К стр. 67 – ...Англию, сыны которой бок о бок сражаются с нашими войсками... – в своей внешнеполитической деятельности лидеры Белого движения, А. И. Деникин и А. В. Колчак, делали ставку на союзнические взаимоотношения со странами Антанты – Англией, Францией, позднее – с США и Японией. Несмотря на очевидную двойственность британской политики и расхождения во взглядах между У. Черчиллем и Д. Ллойд Джорджем, белые стремились к выполнению обязательств, принятых русским правительством перед Антантой в годы Первой мировой войны и ожидали поддержки со стороны западных стран против большевиков в деле восстановления в России законного порядка и ее территориальной целостности. 3 декабря 1917 г. конференция с участием США, Англии, Франции и союзных им стран приняла решение о разграничении зон интересов на территориях бывшей Российской империи. Зоной влияния Англии были назначены Кавказ и казачьи области. К стр. 70 – . ..Высшего церковного управления в Сибири... – ВВЦУ Сибири было сформировано на сибирском Соборном церковном совещании, прошедшем 14 ноября – 3 декабря 1918 г. в Томске, в котором участвовали представители епархий, находящихся под властью правительства адмирала А. В. Колчака. Причиной создания самостоятельного органа церковного управления стало отсутствие связи с Патриархом Московским Тихоном. Полномочия ВВЦУ Сибири имело лишь до восстановления прерванной Гражданской войной связи с Патриархом. В управление вошли архиепископ Симбирский и Сызранский Вениамин (Муратовский), епископ Уфимский и Мензелинский Андрей (Ухтомский), протоиереи И. Галахов и В. Садовский, профессора П. А. Прокошев и Л. И. Писарев , главой управления был избран архиепископ Омский и Павлодарский Сильвестр (Ольшевский) . В соответствии с постановлением правительства адмирала Колчака от 28 марта 1919 г. ВВЦУ Сибири было признано временным высшим представительным органом Православной Церкви. По настоянию адмирала Колчака его местонахождение было определено в Омске. (Скворцов Г. В. Высшее временное церковное управление Сибири//Православная энциклопедия. М., 2005. Т. 10. С. 84–85.)

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

1925 год – Обновленческая депутация во главе с тремя «митрополитами» — Вениамином (Муратовским), Александром Введенским и Серафимом (Руженцевым) — была принята А. И. Рыковым. Председатель Совнаркома СССР пообещал, что «по мере развития государственной жизни власти всемерно будут заботиться о положении духовных лиц в современных условиях и уже приступили к этому делу». 1973 год – Святейший Патриарх Пимен был гостем Богословского факультета им. Яна Амоса Коменского. В зале собрались видные деятели христианских Церквей Чехословакии, директор Секретариата по церковным делам д-р К. Груза, сотрудники штаб-квартиры Христианской мирной конференции и другие официальные лица. Патриарха Пимена приветствовал вице-президент ХМК. В этот же день Святейший Патриарх Пимен и сопровождавшие его лица отправились поездом в Братиславу. 1990 год – По инициативе Русской Православной Церкви состоялась встреча членов Синода и иерархов Русской Православной Церкви с заместителем председателя Верховного Совета СССР А. И. Лукьяновым. Премьер-министр земли Северный Рейн — Вестфалия И. Рау дарит книгу, посвященную этой административно-территориальной единице ФРГ, митрополиту Минскому и Гродненскому, патриаршему экзарху Белоруссии Филарету. 1990 г. Во встрече приняли участие митрополит Киевский и Галицкий Филарет, митрополит Минский и Гродненский Филарет, митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий, митрополит Ростовский и Новочеркасский Владимир, архиепископ Смоленский и Калининградский Кирилл, архиепископ Ивано-Франковский и Коломыйский Макарий, архиепископ Львовский и Дорогобычский Ириней, архиепископ Тернопольский и Кременецкий Лазарь. Архиереи выразили озабоченность происходящим на Западной Украине, подчеркнули, что ситуация осложняется, и попросили помощи в рамках Конституции Союзного государства со стороны светской власти. Разговор начался с того, что Русская Церковь помогала государству в наиболее критические повороты его истории, в годы Великой Отечественной войны. И разрешение создавшейся ситуации, по мнению архиереев, было возможно только объединенными усилиями власти и Церкви.

