Сергий, Патриарх Московский и всея Руси (Страгородский Иван Николаевич) Дата рождения: 11 января 1867 г. Дата смерти: 15 мая 1944 г. Дата хиротонии: 25 февраля 1901 г. Дата пострига: 30 января 1890 г. Страна: Россия Биография: Будущий Патриарх Сергий (в миру Иван Николаевич Страгородский) родился 11 января 1867 г. в городе Арзамасе Нижегородской губернии в семье протоиерея Николая Страгородского. Начальное образование получил в приходском, затем в Арзамасском духовном училище. В 1886 г. окончил Нижегородскую духовную семинарию и поступил в Санкт-Петербургскую духовную академию . 30 января 1890 г. на Валааме пострижен в монашество с именем Сергий в честь преподобного Сергия Валаамского; 21 апреля рукоположен во иеромонаха. 9 мая 1890 года г. окончил духовную академию со степенью кандидата богословия. 13 июня направлен в Японию членом Православной духовной миссии. В декабре 1891 г. назначен судовым священником на корабль «Память Азова». В 1893 г. назначен исполняющим должность доцента кафедры Священного писания Ветхого завета Санкт-Петербургской духовной академии. С 13 декабря 1893 г. — исполняющий обязанности инспектора Московской духовной академии . 21 сентября 1894 г. возведен в сан архимандрита и назначен настоятелем Русской посольской церкви в Афинах. В 1895 г. удостоен степени магистра богословия за диссертацию «Православное учение о спасении». В 1897 г. вторично назначен в Японию помощником начальника Православной духовной миссии. 29 июля 1899 г. определен ректором Санкт-Петербургской духовной семинарии, 6 октября — инспектором духовной академии. С 21 января 1901 г. — ректор СПбДА. 25 февраля 1901 г. хиротонисан во епископа Ямбургского, викария Санкт-Петербургской епархии . Хиротонию совершили митрополит Санкт-Петербургский Антоний (Вадковский), митрополит Киевский Феогност (Лебедев), митрополит Московский Владимир (Богоявленский), архиепископ Холмский и Варшавский Иероним (Экземплярский), епископ Кишиневский Иаков (Пятницкий), епископ Борис (Плотников), епископ Гдовский Вениамин (Муратовский), епископ Нарвский Никон (Софийский) и епископ Сарапульский Владимир (Благоразумов).

http://patriarchia.ru/en/db/text/5197891...

Читинская епархия Дата создания: 1894 г. Описание: Входит в состав Забайкальской митрополии Важнейшим этапом распространения христианства на восток от Урала стало создание в 1620-1621 гг. в Тобольске первой Сибирской епархии, в состав которой входило Забайкалье. Православие в Забайкалье появилось вместе с отрядами казаков в начале XVII в. при присоединении Сибири к Российскому государству. Первым опорным пунктом при продвижении русских на восток стал Баргузинский острог, основанный русскими казаками и землепроходцами на севере Байкала в 1648 г. Задачей первой в истории Сибири духовной миссии (1681 г.) было распространение христианства среди местного населения. В это время были основаны Свято-Троицкий Селенгинский и Спасо-Преображенский Посольский монастыри. Последнему отводилась роль официального религиозного центра на недавно присоединенной к Российскому государству территории. В декабре 1706 г. была учреждена Иркутская епархия как викариатство Тобольской митрополии, а с января 1727 г. Иркутская епархия становится самостоятельной и включает в себя практически всю территорию Восточной Сибири. С XVIII в. Забайкалье стало входить в ведение Иркутской и Нерчинской епархии. Указом императора Николая I от 11 июля 1851 г. была учреждена Забайкальская область. Чита была возведена в степень областного города, а Троицкосавск, Кяхта и Усть-Кяхта составили особое градоначальство. В 1862 г. учреждаются Селенгинское викариатство Иркутско-Нерчинской епархии и Забайкальская духовная миссия с церковно-административным центром при Посольском Спасо-Преображенском монастыре. Первым епископом Селенгинским был назначен Вениамин (Благонравов) (1862-1868), вторым — Мартиниан (Муратовский) (1869-1877), третьим — епископ Мелетий (Якимов) (1878-1889). В 1880 г. кафедра епископа Селенгинского была перенесена в Читу. Четвертым епископом стал Макарий (Дарский) (1890-1892), пятым — Георгий (Орлов) (1892-1894). Забайкальская епархия появилась благодаря стараниям епископа Селенгинского Мелетия (Якимова).

http://patriarchia.ru/en/db/text/5196345...

