Санкт-Петербург. Церковь Успения Пресвятой Богородицы. Подворье Важеозерской Спасо-Геннадиевской пустыни Карта и ближайшие объекты Каменная церковь при подворье Важеозерской Спасо-Геннадиевской мужской пустыни была заложена 19 Мая 1897г. прот. Иоанном Кронштадтским на Московской ул. (в 1964г.переименнованной в ул.Крупской) за Невской заставой и строилась по проекту епархиального арх. Николая Никитича Никонова в Русском стиле XVI столетия. Величественная церковь имела в общей сложности 6 престолов (три - в верхнем храме и три - в нижнем): 1. Главный придел верхнего храма во имя Успения Пресвятой Богородицы, в котором находился массивный трёхярусный дубовый резной иконостас, изготовленный в Русском стиле, был торжественно освящён 11 Сентября 1903г. экзархом Грузии Алексием (Опоцким). 2. Правый придел св. Марии Магдалины и свв. Веры, Надежды, Любови и матери их Софии освятил 16 Декабря 1903г. епископ Гдовский Константин (Булычёв). 3. Левый придел преп. Серафима Саровского и вмч. Екатерины был освящён им же 10 Сентября 1904г. 4. Главный престол нижнего храма во имя пророка Осии был освящён 23 Мая 1901г. епископом Гдовским Вениамином (Муратовским). 5. Боковой придел Ап. Иоанна Богослова и преп. Иоанна Рыльского был освящён 24 Мая 1901г. 6. Боковой придел преподобных Никифора и Геннадия (основателей Важеозерской пустыни) был освящён 21 Октября 1907г. ректором Духовной академии архимандритом Вениамином (Казанским). Храм был закрыт по постановлению президиума Ленсовета от 8 Июля 1929г. В последующие годы здание было частично перестроено (снесены все купола и " церковные " элементы фасада). В настоящее время в здании размещается райвоенкомат Невского района Санкт-Петербурга и ряд других учреждений. Проектные рисунки фасадов подворской церкви впервые были опубликованы в книге Г.В. Барановского " Архитектурная эhцukлoneдiя второй половины XIX века " , m.I, СПб, 1902, с.159 (Npuбabлehiя къ Церковнымъ ведомостямъ, журналъ, 1903, сс.1461-1462; Ведомости СПб градоначальства, газета, 1903, 17 Декабря, с.2; 1904, 12 Сентября, с.2) Сохранилась отделка фасадов дворового корпуса и перехода между главным и дворовым корпусами. Хотя здания подворья по-прежнему заняты учреждениями, но в главном здании теперь есть и иконная лавка Важеозерского Спасо-Преображенского монастыря. (Я ее видел 3 января 2010 года; к сожалению, она была закрыта, так как был выходной день). Комментарии и обсуждение Подворье передано церкви,совершаются регулярные бонослужения,настоятель подворья иеромонах Иоанн Неврюев 29 октября 2014. --> Административное деление приведено по состоянию на начало 2022 года. × Внести изменения в объект × Добавить статью или комментарий