http://pravoslavie.ru/5344.html

С 1923 по 1935 год существовал Священный Синод Православной Российской Церкви, во главе которого стоял Председатель. Председателями Синода последовательно были: Евдоким (Мещерский), Вениамин (Муратовский), Виталий (Введенский). После вынужденного самороспуска Синода весной 1935 года единоличное управление перешло Виталию Введенскому, а затем к Александру Введенскому. С конца 1935 года развернулись массовые аресты епископата, духовенства, активных мирян обновленческой церкви, хотя в целом репрессии против обновленцев были не столь сильны как против Патриаршей Церкви. Осенью 1943 года государство взяло курс на ликвидацию обновленческих структур, после чего обновленцы начали массово переходить в легализованный Московский патриархат. Смерть Александра Введенского в 1950 году считается концом обновленчества. Летом 1923 года Саратовским ОГПУ сразу в нескольких городах губернии были произведены аресты духовенства и мирян, находившихся под духовным окормлением викарного епископа Вольского Петра (Соколова), вставшего на защиту основ Церквии борьбу с обновленчеством. Среди арестованных оказался и бывший граф Александр Медем , ездивший в Саратов к епископу с просьбой взять хвалынский приход под свою опеку. Мученик Александр Медем. Фото из уголовного дела год. С монастырем связаны практически все последние годы трагической судьбы Медема: здесь венчали и отпевали его близких, пела на клиросе дочь, проходила неустанная молитва. В 1926 году он писал своему сыну: «Напор на Церковь, одно время ослабевший, снова, по-видимому, крепнет… вероятно, и до нас эта волна докатится. В этом случае, конечно, первым полечу я. Я нисколько этого не боюсь – даже буду этому рад. Но одно противно – нами будут восхищаться, проливать слезы, почитать за мучеников за веру православную и пр., – но никто рискнуть собой не пожелает, и мы будем в ничтожном меньшинстве. Это, конечно, рассуждения от лукавого. На всё воля Божия. Мы свое дело сделаем, и, конечно, наша кровь (если ей суждено пролиться) зря не пропадет».

http://pravmir.ru/hvalyinskaya-krepost-s...

16 авг. того же года обновленческим ВЦУ В. был возведен в сан «архиепископа». Участвовал в работе обновленческого «II поместного собора» 1923 г., входил в состав делегации «собора», посетившей Патриарха св. Тихона для вручения ему «соборного определения о лишении сана и монашества». В авг. 1923 г. В. вошел в состав пленума новообразованного обновленческого синода, 15 апр. следующего года возведен в сан «митрополита». На обновленческом «III всероссийском поместном соборе» был избран членом синода. В 1929 г., во время болезни Вениамина (Муратовского) , В. исполнял обязанности председателя обновленческого синода. В сент. того же года решением учебного комитета при синоде за представленные печатные труды получил степень канд. богословия. После кончины Вениамина (Муратовского) В. 10 мая 1930 г. был избран председателем обновленческого синода с титулом «митрополит Московский и Тульский». В связи с назначением «митрополитом Московским» Михаила Князевского В. 5 мая 1933 г. получил титул «первоиерарх обновленческих православных церквей в СССР». С 29 апр. 1935 г., после упразднения синода и роспуска обновленческих епархиальных управлений, В. являлся единственным адм. руководителем обновленчества, имел титул «первоиерарх Московский и всех православных церквей в СССР». После воссоздания в апр. 1941 г. обновленческого ВЦУ В. занял пост его председателя. 6 окт. на заседании ВЦУ он выразил желание уйти в бессрочный отпуск по состоянию здоровья и 10 окт. передал все полномочия «митрополиту» А. И. Введенскому . 13 окт. 1941 г. вместе с Введенским выехал в эвакуацию в Ульяновск. В кон. 1943 г. вернулся в Москву, служил в ц. прп. Пимена Великого. 2 марта 1944 г. в зале заседаний Свящ. Синода РПЦ В. принес покаяние Патриарху Сергию и был принят в общение с правосл. Церковью в сане епископа с оставлением на покое в должности почетного настоятеля храма Воскресения Христова в Сокольниках. 5 мая 1944 г. возведен в сан архиепископа. 13 июля того же года назначен архиепископом Тульским и Белёвским, в марте 1945 г.

