместо царя. Меня осаждают просьбами об этом. Серафим, епископ Екатеринбургский РГИА. Ф. 797. Оп. 86. 1917. III отдел. IV стол. Д. 64. Л. 30. Подлинник. 285. Телеграммы архиепископа Симбирского и Сызранского Вениамина (Муратовского) и духовенства, епархиальных учреждений и духовно-учебных заведений г. Симбирска 5 марта 1917 г. Председателю Государственной думы: Духовенство г. Симбирска, епархиальные учреждения и духовно-учебные заведения во главе со мной и преосвященным Назарием1 приветствуем ваше высокопревосходительство и в вашем лице Государственную думу, самоотверженно решившихся взять в свои руки бразды правления в тяжкий момент жизни государства. Молим Господа Бога, да поможет Он вам спасти Родину от постигших ее тяжких испытаний. РГИА. Ф. 1278. Оп. 5. 1917. Д. 1292. Л. 14. Подлинник; Симбирские епарх. ведомости. Симбирск, 1917. 6. Отдел неофиц. С. 121. Председателю Совета министров:

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

При непосредственном участии епископа Вениамина в 1871 г. в Благовещенске была открыта первая на Дальнем Востоке духовная семинария. 6 июля 1882 г. вместо деревянного было заложено каменное трехэтажное здание, а 6 октября состоялось его освящение. Семинарская церковь была посвящена святому апостолу и евангелисту Иоанну Богослову. С 1882 г. при семинарии действовало духовное училище. Существовала семинария до 1918 г. После перевода епископа Вениамина на новое место служения Приамурскую и Благовещенскую кафедру последовательно замещали епископы Павел (Попов, 1873-1877), Мартиниан (Муратовский, 1877-1885), Гурий (Буртасовский, 1885-1892), Макарий (Дарский, 1892-1897). Все они к моменту назначения на Благовещенскую кафедру уже имели опыт миссионерской деятельности. По инициативе епископа Макария в 1894 г. стали издаваться «Камчатские епархиальные ведомости». Указом Святейшего Синода от 8 марта 1899 г. они были переименованы в «Благовещенские епархиальные ведомости» и, начиная с 10 за 1899 г., выходили под новым названием. Среди публиковавшихся материалов значительное место занимали статьи по миссионерской тематике. На титульном листе ведомостей помещалась Албазинская икона Божией Матери. С начала 1880-х гг. Благовещенск становится крупным торговым центром, а также центром переселенческого движения в Приамурье. Это наложило свой отпечаток и на развитие епархиальной жизни: потребовались большие усилия по созданию новых церквей, церковно-приходских школ, а также усилия по противодействию приезжающим группам сектантов. 9 марта 1886 г. епископ Гурий открыл Православное братство Пресвятой Богородицы — благотворительное общество при кафедральном соборе г. Благовещенска, целью которого была защита православной паствы от влияния сект. Братство имело обширную библиотеку и проводило внебогослужебные чтения и публичные миссионерские собеседования. Многие важные страницы истории Благовещенской епархии связаны с благодатными явлениями, проистекавшими по молитвам верующих перед Албазинской иконой Божией Матери. Указом Синода в 1885 г. был учрежден общеепархиальный праздник в честь этой иконы, который стал ежегодно совершаться 9 (22) марта. Тогда же была составлена молитва, которая до сего дня читается перед образом. Епископ Гурий, бывший до епископской хиротонии ректором Благовещенской духовной семинарии, ввел еженедельное чтение акафистов Божией Матери перед Албазинской иконой. С того времени пошла на убыль, а вскоре прекратилась в Благовещенске и его окрестностях эпидемия дифтерита, на протяжении нескольких лет уносившая множество жизней. В 1891 г. перед Албазинской иконой молился цесаревич Николай — будущий император Николай II, посетивший Благовещенск во время своего кругосветного путешествия.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/1211274...