Вениамин (Муратовский Василий Антонович), архп. Рязанский и Зарайский Митрополит Ленинградский (обновленческий) Родился 18 апреля 1855 года в Казанской епархии. В 1877 году окончил Казанскую духовную семинарию и назначен надзирателем в Казанское духовное училище. I дек.1877 года рукоположен в сан иерея и определен священником Казанской Духосошественской церкви. В 1892 г. поступил в Казанскую духовную академию, которую окончил в 1896 году со степенью кандидата богословия. По окончании академии пострижен в монашество, возведен в сан архимандрита и назначен настоятелем Череменецкого монастыря С.-Петербургской епархии. 26 окт.1897 г. хиротонисан во епископа Ямбургского, вик. С.-Петербургской епархии. 3 дек.1898 г. – епископ Гдовский. С 1898 г. – пожизненный член Казанской духовной академии. В 1900 году награжден панагией с драгоценными камнями. С 10 июля 1901 г. – епископ Калужский и Боровский. С 31 дек.1910 г. – епископ Симбирский и Сызранский. Член Синода в 1905–6 гг. С I мая 1915 г. возведен в сан архиепископа. 1917–1918 гг. – участник Свящ.Собора в Москве. С 13 июля 1920 г. – архиепископ Рязанский и Зарайский. В 1922 году уклонился в обновленческий раскол. В 1923 году дважды каялся перед Святейшим Патриархом Тихоном и дважды изменил Православной Церкви, переходя обратно в обновленчество. По дополнительным данным епископа Сергия (Ларина), до 6 сентября 1923 года значится митрополитом Рязанским (обновленческим). С сентября 1923 года – митрополит Ярославский. Был участником 2-го обновленческого т.н. «Всероссийского Поместного Священного Собора» 1923 года, на котором позорно подписал постановление Собора о лишении сана и монашества ныне почившего Святейшего Патриарха Тихона. (См. " Дeяhuя II -го Всерос.Поместн.Собора Прав.Церкви” М.2-го мая 1923 года, стр.6–7). С 8 января 1924 года – митрополит Ленинградский (обновленч.). С 9 сент.1925 г. утвержден митрополитом Северо-Западной области. С 19 мая 1927 г. перемещен на Московскую кафедру с наименованием митрополита Московского и Коломенского.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ГДОВСКОЕ ВИКАРИАТСТВО С.-Петербургской (впосл. Ленинградской) епархии, титулярное, именовалось по г. Гдову С.-Петербургской губ. (ныне Псковской обл.), Гдовские епископы являлись 2-ми или 3-ми викариями правящего архиерея. После кончины С.-Петербургского, Новгородского и Финляндского митр. Исидора (Никольского ; † 7 сент. 1892) С.-Петербургская епархия была введена в границы одноименной губернии. Высочайшим повелением 18 окт. 1892 г. новый митрополит был назначен на столичную кафедру с титулом С.-Петербургского и Ладожского. В связи с этим викарный Ладожский еп. Николай (Налимов) 24 окт. был переименован в епископа Гдовского. В ведении Гдовских епископов находилось церковно-школьное дело С.-Петербургской епархии, они являлись председателями совета епархиального братства Пресв. Богородицы, обладавшего правами епархиального училищного совета. Местопребывание Гдовских архиереев - Александро-Невская лавра в честь Святой Троицы в С.-Петербурге. Кафедральный храм - Димитриевский собор в Гдове. 13 нояб. 1893 г. еп. Николай (Налимов) получил назначение на Саратовскую и Царицынскую кафедру, в тот же день на Г. в. был перемещен еп. Кирилловский, вик. Новгородской епархии Назарий (Кириллов) . Как председатель совета братства Пресв. Богородицы он 9 марта 1897 г. освятил главный престол братского храма в честь Покрова на Боровой ул. в С.-Петербурге. 21 окт. 1897 г. еп. Назарий занял Олонецкую и Петрозаводскую кафедру. Следующее назначение на Г. в. последовало 3 дек. 1898 г., когда епископом Гдовским, 2-м викарием С.-Петербургской епархии стал бывш. 3-й викарий той же епархии Ямбургский еп. Вениамин (Муратовский) , до 28 апр.- 1 мая 1899 г. управлявший Череменецким во имя св. ап. Иоанна Богослова мон-рем (ЦВед. 1899. 21. С. 196). 10 июня 1899 г. еп. Вениамин освятил деревянную церковь в с. Заянье Гдовского у., реставрированную к ее 200-летнему юбилею, 10 июля 1901 г. стал епископом Калужским и Боровским.