http://pravenc.ru/text/158832.html

Но прежде чем писать о них, зайдем в обновленческий храм. 6 часов вечера. Суббота или канун праздника. Так же, как и во всех церквах, раздается колокольный звон. На паперти, однако, почти не видно нищих: нет смысла сюда идти, здесь народа мало. Входим в храм. Охватывает тягостное чувство. Огромное, холодное помещение. И пустое. Десятка два прихожан сиротливо жмутся к алтарю. На паникадилах всего несколько свечей. И на этом унылом фоне странно выглядят яркие облачения, митра на голове священника, протодиакон в камилавке. Уж очень щедро было обновленческое начальство на награды. Другая картина там, где служили корифеи, знаменитые проповедники: Введенский, Боярский, Платонов. Здесь храм переполнен народом, и в основном дамы в шляпах, девушки, интеллигенты профессорского вида, студенческая молодежь… Присмотримся и мы к корифеям. В противоположность православной (староцерковной) епархии, находившейся до весны 1928 г. в состоянии разброда, обновленческая ленинградская епархия имела строго централизованное управление. Во главе епархии с 1925 г. стоял высокопреосвященный Вениамин, митрополит Ленинградской и Северо-Западной области. (В миру Василий Антонович Муратовский). Старый архиерей, он был рукоположен 25 октября 1897 г. в соборе Александро-Невской лавры, ровно через шесть дней после того, как в том же самом храме был рукоположен во епископа тридцатидвухлетний архимандрит Тихон (будущий Патриарх). Отличительной чертой митрополита Вениамина (Муратовского), которому в 1925 г. было 72 года, являлась (на всех этапах его долгой жизни) почти детская безмятежность, а между тем жизнь его отнюдь не была тихой и спокойной. Родившись в семье священника в городе Казани, Василий Муратовский по окончании семинарии пошел по стезям своих предков и стал священником одного из казанских храмов. Однако вскоре умерла его жена, оставив у него на руках четырехлетнего сына. В судьбе несчастного вдовца принял участие архиепископ Казанский Палладий (Раев), сам незадолго перед этим овдовевший. Он порекомендовал ему поступить в Казанскую Духовную Академию, обеспечив стипендию, достаточную, чтоб прокормить сына. В это же время началась его дружба с другим (впоследствии знаменитым) земляком: Александром Васильевичем Вадковским, будущим прославленным митрополитом Петербургским Антонием, одной из самых светлых личностей в истории русской церкви, к большому для нас всех несчастью умершим в 1912 г. (до русской смуты).

http://azbyka.ru/fiction/lihie-gody-kras...

16. Вениамин Благонравов 31 мар. 1873 перев. из еписк. Камчатских. Викарии Иркутской Епархии 1. Иоасаф Болотов , епископ Кадьякский, хирот. 10 апр.1799 в Иркутске, но на пути в Американские селения утонул с кораблём. 2. Вениамин Благонравов , епископ Селенгинский, 5 февр. 1862 назначен из архим. Костромского Игрицкого монастыря; хирот. 20 мая; 18 мар. 1868 перев. в епископы Камчатские. 3. Мартиниан Муратовский 18 дек. 1868 назначен из архим. Иркутского Вознесенского монастыря; хирот. 9 февр. 1869. Высочайшим указом 12 янв. 1870 учреждена епархия Якутская; епископу именоваться «Якутский и Вилюйский». 1. Дионисий Хитров возведён из викариев Камчатской епархии. 2. Павел Попов , епископ, 6 мар. 1860 хирот. в викария Якутского, а 9 нояб. 1866 перев. в викария Новоархангельского; с 1870 епископ Енисейский. Монастыри 1 Вознесенский, от Иркутска в 4 верстах, основан в 1672 г.; с 1707 по 1741. Кафедральный, по штатам третьеклассный. [III, 578; VI, 959.] С 19 сент. 1836 первого класса. Строители Герасим , основатель, с 1672; † 20 янв. 1676. Ефрем , 1676–80 (около 4-х лет). Исаия (управлял 14 ½ лет); † 1701. Гермоген … Митрофан (управлял 6 лет). Венедикт Шапошников (3 года). Вениамин Скорняков (7 лет). Иерофей Филимонов (4 года). Иоасаф Мордовский (3 года). После архим. Якутского Спасского монастыря. Против всех этих строителей в подлиннике. помечено: «Из Описания монастыря, СПБ, 1840 г., соч. архим. Никодима. Требует исследования. В Ист. Иер., VI, 972, только четверо первых без дат». Игум. Макарий упом. 13 мар. (sic) 1704; † 1713. Архим. Мисаил , из Селенгинского, 1713–18, обратно в Селенгинский Троицкий. – Антоний Платковский определён 1718 из Тобольска (?), до 18 нояб. 1720. Послан в Пекин и вскоре вызван. В 1729 снова туда-же отправился. Игум. Паисий в 1729 перев. из Посольского монастыря, а 1736 – в Якутский Спасский. Архим. Корнилий Бобровников , с 1736; † в мар. 1746. – Наоанаил 14 апр. 1746 перев. из Селенгинского, а 1754 – в Якутский Спасский. – Синесий Ивановский , с 12 мая 1754; † 11 мая 1787.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