http://sobory.ru/article/?object=10232

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АМВРОСИЙ КАЛУЖСКИЙ (Иванов Василий Федорович; 14.01. 1879, с. Копыл Борисоглебского у. Тамбовской губ.- 15.10.1978, с. Спас-Прогнанье Жуковского р-на Калужской обл.), схиархим. Схиархим. Амвросий (Иванов) Схиархим. Амвросий (Иванов) Род. в семье отставного солдата, в 9 лет лишился отца, жил с матерью на попечении дяди. В 1897 г. поступил в Оптину пуст ., где нес послушания на клиросе и в братской кухне, с 1898 г. служил регентом в больничном храме. В 1903 г. по благословению еп. Калужского Вениамина (Муратовского) в ответ на ходатайство настоятеля Пафнутиева Боровского мон-ря перешел в эту обитель на должность регента для улучшения церковного пения. Преподавал церковное пение в церковноприходской школе. В 1911 г. еп. Калужским Александром (Головиным) был пострижен в монашество с именем Амвросий, в 1913 г. рукоположен во иеромонаха. Преподавал церковное пение в монастырской школе псаломщиков. В 1917 г. награжден благодарственной грамотой. В 1918 г. 2 месяца работал в тыловом ополчении, после чего тяжело заболел; в 1919-1920 гг. служил на приходе в Воронежской епархии. Вернулся в Боровский мон-рь в 1921 г. В 1922 г. награжден наперсным крестом. В 1923 г. после закрытия обители отправлен в с. Иклинское Боровского р-на. В 1930 г. арестован и сослан в Семипалатинск на поселение, работал кочегаром и псаломщиком в действующем храме. В 1933 г. вернулся в Иклинское. С 1940 г., после закрытия храма, А. К. работал в колхозе. С 1942 г. служил в Спасо-Преображенском храме с. Спас-Прогнанье, неподалеку от Боровского мон-ря. В 1948 г. возведен в сан игумена, в 1955-м награжден палицей, в 1962 г. возведен в сан архимандрита. Приняв подвиг старчества , стал продолжателем оптинской традиции, совершил большое число тайных постригов в монашество, образовал в с. Софьинка Калужской обл. тайный жен. мон-рь. В 1968 г. принял постриг в схиму. В 1976 г. вышел за штат, продолжал управлять хором Спасо-Преображенского храма. Обладал даром прозорливости, исцеления душевных и телесных недугов. Погребен в склепе Благовещенского придела Спасо-Преображенского храма. Лит.: Некролог//ЖМП. 1979. 8. С. 42; Затомская О. К. Свет Оптиной: Жизнеописание подвижника ХХ века Калужского старца Амвросия (Иванова Василия Федоровича). Спас-Прогнань, 1998. Н. Н. Крашенинникова Рубрики: Ключевые слова: АНДРОНИК (Лукаш Алексей Андреевич; 1889-1974), схиархим., старец Глинской в честь Рождества Пресв. Богородицы пуст. АЛЕКСИЙ (Соловьев Фёдор Алексеевич; 1846-1928), схим., старец, прп. (пам. 19 сент. и в Соборе Московских святых)

http://pravenc.ru/text/114426.html

В письмах из Посольского монастыря епископ Вениамин (Благонравов) вспоминает , что в конце 1863 года для миссионерской деятельности к ним прибыл иеромонах Вениамин из Свияжского Успенского мужского монастыря, прославленного также миссионерской деятельностью. Отправляясь в миссию, отец Вениамин запасся медикаментами, приобрел домашнюю аптечку, что позже принесло ему репутацию лекаря среди инородцев, стекавшихся к нему с разных концов. Но главным послушанием иеромонаха Вениамина было обучать некрещеных инородцев русскому языку и грамоте, а крещеных утверждать в вере. Зная столярное ремесло, он обучал ему и местное население, покупая в Иркутске для этого необходимые инструменты. Проживая одно время в Хабаровске, вел на латыни беседы с английскими миссионерами, посылаемыми в Китай. 3 сентября 1869 года был назначен настоятелем иркутского Вознесенского монастыря с возведением в сан архимандрита. В 1883 году был переведен настоятелем в свияжский Успенский монастырь, в 1899 году вышел на покой, а в 1903 году отошел ко Господу Богу. Там же подробно описано другое замечательное событие – освящение соборного храма Вознесенского монастыря и перенесение мощей святого угодника Божия Иннокентия из Успенской церкви в новый Вознесенский собор . Храм этот строился по инициативе архиепископа Парфения (Попова) и предыдущего настоятеля монастыря – Мартиниана (Муратовского), будущего архиепископа Таврического, три года им занимался и архимандрит Вениамин. В своих письмах преосвященный Вениамин (Благонравов) вспоминает этого скромного монаха: «Архимандрит Вениамин отправил вам службу и акафист святителю Иннокентию. Вот истинный израилитянин, в нем льсти несть, только уж чересчур кроток, так что и послушники плохо слушаются его» . Возможно, что кроткий и нерешительный настоятель такого прославленного монастыря уже позже не совсем устраивал преосвященного Вениамина, архиепископа Иркутского, деятельного и решительного миссионера. В одном из своих писем он описывает причину перехода архимандрита в свияжский монастырь, связанную с желанием преосвященного передать Вознесенский монастырь начальнику Забайкальской миссии.