http://pravenc.ru/text/161802.html

Биография Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Сергия 26 апреля 2017 года Сергий, Патриарх Московский и всея Руси (Страгородский Иван Николаевич) Родился 11 (23) января 1867 г. в Арзамасе Нижегородской губернии в семье протоиерея Николая Страгородского. Первоначальное образование получил в приходском, а затем в Арзамасском духовном училище. В 1886 г. окончил Нижегородскую духовную семинарию и поступил в Санкт-Петербургскую духовную академию. 30 января 1890 г. на Валааме пострижен в монашество, 21 апреля рукоположен во иеромонаха. 9 мая 1890 г. окончил духовную академию со степенью кандидата богословия. 13 июня был назначен в Японию членом Православной духовной миссии. В декабре 1891 г. назначен судовым священником на корабль «Память Азова». С декабря 1893 г. инспектор Московской духовной академии. 21 сентября 1894 г. возведен в сан архимандрита и назначен настоятелем Русской посольской церкви в Афинах. В 1897 г. вторично назначен в Японию помощником начальника Православной духовной миссии. С июля 1899 г. ректор Санкт-Петербургской духовной семинарии, с январоя 1901 г. ректор Санкт-Петербургской духовной академии. 25 февраля 1901 г. хиротонисан во епископа Ямбургского, викария Санкт-Петербургской епархии. Хиротонию совершили митрополиты Санкт-Петербургский Антоний (Вадковский), Киевский Феогност (Лебедев), Московский Владимир (Богоявленский), архиепископ Холмский и Варшавский Иероним (Экземплярский), епископы Кишиневский Иаков (Пятницкий), Борис (Плотников), Гдовский Вениамин (Муратовский), Нарвский Никон (Софийский) и Сарапульский Владимир (Благоразумов). С 6 октября 1905 г. — архиепископ Финляндский и Выборгский. Участник Всероссийского Поместного Собора 1917-1918 гг. С 10 августа 1917 г. — архиепископ Владимирский и Шуйский. 28 ноября того же года возведен в сан митрополита. В январе 1921 г. арестован и некоторое время находился в Бутырской тюрьме, на Пасху был освобожден. В соответствии с пунктом обвинения приговорен к ссылке в Нижний Новгород. С 18 марта 1924 г. — митрополит Нижегородский.

http://foto.patriarchia.ru/patriarch/svy...