С этого времени Забайкальская Духовная Миссия получает свою организацию и средства из казны. Первым епископом Селенгинским был Вениамин (Благонравов), выпускник Казанской духовной академии, рукоположенный 20 мая 1862 года. Он управлял Забайкальской Православной Миссией до 1868 года. Вторым епископом Селенгинским был Мартиниан (Муратовский) (1869-1877), третьим – епископ Мелетий (Якимов) (1878-1888) , четвертым – епископ Макарий (Дарский) (1889-1892). Местопребыванием Селенгинскому епископу был назначен Посольский Спасо-Преображенский монастырь. 3 июня 1879 года был издан указ Императора Александра II о перенесении викарной кафедры из Посольского монастыря в областной город Читу. В 1886 году на окраине Читы был заложен каменный фундамент под постройку первого корпуса будущего женского монастыря; 30 мая 1889 года был освящен монастырский храм Святой мученицы Александры и семи дев; в 1887 году Читинская женская Богородицкая община была высочайше утверждена, а 16 марта 1893 года указом Святейшего синода была преобразована в женский общежительный монастырь. 24 октября 1892 г. архимандрит Георгий (Орлов) был назначен епископом Селингинским, викарием Иркутской епархии. 22 января 1893 г. состоялось его наречение епископом Селенгинским. 24 января 1894 г. Георгий (Орлов) был рукоположен в епископский сан в Иркутском Вознесенском монастыре. На место своего служения в г. Читу как епископ Селенгинский, он прибыл 11 февраля 1893 г. 12 марта 1894 г. преосвященнейший Георгий был назначен на Забайкальскую кафедру с именем епископа Забайкальского и Нерчинского. 24 декабря 1898 г. епископом Забайкальским и Нерчинским был назначен Мефодий (Герасимов), который возглавлял Забайкальскую епископскую кафедру до 1912 г. В 1902 г. был открыт второй женский монастырь в бывшем мужском Посольском Спасо-Преображенском монастыре, опустевшем к концу XIX века. 20 декабря 1912 г. епископом Забайкальским и Нерчинским был назначен Иоанн (Смирнов) . 21 января 1916 г. за заслуги перед Церковью владыка Иоанн (Смирнов) был возведен в сан архиепископа и назначен на Иркутскую и Верхоленскую кафедру.

http://azbyka.ru/palomnik/Чита

«Союз церковного возрождения» (возрожденцы) 1922–1928 Антонин (Грановский) Служебная реформа, воплощенная в жизнь в собственных храмах: алтарь был перенесен в центр храма, иконостас был убран, службы совершались на современном русском языке. Отсутствовали певчие – служащему отвечали все верующие в храме. Были произведены изменения в чинопоследованиях таинств – крещения, брака и исповеди, изменен способ преподания Причастия. «Союз общин Древлеапостольской Церкви» (СОДАЦ) 1922–1923 Иоанн (Альбинский), Александр (Введенский) СОДАЦ признавала необходимость существования женатого епископата. Общины СОДАЦ проводили духовные беседы, внедряли пение акафиста нараспев, вводили фисгармонию, привлекали к богослужению женщин в качестве чтецов, организовывали религиозные братства и сестричества. В конце 1923 г. было принято решение о роспуске обновленческих групп и объединении их членов в Обновленческую церковь   Иерархи Обновленческой церкви Развернуть таблицу Орган управления Иерарх Председатель ВЦУ Антонин (Грановский) (18 мая 1922 — май 1923) Владимир Красницкий (конец 1922 — ) сопредседатель Александр Введенский (конец 1922 — ) сопредседатель Председатель ВСЦ, митрополит Антонин (Грановский) (май — июль 1923) Евдоким (Мещерский) (июль-август 1923) Митрополит, Председатель Синода: Евдоким (Мещерский) (август 1923 — 1925) Вениамин (Муратовский) (1925 — 6 мая 1930) Виталий (Введенский) (10 мая 1930 — октябрь 1941) Первоиерарх Александр (Введенский) (10 октября 1941 — 26 июля 1946) (апрель 1940 — октябрь 1941 — заместитель первоиерарха)   Группы священнослужителей-обновленцев Развернуть таблицу Характеристика группы 1. «Первая — самая многочисленная группа — серые батюшки требоисправители». 2. «Вторая — прохвосты, присоединившиеся к обновленчеству в погоне за быстрой карьерой, спешившие воспользоваться «свободой нравов», дозволенной обновленцами. О них епископ Антонин (Грановский) сказал: «Ассенизационная бочка православной церкви». Почти все они были агентами ГПУ». 3. «Третья — идейные модернисты, искренно стремившиеся к обновлению церкви. Эти жили впроголодь, ютились в захудалых приходах, теснимые властями и своим духовным начальством и не признанные народом. Они почти все кончили в лагерях».

http://azbyka.ru/shemy/obnovlencheskoe-d...