http://pravoslavie.ru/31015.html

В 1918-1919 гг. ВВЦУ Сибири совместно с правительством провело в Сибири обновление органов местной власти на основе церковного прихода, руководимого советом из духовенства и мирян во главе с избранным председателем. В мае 1919 г. по примеру сибир. ВВЦУ в Ставрополе на Юго-Восточном Русском Церковном Соборе было сформировано Временное высшее церковное управление на Юго-Востоке России . В кон. 1919 г., со вступлением в Омск частей Красной Армии, ВВЦУ переместилось в Иркутск и действовало здесь до 20 янв. 1920 г. После разгрома войск Колчака нек-рым членам ВВЦУ Сибири удалось эмигрировать в Шанхай и Харбин (впосл. они вошли в Русскую Православную Церковь за рубежом ). Архиепископы Симбирский и Сызранский Вениамин (Муратовский), Омский и Павлодарский Сильвестр (Ольшевский), еп. Уфимский и Мензелинский Андрей (Ухтомский) были арестованы в февр. 1920 г. в Новониколаевске (ныне Новосибирск) «за соучастие в преступлениях белогвардейцев» и приговорены к расстрелу. 26 февр. архиеп. Сильвестр был убит, а архиеп. Вениамин и еп. Андрей выступили с заявлением о лояльности к советской власти. Еп. Андрей был освобожден из-под стражи и направлен в Уфу, архиеп. Вениамин вернулся в Симбирск. К этому времени была восстановлена связь сибир. епархий с Патриархом свт. Тихоном, что по Уставу ВВЦУ Сибири означало прекращение его деятельности. Арх.: ГАРФ. Ф. Р-140. Оп. 1. Д. 1-20. Ист.: Сибирская жизнь. 1918. Нояб.-дек.; ЖМП, 1931-1935. С. 21. Лит.: Эйнгорн И. Д. Очерки истории религии и атеизма в Сибири (1917-1937 гг.). Томск, 1982; Иванов В. Н. Огни в тумане. М., 1991; Булгаков С. В. Настольная книга для священно-церковно-служителей. М., 1993р. Ч. 2; Томская старина. 1995. 9; Исаков С. А. , Дмитриенко Н. М. Томские архиереи: Биогр. словарь, 1834-2002. Томск, 1996; Профессора Томского ун-та: Биогр. словарь. Вып. 1. 1888-1917. Томск, 1996; Цыпин В. , прот. Рус. Церковь (1917-1925). М., 1996. С. 115-157; Кашеваров А. Н. Церковь и власть: РПЦ в первые годы Советской власти. СПб., 1999. С. 105-134; он же. Временные церк. управления на территориях, занятых белыми//Русская Церковь, ХХ в.: Мат-лы конф. «История РПЦ в ХХ в. (1917-1933) в г. Сентендре (Венгрия) 13-16 нояб. 2001 г. Мюнхен, 2002. Кн. 1. С. 70-92.