Калужская Основана 16.10.1799. До учреждения епархии большая часть территории находилась в подчинении епархии Крутицкой и некоторых других. «...Кроме верховной зависимости от митрополитов Всероссийских, которые, после краткого пребывания во Владимире (1309–1325), перенесли свою кафедру в Москву, надобно полагать, что города северо-восточной части нынешней Калужской губернии зависели по духовному управлению от епархии Владимирско-Суздальской; а на южные уделы имели влияние епископы Черниговские, которые... назывались Черниговским и Рязанскими, до учреждения Рязанской епархии в XIV столетии...» ( Леонид (Кавелин) , иеромон. История Церкви в пределах нынешней Калужской губернии. Калуга, 1876. С. 27). Архиепископия с 25.12.1803. С 1809 г. замещалась епископами. Калужская и Боровская. Викарные кафедры: Боровская, Мосальская, Малоярославецкая, Козельская, Людиновская. 16.10.1799 21.10.1799 30.10.1799 05.03.1809 Феофилакт Русанов 16.04.1809 22.05.1813 19.07.1813 07.02.1816 Евгений Болховитинов 07.02.1816 15.03.1819 Антоний Соколов I 01.06.1819 12.01.1825 Св. Филарет (в сх. Феодосий) Амфитеатров 04.01.1826 03.03.1828 Григорий Постников 20.05.1828 26.08.1831 09.09.1831 05.09.1834 Никанор Клементьевский 02.10.1834 17.09.1851 05.10.1851 09.12.1851 09.12.1851 13.04.1881 14.05.1881 21.05.1888 Владимир Никольский 21.05.1888 03.06.1890 Анастасий Добрадин 03.06.1890 15.09.1892 30.06.1892 29.09.1892 29.09.1892 29.01.1894 29.01.1894 08.10.1895 22.10.1895 10.07.1901 10.07.1901 31.12.1910 Вениамин Муратовский 31.12.1910 25.06.1912 25.06.1912 13.05.1913 Сщмч. Тихон Никаноров 13.05.1913 06.07.1916 Георгий Ярошевский 06.07.1916 03(16)09.1927 22.08(04.09) 1923 22.09(05.10)1923 22.09(05.10)1923 03(16)09.1927 14(27)07.1928 30.07(12.08)1928 29.11(12.12)1928 Павел Введенский 16(29)09.1931 19.11(02.12)1930 17(30)09.1931 17(30)09.1931 03(16)06.1933 Сщмч. Павлин Крошечкин 03(16)06.1933 10(23)03.1934 27.03(09.04)1934 07(20)09.1937 01.1942 Питирим Свиридов 11(24)07.1943 05.1944 09.1945 09(22)03.1960

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Курковицы. Пятогорский монастырь. Церковь Тихвинской иконы Божией Матери. Карта и ближайшие объекты Деревянная трёхпрестольная Тихвинская церковь была заложена в 1894г. и строилась по проекту известного петербургского арх. академика архитектуры Сергея Васильевича Садовникова. Главный придел был торжественно освящен 20 Сентября 1898г. епископом Гдовским Вениамином(Муратовским). Правый придел Архангела Михаила был освящен им же 21 Сентября 1898г. Левый придел Всех Святых был также освящен им, но спустя полгода - 25 Февраля 1899г. Белый позолоченный полукруглый иконостас был изготовлен на средства купца П.С.Котова, а сам храм соединялся переходом с жилым корпусом монастыря. Церковь была закрыта в 1930г.(хотя не действовала уже с 1929г.). К настоящему времени она сохранилась без купола и колокольни и до недавнего времени была занята под клуб. ЦГИА СПб, ф.19, оп.113, д.4182, 1909 г.; СПб Епархиальные ведомости, журнал, 1998, вып. 20, с.137-141 Недалеко от Санкт-Петербурга, в деревне Курковицы, на расстоянии 25 километров от императорской резиденции в Гатчине, стоит полуразрушенный Богородицкий Пятогорский женский монастырь. Построенный в 1860-х годах, он просуществовал почти полвека. Сейчас идет его восстановление. На территории монастыря располагалось несколько храмов: церковь Тихвинской иконы Божией Матери (арх. С.В. Садовников), церковь иконы Божией Матери «Утоли Моя Печали» (арх. С.В. Садовников) — в здании церкви в 1998 г. устроена часовня, церковь св. велокомученика Пантелеймона Целителя. Монастырю принадлежали также храм Преображения Господня (деревянный, 1907-1909 гг., арх. В.А. Воротилов, закрыт в 1939 г.) и поныне действующая деревянная церковь св. Николая Чудотворца (нач. 20 века) в Кикерине. Устроительница и первая настоятельница монастыря игумения Аполлония. Пятогорский Богородицкий монастырь выделился из Вохоновского Мариинского монастыря в 1899 году. В 1929 году монастырь закрыт. На 1917 год в монастыре проживало 48 монахинь и 184 послушницы. Монастырь закрыт в 1930 году.