30 авг. 1901 г. по решению Синода «за примерное отправление обязанностей по должности Смотрителя духовного училища» возведен в сан архимандрита С.-Петербургским и Ладожским митр. Антонием (Вадковским) . 17 нояб. 1904 г. назначен ректором Калужской ДС. Начало руководства Н. семинарией пришлось на время революции 1905-1907 гг. Н. как ректор столкнулся с попытками революционных агитаторов организовать противоправные выступления среди семинаристов. 20 окт. 1905 г. Н. получил благодарность от Калужского еп. Вениамина (Муратовского) за его «усердную службу, строгое исполнение обязанностей и сугубые труды» во время революционных беспорядков в Калуге. 12 апр. 1907 г. еп. Вениамин повторно выразил Н. благодарность за «неусыпные труды, понесенные в последнее особенно время по воздействию на взволнованные умы воспитанников, благодаря чему они прекратили брожение и покинули мысль,- если не навсегда, то на продолжительное время,- не подчиняться законным распоряжениям начальства». В период своего ректорства в Калуге Н. поднимал вопрос о строительстве для семинарии общежития для всех обучающихся (большинство семинаристов в это время проживали на частных квартирах). Во время пребывания в Калуге Н. приступил к работе над своим фундаментальным многотомным исследованием о подвижниках благочестия XVIII и XIX вв. В 1908 г. был удостоен благодарности Синода за составление акафиста св. Иоанну Златоусту. Акафист был написан Н. еще в бытность студентом СПбДА, но отклонен тогда цензором под предлогом того, что «акафист гению должен писать гений, а не безвестный иеромонах». Спустя долгое время акафист был признан достойнейшим при отборе из нескольких анонимно поданных текстов. Определением Синода от 17-19 марта 1909 г. Н. был переведен на должность ректора Олонецкой ДС. Одновременно с июня того же года занимал должности председателя епархиальных Училищного и Миссионерского советов, а также Совета Александро-Свирского братства. С 13 окт. 1909 г.- редактор неофиц. отдела «Олонецких епархиальных ведомостей». Был также членом губернского Статистического комитета, Комитета Петрозаводской общественной б-ки, Совета Православного карельского братства. Во время своего пребывания в Петрозаводске продолжил исследования о местночтимых святых и подвижниках, написал ряд работ по вопросам духовно-нравственного просвещении и миссионерства в сев.-зап. крае.