http://pravenc.ru/text/161101.html

Еще в Казани завязывается своеобразная дружба трех вдовцов: архиепископа Палладия, профессора А. В. Вадковского (вскоре также принявшего монашество) и священника о. Василия Муратовского, вскоре постриженного в монахи с именем Вениамин. Впоследствии постоянно, и в проповедях, и в частных беседах, (несмотря на свою староцерковность я вскоре был представлен старцу — «наш пострел везде поспел»), митрополит возвращался к этим друзьям своей молодости и всегда говорил о них в тоне самого глубокого уважения. Но вот происходит неожиданная перемена: казанцы делают блестящую карьеру. Антоний Вадковский становится ректором Петербургской Духовной Академии в сане епископа Выборгского и всея Финляндии, а архиепископ Палладий (после смерти митрополита Исидора в 1892 г.) становится митрополитом Санкт-Петербургским и Ладожским, первенствующим членом Святейшего Синода. Еще 2 года — и в Петербург перебирается третий, самый молодой из друзей, — архимандрит Вениамин Муратовский. Он получает назначение настоятелем Иоанно-Богословского Черемнецкого монастыря под городом Лугой. В 1897 г. он был рукоположен во епископа Ямбургского, викария Петербургской епархии. Эту должность он сохранил и при митрополите Антонии (преемнике митрополита Палладия), а в 1908 г. был возведен в сан архиепископа и назначен на Симбирскую кафедру, в цветущий, тихий, дворянский город, известный тогда лишь своими чудесными видами на Волгу и прославившийся через десять лет на весь мир своим знаменитым уроженцем. Но тогда жизнь там проходила тихо и мирно. Архиепископ Вениамин недаром был учеником митрополитов Палладия и Антония. С митрополитом Палладием его соединяла любовь к церковному благолепию. Владыка любил пышные богослужения (одних облачений у него было 19), а под влиянием митрополита Антония владыка усвоил тот дух мягкого гуманизма и либерализма, который не вычитывается из книг, а является плодом доброго сердца. И этот-то тихий, мирный человек попал в самый центр революционного водоворота. И сюда, в тихую волжскую заводь, пришла гражданская война. Архиепископ уехал с отступавшей Колчаковской армией. Доехал до Урала. Попал в руки красных. И тут начинается кошмар. То его сажали, то выпускали, то опять сажали и грозили расстрелом. Наконец Патриарх Тихон назначил его в 1920 г. на Рязанскую кафедру, и здесь его застала церковная смута. Мягкий и уступчивый, владыка признал живоцерковное Высшее Церковное Управление. Затем, после выхода из заключения Патриарха Тихона, тотчас перешел к Патриарху. Однако вновь был арестован. Тучков имел с ним «дружеский» разговор, после которого архиепископ был освобожден, вновь признал обновленчество, вошел в обновленческий синод и получил громкий титул митрополита Ленинградского.

http://azbyka.ru/fiction/lihie-gody-kras...

11 апреля по поводу кончины Святейшего Патриарха Тихона обновленческий синод во главе с лжемитрополитом Вениамином (Муратовским) выступил с призывом к объединению, которое должно было, по их планам, состояться на третьем Соборе осенью 1925 г. Бывший епископ Антонин (Грановский) со свойственным ему своеобразием призывал митрополита Петра «на весь мир громко воскликнуть: Кириллы и Николаи Романовы и вся зарубежная шатия, я от вас отвернулся давно! Я ваш враг, поскольку вы враги новых условий общественности, созданных революцией... Тогда только станет ясно,– продолжал он,– что митрополит Петр не контрреволюционер, а холодное, вежливое признание Советской власти – это скрытая форма контрреволюции» 203 . Хотя Антонин, тогда уже порвавший с обновленческим синодом, говорил это лично от себя, тем не менее стали понятны те жесткие условия, которые выдвигались приверженцами «объединения» своим предполагаемым партнерам. Некоторые из пастырей и архипастырей, скорбевших о церковных нестроениях, все еще надеялись на возможность преодоления раскола, иные готовы были даже пойти навстречу пожеланиям раскольников. В Ленинграде одним из самых ревностных сторонников объединения стал протоиерей Николай Чуков. С призывом к прекращению вражды с обновленцами выступил и сосланный в Туркестан епископ Андрей (Ухтомский), не видевший достаточных оснований для распрей. Московская паства была встревожена позицией митрополита Уральского Тихона (Оболенского), склонного к примирению с обновленцами из-за прежних дружественных отношений с председателем обновленческого синода лжемитрополитом Вениамином. Для успокоения паствы митрополит Тихон на некоторое время удалился из Москвы в свою епархию. Одним из самых непримиримых противников раскола и борцов за чистоту православия был томившийся в далекой северной ссылке митрополит Кирилл (Смирнов). В письмах и высказываниях, доходивших до верных чад Церкви, митрополит Кирилл предостерегал паству от примирения с раскольниками, похитителями церковной власти и изменниками православия. В ответ на приглашение участвовать в обновленческом соборе епископ Яранский Нектарий (Трезвинский), викарий Вятской епархии, выпустил послание к своей пастве, в котором заклеймил обновленцев как раскольников и врагов Божиих, и в частности обновленческого архиепископа Иосифа, также обратившегося к верующим с обновленческих позиций 204 . Непримирим по отношению к раскольникам был тогда и митрополит Нижегородский Сергий, в прошлом присоединявшийся на короткое время к обновленцам. Местоблюститель патриаршего престола митрополит Петр считал, что речь на переговорах может идти не о соединении, а лишь о присоединении к православной Церкви отпавших от нее после их покаяния.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladislav_Tsyp...