http://sobory.ru/article/?object=09200

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла КАРГОПОЛЬСКОЕ ВИКАРИАТСТВО Олонецкой и Петрозаводской епархии, названо по г. Каргополю (ныне Архангельской обл.), существовало в 1911-1928 гг. К. в. было учреждено 12 авг. 1911 г., резиденцией Каргопольского архиерея, 1-го викария Олонецкой епархии, был каргопольский Преображенский мон-рь, настоятелем которого викарий являлся по должности. В ведении викарного епископа состояли Каргопольский и Пудожский уезды Олонецкой губ. Первым Каргопольским архиереем стал Варнава (Накропин) , хиротония которого состоялась 28 авг. 1911 г. в Москве; 2 окт. еп. Варнава прибыл в Каргополь. Архиерей часто посещал приходы вик-ства, проводил собеседования со старообрядцами. Благодаря его деятельности в 1912 г. присоединился к правосл. Церкви священник старообрядческой Белокриницкой иерархии Гавриил Фомин, служивший в дер. Хрулёвская Каргопольского у. Олонецкой губ. С миссионерскими целями еп. Варнава проводил крестные ходы из Каргополя в близлежащие деревни. Самым многолюдным и продолжительным стал проведенный в мае 1912 г. крестный ход из Каргополя в Александров Ошевенский мон-рь (в 40 км от Каргополя). 2 нояб. 1913 г. Варнава стал епископом Тобольским и Сибирским, 13 нояб. викарием К. в. был назначен еп. Варсонофий (Вихвелин) . Существование К. в. оказалось под угрозой в 1917-1918 гг., когда настоятель каргопольского собора свящ. Иоанн Ильинский и ряд др. приходских священников Каргопольского у. выступили за упразднение кафедры в Каргополе и за перевод приходов Каргопольского у. в непосредственное ведение Олонецкого епископа. На епархиальном съезде духовенства в Олонце еп. Варсонофий подвергся критике как «старорежимник». Указом Синода от 26 сент. 1917 г. еп. Варсонофий был командирован в Симбирск (ныне Ульяновск) в распоряжение Симбирского еп. Вениамина (Муратовского) . 17 окт. Олонецкий и Петрозаводский еп. Никанор (Надеждин) издал указ, по к-рому К. в. перешло в ведение Олонецкого архиерея и Олонецкой консистории. В нач. 1918 г. еп. Варсонофий вернулся в Каргополь, но его конфликт с приходским духовенством не был исчерпан. 18 апр. 1918 г. указом Синода епископ вновь был отстранен от управления викариатством. Позднее еп. Варсонофий вернулся на Каргопольскую кафедру, 14 сент. 1921 г. возглавил Никольское вик-ство Вологодской епархии. Каргопольская кафедра оставалась вакантной до 14 окт. 1924 г., когда в Москве во епископа Каргопольского был хиротонисан Иларион (Бельский) ; епископ служил в Никольской ц. Каргополя. В дек. 1924 г. архиерей был арестован и выслан из Каргополя в Смоленск, где продолжал носить титул «епископ Каргопольский», в 1926 г. был назначен епископом Поречским, викарием Смоленской епархии.