К сожалению, проследить послереволюционные судьбы многих авторов, цитированных в этой книге, не оказалось возможным. Но о некоторых мы все же знаем достаточно. Из числа архиереев, которые в 1905 году отправляли в Синод свои отзывы о церковной реформе, до времени появления советского «обновленчества» дожили на родине и уцелели немногие. Среди них можно назвать Назария (Кириллова), в то время епископа Нижегородского, а впоследствии митрополита Курского. Его имя чаще других архиереев упоминалось выше, так как он уделял особенно много внимания вопросу о преобразованиях в богослужении, выступая за них решительнее большинства собратьев. А в 20-е годы он – тоже решительнее многих – противостоял обновленческому расколу, не уступая ни на шаг. Часто ссылались мы и на архиепископа Рижского Агафангела (Преображенского), который тоже был одним из наиболее последовательных сторонников обновления богослужебной жизни. В своей епархии он, не дожидаясь Всероссийского Собора, уже в 1905 году совместно с Епархиальным собором осуществил программу богослужебных реформ. От своих взглядов в этой области он не отказывался и позднее, о чем свидетельствует его Послание архипастырям и всем чадам Православной Русской Церкви 1922 года. Но обновленческому расколу святитель, как известно, остался совершенно чужд. Правда, епископ Серафим (Мещеряков), в 1905 году выступавший за богослужебные реформы (впоследствии митрополит Кавказский), в 1922 году признал обновленческое ВЦУ. Но на раскольничий собор 1923 года он уже не явился. А в 1924 году, вслед за митрополитом Сергием (Страгородским) , вместе с которым он ранее признал «обновленцев», владыка Серафим принес публичное покаяние – и уже через две недели оказался на Соловках, а восемь лет спустя мученически закончил жизнь в Ростовской тюрьме. Виднейшим деятелем обновленческого раскола из архиереев 1905 года стал, конечно, Вениамин (Муратовский), в то время – епископ Калужский, а у раскольников – митрополит Московский, подписавший акт о низвержении патриарха Тихона и скончавшийся без покаяния в 1930 году. Однако в своем отзыве 1905 года епископ Вениамин ни о каких литургических реформах не упоминает.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

«Но у епископов Русской Православной Церкви есть еще немалое число и горячих приверженцев из простого, но верующего народа. Тесным, но многолюдным кольцом он окружает своих предстоятелей церковных и своею горячею верою и благочестивою жизнью представляет красноречивое оправдание их деятельности...» 120 . Хиротония во епископа состоялась в Казанском соборе Петрограда 6 августа 1916 года, в праздник Преображения Господня. Ее совершили: митрополиты Киевский и Галицкий Владимир (Богоявленский) 121 , Петроградский и Ладожский Питирим (Окнов); архиепископы Казанский и Свияжский Иаков (Пятницкий), Симбирский и Сызранский Вениамин (Муратовский); епископы Рязанский и Зарайский Димитрий (Сперовский), Черниговский и Нежинский, Василии (Богоявленский) 122 , Велетский и Дибарский Варнава (Сербия), Урмийский и Супурганский Мар-Илия (Геворгизов), Великоустюжский Алексий (Бельковский), викарий Вологодский, Гдовский Вениамин (Казанский), бывший епископ Полоцкий и Витебский Иннокентий (Ястребов), председатель Миссионерского совета. Тринадцать лег назад с этим же праздником совпал монашеский постриг Петра Белоликова, и теперь Преображение Господне прочно становилось днем его преображения и началом восхождения от силы в силу. По окончании литургии и чина освящения плодов иерархи вышли в мантиях на архиерейский помост для вручения хиротонисанному епископу архиерейского жезла. Митрополит Владимир произнес речь о предстоящем служении нового епископа. Накануне епископ Сергий (Лавров), которого вызвали из Персии, представил в Святейший Синод доклад о положении дел в Урмии и состоянии Миссии, и поэтому митрополит Владимир при напутствии нового епископа Салмасского хорошо представлял существо дела. «Урмия теперь – это уже не та богатая и цветущая, особенно в христианской ее части, область. Жестокая рука врагов сделала ее совсем неузнаваемой, и вот какую печальную картину представляет она сейчас по донесенным до нас официальным сведениям. Селения христиан в количестве 2/3 разрушены и опустошены. Церковное имущество разграблено. Иконы поломаны или сожжены. Из серебряных сосудов, похищенных из храмов, пьют на своих пирушках мусульманские ханы. Из дорогих облачений сделаны покрывала на седла их лошадей.

http://azbyka.ru/otechnik/Pimen_Beloliko...