9 февр. 1908 г. митр. Антоний ходатайствовал о перемещении 2-м викарием С.-Петербургской епархии с титулом епископа Нарвского Тихвинского еп. Феодосия (Феодосиева ; впосл. архиепископ), викария Новгородской епархии, как значится в машинописном подлиннике представления (РГИА. Ф. 796. Оп. 189. Д. 569. Л. 7). Однако указанное в документе имя епископа вычеркнуто и рукой митрополита заменено именем викария Костромской епархии Кинешемского еп. Никандра (Феноменова ; впосл. митрополит). Очевидно, выбор еп. Никандра, утвержденного епископом Нарвским 15 февр. 1908 г., был сделан митр. Антонием под давлением. Об этом вспоминал обновленческий деятель Вениамин (Муратовский) , сам бывший на рубеже XIX и XX вв. викарием митр. Антония: «Носилась тогда молва, что Никандр был приставлен в качестве шпиона, чтобы следить за всеми его поступками. Доблестный Владыка Антоний своей кротостью и христианским всепрощением препобедил еп. Никандра... [и тот] сделался самым преданным ему помощником до конца жизни Владыки». 15 апр. 1908 г. еп. Никандр впервые возглавил крестный ход с.-петербургских трезвенников в Александро-Невскую лавру «архиерейским шествием». 28-29 июня того же года совершал юбилейные богослужения в Нарве по случаю 200-летия освящения Спасо-Преображенского собора как правосл. храма с крестным ходом вокруг старого города. С 30 дек. 1909 г.- 1-й викарий С.-Петербургской епархии. Награжден орденами св. Владимира 3-й (1909) и св. Анны 1-й (1912) степени. В 1910-1912 гг., в периоды отъездов митр. Антония в Кисловодск на лечение, временно управлял столичной епархией. 20 марта 1914 г. назначен епископом Вятским и Слободским; напутственный молебен у мощей св. Александра Невского 11 апр. отслужил Гдовский еп. сщмч. Вениамин (Казанский ; впосл. митрополит). 20 марта 1914 г. епископом Нарвским, 3-м викарием С.-Петербургской (с 19 авг. 1914 Петроградской) епархии, был назначен викарий Нижегородской епархии Балахнинский еп. Геннадий (Туберозов) . Он был награжден орденами св. Анны 1-й (1915) и св. Владимира 2-й (1916) степени. С 14 июня 1917 г.- 2-й викарий епархии, с лета 1918 г.- 1-й викарий. Вошел в состав Петроградской синодальной конторы, открывшейся 10 авг. 1917 г. 5 окт. 1917 г. в Петропавловской ц. Петроградского ун-та еп. Геннадий отпевал ее настоятеля, профессора прот. В. Г. Рождественского. В отсутствие митр. Вениамина на еп. Геннадия возлагалось временное управление Петроградской епархией. 2(15?) февр. 1920 г. он был назначен епископом Псковским и Порховским. В это же время РСФСР по Тартускому мирному договору от 2 февр. 1920 г. отказалась от прав на Эстонию, которой отходила и Нарва.