http://pravenc.ru/text/1681021.html

Русская Православная Церковь ХХ век 11 мая Алексий (Симанский), епископ Тихвинский. 1913 г. 1911 год – Архимандрит Алексий (Симанский; будущий Патриарх Московский и всея Руси), ректор Новгородской Духовной семинарии, хиротонисан во епископа Тихвинского, викария Новгородской епархии. На хиротонии архимандрита Алексия, которую совершил в новгородском Софийском соборе архиепископ Новгородский и Старорусский Арсений (Стадницкий), присутствовал Блаженнейший Григорий Патриарх Антиохийский. «Со смятенным сердцем предстою я вашему Освященному собору в настоящий священнейший, знаменательный час моей жизни, когда промышлением Божиим вручается мне жребий высочайшего в мире служения — служения апостольского, — так начал свое Слово новонареченный епископ. — Глас Владыки и Господа моего слышится мне в этом призыве Святой Церкви Христовой стать на чреду епископского служения. И я повинуюсь сему Владычественному гласу и с благоговением, со смирением, со страхом Божиим и верою в чудодейственную, благодатную силу Таинства приступаю к принятию в скудельный сосуд души моей святыни архиерейства. Служение епископа есть путь страданий и креста, потому что оно есть последование за Пастыреначальником — Христом, потому что оно есть продолжение того дела спасения людей, на которое послал Спаситель наш святых Своих учеников и апостолов, кровию и смертию запечатлевших свое посланничество. Тяжесть епископского омофора, этого видимого знамения овцы, подъятой на рамо ради спасения, носителями его всегда исповедовалась. И ныне, как прежде, она велика, ибо “дар овчий” — Церковь Христова — и теперь обуревается тяжкими бедствиями и напастями. “Вопль злобы”, то есть умножение пороков, неправды, беззаконий, по выражению пророка, “взыде ко Господу”, и над миром, тлеющим в похотях, тяготеет близость грозного суда Божия, который видим уже для не ослепших еще духовных очей своих». 1925 год – Петроградские архиереи отвергли соглашение с обновленцами. В ответ на соответствующее письмо обновленческого «митрополита Ленинградского» Вениамина (Муратовского) управляющий епархией епископ Венедикт (Плотников) вместе с епископами Сестрорецким Николаем (Клементьевым) и Ладожским Иннокентием (Тихоновым) написал увещательное послание к пастве: «Опыт трех лет существования обновленчества показал нам, что все попытки сношений и переговоров обновленцев с православными приводили лишь к новым скорбям и соблазнам для православных и неизменно каждый раз были ложно истолкованы и использованы обновленцами во вред Святой Православной Церкви… Посему еще раз подтверждая свое обращение от начала 24 года, рекомендуем воздерживаться в разговоре с обновленцами даже от выражения своих личных мнений по церковным вопросам».

http://pravoslavie.ru/5446.html

В Эстонии пройдут торжества в честь обретения мощей свщмч. Сергия Раквереского 30 июня 2007 г. 13:35 2 июля 2007 года Эстонская Православная Церковь Московского Патриархата будет отмечать четвертую годовщину обретения мощей священномученика Сергия Раквереского (Флоринского). Торжественные богослужения пройдут в храме Рождества Пресвятой Богородицы г. Раквере. В понедельник 2 июля Божественную литургию возглавит митрополит Таллинский и всея Эстонии Корнилий . После службы будет совершен молебен с крестным ходом вокруг храма. Протоиерей Сергий Флоринский (память 17/30 декабря) родился в Суздале 4 марта 1873 года в семье священника церкви святых бессеребренников Космы и Дамиана Феодора Флоринского. По окончании в 1893 году Владимирской семинарии он поступил на должность учителя в Яксаевское земское училище Суздальского уезда. По обычаю того времени несколько лет выпускник семинарии Сергий Флоринский преподавал в учебном заведении, и только в 1900 году был определен на вакансию священника в церкви 151 пехотного Пятигорского полка. Получив назначение он венчается с Елизаветой Ивановной Смоленской, дочерью полкового священника лейб-гвардии Уланского Ее Величества полка — протоиерея Иоанна Смоленского. Через два месяца, 5 марта 1900 года преосвященным Вениамином (Муратовским), епископом Гдовским, викарием Санкт-Петербургской епархии, Сергей Федорович Флоринский был рукоположен в священника за Божественной литургией в Исаакиевском кафедральном соборе Санкт-Петербурга. Прямо из Петербурга новопоставленный иерей отправляется на место своего служения, в Гродненскую губернию, в местечко Береза-Картузская, где был расквартирован 151-й пехотный Пятигорский полк. Этот полк, несмотря на свою молодость, в это время имел уже славную историю. Сформированный 28 ноября 1863 года 151-й пехотный полк, отличился в Русско-турецкою войну 1877-1878 гг. и был награжден Георгиевским знаменем с надписью «За взятие Карса 6 ноября 1877 года». После войны полк продолжал нести службу на Кавказе до 1894 года, когда он был переведен в Варшавский военный округ.

http://patriarchia.ru/db/text/263315.htm...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010