11 нояб. 1923 г. временно управлявший Петроградской епархией (с янв. 1924 Ленинградская) Лужский еп. Мануил (Лемешевский ; впосл. митрополит) обратился к патриарху Московскому и всея России свт. Тихону с докладом, в к-ром, в частности, ходатайствовал о восстановлении Охтинского вик-ства и рекомендовал туда епископом «всеми любимого вдового протоиерея Н. Клементьева, 17 лет служащего в Охтинском соборе». Еп. Мануил просил «в интересах торжества православия» совершить хиротонию в Петрограде. Патриарх Тихон наложил на докладе резолюцию: «Разрешить» и командировал для возглавления хиротонии в Петроград Подольского архиеп. сщмч. Петра (Полянского ; впосл. митрополит). Однако архиеп. Петр не смог выехать в Петроград, и хиротония не состоялась. 28 мая 1924 г. к патриарху обратились викарии Ленинградской епархии епископы Кронштадтский Венедикт (Плотников ; впосл. архиепископ) и Шлиссельбургский сщмч. Григорий (Лебедев) . Они повторно просили разрешить хиротонию прот. Клементьева во епископа: «Викарий необходим в связи с тяжелыми условиями церковной жизни. Отзыв очень благожелательный. Просят назвать Охтинским, а не Тосненским, хотя Охтинский викарий единоверческий, но они в настоящее время не имеют своего кандидата и возможно временное использование этого титула». 23 июня 1924 г. по принятии монашества с сохранением прежнего имени Н. был хиротонисан во епископа Сестрорецкого, викария Ленинградской епархии. Хиротонию, состоявшуюся в Москве, возглавил патриарх Тихон. Н. вошел в состав управлявшего Ленинградской епархией в отсутствие правящего архиерея Епископского совета во главе с Кронштадтским еп. Венедиктом. Активно участвовал в борьбе с обновленцами, которые после кончины патриарха Тихона († 7 апр. 1925) призывали православных к «примирению» и предлагали принять участие в своем «Третьем Поместном Соборе». В ответ на подобное обращение обновленческого «митрополита» Вениамина (Муратовского) Н. вместе с еп. Венедиктом и епископом Ладожским Иннокентием (Тихоновым ; впосл. архиепископ) 11 мая 1925 г.

http://pravenc.ru/text/2565734.html

1925 г. был для Церкви не менее тяжелым, чем и предыдущие. Серьезную опасность для Церкви по-прежнему представляли обновленцы. Так, в украинской столице Харькове 23 храма принадлежало обновленцам, 1 самосвятам-липковцам, 3 – Православной Церкви. В Киеве обновленцы захватили Киево-Печерскую лавру. Однако украинские обновленцы по-прежнему отказывались от канонических реформ и стремились лишь к автокефалии. Но пресмыкательство перед советской администрацией и у последователей Вениамина (Муратовского), и у его украинских коллег было одинаковым. В мае 1925 г. украинские обновленцы-автокефалисты созвали свой «Собор», председателем которого стал «митрополит» Пимен (Пегов). На лжесобор был приглашен управляющий Харьковской епархией епископ Константин (Дьяков), однако поставленные им условия (осуждение московских обновленцев, вступление в общение с митрополитом Петром и др.) раскольники не выполнили и потому епископ Константин предпочел это собрание проигнорировать. Попытки объединения с обновленцами предпринимались и в России. Со стороны архиереев отношение к примирению с раскольниками «на равных» было разное, митрополит Тихон (Оболенский), например, к объединению был готов. Другие архипастыри считали, что раскольники должны приниматься в Церковь после принесения покаяния. Среди иерархов, во всеуслышание выражавших такое мнение, были священномученик митрополит Кирилл (Смирнов) и митрополит Сергий (Страгородский) . Непримиримую позицию по отношению к красным обновленцам занял и митрополит Петр. 28 июля 1925 г. святитель издал послание, где обновленцы были объявлены самочинниками, а присутствие православных христиан на обновленческих службах признано недопустимым. «Не о соединении с Православной Церковью должны говорить так называемые обновленцы, а должны принести искреннее раскаяние в своих заблуждениях», – говорилось в послании местоблюстителя. Некоторое время раскольники надеялись, что митрополит Петр все же прибудет на их «Собор» в октябре 1925 г., однако надежды остались тщетными. Священномученик Петр «совет нечестивых» ( Пс.1:1 ) проигнорировал. Убедить святителя пойти на компромисс в отношении раскола было нереально. «Он был упрям, как бык, прямо невозможно было к нему приступиться», – говорил о священномученике Петре один из обновленческих лидеров Александр Введенский.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010