http://pravenc.ru/text/2564682.html

Как ни странно, даже в среде подчинявшегося еп. Венедикту духовенства находились сторонники примирения, в числе их протоиереи: Василий Акимов, Николай Чуков, Николай Чепурин и др. Они поддерживали связь с обновленцами и последние пытались через них «оказать давление на епископов» (Вестн.Св.Синода за 1926 г., 7, стр.6). История переговоров обновленческих главарей с православными епископами Ленинграда, в частности, с еп. Венедиктом, сводилась в общих чертах к тому, что обновленцы через идущих в этом случае у них на поводу примиренцев, настойчиво и бесцеремонно наступали, а еп. Венедикт сначала мягко, намеками, а потом все тверже и решительнее останавливал их попытки, давая примиренцам почувствовать, что они лезут не в свое дело. В середине апреля (ст.ст.) 1925 г. помощник уполномоченного обновленческого Синода, протоиерей Платонов, «почти официально» посетил настоятеля Николо-Морского собора, протоиерея Н.Чукова, посвятил его в свой план – подойти к примирению путем совещаний и просил помочь ему установить связь с епископами. При первом же удобном случае о. Чуков сообщил об этом разговоре епископу Венедикту и нескольким, наиболее близким себе, протоиереям. Ответ был сформулирован таким образом: если обновленцы действительно хотят примирения (вернее, воссоединения), то следовало бы их главе, митр. Вениамину Муратовскому, непосредственно начать переговоры с еп. Венедиктом, т.к. «протоиереи, хотя бы и «видные» все равно не являются окончательными и последними решителями вопросов». Когда на следующий день 21 апреля – о. Чуков зашел с этим ответом к Платонову, тот показал ему уже заготовленное письмо митр. Вениамина ко всем епископам и духовенству и выразил готовность «ввиду отъезда митр. Вениамина» немедленно явиться для переговоров с епископами (опять протоиерей, а не митрополит). Послание было написано сухо и, притом циркулярное, и о. Чуков усумнился, может ли оно помочь делу примирения. Действительно, в ответ на него еп. Венедикт вместе с епископами Иннокентием Ладожским и Николаем Сестрорецким ответили увещательным посланием к пастве от 28 апреля (II мая) 1925 года. Они писали: «Опыт трех лет существования обновленчества показал нам, что все попытки сношений и переговоров обновленцев с православными приводили лишь к новым скорбям и соблазнам для православных, и неизменно каждый раз были ложно истолкованы и использованы обновленцами во вред Святой Православной Церкви». «Посему еще раз подтверждая свое обращение от начала 24 года, рекомендуем воздерживаться в разговоре с обновленцами даже от выражения своих личных мнений по церковным вопросам».

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

23 нояб. 1924 г. патриарх Московский и всея России свт. Тихон вопреки заключению совета епископов епархии хиротонисал в Москве во епископа Нарвского, викария Ленинградской епархии, архим. Сергия (Дружинина) . Управлению епископа Нарвского поручалась не конкретная территория, а «приходы, которые его признают». Несколько ранее находившиеся на территории Эстонской Республики рус. правосл. приходы высказались за образование самостоятельной Нарвской архиерейской кафедры и 10 сент. 1924 г. единогласно избрали на нее бывш. Псковского еп. Евсевия (Гроздова ; впосл. архиепископ). В авг. 1927 г., почти одновременно с легализацией Московской Патриархии после издания зам. патриаршего местоблюстителя митр. Сергием (Страгородским ; впосл. патриарх Московский и всея Руси) «Декларации» 1927 г. , Нарвский еп. Сергий был уволен на покой. Фактически это было упразднением Н. в. Ленинградской епархии. На почве непринятия «Декларации» митр. Сергия на рубеже 1927 и 1928 гг. еп. Сергий стал одним из лидеров иосифлянства в Ленинграде, вновь усвоив себе титул «епископ Нарвский». 2. Синод РПЦ 27 мая 2009 г., согласно прошению Таллинского митр. Корнилия (Якобса) о назначении ему в помощь в управлении ЭПЦ викарного епископа, определил архим. Лазарю (Гуркину) быть епископом Нарвским. 21 июля того же года в Москве состоялась его архиерейская хиротония. 30 мая 2011 г. Синод РПЦ, удовлетворив прошение Таллинского митр. Корнилия и Синода ЭПЦ, постановил возобновить Нарвскую епархию (см. ст. Нарвская и Причудская епархия ). Ее правящим архиереем был назначен еп. Лазарь; Н. в. ЭПЦ прекратило существование. Арх.: РГИА. Ф. 796. Оп. 189. Д. 569. Ист.: [Высочайше утвержденный доклад Св. Синода]//ЦВ. 1887. 18. Ч. офиц. С. 75; Высочайшие повеления//Там же. 1895. 36. Стб. 1131; Определения Св. Синода//Там же. Стб. 1133; Определения Свящ. Синода//ЖМП. 2009. 7. С. 13; 2011. 7. С. 6. Лит.: Наречение архим. Владимира во епископа//ЦВ. 1887. 19. Ч. неофиц. С. 335; Вступление преосв. Иоанна, еп. Нарвского, в должность ректора СПбДА//Там же. 1895. 40. Стб. 1264-1265; Отъезд Св. Синода в Москву//Там же. 1896. 19. Стб. 627; К увольнению еп. Антонина на покой//Петербургский листок. 1908. 47, 17 февр. С. 6; Юбилейное празднество//Там же. 176, 29 июня. С. 6; Проводы и отъезд преосв. Никандра, еп. Вятского и Слободского//Изв. по С.-Петербургской епархии. 1914. 8. С. 7-10; Вениамин (Муратовский), митр. Как и почему я сделался обновленцем//ВССПРЦ. 1927. 5/6. С. 14-16; Наречение и хиротония архим. Лазаря (Гуркина) во еп. Нарвского, вик. Таллинской епархии//ЖМП. 2009. 9. С. 58-62.