http://pravenc.ru/text/2565560.html

Архипастырь кроткий, терпеливый и непамятозлобивый. Широкая христианская любовь и благожелательность, доступность и евангельская простота, неизменное трудолюбие и вдумчивость были отличительными свойствами его души. В личной жизни был очень скромен и прост во всем. В праздники посещал тюрьмы. Духовный писатель. Ученый иерарх. Здесь мы считаем нужным поместить полностью характеристику митрополита Антония (Вадковского) С.-Петербургского и Ладожского, данную обновленческим митрополитом Вениамином (Муратовским) Московским, председателем Св.Синода и православных церквей в СССР, на торжественном праздновании пятилетия обновленцев 15 мая 1927 года в докладе «как и почему я сделался обновленцем», отпечатанного в «Вестн.Св.Синода Православной Русской Церкви» за 1927 г., 5–6, стр.15.· «Перехожу к моему архиерейству. Я имел великое счастье быть викарием у светлой и блаженной памяти почившего Высокопреосвященнейшего Митрополита Антония Вадковского . Да упокоит Господь его чистую душу! О нем я не буду распространяться: большинство присутствующих знают, что это был за архипастырь, христианин, человек! О нем имеется особая книжка, которую, вероятно, многие из вас читали. Он был в высшей степени скромный, ко всем доброжелательный, – особенно – к обездоленным, бессребренник в истинном смысле этого слова, деликатный, ровный со всеми в обращении, ласковый, но не теряя, однако, своего архиерейского достоинства, ко всем доступный, принимая не только днем, но даже вечером. В течение моего служения при нем я ни разу не видел, с кем бы он говорил повышенным тоном. Никогда его не видели раздраженным. Близкие к нему лица подметили, что если он чем-либо был взволнован, имел привычку крутить правый ус. Одевался он всегда в скромную, черного цвета, одежду, ездил в скромной карете, на колесах, окованных железом. Когда он вступил в управление епархией, то, по ознакомлению с последней, первым долгом почел он обойти все помещения Александро-Невской Лавры, начав с послушнических и кончая помещениями своих викариев.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Спокойно: «Пройдите!» Кабинет. На письменном столе — «Известия» и «Ленинградская Правда». На стене портрет тогда уже покойного митрополита Вениамина Муратовского. «Кто Вы такой?» — указывает мне на табуретку, сам садится в кресло. Начинаю: «Я попрошу у Вас, Владыко, несколько минут внимания». Быстро овладеваю собой, начинаю говорить о своих взглядах. Бесстрастно слушает. По лицу нельзя судить о впечатлении. Но вот я говорю: «Я говорил со многими староцерковными священниками». Здесь хозяин прерывает молчание: «А конкретно с кем же именно?» Я называю ряд имен. Слушает внимательно, уточняет фамилии. Я продолжаю. Кончил. Пауза. Несколько вопросов: «Ваше имя отчество». «Из какой семьи?» «Я спрашиваю потому, что хочу понять, откуда такая религиозная стихия». Затем начинается разговор по существу: «Насколько я понимаю, обновленчество возникло вовсе не для того, чтобы фиксировать то, что давным-давно зафиксировано в христианском социализме. Обновленчество вовсе не хочет вмешиваться в политику. Ну вот мы всмотримся, что они там делают. Скажем: «Ну, что вы там такое строите, как вы строите? Нет! Вы строите совсем не так». И партия нам ответит так, как ответила троцкистам. Или мы скажем, что тоже хотим строить социализм. Вот видите, уже при одной этой фразе у Вас на лице улыбка. Я думаю, что такая же улыбка будет на всех лицах, начиная с товарища Сталина. Мы, конечно, сходимся и с коммунистами, и с социалистами, но только где-то на очень большой глубине: там, где речь идет о новом Иерусалиме и о браке Христа с церковью». Я начинаю говорить о борьбе церкви с несправедливостью, со всяким социальным злом. Говорю взволнованно. Постепенно и хозяин теряет свое олимпийское спокойствие. Спорит всерьез. Говорит: «Я не думаю, чтоб этот эксперимент увенчался успехом. (Это про Октябрьскую революцию.) Но если даже и увенчается удачей, мы должны остаться вне политики». Затем начинаются опять расспросы. Дает мне совет прочесть М.М.Тареева : «Основы христианства». Советует ходить на его беседы.

http://azbyka.ru/fiction/lihie-gody-kras...

Ну, а храм надлежит в ближайшее время восстановить. Очень надеюсь, что это не будет слишком долгим делом, потому что это один из самых последних храмов в Санкт-Петербурге, который еще не полностью возвращен Церкви. Дай Бог, чтобы его восстановление не заняло много лет. Храм нужен - он находится рядом с гаванью, это самый близкий к морю петербургский храм. Он будет встречать всех тех, кто прибывает в северную столицу морем, и важно, чтобы он служил не только как маяк, но и свидетельствовал о том, что люди, прибывшие в Санкт-Петербург, вступили на православную землю. Пусть это действительно будет образ нашего Отечества. Так что желаю успеха Вам, Ваше Высокопреосвященство, и всем тем, кто будет участвовать в скорейшем завершении этого святого дела " . Храм в честь иконы Божией Матери " Милующая " в Санкт-Петербурге (Большой проспект Васильевского острова, д. 100) построен на Галерной гавани по заказу Морского ведомства в память коронования Александра III в 1888-1898 гг. по проекту архитектора В.А. Косякова и инженера Д.К. Пруссака. Назван в честь иконы Божией Матери " Милующая " , привезенной с Афона иеромонахом Арсением. 15 декабря 1896 года епископом Гдовским Назарием был освящен левый придел прмч. Андрея Критского и пророка Осии в память о спасении Александра III в железнодорожной катастрофе при Борках. Главный придел был торжественно освящен 25 октября 1898 года епископом Ямбургским Вениамином (Муратовским) вместе со св. прав. Иоанном Кронштадтским. 10 апреля 1900 года митрополитом Санкт-Петербургским и Ладожскимм Антонием (Вадковским) был освящен придел прп. Сергия Радонежского и свт. Феодосия Черниговского. 2 июня 1932 года церковь была закрыта, передана Учебному отряду подводного плавания при Галерной гавани и в следующем году приспособлена под барокамеру. Внутреннее убранство было уничтожено. Внутри церкви был оборудован бассейн для тренировки водолазов-спасателей. В 2006 году был зарегистрирован приход храма, настоятелем назначен протоиерей Александр Ганьжин. 19 декабря 2012 года Министерство обороны РФ официально передало храм Русской Православной Церкви.

http://mitropolia.spb.ru/news/monitoring...

За этот период в Святейший Синод было направлено 30 документов, составленных по итогам деятельности Камчатской епархии. Их авторами являлись правящие архиереи: Вениамин (Благонравов) , Павел (Попов) , Мартиниан (Муратовский) , Гурий (Буртасовский) , Макарий (Дарский) и Евсевий (Никольский) . В обязательном порядке отчеты содержали статистические данные за истекший год, информацию об открытии или упразднении церковных приходов, о миссионерской и противосектантской деятельности, о пастырских поездках правящего архиерея по епархии. На страницах епархиальных отчетов мы находим не только общую характеристику, но и детальное описание православной жизни отдельных территорий, входивших в юрисдикцию Камчатского епископа. Отчеты с 1870 по 1880 годы В отчете о состоянии Камчатской епархии за 1870 год отмечается, что сведений о деятельности местных священников острова Сахалин духовная консистория не могла получить на протяжении долгого времени 11 об.]. В первую очередь это было связано с тем, что на рубеже 60 – 70 годов XIX столетия на значительно обширной территории трудился всего лишь один священник, который по ряду причин не мог регулярно направлять отчеты своему епархиальному управлению. Действительно, в составе Камчатской епархии с 1865 г. был открыт единственный сахалинский причт, который располагался в посту Дуэ. Сведения о финансировании второго причта острова Сахалин в порту Анива, а следовательно, и его существовании, имеются в Высочайше утвержденном мнении Государственного совета от 30 ноября 1871 г. Л. 64 об.] За фактом непредоставления необходимых бумаг с острова в епархиальном документе без лишних подробностей указан факт (1870 г.) одного из первых посещений Сахалина правящим архиереем. Преосвященный Вениамин (Благонравов), епископ Камчатский, Курильский и Благовещенский, летом для обозрения епархии путешествовал «вниз по Амуру до Николаевска, оттуда Татарским проливом на остров Сахалин» 6]. На протяжении нескольких лет в официальных документах самой отдаленной от центра России епархии о Сахалине не будет сказано ни одного слова. Фраза «сведений с Сахалина о верующих не поступало» 10 об.] повторяется вплоть до 1876 года. Только преосвященный Павел (Попов), епископ Камчатский, напишет в отчете факт своего посещения острова 30 июня 1875 года. Он путешествовал в Японию и был вынужден остановиться в посту Дуэ для того, чтобы совершить необходимый чин, «бываемый при основании церкви и водружении креста» 8 об.]. Мы убеждены, что это одно из самых первых упоминаний правящих архиереев о начале сахалинского храмостроительства.

http://bogoslov.ru/article/5571130

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010