http://pravenc.ru/text/2564682.html

24 июня 1923 г. «митрополит» Антонин смещен с должности председателя ВЦС, на его место избран архиепископ (в расколе - митрополит) Евдоким (Мещерский), к-рый приехал в Москву 20 июля. 8 авг. ВЦС был переименован в Священный Синод Православной Российской Церкви, обновленческие группировки упразднили, а пропагандировавшиеся ЖЦ взгляды были объявлены частным мнением членов этой организации. В условиях утраты доверия верующих обновленческий синод взял курс на постепенный отказ от радикальных лозунгов, провозглашенных группой ЖЦ. О. в последние годы жизни патриарха Тихона После закрытия собора 1923 г. патриарх Тихон обратился к советской власти с заявлением о лояльности и 27 июня был освобожден из-под стражи. С этого времени обновленческие органы власти перестали быть единственным реально существующим церковным центром в стране и значительная часть приходских общин, клира и епископата возвратилась в «тихоновскую» Церковь. 15 апр. 1924 г. патриарх Тихон запретил в священнослужении руководителей обновленческого раскола и потребовал от верных чад Церкви прекратить всякое церковное общение с обновленцами. В мае 1924 г. отошедший от Всероссийского обновленческого синода протопресв. В. Красницкий с небольшой группой своих единомышленников при одобрении ОГПУ предпринял попытку воссоединиться с патриаршей Церковью, для чего 19 мая принес покаяние, и был принят в общение патриархом Тихоном в сане протопресвитера. 21 мая он был введен патриархом в состав Высшего Церковного Совета , однако этот шаг вызвал протест среди клира и епископата Российской Церкви, что побудило патриарха отменить принятое решение. После неудачно завершившейся попытки примириться с патриархом протопресв. В. Красницкий окончательно отошел и от обновленческого синода; его группа просуществовала в Ленинграде как маргинальная структура вплоть до смерти своего лидера в 1936 г. Согласно сведениям обновленцев, приведенным в официальном печатном органе - «Вестнике Священного Синода Православной Российской Церкви», к нач. 1925 г. в их ведении на территории СССР находилось 13 650 церквей, 170 епископов и 17 500 священников, при этом на территории РСФСР - 10 039 церквей, объединенных в 73 епархии, 19 мон-рей, 9378 священников и 1871 диакон (ВССПРЦ. 1925. 1. С. 3, 15). После увольнения на покой в авг. 1924 г. обновленческого митр. Евдокима синод воглавлял архиеп. Вениамин (Муратовский; с 9 сент. 1925 обновленческий митрополит) - архиерей старого, дораскольнического поставления. Положение раскольников на Украине и в Белоруссии

http://pravenc.ru/text/обновленчество.ht...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010